-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Реставрация церковной утвари
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Требные чемоданы и сумки
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
В православном храме Вы непременно услышите пение – если, конечно, зайдете в него во время службы. Радостное или печальное, торжественное или сдержанное, оно соответствует содержанию богослужения. В некоторых песнопениях участвует народ, а к иным присоединяться не приветствуется. Как же разобраться в церковном пении? – Начнем с азов.
Пение, прославляющее Бога, упоминается уже в Ветхом Завете. Например, царь и пророк Давид, живший за тысячу лет до Рождества Христова, сочинял вдохновенные стихи – псалмы – и пел их, аккомпанируя себе на струнном музыкальном инструменте вроде лютни. Инструмент этот именовался псалтирью, от чего получил название весь сборник песен святого царя. Кстати, псалмы Давида и сегодня занимают важное место в церковной службе. Правда, в православном храме музыкальные инструменты не используются, и псалмы либо поют а капелла (без сопровождения), либо читают.
Отказ от инструментальной музыки в храме обоснован. Он позволяет уделить основное внимание словам богослужебных текстов. Мелодия для них – лишь сопровождение, которое не должно отвлекать на себя внимание и вызывать бурные эмоции. К тому же, считается, что Бога должны прославлять живые голоса людей, а не звуки рукотворных инструментов.
В разные периоды церковного года песнопения в храме несут различный настрой. В праздники они более торжественные, радостные, их основное настроение – благодарность Богу. В посты – особенно, Великий, – церковное пение становится сдержанным, аскетичным, помогая настроиться на покаянную молитву. На Страстной седмице некоторые песнопения звучат почти как рыдание о Распятом Христе. Пасхальная служба подобна роднику, из которого бьют струи ликующей радости о любви Божией, о победе Христа над смертью и адом.
Посетив разные православные храмы, Вы заметите, что поют в них немного по-разному. В церковном обиходе используются произведения различных композиторов, а также древние мелодии, авторы которых неизвестны. Есть две основных традиции церковного пения: древняя знаменная и более поздняя партесная.
Знаменное пение: из глубины веков
Знаменное пение – унисонное, одноголосое (монодическое). Свое название этот древний тип церковной музыки получил от слова «знамена», означающего в данном случае особые знаки, которыми записывали мелодии в Византии и на Руси до распространения привычной нам нотной системы. Иногда такое пение именуют крюковым – поскольку знаки эти напоминают по виду крюки. Поют протяжно, иногда с исоном: певцы в унисон выводят мелодию на фоне басового «гудения», которое производят другие певчие. Как и все в церковной традиции, исон имеет свое символическое значение: он напоминает о свете Божественной благодати, который незримо присутствует в храме.
Знаменное пение практиковалось в Византии, откуда и пришло на Русь вместе с Православной верой. Так пели в наших храмах с XI по XVII века. В наши дни в России знаменное пение возрождается: в храмах можно услышать древнерусские и греческие распевы. Но как показывает практика, богослужение, полностью исполняемое знаменным распевом, с трудом воспринимается неподготовленным современным человеком: оно кажется слишком длинным и монотонным.
Распространено знаменное пение и в современной Греции. Примечательно, что во многих храмах этой православной страны его исполняет не хор, а единственный певчий – протопсалт.
Партесное пение
Термин «партесное пение» происходит от латинского слова «partes» – «голоса». Голосов этих в партесе может быть до 48! Впрочем, чаще ограничиваются меньшим числом: от 3 до 12. Различают постоянное и переменное многоголосие. Первое из них обычно представляет собой четырехголосные обработки знаменного и других распевов. Оно достаточно сдержанно, способствует восприятию слушателями пропеваемого текста, а значит – молитве. Поэтому постоянное многоголосие широко распространено в современной церковной практике. Переменное многоголосие более яркое, торжественное, праздничное – но иногда может превращать церковное пение в «концерт», где главное уже не суть, а музыкальное оформление. Оно предполагает чередование звучание всего хора и отдельных групп голосов или солистов.
Партесное пение вошло в богослужебный обиход России в XVII столетии. В 1668 году даже был принят документ о его допустимости. В XVIII веке русское церковное пение подверглось сильному влиянию итальянской музыки. Знаменные распевы были практически забыты: они сохранились только у старообрядцев. Богослужебные песнопения стали звучать театрально, вычурно, а значит – не органично для православного храма, ведь задача церковной музыки – помочь людям настроиться на молитву. Талантливые композиторы Дмитрий Степанович Бортнянский и Петр Степанович Турчанинов открыли новое направление партесного пения. Они гармонизировали в партесном стиле старинные церковные песнопения. Их произведения не сохраняют в полной мере духа православного пения, но делают шаг в его сторону в сравнении со своими предшественниками.
Изучал традиционное церковное замечательный русский композитор Михаил Иванович Глинка. После выхода созданной им первой русской оперы – «Жизнь за Царя» – император сделал Глинку руководителем придворной капеллы. Глубоко осмысляя церковные песнопения, Михаил Иванович прибегал к советам своего современника святителя Игнатия (Брянчанинова), чьи труды и сегодня являются руководством духовной жизни многих православных. Плодом этого стали гармонизации песнопений, которые можно назвать новым уровнем церковного пения, соединяющим искусство и духовность. И наконец, настоящим мастером партесной церковной музыки стал композитор Александр Дмитриевич Кастальский.
Когда поет народ
Церковный хор поет от лица всех собравшихся в храме: предполагается, что молящиеся внемлют каждому его слову. Но могут ли миряне подпевать клиросу? – Большинство певчих, а особенно регентов (руководителей хоров), недовольно скривится в ответ на этот вопрос. И дело тут вовсе не в мистике и духовности, а в самой простой причине: невпопад вторящие хору миряне сбивают певчих.
Впрочем, есть некоторые моменты, когда общее пение – всем храмом – предусмотрено церковной традицией. В первую очередь это Символ веры и Отче наш, звучащие на Божественной Литургии. В некоторых храмах народ подпевает на молебнах, почти везде – поет во время Соборования: «Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый».
И наконец, на многих приходах есть народные хоры – замечательное начинание, которое позволяет петь на службе всем желающим. Их участники регулярно собираются на спевки, изучают церковное пение – и с радостью поют на богослужениях, будучи уже не дилетантами, а вполне квалифицированными любителями.
Автор статьи Алина Сергейчук