- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Николай Дворицкий, пресвитер
Николай Васильевич Дворицкий родился 7 мая 1878 г. в погосте Дегжо Дедовичского уезда Псковской губернии в семье священника. Поступил в Псковскую Духовную семинарию. На пятом курсе по прошению был уволен из числа учащихся и посвящен в сан диакона к Михайловской церкви села Дно Порховского уезда. Это произошло в 1898 году, когда отцу Николаю исполнилось 20 лет. Такое раннее посвящение в священный сан по тем временам случай был довольно редкий, что свидетельствует об особых душевных качествах ставленника. Приход села Дно, куда был назначен отец Николай, был многочисленным и весьма оживленным. Соседство железной дороги в жизнь Дновского прихода привносило как свои достоинства, так и недостатки. Местные жители ездили на заработки в крупные города, и, возвращаясь домой, привозили с собою дух неверия и откровенного материализма, которым все более заражался мир. Привозили они также и дурные привычки, отнюдь не свойственные простому деревенскому люду.
В июле 1909 г. архиепископ Арсений (Стадницкий), совершая объезд вверенной ему в управление Псковской епархии, посетил приход Дно. Именно тогда и состоялось более близкое знакомство, связавшее на многие годы двух служителей Церкви - выдающегося церковного иерарха Владыку Арсения, будущего кандидата на Патриарший престол, и отца Николая, будущего священномученика. Архипастырь познакомился с приходом, посетил храм и обратился к народу со словом назидания, в котором затронул проблему соседства прихода с железной дорогой.
В алтаре Михайловского храма хранился памятный деревянный крест; надпись на нем гласила, что сей храм был построен в 1825 г. на средства генерал-майора В. В. Ададурова.
Причт Михайловского храма состоял из священника, штатного диакона и псаломщика. В Дновском приходе имелось 3 школы: церковно-приходская и 2 земских, а также церковно-приходское попечительство. Была здесь также народная библиотека и хор певчих-любителей. Православных прихожан при Михайловской церкви в те времена насчитывалось около 2,5 тыс. человек. Большой приход требовал и больших трудов церковного причта. Богослужения и требы, заботы об устроении и поддержании церковно-приходской жизни, народного и школьного образования отцу Николаю приходилось делить со священником Александром Белявским, а затем, когда по преклонным летам отец Александр ушел на покой, с его восприемником, священником отцом Александром Архангельским. По представлению инспектора народных училищ Порховского уезда в 1905 году отец Николай был утвержден законоучителем 1-го Дновского земского училища. Он преподавал юношеству Закон Божий. Спустя 3 года за усердное и ревностное преподавание Закона Божия в Дновском земском училище ему была объявлена архипастырская признательность с выдачей свидетельства о сем 2 июня 1908 года.
25 августа 1911 года отец Николай покинул Михайловский храм и ставший ему родным Дновский приход. Ему предстояло новое поприще, которое всякий носитель диаконского сана счел бы для себя за честь. Владыка Арсений (Стадницкий), получив назначение на Новгородскую кафедру, перевел его в свою новую епархию. Отец Николай был назначен на испытательный срок протодиаконом в главный собор одной из древнейших в России епархий - знаменитую Святую Софию.
Владыка Арсений был большой знаток, любитель и благоговейный совершитель церковных богослужений. Строгий в первую очередь к себе, Владыка был особенно требователен к дьяконскому чину и певчим. Необходимо было приложить много усилий, способностей, желания, чтобы угодить Владыке Арсению, который стремился к тому, чтобы возглавляющий богослужение архиерей, дьякон и клир составляли бы триединую гармонию. Всего год потребовался отцу Николаю, чтобы из «исполняющего дело» быть утвержденным в должности протодиакона Софийского собора. Резолюция была подписана Владыкой Арсением 21 марта 1912 г. во внимание к его усердной службе. При этом отец протодиакон был награжден двойным орарем.
С переменой места служения отец Николай, однако, не был освобожден от преподавательской работы, и в 1915 году его утвердили законоучителем 2-го Дновского земского училища. Станция Дно от Великого Новгорода находится на расстоянии не менее 20 км. О. Николаю приходилось в течение многих лет путешествовать в оба конца. Семейство его оставалось в Дно, где у него и у супруги его Анастасии Тихоновны подрастало 2-е детей: дочь Евгения, 1901 г. рождения, гимназистка, музыкально одаренная девушка, большую часть своего времени проводившая за пианино, и сын Иоанн, 1906 г. рождения, воспитанник Новгородского Духовного училища.
В 1916 году отец Николай был награжден высокой церковной наградой - орденом Святой Анны III-й степени. К 300-летию царствования дома Романовых, которое широко отмечалось во всех регионах Российской Империи, отец Николай был удостоен памятных креста и медали.
В звании диакона отец Николай прослужил 13 лет. 15 октября 1918 года, в 33-летнем возрасте, в Великом Новгороде, в Софийском соборе он был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Казанской церкви п. Лукомо Порховского уезда Псковской епархии (ныне Дновский район).
После установления в 1917 г. советской власти в Российском государстве начались жестокие гонения на Церковь. Отец Николай Дворицкий пережил все этапы этих гонений. Как «служитель религиозного культа» он был лишен гражданских прав. Кроме того, священника обложили индивидуальными налогами, как кулака. Налоги были непомерно большие; в результате их неуплаты все имущество его семьи, движимое и недвижимое, было конфисковано. Когда на следствии в 1937 году понадобилось заполнить графу «Имущественное положение», там было указано: «Из имущества не имеет ничего. Владеет только домашней утварью».
Первый арест отца Николая произошел в 1930 году. В материалах его следственного дела содержится обвинение его «в систематической антисоветской агитации, ...проведении разлагающей деятельности по отношению к колхозному строительству, в призыве крестьян в момент гражданской войны в 1918-1919 гг. к борьбе с советской властью всеми способами». Также его обвиняли в том, что в конце 20-х годов, когда в стране проводились политические и хозяйственные кампании, он сорвал собрание крестьян и препятствовал хлебозаготовкам. Следствие проходило в 1930 году, а обвинение в антисоветской деятельности отца Николая в деле имеется десятилетней давности. Следовательно, агентурная слежка велась за священником все эти годы. Арестован он был отнюдь не потому, что «под руку попался» - жертва была намечена заранее - с поля деятельности карательными органами устранялись лучшие...
Следствием отец Николай был отнесен к так называемым «тихоновцам». Этим термином пользовались, когда необходимо было характеризовать «политическую» ориентацию священника. Ответы о. Николая на допросах свидетельствуют о нем как о зрелом пастыре, сумевшем отринуть неканонические церковные образования смутных времен: живоцерковников, иосифлянство, григорианство и пр. В сложный период церковного безвластия, обновленчества, расколов и нестроений отец Николай устоял на единственно правильном пути - на позиции патриаршей Церкви. Однако органы НКВД квалифицировали «преступление» священника Николая Дворицкого как действия «врага народа» и приговорили его к 5-ти годам лишения свободы по стандартной для духовенства статье: 58, п. 10 УК РСФСР.
Судимость отца Николая трагически отразилась на судьбах членов его семьи. Вся его семья: жена, сын, невестка и годовалая внучка - были высланы из пределов Псковского округа в Северный край как «социально опасная». Что с ней стало, доподлинно неизвестно; однако на вопрос о семейном положении в анкете следственного дела по второму аресту в 1937 году отец Николай показал: «Вдов. Одинок».
Отбывал свой срок отец Николай в концентрационном лагере. Вернулся он в родные края в 1934 году. Церковь и приход в д. Лукомо, где он служил до ареста, были ликвидированы. Семья сгинула. Дом и имущество конфискованы. Он нашел себе пристанище неподалеку от Лукомо, в деревне Нинково, у монахини Евдокии Карабановой. Здесь, наконец, он немного отдохнул душой от всего пережитого на этапах и в лагерях.
Желание служить Святой Церкви понуждало отца Николая снова и снова предпринимать попытки найти место служения, но - безуспешно. Тогда отец Николай обратился с письмом к правящему архиерею Ленинградской епархии, к которой относился Псковский округ, с просьбой предоставить ему любое место служения.
Получить ответ и место служения отец Николай не успел. 21 октября 1937 года его снова арестовали органы НКВД. Содержался он в тюрьме г. Старая Русса, тогда Ленинградской, ныне Новгородской области.
Поведение священника Николая Дворицкого на допросах явилось примером редкого мужества. Он превзошел все уловки и ухищрения следственного аппарата НКВД. Его не сломили пытки, не устрашила смерть. Цельно и с достоинством, не унизившим, но украсившим носителя священного сана, пронес свой крест мученичества и исповедничества священник Николай Дворицкий. С помощью Божией он выдержал там, где не выдерживал почти никто.
1 ноября 1937 года дело священника Николая Дворицкого было закрыто и передано Особой Тройке УНКВД Ленинградской области. Тройка обвинила священника Николая Дворицкого в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности и вынесла приговор: расстрелять.
6/19 ноября, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, отец Николай был расстрелян в застенках Старорусской тюрьмы. Захоронен в безвестной могиле.
По материалам книги: Святые новомученики Псковские. Житая святых священномучеников Псковской епархии XX столетия. Псков. 2004. С.52-65.
Источник: pstgu.ru
Вернуться к списку