- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Лукиан Александровский
Преподобный Лукиан родился около 1610-го года. Его родителями были Димитрий и Варвара, благочестивые и состоятельные граждане города Галича Костромской губернии. Они долго не имели детей и однажды дали обет постричься в иноческий образ, если Господь услышит их молитву и даст им наследника. И вскоре Господь даровал им сына, нареченного в святом крещении Иларион.
Когда отрок достиг восьмилетнего возраста, Димитрий вспомнил о данном им обете и решил удалиться в монастырь. Иларион стал умолять отца не оставлять его сиротой и взять с собой туда, где он мог бы разделить с ним труды и молитвы. Уразумев на то волю Божию, отец не смог отказать ему в просьбе. Найдя пустынное место, Димитрий водрузил там крест, построил келью и стал жить с сыном в полном уединении, приняв со временем пострижение с именем Дионисия от одного пресвитера. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же благочестивый отрок перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Он старательно и охотно учился молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию, во всем подражая отцу. Мать его Варвара после разлуки с мужем и сыном раздала имение нищим, удалилась в один из соседних девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине.
Через некоторое время отошел к Богу и отец подвижника. Тогда, надеясь найти себе духовного наставника и учителя взамен отца, Иларион пришел в Мологский Афанасиевский монастырь и три года нес послушания, приобретя уважение и любовь всего монастыря, начиная с игумена. Но затем послушник, к недоумению всех, покинул обитель, не снося похвал в его адрес, как грозной опасности для себя, и переместился в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы близ города Углича. Но здесь, по той же причине, пробыл он недолго.
Стремясь к совершенству, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее и прилежнее отдаться воле Божией. В благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую. Это было в 1640 году. Вскоре пришел он на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность окружавших его сел. К тому времени, после бесчиния смутных лет, храм стоял уже четверть века заброшенным и бесхозным. Увидев столь благодатное место, Иларион возгорелся желанием обрести здесь себе уединение и жить в пустынном безмолвии отшельником. Он поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться. В том же году подвижник был пострижен пришедшим к нему по велению Матери Божией иеромонахом Феодосием и наречен Лукианом, ему было тогда, по свидетельству летописи, около тридцати лет. Потом к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи, и собравшаяся братия стала замышлять о построении нового храма. Но этим планам помешало разорение образовавшегося братства окрестными жителями.
Ухищрениями врага рода человеческого братия была разогнана, заготовленные бревна расхищены, а на Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к Патриарху, в глазах которого он был оклеветан в «нечистой жизни». Лукиан был отдан «под начал» в Чудов монастырь. Полный духовного мира и незлобия, он смиренно воспринял случившееся, как волю Божию. Кротко терпел преподобный всяческие лишения, безропотно нес самые тяжелые послушания, сияя благочестием в стенах кремлевского монастыря и удивляя всех его насельников, особенно игумена Кирилла.
В 1646 году к Патриарху обратились иноки из Спасской пустыни в Холмогорах Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх стал советоваться об этом деле со своими ближайшими сотрудниками, и тогда Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Святейший Патриарх тотчас послал за ним. Он подробно расспросил его о происхождении и монашеском подвиге, увидел глубину и силу его ума, а также великое смирение и духовную мудрость. В скором времени монах Лукиан был рукоположен в иеромонаха и назначен в архангельскую обитель строителем. Основным делом нового настоятеля было строительство обители, к чему он приступил прилежно и тщательно, не оставляя вместе с тем и своего личного монашеского подвига. В обители успешно возводились храмы, устраивалась иноческая жизнь по строгим общежительным уставам святых отцов. Это вызвало неприязнь к преподобному некоторой части братии, привыкшей к более вольной жизни, и которой строгий монастырский порядок, насаждаемый Лукианом, был не по душе. Преподобный не стал силой и властью настоятельской доказывать свою правоту. Видя, что большинство братии не вмещают насаждаемый им образ монашеского делания, он не мог сам поступиться им в угоду слабейшим. Выход был один – возблагодарив за все Всемилостивого Спаса и благословив братию, отправился он из обители в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, к церкви Рождества Божией Матери.
Возвратившись в свое прежнее обиталище, он снова поставил себе келью подле церкви и начал упражняться в безмолвии. Лукиан продолжал жить в келье с несколькими пришедшими к нему и постриженными им братьями, молитвою и постом воюя против врагов невидимых, но опять возмутились местные жители. Пришлось Лукиану вновь покинуть избранное им место подвига и вернуться в обитель Чудову. Там он был встречен уже не как узник, но как истинный брат. Он снова начал трудиться в хлебне и на других послушаниях, не забывая насыщать души алчущих и хлебом духовным. Монахи и благочестивые миряне, слушающие рассказы Лукиана о пустыни, избранной Самой Царицей Небесной и о явленных там чудесах от иконы Рождества Богородицы, возымели великую ревность к исполнению воли Божией и пожелали обустроить это святое место.
Благочестивые люди Москвы испросили у государя Алексея Михайловича и у Святейшего Патриарха Иосифа грамоту и благословение на строительство пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану построить там новую церковь и священнодействовать при ней. Вновь прибыл Лукиан в пустынь. С ним пришли и другие подвижники, они срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов привезен был лес, ими же оплачивалось и все храмовое строение, и многие из них вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. В 1650 году Лукиан обратился к Патриарху с челобитной об устроении монастырской обители; благословенная грамота патриарха Иосифа на это была дана 28 августа (10 сентября) 1650 года. Эта дата является официальным началом существования Свято-Лукиановой пустыни.
Сам преподобный, строго соблюдая церковное правило, ежедневно совершал Божественную службу. Бог даровал ему благодатные слезы, и без сердечного умиления никогда не совершал он святую Литургию. Всех приходивших к нему от суеты мира принимал он с любовью, как от руки Божией, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих в обитель, все насельники вновь образованного монастыря повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание.
Скромность и строгость иноческого жития Лукиана притягивали многих благочестивых жителей Александровской слободы к нему и его пустыни. Однажды монахини Александровской слободы, жившие при церкви Рождества Христова, пришли к преподобному Лукиану во вновь устроенную им обитель с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Александровой слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале преподобный отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим их просьбам, смиренно согласился. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, повелев оградить его со всех сторон и срубить кельи для двадцати сестер. Он утвердил им общежительный устав и был для них пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения.
Патриарх Никон дал преподобному Лукиану благословенную грамоту на освящение Успенской обители, что он и сделал в 1654 году, совершив крестный ход с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы от своей пустыни до Успенского монастыря, положив, таким образом, начало ежегодному крестному ходу из одной обители в другую. Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Все взирали на него как на одного из древних святых отцов, благочестивые люди всячески стремились, по мере сил, подражать ему в подвигах веры и благочестия. Преподобному Лукиану даны были, по благодати Божией и по свидетельству монастырской летописи, великие духовные дары – умилительный дар слова и дар прозорливости, которым он проникал будущее.
Не достигнув и пятидесяти лет, подвижник выглядел как древний старец – труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его на протяжении всей жизни подточили телесные силы Преподобного. Спустя некоторое время после устроения девичьей обители в Александровской слободе он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в воссозданную его великим подвигом церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Той, Которой посвятил он всю свою жизнь, и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма и положили на траву. И так преставился преподобный Лукиан 8 сентября 1655 года в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.
Почитание преподобного Лукиана, чудотворца Александровского началось сразу же после его преставления. В начале 18 века, при игумене Авраамии было написано его житие по воспоминаниям его сподвижников. В этой же летописи были записаны 11 чудес, совершенные по молитвам Преподобного и милостью Пресвятой Богородицы от святой Ее чудотворной иконы. Один из списков этой рукописи сохранился и находится ныне в Российской Государственной Библиотеке.
В 1771 году благодарные жители Александрова, избавленные от мора помощью Божией и совершением крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы, устроили над могилой преподобного Лукиана часовню, которая была расписана внутри изречениями Преподобного и сценами его жития. В годы гонений на веру, после закрытия обители эта часовня была полностью разрушена в 1926 году, но, промыслом Божиим, мощи преподобного Лукиана не тронули, тогда как захоронения в крипте собора Рождества Богородицы оказались полностью разграбленными.
Мощи находятся в храме Богоявления Господня. Они обретены в 1992 году.
После открытия обители в 1991 году уже осенью было решено обрести это драгоценное сокровище – святые мощи. Это было сделано, с помощью Божией, в следующем 1992 году и с тех пор преподобный Лукиан своими святыми мощами почивает в храме Богоявления.
Источник: slpustin.ru
Вернуться к списку