- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Мученик Исидор Хиосский
Краткое житие мученика Исидора Хиосского
Святой мученик Исидор жил в III веке на острове Хиосе, родом был из Александрии. В первый год правления императора Декия (249–251) был издан указ переписать всех способных служить в войсках Римской империи. Святого Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Святой Исидор был христианин, вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен, избегая всех языческих обычаев. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться на мучения и смерть. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин. На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога, Христа Спасителя, и никогда не отречется от Него. Святой был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. Нумерий в ужасе упал на землю и сам потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ – отсечь голову святому Исидору. С радостью встретил святой Исидор свой смертный приговор и сказал: "Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!" Кончина мученика произошла в 251 году. После казни тело его было брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, взял его тело и предал земле. Позднее и сам Аммоний принял мученическую кончину в городе Кизике (память 4 сентября).
В начале XII века русский паломник игумен Даниил видел мощи святого мученика Исидора на острове Хиосе. Позднее мощи его были перенесены в Константинополь и положены в храме святой Ирины.
Полное житие мученика Исидора Хиосского
Уроженец Александрии, св. Исидор был начальником одного из подразделений римской армии третьего века от Рождества Христова. Он служил в годы правления императора Диоклетиана и находился в подчинении у правителя Нумерия. Его подразделение было послано на Хиос, и там один из центурионов обвинил его в приверженности Христианскому учению. Его вызвал к себе Нумерий. На вопросы, касающиеся этого обвинения, Исидор отвечал: “Знай, о Правитель, что я почитаю Христа и поклоняюсь Его Образу; Его Одного почитаю я Богом; В Нем я полагаю все свое желание, ибо имея Его, человек ничего более не жаждет. Он — Истинный Бог, ставший ради нашего спасения Истинным Человеком, сохранив при этом все Свое Божество и оставаясь неизменным в Своей Природе и Естестве”.
Разгневанный тем, что Исидор не желает публично поклониться римским богам, Нумерий приказал растянуть его на земле, привязав за руки и ноги к четырем столбам, и нещадно бичевать. Затем он был брошен в раскаленную печь, но, по воле Божией, вышел оттуда невредимым. Нумерий, рассерженный и озадаченный, велел заключить его в темницу.
Узнав о том, что случилось с сыном, отец Исидора (он был язычником) поспешил из Александрии на Хиос, чтобы просить сохранить Исидору жизнь, уверяя Нумерия, что сможет убедить его поклониться римским богам. Нумерий отдал молодого воина отцу, и тот различными доводами и лестью попытался отвратить сына от Христианства, доказать ему, что Иисус Христос был всего лишь выскочкой, возомнившим себя пророком, главой маленькой иудейской секты, казненным собственными соотечественниками, и уж конечно не тем, за кого цивилизованному римскому гражданину из Александрии стоило бы умереть. Однако Исидор не внял этим уговорам, отвечая лишь: “Если бы твой ум не был помрачен поклонением ложным богам, я бы несколькими словами показал тебе силу Того, Кто умер на Кресте, и как много благого принесла нам Его смерть”.
Отец в гневе приказал привязать сына к диким коням и тащить по улицам. Протащив его по острым камням и твердой земле, мучители увидели, что молодой воин еще жив. Ему отрубили голову, после чего, как говорится в его житии, из тела его вместо крови истекло молоко. Тело бросили в поле, в пищу хищным птицам, и поставили неподалеку стражу, опасаясь, что христиане заберут его для погребения. Тем не менее, одна благочестивая христианка по имени Миропа пришла тайно ночью со своими служанками, чтобы унести тело. Солдаты уснули, а женщины прокрались мимо них и взяли тело мученика. По обычаю того времени, Миропа помазала тело Исидора благовонным веществом и тайно похоронила его.
Правитель, обнаружив пропажу тела мученика, заковал нерадивых стражников в кандалы и велел им, таким образом скованным, отправиться на поиски тела, пригрозив, что если тело не будет найдено, им также отрубят головы. Миропа увидела на улице этих молодых солдат и почувствовала себя несчастной от мысли, что ее действия могут стать причиной их смерти. Она вышла из дома со словами: “Друзья мои, это я, когда вы спали, украла те останки, которые вы ищете”. Ее отвели к Нумерию, и тот потребовал рассказать, как она осмелилась совершить такой поступок. Миропа ответила: “Я осмелилась, потому что презираю твое развращенное язычество”. Разъяренный правитель приказал бить ее тяжелыми прутьями, а потом протащить за волосы по улицам города, чтобы и другие люди могли бить ее. Поздней ночью того дня, когда ее бросили в темницу, она уже была близка к смерти.
Как рассказывал узник, находившийся в темнице вместе с ней, Миропа лежала на полу, тихонько молясь, и вдруг около полуночи темницу осиял ярчайший свет, и вслед за этим появился святой Исидор в окружении ангелов. Исидор сказал: “Мир тебе: твоя молитва к Богу услышана; ты присоединишься к нам и получишь мученический венец, который уготован тебе”. Когда святой Исидор закончил говорить, Миропа в последний раз вздохнула и предала душу Богу. Темница наполнилась чудным благоуханием, стража и узники были объяты благоговейным страхом. Узник, рассказавший о последних часах жизни святой Миропы, впоследствии сам стал мучеником за Христа.
Святую Миропу похоронили рядом со святым Исидором, и более тысячи лет христиане приходили сюда поклониться этим двум мученикам. В 1130 году их мощи были проданы беспринципными церковными служителями послу Венеции и перевезены в Италию герцогом Михаилом Доминика. В Италии их положили в часовне, посвященной св. Исидоре, при венецианском храме св. апостола и евангелиста Марка. В 1967 году Римская католическая церковь вернула православным христианам Хиоса частицу мощей святого Исидора — правую бедренную кость. Она сейчас хранится в митрополичьем соборе городка Хиос, собор посвящен святым воинам Виктору, Мине и Винсенту. Частица мощей святого Исидора покоится в раке из золота и бархата под деревянным резным пологом в левой части храма. Мощей мученицы Миропы на Хиосе, к сожалению, нет.
Могилки, в которых покоились тела святых Исидора и Миропы, находятся в городке Хиосе, в “старой” церкви святого Исидора в Платейя Айос Исидорос каи Миропес примерно в десяти минутах езды от центра. В этой церкви сохранился древний мозаичный пол и руины очень древней часовни. Крошечная лесенка слева ведет вниз в крипту под полом храма, где и находятся эти пустые могилки.
Из кн. Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции
Страдание святого мученика Исидора
Память 14 мая
В первый год царствования императора Декия 3231 , вышел указ царский по всем областям и странам империи римской, предписывавший пересчитать воинов и собрать их в полки. По этому случаю подъехали корабли воеводы Нумерия к острову Хиосу 3232 для того, чтобы собрать здесь всех юношей, предназначавшихся к военной службе.
В это время на острове Хиосе проживал святой Исидор, происходивший из города Александрии, крепкий телом и мужественный духом, по вере же христианин. Он проводил жизнь богоугодную, всегда подвизаясь в посте и доброделании; он был чужд суетных дел и нечистых удовольствий мира сего; равным образом он сторонился и нечистых дел еллинских. Этот Исидор за свою храбрость и мужество был записан в число воинов и сопричислен к полку Нумериеву.
В скором времени от императора вышло новое приказание, – принудить всех христиан поклоняться богам римским; тех же, кто не поклонялся, должно было принуждать к тому мучениями: особенно приказано было наблюдать за воинами; если среди них находился христианин, было предписано принуждать его к поклонению и приношению жертв идолам, согласно древнему римскому обычаю.
В это время один сотник, по имени Иулий, подойдя к воеводе Нумерию, донес ему, что блаженный Исидор был христианином. Воевода тотчас же приказал взять святого. Когда святой был представлен пред судилище Нумериана, то он спросил его:
– Какое имя твое?
– Я называюсь Исидором, – сказал святой.
Воевода сказал:
– Это ты не повинуешься приказу императора нашего Декия и не хочешь приносить богам жертв?
Святой Исидор отвечал на это:
– Кто боги ваши, чтобы мне, христианину, принести им жертву? Не идолы ли они глухие, слепые и ничего не чувствующие?
Воевода сказал на это:
– О злой и нечестивый хулитель! Поистине, ты достоин великих мучений и казни!
Святой сказал:
– Действительно, я достоин пострадать за имя Бога моего; ради Его пресвятого имени я согласен принять всякое мучение и самую смерть, дабы Владыка мой сподобил меня одной участи со святыми мучениками, пострадавшими за святое имя Его ранее меня. Но я верую и твердо надеюсь, что все верующие в Него и уповающие на имя святое Его, никогда не умрут, как сказал Сам Господь наш Иисус Христос: «верующий в Меня» ( Иоан. 6:47 ), «если и умрет, оживет» ( Иоан.11:25 ).
– Принесешь ли ты, Исидор, – сказал Нумериан, – жертву богам, если хочешь остаться живым. или нет?
Святой отвечал:
– Если бы ты и умертвил меня, то над душою моею у тебя нет власти. Поэтому мучь меня, как хочешь, ибо я имею Помощником своим истинного и живого Бога и Господа Иисуса Христа, Который и ныне со мною и по смерти моей со мною будет, и я буду с Ним. Я не перестану исповедовать имени Его пресвятого до тех пор, пока в моем теле будет пребывать дух жизни.
Воевода сказал:
– Ты хоть один раз принеси жертву, повинуясь приказанию царскому, а потом поступай, как хочешь.
Но святой отвечал:
– Не думай, нечестивый, что ты прельстишь меня коварством своим. Тот, кто один раз отвергся от Христа и Бога своего, может ли называться Его верным рабом? «неверный в малом неверен и во многом» ( Лук. 16:10 ), но я не позволю себе даже в мысли моей подумать о чем-либо, неугодном Господу.
Воевода сказал:
– Я советую тебе, Исидор, к твоей же пользе. Послушай же меня. Если же ты меня не послушаешь, то я предам тебя лютым мукам, и буду мучить тебя до тех пор, пока ты не исповедуешь величие богов наших.
Вслед затем воевода приказал своим воинам растянуть святого и бить его четырем воинам без милосердия.
Когда мучители били святого, то окружавшие его из народа сказали ему:
– Подчинись, Исидор, воле императора, если не желаешь окончить жизнь свою среди мучений.
Но святой отвечал:
– Я повинуюсь воле и приказанию Бога моего, Царя небесного, пребывающего вечно. Этого Бога я исповедую и почитаю; я не отрекусь от Него, и не буду отвержен Им в день суда.
После биения мучитель долгое время соблазнял святого к идолопоклонству и ласками, и угрозами, но совершенно не имел успеха и лишь слышал от мученика брань и укоры как себе самому, так и богам своим. Наконец, преисполнившись гнева, сказал:
– Я прикажу изрезать твой скверной язык на части.
Святой отвечал:
– Хотя бы ты и изрезал язык мой, все равно исповедание имени Христова от уст моих ты не отнимешь.
И отрезан был язык у святого, по приказанию мучителя. Однако святой и по отрезании языка говорил достаточно отчётливо, прославляя Христа, Бога истинного: воевода же от страха пал на землю и сделался немым. Когда его подняли с земли, то он не мог сказать ни одного слова и выражал свои мысли лишь маханием руки. Затем, попросив бумагу, написал на ней:
– Я приказываю усечь мечом Исидора, не повинующегося указу царскому.
Когда слова эти были прочитаны мученику, то он с радостью воззвал, говоря:
– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе за то, что Ты не лишил меня благодати Твоей! Славлю Тебя, Владыка мой, моя жизнь, мое дыхание! Воспеваю Тебя, Господи, сила моя, просвещение ума моего! Прославляю Тебя, давшего мне язык, которым я непрестанно славлю Твое величие!
Палач же, взяв мученика, повел его на место усекновения. Святой Исидор шел с радостью и поспешностью, устремляясь как агнец на заклание свое. Затем, посмотрев на небо светлым лицом и радостными очами, святой сказал:
– Владыка Святой! Славлю Тебя за то, что Ты по милости Своей ныне примешь меня в селения Твои и в места упокоения.
Придя же на место, на котором должно было совершиться усекновение главы мученика, святой попросил у палача позволения помолиться. Затем, помолившись достаточное время, преклонил под меч честную главу свою 3233 и, таким образом, был усечен за исповедание имени Иисуса Христа, Сына Божия, преклонившего на кресте пречистую главу Свою за нас грешных.
После усечения честное тело святого мученика было брошено мучителями без погребения, на съедение псам и зверям. Но один из числа друзей святого, по имени Аммоний, тайный христианин, взяв тело святого мученика, ископал могилу вместе с прочими верными братиями и положил честное тело Исидора в земле, как некое многоценное сокровище. Этот христианин и сам явил себя подражателем доблестного подвига Исидора; плывя по проливу Геллеспонту, он в Кизике 3234 принял венец мученический. Честные же мощи святого Исидора были взяты впоследствии из земли некою благочестивою женщиною, по имени Миропиею , пришедшей сюда из города Ефеса; помазав честные мощи драгоценными мазями и обвив чистою плащаницею, она положила их на почетном месте. Когда гонение на христиан прекратилось, в честь святого мученика Исидора была воздвигнута церковь , в которой подавались многоразличные исцеление болящим от святых мощей мученика Христова, во славу Христа Бога нашего, прославляемого во веки вместе со Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Аминь.
Кондак, глас 4:
Управитель великий вселенней ты явился еси, святе, твоими к Богу молитвами: темже воспеваем тя днесь, мучениче богомудре, Исидоре преславне.
* * *
Декий царствовал с 249 г. по 251 г.
Остров Хиос находится на Средиземном море (в северной его части).
Кончина святого мученика Исидора последовала в 250-м году.
Кизик находился на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе.