- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Киоты для икон: зрительный символ особого почитания бесценных образов
На фоне массивных изделий из древесины чуть в тени остаются киоты для икон. Традиция их создания уходит в далекое прошлое – именно с помощью красивого и необычного оформления наши предки стремились подчеркнуть значимость образа и воздать ему особую честь. Киоты изготавливались из прочных сортов древесины и богато украшались басмой, необычной резьбой и позолоченной краской.
Само слово «киот» происходит от греческого «ящик». Это говорящее название указывает на конструктивные особенности изделия – подобие ящика со стеклянной передней частью, внутрь которого вкладывают образ. Такое решение позволяет не только выделить икону на стене храма, но и надежно защищает ее от пыли, резких перепадов температуры и уровня влажности, а также от возможных загрязнений: копоти от свеч, капель церковного масла и т.д.
Еще древние мастера знали, что внутри деревянной конструкции киота создается особый микроклимат, благоприятный для продолжительного хранения иконописных образов. Важное условие – лицевая поверхность иконы не должна соприкасаться со стеклом или боковыми частями киота. Поэтому для ее надежной фиксации внутри устанавливали дополнительную рамку, в которую можно было аккуратно вложить изображение с гарантией его полной сохранности.
Важно: для хранения бесценных старинных икон делают специальные киоты с герметичной конструкцией, микроклиматические показатели внутри которых контролируют с помощью нескольких датчиков.
В зависимости от особенностей исполнения киоты могут быть настенными или напольными, одиночными или собранными в цельную конструкцию для особо чтимых храмовых образов. В больших соборах из таких изделий создают миниатюрные часовни, стены которых украшают наиболее почитаемыми образами. Чтобы новый киот вписался в уже существующий интерьер, перед изготовлением модели для нее разрабатывают отдельный проект, учитывающий особенности оформления храмового пространства и его основную цветовую гамму.
Особое место в ассортименте киотов занимают уличные конструкции. Их изготавливают для защиты и сохранности фасадных икон, которые испытывают на себе неблагоприятное воздействие резкой смены температуры и атмосферных осадков. Главное требование к такому сооружению – механическая прочность и полная влагонепроницаемость.
Раки и мощевики
Бесценной реликвией для любого православного храма являются мощи святых. Специально для их благоговейного хранения и всеобщего почитания изготавливают раки, которые размещают под резной деревянной сенью ближе к алтарной части храма справа или слева от иконостаса. Для выделения раки на фоне храмового интерьера ее ставят на возвышение, к которому ведут несколько ступеней. А прямо над сенью размещают крупный иконописный образ святого, чьи мощи хранятся внутри. Нахождение под сенью рядом с прославленным подвижником создает у верующих особое состояние тишины и уединения, способствующее горячей молитве.
Если в храме имеются мощи нескольких святых, для них изготавливают небольшие деревянные мощевики в виде ларцов, реже – настенные конструкции, напоминающие иконы. Их постоянно хранят в основной части храма или выставляют на всеобщее поклонение в дни особых церковных праздников, установленных в честь почитания прославленных подвижников.
Голгофы и гробницы под Плащаницу
Великая Пятница и Успение Пресвятой Богородицы – дни, богослужение которых отмечены выносом Плащаницы. Для ее размещения в центре храма изготавливают массивные деревянные гробницы, которые богато украшают цветами. Плащаница, размещенная на гробнице, доступна для поклонения и хорошо заметна из любой точки храма.
Неотъемлемым элементом интерьера любого православного храма является Голгофа. Ее ставят в центре во время особого богослужения Великого поста – Пассии, чтобы напомнить верующим о цене их Искупления.
Храмовые аналои
В интерьере храма используют сразу несколько разновидностей аналоев – центральные, боковые, стационарные и переносные. Особое внимание уделяется центральной конструкции, размещенной напротив Царских врат. Она служит местом временного хранения праздничных икон, а также богослужебного Евангелия во время всенощного бдения или полиелейной службы. Боковые аналои изготавливают в таком же стиле, чтобы создать целостную по форме и цвету композицию. Отдельно используют легкие переносные аналои, которые дополняют стационарные конструкции при необходимости разместить на поклонение сразу несколько икон или мощевиков.
На клиросе устанавливают специальный клиросный аналой, где предусмотрены удобные подставки под книги и ноты на уровне глаз стоящего человека. В верхней части размещается подсветка, гарантирующая полноценное освещение рабочего пространства для певчих.
Храмовая мебель
Вдоль помещения основной части храма для удобства прихожан расставляют скамьи и стасидии. Они предназначены для кратковременного отдыха во время длительных богослужений или для удобной посадки пожилых и немощных граждан. Внутри таких изделий часто делают вместительные закрытые полки или ящики для хранения церковной утвари: средств для ухода за мебелью, запаса ветоши, свеч и т.д. У входа, рядом с подсвечниками и в непосредственной близости от чтимых икон ставят свечные ящики с разными видами свеч и емкостью для денег.
В алтарной части размещают скамьи для священнослужителей, шкафы для хранения облачений и церковной утвари. В кафедральных соборах центральную часть алтаря украшает архиерейский трон, а в монастырях – трон для игумена. Место для игумений в женских монастырях размещают вне алтарной части.
Поставить красивую точку в обустройстве храмового интерьера помогают двери и оконные рамы, выполненные в классическом стиле. Мебель и отделка, удачно дополняющие друг друга по цвету и оформлению, создают благоприятное впечатление и служат достойным украшением церковного пространства.
Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение». Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох.
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.