- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Первые деревянные храмы на Руси начали строить еще до судьбоносного 988 года, когда равноапостольный князь Владимир повелел всему народу креститься. Так, в летописях упоминается о церкви св. пророка Илии, которую показывали заезжим иностранцам, а также древесные срубы, освященные в честь свт. Николая и св. Орины. А в 989 году в Новгороде появилась церковь св. Софии, которая была уничтожена пожаром в 1045 году. Полностью срубленная из обработанных бревен, она имела «13 верхов», что делали строение уникальным, не имеющим аналогов в мире.
Сегодня мы можем только догадываться, как выглядели древние храмы – история не пощадила эти сооружения, и память о них осталась только в письменных источниках. А вот церквям русского Севера повезло больше – некоторая часть из них, датированная XVIII-XIX веками, сегодня законсервирована, находится в процессе реставрации или регулярно убирается волонтерами. Но значительное количество памятников древнего зодчества обречено на забвение – об их существовании напоминают лишь полуразрушенные, покосившиеся стены. Но даже они красноречиво доказывают: мастерству древних строителей не было равных, и их творения на много десятилетий пережили своих создателей.
Клетские храмы и часовни
Первые храмы русского Севера отличались простотой и аскетичностью. Суровый климат не располагал к длительному процессу строительства, и в распоряжении мастеров было лишь 3-4 месяца благоприятных условий для обустройства сооружения с нуля. Свое название клетские храмы получили от понятия «клеть» — небольшой деревянный сруб, который выступал основой для обустройства жилого дома. От него церковь отличала лишь маковка с крестом. А в некоторых случаях обходились и без нее, устанавливая четырехконечный крест прямо на кровлю, чтобы выделить постройку на фоне окружавших ее деревенских домов.
В небольших поселках, где количество жителей было крайне мало, вместо храмов возводили часовни. Скромные, простые деревянные конструкции украшали как могли: вышивкой, домашними иконами, рушниками. Небольшая дверь и крохотные окна защищали внутреннее пространство и находящихся в нем людей от холода и сквозняков. Вместо регулярных богослужений в таких часовнях служили панихиды и молебны, на которые из соседних сел приезжали священнослужители. А в дни праздников прихожане собирались на общую молитву и совершали службу собственными силами.
Клетские храмы обычно состояли из трех срубов: алтарной части, основного помещения и притвора. Двускатная крыша не позволяла снежным сугробам расти и таять, заливая водой внутреннее пространство. Ближе к XVIII столетию архитектурные решения стали сложнее и оригинальнее: кровли поднимали над уровнем земли и украшали куполами, а сами крыши делали восьмискатными. В это же время храмовые сооружения начали увеличивать в высоту и в ширину – на верхних ярусах обустраивали храмы, а нижние оставляли под хозяйственные помещения для выпечки просфор, хранения церковной утвари и т.д.
Наряду с клетскими церквями в XVIII-XIX веках на русском Севере стали возводить храмы в виде восьмигранника. Это была попытка придать сооружению округлую форму в соответствии с догматическим толкованием фигуры круга как символа бесконечности. Остатки восьмигранных церквей и часовен, сохранившиеся до наших дней, впечатляют продуманностью и мастерством исполнения, пронизанным любовью к своему делу.
Шатровые храмы
Суровый климат Севера внес свои корректировки в процесс проектирования и возведения русских храмов. Именно здесь появились так называемые шатровые конструкции – буквально «церковь древяна вверх», как в летописях прошлых веков именовали красивые высокие здания, устремленные к небу. Первое такое упоминание датировано 1397 годом: согласно его свидетельству, в Великом Устюге была возведена большая шатровая церковь. Некоторые историки предполагают, что ее конструкция повторяла более старый шатровый храм, постройку которого завершили в 1292 году.
Главное отличие сооружений шатрового типа – конструкция в виде башни-пирамиды с отдельно пристроенными срубами алтаря и притвора. Нередко к ней добавляли приделы, крыльца, галереи и переходы, трапезные и т.д. Мастера делали все возможное, чтобы увеличить высоту такой постройки. В числе наиболее высоких храмовых сооружений – церковь в честь св. блгв. Князей Бориса и Глеба под Можайском, возведенная в 1603 г.
Важное достоинство шатрового сооружения – исключительная устойчивость, а также неограниченные возможности для благоукрашения. Такая конструкция достаточно живописна, а ее внутреннее пространство позволяет использовать в качестве украшения различные архитектурные детали, придающие зданию удивительный вид, напоминающий волшебные дворцы из русских сказок. А чтобы ограничить площадь распространения звука и направить его вширь, а не вверх, в таких храмах сооружали искусственное небо – дополнительный свод с центральным образом круглой или прямоугольной формы, к которому в виде лучей устремлялись сходящиеся балки.
Кубоватые и ярусные храмы
Запрет патриарха Никона на любые эксперименты в области храмового строительства был обойден самым необычным способом. В попытках объединить исконно русские традиции с византийскими и греческими появились так называемые кубовые храмы с пятью главками. Самое широкое распространение они получили в Онежском крае. Построенные на основе «четверика», такие сооружения вскоре начали украшать увеличенным числом главок – до 9 и более, дополнять классические сооружения кокошниками, возводить многоярусные конструкции из нескольких срубов, поставленных друг на друга. Часто храмовые здания объединяли в комплексы из зимней и летней церквей, которые дополняли колокольней.
Памятники древнего зодчества на русском Севере – уникальное достояние нашей страны, которое таит в себе еще немало загадок для исследователей и потому требует обязательного сохранения.
Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания.
Как правило, прихожане, даже постоянные и многолетние, не догадываются обо всем разнообразии церковной утвари. Например, при слове «церковный подсвечник» перед мысленным взором большинства встает подставка для свечей, возжигаемых перед иконой. И только священнослужители и их помощники знают, что разновидности подсвечников в храме нельзя счесть по пальцам руки.