- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Благоверный князь Изяслав Владимирский
Изяслав Владимирский († окт. 1165, Владимир-на-Клязьме), старший сын владимиро-суздальского князя св. Андрея Юрьевича Боголюбского (имя и происхождение матери неизвестно), брат благоверных князей Мстислава и Глеба. В источниках Изяслав Андреевич начинает упоминаться, после того как его отец стал правителем Ростово-Суздальской земли.
Зимой 1159/60 г. Изяслав Андреевич во главе ростовского войска, в которое входила также «муромьская помочь», был отправлен в поход для оказания помощи своему нареченному зятю вщижскому князю Святославу Владимировичу, которого осадили войска черниговского князя Святослава Ольговича и полоцкого князя Всеслава Васильковича. При подходе ростовских войск к Вщижу осада была снята, князья заключили мир. В конце мая – начале июня 1160 г. новгородцы направили в Ростов посольство с предложением послать к ним на княжение сына Андрея Боголюбского. В летописях его имя не названо, но можно предположить, что речь шла об Изяславе Андреевиче. Однако князь Андрей отправил в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича.
В 1164 г. вместе с отцом, дядей Ярославом Юрьевичем и муромским князем Юрием Ярославичем Изяслав Андреевич участвовал в победоносном походе на Волжскую Булгарию. Русское войско взяло «град славный» Бряхимов и еще 3 крепости. По мнению русских князей и воинов, победа была одержана благодаря заступничеству Божией Матери через Ее чудотворную Владимирскую икону, находившуюся в русском войске. Захваченные князьями трофеи были использованы для украшения храмов. Рассказ о чуде от иконы и имена русских князей вошли в древнейшую редакцию Сказания о Владимирской иконе Божией Матери, описание чудес было включено в летописные своды, созданные в Сев.-Вост. Руси в XIII–XVI вв.
Вскоре после окончания похода Изяслав Андреевич скончался. 28 октября 1165 г. в присутствии отца и младшего брата Мстислава князь был похоронен в кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире [1] . В источниках XV–XVII вв. погребение князя ошибочно отнесено к 28 сентября. В память о сыне Андрей Боголюбский в 1165 г. приказал построить Покрова Пресвятой Богородицы храм на Нерли.
Имя Изяслава Андреевича было записано в синодики Ростовской и Суздальской епархий. Наряду с двоюродным братом князем Изяславом Глебовичем Изяслав Андреевич упоминается в синодиках владимирских соборов и нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря [2] . Имена благоверных князей Изяслава и Мстислава Боголюбских записаны в помяннике нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря [3] . До середины XVI в. память об Изяславе Андреевиче была связана с его принадлежностью к правящей династии. В этом качестве князь упоминается в ранних родословцах летописной редакции, сохранившихся в Новгородской IV летописи, Летописном своде 1418 г., Новгородско-Софийском своде 30-х гг. XV в., Белорусско-Литовском своде 20-30-х гг. XVI в. и др.
В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, составленной в конце 40-х – начале 50-х гг. XVI в. (вероятно, в 1550), изложен порядок поминания архиереев, великих князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали в соборе. В связи с грамотой была составлена «Выписка о панихидах», в соответствии с которой в соборе по Изяславу Андреевичу должны были служиться панихиды [4] . В описи владимирских гробниц 1-й половины XVII в. упоминаются «розные гробницы» 3 сыновей великого князя Андрея Боголюбского, находившиеся на левой стороне Успенского собора. В середине XVII в., после реконструкции захоронений, в связи с перенесением 22 января 1645 г. в центр Успенского собора гробницы Владимирского великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, гробницы его двоюродных братьев были перемещены. Согласно новому описанию некрополя, «на левой стране у сторонних дверей», у гробницы Владимирского великого князя св. Михаила Юрьевича «в головах две гробницы князь Андреевых детей Боголюбскаго Глеба да Ижеслава: одна в стене, а другая возле» [5] . Над гробницей Изяслава Андреевича появился лист, текст которого в виде приписки воспроизведен в рукописи 1670 г. «Книги степенной царского родословия» из библиотеки Успенского собора [6] . В надгробном листе Изяслав Андреевич характеризуется как «кроткий, и смысленный, и храбрый» князь, сообщается, что он «на сопротивных устрои себе самострелные оружия – стрелы железныя великия» (в летописях об этом оружии известий нет), которые «и ныне в соборной церкви обретаются, и доднесь видими всеми». «Железные стрелы» Изяслава Андреевича оценивались современниками как важные реликвии. 3 октября 1697 г. по просьбе настоятеля ярославского в честь Преображения Господня монастыря архим. Иосифа владимирский протопоп Григорий Гаврилов передал в монастырь «железную стрелу великаго князя Андрея с чады… в похвалу великаго князя Феодора с чады, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, сродича его Андрея Боголюбского с чады» [7] . О почитании Изяслава Андреевича во 2-й половине XVII–XVIII в. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и младшими братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини, и их дети, и епископы», а также в «Описании о Российских святых» (С. 215-216). В 1882 г. в ходе реставрации Успенского собора захоронение Изяслава Андреевича было освидетельствовано.
12 и 15 февраля 1919 г. мощи Изяслава Андреевича наряду с мощами других Владимирских святых были подвергнуты вскрытию, затем изъяты из собора. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в., в настоящее время почивают в Успенском соборе Владимира. Канонизация Изяслава Андреевича совершилась, по-видимому, внесением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева).
Примечания
[1] Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176
[2] РГБ. Ф. 256. Рум. № 387. Л. 41, 42 об.
[3] НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 37. Л. 18, нач. 30-х гг. XVII в.
[4] Роспись панихид владимирским князьям // ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67
[5] Виноградов. 1905. С. 67; Сиренов. 2006. С. 410
[6] РГБ. Ф. 178. Муз. № 4288. Л. 616 об.
Вернуться к списку