- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Василий Константинов-Гришин, пресвитер
Священномученик Василий родился 23 декабря 1874 года в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье крестьянина Матвея Гришина.
История получения Василием двойной фамилии такова. В детстве он ухаживал за одним состоятельным односельчанином, который был бездетный. Он так полюбил Василия, что предложил ему взять его фамилию и стать его наследником. Фактически по документам фамилия Василия Константинов, но народ в селе звал по фамилии отца — Гришин. В следственном деле за 1933 год значится фамилия Гришин, а в деле за 1937 год — двойная фамилия.
С 1908 года Василий служил псаломщиком в селе Чаадаевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в 1911 году был перемещен в село Мариополь Карсунского уезда, в 1916 году — в село Сыреси Алатырского уезда. Духовное образование Василий получил окончив пастырские курсы. В 1919 году был рукоположен в сан диакона, а в 1923 — в сан священника. В 1926 году отец Василий был лишен избирательных прав как служитель культа. К 1933 году служил отец Василий в родном селе Выползово.
2 января 1933 года председатель Антипинского сельсовета выступил в качестве свидетеля и показал следующее:
«В Антипинском с/совете существует кулацкая группировка, ставящая целью развал колхозов изнутри во всех селениях Антипинского с/совета и занимающаяся активной антисоветской деятельностью. Во всех 3-х селениях имеются колхозы, но ввиду того, что кулаки пролезли и в колхоз, колхозы не растут, а наоборот есть тенденция к выходу из колхозов. Всей этой кулацкой группировкой руководит поп села Выползова Гришин Василий Матвеевич через близко к нему стоящих женщин». Нашлись и другие лжесвидетели из односельчан, давшие следствию «правдивые показания».
16 января 1933 года священник Василий был арестован и заключен под стражу в тюрьму города Алатырь. В тот же день состоялся допрос, на котором священник отвечал:
«В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и по существу дела показываю: антисоветской агитацией я не занимался и ни с кем ни в какие разговоры не вдавался, а наоборот как церковник всегда держался аполитично. Кулацкой группировкой я не руководил. Больше показать не имею, показания мои с моих слов записаны верно и мне прочитаны, об окончании следствия мне объявлено, в чем и расписуюсь».
31 января тюремный врач после осмотра составил медсправку на заключенного священника где отметил: «Слабость сердечной мышцы, склероз сосудов, незначительный отек ног, хронический ревматизм. Заключение: инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности. Пешком следовать на большое расстояние не может (на небольшое — 5 км может)».
Было предъявлено обвинительное заключение по статьям 58-10 и 58-11 УК, составленное на основании показаний лжесвидетелей. В нем говорилось: «Начиная с 1930 года в районе Антипинского сельсовета Порецкого района ЧАССР существовала организованная кулацкая группировка, ставящая своей целью развал колхозов изнутри в селениях дер. Антипинка, Бредовка и Выползово Антипинского сельсовета и срыва проводимых правительством хозяйственно-политических кампаний на селе, в особенности: хлебозаготовок, заготовок технических культур и мобилизации средств.
Гришин Василий Матвеевич, поп, являясь руководителем этой кулацкой группировки, через близко стоящих к нему женщин Агафонову Пелагею, Гришину Любовь и др. распространял а/с агитацию. Все члены группировки часто собирались у снохи попа Гришиной Любови и последняя, получая известные задания от попа Гришина Василия, агитировала среди населения против проводимых мероприятий. Кроме того, сам Гришин Василий проводил открытую а/с агитацию, говоря: «Скоро власть перевернется. Советской власти не будет. Поэтому в колхоз не надо вступать».
Поп Гришин Василий, будучи в доме у члена этой группы Агафоновой Татьяны говорил: «Все государства обрушились против коммунистов. Скоро советскую власть сшибут. Тогда коммунисты все разбегутся и не будет колхозов».
После допроса поп Гришин, приходя в арпомещение среди арестованных начал агитировать следующими словами: «Сейчас что бы ни творилось в СССР, истина возьмет свое. Так пишет Евангелие. Тиранство это ненадолго. Какой меркой они нас мерят, такой и им отмерится Святой церковью никогда непоколебимой».
В мае месяце 1932 года поп Гришин около кузницы в присутствии гражданина Козлова Петра и других говорил: «Колхоз есть барщина. В колхозе у крестьянина отнимают волю и собственность. Но это еще ладно. Но плохо то, что работай день и ночь, а больше куска хлеба не получишь».
Один колхозник-коммунист показал: «…в силу этих лиц ведущие антиколхозную агитацию граждане с. Выползово и боятся идти в колхоз указанных лиц я прошу органы О.Г.П.У. удалить из пределов нашей Республики и тогда граждане все как один войдут в колхоз».
25 марта того же года следственное дело «за недостаточностью данных для привлечения к ответсвенности» было прекращено и отец Василий и другие арестованные по данному делу были освобождены.
Священник Василий продолжил служение у престола Господня. Некоторое время священник служил в селе Напольном Порецкого района. Новая волна репрессий застала отца Василия на священническом служении в селе Кудеиха того же района. 22 октября 1937 года отец Василий был подвергнут обыску и аресту. Первое время он содержался в Порецком райотделе НКВД, затем был доставлен в Алатырскую тюрьму № 3 НКВД ЧАССР.
На допросе состоявшемся 22 октября 1937 года священник показал:
— Вы состояли в контрреволюционной организации и занимались распространением контрреволюционной агитации среди населения, направленной против существующего советского строя. Следствие предлагает Вам рассказать, конкретно кто состоял в Вашей контрреволюционной организации, назовите их фамилии и имена и расскажите о ихних связях и агитации?
— В контрреволюционной организации я ни в какой не состоял и не состою, не знаю и понятия не имею что за организация, антисоветской агитацией не занимался и не занимаюсь и говорить мне не о чем.
— Следствие Вам напоминает, что Вы имели тесную связь с кулаками Гамаюновым Василием Ивановичем, Агафоновым Иваном Семеновичем, священниками: Храмцовым, Воскресенским, Покровским, Вели совместно антисоветскую агитацию, скажите признаете ли Вы это?
— Не признаю и признать не могу.
— Вы говорите, что не занимались антисоветской агитацией тогда как следствием установлено, что Вы 27/XII-1933 года в доме церковного старосты распространяли антисоветскую агитацию против соввласти, признаете ли Вы это?
— В дому церковного старосты я совершенно не был и агитации против соввласти никогда не вел.
— Также следствию известно, что Вы служа в церкви перед народом говорили проповедь про князей Бориса и Глеба, выставляли их за истинных защитников народа и добавили, «мы должны их помнить и стоять за религию, а не за безбожников» За что Вас хвалили верующие, скажите, признаете ли Вы это?
— Проповедь в церкви про Бориса и Глеба я никогда не говорил.
— Вы служа в Напольновской церкви и когда Вас Ардатовский РИК обложил налогом в 1000 рублей, Вы объявили верующим, а когда верующие Вам собрали указанную сумму то Вы присвоили себе и уехали, признаете ли Вы это?
— В Напольном я служил 22 дня, меня действительно Ардатовский Рик облагал подоходным налогом, точно на какую цифру не помню, на девятьсот с чем-то рублей, денег у верующих для уплаты налога не брал и не просил, а уплатил свои, после уплаты налога я сразу заявил в сельсовет что служить не буду и ушел, но не убег самовольно, потому такой вопрос признать не могу.
— Скажите следствию сколько раз и когда Вы бывали у Алатырского епископа и зачем к епископу ездили?
— У Алатырского епископа я был всего как я помню два раза всего. Первый раз у епископа я был в 1933 году ездил за получением благословения выйти из его епархии и поступить в другую Мордовской области. Второй раз у епископа я был в марте месяце 1937 года ездил за разрешением, чтобы снова поступить в Напольное.
— Будучи Вы у архиерея в городе Алатыре в 1933 году и по приезду в Порецкий район кулаку Гамаюнову Василию Ивановичу Вы говорили: «мне передал архиерей, что служи и помни, что гонения на церковь продлятся не более 2-3-х лет, народ скажет, так существовать нельзя, Россия вымирает от голода, колхозники скажут, довольно нас тиранить иностранные государства и те, хотят взяться за большевиков», признаете ли Вы это?
— Это я не признаю.
Обвинялся священник Василий Константинов-Гришин по одному следственному делу со священномучеником Димитрием (Воскресенским) и священником Михаилом Храмцовым. Этих священников связывали узы духовного родства и близость проживания давала возможность часто встречаться и поддерживать отношения.
30 декабря 1937 года тройкой НКВД ЧАССР все трое были приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывал срок наказания отец Василий в Алатырской ИТК до 1941 года, когда был этапирован по наряду ГУЛАГа. Находясь в заключении в Темниковском лагере в Мордовии, священник Василий Константинов-Гришин умер 14 марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.
Источник: fond.ru
Вернуться к списку