-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Священномученик Протерий, патриарх Александрийский
Житие священномученика Протерия, патриарха Александрийского
Во время патриаршества Диоскора (444–451), который был последователем монофизитского лжеучения Евтихия, в Александрии жил пресвитер Протерий, который бесстрашно обличал еретиков и исповедовал православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена и составлено определение, по которому Христос исповедуется, как Совершенный Бог и Совершенный Человек, пребывающий в двух природах неслиянно и нераздельно. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью.
Однако в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их усмирения. Благочестивый император Маркиан (450–457) лишил александрийцев всех льгот, которыми они пользовались, и послал новый усиленный отряд воинов. Тогда жители города смирились и просили патриарха Протерия ходатайствовать перед императором о возвращении им прежних привилегий. Незлобивый святитель согласился и легко достиг просимого.
После смерти Маркиана еретики опять подняли головы. Пресвитер Тимофей, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников. Святитель Протерий решил оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию, который сказал ему: "Возвратись в город, там я буду ждать тебя". Святой понял, что это – предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и укрылся в крестильне.
Мятежные еретики ворвались в это убежище и убили патриарха и еще шесть человек, бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи – в Великую Субботу. В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру († 457).
Православные известили об этом святого императора Льва (457–474) и святителя Анатолия, Константинопольского патриарха (449–458). В Александрию прибыло войско, мятеж был подавлен, Тимофей предан суду и сослан.
По кончине священномученика современные ему четыре епископа фракийские писали: "Святейшего Протерия полагаем в чине и лике святых и просим Бога быть милосердным и милостивым к нам его молитвами".
Житие и страдание святого священномученика Протерия, патриарха Александрийского
Память 28 февраля
После смерти святого Кирилла на патриарший престол Александрии 1662 вошел еретик Диоскор 1663 . Этот беззаконник распространил свою ересь по всему Египту. В то время там жил один благочестивый пресвитер, твердый в истинной вере, по имени Протерий. Он известен был святостью своей жизни и был преисполнен боговдохновенного разума и премудрости. Протерий видел, что многие уклонились в ересь патриарха, который ложно утверждал, что во Христе – едино естество, и сильно ратовал против еретиков. Патриарх Диоскор сильно гневался на него; желая и этого защитника православия склонить к своему единомыслию, он коварно ласкал Протерия и почтил даже саном протопресвитера, но старания его были безуспешны. Святой Протерий, утвержденный в вере святейшим патриархом Александрийским Кириллом, был непоколебим. На четвертом вселенском соборе, происходившем в Халкидоне при царе Маркиане 1664 , Диоскор был обличен в своей ереси, был лишен патриаршего сана, отлучен от Церкви и изгнан в Пафлагонскую область 1665 в город Гангру, где через несколько времени и умер. Вместо изверженного Диоскора, в Александрии на престол патриарший был избран православными архиереями, клириками и благочестивыми христианами святой Протерий, поистине достойный такого сана.
Но большинство александрийского народа, напоенного ядом ереси Диоскора, возбуждаемого притом некоторыми клириками еретиками, было против постановления Протерия патриархом. И когда святой Протерий, поставленный православным патриархом, вступил в управление и стал исповедовать правую веру, утвержденную святыми отцами на Халкидонском соборе, в народе произошел мятеж и вспыхнула распря. Некоторые из клириков во главе с пресвитером Тимофеем по прозванию Элур и диаконом Петром Монгом, – ставленниками Диоскоровыми и сторонниками его ереси вместе с прочими отреклись от православных, не захотели иметь общение со святым Протерием и воздвигали в народе раскол. Посему в александрийской церкви произошел великий раздор: одни признавали новопоставленного патриарха и держались православия, другие же требовали возвращения Диоскора и проклинали догматы, установленные на Халкидонском соборе. Обе стороны вели сильную борьбу друг с другом. Приверженцы Диоскора восставали на святого Протерия, называли его прелюбодеем, ибо он еще при жизни Диоскора, принял его невесту – александрийскую церковь , называли Протерия еретиком, недостойным сана патриарха. Много бед святой Протерий терпел от еретиков; боясь, чтобы еретики его не убили, он требовал воинской охраны; он всегда находился в страхе, ожидая народного волнения, ибо приверженцы Диоскора уже восставали на городских начальников и на войско, бывшее в городе. В это время консул из Фиваиды прибыл в Александрию, чтобы усмирить волнение. Мятежники стали бросать камнями в прибывших вместе с консулом воинов. Последние, видя народное восстание, направились в храм Серапидис и затворились в нем. Мятежники обступили храм и, взяв его, сожгли всех бывших в нем воинов. Когда известие об этом достигло до благочестивого царя Маркиана, он сильно разгневался послал великую воинскую силу и смирил волнение, приказав, чтобы хлеб и жито, которые привозили в Александрию на кораблях из городов Египта, с сего времени отправлять не в Александрию, а в Пилусию, а оттуда в Царьград. Кроме того, Маркиан отнял у александрийцев народные бани и другие угодья, ограничил свободу жителей, закрыл бывшие у них народные представления. Граждане, скорбя о сем и главным образом чувствуя недостаточность хлеба, смирились и просили святейшего патриарха Протерия, чтобы он отправился к царю и просил бы его за них. Святой Протерий, отправившись, ходатайствовал пред царем о своем городе, и царь, смилостивившись, исполнил все просьбы святого мужа. Гражданам была возвращена прежняя их свобода, и хлеб стали прямо подвозить к Александрии. После сего патриарх некоторое время мирно управлял своей паствой и предал извержению не захотевшего покаяться Тимофея Элура.
После кончины благочестивого Маркиана, еретики опять подняли голову и стали возбуждать простой народ, и перестали только тогда, когда достигли своего. Пронырливый и лукавый Тимофей Элур, занимавшийся и волхвованием, следующим образом хитро обольстил египетских монахов, живших по монастырям или подвизавшихся в пустыне.
В темную безлунную ночь Тимофей, одевшись в темную одежду, стал обходить келлии иноков и каждого называл по имени. Когда иноки спрашивали его, кто он и чего ему нужно, он отвечал:
– Я – один из ангелов, послан от Бога, чтобы вы не имели общение с Протерием и не принимали бы постановлений Халкидонского собора. Епископом в Александрии вы должны поставить Тимофея Элура.
Так хитрый льстец, при помощи демона, прельстил их. Иноки же, не поняв козней вражеских, приняли ложь за истину и, рассказывая друг другу о видении ангела, согласились и собрались все вместе. Посоветовавшись, все они отправились в Александрию – словно на борьбу; все они были ослеплены яростью против святого архиерея Протерия и хотели изгнать его из церкви. В то время Тимофей в Александрии собрал вокруг себя много мятежников; одних он прельщал, другим же тайно давал деньги. Дождавшись удобного времени, когда консула Дионисия не было в городе – он задержался в Верхнем Египте – Тимофей с многочисленными единомысленниками с вооруженным войском, нанятым им и с пришедшими иноками отправился в храм. Среди мятежников было два изверженных епископа и несколько клириков, тоже отлученных. Они посвятили Тимофея во епископа и нарекли его патриархом Александрийским. Он сделал это вопреки всем церковным правилам, презрев все законы царские, надеясь только на мятежный народ и на прельщенных иноков.
Святейший патриарх Протерий, видя такой мятеж и не имея ни от кого, по причине отсутствия консула, помощи, умыслил бежать. Тайно ночью он вышел из города. Когда он в одном скрытом месте заснул, в сонном видении ему явился пророк Исайя и сказал:
– Возвратись во град, там я буду ждать тебя!
Размышляя о видении, Протерий понял, что ему предстоит мученическая кончина. Он возвратился и вошел в церковную крестильницу. Между тем мятежники, желая убить святого Протерия, всюду разыскивали его. Узнав, что он находится в крестильнице, они затворили его там. Потом некоторые из них вошли к нему и убили его и бывших при нем 6 человек, истерзав при этом всё тело святого острыми наконечниками железных жезлов, которые мучители носили с собой. Они пролили неповинную кровь в то самое время, когда был заклан за нас наша Пасха – Христос; убийство совершено было в Великую Субботу. Но убийцы не насытились кровью и еще далее простерли свою лютость. Привязав к ногам Христова мученика веревки, они влекли его святое тело на средину града, причем наносили ему удары разными орудиями, растерзывая его на части. Некоторые даже в величайшей ярости, словно псы или дикие звери, зубами впивались в его тело. Разложив большой костер, они сожгли тело Христова страдальца, а прах его развеяли по воздуху 1666 . При сем они, по повелению своего ложного патриарха Тимофея, сожгли даже архиерейский престол, на коем восседал святой Протерий, как будто оскверненный святым мужем; так скверные и нечестивые объявили безбожным угодника Божия.
После бесчеловечного убиения святого Протерия, Тимофей послал по всем городам Египта своих воинов, чтобы изгнать православных архиереев, а вместо них посадить других, которых он сам поставит. Тогда притесняемые православные епископы и клирики и все правоверные послали прошение благочестивому царю Льву, который вступил на престол после Маркиана; такое же прошение православные послали и к святейшему Анатолию, патриарху Цареградскому; в своих прошениях они рассказывали о всем случившемся и слезно просили избавить от такого бедствия Александрийскую церковь . Сильно жалели царь и патриарх о бесчеловечном убиении святого, неповинного архиерея Божия, Протерия. Царь немедленно послал в Александрию своих сановников с войском, и многие из мятежников были казнены: одним были отсечены руки, у других был отрезан язык, некоторые заключены в темницы, другие были биты и изгнаны. Сам же Тимофей Элур, ложный патриарх, был отдан на суд. Осужденный православными епископами, он восприял мзду по своим делам: они не только лишили его архиерейства, но даже извергли из Христовой Церкви, послали на заточение в город Гангры, где был некогда в заточении и его учитель Диоскор. Вместо его на патриаршество в Александрии был возведен другой Тимофей, по прозванию Салофакиол. Он отличался своей твердой верой, мудростью и добродетельной жизнью, за что и пользовался от всех уважением. И наступил мир в Александрийской Церкви, которая с сего времени стала со всеми православными восхвалять Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице. Аминь.
* * *
Александрия – знаменитый город, основанный Александром Великим около 333 г. до Р. X. на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря (несколько южнее нынешнего города того же наименования); был некогда центром науки и первым торговым городом на земле; в начале IV века стал центром христианства и местопребыванием патриарха.
Диоскор был главный сторонник ереси константинопольского архимандрита Евтихия; последний утверждал, что Христос, хотя рожден из двух естеств, но пребывает не в двух, так как при воплощении Бога-Слова воспринятая Им человеческая природа утратила всякую собственную действительность, была поглощена Божеством. В истории Церкви ересь Евтихия известна под именем монофизитства (монофизиты – единоестественники).
Халкидонский собор (451 г.) как выражение православной истины по вопросу о соединении во Христе двух естеств составил определение, по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный Человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах неслиянно и нераздельно, так что сохраняется особенность каждой природы при соединении их в едином лице Христовом.
Пафлагония – суровая, горная область в северной части Малой Азии.
Святой Протерий мученически скончался в 467 году, в царствование Льва Великого .
Память священномученика Протерия, архиепископа Александрийского
Св. Протерий жил в V в. Блистая верой и добродетелью, он получил священство от свт. Кирилла Александрийского . Когда Диоскор, преемник св. Кирилла, выступил на стороне еретика Евтихия и монофизитов, св. Протерий остался верен Православию, несмотря на заманчивые посулы архиепископа. После осуждения Диоскора на Четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне (451) Протерий был избран отцами на александрийскую кафедру.
Едва он был рукоположен, как народ, в основном симпатизировавший монофизитам, взбунтовался. Императорские войска с трудом подавили восстание, но епископ продолжал встречать сопротивление во всех своих начинаниях. Жители Александрии пригрозили остановить поставку зерна из Египта, житницы империи, в Константинополь. Тогда император Маркиан приказал перевезти все припасы из внутренних земель в Пелусий и приостановить всякое снабжение самой Александрии. Доведенные до голода горожане вынуждены были обратиться за посредничеством к епископу – и тот с легкостью добился отмены указа.
Но не прекратились и интриги еретиков, во главе которых встали священник Тимофей, по прозвищу Элур (Кот), и диакон Петр Монг, изверженный из сана св. Протерием и изгнанный из города по приказу государя. Безлунной ночью, в необычной одежде, Тимофей появился в населенной монахами пустыне и, изображая из себя Ангела Божия, приказал им отказать архиепископу в общении и идти поднимать народ на восстание. Мятежники, ведомые опытной рукой, явились перед кафедральным собором Александрии, выгнали клир и тут же избрали Тимофея архиепископом. Узнав о беспорядках, командующий военным гарнизоном изгнал самозванца, но эта мера только разъярила и без того взвинченную толпу. Св. Протерий бежал, но по дороге ему явился пророк Исаия и сказал: «Возвращайся в город. Там я буду ждать тебя, чтобы забрать с собой».
Вернувшись, епископ укрылся в крестильне церкви Святого Квирина. В Великий Четверг, 28 марта 457 г., во время службы еретики ворвались в храм, бросились на святого, распороли ему живот заточенным тростником и убили еще шестерых его соратников. Протащив искалеченное тело епископа по городу, они отрезали от него кусок и бросили собакам, а остальное сожгли, развеяв прах по ветру.
Тимофей, самозванец и настоящий предтеча Антихриста, ополчился даже на память святого епископа: вычеркнул его имя из диптихов, чтобы вставить свое собственное и Диоскора. Сразу были подвергнуты преследованиям родственники и друзья св. Протерия, расхищено все его достояние и сожжен его трон предстоятеля. Эти кровавые события обозначили окончательный раскол между монофизитами и православными и стали началом упадка Александрийской Церкви.
Узнав об убийстве св. Протерия, император Лев I принял меры для немедленного низложения Тимофея Собором епископов. Он был объявлен недостойным звания христианина и сослан в Херсон 673 . Убийцы были сурово наказаны, и порядок в городе восстановлен.
* * *
Но Тимофею удалось избежать наказания, и он продолжал свои злодеяния (477г).
Протерий
Протерий – священномуч., патр. александрийский, ученик св. Кирилла. Был избран патр. после изгнания 4 вселенским халкидонским собором Диоскора, последователя лжеучения Евтихия. Против избрания П. восстали приверженцы Диоскора и сожгли отряд войска, посланный для их усмирения. После этого импер. Маркиан послал усиленный отряд воинов, который и усмирил их, причем они были лишены прежних льгот (напр. ввоза хлеба в город из Египта). После смерти Маркиама, александрийцы во главе с пресвитером Тимофеем, снова подняли восстание; патр. П. решил оставить город, не имея средств для борьбы с мятежниками. Но во сне ему явился пророк Илия, позвавший его обратно в город; П. понял это, как предсказание своей мученической кончины и возвратился в Александрию. Еретики ворвались в крестильницу, где был П. и убили его и бывших с ним 6 человек; затем, привязав к телу П. веревку, они вытащили его на улицу, били, терзали члены его и, наконец, сожгли, а прах развеяли по воздуху – в 457 г. Пам. Протерия 28 февраля.