- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский
Постриженик Святой Афонской Горы, ученик преподобного Сергия Радонежского, друг, собеседник и духовный отец преподобного Павла Обнорского († 1429 г., память 10/23 января).
Некоторое время жил в обители своего наставника – преподобного Сергия, а потом из любви к безмолвию удалился в обнорские леса, на реку Нурму, и поселился здесь, терпеливо перенося нападения от разбойников и бесов. Когда молва об отшельнике, распространившись по окрестностям, привлекла к святому любителей безмолвия, преподобный основал монастырь, в котором и подвизался до своей кончины, последовавшей в 1412 г.
По смерти прославился многочисленными исцелениями (до 1584 г. было записано до 80 чудес преподобного).
Житие преподобного отца нашего Сергия Нуромского, чудотворца Вологодского и Обнорского
Память 7 октября
Преподобный Сергий положил начало своей иноческой жизни на святой горе Афонской 6413 . Оттуда пришел он в Московскую державу великого Российского государства и поселился в пределах Радонежской области 6414 . И пришел он в обитель великого Российского светила Сергия Радонежского, чудотворца 6415 . Тогда еще был жив святой Сергий и сиял, как солнце во всей вселенной, просвещая мир благими делами и управляя о Боге своею братиею. И пробыл преподобный Сергий Нуромский у великого Российского светила Сергия под паствою долгое время, внимая ему и последуя святому житию его. Здесь он упражнялся во многих подвигах и совершил много добрых дел, так что сам преподобный Радонежский чудотворец удивлялся ему, видя такое его рвение к Богу, и любил беседовать с ним о духовных исправлениях. Преподобный же Сергий Нуромский, видя труды и подвиги сего великого светила, также старался подражать им и не уступал ему в добродетели. Все сие преподобный Сергий Нуромский принимал в сердце свое, как плодоносная земля принимает семена и впитывает дождевые воды, и принес Богу плод сторицею. И ради сего был он любим и уважаем всеми. Но не любил он мирской славы, видя в ней вред для души, и стал помышлять, как бы удалиться от людей, вспоминая слова пророка Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» ( Пс.54:8–9 ). Так постоянно размышляя, пришел он к наставнику своему Сергию, поклонился ему до земли и, обливая слезами ланиты свои, исповедал ему свои помыслы и просил у него благословения удалиться в пустыню. Преподобный Сергий Радонежский прозрел разумными очами, что он есть сосуд, исполненный Святого Духа, и будет наставником инокам и добрым пастырем Христову стаду, благословил его, преподал ему наставления, как пребывать в пустыне, и отпустил его с миром, сказав:
– Иди, чадо; Бог с тобою.
Приняв от преподобного благословение, блаженный Сергий Нуромский возрадовался и тайно от всех пошел в пустыню. Полетел он духом, как птица в гнездо свое, и искал он места, где Бог ему укажет, не имея с собою ничего, кроме души и тела. Устремившись к северным странам, пришел он в область, покрытую дебрями, лесами, мхами и болотами. Тут обрел он место, в Обнорской волости, на реке Нурме 6416 , где впоследствии и построил монастырь. В той же местности пребывал и великий Павел, Обнорский чудотворец 6417 , который тогда жил еще в уединении, во внутренней пустыне на той же реке Нурме: обители же и братства во Христе у него еще не было.
Придя на место то и осмотрев его, преподобный Сергий весьма возлюбил его и воздал благодарение Богу за то, что Он не презрел его моления, но привел его на сие место. И сказал он словами пророка Давида: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» ( Пс.131:14 ), и еще: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!»
«Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены [к Тебе]. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением... Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» ( Пс.83:2–7, 13 ).
И стал преподобный молиться Всемилосердому Богу: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, спасший Израиля от рабства и трех отроков от пещи огненной ( Исх. 13:1–22 , Дан. 3:1–100 ), призри на место сие и благослови его; сподоби меня служить Тебе на месте сем во все дни жизни моей; ибо я пришел сюда вечно служить Тебе, чтобы и через меня прославилось пресвятое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Помолившись, святой водрузил крест на месте том и поставил часовню и небольшую келейку. И пробыл тут блаженный много лет, упражняясь во многих подвигах. Угождая Богу, проводил он ангельскую жизнь, умертвив плоть свою бодрствованием и всенощным бдением и побеждая врага молитвами, постом и добродетелью. Так он трудился в великом терпении, перенося страдания, которые ему причиняли в пустыне бесы и непросвещенные люди. Когда святой жил в таких подвигах, служа Господу, искони ненавидящий человеческий род, диавол позавидовал его добродетели и воздвиг на него козни, возбудил против блаженного непросвещенных, безумных и злотворящих людей, желая через них устрашить его и удалить от места сего. Но Бог, всегда готовый на помощь рабам Своим, не оставил блаженного.
Однажды на святого напали злые и неистовые разбойники. Схватив, они избили его без милосердия так, что он едва не испустил дух от многих ран. Оставив его еле живым, злые те разбойники ушли. Блаженный же, еле оправившись от ран, воздел руки к небу и сказал со слезами:
– Владыка и преблагий Царь, призри с небеси на раны, полученные мною за то, что я ради Тебя удалился в сию пустыню. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня разделить страдание с избранными Твоими и носить на теле своем язвы ради имени Твоего святого. Сподоби меня участи святых Своих. Взгляни, как умножились враги мои и возненавидели меня неправедною ненавистью. Сохрани душу мою и избавь, да не постыжуся, ибо я уповал на Тебя.
По молитве, блаженный почувствовал облегчение от страданий и благодарил Господа за то, что сподоблен был за любовь ко Христу принять раны на теле своем. И сказал он себе:
– Не оставлю места сего, если даже и тьмы козней воздвигнет на меня враг. Я желаю умереть на месте сем, ибо, взыскуя Христа, пришел я сюда.
Так говорил святой, укрепляя себя словом Господним: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:28–31, 22 ).
Слагая все сие в сердце своем, блаженный укрепился и вооружился как добрый воин Христов, ополчившись духом своим против воинства духов невидимых; и стремился он к большим подвигам и прилагал труд к труду, пост к посту, молитву к молитве, надеясь на мздовоздаяние Небесного Царя.
Но бес, начальник зла, снова, как лев, возревел на святого и многими напастями терзал душу его. Но все сии напасти от лукавых бесов и неправедных людей, святой терпел с радостью, будучи непоколебим душою, как крепкий адамант 6418 . Видя свое уничижение, злоковарный бес снова возбудил против святого лукавых и злых разбойников, желая через них причинить святому мучительную смерть на месте сем.
И вот однажды ночью снова напали на святого злые разбойники. В то время блаженный стоял в келлии на молитве, воссылая Богу ночные свои моления. Злые же и свирепые разбойники, как дикие звери, устремились на него, желая извлечь его из келлии и, подобно волкам, растерзать его. Услышав приход их, святой возвел очи свои к Богу и молился со слезами:
– Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи от меня, но вонми, помоги мне и спаси душу мою.
Господь же всегда готов на помощь рабам Своим, как сказал пророк: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» ( Пс.32:18–19 ).
Когда святой в молитве призвал Бога на помощь, тотчас злые разбойники были объяты страхом и поколебались привести в исполнение свой злой умысел. Как копьем пронзил сердца их страх Божий и, убоявшись суда Божия, они бежали из того места, никогда туда не возвращались и не причиняли святому никакого вреда. И сбылись на них слова пророка Давида: «Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся, внезапно будут они уязвлены» ( Пс.36:14–15, 63:8 ).
Все сие сотворила молитва святого. Ибо молитва святых привлекает на землю милость Бога, помощь Его – огнь палящий и страх, ибо Господь страшит всех противящихся Ему и палит огнем невидимым. Следует нам дивиться силе Божией и помощи, проявившейся на святом сем отце, ибо Господь спас раба Своего не оружием или воинством, но крепкою Своею десницею и мышцею; оружием упования на молитву даровал Он свыше невидимо победу. Сим оружием вооружившись, все святые сподобились силы Божией, побеждали царства, заграждали уста львам, угашали огонь, избегали острия меча, могли при немощи быть крепкими, обращали вспять полки вражие, о чем сказано Апостолом: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). С ними же следует дивиться и сему святому, который ни оружием, ни силою, но упованием и молитвою мог победить всех, восставших на него. Ибо те свирепые разбойники, когда входили в жилище святого, имели в руках своих смертоносное оружие, желая им победить святого, он же не имел ничего подобного, но лишь малое вервие – четки держал в руках, в сердце же своем и на устах имел слезное сокрушение и молитву. И тотчас он победил их и оружие их, и была молитва святого победою и одолением: «Много может усиленная молитва праведного. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Иак.5:16 ; Прем.Сол.3:1).
Преподобный Сергий, видя, что милость Божия пребывает на нем, еще с большим рвением предался посту и молитве, прилагая труд к труду, огнь к огню, желание к желанию, ревность к ревности. Поминая в сердце своем будущее блаженство праведных, он подвизался непрестанно и умерщвлял плоть свою всенощным бдением и постом, душу же имел всегда обращенною к горнему.
Бог, милосердый в Своих щедротах, внял молитвам, трудам и добродетелям блаженного. Не хотя, чтобы блаженный оставался долее в неизвестности и в неведении у людей, как бы сокрытый от очей их, но желая, чтобы он предстал, как град крепкий, стоящий на высоте, Господь явил блаженного всем и открыл его, как бы зажженный светильник, который доселе таился под спудом. И вот Господь делает святого известным всем, чтобы приходящие могли увидеть град и смотрящие – свет. И пронеслась слава о святом по всем областям Русским; многие стали приходить к нему за пользою для души своей, некоторые же приносили ему и потребное для тела. Из многих обителей приходили к святому иноки и оставались жить с ним, поучаясь его подвигам. Преподобный же Сергий с радостью принимал всех, как бы от Бога посланных, и заботился о всех, как отец чадолюбивый, по слову Апостола: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Божиею помощью число братии у святого возросло до 40 человек, церкви же и келлий у них не было. Тогда святой начал строить храм и келлии. И воздвиг он церковь во имя Всемилостивого Спаса, в память происхождения Честного Его и Животворящего Креста ; поставил он и келлии и устроил обитель.
В то время на той же реке Нурме, во внутренней пустыне, проводил безмолвную и уединенную жизнь великий отец наш Павел. Он пришел сюда из той же славной Лавры великого Российского светила Сергия, откуда пришел и преподобный Сергий, Нуромский чудотворец. Еще находясь под паствою преподобного Сергия Радонежского, святой Павел внимательно поучался жительству его о Боге. По благословению же преподобного Сергия Радонежского, великий Павел удалился в сию пустыню, где впоследствии и основал обитель. Монастырь же блаженного Сергия Нуромского отстоял от жилища великого Павла на расстоянии около четырех верст. Часто преподобные Нуромские чудотворцы посещали друг друга и беседовали между собою о всех духовных исправлениях, утверждая друг друга в духовных подвигах. Кроме того, преподобный Павел принимал от святых рук блаженного Сергия причащение святых Животворящих Таин, Тела и Крови Христа, Бога нашего, исповедуя блаженному все свои помышления, и был преподобный Сергий великому Павлу духовным отцом. Поэтому во всяком деле они поведывали друг другу свои помышления, будучи рабами и последователями Единого Владыки. Советуясь между собою о пустынном озлоблении и устрашении бесовском, они делились своими скорбями и укреплялись духом и словом Божиим, утверждаясь надеждою будущих благ 6419 .
Однажды преподобный Павел вышел из кельи своей, желая походить по пустыне. Когда он возвратился назад, то увидел, что келья его разметана сверху до основания. Видя сие, великий отец наш Павел, как человек, устрашился. Скорбный и испуганный пришел он к преподобному Сергию и рассказал ему о случившемся. Преподобный же Сергий счел сие за бесовское мечтание и сказал:
– Иди, брат Павел. Ты найдешь свою келью не разрушенною.
И напомнил ему пророческое слово: «Бог нам прибежище и сила» ( Пс.45:2 ).
Действительно, великий Павел возвратившись к себе, нашел свою келью целою и невредимою, как сказал преподобный Сергий.
Однажды пришел преподобный Сергий к святому Павлу ради духовной беседы, и нашел его стоящим возле кельи и кормящим птиц из рук своих. Множество птичек сидело на голове и плечах преподобного, пред ним же стояли огромный зверь – медведь, лисица и заяц. Так, даже бессловесные были привлекаемы любовью к пустынножителю.
После многих трудов и подвигов преподобный Сергий достиг старости глубокой. От старости и трудов впал он в тяжкую болезнь и долго находился в полном изнеможении. Узнав о недуге преподобного Сергия, великий Павел пришел посетить его, думая, что близко его прехождение от земной жизни в вечную. Лишаясь друга своего и собеседника, Павел обливался слезами и просил у него благословения и прощения. Слезы мешали им сначала говорить. Наконец, сдержав рыдания, святой Павел рассказал преподобному Сергию, что в одном месте в своей пустыне, под горою, на реке Нурме, слышал он звон великий и видел свет неизреченный, сиявший сильнее солнечных лучей. Услыхав сие, преподобный Сергий счел это не простою вещью, но проразумел дело Божие.
– На том месте, – сказал преподобный, – созиждется обитель во славу Пресвятой Троицы, и многие спасутся на месте том.
Так пророчествовал блаженный. После сего Нуромские чудотворцы облобызали друг друга со слезами, и великий Павел удалился в свою внутреннюю пустыню. С тех пор начал он принимать братию и строить монастырь 6420 . На том же месте, где слышал звон и свет видел, святой Павел воздвиг церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, по пророчеству Сергия, Нуромского чудотворца.
Наконец, от великой болезни и старости блаженный Сергий совершенно изнемог. Видя себя приближающимся к кончине и проразумев отшествие свое к Богу, он призвал к себе всю о Христе братию. Когда они пришли и увидели отца своего приближающимся к концу, то залились слезами и, припадая к нему, говорили:
– Не оставляй нас, благий отче, но еще побудь с нами.
Преподобный же, возведя очи к небу, сказал им:
– Приблизился, братие, конец земной жизни моей, и я должен нести общий телесный долг. Таково изволение Господа. Предаю вас, чада, Богу и Пречистой Богоматери. Бог мира и Пречистая Его Матерь да будут с вами до скончания века и да хранят вас и утвердят в любви Своей. Вы же, чада, не скорбите о моем отшествии, но пребывайте в любви Божией и заповеди Его сохраняйте, поминая со страхом и трепетом слово Владыки Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Иоан.14:21 ). Страхом Божиим ограждайте сердца ваши, чтобы он наставил вас всякому благому делу, ибо «начало премудрости страх Господень» (Прич. 1:7); украшайте друг друга смирением, отвращайтесь от лживых речей, говорите каждый брату своему истину, ненавидьте клевету, избегайте вражды. Но если кто из вас допустит гнев в сердце свое, вы с любовию уговорите его, ибо сказано: «Солнце да не зайдет, в гневе вашем» ( Еф.4:26 ). Покоряйтесь наставникам, ибо они бдят о душах ваших, так как должны дать ответ за вас Богу. Без лености совершайте церковную службу. Если будете жить так, то будете блаженны.
Слушая сие последнее поучение отца своего, реки слез испускали из очей своих братия. Когда же преподобный совсем изнемог и был близок к последнему издыханию, он приобщился Святых Таин Тела и Крови Христа Бога нашего. По приобщении же Святых Таин, он возвел руки свои к небу и вознес тайную молитву. Помолившись, святой Сергий сложил на персях руки крестообразно и предал Господу дух свой. Так перешел святой в вечную жизнь. И было лицо его, по преставлении к Богу, светло, так что можно было сказать, что не умер он, а покоится во сне, ибо непорочно было житие его. Видя отца своего, преподобного Сергия, преставившимся, ученики его заплакали и зарыдали, лишившись пастыря своего и учителя о Боге. Одни, припадая к одру его, с рыданием лобызали святое тело его, и как бы не желали отторгнуться от тела святого. Другие же, стоя вдали, с умилением глядели на тело преподобного, обливая слезами ланиты свои и рыдая. Взяв святые его мощи, плачущие братия понесли их на головах своих в церковь с надгробными песнопениями и возжжением свеч и схоронили они трудолюбное и святое тело своего пастыря близ созданного самим преподобным храма Происхождения Честного Животворящего Креста Господня 6421 . Преставился же преподобный Серий в 1421 году, 7 октября, в день памяти честных мучеников Сергия и. Вакха. Таковы были труды и терпение преподобного отца нашего Сергия на месте сем, таковы страдания и исправления. Почитая житие святого, возревнуем добродетели его и начертаем в сердце своем труды его и святое о Боге жительство. Если мы будем поступать так, то будем иметь в нем немолчного ходатая к Богу.
Невозможно граду, стоящему на верху горы, утаиться и горящему светильнику быть сокрытом от всех. Невозможно и добродетелям святых долгое время быть утаенными под землею, как под спудом и кануть в глубину забвения в течение многих лет, ибо Господь желает явно показать их всем.
Сего дара Божественного сподобился по смерти своей и святой отец наш Сергий.
Спустя много лет по преставлении святого, случилось, по устроению Божию, следующее:
В монастыре Нуромском пребывал некий святой муж, именем Никифор. В одну ночь, после молитвенного бдения, впал он в легкий сон и увидел святого Сергия, который пришел к нему и сказал:
– Скажи игумену и братии, чтобы очистили место моего погребения, ибо Господь не желает, чтобы оно было неведомо и небрегомо.
Брат же Никифор спросил:
– Кто ты, господин мой?
Святой ответил:
– Я – грешный Сергий, который был начальником сему святому месту.
Показал святой и место своего погребения.
Никифор же счел сие видение мечтанием и ничего не сказал игумену. Тогда святой во второй раз явился ему. Никифор и второй раз пренебрег видением. Святой явился ему в третий раз и сказал с упреком:
– Если ты не исполнишь сказанного мною, то будешь предан в наказание сатане.
Старец и сего не послушал, опять сочтя видение за мечту. Тогда он внезапно сделался расслабленным. Игумен и братия совершили молебствие об исцелении его. Немного оправившись от недуга, Никифор рассказал все случившееся с ним игумену и братии и каялся со слезами. Он поведал, как явился ему святой и велел сказать игумену и братии о месте своего погребения, как он ослушался, сочтя видение за мечту, как второй и третий раз явился ему святой, приказывая ему о том же, и как он за преслушание был наказан. И указал им Никифор место, где лежит честное тело святого. Игумен же и братия отвели Никифора к месту погребения преподобного Сергия – и тут Никифор внезапно исцелился от болезни своей, молитвами его, и окончил жизнь свою в монастыре преподобного Сергия, плача у гроба его.
Игумен и братия вскоре очистили место, где, по указанно Никифора, находился гроб святого. Был же сей гроб под папертью церкви. И поставили они над гробом преподобного раку, устроили гробницу и украсили ее святыми иконами и свечами. И с тех пор много было чудес и исцелений от гроба святого – бесноватые исцелялись, слепые получали зрение, хромым возвращалась способность ходить и одержимые всякими недугами получали облегчение. И были чудеса святого неисчетны; как неисчерпаемый источник всегда дает воду, так и от святого сего всегда проистекало исцеление болезней душевных и телесных. Всех чудес его никто поведать не в силах, здесь же поведаются некоторые из них.
Некий человек, по имени Иван, по прозванию Чухолыстов, имевший жительство в Ледамской области, впал в такую тяжкую болезнь, что уже долгое время находился в совершенном расслаблении. Когда он лежал в болезни своей на одре и сильно страдал, легкий сон внезапно овладел им. И видел он во сне, что к нему пришел святолепный старец и сказал:
– Иван, что ты столько лет лежишь и тяжело страдаешь на одре своем? Теперь настало для тебя время – иди в монастырь Всемилостивого Спаса, на Обнору, и помолись у гроба Сергия – он умолит за тебя Бога, и ты будешь здоров. Но для сего ты должен всегда пребывать в целомудрии.
Проснулся человек тот и, веруя видению, велел вести себя в монастырь Всемилостивого Спаса, ко гробу преподобного. Помолившись у гроба, выздоровел он от недуга своего, молитвами святого, и возвратился в дом свой, радуясь и славя Бога.
Житель Лежского Волочка, Исидор, лежал в болезни на одре своем – оцепенели у него челюсти, и был он нем и расслаблен много лет. Слыша о преподобном Сергии, что Бог дает через него исцеления человеческому роду, Исидор велел вести себя в обитель чудотворца Сергия ко Всемилостивому Спасу, на Обнору. Когда о нем была принесена молитва у гроба преподобного, и игумен начал читать святое Евангелие, тотчас разверзлись уста больного и он стал говорить, как бы и не был никогда нем. Отпев молебен, больного окропили святою водою, и тотчас все члены его получили крепость, и он выздоровел, как будто и не хворал сим недугом. И славил он Бога и благодарил преподобного чудотворца Сергия, который стяжал ему такую благодать от Бога.
Был один человек, именем Зиновий, родом Белозерец, и пришел у него в смятение ум, так что ужас овладевал при виде его. Его привезли в монастырь Всемилостивого Спаса и преподобного Сергия и начали служить о нем молебен. В это время затопили печь в трапезе. И вот, во время молебного пения сей бесноватый вырвался из рук приставленных к нему людей, прибежал в трапезу и бросился в горящую печь. Его едва извлекли оттуда и увели в особую комнату. Здесь больной увидел множество бесов. Вдруг видит он – подошел к нему святолепный старец, с образом Пречистой Богородицы на руках и назвал себя Сергием. Когда бесы увидели преподобного Сергия с образом Пречистой на руках, тотчас все они пришли в ужас и исчезли как дым. Одни из них скрылись в дикий лес, другие в подмостье той храмины, иные же, как казалось больному, исчезли в щели. И с того времени бесноватый выздоровел молитвами святого.
Жена некая, именем Матрона, из села Раменского, также пришла в смятение ума. Близкие ее привезли ее в монастырь Всемилостивого Спаса, ко гробу преподобного Сергия. По молебном правиле ее привязали у звонницы. Тогда пришли к ней ненавистники человеческого рода, бесы, приняв на себя образ собаки и кошки, назвали ее по имени и сказали:
– Иди прочь отсюда: ты свободна.
Когда она вышла из монастыря, тотчас бесы стали строить ей козни. Принявши человеческий образ, они встретились с нею и указали ей идти в дебри, где находилось болото. Но Всещедрый Господь, не хотя смерти грешнику, но желая привести его в разум истинный, видя создание Свое погибающим от злоотступников бесов, умилосердился и восхотел помиловать женщину сию, ибо о сем пророк сказал: «Не до конца гневается [Господь]» ( Пс.102:9 ).
И вот Господь, желая еще более прославить преподобного Сергия, угодника Своего, устрояет Божественным мановением Своим следующее. Когда женщина сия пошла в великую дебрь, куда повелели идти ей лукавые бесы, внезапно предстал ей святолепный старец, украшенный чудными сединами. Назвав себя Сергием, он назвал и ее по имени и сказал:
– Куда ты идешь, женщина? возвратись назад, иди к гробу моему и не ходи, куда идешь; туда ведут тебя бесы.
Сказав сие, преподобный стал невидим. Женщина же тотчас пришла в чувство, поняла посещение святого и бесовское поругание и пришла ко гробу святого. Здесь она почувствовала себя вполне здоровой и возвратилась в дом свой, радуясь, славя Бога и благодаря преподобного чудотворца Сергия.
Некий священник жил в 40 верстах от обители святого Сергия. У сего священника была жена, именем Параскева, которая страдала расслаблением всех членов. Много времени хворала она недугом тем. И вот в одну из ночей, после сильных страданий, она забылась легким сном. И увидела она, что к ней пришел преподобный Сергий с жезлом в руках, и сказал ей:
– Что ты так люто страдаешь, женщина, – встань с одра своего, возьми жезл и иди ко Всемилостивому Спасу, на Нурму, в обитель Сергия. Если ты так сделаешь, то получишь милость.
Тотчас святой даровал ей здоровье, исцелил недуг и сказал:
– Вот ты здорова, иди в обитель мою и сотвори молитву к милосердому Богу.
Сказав сие, он стал невидим. Женщина, пробудившись от сна, почувствовала себя совершенно здоровою, как бы никогда и не хворала. Получив исцеление от недуга своего, она забыла о посещении и милости преподобного и была нерадива к его повелению, не пошла в обитель к его гробу и не исправила молебна. Но преподобный Сергий и тут не прогневался на нее, и, будучи милосердого Владыки рабом милосердым, помиловал ее, как Господь – жену грешную ( Лк.7:37–47 ). Он явился ей во второй раз, и с упреком сказал ей:
– О, женщина, зачем забыла ты слова мои и не исполнила повеления моего – не пошла помолиться ко Всемилостивому Спасу? Иди же теперь и не бойся ничего. Но, если ты не пойдешь и не послушаешь меня, то перенесешь еще горчайшее.
Проснувшись, она вспомнила, что не исполнила слов преподобного и, объятая ужасом, тотчас же пошла в обитель святого и, припавши к его цельбоносному гробу, со слезами просила преподобного простить ее преслушание, дала обет у гроба его – ежегодно приходить в обитель и молиться и возвратилась в дом свой, славя Бога.
Женщина, именем Анастасия, из деревни Алексино, Обнорской области, не владела рукою своею, и была рука у нее как бы чужая: не могла она ни двинуть ею, ни повернуть ее. Близкие приводили Анастасию в монастырь Всемилостивого Спаса и преподобного Сергия. Тут о здравии ее совершали по обычаю молебен. Помолившись, отвели ее к колодцу, который был собственноручно вырыт преподобным, и умыли ее водою из того святого колодца. Тотчас исцелела рука у женщины и стала такою же крепкою, как другая. Благодаря Бога и славя преподобного Сергия, Анастасия возвратилась в дом свой 6422
* * *
Афонская гора – узкий гористый полуостров на юге Европы, вдающийся в Архипелаг (Эгейское море). Иноческая жизнь на нем имеет древнее происхождение, но позже чем в Сирии и Палестине. Издавна на Афоне было несколько славянских обителей (Хиландар – основанный в XII в. Сербским царем Симеоном и сыном его Саввою, монастырь св. Пантелеимона – основанный в XI в. русскими, и др.). Афонские монастыри служили центром духовного просвещения славян; оттуда приходили к славянам иноки, отличавшиеся образованием и подвижническою жизнью, там переписывались и переводились с греческого на славянский язык книги. Связь Руси с Афоном началась очень рано – с основателя Русского монашества св. Антония Печерского (и 1073 г.). Хождения на Афон и пребывания там русских продолжались во все века; с XI в. до сих пор. Особенно усилились сношения с Афоном с XV в., к которому относятся первые сказания русских паломников об Афоне. Как одно из наиболее чтимых святых мест восточного православного мира, Афон ежегодно посещается тысячами богомольцев из России, Балканского полуострова и Азиатских владений Турции. В настоящее время на Афоне расположены 20 больших монастырей, несколько скитов и множество отдельных келий, числом до 700.
На месте древнего Радонежа находится ныне село Городище или Городок, оно расположено между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой, в 12 верстах от последней. (Прим. начала века).
Братия стали собираться к преподобному Сергию Радонежскому приблизительно в половине XIV века. Скончался преподобный Сергий в 1392 году 25 сентября.
Река Нурма (в Грязовецком уезде Вологодской губернии) – приток реки Обноры, которая протекает по Вологодской в Ярославской губерниям и впадает в реку Кострому.
Преподобный Павел Обнорский преставился в 1429 году 10 января.
Адамант (алмаз) – камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и учителям Церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера.
Преподобный Павел так уважал преп. Сергия, что провожал его после посещения более, чем на две трети расстояния от своего жительства. Место, до которого обыкновенно доходили святые, ознаменовано устройством часовни.
Обитель преп. Сергия, отстоявшая в 60 верстах от Вологды (закрыта в 1764 г.), находилась в 4 верстах от Павловской обители, ниже по течению реки Нурмы.
Ныне мощи преподобного почивают во храме.
До 1584 года записано было до 80 чудес преподобного.
Акафист преподобному Сергию Нуромскому, Вологодскому чудотворцу
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, преподобне отче Сергие, благохвальная пения о великих твоих чудесех приносяще ти молитвенницы твои, прославляем прославльшагося в тебе Бога нашего. Ты же, яко имеяй велие дерзновение к Нему, от всяких нас временных и вечных бед твоими к Нему молитвами свободи, да зовем ти:
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Икос 1
Ангел земный и человек небесный был еси, преподобне отче Сергие: от юности бо твоея Господеви работати изволивый, достигл еси блаженства небеснаго, и ныне со ангелы Престолу Пресвятыя Троицы предстоиши. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному, вопием сице:
Радуйся, от юности твоея всем сердцем твоим Господа возлюбивый.
Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый.
Радуйся, поучавыйся в Законе Господни день и нощь.
Радуйся, поучением сим яко древо плодоносное, при исходищих вод благодатных насажденное, показавыйся.
Радуйся, чистоты вместилище.
Радуйся, доме всяческия святыни.
Радуйся, благодати Божия во вся дни жития исполненный.
Радуйся, наследниче небесных дарований.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 2
Видев, преподобне отче, яко вся, яже в мире, суетна суть и скорогибнуща, изволил еси всеусердное твое попечение имети о еже како спасти душу твою. Мы же, о таковем твоем спасительнем произволении прославляюще Бога, зовем Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разум божественный имея и теплейшее ко Господу произволение, познал еси, преподобне, яко благо есть человеку, иже возмет ярем Господень на ся от юности своея, и сего ради, отвергся мира, был еси монах. Темже зовем ти:
Радуйся, иго крестоношения Христова возлюбивый.
Радуйся, вослед Господа твоего неленостно устремивыйся.
Радуйся, руку твою на рало спасения возложивый, никогдаже вспять обращаяся.
Радуйся, задняя забывая, в передняя усердно простиравыйся.
Радуйся, благодушным терпением скорбей обители небесныя достигнувый.
Радуйся, ныне о всех в печалех сущих молитвенниче теплейший.
Радуйся, скорбящих скорое утешение.
Радуйся, унывающих утешителю благодатный.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 3
Сила Вышняго осени тя, преподобне, и препояса тя на враги видимыя и невидимыя, ихже победив, утвердил еси на камени недвижимем заповедей Христовых мысленныя нозе твои, и вшед в небесныя обители, радостно зовеши Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея в сердце твоем всесовершенное желание работати Господеви со страхом и радоватися Ему со трепетом, оставил еси Отечество твое и пришел еси в гору Афонскую, идеже со отъятием власов главы твоея, отложил еси ветхаго своего человека со страстьми и похотьми его. Темже приими от нас пения сицевая:
Радуйся, рабе Божий, благий и верный.
Радуйся, ниву душевную твою неленостно возделавый.
Радуйся, горы Афонския всельниче.
Радуйся, добродетелей отец преподобных горы тоя, прежде тебе бывших, сонаследниче.
Радуйся, монахом богодухновенное светило.
Радуйся, ко граду небесному всех путевождю благонадежный.
Радуйся, пустынножителей украшение.
Радуйся, безмолвия рачителю теплейший.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 4
Бурю многомятежнаго мира страстей возненавидев, отче, устранился еси всех его красот: в пустыню же вселься, преподобне, Крестителю в житии последовал еси, и Илии поревновал еси пророку. Ныне убо истинно вечную в Небесных дворех получил славу, с ними предстоиши Богу, поя Тому: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав, яко богохранимей державе Российстей возсия светозарное светило великий авво Сергий, восхотел еси ученик его быти, и сего ради оставль гору Афонскую, устремился еси к царствующему граду Москве, да возможеши желание твое исполнити. Мы же, мысленно тя на пути сем сретающе, зовем:
Радуйся, смирения благаго ревнителю.
Радуйся, мудрости духовныя искателю неусыпный.
Радуйся, иноче благоискусный.
Радуйся, странниче богоизбранный.
Радуйся, сподвижник соименному ти великому Сергию быти сподобивыйся.
Радуйся, от него вселюбезно приятый.
Радуйся, великаго учителя освященный учениче.
Радуйся, сообитателю его на небесех.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 5
Боготечней звезде подобяся, якоже елень на источники водныя, сице ты, преподобне, потекл еси в пределы Вологодския, иский безмолвия. Достиг же пустыни Нуромския и ту водрузив Крест Христов, воспел еси Ему благодарственно: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше тя преподобне отче, единаго на един Господеви в пустыни работающа, и мневше у тебе обрести многая вещественная сокровища, люте нападоша на тя разбойницы, от нихже и раны многи подъял еси, но абие Христос исцели тя. Сего ради мы взываем ти таковая:
Радуйся, крине райскаго прозябения, во удолиих Нуромских произрастый.
Радуйся, пустыни Вологодския цвете благоуханный.
Радуйся, мучеников сопричастниче.
Радуйся, Господеви твоему незлобием уподобивыйся.
Радуйся, нищетою твоею богат бывый.
Радуйся, смирением твоим Христови подражавый.
Радуйся, пустыни благодатное украшение.
Радуйся, мирови светильниче пресветлый.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 6
Проповедует данную ти от Бога благодать целебную человек множество: разслабленныя бо исцеляеши, недугующым, ума лишенным и бесным здравие подаваеши, слепыя просвещаеши и хромыя твориши ходити. Прославляюще убо обильную благодать в тебе обитающую, благоговейне вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси яко звезда пресветлая от Афона и от обители великаго тезоименитаго тебе отца северней стране сей, святе Сергие: бесовстии же полцы, не терпяще тя в пустыни, множицею устрашити тя устремляхуся, но обаче, силою молитв твоих прогоняеми, бежаша. От ихже наветов и нас избави молитвами твоими, да зовем ти сице:
Радуйся, бесом страшный прогонителю.
Радуйся, прелести их потребителю.
Радуйся, главу змиеву уязвивый молитвами твоими.
Радуйся, коварства врагов спасения нашего ни во что же обращаяй.
Радуйся, воине Христов непобедимый.
Радуйся, духи лукавствия смиренномудрием покоривый.
Радуйся, верным на враги пособствуяй.
Радуйся, усердно к заступлению твоему притекающым во брани мысленней скоро помогаяй.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 7
Хотящу ти, преподобне, единому в безмолвии житие твое скончати, Господь устрояет тя пастыря и учителя монашескому собору: совокупив бо иноков лики и воздвиг храм Спасу Христу, неленостно Ему поработал еси, во дни и в нощи со ученики твоими зовый: Аллилуиа.
Икос 7
Новый воистинну победоносец на плотския страсти явился еси, преподобне: и кто возможет воспети борения твоя, исчести труды, болезни и подвиги, в нихже течение постничества совершил еси; к сих похвалению не довольни суще, любовию паче почитаем тя и верно ти сицевая приносим:
Радуйся, гладом и жаждою плоть твою удручивый.
Радуйся, всяко сладострастие всенощными бдении увядивый.
Радуйся, в молитвах и пощениих подвизавыйся и в безстрастие облекийся.
Радуйся, предивное воздержания зерцало.
Радуйся, яко, страждущей от мраза плоти твоей, теплотою любве Христовы согревашеся дух твой.
Радуйся, яко зноем опаляема тя роса божественныя благодати прохлаждаше.
Радуйся, преподобных лику великая славо.
Радуйся, подвигов и совершенства образе достоподражательный.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 8
Странное и пачеестественное житие преподобнаго Павла видев, блаженне, был еси того спостник и собеседник: во обоих бо вас бяше един и тойжде дух, и сего ради два, яко един, текосте ко Господу, поюще: Аллилуиа.
Икос 8
Весь еси в вышних, но и нижних не оставляеши, преподобне отче Сергие, присно со Христом царствуеши, и от нас грешных молитвы к Нему возсылаеши: не точию бо припадающыя к цельбоносному твоему гробу, но и далече отстоящыя, призывающыя же всечестное имя твое, предстательством твоим соблюдаеши от всякаго зла. Темже во умилении зовем ти:
Радуйся, прибежище наше в скорбех.
Радуйся, пристанище наше во обстояниих.
Радуйся, целителю болезней душевных вкупе и телесных.
Радуйся, посетителю в немощех лежащих.
Радуйся, яко призываемый скоро на помощь предваряеши.
Радуйся, яко печали житейския от человек отъемлеши.
Радуйся, ангельскаго жития ревнителю.
Радуйся, ликов святых всех сопричастниче.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 9
От всяких бед, скорбей и напастей избавляй нас, преподобне, твоими ко Господу многомощными молитвами, и даруй нам и временная благая и вечное радование получити, да купно с тобою воззовем: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не возможет изрещи, како мнозех летех преставления твоего иноку Никифору явился еси, глаголя: «Рцы игумену и братии, да очистят гроб мой, не хощет бо Господь ему в забвении быти». Мы же, благодарни суще Богу, даровавшему нам тебе Своего угодника, вопием ти сицевая:
Радуйся, подвижниче всеусерднейший, во врата райския вшедый.
Радуйся, и о спасении земных братий твоих пещися не престаяй.
Радуйся, гроб твой и тело твое, якоже сосуд благодати, нам оставивый.
Радуйся, от них струи исцеления изливати не прекращаяй.
Радуйся, Христовым словесем последователю, с Ним ныне на Небесех царствуяй.
Радуйся, сеявый слезами, да с радостию рукояти твоя пожнеши во время свое.
Радуйся, пути жестоки за словеса устен Господа твоего сохранивый.
Радуйся, от перваго и до единонадесятаго часа жизни твоея Ему точию единому служивый.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 10
Спастися хотяще верниии от грехов и страстей многообразных, отче, предстателя тя себе и поборника поставляют и не лишаются упования своего: наставляеши бо на спасения стези усердно к тебе притекающыя и Богу верно вопиющыя: Аллилуиа.
Икос 10
Стену тя заступника и молитвенника тепла обретше, преподобне, из глубины сердца, яко благоуханное кадило, со воздыханием Богу возсылаем хвалы: тебе же присному сущу молитвеннику, сицевая приносим пения:
Радуйся, плодов добродетельных благопроцветшая ниво.
Радуйся, благочестивых душ преизрядное украшение.
Радуйся, земным заступниче крепкий.
Радуйся, послушателю скорый пртекающих к тебе.
Радуйся, светильниче, мрак демонский далече отреваяй.
Радуйся, душетленных недугов тму отгоняяй.
Радуйся, яко многоразличныя благодеяния тобою свыше подаваема бывают.
Радуйся, яко всех моления дерзновенно Вышнему приносиши.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 11
Пение всеумиленное Господеви воспевал еси во вся дни жития твоего, преподобне, непрестанно имя Христово нося во устнах и сердце твоем: сего ради очистив внутренняго твоего человека, сликовник явился еси ангельским чином, с ними поя Вседержителю: Аллилуиа.
Икос 11
Светило явился еси светозарное, преподобне Сергие, во стране Вологодстей: светлостию бо жития и дел твоих и знаменьми чудес озаряеши душы наша. Сего ради мы, притекающе к раце мощей твоих, глаголем ти таковая:
Радуйся, светлое солнце, блистаниии твоими просвещающее верных.
Радуйся, сосуде мира божественнаго, облагоухаяй припадающих к тебе со усердием.
Радуйся, во странах еллинских родивыйся, богохранимей же державе Российстей Богом данный.
Радуйся, северныя страны нашея украшение велелепное.
Радуйся, граду Вологде похвало высокая.
Радуйся, храму, в немже почивают мощи твоя, утверждение непоколебимое.
Радуйся, благоукрасителю пустыни Нуромския .
Радуйся, многия иноки пастырским жезлом твоим ко Христу приведый.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 12
Благодать, данную ти и подвиги твоя никтоже изрещи возможет, отче Сергие: в пустыни бо нестяжательно живый, с Богом и ангелы беседовал еси, от человек бегая. Ныне убо в Небесных Чертозех радуяся, поеши Господу Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поем доблественныя подвиги твоя, ублажаем достохвальную кончину твою, почитаем и священную память твою, преподобне, в нейже, яко единому от другов Божиих, похвальная ти сице вопием:
Радуйся, яко светлыми подвиги твоими ко Свету Невечернему вшел еси.
Радуйся, яко со безплотными трисвятую песнь немолчно взываеши.
Радуйся, неизреченных благ наследниче.
Радуйся, ликования во Царствии Небеснем присно наслаждаешися.
Радуйся, яко предстоиши во славе Пресвятей Троице.
Радуйся, яко в памяти твоей Христову Церковь веселиши неизреченно.
Радуйся, яко тобою постницы и пустынножитилие в подвизех укрепляются.
Радуйся, яко вернии благоправлением твоим по стопам заповедей Божиих шествовати научаются.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 13
О, великий и преславный угодниче Христов, преподобне отче Сергие! Приими сие малое от нас приносимое тебе пение, и потщися скоро умолити милостиваго Бога и Владыку, да твоим ходатайством избавит нас от враг видимых и невидимых, от всякия напасти и скорби, от внезапныя смерти и будущия муки, да с тобою и со всеми святыми сподобимся непрестанно пети Ему: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел земный и человек небесный был еси, преподобне отче Сергие: от юности бо твоея Господеви работати изволивый, достигл еси блаженства небеснаго, и ныне со ангелы Престолу Пресвятыя Троицы предстоиши. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному, вопием сице:
Радуйся, от юности твоея всем сердцем твоим Господа возлюбивый.
Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый.
Радуйся, поучавыйся в Законе Господни день и нощь.
Радуйся, поучением сим яко древо плодоносное, при исходищих вод благодатных насажденное, показавыйся.
Радуйся, чистоты вместилище.
Радуйся, доме всяческия святыни.
Радуйся, благодати Божия во вся дни жития исполненный.
Радуйся, наследниче небесных дарований.
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, преподобне отче Сергие, благохвальная пения о великих твоих чудесех приносяще ти молитвенницы твои, прославляем прославльшагося в тебе Бога нашего. Ты же, яко имеяй велие дерзновение к Нему, от всяких нас временных и вечных бед твоими к Нему молитвами свободи, да зовем ти:
Радуйся, Сергие преподобне, Нуромский чудотворче.
Молитва преподобному Сергию Нуромскому, Вологодскому чудотворцу
О, великий чудотворче, преподобне отче наш Сергие ! Услыши нас грешных молящихся тебе и имя твое святое на помощь призывающих, не презри нас чтущих тя: моли о нас грешных Содетеля нашего Господа Бога, тебе бо дадеся благодать молитися за нас. Не мним бо тя мертва суща: аще бо телом и преставился еси от нас, и рака твоя пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими лики предстоит у Престола Вседержителева. О, пастырю наш, преподобне отче Сергие! Потщися сохранити нас от пагубныя смерти и от бесовскаго искушения, умом от малодушия помраченных. Не остави нас, светильниче Христов, плененных быти, но помози нам молитвами твоими от вечныя муки избавитися и наследники Царствия Небеснаго быти со всеми святыми от века угодившими Господу Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает честь, поклонение, слава и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва иная
О, преподобне и достоблаженне отче Сергие, добрый наш пастырю и учителю! Ты еще на земли сей раб преискренний Спаса Христа показался еси, и многия дары благодатныя от Него прияти сподобился еси: по блаженнем же твоем успении Престолу неприступныя Его Славы предстоя, велие к Нему дерзновение имаши. Сего ради моли и о нас, влающихся в пустыни мира сего и сует его. Огради нас предстательством твоим от всех враг видимых и невидимых, от тлетворных ветр, смертоносныя язвы, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и от всякаго зла. Наипаче же, святче Божий, пролей теплое твое моление ко Господу о богохранимей державе Российстей, да в мире, тишине и благоденствии жительствуем. Моли, отче священный, Царя царствующих: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Ограждай же молением твоим, преподобне, Церковь Христову Православную от ересей и расколов, ризу Христову раздрати тщащихся: испроси пастырем святыню, пастве о спасении ревность, старцем крепость и благое напутствие в жизнь вечную, средним лучшым быти, юныя уцеломудри и послушанию научи. Нам же всем, угодниче Божий, время на покаяние испроси, да не во гресех наших умрем, но да молитвами твоими, плоды достойны покаяния принесшым, вечную присноблаженную жизнь и сопребывание со святыми Его дарует нам Господь, да прославляем гласы немолчными Его неизреченное милосердие в безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь Сергию Нуромскому, Вологодскому
глас 8
Жела́нием духо́вным разгара́шеся, пребога́те,/ слез твои́х тече́нием ду́шу свою́ напои́л еси́/ и е́же из глубины́ воздыха́ньми уязвля́ше се́рдце свое́,/ и бо́дренными моли́твами, и всено́щным предстоя́нием Влады́це Христу́/ многодоброде́телен плод принесе́ сам себе́./ И сего́ ра́ди я́ко Бо́жий уго́дник све́тло ми́ру показа́ся,/ сия́я чудесы́, Се́ргие о́тче наш,/ те́плый моли́твенниче к Бо́гу, всегда́ о нас Того́ моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Стремлением духовным воспламеняясь, пребогатый, слез твоих потоками душу свою напоил и стенаниями из глубины ранил сердце свое, и неусыпными молитвами, и всенощным предостоянием Владыке Христу принес многие плоды добродетелей. Потому как Божий угодник светло миру явился, сияя чудесами, Сергий отче наш, горячий молитвенник к Богу, всегда о нас Его моли, да спасет души наши.
Канон преподобному Сергию Обнорскому, Нуромскому, Вологодскому (2‑й)
Минея, 7 Октября, Другий канон
Глас 2
Песнь 1
Ирмос: Во глубине́ постла́ иногда́/ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла,/ Вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный грех потреби́ло есть,/ препросла́вленный Господь, славно бо просла́вися.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Тленная яже на земли оставив, востече́ к Небесным обителем,/ Престолу всех Владыки предстои́ши,/ Емуже о нас молися, преподобне Сергие, восхваляющих присно память твою.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
От юности Бо́гови освятися, преподобне,/ и к Нему приближаяся добродетельми, полки́ бесо́вския потребил еси,/ но и ныне отгоня́еши нечистыя ду́хи от человек, молящихтися с верою.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Яко крин, в пустыне Дави́дски процве́л еси, преподобне,/ обитель яви́ся Пресвятому Духу и сего ра́ди славна показа тя вселенней,/ у Негоже нам испроси́ оставление прегрешением нашим, тя, преподобне, восхваляющим.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Всесвятая Богородице, Соде́теля и Спаса всех рождши, поющим Тя,/ спаси град Свой и обитель Свою,/ не престай моля́щи за ны Сына Своего и Бога нашего.
Песнь 3
Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи,/ языческая неплодящая Церковь/ пришествием Твоим,/ в нейже утвердися мое сердце.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Яко фи́ник, процвете во юдо́ле плаче́вне,/ в месте, идеже источники слез проливая,/ возраста́я Духом Святым,/ от Него же незави́стная чудеса подаваеши нам.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Не восхоте́ славы сия тленныя, но взыску́я Небесныя/ и сего ради оставль вся, в пустыню вселися,/ постом и молитвами угождаше Бо́гови/ и сего ради прият от Него нетленную почесть трудов своих.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тесный и прискорбный путь на земли ше́ствовавшее Богомудре,/ простра́нствия онаго Небеснаго достигл еси,/ отнюдуже с верою приходящим ти источаеши чудеса преславная.
Седален, глас 1
Наста днесь светоносная память преподобнаго Сергия,/ приидите, вернии, дави́дски воскликнем,/ Божественными песньми воспои́м блаженнаго,/ да прии́мем от него дары нетленныя,/ ибо он благоухает безсмертием,/ душам источает нетление, телесем подает здравие,/ моляся непрестанно о душах наших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Тя песньми немолчными ублажаем, Дево,/ яко от Тро́ицы Единаго родила еси, Богородице,/ и но́сиши на Божественную руку́ пребогатое Слово непременно и неизменно,/ Едина Благословенная.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел,/ но Сам, Господи, воплощен,/ и спасл еси всего мя человека./ Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Яко птищ, обрете себе пусты́ню безмолвия,/ в нейже подвизася, в слезах и умилении препроводи жизнь свою,/ темже свету и радости о́ноя сын бысть, моли о чтущих тя.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Яко жив, с нами водворяяся,/ тако и ныне, с преподобными Владыце предстоя,/ моли избавитися всем всякаго гнева, и прещения,/ и будущаго грешных томления.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Стадо, еже стяжа́ труды своими, отче,/ не остави, но посещай яко отец чадолюбив,/ всем же, притекающим к чудотворным твоим молитвам,/ подаждь согрешением разрешение.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Евина клятва упразднися Тобою, Богомати Всенепорочная,/ Воплоще́нно Слово родила еси Присносу́щное,/ Иже благословеньми мир венчавшаго.
Песнь 5
Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже;/ Тобою бо, Влады́ко, к Светоначальнику Отцу Твоему/ от но́щи неве́дения/ приведе́ние и́мамы.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Ум свой к Богу впери́в, вся, яже на земли сущая, преоби́дел еси/ и сего ради, водворяяся ныне во обителех Небесных,/ подавай нам присно спасение и избавление,/ да вси тя, блаженне, воспеваем присно.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Светлость жити́я твоего, преподобне Се́ргие, всех просвещает,/ слепым прозрение, хромым течение дарует,/ всем же, празднующим пресвятую память твою, от грех разрешение.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Потоки сле́зныя гаси́ло стяжа стра́стных разгорений,/ огнем же любве́ Божия росе́ совокупи́ся безстрастия,/ Христу Богу нашему,/ Емуже непрестанно о нас молися, подавай нам велию милость.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Се во чреве, Богородице Пречистая,/ Христа Бога паче слова имела еси, якоже Исаия предызрече́,/ паче естества бо Сего, Богородительнице, родила еси.
Песнь 6
Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся,/ неизсле́дную милосе́рдия Твоего призыва́ю бе́здну:/ от тли, Боже, мя возведи́.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
От юности, блаженне, имел еси житие свое чисто и того ради Пречистому Владыце прилепи́ся,/ предстои́ши ныне со Ангельскими лики,/ присно источа́еши преславная чудеса и исцеления/ с верою приходящим к тебе.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Всякаго навета вражия избавити потщися,/ яко да твою всесвятую память светло празднуем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
В пустыни безмолвия единствующу ти, Богоносе,/ лукавый враг злонравных разбойник на тя воображает, хотя изловити Боголюбивую твою душу,/ Бог же внят молитве твоей/ победити того и ловления его.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Во утробу Твою вселися/ и, все человеческое существо восприим, обожи́, Чистая,/ преподобных множество священное привлече́.
Кондак, глас 8
Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ добро́ты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлобле́нии, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари́ тебе,/ Емуже о нас моля́ся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.
Икос
Закону Божию повину́йся, от младе́нства путем прискорбным, блаженне, шествовал еси,/ вся бо, яже в мире сладкая и красная, преобидев, вселися в пустыню,/ в ней же крест свой взят, распя себе ми́рови, и мир тебе бысть ра́спят./ Темже от всех слышаще:/ радуйся, яко презрел еси текущая и тленная;/ радуйся, яко, Богом наставляем, пустыню достигл еси;/ радуйся, яко в Нем подвизався, Богу угодил еси и врага победил еси;/ радуйся, яко собра ученик ста́до, имиже и доныне Бог прославляем есть;/ радуйся, яко пресветлым житием своим святых Ангел удиви́ и человек по́льзова;/ радуйся, яко на Небеси со Ангелы ликовствуе́ши, Троице предстоя, и о нас мо́лишися;/ радуйся, источниче чудесем неисчерпаемым;/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.
Песнь 7
Ирмос: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля/ высо́к пламень вознесло́ есть,/ Христос же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духовную,/ Сый благословен и препрославлен.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Сердце стяжа́в чисто, вмести́лище бысть Святаго Духа,/ и сего ради многоцеле́бныя ти мощи святыя/ источник исцелений изливают поющим:/ отец наших Боже, благословен еси.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Молитвенника Ти, Владыко, приводим преподобнаго Сергия,/ тем просяще от грех свободи́тися/ и Твоим всеору́жием сохране́ным бы́ти от наве́т вражиих.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Плотско́е взыгра́ние воздержанием увяди́л еси, блаженне,/ тем пастырь показа́ся Боголюбе́знаго ти ста́да,/ о немже не преста́й моляся Христу Богу.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Святых Святаго, Иже во святых Почивающаго, свято породи́ла еси, Дево Всенепорочная,/ за милосердие многое Человека бывша,/ из Тебе воплощенна прежде Безплотнаго.
Песнь 8
Ирмос: В пещь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго/ и пламень в ро́су прело́жшаго Бога,/ пойте дела́ яко Господа,/ и превозноси́те во вся веки.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Твердым помыслом на ра́мо крест взем, последова Христу яко инок преблаг,/ и сего ради благодать твоя изливает преславная чудеса/ благочестно Христа славословящим, блаженне Сергие.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Утверждься крепостию Духа, всю вражию силу смирил,/ крепость и победитель быв,/ верных души просвещаеши Божественными чудесы и знаменьми.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Подвигом Божественным, отче, в пустыни подвизася/ и сего ради предлежит тебе, преподобне, добраго делания венец,/ тем Христу моляся не престай о иже верою чтущих тя.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Уныл имея помысл и душу, сластьми отягчену,/ к Тебе прибегаю, Богородительнице Чистая, вопию Ти:/ воздвигни и спаси убо мя, отчаяннаго и осужденнаго.
Песнь 9
Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сын, Бог и Господь,/ вопло́щся от Де́вы нам яви́ся,/ омраче́нная просвети́ти, совра́ти расточе́нная./ Тем Всепе́тую Богородицу велича́ем.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
На горы святых заповедей восте́к, якоже Моисей древле,/ тем Христа зриши ныне яве, яко иже в купине он,/ отнюду источаеши нам, яко миро благодатное, животворныя воды исцелений.
Припев: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с.
Манове́нием Божественным удобряем, Сергие,/ страсти всякия бысть непричастен и безстрастием, яко во одежду, облечеся,/ тем и ныне пречистому Свету причащаяся, поминай нас, верно блажащих тя.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Освященный сосу́де Христа Бога нашего,/ Ангелом собеседниче и преподобным единокровниче и праведным,/ приими сие, иже от недостойных уст приносимое,/ испроси от грех моих избавление.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Светоносну дверь Тя предзрящи Иезекииль,/ Еюже про́йде Свет Истинный, Христос Бог наш,/ егоже прилежно моли́, Чистая, покаяния ми дверь отверзти, молюся.
Светилен
Мирско́го веселия яко от скверны уклонился еси,/ постом и молитвами плоть увя́дил,/ души своей крепость, преподобне, обновил еси,/ славою обогатился еси Небесною, славне,/ темже моля не престай о нас Господа.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Воистину Тя, Богородице, исповедуем, Владычице,/ иже Тобою спасшийся,/ и Бога неизреченно родила еси, разоршаго Крестом смерть,/ к Себе же привлекши преподобных соборы,/ с ними же Тя восхваляем, Дево.
Вернуться к списку