- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Вы идете по улице и видите храм. В каком столетии он был построен? О чем говорит его архитектура? – Разобраться в этом не так сложно, как может показаться. Давайте попробуем!
Каким был самый первый христианский храм? – Обычная комната на верхнем этаже здания в Иерусалиме. Да, да, та самая Сионская горница, где Спаситель совершил Тайную Вечерю! Этот ужин Христа с учениками и был самой первой христианской Литургией. Паломникам в Иерусалиме показывают здание, где это произошло – но за минувшие два тысячелетия оно, конечно, сильно изменилось, претерпев множество перестроек. К тому же, церковные археологи сомневаются, действительно ли это здание – историческое место Тайной вечери. Как бы то ни было, факт очевиден: Господь установил Таинство Евхаристии в обычном жилом доме.
Первые христиане – апостолы и их ученики – тоже собирались на молитву в частных домах. Возможности строить храмы у них просто не было. Когда гонения усилились, верующие стали собираться в тайных местах: например, в катакомбах Рима – подземных помещениях и ходах, оставшихся от каменоломен. Впрочем, уже эти первые скромные тайные церкви старались украсить – например, вырезанными в камне изображениями. Так христиане выражали свою любовь к Богу. А еще – старались помочь своим братьям и сестрам постичь веру, взирая на связанные с ней изображения и скульптуры. Например, Христа изображали в символическом образе Доброго Пастыря, несущего на плечах найденную им заблудившуюся овечку.
В IV столетии император Константин Великий стал христианином и отменил гонения. С этого времени (а где-то и с немного более раннего) и начался отсчет христианского храмоздательства. Многие храмы того времени были перестроены из общественных зданий – базилик. Чуть позже в христианские церкви стали переделывать и языческие храмы, которые тоже имели базиликальную форму. Базилика представляет собой вытянутое прямоугольное строение, нередко разделенное колоннадой на несколько продольных частей – нефов. Базилики в чистом виде распространены главным образом на Западе, встречаются они и в Греции. К примеру, представляет собой базилику храм святителя Спиридона Тримифунтского на греческом острове Корфу.
Зодчие Византийской империи довели свое искусство до совершенства – насколько это возможно на земле. Они создали купольный храм с величественным высоким сферическим сводом. Непревзойденный по сей день образец такого храма – собор Софии Константинопольской. Инициатором его строительства стал император Юстиниан Великий, который правил в VI столетии.
А что же Россия? Храмы, которые мы можем увидеть на улицах городов и сел в наши дни, относятся к следующим направлениям архитектуры:
- Классицизм
- Древнерусский стиль
- Барокко
- Неовизантийский стиль
- Псевдорусский стиль
- Модерн
- Эклектика
Первые каменные русские храмы во многом повторяли византийские образцы, но уже очень скоро отечественные зодчие обрели свой узнаваемый стиль работы. Храмы, как правило, имели крестово-купольную планировку: в центре – купол, по сторонам – два боковых крыла, впереди (на востоке) – алтарь, а в западной части – притвор со входом. Именно таковы знаменитая церковь Покрова на Нерли, Успенский собор г. Владимира, соборы Московского Кремля и еще множество старинных храмов. Чаще всего они белые: выстроены из белого камня или побеленного кирпича. Глава – одна, достаточно массивная, установлена на цилиндрическом барабане.
К древнерусскому церковному зодчеству относят храмы, построенные вплоть до XVII столетия, но конечно, церкви X и XVII веков сильно отличаются друг от друга. Тем более, что между ними – провал: время татаро-монгольского ига, когда было не до зодчества (во всяком случае, в первые его десятилетия).
Домонгольской древности была присуща относительная простота форм, которая иногда сочеталась с абсолютно фееричным декором. Например, Димитриевский собор в городе Юрьев-Польский сплошь украшен снаружи каменной резьбой с изображениями диковинных птиц и зверей, людей и ангелов.
В XVII веке наступила эпоха русского узорочья. Вместо одной массивной главы стали делать несколько маленьких. Распространились керамические обливные изразцы, вновь вошла в широкое употребление каменная резьба. Силуэты храмов стали сложными и затейливыми: появились высокие подклеты (глухие нижние этажи), высокие крыльца, иногда – с навершиями-башенками. Многие храмы стали цветными. Яркие примеры этого стиля – московские церкви Троицы в Никитниках и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Особое место занимает собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы.
В XVIII столетии Русская Православная Церковь была подчинена государству в результате реформ императора Петра I. Это отразилось на всех сторонах ее жизни, включая архитектуру. Храмовое зодчество стало следовать в русле модных в тогдашнем мире архитектурных стилей. Сначала это было барокко. Купола сложной формы, лепные и резные орнаменты... Стиль барокко имеет множество ответвлений, поэтому и барочные церкви сильно отличаются друг от друга. Например, собор апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга – образец бескомпромиссно приверженного европейскому направлению петровского барокко. А вот московская церковь Покрова в Филях построена в гораздо более органичном русскому Православию стиле нарышкинского барокко, которое сохранило многие черты русского узорочья.
При Екатерине II в России началось становление стиля классицизм. Главная идея этого направления – возврат к эстетике античности. В церковном искусстве это означает обращение ко временам апостолов и первых христиан, живших в Древнем Риме и Греции. Храмы с колоннами и портиками, классические ордеры: дорический, ионический, коринфский, небольшие главки... Яркие образцы церквей, возведенных в стилистике классицизма, мы находим в Петербурге. В первую очередь, это знаменитые Казанский и Исаакиевский соборы.
Поздний классицизм именуется ампиром – «имперским стилем». Он распространился в России после войны 1812 года и вобрал в себя многое из архитектуры Франции того времени. Например, правило окрашивать здания в желтый, голубой или светло зеленый цвет. В России лучше всего прижился желтый, поскольку он более выигрышно смотрится в частую у нас пасмурную погоду. Образец стиля ампир – храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. Яркая особенность этой церкви, присущая многим ампирным храмам – округлая форма здания (ротонда).
В XIX столетии люди искусства, в том числе и архитекторы, с интересом взглянули в прошлое. Распространился историзм – стремление воспроизвести художественные образы, существовавшие в давние века. В России это выразилось главным образом в распространении псевдорусского стиля. Приставка «псевдо» не несет в себе негатива, она лишь указывает на отличие храмов XIX столетия от старинных. Все же, к этому времени изменились и технологии, и вкусы. Наиболее известный образец данной стилистики – храм Христа Спасителя в Москве. Тогда же стали строить церкви в неовизантийской стилистике, пример – собор Ново-Афонского монастыря в Абхазии.
В начале ХХ века из псевдорусского стиля родился русский модерн – самобытное направление, сочетающее эстетику Древней Руси и новые подходы. Яркие изразцы, росписи – иногда по-детски наивные, резьба по камню и дереву... Художники русского модерна совершали экспедиции, отыскивая образцы церковного и народного искусства, не боялись новшеств и искренне радовались жизни. Их лучшие творения – храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево, Марфо-Мариинская обитель в Москве и Феодоровский собор в Царском селе.
В наши дни церковные архитекторы обращаются практически ко всем стилям и эпохам храмового зодчества. Нередко вновь построенные храмы становятся яркими представителями эклектики – смешения стилей. Иногда это бывает удачно, иногда – не очень. Стилистика русского церковного зодчества новейшего времени находится на стадии формирования – и верим, что его новый стиль, традиционный и гармоничный, еще порадует наши взоры.
Автор статьи Алина Сергейчук