- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Феопемпт, епископ Никомидийский и мученик Феона волхв
Жития священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского, и мученика Феоны (в Крещении Синесия)
Святые мученики Феопемпт и Феона пострадали в Никомидии в 303 году. Святой Феопемпт был епископом в Никомидии при Диоклитиане. Выступая против идолопоклонства, он защищал веру Христову. Призванный к царю, он отказался выполнить его требование поклониться идолу Аполлону. Святого Феопемпта бросили в раскаленную печь, но он силой Божией остался жив. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там действительно увидел святого живым и молящимся Богу. Приписывая свершившееся чудо действию волхвования, Диоклитиан приказал морить святого Феопемпта голодом и жаждой в течение 22 дней, но и тут волей Божией мученик был сохранен.
Тогда царь призвал известного волшебника Феону, взявшегося разрушить "чары", которыми, как они предполагали, обладает святой епископ Феопемпт. Феона приготовил для святого Феопемпта яд, вложенный в лепешку, и предложил ему съесть ее. Яд нисколько не повредил святому Феопемпту. Феона во второй раз испытал на мученике действие еще более сильного яда, но, видя, что святой Феопемпт остается невредим, сам уверовал во Христа. Его бросили в темницу вместе со святым епископом, который огласил его и крестил, дав ему имя Синесий (что значит "исполненный разума").
Утром Диоклитиан призвал святого Феопемпта и вновь убеждал отречься от Христа, но, видя непреклонную твердость святого мужа, предал его многим и тяжким мукам, после чего святой был обезглавлен. Святой мученик Феона, отказавшийся принести жертву идолам, был живым закопан в глубокий ров. Это произошло в Никомидии в 303 году.
Страдание святых мучеников Феопемпта и Феоны
Память 5 января
Царь Диоклетиан в первый год воздвигнутого им на христиан гонения, однажды, во время своего путешествия прибыл в город Никомидию и здесь, поставив множество идольских изображений, поклонялся им.
Чрез несколько дней, в городских окрестностях был захвачен епископ Никомидийский Феопемпт (он первый пострадал в гонении христиан Диоклетианом), который, будучи представлен на суд царю, сказал:
– Эти боги, серебряные и золотые, деревянные и каменные, которым ты поклоняешься, – вовсе не боги, ибо они не могут ни дышать, ни говорить, ни сделать что-либо доброе или злое; Всемогущий же Небесный Бог сотворил небо, землю и море и все, что в них находится.
Когда святой говорил это и многое другое о вере христианской, царь, в гневе, сказал ему:
– Я призвал тебя не для того, чтобы рассуждать, а для того, чтобы ты без разговоров принес жертву богу Аполлону.
Святой Феопемпт отвечал на это такими словами:
– Таким богам я никогда не принесу жертву и никогда не испугаюсь мучений, какие ты можешь мне назначить, ибо написано: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ). А ты, имея власть над моим телом, делай, что тебе угодно!
Тогда царь повелел растопить печь, чтобы потом бросить в нее святого епископа, и воины растопляли печь как можно жарче, с утра до полудня. В это время святой епископ сказал им:
– Подождите немного, и я покажу вам силу Господа Бога моего, за святое имя Которого эта печь растопляется для меня.
Сказав это, святой бросился в разгоравшуюся печь и сел в ней посредине, а воины, полагая, что он тотчас же сгорел, ушли. Но в полночь святой муж, выйдя из печи, вошел в царскую опочивальню, двери коей пред ним отворились сами собою, и, разбудив царя, сказал ему:
– Я – Феопемпт епископ, служитель Иисуса Христа: я не умер, но жив, хотя ты и повелел меня умертвить.
Сказав это, он снова вошел в печь. Царь, увидев святого и услышав его слова, пришел в ужас и как бы онемел от сильного страха. Наутро, призвав своих воинов, он сказал им:
– Бросили ли вы в разожженную печь того христианина, которого я повелел вам бросить?
Воины отвечали:
– Мы сделали, государь, как ты повелел – бросили его, и он вчера погиб в огне.
Тогда Диоклетиан встал, пошел с воинами к печи и там услышал, как святой епископ посреди разожженной печи пел и славословил Бога. Это привело царя в чрезвычайное удивление и, когда святой вышел из печи невредимым, царь сказал окружавшим его:
– Смотрите, как сильно волшебство христианское; я слышал, что христиане совершают свои волшебные дела во имя какого-то Иисуса.
После этого царь тотчас повелел взять пса и бросить в печь, чтобы видеть, не останется ли целым пес, как чудесно остался целым епископ; но пес тотчас же сгорел. Увидев это, царь сказал человеку Божьему:
– Я предам тебя жесточайшим мучениям как нечестивца, потому что я убедился, что ты – обольститель и волшебник.
Он повелел заключить его в тесную темницу и не давать ему ни хлеба, ни воды до того дня, в который царь захочет судить его, и человек Божий пробыл в той темнице двадцать два дня без пищи и питья, будучи укрепляем Богом. По окончании этого времени, царь сказал своим воинам:
– Пойдем, посмотрим, жив ли тот христианин или уже умер?
Найдя его живым и радостным, как бы после царского обеда, Диоклетиан разгневался и, выведши блаженного епископа из темницы, разодрал на себе одежды, всплеснул руками и сказал:
– Смотрите же, как сильно христианское волшебство!
Но блаженный епископ на это сказал:
– Доколе, несчастный, ты будешь оставаться ослепленным и до каких пор не будешь признавать истинного Бога, в Которого я верую? Ибо Он дал мне силу и крепость, чтобы я победил тебя и чтобы я возвысился над всеми мучениями, какие ты для меня изобретешь, и презрел их.
Царь же при сих словах повелел вырвать у святого правый глаз и положить его в правую руку мученика, а потом отвести его в темницу. Когда святой здесь стал молиться, великий свет воссиял пред ним в темнице и тотчас же зеница ока его открылась и стала цела и здорова, как и другая. Узнав об этом и увидев святого, царь разгневался еще больше и сказал:
– Клянусь римским Аполлоном 253 , что не успокоюсь до тех пор, пока не найду более сильного волшебника, который мог бы разрушить все твои хитрости и волшебные действия!
Сказав это, царь снова повелел увести его в темницу, а сам послал указы по всем странам ему подвластным такого содержания:
– Если какой-либо волшебник, – писал царь, – может разрушить христианские волхования, тот пусть как можно скорее явится; он получит большие подарки и великие почести.
И вот пришел один волшебник по имени Феона, который, представ пред лицо Диоклетиана, сказал:
– По вашему повелению я пришел, чтобы как можно скорее разрушить христианское волшебство, и я непременно исполню то, что обещаю тебе.
Услышав это, царь обрадовался и сказал:
– Есть у меня в темнице один христианский князь. Когда ты разрушишь его волшебную силу, то получишь от нас великие почести.
Феона на это сказал ему:
– Пусть этот христианин сотворит предо мною какое-нибудь чудо и я, в твоем присутствии, разрушу все его дела.
Царь обрадовался этому и сказал Феоне:
– Однако мне хотелось бы сначала видеть какое-либо, знамение, совершенное тобою.
Феона испросил тогда привести к нему самого свирепого быка. Когда бык был приведен, Феона пошептал ему в уши какие-то слова, и бык в то же мгновение распался на две части, и каждая часть лежала особо.
Тогда изумленный царь сказал:
– Действительно, ты можешь разрушить христианское волшебство!
– Подожди еще царь, – отвечал ему Феона – и ты поймешь все величие происшедшего чуда!
Сказав это, он повелел принести себе весы и положил на них обе части вола, которые оказались обе равными по весу. Немедленно после этого Диоклетиан повелел привести к себе святого епископа Феопемпта и, поставив его против волхва, сказал ему:
– Знаю, что ты – обманщик и волшебник! Вот сей волхв пришел из Египта, и я теперь хочу узнать, кто из вас обоих сильнее в волшебстве.
Тогда Феона сказал епископу:
– Я покажу над тобою два действия моей волшебной силы, и если они не повредят тебе, то и я уверую в твоего Бога.
Приготовив из муки две круглые лепешки, он предложил епископу съесть их. Епископ взял и съел их, и они показались ему на вкус сладкими как мед и не причинили ему никакого вреда.
Увидев это, Феона удивился и сказал:
– Я испытаю на тебе еще одно чудесное действие моего искусства, и если оно тебе не повредит, то уверую в твоего Бога.
Взяв чашу с водою, он положил в нее одну ядовитую траву и призвал на помощь себе могущественнейших бесов, чтобы яд подействовал сильнее, а потом дал выпить воду святому.
Когда святой выпил ее без всякого вреда для себя, Феона тотчас же упал к ногам святого епископа и сказал:
– Нет Другого Бога, на Которого можно было бы уповать, кроме единого Иисуса!
А потом сказал царю:
– Я – христианин и поклоняюсь Распятому!
Услышав это, царь пришел в большое смущение и воскликнул:
– Велики чудеса христианских волшебников!
И повелел обоих отвести в темницу. Там святой епископ, научив Феону вере, переименовал его в Синезия (что значит: исполненный разума, так как он чистым сердцем уразумел и познал Христа Бога и Господа) и окрестил его.
Наутро царь повелел привести к себе святого епископа и, преклонив пред ним голову, сказал ему:
– Здравствуй, учитель волшебников.
И потом стал убеждать его обратиться к нечестивой эллинской вере. Когда же святой отказался принести жертву богам, царь повелел растянуть его на земле, лицом к верху, и привязать к четырем деревьям за руки и за ноги, а потом принести довольно большой обломок каменного столба, который восемь человек едва могли снести, и положить его на чрево святого. Но святой епископ обратился с молитвою к Богу – и тотчас же тот камень, который был положен ему на чрево, поднялся сам собою и был отброшен от него далеко, почти на пятнадцать локтей расстояния. Тогда Диоклетиан повелел повесить святого за ноги, вниз головою, а к шее привязать тяжелый камень и оставил его висящим в таком положении с утра до третьего часа дня. Потом он приказал обрезать внезапно веревку, на которой святой был повешен за ноги; он думал что, при падении, он будет раздавлен тяжелым камнем, расшибется и, таким образом позорно погибнет. Но когда это было сделано, святой епископ силою Божьей, стал прямо на ноги свои. После этого мучитель произнес над ним смертный приговор.
Святой, с радостью услышав его, громко воскликнул:
– Благословен Бог, Отец Господа моего Иисуса Христа, что Он сподобил меня достигнуть того дня, наступления которого я всегда желал. Итак, молю Тебя, Господи, поминай меня во веки и в настоящий час!
Сказав это, он преклонил колена и, подвергшись усечению главы, преставился в мире, исповедуя Пресвятую Троицу.
Потом царь повелел привести к себе волхва Феону, уверовавшего во Христа, и когда ни ласкательством, ни угрозами не смог склонить его к идольскому жертвоприношению, то повелел бросить его в глубокий ров и засыпать землей. Приведены были и свирепые кони, которые топтали ногами землю, насыпанную на святого, брошенного в ров. Так святой Феона, посыпаемый землею и долгое время попираемый конскими ногами, отошел к Господу 254 .
Свой страдальческий подвиг святые мученики, епископ Феопемпт и Феона, он же и Синезий, совершили в Никомидии, при царе Диоклетиане, пребывая под властью верховного Царя, Господа нашего Иисуса Христа, ему же с Отцом и Святым Духом слава во веки, аминь.
* * *
Греко-римский бог, почитавшийся покровителем умственного просвещения, божеством солнца.
Кончина его последовала в 303 году.
Канон мученикам Феопемпту, епископу Никомидийскому, и Феоне волхву
Минея, 5 Января, Канон святым мученикам
Глас 7
Песнь 1
Ирмос: Пои́м Го́сподеви, погрузи́вшему всю́ си́лу фарао́нову в мо́ри, побе́дную пе́снь, я́ко просла́вися.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Гряди́те, ве́рнии, согла́сно пра́зднуим препросла́вленную па́мять страда́льцев, в пе́снех духо́вных славосло́вяще Христа́.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Страстоте́рпцы Христо́вы и ве́ры тве́рдии побо́рницы, на нече́стие ополчи́вшеся кре́пко, враги́ победи́ша.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Нечести́вый гони́тель и ве́ры Христо́вы чу́ждь, на страстоте́рпцы разгне́вався злочести́вый, ве́рою упражня́ется.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Па́ству, ю́же стяжа́ла еси́, Богороди́тельнице, сию́ спаса́й от вся́кия ну́жды, моля́щи Спа́са и Бо́га на́шего.
Песнь 3
Ирмос: Утверди́ся се́рдце мое́ в Го́споде, вознесе́ся ро́г мо́й в Бо́зе мое́м, разшири́шася на враги́ моя́ уста́ моя́, возвесели́хся о спасе́нии Твое́м.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Благоче́стия и ве́ры предста́тели, боже́ственныя страда́льцы восхва́лим, Феопе́мпта и Фео́ну пресла́внаго.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Пра́вило, и о́браз, и начерта́ние я́вльшеся, Христо́вы великому́ченицы, святы́х бы́ша путевожди́ ко страда́нию.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ревну́юще си́х доброде́тельному жи́тельству, му́ченицы, ку́пно на суди́щи предстоя́ще, взыва́ху: христиа́не есмы́ вси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Роди́лся еси́ из Де́вы несказа́нно, яви́лся еси́, я́коже благоволи́л еси́, Человеколю́бче, и ми́р обнови́л еси́, Го́споди.
Седален, глас 1
Феопе́мпт яви́вся святи́тель су́щих до́ле, с Фео́ною ку́пно тве́рдым и сострада́льцем, мучи́телем противле́ния не терпя́щим, ураня́ется: Тя́, — ра́дуяся, вопия́, — чту́ Еди́наго, погре́бшаго во Иорда́нских струя́х земны́х прегреше́ния.
Песнь 4
Ирмос: Услы́шах слу́х Тво́й и убоя́хся, разуме́х дела́ Твоя́ и ужасо́хся, Го́споди.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Всю́ напои́ша вселе́нную словесы́ Боже́ственными Христо́вы великому́ченицы и ле́сть упраздни́ша.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Бога́тство некра́домо обрето́ша вои́стинну страстоте́рпцы, бога́тство, сла́ву и све́тлость земны́х оплева́ша.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Вооружи́вшеся страстоте́рпцы Христо́вым ору́жием, мучи́телево суровство́ все́ в се́м низложи́ша.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ма́ти Чи́стая, Благослове́нная Свята́я Де́во, пою́щия Тя́ спаса́й от вся́каго обстоя́ния.
Песнь 5
Ирмос: У́тренююще, Сло́ве, в сла́ву Твою́ и хвалу́, восхваля́ем непреста́нно о́браз Креста́ Твоего́, Его́же да́л еси́ на́м ору́жие в по́мощь.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Му́дрии страда́льцы, ве́ры ору́жницы, му́ки до́блественне враго́в пребеззако́нных победи́вше, ку́пно венцы́ прия́ша.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Ни ласка́ние, ни ле́сть, ни сла́ва земны́х возмо́же отсещи́ ве́ры ва́шея тече́ние, страда́льцы, те́мже и ра́дуетеся.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Предстоя́ще престо́лу сла́вы Госпо́дни, со а́нгелы непреста́нно моли́теся, да́ти прегреше́ний очище́ние ве́рою пою́щим ва́с.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Всесвята́я Де́во Обра́дованная, ро́ждшая в ле́те Сло́во па́че сло́ва, моли́ Его́ спасти́ ду́ши на́ша.
Песнь 6
Ирмос: Ио́на из чре́ва а́дова вопия́ше: возведи́ от тли́ живо́т мо́й. Мы́ же Тебе́ вопие́м: Всеси́льне Спа́се, поми́луй на́с.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Упраздни́ша и́дольскую ле́сть му́ченицы, на суди́щи стра́ждуще, и нече́стие все́ потреби́ша от земли́ страда́нием свои́м.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Предпоста́ви вра́г и гони́тель ве́ры своя́ служи́тели мечми́, я́коже а́гнцы, убива́ти ва́с го́рько, му́ченицы сла́внии.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Я́коже ви́де ли́к святы́х мучи́тели, вооруже́нныя мечми́, му́жески вопия́ше: во́ини Христо́вы есмы́, о мучи́телю!
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Его́же родила́ еси́, Богоро́дице, несказа́нно, Бо́га на́шего, моля́щи не преста́й изба́вити от бе́д пою́щия Тя́, Чи́стая Присноде́во.
Песнь 7
Ирмос: Пе́щь горя́щую ороси́л еси́, Спа́се, о́троки спа́сл еси́, пою́щия и глаго́лющия: благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Коне́ц муче́ния прия́сте ку́пно, мече́м умерщвля́еми с жена́ми и детьми́, Христу́ вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Ра́довахуся святи́и, зря́ще себе́, мечи́ скончава́емыя, и ве́рою взыва́ху: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Нечести́вых свере́пство потреби́ся от земли́, и бо́зи падо́ша на зе́млю и сокруши́шася му́ченик испове́данием, и венцы́ прия́ша.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Спаса́й па́ству Твою́, Всесвята́я Чи́стая, от вся́каго обстоя́ния, я́ко еди́на Предста́тельница ро́да на́шего, Благослове́нная Богоро́дице Всепе́тая.
Песнь 8
Ирмос: Еди́наго Безнача́льнаго Царя́ сла́вы, Его́же благословя́т небе́сныя си́лы и трепе́щут чи́ни а́нгельстии, по́йте, свяще́нницы, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Еди́наго Благоутро́бнаго Царя́ сла́вы испове́дающе, му́дрии страда́льцы прия́ша по́чести побе́ды, вопию́ще благодерзнове́нно: лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Тве́рдо проти́вишася Христо́вы страда́льцы к мучи́телем, стра́ждуще до́блественне, победи́ша и́дольскую ле́сть, вопию́ще благодерзнове́нно: лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Я́коже адама́нти, до́блии ору́жницы, мучи́телей преще́ния и му́ки победи́вше, ра́достно вопия́ху: по́йте, свяще́нницы, лю́дие, превозноси́те Го́спода во ве́ки.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Еди́наго Благоутро́бнаго Преве́чнаго Сло́ва, из Де́вы в после́дняя ро́ждшагося и спа́сшаго челове́ческий ро́д, по́йте, свяще́нницы, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.
Песнь 9
Ирмос: Па́че естества́ Ма́терь и по естеству́ Де́ву, еди́ну в жена́х Благослове́нную, пе́сньми, ве́рнии, Богоро́дицу велича́ем.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Попра́вше вся́ идолослуже́ния ве́рою страстоте́рпцы Христо́вы, боже́ственное тече́ние сконча́вше благоче́стно и ве́рою утверди́ша.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Земна́я вся́ презре́вше ве́рою страстоте́рпцы Христо́вы, вку́пе усе́рдно пострада́вше, от Бо́га прия́ша врачева́ния.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Страстоте́рпцы му́жески вооружи́вшеся ве́рою, Госпо́дним кресто́м ополче́ния низложи́ша вра́жия и венцы́ прия́ша.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Во чре́ве заче́ншая непостижи́мое Сло́во и Сие́ без се́мене на́м ро́ждшая, моли́ приле́жно спасти́ся душа́м на́шим.
Вернуться к списку