- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Средства для ухода за церковной утварью
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Мученик Георгий Муромский
Правление Георгия Ярославовича началось после смерти старшего брата Василия зимой 1345/1346 года. К этому времени, по-видимому в результате разорения города и его округи монголо-татарами в 1281, 1288 и 1293 годах, Муром запустел, княжеская резиденция находилась вне его; в 1330 году. князь Ярослав, отец Георгия Ярославовича, был должен митрополиту Феогносту 15 гривен церковных даней [1] .
В 1351 году Георгий Ярославович «постави двор свои» в Муроме, по примеру князя в городе стали селиться «тако же и бояре его, и велможи, и купци, и чръные люди» [2] . В ходе возрождения Мурома были восстановлены храмы, которые князь и горожане «обновиша и оукрасиша иконами и книгами» [3] .
Правление Георгия Ярославовича в Муроме было недолгим. Летом 1355 году в качестве претендента на муромский стол выступил его племянник князь Федор Глебович, осадивший город. Георгий Ярославович бежал. Федор вокняжился в Муроме и привлек на свою сторону большинство бояр, которые «яшася за него». Часть бояр отправилась вместе с князем в Орду (очевидно, за ярлыком на Муромское княжество). Однако и у Георгия Ярославовича в городе остались сторонники. Через неделю после отъезда Федора Георгий Ярославович вернулся в Муром. «Собрав останочные люди муромци», он отправился вслед за племянником в Орду. Здесь им был «суд велик», в результате которого Федор получил ярлык на муромское княжение, ему выдали Георгия Ярославовича. Последний, как отмечают летописцы, умер «с истомы» (по-видимому, насильственной смертью) в том же году [4] . Более поздний Владимирский летописец прямо говорит, что князь Федор «умори» Георгия Ярославовича [5] . Поскольку запись о гибели муромского князя находится в летописях перед известием о смерти 21 ноября 1355 года нижегородско-суздальского князя Константина Васильевича, можно заключить, что Георгий Ярославович умер ранее указанной выше даты. Имя Георгия Ярославовича было занесено в синодики муромского в честь Преображения Господня мужского монастыря и Никольского собора в городе Зарайске.
Рассказы об обновлении Мурома и о трагической гибели Георгия Ярославовича вошли в большинство текстов так называемой лаврентьевско-троицкой группы летописей, в XV - середине XVI веков неоднократно включались с разной степенью сокращения в общерусские летописные своды. В 40-х годах XVI века они были использованы Ермолаем (Еразмом) при создании Повести о Рязанском епископе Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), согласно которой Георгий Ярославович был инициатором поставления святителя. Распространенная редакция Повести о Рязанском епископе святом Василии вошла в Житие благверного муромского князя Константина и его детей Михаила и Феодора, написанное Ермолаем (Еразмом) в связи с канонизацией князей в 1547 году, и была использована тем же автором в Повести о Петре и Февронии. Установление почитания Георгия Ярославовича в Муроме относится к времени не ранее XVII века - после местной канонизации святителя Василия (1609 год). Свидетельствами почитания Георгия Ярославовича являются памятники иконографии.
Примечание
[1] Присёлков М.Д., Фасмер М.Р. Отрывки В.Н. Бенешевича по истории Русской Церкви XIV века: (Посвящено В.Н. Бенешевичу). I-IV // ИОРЯС. 1916 год. Т. 21. Кн. 1. С. 50, 68.
[2] ПСРЛ. Т. 15. Выпуск 1. Стб. 60.
[3] Повесть о Рязанском епископе святом Василии 40-х годов XVI века сообщает, что Георгий Ярославович «первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, такожде и вторый храм святых страстотерпец Бориса и Глеба обновил» - Памятники. Выпуск 1. С. 235.
[4] ПСРЛ. Т. 15. Выпуск 1. Стб. 64.
[5] Там же. Т. 30. С. 111.
Вернуться к списку