-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Священномученик Прокопий Попов, пресвитер
Краткое житие священномученика Прокопия Попова
Вплотную к воде широкого Юга подходит село Шолга Вологодской губернии. Неподалеку от берега выстроен большой стройный храм во имя Пресвятой Троицы. Приход — больше ста деревень, и в самой Шолге благочиние, служат три священника, два диакона и три псаломщика.
Уже катилась по России смута. Прежде гражданской — духовная, и кому как не священникам было видеть падение и опустошение нравственное. Внешне жизнь для некоторых материально благоустраивалась, но уже предчувствовался грозный конец. Постучишь по дереву на вид здоровому, а звук обнаружит — дупло.
Шла Первая мировая война; одним тогда казалось, что стоит Россия непоколебимо, а другие уже тогда видели, что дело идет к концу. Еще задолго до революции настоятель храма отец Прокопий Попов, показывая церковному попечителю царские деньги, сказал:
— Вот, Василий Васильевич, придет скоро время, когда эти деньги, николаевские, на стены будут лепить, и никому они не будут нужны.
Для благочестивого попечителя это прозвучало как призыв к революции. Разгневавшись, он едва удержался, чтобы не отчитать резко священника. Прошло время, пало правительство царское, мутной волной унесло правительство временное, и вся тысячелетняя история России стала крениться и перекраиваться, все радужные краски погасли, и будущее затмилось.
Произошла революция, наступил 1918 год, большевики организовали карательные отряды, которые по всей стране истребляли священнослужителей и пользовавшихся авторитетом населения мирян. 13 октября, перед праздником Покрова Божией Матери, каратели явились в Шолгу и арестовали отца Прокопия. Посреди поля была вырыта яма. Уверенные в своей силе и безнаказанности, они решили расстреливать днем, не препятствуя народу присутствовать.
Когда-то римские воины-язычники, видя бесчинные убийства христианских мучеников, исповедовали себя христианами. Ныне на глазах паствы убивали пастыря — и она беззвучно отдавала его на расправу.
Новоявленные властители показывали, что предела жестокостям не будет, и эта безжалостная решимость действовала на население парализующе. Это было время наглого, торжествующего зла.
Отец Прокопий встал перед могилой, помолился, попрощался с прихожанами, земно поклонился им и сказал:
— Простите меня, грешного.
Прихожане заплакали. Священник снял рясу, подал ее сыновьям, которые все это время стояли рядом, и остался в подряснике. Затем повернулся лицом к востоку, снова помолился и сказал:
— Я готов.
Раздался выстрел. Отец Прокопий упал. Вторым выстрелом он был убит.
Поначалу священник был погребен здесь же, на поле, но сыновья стали просить разрешения перенести его тело на кладбище. Власти отказывали, но родственники не прекращали хлопот, и наконец им дано было разрешение похоронить священномученика на кладбище села Косково.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия". Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.
Источник: fond.ru
Полное житие священномученика Прокопия Попова
Прокопий Михайлович Попов родился в 1864 году в с. Утманово Утмановской волости, сын священника Михаила Александровича Попова. У Михаила Александровича и его супруги Марии Фоминичны были еще сыновья Павел и Александр.
Прокопий окончил Никольское духовное училище, а в 1884 году - вместе с Николаем Никоноровичем Глубоковским (известным в будущем богословом) Вологодскую духовную семинарию. По окончании семинарии был назначен надзирателем Вологодского духовного училища. Однажды он был в гостях у ректора Вологодской духовной семинарии Петра Леонтьевича Лосева. В это время к Лосеву приехала племянница Александра, и ректор сказал, что Прокопий ее жених и будет мужем. Скоро они обвенчались. Так супругой о. Прокопия стала Александра Алексеевна Лосева, родом из Рязанской губернии.
В 1905 году о. Прокопий овдовел, Александра Алексеевна похоронена на кладбище с. Шолга (ныне Подосиновский район Кировской области, прежде Никольский уезд Вологодской губернии). У них было четверо детей: Софья, Николай, Мария, Петр. Дочь Софья Прокопьевна вышла замуж за священника Павла Аристарховича Круглова (в 1904 году он стал настоятелем Спасо-Преображенского храма в с. Кичменгский Городок). Его отец Аристарх Михайлович и дядя Николай Михайлович были священниками Кобыльской Георгиевской церкви в селе Косково Кичменгско-Городецкого района.
В декабре 1885 года Прокопий Михайлович Попов был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви с. Шолга.
Помимо богослужений в здании церкви проходили волостные собрания. Хранились здесь и мирские документы. В 1890 году при храме открылась первая в Шолге библиотека. Большинство книг было религиозного содержания. Первым библиотекарем был о. Прокопий.
По штату Троицкой церкви полагалось иметь троих священников, диакона, троих псаломщиков и двух просфорниц. В приходе числилось 90 деревень.
С 17 сентября 1901 года по 3 ноября 1917 года о. Прокопий состоял благочинным пятого округа Никольского уезда, осуществляя надзор за работой всех подосиновских храмов. В Великоустюгском и Никольском уездах до 1904 года было по четыре благочинных округа. С 1905 года в Никольском уезде было образовано пять благочинных округов. В состав пятого благочинного округа вошли церкви: Подосиновская Богородице-Рождественская в с. Подосиновец, Подосиновская Георгиевская в с. Потемино, Подосиновская Спасская - городок Осиновец (д. Аксентьевская), Пушемская Николаевская в с. Щеткино, Пушемская Михайло-Архангельская в с. Октябрь, Пушемская Троицкая в с. Троица, Утмановская Ильинская в с. Утманово, Утмановская Николаевская около д. Фильтяево, Утмановская Михайло-Архангельская на р. Ентала, Шолгская Троицкая в с. Шолга, Яхреньгская Богоявленская в с. Яхреньга, Яхреньгская Николаевская в с. Новая Яхреньга. О. Прокопий нес множество церковно-общественных послушаний. Он двукратно был законоучителем женского училища, двукратно - депутатом по училищным делам, сначала помощником, а потом и благочинным Никольского уезда Вологодской епархии, законоучителем Александринского училища и попечителем Княщинского земского училища. За всю свою священническую деятельность всего два раза был в отпуске (1894 г. и 1896 г.)
За многолетнюю добросовестную службу духовное начальство наградило о.Прокопия набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом. 6 августа 1917 года священник Прокопий Попов был возведен в сан протоиерея, а до этого был награжден темно-бронзовой медалью и знаком Палестинского общества. За 25-летнее служение в должности законоучителя отец Прокопий был награжден орденом Св. Анны 3 степени.
Сколько было уже сделано и сколько, наверное, было впереди планов. Но новая власть изменила их. Еще задолго до революции 1917 года он предвидел все ужасы, надвигающиеся на Россию. Однажды в разговоре с церковным попечителем он сказал, показывая на деньги : "Вот, Василий Васильевич, придет скоро время, когда эти деньги, николаевские, на стены будут лепить, и никому они не будут нужны". Попечитель очень рассердился тогда на батюшку, но впоследствии эти слова полностью подтвердились.
27 апреля 1918 года на третьем крестьянском съезде на протоиерея Прокопия Попова была наложена контрибуция, как на представителя эксплуатирующего класса в размере 7 тысяч рублей, которую требовали взыскать немедленно. Но и этого было мало. Новые власти с ожесточением продолжали творить беззаконие.
13 октября 1918 года организованный большевиками карательный отряд явился в Шолгу и арестовал отца Прокопия по подозрению в контрреволюции. Посреди поля была вырыта яма, из деревни было согнано много народа. По некоторым данным могилу было приказано вырыть самому о.Прокопию. Уверенные в своей безнаказанности, большевики совершали свое преступление открыто перед всеми жителями Шолги. В книге игумена Дамаскина «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия» рассказывается о подвиге о. Прокопия Попова. Отец Прокопий встал перед могилой, помолился, попрощался с прихожанами, земно поклонился им и сказал: "Простите меня, грешного". Прихожане заплакали. Священник снял рясу, подал ее сыновьям, которые все это время стояли рядом, и остался в подряснике. Затем повернулся лицом к востоку, снова помолился и сказал: "Я готов". Раздался выстрел. Отец Прокопий упал. Вторым выстрелом он был убит.
Кроме отца Прокопия в том же 1918 году были расстреляны в селе Шолга священник Автомон Головков и сын псаломщика Федор Соколов. Они были из села Шолга властями отправлены в город Никольск. В народе сохранилась версия, что сопровождавшим их карательным отрядом они оба были расстреляны на территории Яхреньгской волости, будто бы при попытке к бегству (от села Шолга 30 километров).
Поначалу о. Прокопий был погребен здесь же, на поле, но сыновья стали просить разрешения перенести его тело на кладбище. Власти отказывали, но родственники не прекращали хлопот, и наконец им дано было разрешение похоронить священномученика на кладбище села Косково. Правда, по сведениям сайта Вятской епархии, предполагаемое место погребения отца Прокопия – берег р. Юг на окраине с. Шолга. Нам, к сожалению, не удалось установить точное место захоронения о.Прокопия. Родственники уверены, что это с.Косково. Если так, тогда он был похоронен у нашей церкви, т.к. новое кладбище было открыто лишь в 1930 году. На месте старого кладбища сейчас поставлен поклонный крест, чтобы люди могли поклониться своим предкам, в том числе и тем, кто своими стараниями возводил наш храм, а может и священномученику Прокопию.
Священномученик Прокопий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Вернуться к списку