- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Благоверный князь Димитрий Донской
Краткое житие благоверного великого князя Димитрия Донского
Благоверный великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского . Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Полное житие благоверного великого князя Димитрия Донского
Благоверный великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году.
О детстве будущего великого князя сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии» Димитрия Иоанновича, – и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».
Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия , бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.
1359 год. Великий князь Иоанн Иоаннович, кроткий брат Симеона Гордого, после шести лет княжения преставился в схиме на 33-м году от рождения. Остались сыновья: 10-летний Димитрий, младший Иоанн, шестилетний племянник Владимир (в будущем – герой Куликовской битвы, заслуживший наименование Храброго). Поначалу роль святителя в государственной деятельности сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но после смерти Иоанна Иоанновича митрополит становится фактически главой русских княжеств. На него, возглавившего Боярскую думу, ложится ответственность за весь ход политических дел на Руси. Девятилетнему Димитрию он на долгое время заменяет отца, до самой смерти в 1378 году. Святитель – один из ближайших людей в великокняжеском доме. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий.
С ранних лет великий князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой.
После кончины его отца Иоанна Иоанновича в 1359 году великокняжеский титул отходит от Москвы: малолетнему князю Московскому Орда предпочла Суздальского Димитрия Константиновича, мужа зрелого.
В Орде также тогда царили междоусобия, и среди этих смут злосчастные русские князья жили в Орде, добиваясь великокняжеского престола. В 1359 (или 1361, по другим предположениям) году малолетний Димитрий вынужден был предпринять путешествие в Орду, это было связано с двумя совпавшими событиями – кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездка отрока Димитрия в Орду – все это сознавали – по-прежнему сопровождалась смертельной опасностью. Но она была и крайне полезной ему, будущему главе государства, видимо, об этом думал святитель Алексий, благословивший Димитрия на нее. Он должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а также, проплыв по трем русским рекам, обозреть Русскую землю, которой ему надлежало править. Но в 1362 году в результате очередного переворота в Орде пришел к власти хан Амурат. Сочтя действия своих предшественников беззаконными, он направил великокняжеский ярлык с послом в Москву. Суздальский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переяславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир, куда тот, сопровождаемый своею ратью, шел венчаться на великое княжество. Надлежало решить спор оружием. Тринадцатилетний Димитрий Иоаннович выступил в свой первый поход. Увидев полки Москвы, Суздальский князь в страхе бежал и затворился в Суздале; Димитрий же, достигнув Владимира, прошел здесь через древний обряд вокняжения.
Здесь впервые отметим черту умеренности и миролюбия в юном князе Димитрии. Он оставил своего соперника Димитрия Константиновича мирно княжить в его родном уделе – Суздальском, хотя осторожнее было бы совсем лишить того всякой власти и силы... И в самом деле, Суздальский князь, заискав в хане Амурате, опять, почти немедленно, занял Владимир. Опять поход, опять изгнание соперника из великокняжеской столицы... Димитрий Иоаннович осаждает Суздаль, но снова, верный своему неизменному миролюбию, щадит Суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.
Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Утвердившись в великокняжеском достоинстве, Димитрий уже на заре своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны (в будущем прп. Ефросинии Московской).
Тем не менее постоянная трудность положения великого князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних – Орды и Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.
1368 год был ознаменован концом сорокалетнего относительного спокойствия на Руси: через Русскую землю к Москве шли войска Ольгерда Литовского, всё уничтожая на своем пути. Великий князь, митрополит Алексий, князь Владимир Андреевич, двоюродный брат Димитрия Иоанновича, затворились в Москве. Ольгерд начал осаду, но вид каменного кремля смутил его; за новыми постройками просматривалась уверенность в своих силах и в своем праве, сосредоточенная мощь; и, постояв в виду Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и ушел в Литву. Страшным нашествием литовцев Московская земля была опустошена. Но Димитрий Иоаннович вовсе не собирался отказываться от своей широкой объединительной политики. В вечевые республики Новгород и Псков был послан – ради заключения союза с ними – ближайший друг, князь Владимир Андреевич; за поддержку Литвы понесли наказание князья Смоленский и Брянский. Митрополит Алексий отлучил от Церкви князей Михаила Тверского и Святослава Смоленского. Читая историю, не успеваешь следить за грозовыми тучами, то и дело налетающими в эту эпоху на стойкое Московское княжество и его властителя.
В 1371 году Тверской князь Михаил отправился к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамай, который уже давно наблюдал за действиями Московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сары-хожа с оскорбительным приглашением Димитрию Иоанновичу во Владимир на венчание Михаила. И здесь великий князь поступил как свободный человек, истинный хозяин положения: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение Владимирское не пущу, а тебе послу, путь чист». Главным в этом поступке было неповиновение Орде – и в деле весьма важном. Димитрий Иоаннович действительно перекрыл путь Михаилу во Владимир, введя свои войска в Переяславль: ордынский же посол, прибывший в Москву, был встречен великим князем прекрасно. Задобренный, Сары-хожа в Орде походатайствовал за Московского князя, чем в какой-то мере подготовил и дальнейший его успех.
Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила; на этот поступок – как и на прочие свои важные политические действия – великий князь имел благословение митрополита Алексия. Практически ни одного значительного государственного решения великий князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути: это святитель Алексий, преподобный Сергий и Феодор Симоновский, впоследствии архиепископ Ростовский; каждый имел особенное влияние на великого князя. Руководство митрополита Алексия, продолжавшееся вплоть до его смерти в 1378 году, соответственно самой личности святителя, имело жизненно-практический характер, было для Димитрия Иоанновича школой не только духовной жизни, но и управления страной. Великий князь вернулся в Москву с нужным ярлыком. Михаилу же от Мамая пришло послание, в котором содержалось отрицание права на великое княжение.
Дело возвышения Москвы требовало решения и задач созидательных, устроения собственного дома – с этого начинал давнее общегосударственное дело великий князь. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак. Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством святителя Алексия, позже – Феодора Симоновского. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий: из двенадцати детей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны двое сыновей были крещены Троицким игуменом.
В качестве же основной личной черты великого князя автор «Слова о житии...» называет необыкновенную любовь к Богу. Одно из имен, которым наделяет древний книжник Димитрия Иоанновича в похвалу ему – «С Богом все творящий и за Него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных». «Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил. Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился Ангел и небесный человек».
С лишком полтораста лет томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот, наконец, призрел Господь Бог на мольбы Руси Православной – приближался час освобождения. Народ, сто лет привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал мужественно на поработителей. Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и думать их деды?.. Мы знаем одно, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего под его благодатным воспитанием.
В 1370-е годы включился великий князь Димитрий Иоаннович в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко развивалось среди порабощенного народа.
В 1376 году состоялся поход на Волжскую Болгарию. Русские осадили болгар и, несмотря на наличие у города пушек – невиданного по тому времени оружия, – вынудили его к сдаче. Это был значительный успех Москвы, ее первая наступательная победа в борьбе с татарами.
В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско, во главе которого стоял воевода Бегич; в июле татары вторглись в рязанские земли. Поход этот имел целью не только ограбление Рязанского княжества, но, судя по размерам обозов, Бегич не исключал возможности дойти и до самой Москвы. Навстречу врагу выступил Димитрий Иоаннович, полки которого разбили татар.
Выигранная битва на реке Воже была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле. Приближался грозный 1380 год. Напрасно великий князь Димитрий Иоаннович пытался умилостивить хана дарами и покорностью: Мамай и слышать не хотел о пощаде. Как ни тяжело было великому князю после недавних воин с литовцами и другими беспокойными соседями снова готовиться к войне, а делать было нечего: татарские полчища надвигались, подобно грозовой туче, к пределам тогдашней России.
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Он пригласил с собой брата Владимира Андреевича, всех бывших тогда в Москве православных князей и воевод русских с отборной дружиной воинской, и после дня Успения выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Воздав здесь свое смиренное поклонение Господу Сил, великий князь сказал святому игумену: «Ты уже знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня, да и не меня одного, а всех православных: ордынский князь Мамай двинул всю орду безбожных татар. И вот они идут на мою отчизну, на Русскую землю, разорять святые церкви и губить христианский народ... Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от этой беды!».
Святой старец успокоил великого князя надеждой на Бога: «Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венец этой победы с вечным сном; но многим, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечной памятью». И, осеняя преклонившегося перед ним великого князя святым крестом, богоносный Сергий воодушевленно произнес: «Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя»... С сердечным умилением внимал великий князь пророческому слову святого игумена: он прослезился от душевного волнения и стал просить себе у преподобного особого дара в благословение своему воинству и как бы в залог обещанной ему милости Божией.
В то время в обители Живоначальной Троицы в числе братии, подвизавшейся под руководством Сергия против врагов невидимых, были два инока-боярина: Александр Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей Ослябя, бывший боярин любецкий. Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу. И преподобный Сергий не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную. Он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе взамен лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное», – говорил при сем преподобный.
Благословив крестом и окропив еще раз освященной водой великого князя, своих иноков-витязей и всю дружину княжескую, преподобный Сергий сказал великому князю: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы».
Между тем быстро пронеслась по лицу Русской земли молва о том, что великий князь ходил к Троице и получил благословение и ободрение на брань с Мамаем от великого старца, Радонежского пустынника. Светлый луч надежды блеснул в сердцах русских людей, а те, которые готовы были стать противу великого князя Московского заодно с Мамаем, поколебались. Таков был старый Рязанский князь Олег. Он уже готовился соединиться с Мамаем, чтобы поживиться на счет Московского князя, со стороны коего не ожидал большого сопротивления такому сильному врагу. Но, получив известие, что московские силы уже переправились через Оку, что инок-подвижник по имени Сергий благословил Московского князя идти против Мамая, князь Олег очень встревожился. Так высоко ставили благословение преподобного Сергия даже сами враги Московского князя. Благословение святого старца даже в их глазах считалось уже достаточным ручательством победы великого князя Московского. И Олег отложил всякую мысль идти на помощь татарам против московских полков.
Как раз перед выступлением великого князя против татар произошло Божественное знамение – чудесное событие: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Иоанновича. Инок-пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым. Наутро гроб был выкопан, и были обнаружены нетленные мощи. Видимо, об этом событии Димитрий Иоаннович узнал еще до битвы; оно было достоверным свидетельством незримой помощи ему со стороны его великого предка.
8 сентября 1380 года с раннего утра они стали в боевой порядок между рек Дона и Непрядвы, готовые встретить безбожного врага. В это самое время является перед великим князем инок Нектарий, посланный с другими братиями от преподобного Сергия, неся мир и благословение ему и всему христолюбивому его воинству. Святой старец провидел духом нужду еще раз укрепить мужество великого князя перед самой битвой и прислал ему в благословение Богородичную просфору и своеручную грамотку, конец которой сохранила для потомства одна из наших летописей. Грамотка эта, увещевая великого князя сражаться мужественно за дело Божие и пребывать в несомненном уповании, что Бог увенчает их дело счастливым успехом, оканчивалась следующим изречением: «Чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Троица».
Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых, в лице их великий печальник Русской земли как бы сам посетил и благословил русское воинство, и это посещение в такую важную и решительную для всех минуту было сколько неожиданно, столько же и благовременно. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободренный надеждой на молитвы великого старца, бесстрашно шел на битву, готовый положить душу свою за святую веру православную, за своего князя любимого, за дорогое свое Отечество.
При мысли, что многие тысячи храбрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, Димитрий Иоаннович в умилении преклонил колена и, простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на чермном знамении великокняжеском, в последний раз горячо молился за христиан и Россию. Потом благоверный князь Димитрий сел на коня, объехал все полки, воодушевляя их словами: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим, ведь и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших».
Прибыли еще на помощь Москве князья Ольгердовичи: Андрей Полоцкий и Димитрий Брянский и с ними 70 тысяч воинов.
Наступил грозный час этой битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. Над Куликовым полем стоял туман; когда же он рассеялся, то обнаружились две рати, самим своим видом знаменующие противостояние мрака и света. Татарские полчища виделись темными, как замечает летописец; «доспехи же русских сынов будто вода, что при ветре струится, шлемы золоченые на головах их, словно заря утренняя в ясную погоду, светятся; яловцы же шлемов их, как пламя огненное, колышутся», посреди войска развевалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса.
Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей. Страшно было смотреть на этого великана. И хотя было среди них немало храбрых воинов, но никто не решался сам добровольно вызваться на такой подвиг.
Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот выступил один из Сергиевых иноков – его усердный послушник схимонах Александр Пересвет. Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии устремился на своем быстром коне противу страшного татарина – оба богатыря пали мертвыми на землю!
Тогда-то «закипела битва кровавая, заблестели мечи острые, как молнии, затрещали копья, полилась кровь» – повествует святитель Димитрий Ростовский .
Не выдержал и великий князь: он сошел с коня великокняжеского, отдал его своему любимому боярину (Михаилу Бренко), повелел ему вместо себя быть под знаменем, а сам достал бывший у него на персях под одеждою крест с частицами Животворящего Древа, поцеловал его и ринулся в битву с татарами наравне с простыми воинами... Самым горячим стремление князя было желание принять участие в битве; им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа. Он пренебрег своим привилегированным положением и в своем порыве слиться с воинской массой явил свое великое смирение. Свидетели видели его, переносящегося на коне от полка к полку, твердо бьющимся с татарами, выдерживающим порой атаку нескольких воинов.
«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, – повествует летописец, – от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси». Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней – многие задыхались от страшной тесноты и духоты: Куликово поле как бы не вмещало борющейся рати, земля прогибалась под их тяжестью, пишет один из древних авторов. Особо чутким в эти часы открывалось духовное существо происходящего. Видели Ангелов, помогающих христианам – во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, святые князья Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели же, как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов.
Когда Мамай со своими полками позорно бежал, побросав обозы, князь Владимир Андреевич, вернувшись на Куликово поле, покрытое теперь мертвыми телами, принялся расспрашивать всех о великом князе. Свидетельствовали о том, то он сражался в первых рядах, что бывал окружен множеством врагов; кто-то говорил о его ранении – последний видевший его утверждал, что князь брел с поля битвы, шатаясь от ран. Принялись искать князя среди мертвых; наконец, он был найден в роще неподалеку лежащим без сознания. Бог хранил князя; несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он остался невредимым от серьезных ранений. Услышав голоса, он пришел в себя, известие же о победе окончательно вернуло ему силы.
Между тем, как длилась грозная битва Куликовская, в обители Живоначальной Троицы святой игумен Сергий собрал всю свою братию и возносил молитвы сердечные за успех великого дела. Телом стоял он на молитве во храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом, прозревая очами веры все, что совершалось там.
И много доблестных русских воинов полегло на поле том. Летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч.
Куликовская победа настолько обессилила русское войско, что ему необходимо было дать отдых, а у Московского князя, как мы уже видели, тогда было немало врагов и кроме татар. И тут преподобный Сергий, предотвращая столкновение великого князя с Олегом Рязанским и предупреждая страшное пролитие родной, братской, русской же крови, послал своего келаря. И не напрасно было это посольство: летопись говорит о раскаянии Олега, хотя и не надолго.
Возвратясь в Москву и распустив по домам воинов-победителей, великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный за эту победу Донским, снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение сильному во бранех Господу, лично поведать великому старцу о Богодарованной победе. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой, перед 26-м числом октября (день Ангела великого князя Димитрия Иоанновича) и, конечно, установлен не без совета с преподобным Сергием. Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.
С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь; предполагалось в преддверии решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь. Настоятелем монастыря стал ученик преподобного Сергия Леонтий. Другой, также Успенский, монастырь великий князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке; первым его игуменом также был ученик преподобного Сергия, будущий святой Савва Звенигородский. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и опять-таки с помощью преподобного Сергия Димитрий Иоаннович выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
Последние годы жизни великого князя Димитрия Иоанновича были, вероятно, самыми трудными для него; после Куликовской битвы его ждали многие тяжелые испытания. Осенью 1380 года, свидетельствуют летописи, Димитрия Иоанновича впервые посетили тяжелые болезни – сказалось нечеловеческое напряжение великого боя. В изнеможении была и вся Русская земля. Не успела она оправиться от страшных потерь в Куликовскую битву, как явился новый враг, 1382 год ознаменовался нашествием Тохтамыша, разорением Москвы. Это бедствие было еще тяжелее после блестящей победы. Великий князь из-за разногласий среди бояр, как говорит древний автор, не смог собрать достаточного для отпора татарам войска; тогда, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан – он не смог противостоять начавшимся здесь беспорядкам.
Митрополит решил уйти из Москвы, также и великая княгиня с детьми. С трудом удалось им выйти за городские стены. Митрополит направился в Тверь, княгиня – к мужу в Кострому. Началась осада Москвы, и три дня город держался, но на четвертый воины Тохтамыша ворвались в город. Страшен был учиненный погром в Москве: убивали подряд людей, оскверняли алтари, грабили церкви, сокровищница великого князя была расхищена; сжигались книги, свезенные со всех окрестностей в московские храмы – сам город был в конце концов подожжен. Когда великий князь вернулся в Москву, он застал город разоренным и опустевшим. И только храбрый Владимир погнался за татарами и поразил 6000 врагов и отнял много пленных и обозы. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах Москвы и велел похоронить убитых на собственные деньги.
Другим большим горем для великого князя было возобновление старой вражды с Тверью: презрев все письменные обещания 1375 года, князь Михаил отправился к новому хану просить ярлыка на великое княжение. В 1383 году великий князь Димитрий был вынужден отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия, для отстаивания великокняжеского ярлыка. Ценой возобновления ежегодной дани Москве удалось оставить ярлык за собой – Михаил потерпел неудачу, но Василий был на два года задержан в Орде заложником.
Другой беспокойный сосед Московского князя был Олег, князь Рязанский. Хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры, входил в сношения то с Ольгердом и Тверским князем, то с Мамаем и Тохтамышем. Великий князь не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предположениями, но Олег не хотел и слышать о мире. Тогда великий князь призвал преподобного Сергия и лично просил его принять на себя труд убедить упрямого князя Рязанского к примирению. Поздней осенью 1385 года смиренный старец отправился, по своему обыкновению пешком, в Рязань. Олег уже много слышал о Радонежском игумене: еще пять лет назад он не решился присоединиться к полчищам Мамая только потому, что Московский князь получил от преподобного Сергия благословение на битву с Мамаем, и теперь рад был видеть святого старца своим гостем и благословиться у него. Кроткие увещания богомудрого Сергия смягчили сердце сурового князя Рязанского, и он чистосердечно открылся преподобному в своих замыслах и «взял с великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род». Этот мир впоследствии скреплен был семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь великого князя Софию Димитриевну.
Так при неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия и благодаря деятельному участию игумена Радонежского, преподобного отца нашего Сергия стала постепенно объединяться и Русская земля, обессиленная раздорами удельных князей.
Великий князь продолжал свое трудное дело: восстанавливал разрушенную Москву и держал наготове меч, храня бдительно интересы Московского княжества. Образ действий великого князя оставался все тот же: он сначала устрашал и разил врагов и ослушников, потом миловал и прощал их.
Мало-помалу эти князья свыклись с мыслью о необходимости подчиниться власти Московского князя, а в народе пробуждалось сознание нужды сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное иго татарское. Бог знает, мог ли бы достигнуть какого-нибудь успеха в этом великом деле великий князь Московский, предоставленный самому себе, без содействия Церкви в лице таких святых мужей, исполненных Духа и силы, каковы были угодники Божии митрополит Алексий и богоносный Сергий, игумен Радонежский.
Хотя, по словам летописи, Димитрий Иоаннович был богатырского сложения – «бяше же крепок зело, и телом велик и широк, и плечист и чреват вельми и тяжек; брадою и власы черн; взором же дивен зело», – но и при этих мощных силах непрестанная 26-летняя бранная тревога должна была измучить его телесно и душевно. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преподобным Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни великого князя, не только был главным свидетелем при составлении его духовного завещания (что подтверждено документами), но и преподал Димитрию Иоанновичу все необходимые ему христианские таинства. Древний источник воспроизводит если не самые предсмертные слова великого князя в их исторической буквальности, то общий дух его назидания ближним. «Вы, дети мои, – говорил благочестивый князь, – живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем... Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения... Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда... Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре, знаете мой обычай и нрав – я родился у вас на глазах, при вас я возрос, с вами ходил на врагов, с вами свою отчизну защищал... Я любил вас и детей ваших, с вами делил и радость, и горе... Вспомните, что говорили вы мне всегда: на службе тебе и детям твоим мы должны сложить и свои головы... Будьте же верны слову своему, послужите княгине моей и чадом моим, повеселитесь с ними в их радости, не оставьте их и во время скорби»... Так говорил умирающий Донской герой; а в своей духовной грамоте он навсегда заповедал своим детям и потомству своему, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, помимо других лиц, старших в роде, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшего великого князя. И вот охранение этого, столь важного постановления, которому не только Москва, но и вся Россия навеки обязана укреплением единой самодержавной власти, было вверено Промыслом Божиим не иному кому, как великому печальнику земли Русской преподобному Сергию!
Княжение Димитрия Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служивых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей. И перед самой кончиной великий князь пожелал своим родным, ближним, боярам и всей Руси: «Бог мира да будет с вами!». Глубокий смысл сокрыт в этих словах! Вся натрудившаяся, изболевшаяся за Родину душа великого и доброго князя вылилась в этом благочестивом горячем пожелании...
19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покровитель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.
В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига благоверный князь явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. Праведный подвиг князя, отдавшего «душу свою за други своя» ( Ин.15,13 ), не был забыт православным верующим народом. Он побуждает и ныне чад церковных к служению на благо Родины и ее народа.
Особым знаком произволения Господня стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось прославление князя. Уже вскоре после кончины его были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и житие. В житии отмечаются христианское великодушие и большая любовь к народу, сочетавшиеся с широкой благотворительностью.
Сохранились и иконографические изображения великого князя: на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате. Описание образа князя можно прочитать и в «Иконописном подлиннике» (под 9 мая).
Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Димитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского; оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
Великий князь Московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.
Купить иконы святого Димитрия Донского
Акафист святому благоверному великому князю Димитрию Донскому
Кондак 1
Избранному воеводе земли Русския святому благоверному великому князю Димитрию благодарственная пения приносим мы, сынове и дщери российския, яко избавившему Русь Святую от ига и нашествия агарянскаго и призвавшаго многия русския люди свято стояти за веру Христову, за Отечество Православное и за други своя, и душей не страшитися смерти телесной за веру Божию и всегда готовыми быти положити на поле брани главы своя. Сего ради с верою и любовию вопием:
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Икос 1
Ангельское от младых ногтей стяжав житие, святе княже Димитрие и от юности возлюбив Бога, воспитан убо бысть во благочестии с наставлениями душеполезными. Темже прославляюще Господа, вознесшаго в славянских землях избранника Божиего и воеводу дивнаго, вопием тако:
Радуйся, княже Димитрие, благочестие от родителей унаследовавый.
Радуйся, кротостию нрава украшенный.
Радуйся, славянский род имевый от святыя великия равноапостольныя княгини Ольги.
Радуйся, пречестная леторасль святаго великаго равноапостольнаго князя Владимира.
Радуйся, правнук явивыйся святому великому князю Александру Невскому.
Радуйся, благомужество и мудрость сего восприявый.
Радуйся, измлада Бога возлюбивый.
Радуйся, Ему единому себя всецело предавый.
Радуйся, всякую праздность возненавидевый.
Радуйся, добродетели христианския в сердце своем носивый.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 2
Видя святитель московский Алексий юность отрока Димитрия сиротствующего и заменивше ему его родителя, явился яко друг богомудрый и скорый советник юнну князю Димитрию Иоанновичу. Сего же архиерея Божия Алексия, за доброту души его зело любляху вси, наипаче же почитаху его в доме великокняжеском, тако Богу пещися изволившему о благочестии наследника престола московскаго Димитрия, ему же поем: Аллилуиа.
Икос 2
Разум великий даровал ти Господь от юности твоея, великий княже Димитрие. Ибо егда изыде великий князь Иоанн с тобою и многим духовенством и народом за град Москву на встречу первосвятителя своего, возвратившагося из татарской Орды, ты рекл еси, юный княже святителю Божию тако: «Владыко, что воздадим ти за труды твоя? Ты даруеши нам живот мирен». Поминая сие праведное смирение и почитание святителя Божия, со умилением вопием ти:
Радуйся, смирение Христово стяжавый.
Радуйся, гордыню диавольскую далече от себя отгнавый.
Радуйся, по успении родителя своего к святителю Алексию прилепивыйся.
Радуйся, к среде русскаго подвижничества издетска приобщивыйся.
Радуйся, детство свое под покровом митрополита-старца проведший.
Радуйся, яко окормитель твой другом преподобному Сергию пребывавый.
Радуйся, общение и единомыслие со учениками сего святаго игумена имевый.
Радуйся, яко Божие Провидение дарова ти пестунов и мудрых советников.
Радуйся, яко молитвами их дух твой укрепляшеся.
Радуйся, на великое служение Всевидящим Богом предъизбранный.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 3
Силой свыше укрепляемый святый благоверный княже, егда святитель Алексий благослови тебе по успении великаго князя Иоанна путешествие в Орду Мамаеву совершити, дабы своими очима узрети агарян зело мучивших народ русский более ста лет. Мы же благодаряще Бога, давшему ти таковую любовь к Отечеству земному, поем: Аллилуиа.
Икос 3
Имея, святе Димитрие, в сердце своем веру крепкую, надежду несумненную, любовь истинную ко Творцу Богу всяческих, посему и возлюбил еси княже, благословенную Землю Русскую, на ней же рожден и воспитан бысть в вере православной, разделяя вся тяготы и скорби с людьми земли своея. И Бог взирая на сердце избранника своего, болезнующего о славе Руси Святой, содела тя великим князем московским. Мы же радующиеся сему, вопием:
Радуйся, отрок сущ летами, мудростию же зело украшенный.
Радуйся, Богу ти поспешествующу, древний обряд вокняжения восприявый.
Радуйся, под руководством святителя Алексия разум державнаго правителя приобретый.
Радуйся, стольный град Москву возвысивый.
Радуйся, Московское княжество укрепивый.
Радуйся, яко святою Владимирскою иконою святитель Алексий на великокняжение тя благословивый.
Радуйся, в единомыслии единодержавия Святую Русь сплотивый.
Радуйся, усердный попечителю в великом и спасительном деле бывый.
Радуйся, уме чистый, Бога зрящий.
Радуйся, благия желания сердца своего единому Господу посвящавый.
Радуйся, святительское благословение Божиего архиерея на всякое доброе дело браша.
Радуйся, ибо на всех твоих великокняженских делах благодать святителя Алексия почиваше.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 4
Бурю внутрь имеяй дванадесятилетний князь, Божий отрок Димитрий, егда взем в немощныя свои руце кормило правления государства Русскаго, повсюду же раздробленнаго, теснимаго извне игом магометан и возмущаемаго и раздираемаго внутренним междуусобием меж князьми и простым людом. Кто возможет изрещи многия скорби и страдания подъятыя на рамена твоя, святе княже Димитрие? Мы же вопием ко Господу Божиих Сил: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша благоверный князь, святой Димитрий, яко суть нестроения в Суздальском княжестве и соблаговоли скоро укрепити союз с сею землею через венчание с княжною Евдокиею, дабы положить зачало возвышению Москвы в доброй славе. Ибо тако явися воля Божия благочестно упрочити князю Димитрию семейными узами собственный дом. Мы же дивящеся мудрости княжеской, вопием сице:
Радуйся, яко супруга твоя подвижническое житие на земли провождаше.
Радуйся, яко трие чада твои крещение от великаго игумена Сергия прияша.
Радуйся, яко в целомудрии и святости с супружницею поживый.
Радуйся, многия алчущия хлебом княжеским щедро напитавый.
Радуйся, многия жаждущия добре напоивый.
Радуйся, обидимых покровителю.
Радуйся, сирот призрение.
Радуйся, вдов заступление.
Радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, Земли Русския печальниче.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 5
Боготечней звезде подобен был еси, святый благоверный княже Димитрие, обходя Землю Русскую и спасая ея от врагов внешних и внутренних. И особо присныя княжества: Нижегородское, Рязанское и Тверское. Мы же хвалим Бога, давшему ти разум духовный и вопием: Аллилуиа.
Икос 5
Ведуще благоверный князь Димитрий вкупе со святителем Алексием, яко суть многочисленны полчища Ольгерда литовскаго движущиеся чрез Русскую Землю к Москве и всякия непотребства творяща на пути своем, не попустиша его, но затворишася в стольнем граде Москве и помолишася Богу. Борзяся прииде же Ольгерд литовский и смути его вид каменнаго Кремля московскаго и последи триех дний возвратися вспять. Мы же видяще сию силу молитв великаго князя и святителя Божия, вопием вси:
Радуйся, яко Бог ти во бранех не токмо земных, но и духовных помогаше.
Радуйся, яко верою Христовою всех врагов Отечества своего превозмогаше.
Радуйся, и ныне Православной Российстей стране крепкий страже.
Радуйся, яко вси святии земли Русския ти помогаху и молитвами своими от козней вражеских ограждаху.
Радуйся, правым путем выну шествовавый.
Радуйся, святителя Алексия во всю жизнь свою помощником себе имевый.
Радуйся, яко же горести и радости с ним вкупе разделивый.
Радуйся, благодушно вся посылаемыя испытания от Бога приимавый.
Радуйся, с Новуградом и Псковом союз чрез князя Владимира заключивый.
Радуйся, яко князья Смоленский и Брянский за помощь Литве достойное Господнее наказание претерпеша.
Радуйся, яко силою духовною тя Всеблагий Бог снабдивый.
Радуйся, яко ты сподобился еси верным сыном Святой Славы Божией Руси быти наследником.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 6
Проповедует страна Российская подвиги твоя и болезни, подъятыя ради земнаго Отечества и ближних. Егда Тверской князь Михаил изыде к Мамаю просити ярлык для своего великокняжения. Ты же никакоже сего убояхся, но предаваясь на волю Божию, пел еси: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял аки солнце великое в Русской стране, святе княже Димитрие, праведностью и благомужеством своим. Сего ради, бояся тя злочестивый хан Мамай. И многажды наблюдахом за тобою, устрашился, яко ты не восхочеши дань платити. Посему и пригласи тя во град Владимир на великопрестольное венчание Михаила, ты же сие приглашение мужественно отвергл еси. Сего ради вопием ти:
Радуйся, яко бы богоблажен еси, ибо Единаго Господа Иисуса Христа крепце возлюбивый.
Радуйся, на Него же все упование свое возложивый.
Радуйся, яко святый великомученик Димитрий Солунский явлейся твоим небесным покровителем.
Радуйся, яко и оный сей святый бысть на земли Русской воеводою.
Радуйся, град Владимир Тверскому князю не отдавый.
Радуйся, в Переяславле своя ратники поставивый.
Радуйся, яко по слову Господню мудрость змиину в управлении Московским княжеством проявивый.
Радуйся, ордынскому послу христианскую любовь показавый.
Радуйся, безбоязненно путешествие в Орду сотворивый.
Радуйся, на сие благословение святительское имевый.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 7
Восхотел еси Русской Земле Божию Славу стяжати, не убоялся великий княже Димитрие отправитися в Орду, ибо имел еси на сие благословение Святой Церкви Христовой в лице благочестиваго старца-митрополита Алексия, его же молитвенное провождение имел еси до града Коломны. Святый же архиерей, велию значимость придавал сему путешествию воспитанника своего, и уповая на помощь Божию, пел еси: Аллилуиа.
Икос 7
Дивен Бог во святых своих, ибо молитвами святителя Алексия, преподобнаго Сергия и святаго Феодора Симановскаго, твое благочестивое мужество благословенно бысть, благочестне княже Димитрие, егда свое богоугодное путешествие в Орду предпринял еси, и егда со славою с правом великокняжения из Орды возвратился еси, паки в радосте благословляху и моляшеся за тя, княже, сии святии мужи, всегда имеющие велие дерзновение пред Господем. Мы же дивящиеся силе Божиего Духа в тебе обитающаго, воспеваем и рцем ти:
Радуйся, с Богом вся творящий и за Него ратоборствовавший.
Радуйся, царским саном облаченный.
Радуйся, житие великоняжеское ангельски проводивый.
Радуйся, в посте и воздержании строго пребывавый.
Радуйся, в молитвах неленостно упражнявыйся.
Радуйся, крест Христов на раменах своих носивый.
Радуйся, седяй на престоле высоцем, сердцем же об отшельническом житии помышлявый.
Радуйся, всякий день в монашеския ризы облещися желавый.
Радуйся, в чистоте все божественные дни поста Церкви Православной соблюдавый.
Радуйся, святых Христовых Тайн всякую неделю приобщавыйся.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 8
Всяк возраст и всяк мужеский и женский род Земли Русския свято чтит память твою, великославный княже Димитрие, ибо несть более той любви, да кто душу свою положит за други своя, еяже ты имел еси. Светло рек Господь наш и Спаситель мира во евангельской проповеди священныя сии словеса, кои наипаче сильно и дивно исполнишася на тебе, великий княже Донской Димитрие. Мы же удивляшеся благородству души твоея, поем Богу велегласно: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был исполнен ревности о вере православной, встал еси на защиту Отечества рода славянскаго, избавляя народ свой от нечестивых агарян, и подвизаясь на битву с врагами, Бога имел помощником себе. И сие благочествие почитаем в тебе, доблестный княже Димитрие, егда ты тридесят лет укрепляше дух свой богомудрым наставничеством и молитвами святых мужей, добре воинствовал еси с врагами Отечества твоего. Мы же зряще благодатный плод веры твоей, крепость духа и силу воинскую, воспеваем тако:
Радуйся, Успенский Стромынский монастырь в Москве основавый.
Радуйся, благословением на сие святым игуменом аввой Сергием покровенный.
Радуйся, боголюбезных молитвенников Земли Русския в сию обитель собравый.
Радуйся, их молитвами духовно укрепити всю Русь пред решающей бранью вожделевый.
Радуйся, игуменом в сию обитель богобоязненнаго Леонтия поставивый.
Радуйся, благочестиваго сего ученика преподобнаго Сергия почтивый.
Радуйся, за Божию веру биться с врагами и за Бога Христа пострадати восхотевый.
Радуйся, в походе на Волжскую Булгарию успех возымевый.
Радуйся, воеводу Бегича славно победиша.
Радуйся, яко сия брань преддверием великаго сражения быша.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 9
Ветии многовещанныя не возмогут достойно изрещи твое смирение и мужество, благоверне княже Димитрие. Егда ты падше коленопреклоненно пред святым аввой Сергием, игуменом Радонежским и слезно умоляше его о помощи духовной, кротко моля себе благословение на святую брань с полчищем поганским. На смирение же твое и кротость твою слезно воззрел великий авва Сергий, и яко велий пророк Бога Вышняго предрек ти победу над войском Мамая, прорекая и о многих венцах на главах православных воинов святаго войска княжескаго. Сих же великих знаменательных событий вспоминающе, поем Триединому Богу в Троице Живоначальней славяще: Аллилуиа.
Икос 9
Всякое естество Ангельское и Архангельское возвеселишася, богосветлые небесные соборы святых мучеников, великомучеников подвигнулись, праведные, преподобные мужи и жены, сонмы святителей и Божии угодники возрадовашеся, предстоя у престола Бога Вседержителя и с небес восхваляху и благословляху тя, благоверне княже Димитрие, егда видяще твою решимось и безстрашие идти на священную битву противу врагов Отечества твоего Православнаго. Сего ради мы токмо рцем вси:
Радуйся, беседою с великим святым Земли Русския преподобным игуменом Сергием утешенный.
Радуйся, на его богомощныя молитвы и на всю небесную Божию помощь уповавый.
Радуйся, велие благословение Божие от преподобнаго старца Сергия получивый.
Радуйся, яко сим благословением на битву с Мамаем, яко на великое правое дело поспешивый.
Радуйся, и нас уповати на Бога в скорбях сущих научаяй.
Радуйся, извещение от аввы Сергия, светоча Земли Русския, о победе многочисленных и гордых агарян паки приявый.
Радуйся, яко двух монахов в святое войско твое от иноческаго лика преподобный Сергий на сопротивных в помощь тебе давый.
Радуйся, яко прежде битвы Александр и Родион от рук великаго игумена Сергия пострижением схимническим освященные.
Радуйся, яко оные два монаха-воина от святаго игумена Богом благословенные.
Радуйся, яко тии два монаха Александр Пересвет и Родион Ослабя бишася в первых рядах против супостатов.
Радуйся, яко в лице сих двух схимонахов, аки сам авва Сергий идяше на брань с тобою.
Радуйся, яко от сугубаго благословения старца Сергия новы силы в себе ощутивый.
Радуйся, яко в лице схимонаха Александра Пересвета сам авва Сергий против галиафскаго воина мамаева противоставый и победивый.
Радуйся, яко и ты княже молитвами преподобнаго Сергия, к Богу вопия, на враги победу сотворил еси.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 10
Спасти хотяще Всемогущий Бог Землю Русскую от нечестивых агарян показа чудо и силу Божию, еже бысть во граде Владимире. Егда бяху сама собою открышася рака со святыми мощами благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Сие же Божие знамение узре инок-пономарь среди нощи и зело удивляшеся, яко свещи пред гробницею сами собою возжегошася. Разумея же присутствие Божие, и мы со страхом и трепетом воспоем Непостижимому Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Яко велия адамантова стена и Господнее заступление, явишися сие знамение Божие, укрепляше тебя, всечестный княже Димитрие, егда прадед твой святый благоверный великий князь Александр Невский, востал из раки мощей своих духом своим, и аки лев пробужденный в силе и славе Божией потек на брань с нечестивыми агарянами. Сие же страшно бысть, егда узрел пономарь, и паки двух светолепных старцев, пришедших из алтаря ко гробу великаго князя, повелевая и взываше к нему, дабы скоро шел на помощь и пособствовал в победе правнуку своему, князю Димитрию. Мы же сему таковому Божиему явлению дивящеся, вопием:
Радуйся, княже Димитрие, Божественным сим знамением укрепленный.
Радуйся, на врагов видимых, яко горний орлан, безстрашно ополчивыйся.
Радуйся, поле Куликово к велией битве избравый.
Радуйся, яко пред святою бранью с Мамаем мощи твоего прадеда великаго князя Невскаго нетленными обреташеся.
Радуйся, яко помощь Господня от прадеда твоего незримо прииде на тя.
Радуйся, по пути идеже избранна поле битвы, икона с образом святителя Мир-Ликийскаго Николая чудесно обретеся.
Радуйся, яко сие место богоявления от хлада смертной битвы тя угреша.
Радуйся, яко знамение явленной иконы сей благоприятный знак тебе быша.
Радуйся, яко сие началом основания Николо-Угрешскому монастырю явишися.
Радуйся, ибо самим великим святителем Николаем сие место благословися.
Радуйся, яко велием белокаменным храмом на месте сем в Божией славе возвеличися.
Радуйся, яко не всуе приял еси от князя Владислава Серпуховскаго престол великокняжения, а благовременно.
Радуйся, яко той князь уступиша тебе престол Московский, да объединиши земли русския смиренномудренно.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, святе княже Димитрие, егда во смирении сердца своего возвысил еси глас свой пред воины своими, призывая их мужественно сражаться и не посрамиться в день празднования Рождества Царицы Пресвятой Богородицы. Дивно бысть, яко ты, великокняже Димитрие, в молитвах призывал еси Триединаго Бога, Силу Честнаго Креста и Богородицу, с сокрушенным сердцем возложив всю печаль свою и надежду победы на Господа Саваофа. И мы зде смиренно помолимся Богу, времена и лета во своей власти положившему, и воспоем Ему победную песнь: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемным светильником святаго княжескаго рода явился ты еси пред воинами своими, благоверне княже Димитрие, призывая всех доблестно сражатися Господа ради на поле брани с врагами Божиими, и тако же ревностно хранити святыни Христовых церквей и чистоту веры православной. Ты же, болезнуя о славе Святой Руси, многажды взываху к воинам своим: не убойтеся смерти и врагов, души не могущих убити. Стойте за Русь Святую! Ибо смертию за Божию веру и Отечество Богохранимое, обретем себе живот вечный. Мы же, поклоняемся ти, святый великий княже Димитрие, яко светлому воеводе войска русскаго, и поминая твою любовь к Богу, егда по-архангельски призывал ратников своих, непрестанно увещевая их, никогдаже в бою с врагами помышляти о земных вещех, но паче всего ревновати о венцах небесных. И мы преклоненные пред мужеством твоим, поем ти умиленно:
Радуйся, в день Рождества Пресвятыя девы Богородицы брань на агарянские полчища сотворивый.
Радуйся, живота своего ради любви к ближним своим не щадивый.
Радуйся, избранниче Божией Матери преизрядный.
Радуйся, чистотою сердца своего Ей благочестне угодивый.
Радуйся, рекший воинам своим: «Яко аще будем живы, ради Господа своего».
Радуйся, паки рекший: «Яко аще смерть приимем, ради Господа своего».
Радуйся, с образом Нерукотворнаго Спаса на знамении воинском ратовати изволивый.
Радуйся, благочестию предков своих поревновавый.
Радуйся, на тебе воистину сбыстся слова: «не в силе Бог, а в правде».
Радуйся, частицу Животворящего Древа Креста Господня при себе имевый.
Радуйся, яко первый твой воин Александр Пересвет скоротечно на вызов сопротивника отозвашеся.
Радуйся, яко оный благословенный воин старца Сергия за всю Святую Русь в единоборство с гордым Челубеем славне вступися.
Радуйся, идеже изнемогает плоть, тамо побеждает Дух Божий.
Радуйся, княже, яко твой воин Александр не шлемом и кольчугой, а схимонашескими крестами покровенный.
Радуйся, яко той Александр-инок, воинским копием и верою Христовою против иноземца вооруживыйся.
Радуйся, яко княжеский инок за вся воинства Державы Русския бой держаше.
Радуйся, яко на поле брани вся земля Русская от удара двух сошедшихся воинов содрогнушася и пробудишася.
Радуйся, яко самый сильный воин агарянский низложися.
Радуйся, яко славный воин Пересвет мертв сущ в седле удержася.
Радуйся, яко той жив сущ в гриву своего коня заблаговременно крепце вцепися.
Радуйся, яко сидением своим в седле, всех воинов-братиев своих воодушевивый и приободривый.
Радуйся, яко сие добрым знаком явися.
Радуйся, яко и мертвый Пересвет, на том коне по всему полю до конца битвы скакаше и победу предвозвещаше.
Радуйся, княже Димитрие, яко твоим воином Святая Русь во вся веки прославися.
Радуйся, яко и ты не в великокняжеских одеяниях, но в рубищных одеждах простого воина в первых рядах ревностно сражавыйся.
Радуйся, яко многими ранами за веру святую изъязвленный.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 12
Благодать ти дана от Бога, святый княже, изначала юнна возраста, во еже добре правити страной Русской и народом ея православным. Темже благодарим Господа, даровавшего Российской земле храбраго воеводу, пламеннаго молитвенника, мудраго строителя церковных святынь, смиреннаго послушника и собеседника святых угодников Божиих, и русскаго победоносца, столь дивную победу над врагами иноплеменными сотворшему. Мы же доблесть твою почитаем и победу твою над Мамаем помним, и духовно преданные тебе, трепетно глаголем из уст в уста святое житие твое, из рода в род нами хранимое, прославляя и поя Христу Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще священные подвиги твоя, святолепный княже Димитрие, содеянные в сей временней жизни, наипаче же победу в побоище над Мамаем одержавшего и спасшего через сие Отечество наше православное от зловерия агарянскаго. Поклоняемся ти, яко течение свое добре совершил еси, веру соблюл и ныне венцем нетленным увенча тя Бог Христос, Небесный Царь и подвигоположник нашего спасения. Сего ради молим тя, святе княже Димитрие, яко ты имаши дерзновенно предстательствовать о нас у Престола Царя Славы, к тебе же радостно вопием вси:
Радуйся, в лютой брани на реке Доне Донским нареченный.
Радуйся, богомощным искусным полководцем в бранях с врагами явленный.
Радуйся, знак Божий в сопротивном ветре распознавый и засадный полк богомудро удержавый.
Радуйся, яко той полк обоюдоострым мечем на сокрушение врагов соблюдашеся.
Радуйся, и на поле брани верный исполнителю слов Христовых, рекшего, яко никто не может без Мене творити ничесоже.
Радуйся, яко в явленном благоприятном ветре волю Божию усмотревше и своевременно вступити в бой князю волынскому повелеша.
Радуйся, яко полк засадный в сече русских с погаными благоприятный исход битвы принесоша.
Радуйся, боголюбивый ратоборче, яко в сем ветре сам Господь с тобою пребываше.
Радуйся, яко той ветер тебе помогаше разверзая знамя с ликом Господним, дабы всех врагов погубити.
Радуйся, яко светлые ангелы во главе с Архистратигом Михаилом помогаху ти воинствовати.
Радуйся, яко с тобою и с воинами твоими святии мученицы шествоваху по небеси.
Радуйся, яко с тобою и с твоими воинами спребывал Георгий Победоносче, Димитрий Мироточивый и страстотерпцы Глебе и Борисе.
Радуйся, яко из облака Божиего множество венцев опускахуся на главы православных воинов.
Радуйся, яко в предначалии брани многия моления ко Спасу и Богородице сотворивый.
Радуйся, яко сама Пресвятая Небесная Царице со святыми Апостолами души убиенных воинов на поле брани отпевала.
Радуйся, яко Мати Божия их, яко чад своих в свои пречистыя руце принимала.
Радуйся, яко полки поганых агарян в три раза числом превосходящих Божиею помощию победивый.
Радуйся, малым числом своих воинов, яко малым стадом Христовым сатанинскую силу посрамивый.
Радуйся, в надежде на заступничество и ходатайства аввы Сергия преподобнаго не посрамил тя Бог Христос.
Радуйся, яко Господь сохрани тя в брани сей живым суща.
Радуйся, паки благодарне посетивый преподобнаго игумена и службы по убиенным воином в Троицкой обители со многими слезами совершивый.
Радуйся, яко вся силы телесныя во смертном бою истощивый, Духом же Божиим не угасший.
Радуйся, и по ныне коегождо лето память творят вси православные русские чада во церквях по всем убиенным воином в субботу Димитриевскую.
Радуйся, яко ты сподобился христианскими таинствами пред своею кончиною от рук преподобнаго Сергия приобщитися.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 13
О, великий русский воеводо и храбрый воине земный, благоверный княже, избранниче Божий, гражданине небеснаго Царствия вышняго Иерусалима, святый добропобедный Христов страстотерпче Димитрие! Приими от нас ныне возносимыя тебе мольбы и спаси Отечество Российское и Церковь Русскую и люди Божии от ига иноплеменников. Умоли Господа Небесных Сил, да подаст нам силу свыше к погублению врагов видимых и невидимых. Буди ходатай крепкий о славянском народе Божием, да и мы грешные и недостойные потомки Великой Державы твоей вкупе с тобою на земли, яко и на небеси воспоем славу Живоначальней Пресвятой Троице вечно благодарственную песнь: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангельское от младых ногтей стяжав житие, святе княже Димитрие и от юности возлюбив Бога, воспитан убо бысть во благочестии с наставлениями душеполезными. Темже прославляюще Господа, вознесшаго в славянских землях избранника Божиего и воеводу дивнаго, вопием тако:
Радуйся, княже Димитрие, благочестие от родителей унаследовавый.
Радуйся, кротостию нрава украшенный.
Радуйся, славянский род имевый от святыя великия равноапостольныя княгини Ольги.
Радуйся, пречестная леторасль святаго великаго равноапостольнаго князя Владимира.
Радуйся, правнук явивыйся святому великому князю Александру Невскому.
Радуйся, благомужество и мудрость сего восприявый.
Радуйся, измлада Бога возлюбивый.
Радуйся, Ему единому себя всецело предавый.
Радуйся, всякую праздность возненавидевый.
Радуйся, добродетели христианския в сердце своем носивый.
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Кондак 1
Избранному воеводе земли Русския святому благоверному великому князю Димитрию благодарственная пения приносим мы, сынове и дщери российския, яко избавившему Русь Святую от ига и нашествия агарянскаго и призвавшаго многия русския люди свято стояти за веру Христову, за Отечество Православное и за други своя, и душей не страшитися смерти телесной за веру Божию и всегда готовыми быти положити на поле брани главы своя. Сего ради с верою и любовию вопием:
Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.
Молитва ко святому благоверному князю Димитрию Донскому
Восхваляя, величаем тя, святе благоверне великий княже Димитрие! Благодарение приносим триединому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, в Троице единосущней сславимому и исповедуемому, яко на небеси и на земли.
Восхваляя, ублажаем Пресвятую Богородицу, и паче всего Сына Ея, Господа нашего Иисуса Христа, Подвигоположника и вечно царствующего военноначальника и Победоносца над всеми врагами видимыми и невидимыми, яко издревле изволившему воздвигнути нам от народа русскаго дивно просвященнаго верой Христовою великаго угодника Божиего, славнаго князя Донского Димитрия, зело великаго защитника веры православной и всей Святой Руси. Иже велий оный князь Димитрий, бысть нам совершенный образ, како подобает всем сердцем любити Отечество Российское и охраняти Царство Божие на земле, хранить веру Православную и заветы великих святых своих предков. Но паче всего показа нам Господь самоотверженную любовь твою, яже к Богу Спасу Христу и ближним, какая явлена тобою, святый княже Димитрие, на поле брани Куликова побоища, слава коей битвы возсияла в земле Русской, юже славне просвятил державный сродник твой святый великий равноапостольный князь Владимир, ибо оный державный просветитель благовременно, промыслительно и богомудренно изволил крестити славянский народ в веру Божию православную.
Не остави нас и ныне, великий и славный княже Донской Димитрие, услыши нас вскоре и помоги сохранити в благочестивой вере Христовой Землю Русскую, научи нас в заповедях Господних ходити и самоотверженною Божиею любовию ближних своих любити. Огради нас мощными молитвами своими от нашествия иноплеменников и пленения иноземных супостат, от их гибельных ересей и расколов, от разорения земли Русской, от глада и греховной нечистоты.
Молим тя, избранниче Божий, благоверный княже Димитрие, ибо ты в животе земнаго бытия явился еси миротворцем мудрейшим и собирателем разрозненных и враждующих князей Отечества земли Славянской. На всякое время и час являл свое попечительство и ревность о Божией доброй славе единодержавия Святой Руси. Попекися и ныне о людях Божиих, живущих в землях славянских и пошли им свою небесную помощь и разум Божий созидающий, сплочающий и умножающий Царство Божие в православной стране российской. Всех же разрушителей Отечества Православнаго и всех губителей и растлителей народа русскаго христианскаго низложи, да твоим праведным ратоборством враги Христовые скоротечно приимут позор и погибель на славянской земле. И аще Богу вся невозможная возможно, силою Креста Господня и помощию Богородицы, изгони из Отечества нашего поганых и коварных врагов.
Молим тя, святый богоносный княже Димитрие, испроси у Господа Отца Светов и Бога Сына Иисуса Христа, просвещающего весь мир Духом Святым, да снидет на нас свыше Дух Истины, дарующий прозрение российскому народу во тьме и сени смертней лежащему, да возсияет Слава Божия в сынах российских, да приидет полнота познания православной веры и любовь Божия, да совершит нас Христовым совершенством: благочестию навыкнути, страх Божий внутрь сердца стяжати, веру святую и благородство имети, почтения к родителям не оставляти, родителям Божией мудростию обладати, в страхе Божием своих чад сохраняти, воином же в вере православной стояти и Отечество свое охраняти.
Подвизающимся на пути Христовом испроси дух ревности богомудренной, не токмо об Отечестве земном, но и о небесном Отечестве ревновати. Молитвами своими, княже Димитрие, наполни сердца малодушных храбростию в ратоборствах с врагами видимыми и невидимыми. Укрепи блюстителей благочестивых и стражей земли Русской, испроси им от Бога имети орлиную зоркость на все козни вражии, всегда хранити верность друг ко другу и нелицеприятие.
Православных пастырей подвигни имети попечение и любовь к чадам Христовой Церкви, мирским людям испроси разум Божий и дух смирения быти послушными к учению Евангельскаго душеспасительнаго слова, к учениям Святых Апостолов и поучениям святых отцев Церкви. Святителям боголюбивым пособствуй ограждати им вверенное стадо Христово от различных волков льстивых, приходящих вкрадчиво разделяти, расхищати и соблазняти христианския души, богатых вразуми быти милосердными и милостивыми к бедным и обездоленным, и всем вся нужная даруй молитвами своими, да не погибнут от уныния и отчаяния, старых поддержи, немощных укрепи, болящих исцели, да всяким благополезным твоим ходатайством приобщимся и мы, грешные рабы Божии (имена) к делам веры Христовой и сподобимся стяжати в себе полноту любви Божией, еяже плодами питаемые, последуем за тобою в небесных обителях, светлый княже Димитрие, идеже ты ныне следуеши путями Господа нашего Иисуса Христа, да и мы сподобимся оной райской сладости в царстве Бога Христа, и ныне получим утешительный небесный покров Преблагословенной Богородицы, скорой Заступницы всего рода христианскаго, Ея же мольбами и Материнскою любовию чаем улучити и достигнути богоугодно земнаго благоденствия и вечнаго наследия Небеснаго Царствия, идеже ты, святый княже Димитрие, в сонме святых праведников солнцевидно сияеши и в безконечные веки веселишися и огнезрачным ликом Бога Христа Святейшим Светом Его наслаждаешися и насыщаешися, вкупе со всеми угодниками Божиими, воспевая трисвятую песнь Троице Животворящей и Нераздельней, Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.
Тропарь Димитрию Донскому, блгв. вел. кн.
глас 3
Вели́ка обре́те в беда́х тя побо́рника земля́ Ру́сская,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже на Дону́ Мама́еву низложи́л еси́ горды́ню,/ на по́двиг сей прия́в благослове́ние преподо́бнаго Се́ргия,/ та́ко, кня́же Дими́трие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Земля Русская обрела в тебе великого защитника в бедах, побеждающего язычников. Поскольку на Дону ты разгромил тщеславного Мамая, приняв благословение на этот подвиг от преподобного Сергия, так, князь Димитрий, Христу Богу молись даровать нам великую милость.
Вернуться к списку