- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобный Савватий Соловецкий
Краткое житие преподобного Савватия Соловецкого
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.
Полное житие преподобного Савватия Соловецкого
Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирилло-Белоезерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. "У меня такой Владыка, – отвечал преподобный, – Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта".
Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. И здесь порой враг человечества – диавол искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на прежнее место жительства. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.
Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за Причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой († 1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа).
Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца
Память 27 сентября
Не сохранилось известий, из какого города или села происходил преподобный Савватий, кто были его родители и скольких лет от рождения он принял иноческий образ. Известно только, что в дни Всероссийского митрополита Фотия 6074 достохвальный старец Савватий подвизался в Белозерском монастыре преподобного Кирилла, находящемся в Новгородской области 6075 . Благочестивый подвижник умерщвлял свое тело молитвой, неослабным бдением, алчбой и жаждой и всякого рода другими неисчислимыми трудами строгого иноческого жития, без лени проходя все монастырские службы, в постоянном послушании игумену и монастырской братии. За неуклонное исполнение монашеских обетов преподобный Савватий был любим и почитаем всеми, являясь образцом добродетельной и трудолюбивой жизни для прочих иноков монастыря, так что имя его постоянно прославлялось братией и игуменом. Но твердо памятуя, что не от людей, а от Бога следует искать похвалы в здешней земной жизни, преподобный тяготился воздаваемою ему славой и потому непрестанно помышлял об удалении из Кириллова монастыря, в котором подвизался он много лет, и об отыскании нового места для своих монашеских подвигов, где можно было бы проживать в безвестности и уединении от людей.
Услышав о том, что в Новгородской же области есть озеро Нево 6076 , а на нем остров, называемый Валаам 6077 , где находится монастырь во имя Преображения Господня, иноки которого пребывают в строгих подвигах, принося беспрестанные молитвы Богу и питаясь трудами рук своих, – преподобный Савватий стал просить игумена и братию Кириллова Белозерского монастыря о том, чтобы его с благословением отпустили в монастырь Валаамский на жительство. С благословением отпущенный ими, преподобный пришел на остров Валаам, где и был радостно принят братиею монастыря. Здесь подвижник провел также немалое время. Подражая многотрудным подвигам тамошних иноков и постоянно умножая свои труды, преподобный Савватий и здесь, как в монастыре Кирилловом, превзошел всех в подвижничестве, так что его добродетельная жизнь стала всем известною и на Валааме, ибо он до крайних пределов истощал свою плоть и уже при жизни явился жилищем Святого Духа.
В новом месте своего пребывания, в монастыре Валаамском, также как и в монастыре Кирилловом, преподобный Савватий был почитаем и хвалим; поэтому преподобный стал опять жестоко скорбеть, тяготясь почитанием и похвалами братии, и вновь помышлял об отыскании безмолвного и уединенного места для своих подвигов. Ранее же преподобный слышал о ненаселенном Соловецком острове 6078 , лежащем среди холодных вод Белого моря, на расстоянии двухдневного плавания от материка. Слушая рассказы о безлюдном острове, преподобный радовался духом и объят был горячим желанием поселиться на нем для подвигов безмолвия. Он стал усердно просить настоятеля Валаамского монастыря отпустить его. Настоятель же с братиею, любя преподобного и почитая в нем Божия посланника, не желали лишиться столь достохвального сожителя, являвшегося для всех образцом добродетели 6079 , и умоляли преподобного старца не оставлять их. Снисходя на просьбы валаамских иноков, преподобный прожил в их монастыре еще малое время, а потом, помолившись Богу и положившись на святую Его помощь, тайно ночью ушел из монастыря, никем не замеченный.
Наставляемый и хранимый Богом, он направился к Соловецкому острову. Придя к морю, преподобный встретил жителей, населявших морской берег против Соловецкого острова, и стал их расспрашивать об острове. Они сообщили преподобному, что Соловецкий остров далеко отстоит от берега, путь к нему затруднителен и опасен, моряки же едва достигают до острова через двое суток плавания и то лишь при тихой погоде. Расспросив подробно об острове, преподобный Савватий пришел к мысли, что это – удобнейшее место для подвигов безмолвия и иноческого уединения. Он узнал, что в окружности остров имеет более ста верст; вблизи его производятся ловы рыбы и морских зверей; на нем есть годная для питья пресная вода, рыбные озера, горы, верхи которых покрыты строевым лесом, долины, заросшие более мелким лесом; много разных ягод; узнал преподобный, что Соловецкий остров вполне удобен для человеческого жития; не заселен же он потому, что крайне неудобно сообщение его с берегом. Многие, неоднократно желавшие там поселиться, не могли этого сделать из-за страха пред морскими невзгодами. Иногда лишь, в хорошую погоду, к острову подъезжают на лодках с берега рыболовы, но, по окончании ловли, немедленно возвращаются на материк. Выслушав все это от прибрежных жителей, преподобный Савватий возгорелся пламенным желанием поселиться на Соловецком острове. Узнав о таком намерении блаженного, поморяне отклоняли его от этой мысли, говоря:
– О, старче! Чем ты станешь питаться или во что одеваться на острове, будучи в столь преклонном возрасте и ничего не имея? И как ты будешь один жить в холодной стране, в дальнем расстоянии от людей, когда ты уже не в силах ничего сам для себя сделать?
Преподобный им отвечал:
– Я, чада, имею такого Владыку, Который природу старика делает юной, равно как и младенца взращает до лет преклонной старости. Он обогащает бедных, дает потребное нищим, одевает нагих, и малою пищею досыта насыщает алчущих, подобно тому, как некогда в пустыне насытил Он пять тысяч человек пятью хлебами ( Ин. 6:5–13 ).
Услышав от старца речи от священных книг, одни из поморян удивлялись его разуму, а другие, по своему неразумению, насмехались. Между тем преподобный, «возложил на Господа заботы свои» ( Пс. 54:23 ), удалился на реку Выг 6080 , где встретил инока Германа 6081 , жившего там при часовне. Преподобный Савватий некоторое время прожил у Германа. От него он узнал о Соловецком острове то же самое, что и от поморян. Посоветовавшись между собой и положившись на Бога, оба подвижника решились идти и вместе поселиться на Соловецком острове. Устроив лодку и захватив с собой немного пищи и одежды, а также и орудия для необходимых работ, они усердно помолились Богу и, возложивши на Него все свое упование, сели в лодку и при тихой погоде начали плавание.
С Божией помощью они на третий день достигли острова и, радуясь и веселясь душой, возблагодарили Бога, указавшего им это пустынное место 6082 . На том месте берега, к которому пристала лодка подвижников, они поставили крест. Удалившись на некоторое расстояние 6083 вглубь острова, преподобные иноки увидели на берегу озера весьма красивую горную местность, где и решили остановиться для постоянного жительства. Здесь они, построив келию, начали жить для Господа, и пребывали в трудах, добывая себе постническую пищу в поте лица, копая землю мотыгами 6084 . Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему духом, путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых.
По прошествии некоторого времени поморяне, жившие в ближайшем расстоянии к острову, стали завидовать поселившимся на острове преподобным старцам, задумали их изгнать отсюда и говорили между собой: «Мы ближайшие соседи острова, как бы владельцы его, будучи природными жителями земли Карельской, и поэтому нам, а после нас детям нашим из рода в род надлежит иметь участие во владении островом».
Спустя некоторое время один рыбак, по совету своих друзей, пришел с женой и со всем своим семейством на тот остров и поселился недалеко от келий богоугодных старцев. Живя здесь, он начал со своими домашними ловить в озерах рыбу. Блаженные же отцы, заботясь о своем спасении, пребывали в безмолвии, и не знали о поселившемся семействе рыбака.
В один из воскресных дней ранним утром после совершения обычного правила преподобный Савватий, взяв кадильницу, вышел покадить святой крест, который он водрузил близ своей келии. В это время он услышал удары и вопли, как бы от наносимых кому-то побоев. Преподобный ужаснулся того вопля и, предположив, что это лишь мечтание, оградил себя крестным знамением, возвратился и о слышанных ударах и воплях рассказал жившему с ним блаженному Герману. Выйдя из келии и услышав то же самое, преподобный Герман пошел на крик, увидел плачущую женщину и спросил ее, что с ней и отчего она плачет. Со слезами женщина рассказала о случившемся с ней.
Когда я шла на озеро к моему мужу, – говорила она, – меня встретили два светозарных юноши и, схвативши, сильно били меня прутьями, говоря: «уйдите от этого места, вы недостойны здесь жить, потому что Бог назначил его для пребывания иноков; скорее же уйдите отсюда, чтобы не погибнуть вам злой смертью». После того светозарные юноши стали невидимы.
Блаженный Герман, возвратившись к преподобному старцу Савватию, рассказал последнему слышанное от жены рыбака, и оба они прославили Бога, а рыбак, захватив с собой жену и пожитки, без замедления отплыл в селение, где жили прежде. И с тех пор никто уже из мирян не дерзал селиться на Соловецком острове и только рыбаки время от времени приезжали на остров для рыбного промысла.
По прошествии нескольких лет блаженный Герман удалился на реку Онегу 6085 , а преподобный Савватий с глубокой верой в Бога один остался на острове. Один только Всеведущий, свыше на Своего угодника призиравший Господь и святые Его ангелы, посещавшие Савватия, раба Божьего, во плоти подражавшего бесплотным, знали, каково было его пребывание на острове, каков пост, каковы духовные подвиги! Нам же можно судить о трудах и лишениях подвижнической жизни преподобного по самому свойству того места, на котором он поселился. У преподобного старца, одиноко пребывавшего на отдаленном, никем не посещаемом морском острове, не могло быть другого дела, кроме упражнений в постоянных подвигах богомыслия. И действительно, углубляясь умом в постоянную молитвенную беседу с Богом и к Нему обращая полные слез очи, преподобный воздыхал день и ночь, желая отрешиться от тела и соединиться с Господом.
Почувствовав в глубокой старости, после богоугодных трудов, приближение смерти, преподобный Савватий стал помышлять о том, как бы ему сподобиться причащения Божественных Таин, которых лишен был после отшествия из Валаамского монастыря. Помолившись о том Богу, он сел в небольшой челнок и после того, как по его молитве море утихло, переплыл в течение двух суток на другой берег моря. Выйдя на берег, он пошел по суше, желая дойти до находившейся на реке Выге часовни. Случилось, что в то время на Выге замедлил прибывший сюда, с целью посещения проживавших там христиан, некий игумен Нафанаил.
Идя ранее намеченным путем, преподобный, по Божественному помышлению, встретил игумена Нафанаила, шедшего с Божественными Тайнами в одну отдаленную деревню причастить больного. После обычного иноческого приветствия, встретившиеся путники разговорились между собой и, узнавши кто они такие, были рады друг другу. Преподобный Савватий радовался, что нашел то, чего искал, а игумен Нафанаил был рад тому, что сподобился видеть честные седины и святоподобное лицо преподобного Савватия, о добродетельной жизни которого он много слышал. И сказал блаженный Савватий Нафанаилу:
– Отче, умоляю твою святость: данною тебе от Бога властью разрешать отпусти мне грехи, которые я стану тебе исповедовать, и удостой меня причащения Святых Тайн Пречистого Тела и Крови Христа, Владыки моего. Уже много лет я пламенею желанием напитать мою душу этой божественной пищей. Итак, святой отец, напитай меня ныне, ибо Христос Бог мой показал мне твое боголюбие для того, чтобы ты очистил меня от грехов, которые я от юности до этого дня соделал словом, делом и помышлением.
– Бог да простит тебя, брат, – отвечал игумен Нафанаил и, помолчав, поднял руки к небу и со слезами произнес: «О, если бы мне, для очищения моего нерадения, иметь твои грехи, преподобный!»
Святой Савватий сказал Нафанаилу:
– Умоляю твою святыню, немедленно сподобить меня Божественного причащения, так как приближается конец жизни моей.
Игумен отвечал:
– Господин мой, отец Савватий, ступай теперь к часовне и там подожди меня: я иду к больному и скоро возвращусь к твоему преподобию; рано утром я приду к тебе.
На это святой Савватий сказал:
– Отче, не откладывай до утра: ведь мы не знаем того, будем ли дышать воздухом до завтра, а тем более, как мы можем знать о том, что случится потом.
Святой Савватий говорил это, предвозвещая свою скорую кончину.
Видя в Савватии угодника Божьего, игумен Нафанаил не осмеливался более противоречить ему, но, исполняя его желание, по совершении исповеди, причастил его Божественных Христовых Таин и, преподав братское лобзание, сказал:
– Раб Божий, умоляю тебя: подожди меня на Выге при часовне.
Святой согласился ожидать там игумена. Последний пошел к больному, а преподобный Савватий – к названному месту, где, воздавши благодарение Богу за получение причащения и за все Его к нему благодеяния, вошел в бывшую при часовне келию и, затворившись в ней, приуготовлял свою блаженную душу, дабы предать ее в руки Божии.
В то время один купец из Великого Новгорода по имени Иоанн, плывя по реке Выге со своими товарами, пристал к стоявшей на берегу часовне. Вышедши из своего судна на берег, он поклонился в часовне святым иконам и, войдя в келию к преподобному Савватию, получил от него благословение. Преподав благословение, святой Савватий поучал купца от Божественного Писания, наставляя его на добрые дела. Купец был очень богат, имел рабов и желал вознаградить святого всем необходимым из своих товаров. Святой же, не желая ничего брать от купца, говорил:
– Если ты желаешь творить милостыню, то у тебя есть нуждающиеся, а я не нуждаюсь ни в чем.
После этого преподобный поучал Иоанна о нищелюбии, милосердии к домочадцам и о прочих добродетелях. Купец был опечален тем, что старец ничего не взял у него. Желая утешить его, преподобный сказал:
– Чадо Иоанн! Ночуй здесь до утра – и ты узришь благодать Божью и благополучно уйдешь своей дорогой.
Но Иоанн желал отплыть оттуда. И вот внезапно нашла гроза с громом и молнией и началось волнение на реке и на море. Увидавши внезапную перемену погоды и сильное волнение воды, Иоанн ужаснулся и остался ночевать там. С наступлением утра он пришел в келию, желая перед отходом в путь свой – так как волнение уже утихло – получить от преподобного Савватия благословение. Постучавшись с молитвой в двери келии преподобного, он не получил ответа. После того как он постучался второй и третий раз, дверь открылась, и, войдя внутрь келии, Иоанн увидал святого сидящим в мантии и кукуле и стоящую около него кадильницу. И сказал купец преподобному:
– Прости меня, раб Божий, за то, что я, питая любовь и веру к твоей святости, осмелился войти к тебе. Молю твое преподобие, напутствуй меня на дорогу твоим благословением, чтобы мне, охраняемому твоими святыми молитвами, благополучно путешествовать.
Когда Иоанн говорил это, – в ответ не было ни гласа, ни послушания, потому что святая душа преподобного отошла уже к Господу, и в то время по всей келии распространялось сильное благоухание. Увидев, что преподобный ничего ему не отвечает, и подумав, что он спит, Иоанн подошел к нему и коснулся его рукой; но, убедившись, что он скончался о Господе, – ужаснулся и вместе с тем умилился и испустил теплые слезы из очей.
В то время возвращался от больного игумен Нафанаил. Он вошел в келию и, увидев, что святой преставился, горько плакал и лобызал его честное тело. Игумен и купец рассказывали друг другу о преподобном, первый – как он сподобился вчера преподать угоднику Божьему Божественные Тайны, а второй – как удостоился насладиться полезной для души беседой с преподобным. После надгробных песнопений они похоронили святое тело преподобного, отдавши землю земле.
Скончался преподобный Савватий в двадцать седьмой день сентября месяца 6086 . В этот день и память его почитается во славу Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святого Духа, Ему же честь и поклонение во веки. Аминь.
Тропарь, глас 3:
Удалився мира, и водворився пустыню, добрым подвигом подвизался еси, злостраданием и вниманием и молитвами: отонудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
Житейския молвы отбег, вселился еси в морский остров мудре, и крест твой взем, Христу последовал еси, в молитвах и во бдениих и в пощениих, злостраданьми плоть твою изнуряя. Тем был еси преподобных удобрение: сего ради любовию память твою празднуем преподобне Савватие, моли Христа Бога непрестанно о всех нас
* * *
Митрополит Фотий, родом грек из Мореи, занимал кафедру с 1408 по 1431г.
Кирилло-Белозерский монастырь в г. Кириллове Новгородской губернии, к югу от Белого озера, основан в 1397 г. преподобным Кириллом († 9 июня 1427 г.).
Первоначальное название Ладожского озера, из которого вытекает река Нева, носящая названии по древнему имени Ладожского озера.
В северной части Ладожского озера. Спасо-Преображенский монастырь на Валааме основан преподобными Сергием и Германом в начале XIV в. Когда последовала блаженная кончина обоих подвижников, точно неизвестно.
Соловецкие острова на Белом море, Архангельской губернии, числом шесть, находятся в 150 верстах от берега Кемского уезда и в 400 верстах от г. Архангельска. Главный из них – Соловки, длиной от севера к югу 23 версты, а шириною 18 верст; окружность острова по береговой линии 175 верст.
Как опытный в подвижнической жизни, преподобный Савватий, пребывая в Валаамском монастыре, состоял старцем новоначальных иноков, которых руководил в подвигах. Среди его учеников был Геннадий, впоследствии архиепископ Новгородский, управлявший кафедрой с 1484 по 1504 год.
Река Выг протекает Олонецкой и Архангельской губерниями и вливает свои воды в Онежскую губу Белого моря. Место, где остановился преподобный Савватий, находится на устье р. Выга (теперь волость Сороки, на Карельском берегу).
Преподобный Герман Соловецкий скончался в 1479 году, память его 30 июля.
Преподобные Савватий и Герман прибыли на Соловецкий остров в 1429 году.
В 12 верстах от нынешней обители, близ горы Секирной; на этом месте впоследствии сооружена пустынь с часовней преподобного Савватия.
Мотыга – особый вид заступа.
Река Онега в Олонецкой и Архангельской губерниях; впадает в Онежскую губу.
В 1435 году. Мощи преподобного в 1465 году были перенесены с места его кончины при реке Выге на остров Соловецкий.
Молитвы преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
Тропарь, глас 4*
По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас;/ чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете// ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.
Перевод: Постнической и подобной ангельской жизнью вашей, преподобные отцы Зосима и Савватий, по всей земле вы стали известны; различными чудотворениями, Богоносные, просвещаете с верой призывающих вас и почитающих священную память вашу.
Кондак, глас 2*
Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́,/ боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще,/ кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния;/ благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с/ притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших,/ чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду./ Тем зове́м вам:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,// мона́хов удобре́ние.
Перевод: Христовой любовью воспламенившись, преподобные, и Его Крест на плечи взяв, вы понесли, божественно вооружившись на невидимых врагов и непрестанные молитвы держа, как копье в руках, мужественно поразили вы бесовские войска, получив благодать от Господа исцелять болезни душ и тел приходящих к ракам с почитаемыми мощами вашими, везде вы испускаете лучи чудес. Потому взываем к вам: «Радуйтесь, преподбные отцы Зосима и Савватий, монахов украшение».
Молитва 1‑я*
О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́ви и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́чества на́шего, необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йный и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию к ра́кам честны́х моще́й ва́ших припа́дающе, Ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно вас мо́лим: моли́те непреста́нно Благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвять́ія Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, Богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́нии, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́нии нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сный я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла, да непреста́нно на ме́сте сем в ми́ре и безмо́лвии благоче́стно сла́вится пресвято́е И́мя Го́спода и Бо́га и обрета́ют ве́чное спасе́ние и ждущии Его́. О преблаже́ннии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны, гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующия, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шим грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии; всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те Премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2‑я*
О, преподо́бнии отцы́, вели́цыи засту́пницы в ско́рби и услы́шателие моли́тв, уго́дницы Бо́жии и чудотво́рцы Зоси́мо и Савва́тие! Не забу́дите, я́коже обеща́стеся, посеща́ти ча́да ва́ша. А́ще бо и отыдо́сте от нас те́лом, но Ду́хом при́сно с на́ми пребыва́ете. Мо́лим у́бо вы, о преподо́бнии: изба́вите ны от огня́ и меча́, от наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от тлетво́рных ве́тров, и от напра́сный сме́рти, и от всех прило́гов бесо́вских, находя́щих на ны. Услы́шите нас, гре́шных, и приими́те моли́тву сию́ и моле́ние на́ше, я́ко кади́ло благово́нное, я́ко же́ртву благоуго́дну, и души́ на́ша, злы́ми де́лы и сове́ты и по́мыслы умерщвле́нныя, оживи́те, и, я́коже уме́ршую отрокови́цу возста́висте, я́коже неисце́льныя ра́ны мно́гих исцели́сте, от духо́в нечи́стых зле му́чимых изба́висте, та́ко и нас, содержи́мых в у́зах вра́жиих, изми́те, и от сете́й диа́вола изба́вите, из глубины́ прегреше́ний изведи́те, и ми́лостивым ва́шим посеще́нием и хода́тайством от враго́в ви́димых и неви́димых огради́те ны благода́тию и си́лою Всесвяты́я Тро́ицы, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3‑я, преподобному Савватию Соловецкому**
О, преподо́бне о́тче, уго́дниче Христо́в Савва́тие, все́ю душе́ю Го́спода возлюби́вый, и удали́выйся в пусты́ню сию́, и тече́ние по́двига спаси́тельнаго соверши́вый! О, ве́рный ра́бе Царя́ Небе́снаго, учи́телю доброде́телей, о́бразе смире́ния, граждани́не пусты́нный, А́нгелом собесе́дниче, Херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный! О, све́те немра́чный ото́ка Солове́цкаго, па́че же ве́лие свети́ло всея́ Це́ркве правове́рных! Молю́ся ти, прече́стне, аз, многогре́шный (и́мя рек): услы́ши убо́гое мое́ моле́ние, вонми́ глаго́лом нечи́стых усте́н мои́х, твоей ны́не по́мощи тре́бующаго. Се бо враг прелука́вый на вся́ко вре́мя тщи́тся мя погуби́ти, неки́й го́рько поглоти́ти ду́шу мою́, и несть мне спасе́ния, иде́же по́мощь прийти, зане́ не́мощию пло́ти моей обложе́н есмь и страстьми́ весь до́лу приклони́хся, не и́мам к Бо́гу дерзнове́ния. Ны́не же то́чию к твоему́ поверга́ю себе́ заступле́нию: поми́луй мя, омраче́ннаго все́ми злы́ми де́лы, воздежи́ о мне всечестне́и твои́ ру́це ко Го́споду, о моли́твенниче те́плый, Савва́тие преподо́бне, да за благоутро́бие щедро́т Свои́х пода́ст ми грехо́в оставле́ние, и в День Су́дный изба́вит мя ве́чнаго муче́ния, и Ца́рствия Своего́ сподо́бит благода́тию Свое́ю, Ему́же бу́ди всегда́ слава́, честь и поклоне́ние во ве́ки. Ами́нь.
Личное прошение
О, преподо́бнии уго́дницы Бо́жии и чудотво́рцы Зоси́мо и Савва́тие! Умоли́те Го́спода Бо́га дарова́ти ми (имя, содержание прошения), и оставле́ние всех прегреше́ний мои́х. Да ва́шим милосе́рдным предста́тельством просла́влю Триеди́наго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Служба преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким
Пéрвое и вторóе пренесéние честны́х и многоцелéбных мощéй
преподóбных и богонóсных отéц нáших
Зоси́мы, Саввáтия и Гéрмана,
Соловéцких начáльников и чудотвóрцев
в лéто 7074 (1566) пренесéны бы́ша мóщи святы́х Зоси́мы и Саввáтия от предéл во свою́ им цéрковь;
в лéто 7500 (1992) пренесéны бы́ша мóщи святы́х Зоси́мы, Саввáтия и Гéрмана из грáда святáго Петрá во оби́тель Соловéцкую
На мáлой вечéрни
На Гóсподи, воззвáх: стихи́ры на 4, глас 1.
Подóбен: Небéсных чинóв:
На нéбо вознося́щии,/ крилé Евáнгельских дóблестей восприи́мше,/ отцы́ святи́и, преми́рных достигóсте/ и, тáмо водворя́ющеся,/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ наслаждáетеся неизречéнных благ.
Небéсных благ желáюще,/ мирскáя слáдкая отвергóсте,/ áлчбою и жáждою томя́ще себé,/ ненасы́тимыя слáдости рачи́телие бы́сте,/ юже ны́не вои́стинну обретóсте,/ отцы́ преподóбнии Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане.
Дóльняя, я́ко преходя́щая,/ отвéргше разýмно,/ вы́шняя при́сно пребывáющая возлюби́сте,/ блажéннии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ и тáмо водворя́етеся/ добродéтелей восхождéньми.
Воздержáнием слáсти попрáсте/ и слéзными истóчники плáмень погаси́сте страстéй;/ тéмже, зéмлю ны́не крóтких наслéдовавше,/ свеселя́етеся преподóбным и прáведным,/ отцы́ святи́и/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане.
Слáва, глас 2:
Прииди́те, пóстническое сослóвие,/ днесь ублажи́м сýщия вои́стинну блажéнныя отцы́;/ пóстником бо удобрéние яви́шася,/ добродéтельми украси́вшеся изря́дно./ Тéмже, любóвию сошéдшеся, духóвне торжествýем,/ к ни́мже возопии́м:/ о преподóбнии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ я́ко имýще дерзновéние ко Христý Бóгу,/ мир и оставлéние испроси́те/ любóвию чтýщим всечестнýю пáмять вáшу.
И ны́не, прáздника, глас 8: Мрак закóнный:
На стихóвне стихи́ры, глас 2.
Подóбен: Дóме Евфрáфов:
Дом добродéтелей/ вы показáстеся/ и прия́телище даровáнием,/ отцы́ преподóбнии/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане.
Стих: Честнá пред Гóсподем/ смерть преподóбных Егó.
Страстéй победи́телие,/ плóти томи́телие,/ язы́ку воздержáтелие,/ сластéм умертви́телие бы́сте,/ преподóбнии Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане.
Стих: Блажéн муж боя́йся Гóспода,/ в зáповедех Егó восхóщет зелó.
Чи́стыми вáшими моли́твами/ Бóгови прибли́жившеся,/ благодáть и́мате/ нечи́стыя отгоня́ти дýхи от человéк,/ преподóбнии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане.
Слáва, и ны́не, Богорóдичен, глас и подóбен тóйже:
Обрáдованная, рáдуйся,/ Я́же Рáдость ми́ру рóждшая,/ Христá Жизнодáвца,/ и прамáтернюю, Дéво,/ печáль отъéмшая.
Тропáрь писан на велицей вечерни. Слáва, и ны́не, прáздника.
На вели́цей вечéрни
Блажéн муж, 1-й антифóн. На Гóсподи, воззвáх: стихи́ры на 10: прáздника 4 и преподóбным 6, глас 8.
Подóбен: О, преслáвнаго чудесé:
Отцы́ преподóбнии/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ впери́вше ум ваш к Бóгу вéрою,/ мирскáго смешéния возгнушáлися естé непостоя́ннаго/ и, крест ваш взéмше, Всеви́дцу послéдовали естé,/ тéло непокори́вое/ пóдвиги воздержáния/ пóмыслу порабóтивше,/ си́лою Божéственнаго Дýха.
Отцы́ Богомýдрии/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ вы, от утрóбы мáтерни Христý прибли́жившеся,/ всем смы́слом Томý прилежáли естé/ и, добродéтельными цвéты украшáеми,/ от вáших пóдвигов Бóгу Вседержи́телю/ плоды́ достóйныя принесли́ естé, преподóбнии;/ тéмже благи́х наслаждéние/ восприя́ли естé, досточýднии.
Преподóбнии отцы́ и премýдрии/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ боля́щим вы яви́лися естé исцелéние/ и хромы́м хождéние,/ всем же, притекáющим с вéрою/ к цельбонóсным мощéм вáшим/ и прося́щим пóмощи и заступлéния,/ моли́твами вáшими/ ми́лости неоскýдно подавáете.
И́ны стихи́ры преподóбным, глас 2.
Подóбен: Егдá от Дрéва:
Егдá уязви́лися естé/ божéственным желáнием,/ тогдá вся, я́же в ми́ре крáсная, ни во чтóже вмени́вше,/ Христý Спаси́телю послéдовали естé;/ богáтство же мимотекýщее дóблественне презрéвше,/ слáву и могýщество,/ я́ко ничтóже сýщее, отвергли естé;/ моли́те, мóлим вас,/ спасти́ и просвети́ти дýши нáша.
Егдá Божéственное рачéние нáйде на вас, преподóбнии отцы́,/ тогдá житéйския молвы́ отлучившеся,/ в Помóрие пусты́нное отыдóсте,/ тáже в морски́й óстров уда-ли́вшеся,/ в нем мнóга лéта терпели́вне подвизалися естé,/ мýжественно со враги́ не-ви́димыми боря́щеся,/ и́хже и победи́сте си́лою Христóвою;/ тéмже венцы́ славы прия́ли естé от Христá Бóга,/ Емýже моли́теся о чтýщих честнýю пáмять вáшу.
Егдá обéты и́ночества Гóсподеви воздáли естé,/ тогдá ýмное óко бóдрственно на Нéбо впери́вше,/ мы́сленныя враги́ слезáми потопи́ли естé;/ и непорóчно ходи́ти в путéх закóна Госпóдня дýшу утверди́вше,/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ дерзновéние к Бóгу стяжáли естé./ Сегó рáди мóлим вас:/ Тогó моли́те/ спасти́ и просвети́ти дýши нáша.
Слáва, глас 1:
Днесь пресвéтлая нам настá пáмять/ преподóбных отéц нáших/ Зоси́мы, Саввáтия и Гéрмана,/ ю́же сошéдшеся достóйно почти́м,/ во псалмéх и пéснех и пéниих духóвных взывáюще,/ и тех чудотвóрным мощéм предстоя́ще, си́це рцем:/ рáдуйтеся, сокрóвища неистощи́мая;/ рáдуйтеся, истóчницы благодáти приснотекýщии;/ рáдуйтеся, превожделéнныя нам цельбонóсныя мóщи вселюбéзных отéц нáших;/ рáдуйтеся, люботрýдныя плóти показýющии;/ рáдуйтеся, благоухáющии нам свящéнныя аромáты./ О, чудотвори́выя мóщи,/ целýюще вас, приéмлем благодáть/ и Благодáтеля Бóга прославля́ем,/ прославля́ющаго рабы́ Своя́ богáтыми даровáнии,/ вопию́ще Емý:/ о всех Благи́й Гóсподи, слáва Тебé.
И ны́не, прáздника, глас тóйже: И́же дрéвле:
Вход. Проки́мен дне. И чтéния 3 преподóбническая.
На лити́и стихи́ра хрáма и преподóбным, глас 1:
Преподóбнии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ сошéдшеся любóвию в пáмять вáшу/ ко всечестны́м и чудотвóрным вáшим мощéм,/ свéтло торжествýюще и во глáсех пéсненных пою́ще, вопиéм:/ моли́теся Гóсподеви, поми́ловатися душáм нáшим.
Свéтлая вáша пáмять,/ преподóбнии отцы́ нáши/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ нам сердцá просвещáет:/ зря́ще бо честны́я вáша мóщи,/ врачевствó страстéм неудóбь цели́мым,/ прославля́ем прослáвльшаго вас Гóспода/ и вáша труды́ и пóдвиги венчáвша благодáтию./ Усéрдно и мы подвигóм и трудóм éмшеся,/ вáшею стезéю познáхом ходи́ти вослед Христý Бóгу,/ Егóже моли́те спасти́ и просвети́ти дýши нáша.
Глас 2:
Предстоя́ще честны́м мощéм/ преподóбных отéц нáших, о празднолю́бцы,/ возопии́м похвáльными глáсы, глагóлюще:/ кáко вас ублажи́м, Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ на земли́ пожи́вших пáче человéк/ и в Вы́шних блажи́мых со всéми угóждшими Гóсподеви?/ С ни́миже предстоя́ще во свéте Божéственнем,/ моли́те, мóлим вас,/ избáвитися нам от соблáзнов греховных/ и спасти́ся душáм нáшим.
По успéнии вáшем, блажéннии Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ учи́тели нам бывáют мóщи вáша,/ при́сно бо изливáют чудеса, наставляюще:/ возлюби́те Гóспода, да обря́щете благодáть вéчную/ и ничтóже пáче Егó почти́те,/ да егдá прии́дет, обря́щете покóй со избрáнными Егó./ Егóже да улучи́м вáшими моли́твами, преподóбнии.
Глас 4:
Днесь сошéдшеся, брáтие,/ духóвне почти́м преподóбных отéц нáших/ Зоси́му, Саввáтия и Гéрмана,/ и́же постóм телесá своя́ изнури́ша,/ воздержáнием стрáсти потреби́ша и бдéнием ум очи́стиша,/ моли́твами же дýши просвети́ша,/ нищетóю богáтство прия́ша благодáти/ и послушáнием Бóга благопослýшна стяжáша,/ чистотóю жили́ще Пресвятáго Дýха бы́ша;/ и́хже рáди, врагóв шатáния Христóс низложи́в,/ дáрует нам мир и вéлию ми́лость.
Слáва, глас 8:
Монáхов мнóжества/ настáвники вас чтим, отцы́ святи́и,/ вáми бо путь прáвый вои́стинну ходи́ти познáхом./ Блажéни естé, я́ко Христý рабóтасте/ и врáжию низложи́сте си́лу,/ Áнгелом собесéдницы, преподóбным сопричáстницы и прáведным;/ с ни́миже моли́теся Гóсподеви,/ поми́ловатися душáм нáшим.
И ны́не, прáздника, глас 5: Закóна и прорóков:
На стихóвне стихи́ры, глас 8.
Подóбен: О, преслáвнаго чудесé:
Прииди́те и приими́те, брáтие,/ лию́щияся благодáти/ от мощéй преподóбных отéц нáших/ Зоси́мы, Саввáтия и Гéрмана,/ ти́и бо подвизáшася без лéности во врéменней жи́зни/ и я́ко безплóтнии во плóти пожи́ша./ Тéмже и прия́ша дáры от Христá Бóга,/ и нам прóсят очищéния/ и вéлия ми́лости.
Стих: Честнá пред Гóсподем/ смерть преподóбных Егó.
Цельбонóсным вáшим мощéм предстоя́ще,/ отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ приéмлем оби́льно благодáть,/ всяк бо приходя́й с вéрою не посрами́тся,/ приéмлет бо, и́хже трéбует,/ прославля́ющу вас Гóсподу,/ я́ко благоугóдных рабóв бы́вших своемý Влады́це/ и Тогó зáповеди сохрáньших./ Тéмже вас чтим и ублажáем.
Стих: Блажéн муж боя́йся Гóспода,/ в зáповедех Егó восхóщет зелó.
Истóчницы приснотекýщии/ врачевствá безмéзднаго,/ честны́я мóщи вáша, досточýднии отцы́/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане:/ о вели́кия благодáти,/ о си́лы живонóсных мертвецéв!/ И́хже моли́твами, Иисýсе Царю́,/ спаси́ дýши нáша,/ я́ко Еди́н Милосéрд.
Слáва, глас 4:
Весели́тся явлéнно Христóва Цéрковь честнáя/ и торжествýет свéтло,/ возсия́ бо днесь пресвéтлая и всепрáзднственная пáмять/ пренесéния честны́х мощéй преподóбных и богоблажéнных отéц нáших/ Зоси́мы, Саввáтия и Гéрмана,/ крася́щися их многотрýдными пóдвиги, я́ко многоцéнною одéждею,/ и вопиéт хвáлящися и глагóлющи:/ сицевáя моя́ рождéния, такови́и мои́ сы́нове,/ и́хже Евáнгелием породи́х,/ воспитáх же стрáхом Госпóдним,/ и ны́не преподóбны ви́жу./ Прииди́те, пóстническое сослóвие/ и преподóбных ликостоя́ние,/ и рáдуйтеся со мнóю,/ имéю бо в себé принесéнное неистощи́мое сокрóвище,/ пречестны́я и всебогáтыя мóщи преподóбных отéц,/ иже, ныне Престолу Божию предстоят и молятся,/ да ми́лостив бýдет нам в День сýдный.
И ны́не, прáздника, глас 1: Твоегó Единорóднаго Сы́на:
На благословéнии хлéбов тропáрь преподóбным, глас 8:
Я́ко свети́льницы яви́стеся всесвéтлии/ во отóце окиáна мóря,/ преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане:/ вы бо, крест Христóв на рáмо взéмше,/ усéрдно Томý послéдовасте/ и, чистотóю Бóгови прибли́жившеся,/ отонýдуже си́лами чудéс обогати́стеся./ Тéмже и мы любéзно притекáем ко святы́м мощéм вáшим и уми́льно глагóлем:/ о, преподóбнии, моли́те Христá Бóга/ спасти́ся душáм нáшим.
Ин тропáрь, глас 4:
Пóстническое и равноáнгельное житиé вáше,/ преподóбнии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ вселéнней познáны сотвори́ вас:/ чудодея́нии бо разли́чными, богонóснии, просвещáете/ вéрою призывáющия вы и чтýщия честнýю пáмять вáшу.
Слава, и ныне, праздника.
На ýтрени
На Бог Госпóдь: тропáрь прáздника дважды. Слáва, преподóбным. И ны́не, прáздника.
По 1-й стихолóгии седáлен, глас 1:
Житиé на земли́ благочéстно скончáвше,/ чи́сто селéние Святóму Дýху яви́стеся/ и просвещáете и́же вéрою приходя́щия/ к честны́м мощéм вáшим, блажéннии./ Тéмже моли́те Влады́ку Христá Бóга, богомýдрии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ просвети́ти дýши прáзднующих всечестнýю пáмять вáшу. Двáжды.
Слáва, и ны́не, прáздника.
По 2-й стихолóгии седáлен, глас 5:
Пóстники Госпóдни пéсньми почти́м,/ я́ко умертви́вшия вся прилóги страстéй/ воздержáнием твéрдым и крéпким терпéнием/ и посрами́вшия сопроти́внаго всю горды́ню./ Ны́не моли́теся Гóсподеви,/ преподóбнии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ поми́ловатися душáм нáшим. Двáжды.
Слáва, и ны́не, прáздника.
Величáние:
Ублажáем вас,/ преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ и чтим святýю пáмять вáшу,/ настáвницы монáхов,/ и собесéдницы Áнгелов.
Псалóм избрáнный:
Терпя́ потерпéх Гóспода, и внят ми, и услы́ша моли́тву мою́.
Постáви на кáмени нóзе мои́, и испрáви стопы́ моя́.
Се удали́хся бéгая, и водвори́хся в пусты́ни.
Уподóбихся нея́сыти пусты́нней.
Бдех, и бых я́ко пти́ца осóбящаяся на зде.
Колéна моя́ изнемогóста от постá, и плоть моя́ измени́ся елéя рáди.
Слезáми мои́ми постéлю мою́ омочý.
Я́ко обыдóша мя пси мнóзи, сонм лукáвых одержáша мя.
Напрягóша лук свой вещь гóрьку, состреля́ти в тáйных непорóчнаго.
Предзрéх Гóспода предо мнóю вы́ну, я́ко одеснýю менé есть, да не подви́жуся.
Вси язы́цы обыдóша мя, и и́менем Госпóдним противля́хся им.
Благословéн Госпóдь, И́же не дадé нас в лови́тву зубóм их.
Да исповéдятся Тебé, Гóсподи, вся делá Твоя́, и преподóбнии Твои́ да благословя́т Тя.
И увéдите, я́ко удиви́ Госпóдь преподóбнаго Своегó.
И утруди́ся во век, и жив бýдет до концá.
Храни́т Госпóдь дýши преподóбных Свои́х.
Восхвáлятся преподóбнии во слáве и возрáдуются на лóжах свои́х.
Честнá пред Гóсподем смерть преподóбных Егó.
Пóйте Гóсподеви, преподóбнии Егó, и исповéдайте пáмять святы́ни Егó, во всех лю́дех чудесá Егó.
Слáва, и ны́не: Аллилýиа, три́жды.
По полиелéи седáлен, глас 8:
Егдá, блажéннии, к Божéственному желáнию ум свой впери́сте,/ тогдá остáвисте вся дóлу влекýщая мудровáния/ и в пусты́ню всели́стеся в морски́й óстров,/ идéже процветóсте, я́ко кéдри, добродéтельми прекрáснии,/ страстéй искорени́вше тéрние,/ и в нем насади́сте плоды́ трудóв свои́х,/ тéмже и пожáсте рукоя́тие,/ неотъéмлемо богáтство на Небесéх./ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преподóбнии,/ моли́те Христá Бóга/ согрешéний оставлéние подáти/ чтýщим любóвию святýю пáмять вáшу. Двáжды.
Слáва, и ны́не, прáздника.
Степéнна, 1-й антифóн 4-го глáса. Проки́мен, глас 4: Честнá пред Гóсподем/ смерть преподóбных Егó. Стих: Что воздáм Гóсподеви о всех, я́же воздадé ми? Вся́кое дыхáние: Евáнгелие от Матфéа, зачáло 43.
По 50-м псалмé стихи́ра, глас 6:
Преподóбнии отцы́,/ слух свой смирéнно Евáнгелию Христóву приклони́вше,/ звáние от Вы́шняго во оби́тели Небéсныя прия́сте/ и, Томý вéрно послéдующе,/ ми́ра крáсная во умéты вмени́сте/ и еди́ныя добрóты вожделéсте Христá;/ Емýже прилéжно моли́теся,/ низпослáти ми́рови мир и Цéрквам единомы́слие,/ странé нáшей на враги́ одолéние,/ брáтии оби́тели вáшея единодýшие и смиренномýдрие/ и душáм нáшим вéлию ми́лость.
Канóна два: прáздника, со ирмосóм на 6, ирмóс по двáжды; и преподóбным отцéм, на 8. Катавáсия, глас 4: Ли́цы изрáильтестии:
Канóн преподóбным, глас 2.
Песнь 1
Ирмóс: Гряди́те, лю́дие,/ пои́м песнь Христý Бóгу,/ раздéльшему мóре и настáвльшему лю́ди,/ я́же изведé из рабóты еги́петския,/ я́ко прослáвися.
Припéв: Преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане, моли́те Бóга о нас.
Просвещéнием Трисóлнечнаго Божествá озари́вшеся, премýдрии,/ свети́ла яви́стеся осиявáюща всю́ду:/ тем и нас, страстьми омрачéнных,/ просвещéнием благодáти озари́ти помоли́теся/ и сýщаго получи́ти спасéния.
Свéтом Божéственныя благодáти просвещáеми,/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преблажéннии,/ вéрно светонóсную вáшу пáмять торжествýющих просвети́те/ и от тьмы грехóвныя моли́твами вáшими, преподóбнии, избáвите.
Дýху Святóму хрáми, премýдрии, бы́сте,/ и к Немý все духóвное желáние обрати́сте,/ и сегó рáди крóтких зéмлю наслéдовасте./ Темже бýрю стрáстей наших укроти́те, преподóбнии,/ да в тишинé божéственней песнослóвим вáша пóдвиги.
Богорóдичен: Лю́тыми страстéй навéты обуревáемь есмь, Отрокови́це,/ и прилóги грехóвными погружáемь;/ к Твоемý еди́ному ти́хому и невлáемому пристáнищу любóвию прибегáю, Всепéтая:/ ущéдривши спаси́ мя, Приснодéво.
Песнь 3
Ирмóс: На кáмени мя вéры утверди́в,/ разшири́л еси́ устá моя́ на враги́ моя,/ возвесели́ бо ся дух мой, внегдá пéти:/ несть свят, я́коже Бог наш,/ и несть прáведен, пáче Тебé, Гóсподи.
Высотóю смирéния украшáеми,/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преподóбнии,/ все ýбо желáние ко Влады́це своемý прострóсте,/ я́ростная же движéния на враги́ вооружи́сте,/ со изря́дными дéлы свои́ми, постóм и моли́твами.
Плóтей свои́х востáния крéпким пощéнием, преподóбнии, умертви́вше,/ оби́телище бы́сте Влады́чне;/ Егóже умоли́те избáвитися скорбéй и мучи́тельства страстéй/ с вéрою притекáющим к вам, преблажéннии.
Имýща споспешествýющу божéственную си́лу,/ исцелéния безчи́сленная источáют мóщи вáша, Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преподóбнии:/ отгоня́ют от человéк болéзни телéсныя/ и душéвныя стрáсти врачýют пóдвиги вáшими, всечестни́и.
Богорóдичен: Труждáет мя бýря грехóвная/ и возмущéние безмéстных помышлéний:/ умилосéрдися, Всенепорóчная, и рýку ми пóмощи я́ко Ми́лостива простри́,/ да спасен величáю Тя.
Кондáк и икос прáздника.
Седáлен преподóбным, глас 4:
Житéйское мóре воздержáнием безбéдно преплы́сте/ и ко пристáнищу мы́сленному безстрáстия, рáдующеся, доидóсте,/ преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ богомýдрии и преблажéннии;/ моли́те Христá Бóга, спасти́ся душáм нáшим. Двáжды.
Слáва, и ны́не, прáздника.
Песнь 4
Ирмос: Пришéл еси́ от Дéвы не ходáтай, ни Áнгел,/ но Сам, Гóсподи, воплóщся/ и спасл еси́ всегó мя человéка./ Тем зовý Ти: слáва си́ле Твоéй, Гóсподи.
Умóм и душéю предочи́стившеся, преподóбнии,/ прéлесть душепáгубную всеконéчне от себé отвергóсте/ и, чýвства своя́ к немýтней тишинé упрáвивше,/ во отóк морски́й, премýдрии, всели́стеся, воспевáюще:/ слáва си́ле Твоéй, Гóсподи.
Закóном Писания Священнаго и рáзуму святы́х поучáющеся,/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преподóбнии,/ вся́кия добродéтели óбразу навыкóсте, мýдрей пчелé подóбящеся,/ и прия́телище изря́дно Дýху Святóму, премýдрии, бы́сте, воспевáюще:/ слáва си́ле Твоéй, Гóсподи.
Вся́ческими, преподóбнии, светя́щеся чудодéйствы/ и божéственною озаря́еми благодáтию,/ всем познáстеся сокрóвище исцелéний неистощи́мо,/ страстéй отгоня́ете омрачéние/ и врáжия низлагáете ополчéния, воспевáюще:/ слáва си́ле Твоéй, Гóсподи.
Богорóдичен: Из утрóбы Твоея́, Чи́стая Отрокови́це, возсия́в Божéственное Сóлнце,/ сýщия во тьме многобóжия просвети́/ и в сéни смéртней седя́щия, Влады́чице, осия́,/ Емýже воспевáюще зовéм:/ слáва си́ле Твоéй, Гóсподи.
Песнь 5
Ирмос: Просвещéние во тьме лежáщих,/ спасéние отчáянных, Христé Спáсе мой,/ к Тебé ýтренюю, Царю́ ми́ра,/ просвети́ мя сия́нием Твои́м,/ инóго бо, рáзве Тебé, бóга не знáю.
Тéсный путь прострáнному предпочéтше,/ во отóце морстéм вся́ческая утеснения рáдостию претерпевали есте, преподóбнии,/ божéственными же поучéнии дýши своя́ очищáюще,/ на добрóту Бóжию неизглагóланную при́сно взирáли есте, преблажéннии.
Незлóбиви, и крóтцы, и ми́лостиви бы́сте, преподóбнии,/ вся злóбы и стрéлы врáжия до концá погýбльше;/ тéмже, благодáть от Бóга свы́ше приéмше, ми́лостивно нас посещáйте,/ любóвию святýю пáмять вáшу почитáющих.
Я́ко вели́кое сóлнце, вели́чием пóдвиг вáших/ возсия́сте нам, Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преподóбнии,/ земны́я осиявáюще концы́/ и вся просвещáюще свéтом богоразýмия./ Тéмже мóлим вы:/ просвети́те наш рáзум, отцы́ преблажéннии.
Богорóдичен: От мнóжества востаю́щих на ны в болéзни исчезé живóт наш,/ погрязóхом в прóпасти безчи́сленных согрешéний./ Спаси́ ны, Влады́чице, и возведи́ я́ко ми́лостива, Всенепорóчная,/ Тебé бо и́мамы Еди́ну Предстáтельницу непобеди́му, раби́ Твои́.
Песнь 6
Ирмос: В бéздне грехóвней валя́яся,/ неизслéдную милосéрдия Твоегó призывáю бéздну:/ от тли, Бóже, мя возведи́.
Евáнгельски, преподóбнии, Христá возлю́бльше, ми́ра отврати́стеся,/ в непроходи́мыя же и в пусты́я отóки зашéдше,/ Еди́ному Влады́це своемý прилепи́стеся,/ от Негóже и трудóм воздая́ние приéмше, животý вéчному я́ве причасти́стеся,/ за пою́щия вы моли́теся.
Богомýдрыми пóмыслы преудобри́вшеся, преподóбнии,/ и вся, я́же на земли́ льстя́щая, я́ко умéты вмени́вше,/ к нестарéющему престáвистеся блажéнству. Ныне с ли́ки во свéте безплóтных сил о Бóзе при́сно сликовствуете, преблажéннии.
Стрáнна и преслáвна, преподóбнии, о Бóзе содевáюще чудесá,/ всем, и́же в мóри плáвающим и зле стрáждущим,/ призывáеми скóро предстаéте, от бед избавля́юще;/ и нас, бéдствующих лю́те и напáстьми одержи́мых,/ ми́лостивно предстáвше спасáйте, преблажéннии.
Богорóдичен: Грехá тя́жкое брéмя, éже отяготé на мне, Пречи́стая, облегчи́:/ Ты бо еси́ Предстáтельница грéшником преслáвная,/ Избáвителя и Спáса рóждши земны́м.
Кондáк преподóбным, глас 2:
Христóвою любóвию уязви́вшеся, преподóбнии,/ и Тогó крест на рáмо взéмше,/ понесли́ естé, божéственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и, непрестáнныя моли́твы я́ко копиé в рукáх имýще,/ крéпко победи́ли естé бесóвская ополчéния;/ благодáть Госпóдню приéмше цели́ти недýги душ и телéс/ притекáющих ко святы́м мощéм вáшим,/ чудéс лучи́ испущáете всю́ду./ Тем зовéм вам:/ Рáдуйтеся, преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане, монáхом украшéние.
И́кос:
Кто довóлен изрещи́ вáша чудодея́ния,/ преподóбнии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане?/ Мы ýбо, рáдостию и божéственною любóвию почитáюще всехвáльную и всечестнýю пáмять вáшу,/ от непости́жнаго умá нáшего недостóйнии,/ мáлое сиé пéние принóсим:/ Рáдуйтеся, испóлненнии Христóвы красоты́,/ и пресвéтла от Негó и преизоби́льна восприи́мшии вéчнующая воздая́ния:/ телесы́ ýбо вас морски́й óстров прия́т,/ дýши же сáмое Нéбо,/ идéже пóчести трудóв свои́х, прехвáльнии,/ восприя́сте от Христá всех Царя́ и Бóга./ Тéмже мóлим вы:/ посещáйте ми́лостивно и моли́те непрестáнно о всех нас,/ преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане, монáхом украшéние.
Песнь 7
Ирмос: Óбразу златóму, на пóле Деи́ре служи́му,/ триé Твои́ óтроцы небрегóша безбóжнаго велéния,/ посредé же огня́ ввéржени, орошáеми, поя́ху:/ благословéн еси́, Бóже отéц нáших.
В моли́твах бóдренное, и в пощéниих крéпкое,/ и терпéние во искушéниих неослáбное, умá чистотóю, преподóбнии, показáсте,/ земли́ бо и земны́х достóйно отстýпльше,/ Небéсное обретóсте наслаждéние, воспевáюще:/ благословéн Бог отéц нáших.
Плод духóвный и жéртву непорóчную, житиé своé, преподóбнии, Влады́це принесóсте,/ в воздержáнии бо вся́цем пожи́сте,/ от Негóже и пóчести трудóм я́ко подвигополóжницы восприéмше,/ дéйствуете преслáвная чудесá, воспевáюще:/ благословéн Бог отéц нáших.
Страстьми́ колéблющихся и бýрею грехóвною, преподóбнии, погружáемых,/ я́ко вели́кое к Бóгу дерзновéние имýще, руковóдствуйте/ и всегдá, премýдрии, сохраня́йте почитáющих вас благочéстно,/ я́ко да воспевáем:/ благословéн Бог отéц нáших.
Богорóдичен: Избáви нас от напáстей и скорбéй, и печáлей разли́чных,/ и иноплемéнных нашéствия, и междоусóбныя брáни, Влады́чице Всепéтая,/ я́ко да Тя слáвим и Сы́ну Твоемý взывáем:/ благословéн Бог отéц нáших.
Песнь 8
Ирмос: Пещь иногдá óгненная в Вавилóне дéйства разделя́ше,/ Бóжиим велéнием халдéи опаля́ющая,/ вéрныя же орошáющая, пою́щия:/ благослови́те, вся делá Госпóдня, Гóспода.
В пребывáлища при́сно живýщая всели́стеся, преподóбнии,/ нетлéнных благ наслаждáющеся и Трисóлнечныя свéтлости исполня́ющеся./ Нас, призывáющих вы, тéплым предстáтельством вáшим от всех лю́тых спасáйте, пою́щих:/ благослови́те, вся делá Госпóдня, Гóспода.
Нам, любóвию почитáющим вас/ и честнóе вáше совершáющим торжествó,/ Христóвы угóдницы Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане, преподóбнии отцы́,/ согрешéнием испроси́те оставлéние, и страстéй пременéние,/ и Божéственнаго свéта осия́ние, пою́щим:/ благослови́те, вся делá Госпóдня, Гóспода.
Трóичен: О, Пребезначáльное естествó и Триипостáсное еди́нство,/ Óтче и Сы́не и Дýше Пресвяты́й,/ приими́ о нас моли́твенники Твоя́ преподóбныя угóдники/ и подáждь прегрешéнием разрешéние, и житию́ исправлéние, и злых отчуждéние,/ и сподóби ны в ми́ре воспевáти Твою́ держáву:/ благослови́те, вся делá Госпóдня, Гóспода.
Богорóдичен: Я́ко Еди́на рóждшая безсéменным рождествóм Христá Бóга,/ Мáти Безневéстная Чи́стая,/ Сегó ми́лостива сотвори́, Влады́чице,/ спасти́ рабы́ Твоя́ от наси́лия и мучи́тельства врáжия,/ вопию́щия Христý Сы́ну Твоемý:/ благослови́те, вся делá Госпóдня, Гóспода.
Песнь 9
Ирмос: Безначáльна Роди́теля Сын, Бог и Госпóдь,/ воплощься от Дéвы, нам яви́ся,/ омрачéнная просвети́ти, собрáти расточéнная./ Тем Всепéтую Богорóдицу величáем.
Выспрь к Бóгу имýще мысль, Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преподóбнии,/ земнáя остáвльше, Небéсная восприя́сте, Бóгу и Спáсу вас вельми́ прослáвльшу,/ трудóв рáди вáших и воздержáния неослáбнаго./ Сегó рáди почитáем вас, преблажéннии.
И́хже благ, преподóбнии, получи́сте/ и Небéсныя слáвы, ея́же от Бóга сподóбистеся,/ и Емýже вы́ну предстоя́ще, моли́теся и нам неотлучéнным бы́ти, мóлим вы,/ рáдостию и божéственною любóвию почитáющим пóдвиги вáша, всечестни́и.
О, божéственнии и богомýдрии отцы́ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане!/ Ми́рови ми́р от Бóга низпослáтися испроси́те,/ Цéрквам соединéние, святéй оби́тели вáшей утверждéние/ и всем правослáвным христиáном предстáтельство и спасéние, преблажéннии.
Богорóдичен: Пощади́ мя, Христé Спáсе,/ пощади́ моли́твами Рóждшия Тя, и всех святы́х Твои́х,/ егдá ся́деши суди́ти делóм мои́м,/ беззакóния и грехи́ моя́ прéзри, я́ко Еди́н безгрéшен./ Мир же подáждь и спасéние воспевáющим Тя,/ Ми́лостиве Бóже и Человеколю́бче.
Свети́лен преподóбным:
Мирскáго пристрáстия, я́ко сквéрны уклони́вшеся/ и áлчбою плоть умертви́вше, блажéннии,/ Небéсною слáвою со Áнгелы обогати́стеся,/ тéмже непрестáнно о нас моли́те Христá Бóга,/ преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане. Двáжды.
Слáва, и ны́не, прáздника.
На хвали́тех стихи́ры преподóбным, глас 8.
Подóбен: О, преслáвнаго чудесé:
Имéюще божéственную благодáть учи́теля,/ целоýмием вас наставля́ющу/ к желáнию божéственному,/ отню́дуже мирскáго мятéжа отрекли́ся естé/ и к рáзуму и́стинному возвели́ся естé,/ болéзненными же себé труды́ умудря́юще,/ покори́ли естé лýчшему хýждшее,/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане преподóбнии,/ моли́те спасти́ся нам.
Преподóбнии отцы́/ Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ любвé рáди Христóвы,/ вся я́же на земли́ презрéли естé/ и, в пусты́ню всели́вшеся,/ плотски́я пóхоти мудровáние умертви́ли естé,/ пóстническими труды́ своé житиé уясни́ли естé,/ тем и Христóс дáром чудéс обогати́ вас./ Поминáйте нас, чтýщих пáмять вáшу, досточýднии.
Добродéтели стяжáли естé,/ преподóбнии Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ и́миже Бóгови/ прибли́житися разумевáюще,/ к Томý востекли́ естé/ и при́сно ходáтайствуете о нас,/ éже ми́рно житиé преити́,/ спасти́ся от соблáзн льсти́ваго/ и святы́х рáдости óбщником бы́ти.
Прииди́те, вси хотя́щии исцелéния,/ и почерпи́те винó дýши веселя́щее,/ никáкоже сумня́щеся,/ испóлнь бо честнéйшая чáша/ преблажéнных отéц нáших/ Зоси́мы, Саввáтия и Гéрмана,/ изливáет всем/ приходя́щим с вéрою,/ душáм и телесéм здрáвие.
Слáва, глас 6:
Преподóбнии отцы́ нáши Зоси́мо, Саввáтие и Гéрмане,/ во всю зéмлю изы́де вещáние исправлéний вáших,/ тéмже и на Небесéх обретóсте мзду трудóв свои́х:/ бесóвския полки́ погуби́сте/ и áнгельским чинóм совокупи́стеся,/ и́хже житию́ дóбре поревновáсте./ Дерзновéние имýще к Бóгу,/ ми́ра проси́те душáм нáшим.
И ны́не, прáздника, глас 8. Византи́ево: Поя́т Христóс Петрá, Иáкова и Иоáнна:
Славослóвие вели́кое. Ектении́, и отпýст.
Тропарь Зосиме и Савватию Соловецким
глас 4
По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас;/ чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете// ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.
Перевод: Постнической и подобной ангельской жизнью вашей, преподобные отцы Зосима и Савватий, по всей земле вы стали известны; различными чудотворениями, Богоносные, просвещаете с верой призывающих вас и почитающих священную память вашу.
Тропарь Савватию Соловецкому
глас 3
Удали́вся ми́ра и водвори́вся в пусты́ню,/ до́брым по́двигом подвиза́лся еси́,/ злострада́нием, и внима́нием, и моли́твами,/ отону́дуже и по сме́рти источа́еши исцеле́ния,/ Савва́тие о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Удалившись от мира и поселившись в пустыни, добрым подвигом ты подвизался, терпением напастей, вниманием и молитвами, потому и после смерти источаешь исцеления, Савватий отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Вернуться к списку