- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Моисей Оптинский
Краткое житие преподобного Моисея Оптинского
Преподобный Моисей Оптинский, в миру Тимофей Иванович Путилов, родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Его младший брат, тоже оптинский старец, игумен Антоний, в конце своей жизни писал автобиографию «Келейная записка». Из его записей можно познакомиться с семьёй Путиловых «из первых рук».
Родители братьев были люди православные и благочестивые, купеческого звания: Иван Григорьевич и Анна Ивановна. Отец его рано остался сиротой и как-то, горько оплакивая свою сиротскую долю, молился Господу со слезами, просил о помощи, вразумлении и утешении. По его рассказу, после этой смиренной и слезной молитвы он стал благодушнее переносить свой сиротский жребий, уповая на милость Божию.
После этого отец работал сборщиком налогов у хозяина-откупщика, и честность его была так очевидна, что хозяева постепенно повышали ему плату от двухсот рублей в год до тысячи двухсот спустя несколько лет, когда Иван Григорьевич обзавёлся семьёй. Отец строго соблюдал посты и неопустительно посещал храм Божий, пел на клиросе, был очень умён и начитан, особенно любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Детей воспитывал строго, сам учил грамоте, чтению, письму. В училище ни одного сына не отдал, опасаясь, чтобы не было дурного влияния на детей со стороны товарищей или по недосмотру учителя.
Мать, Анна Ивановна, была боголюбива, милостива к нищим и беднякам, смиренна, усердна к молитве. Дети её вспоминали, как часто их мать по ночам молилась Богу. С семилетнего возраста она почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон, старец маститых лет. Когда она приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. Когда она спрашивала: «Где же сокровище? Ибо у вас в келлии нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Может быть, святой старец предугадывал её счастливую семейную жизнь и то, что три её сына будут в монашеском чине настоятелями и наставниками?
Тимофей был третьим из десяти детей Путиловых. Получив строгое, почти монашеское воспитание, сыновья этой семьи стремились к монашеской жизни, к духовному росту. Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву к откупщику Карпышеву.
Здесь, в Москве, было много духовных святынь, можно было достать больше духовной литературы, и Тимофей даже в лавке не расставался с духовными книгами, откладывая их только с приходом покупателей. Братья познакомились с истинно духовными людьми того времени: монахиней Досифеей (по преданию, известной княжной Таракановой), старцами Новоспасского монастыря Александром и Филаретом, которые находились в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским .
Братья окончательно утвердились в желании монашеской жизни. Их старшая сестра, Анисия, мечтала о монашестве, но по желанию отца вышла замуж и вскоре умерла. Муж её ушёл в монастырь, в Саровскую пустынь. Когда братья узнали об этом, они решили тоже поехать в Саров. Тимофею было 22 года, Ионе 18 лет. Опасаясь, что отец не даст им согласия на монашество, братья написали ему письмо, в котором объясняли, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них и что есть у них на примете другой Хозяин, Которому они дали слово поступить в услужение. Уже из Сарова они написали отцу откровенно о своём намерении. Отец разгневался и приказал сыновьям немедленно возвращаться домой, но они не показывались ему два с половиной года.
За это время Иван Григорьевич разболелся и, когда Тимофей приехал к отцу просить прощения, отпустил сына в монастырь. А через год, после уговоров, отпустил с ним Иону. Дети очень почитали своего отца и позднее, после смерти родителя, на его простом мраморном памятнике у алтаря церкви Всех Святых, написали, что памятник сей воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
В Сарове братья встретились с великими старцами: уже тридцать семь лет жил там преподобный Серафим Саровский , схимонах Марк, проходивший подвиг юродства, игумен Назарий, восстановитель Валаама. Во время трёхлетнего пребывания в Сарове Тимофей пользовался наставлениями духоносных старцев. Он имел тяжёлое послушание в хлебне, а потом ходил за больным строителем отцом Исаией.
Затем брат остался в Сарове и впоследствии стал Саровским игуменом. Тимофей же поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Вероятно, его привлекала близость рославльских и брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. К ним в 1811 году и присоединился Тимофей. Было ему в ту пору 29 лет.
Здесь Тимофей провёл десять лет, здесь был пострижен старцем Афанасием, учеником великого Паисия Величковского, в монахи, с именем Моисея, в честь преподобного Моисея Мурина. Это имя было дано ему за сходство с преподобным в гостеприимстве и страннолюбии, которое, видимо, унаследовал Тимофей от матери. Про Моисея Мурина широко известна история, когда он нарушил устав скита (не варить пищу) ради любви к странникам, и старец скита сказал, что он нарушил заповедь человеческую, но соблюл заповедь Божию.
Отец Моисей поселился вместе с другими пустынниками в лесу, на берегу лесной речки. Каждый день правили всю церковную службу. В праздники к ним приходил священник, чтобы причастить их. Много молились, занимались рукоделием, обрабатывали огород, который родил только репу. Летом собирали грибы и ягоды для благодетелей, которые иногда присылали им хлеб, крупу, постное масло. Часто еды не хватало, пустынники соблюдали сухоядение. Отец Моисей и здесь нашёл себе занятие, связанное с любимыми духовными книгами: он переписывал полууставом Священные Писания. Из благоговения делал это стоя.
Часто подстерегали пустынников опасности: целую зиму кругом выли волки, расхищали огород медведи, однажды напали на них разбойники, иногда придиралась полиция. Но страшнее всего были бури, ломавшие столетние деревья. Одно такое дерево чуть не раздавило келлию отца Моисея.
В 1812 году из-за нашествия французов отшельники покинули пустынь, отец Моисей уезжал в Свенск и Белые Берега, а потом опять вернулся в пустынь. В 1816 году к нему приехал подросший младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года испытания Александра постригли в монахи с именем Антония и поручили руководству старшего брата, отца Моисея, к которому отец Антоний и сохранял послушание всю жизнь.
Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, он приобрёл сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений. Из его дневниковых записей в то время можно судить о его духовной высоте: «...блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои».
Не ставят светильник под спудом, и Господь, которому вся возможна суть, силен устроять любые внешние обстоятельства для своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведёт ищущего спасения человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Так и случилось с преподобным Моисеем. Когда он созрел для духовного руководства, Господь переменил обстоятельства его жизни и призвал его на высшее служение, вручив ему пастырство и настоятельство. Произошло это следующим образом.
В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной пустыни и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Он слыхал о рославльских пустынниках и именно им желал поручить устройство скита. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.
С великим трудом новоприбывшие пустынники должны были очистить место от сосновых многовековых деревьев. Из срубленного леса построили небольшую келью, огородили забором, поставили церковь в честь Иоанна Предтечи. Отец Моисей поехал за сбором в Москву и вернулся в повозке, столь нагруженной, что ему самому места почти не оставалось.
В 1822 году храм был освящён. Преосвященный Филарет приехал в Оптину, и отец Моисей просил у него разрешения постричься в схиму. Но преосвященный видел, какие дары скрываются в будущем старце, и в ответ предложил ему священство. Отец Моисей по смирению отказывался, но, наконец, был убеждён и в 1822 году, в возрасте сорока лет, был рукоположен в иеромонахи и определён духовником Оптиной. А через три года преподобного Моисея избирают настоятелем Оптиной.
Тридцать семь лет продолжалось настоятельство преподобного Моисея Оптинского. За эти годы его трудами Оптина преобразилась. Число братии увеличилось в несколько раз. Была почти удвоена монастырская земля. Разведены фруктовые сады, заведён рогатый скот, устроена огромная монастырская библиотека, расширен собор. Также были воздвигнуты две церкви, выстроены трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и знаменитая белая оптинская ограда. Служба стала совершаться благолепно, но, что важнее всего, возвысился духовный строй обители.
Все эти громадные постройки были организованы как для обители, так и для того, чтобы дать возможность бедным заработать. Он покупал иногда за высшую, чем просили, цену вовсе ненужные вещи только для того, чтобы помочь нуждающемуся продавцу, покупал гнилые припасы, сам употребляя их в пищу, держал на жаловании сирот, одних для отпугивания ворон, других для ловли кротов. В гостинице не было установлено никакой платы, но всякому предлагалось класть в кружку по усердию. Один богатый купец спросил, не боится ли настоятель, что все будут жить даром. И преподобный Моисей ответил: «Не заплатят девяносто девять, Бог пошлёт сотого, который за всех заплатит». Купец после этого сделался благодетелем Оптиной. При приёме в обитель преподобный Моисей не требовал денежного вклада, он любил принимать больных, слепых, бедных, которые ничем не могли воздать обители. Когда при его кончине открыли ящик, где он хранил деньги, нашли один гривенник, застрявший между дном и стеною. «Верно, батюшка не заметил его, а то бы непременно и его истратил на бедных», – сказал его брат, преподобный Антоний.
Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие. Преподобный Моисей также возлагал бремя духовного окормления братии на ученика старца Льва – преподобного Макария. При преподобном Моисее пришёл в Оптину послушником будущий её великий светильник – преподобный старец Амвросий .
Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних, все свои силы отдавал служению ближним. Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие оптинского игумена близко, считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком, только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высокодуховным старцем. Но чудо его жизни и его служения – сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
Сподобился преподобный Моисей принять незадолго до своей кончины великий Ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей – монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение.
В последние дни земной жизни преподобного Моисея открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: больной старец, подозвал к себе келейника и сказал: «Спроси, что это за женщина? Зачем она меня беспокоит?». Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред. Но потом оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно, долго стояла женщина, которая, получивши образок для себя, не хотела удалиться и настоятельно просила, чтобы ей дали образок и для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднес его старцу для благословения. Старец благословил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен», – и келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке. Другому же посетителю, к немалому его удивлению, преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, преподобный Моисей прибавил: «Служить нельзя, но быть можно». Слова эти сбылись в точности – в воскресенье гроб почившего о Господе старца был перенесен в церковь.
Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила в 1862 году, на 81-м году его земной жизни. Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония разломали склеп и обнаружили гроб преподобного Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, увидели, что тело его осталось нетленным. В 1996 году он был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Святые мощи преподобного Моисея покоятся в Казанском храме рядом с мощами его брата, игумена Антония.
Полное житие преподобного Моисея Оптинского
Архимандрит Моисей – это подвижник, которому провидение Божие вручило заботы о возобновлении и устроении Оптиной пустыни в начале XIX столетия. При нем вопреки всем внутренним и внешним напастям в обители установился тот самый уклад, в основе которого лежало подчинение всей жизни монастыря старцам. Отец Моисей уникальным образом сумел соединить истинную нестяжательность и неустанное попечение о нуждах обители, результатом которого явился расцвет монастыря после десятилетий запустения. Но вся «экономическая политика» старца строилась на полном подчинении воле Божией и служении ближнему.
Подчас хозяйственные распоряжения отца Моисея вводили в полное недоумение их свидетелей, поскольку противоречили так называемому «здравому смыслу» – он мог действовать в явном противоречии с «интересами» обители, помогая нуждающимся, отдавая последнюю копейку нищему, покрывая чьи-либо неблаговидные поступки в надежде, что человек покается. Тем самым он обретал всё новых и новых молитвенников за монастырь, наполнял сердца паломников благодарностью и любовью к братии и настоятелю, преумножая славу обители. Нужда человека, его спасение были ему всегда важней любых – самых разумных – расчетов. И в конечном итоге он посрамил эти самые человеческие расчеты – в обители одна за другой возводились постройки, укреплялось хозяйство, не переводились благотворители. Его упование, выражавшееся в часто повторяемых словах в ответ на доводы благоразумия «Господь не оставит» – исполнялось. Но за этим не только вера, но и готовность претерпеть нужду, понести труды, поношения... Их тоже немало выпало на долю настоятеля.
Сам обладавший большой духовной мудростью, незаурядными дарованиями, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма и наставления подвижника, он почти сорок лет возглавлял обитель, отечески заботясь о каждом из братии, укреплял их на пути ко спасению, и в результате из запущенного маленького монастырька создал славную своими молитвенниками и духовным преуспеянием братии обитель, где нищий всегда мог найти кров и хлеб, ищущий духовной пищи – мудрое наставление, запутавшийся в житейских обстоятельствах находил разумное руководство и со временем вновь обретал смысл жизни.
Дом Путиловых
Старец Моисей происходил из благочестивого семейства, подарившего миру не одного подвижника. Его отец, серпуховской гражданин Иван Григорьевич Путилов, служивший по питейным сборам, отличался даже по тем временам необычайным благочестием и усердием к исполнению церковных установлений. В роду его жены Анны Ивановны, урожденной Головиной, было несколько монашествующих, ее дед подвизался иеродиаконом с именем Иоиль в Серпуховском Высотском монастыре. По службе Ивана Григорьевича семейство неоднократно переезжало. Вскоре после женитьбы они перебрались в Воронеж. Там родилась старшая дочь Анисья. Живя в Воронеже, Иван Григорьевич посетил знаменитого подвижника, святителя Тихона , епископа Воронежского. Потом Иван Григорьевич с семейством вновь ненадолго вернулся в Серпухов, после чего переселился в Ярославскую губернию. В городе Борисоглебске 15/28 января 1782 года у него родился старший сын, названный Тимофеем в честь апостола Тимофея, память которого приходилась на восьмой день после рождения младенца (этого правила – называть детей в честь святых, празднуемых на восьмой день – Иван Григорьевич всегда строго придерживался). Всего у Путиловых родилось 10 детей, четверо умерли в младенчестве, а старшая дочь и пятеро сыновей воспитывались в строгости и благочестии.
Иван Григорьевич не просто приучал своих детей к храму, богослужению, чтению Священного Писания, но следил, чтобы они глубоко усваивали истины христианства. По возвращении из церкви расспрашивал детей о смысле того, что они слышали, объясняя непонятное. Радея о благочестии своих детей, отец не отдавал их в училище, справедливо боясь, что нравы, царящие там, могут повредить их нравственность. Старших он обучал сам, а младших учили грамоте старшие дети.
Иван Григорьевич очень любил церковное пение, пел на клиросе, разучивал церковные песнопения с детьми. По воспоминаниям, прохожие часто задерживались под окнами дома Путиловых, заслушавшись пением, доносившимся оттуда – редкими распевами в исполнении «домашнего хора» Путиловых. Иван Григорьевич был хлебосольным, гостеприимным хозяином, частыми гостями в его доме были лица духовного звания – священники, монашествующие. Неудивительно, что дети глубоко восприняли христианское учение, выросли любящими Церковь, богослужение, а старшая дочь и три сына со временем решили посвятить себя Богу и принять монашество. Но поразительно, что при всем благочестии Ивана Григорьевича это желание детей встретило с его стороны решительное неприятие. В 1800 году он насильно выдал замуж дочь Анисью, запретив ей уходить в монастырь, после чего сыновья вынуждены были скрывать свое намерение. Нрав у Ивана Григорьевича был решительный, в доме царило полное ему подчинение. В конце концов трое его сыновей стали не просто монахами, но настоятелями монастырей: Тимофей – архимандрит Моисей – в Оптиной пустыни, Иона, в монашестве Исаия, – игуменом Саровской пустыни, и младший, Александр, в иночестве Антоний – настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря, хотя большая часть его жизни будет связана с Оптиной, рассказ о нем еще впереди. Но прежде чем исполнилось их желание уйти из мира, братьям Путиловым придется пережить немалые испытания.
Со временем семью постигли одно за другим разные неустройства. Жизнь дочери в замужестве не сложилась, она вскоре заболела и умерла, ее супруг, как бы осуществляя давнее желание покойной жены, ушел в Саровскую пустынь, чем подал пример и сыновьям Ивана Григорьевича. У самого Ивана Григорьевича после замужества дочери расстроились дела, и он вынужден был в 1800 году отправиться со старшими сыновьями Тимофеем и Ионой в Москву, где определил их на службу.
В Москве
Так 19-летним юношей Тимофей оказался в Москве. Большой город увлек молодого человека, в первую очередь, теми возможностями, которые он открывал для духовной жизни: юноша стремился посетить древние московские храмы и святыни, здесь легче было доставать редкие книги, которые он и приобретал, занимаясь в свободное от службы время чтением. По воспоминаниям, Тимофей откладывал книгу, только когда в лавке, где он служил, появлялись покупатели, но как только дверь за ними захлопывалась – тут же вновь погружался в чтение. Вот так и посреди большого города, в его суете и многолюдстве, можно возрастать духовно, если в сердце есть к тому стремление. Братья Путиловы посещали подвижников, о которых вскоре узнали по рассказам. Они были знакомы с монахиней Досифеей, тогда уже почитаемой старицей, проживавшей в Ивановском монастыре (по преданию – знаменитая княжна Тараканова, незаконная дочь императрицы Елизаветы, насильно постриженная в монашество и с годами в монастырском заточении посвятившая себя подвижническому служению Богу). Она особенно благоволила к благочестивым братьям, ищущим духовного окормления, и направила их к старцам Новоспасского монастыря Александру и Филарету, которые находились в духовном общении со знаменитым молдавским подвижником Паисием (Величковским) . Так с юного возраста братья Путиловы стали стремиться к монашеству, хотя понимали, что отец не даст им своего благословения.
Тем временем они получили весточку от зятя – мужа покойной сестры, подвизавшегося в Саровской пустыни. Его пример очень вдохновлял братьев, и вот они, не желая огорчать отца, сообщили ему, что нашли себе новое место службы, а сами отправились в Саров. 13 мая 1805 года Тимофей и Иона прибыли в Саровскую пустынь и были приняты строителем иеромонахом Исаией.
Уже из Сарова они написали отцу правду, тот страшно разгневался и велел приехать к нему, но братья остались в обители. Лишь спустя более двух лет, узнав о болезни отца, Тимофей приехал к нему мириться, тот, хоть и против своей воли, но согласился отпустить его в монастырь, а еще через год, после долгих убеждений, отпустил и Иону. Через некоторое время после этого Иван Григорьевич скончался, примиренный с сыновьями.
Начало иноческой жизни в Саровской пустыни
Саровская пустынь, когда туда прибыли Тимофей и Иона, процветала. Они застали там светильника Церкви преподобного Серафима , там же жил тогда «на покое» игумен Назарий, восстановивший Валаамский монастырь и перебравшийся на склоне лет в родную обитель. Настоятель отец Исайя также был известен высокой духовной жизнью. Имея возможность принимать наставления от таких молитвенников и подвижников, воспитываясь их примером, новоначальные послушники с первых шагов стали постигать школу иночества в самых благоприятных для этого условиях.
Послушник Тимофей сначала работал на кухне, пек хлеб, затем какое-то время ухаживал за болящим настоятелем Исаией, что позволило ему постоянно пользоваться его мудрыми советами. В 1808 году Тимофею пришлось отправиться в Москву для оформления документов, чтобы иметь возможность окончательно поступить в монастырь. Но получив все необходимые бумаги, в Саров он не вернулся, а направился в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. В Москве он познакомился с казначеем этой обители, бывшим здесь по делам монастыря, отцом Серафимом. Вероятно, он последовал в своем решении совету московских старцев, первых своих духовников, хорошо знавших подвижников Свенского монастыря, среди которых были и ученики старца Паисия (Величковского). Видимо, Тимофей и сам искал большего уединения, рядом со Свенской обителью находились Рославльские леса, где вдали от мира спасались пустынники, знаменитые строгостью жизни и духовными подвигами, многие из них были выходцами из Свенского монастыря.
Брат Тимофея Иона остался в Сарове, где был пострижен с именем Исаия, с 1842 года он возглавлял обитель, в должности настоятеля пробыл до своей кончины, последовавшей в 1860 году.
В Свенском монастыре
3 августа 1809 года Тимофей Иванович Путилов был определен в Свенский монастырь в число послушников. Проходил послушание пономарское, занимался также письмоводительством, читал в церкви. О его жизни той поры сохранился один рассказ: «Раз, живя в Свенском монастыре, пошел я за водою и возвращался с полным кувшином. В воротах монастыря встретился со мною игумен и, увидав воду, говорит:
– Что, брат Тимофей, верно, для чаю?
Я с удивлением ему ответил:
– Нет, батюшка, я еще им не заводился.
– А не заводился, так заведись. Да знаешь ли ты, о чем я говорю? "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" – вот чем заведись».
Этот эпизод отец Моисей, будучи уже настоятелем, любил рассказывать братии.
Пустынножительство в рославльских лесах
В 1811 году Тимофей Иванович присоединился к числу отшельников, проживавших в рославльских лесах. Здесь он провел десять лет, которые стали богатой школой подвижнической жизни.
Тимофей Иванович поселился вместе с шестью пустынниками, давно уже подвизавшимися в дремучих лесах в сорока верстах от Рославля. Вот как впоследствии архимандрит Моисей рассказывал о своем пребывании с ними.
«Когда я пришел в рославльские леса, тамошние пустынники жили в трех келлиях: в одной иеросхимонах отец Афанасий, от него в версте отец Досифей, а в версте от него отец Дорофей, который впоследствии (после 1812 года) переселился ближе к нам, поставив себе келлию от нашей саженях в пятидесяти. Поселясь с отцом Афанасием, я построил для него и для себя новую келлию; это был первый опыт моего зодчества. Келлия имела шесть аршин в квадрате, с крыльцем под навесом; прихожая в два аршина длины и два ширины, далее квадратная комната в четыре аршина в длину и ширину, ибо от нее была отгорожена перегородкой спальня, шириной так же, как и прихожая, в два аршина; между прихожей и спальней в углу находилась печка, которой нагревалась вся келлия». От периода пустынножительства сохранились записки, составленные самим Тимофеем Ивановичем, которые являются интереснейшим свидетельством. Тимофей Иванович стал учеником старца Афанасия, опытного подвижника, молитвенника. Отец Афанасий со временем и постриг Тимофея Ивановича в монашество с именем Моисей, в честь Моисея Мурина. Вспоминают, что это имя ему выбрали за его гостеприимство и любовь к странникам, которыми отличался и преподобный Моисей Мурин.
Записки отца Моисея повествуют о суровой жизни отшельников в глухом лесу: «Волки постоянно выли около нас в продолжение целой зимы; но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды. Мы их видали весьма близко и часто слышали, как они ломали по лесу деревья, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире». Нередко случались сильные ураганы: «Но страшен и самый рев бури в вековом бору, когда она ходит по нему и, как трости, ломает то, что росло целые столетия». Однажды упавшее дерево чуть не убило одного из отшельников. Довелось им пережить и нападение разбойников. Пустынники ежедневно совершали службу по келлиям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах, занимались небольшим скудным огородом – на той почве все росло плохо. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал полууставом богослужебные книги. Довелось ему переписывать и переводы святоотеческих творений, сделанные старцем Паисием (Величковским), некоторые его рукописи хранили пустынники, – «Лествицу» Иоанна Лествичника , труды аввы Дорофея , Исаака Сирина , Симеона Блаженного и других. Изредка приходили посетители, которых старцы не оставляли без духовного наставления, со временем богомольцы стали обращаться за советом и к отцу Моисею.
В записках отца Моисея сохранились и его духовные рассуждения, свидетельствующие о внутреннем возрастании подвижника, вот один из таких фрагментов (запись сделана 15 декабря 1819 года): «Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». Таковы были мудрость и смирение отшельника.
Несколько раз отец Моисей вынужден бы покинуть место своего подвига – в 1812 году, во время нашествия французов; затем в 1816 году он совершил паломничество в Киев, посетив по дороге и другие монастыри, иногда приходилось уезжать и по делам обители. Так, в 1820 году он был в Москве и тогда же заехал в Оптину пустынь, где познакомился с Филаретом , Калужским владыкой. Эта встреча оказалась промыслительной. Владыка Филарет, любивший монашество, давно желал устроить в сосновом бору, окружавшем Оптину, уединенный скит и хотел поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением, духовной рассудительностью, у него уже был десятилетний опыт пустынножительства. После переписки с владыкой отец Моисей ответил на его приглашение перебраться в Оптину пустынь для устройства скита согласием. 6 июня 1821 года, с несколькими монахами, среди которых был уже и его младший брат (Александр приехал к рославльским отшельникам еще в 1816 году и был пострижен с именем Антоний), отец Моисей прибыл в Оптину пустынь.
Устройство Предтеченского скита Оптиной пустыни
По прибытии пустынники с благословения игумена Даниила поселились в лесной чаще, окружающей Оптину пустынь, в отдалении от монастыря, на границе его владений, там располагалась пасека и уединенная келлия схимонаха Иоанникия, преставившегося в 1815 году.
Первым делом монахи должны были расчистить место для будущего скита – они рубили и выкорчевывали столетние сосны, из срубленного леса поставили келлии, храм во имя святого Иоанна Предтечи. План скита был составлен самими пустынниками и утвержден игуменом Даниилом. В декабре 1821 года отец Моисей отправился в Москву за сбором пожертвований на скит и вернулся с полной повозкой. В начале 1822 года был освящен храм, и в скит приехал владыка Филарет, он в дальнейшем покровительствовал Оптиной.
Отец Моисей просил у него разрешения постричься в схиму, но преосвященный Филарет не благословил и предложил отцу Моисею принять священство. Тот долго отказывался, больше месяца решался этот вопрос, в конце концов владыка сказал: «Если ты не согласишься, буду судиться с тобою на Страшном Суде Господнем». Отец Моисей не стал упорствовать и 22 декабря 1822 года был рукоположен во иеромонахи и определен духовником Оптиной.
Он продолжал заниматься устроением Предтеченского скита. Много заботился отец Моисей о насаждении на его территории деревьев разных пород, со временем они выросли и стали настоящим украшением скита, радуя насельников и паломников. Отец Моисей очень любил цветы, так что его заботами скит превращался постепенно в райское место.
В 1825 году, когда отец Моисей был в отлучке в Москве по делам монастыря, его избрали настоятелем Оптиной пустыни. Для отца Моисея это было большим испытанием, он не стремился к начальствованию, больше всего его душа хотела уединения, молитвы, внутренней сосредоточенности. Но, очевидно, настал его час – он созрел для нелегкого настоятельского служения. Сам преподобный потом вспоминал, что согласился на настоятельство, предполагая пробыть в этой должности лет десять, а там уж всё оставить и жить в уединении. Но труды по управлению монастырем ему придется нести до конца своих дней – 37 лет.
Настоятельство в Оптиной пустыни
Отец Моисей принял настоятельство в 1826 году, ему было сорок три года. Тогда в монастыре числилось 40 человек братии. И внутреннее, и внешнее состояние обители было далеко не процветающим. Даже для совершения праздничных богослужений приходилось приглашать диакона – своего хорошо знающего службу иеродиакона не было. За Оптиной числился большой долг, хозяйство не было налажено. Отец Моисей, возглавив монастырь, до последнего дня неустанно пекся о его благоустроении.
За это время обитель буквально преобразилась. Здание Введенского собора было расширено, сооружены два боковых придела. В братской трапезной устроена церковь Марии Египетской, возведена кладбищенская церковь. Внутри храмов также проведены большие работы: стены украшены росписями, обновлены иконостасы. Расширилась и пополнилась прекрасными облачениями монастырская ризница. Так что благолепие храмов поражало приезжающих богомольцев, особенно тех, кто бывал в Оптиной до этих преобразований. Новое братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами – всё это возникло при отце Моисее.
Заботился настоятель и о нуждах братии. Были благоустроены и расширены существовавшие корпуса, вновь построено семь братских корпусов; возведены каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы. Значительным достижением было устроение монастырской библиотеки. Для нее возвели новое каменное здание, настоятель сам заботился о ее пополнении книгами, основой библиотеки стало обширное собственное собрание книг и рукописей настоятеля. Помимо душеполезной литературы, отец Моисей приобретал и выписывал книги по разным областям знания. Один из калужских книголюбов говорил, что после него заходить в книжную лавку не стоило и труда – он скупал всё интересное. Книги выписывались из Москвы и Петербурга. Именно при отце Моисее началась большая книгоиздательская деятельность в Оптиной пустыни.
Паломники встречали в Оптиной радушный прием: для них были построены новые гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями). Из хозяйственных заведений появились два конных двора с братскими келлиями, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный, мельница. Значительно – почти в два раза – расширились земельные владения обители. На земле, высочайше дарованной монастырю в 1853 году, устроен был хутор для сбора сена и рыбной ловли.
Все эти обширные преобразования и постройки были произведены фактически без денег, на веру. Настоятель, по воспоминаниям, мог предпринять строительство нового корпуса, имея всего каких-нибудь 15 рублей, но средства со временем появлялись, строительство шло, оставалось только удивляться. Делалось это еще и на помощь бедным – для заработков.
Духовное устроение обители. Начало оптинского старчества
Но сколько бы времени и сил не отнимали хозяйственные хлопоты, самым сложным было наладить внутреннюю жизнь монастыря. Игумен Моисей, возросший духовно на святоотеческом учении о молитве и послушании ученика старцу, стремился и жизнь вверенной ему обители построить на этих древних христианских началах. Но поскольку традиции были утрачены, братия монастыря была недовольна «новшествами» настоятеля. Вплоть до того, что некоторые иноки из старой братии писали доносы на игумена, жалуясь на новые порядки как нарушающие должный уклад монастырской жизни. Труды настоятеля стали привлекать паломников, которые также искали духовного окормления, что дало повод обвинять отца Моисея в том, что новые порядки внесли в жизнь обители суету и шум многолюдства. Но для отца игумена был дорог любой человек, пришедший в монастырь, страдания, нужды каждого были для него как свои собственные. Служение ближнему он считал таким же иноческим долгом, как молитвы и аскетические труды. Недаром еще в рославльских лесах старцы отметили любовь и попечение отца Моисея о странниках, посетителях, теперь, когда он стал игуменом, это его свойство проявилось в полной мере. И, конечно, именно оно привлекало в обитель богомольцев, никто не уходил из Оптиной неутешенным.
От постоянных жалоб и доносов спасало то доверие и большое почтение, которые имел к настоятелю владыка Калужский Филарет. Но вскоре после назначения отца Моисея настоятелем он был переведен на Киевскую кафедру, последующие владыки также благоволили к игумену Моисею и его обители. Доносы и жалобы со временем прекратились. Новая полоса испытаний началась с приходом на Калужскую кафедру преосвященного Николая, он управлял епархией с 1835 по 1851 год. Владыка своими распоряжениями принес отцу Моисею немало неприятностей: настоятель не мог по своему усмотрению постригать иноков и назначать их на различные должности, преуспевших в духовной жизни монахов по распоряжению владыки переводили в другие обители, преосвященный Николай вмешивался в хозяйственные дела. Но отец Моисей выдержал это многолетнее испытание, видя в нем руку Промысла, направляющего его на борьбу с собственными страстями, он проявлял исключительные смирение и терпение даже при самых несправедливых притеснениях.
Несмотря на все препятствия и трудности, отец Моисей делал всё, чтобы устроить внутреннюю жизнь монастыря на основе святоотеческого учения. При его содействии в обитель поступили старцы, положившие начало оптинскому старчеству, – в 1829 году приехал сюда отец Леонид, а следом за ним и его ученик отец Макарий , они поселились в скиту. Сам игумен вверил себя попечению старца Леонида, которому беспрекословно во всем подчинялся. Так, личным примером, отец Моисей начал воссоздавать в Оптиной забытую традицию старчества, хотя именно она была с древности основой иноческой жизни. Старая братия, не знакомая с этим установлением, выражала недовольство, воспринимая правила послушания старцу, откровения помыслов как некое «новомодное учение», «ересь», на настоятеля и старцев сыпались доносы и жалобы. Но отец Моисей стоически претерпевал эти неприятности, уверенный в духовной пользе старчества.
Настоятель-подвижник
Огромные труды по управлению обителью настоятель нес как послушание, не оставляя духовных подвигов, никогда не забывая, что монастырь, в первую очередь, держится молитвой и духовным подвигом. Во всех хозяйственных делах он уповал на волю Божию.
Как справедливо отмечено в первом подробном жизнеописании старца: «По духовной своей мудрости он самым настоятельством своим пользовался не для того, чтобы выставлять себя, а более скрываться внутри себя: ни малейше не завидовал старцам в их духовной деятельности и ее плодах, но с смиренною мыслью оставлял себе только настоятельские труды и попечения, по видимому только внешние заботы о благосостоянии обители, утаивая от всех и свои дарования, и свои молитвенные труды о духовном преуспеянии братии под руководством старцев».
Как у настоятеля у отца Моисея было только одно преимущество перед братией – огромная ответственность за них перед Богом и постоянные труды на благо обители. Жил он наравне со всей братией, строго придерживаясь устава, любовь к богослужению была привита ему еще с детства. Он всегда неуклонно посещал утреню, призывал к этому и братию, говоря, что на литургии Господь подает нам Свои Дары, а утреня – это наше служение и жертва Богу. Любимым его занятием было чтение, которому он посвящал каждую свободную минуту, но таких было немного.
Те, кто долгое время знали отца Моисея, вспоминают, какие труды он положил, чтобы при постоянном общении с людьми сохранять мир и терпение: «От природы горячий по характеру, многовременным подвигом понуждения себя он приобрел замечательную тихость и кротость в обращении. Но не вдруг и не легко досталась ему такая победа над гневом». Если кто-либо своим поведением выводил его из себя, он удалялся на некоторое время в свои покои, восстанавливал мирное состояние духа и возвращался, чтобы спокойно закончить разговор и разрешить все недоумения.
Те, кому довелось знать отца Моисея, отмечали его мудрость, добродушие и незаурядное чувство юмора, хотя он мог быть и строгим: «Он бывал и весел без нарушения своего кроткого духовного величия; всегда сосредоточенный в себе, но ласковый в обхождении с ближними, невольно внушал к себе уважение». Какой высоты в смирении достиг отец Моисей свидетельствуют его слова, сохранившиеся в воспоминаниях: «Сам-то я хуже всех, другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознал, что я хуже всех».
Снисхождение настоятеля к недостаткам и прегрешениям ближних многих удивляло. Сам он как-то сказал своему брату отцу Антонию: «Я всех вас недостатки сношу великодушно и никаким немощам вашим не удивляюсь, а ежели бы всем тем огорчаться и взыскивать по должности моей строго, то совсем бы себя давно расстроил». Бывало, кто-нибудь, расстроенный неудачей в исполнении поручения или послушания, приходит к настоятелю, а тот, видя искреннее раскаяние брата и его усердие к делу, утешит, еще и поблагодарит, скажет что-нибудь ободряющее, и провинившийся сразу расцветал и с еще большим рвением брался за работу. Человек, его душа были отцу Моисею дороже всех дел: «Для всех доверие настоятеля было лучшим поощрением и лучшею наградою, потому все и старались как только могли, все трудились не с стесненным сердцем, а от души, с полным усердием, и успеха было более, нежели бывает при других порядках». Если кто-то из братии действительно был виновен, отец Моисей терпеливо откладывал наказание, надеясь на исправление человека. Если же провинившийся раскаивался – настоятель от всей души оставлял его вину, никогда не попрекая старыми грехами.
Назначая послушание, настоятель старался обращать внимание брата на внутренний духовный смысл поручаемого ему дела. Так, определяя одного послушника в должность будильщика, он объяснял ему: «Знаешь ли ты, брат, какое это послушание? Ведь это дело Ангельское: как Ангелы возбуждают людей на молитву, так и будильщик возбуждает братию. Помни же это и старайся по совести проходить такое послушание».
Во всех недоумениях и расстройствах между иноками отец Моисей старался призвать их к незлобию, отучить от осуждения и приучить снисходительно относиться к немощам друг друга. Так он прививал им истинное братолюбие. Придет, бывало, кто-нибудь жаловаться на обидчика, а отец Моисей отвлечет его, поговорит по душам, тот уже все свои обиды и позабыл. Это происходило еще и потому, что старец постоянно молился за своих подопечных.
С молитвой он делал всё, так учил и своего родного брата, отца Антония, в письме к нему: «...за непременный долг полагаю впредь наблюдать память Божию и не решаться ни на какое предложение, не помолившись довольно Богу и не размысливши, согласно ли оное с волею Вышнего и с силами моими». Призывая своих подопечных к послушанию, сам он являл образец этой добродетели, обретенной опытом и работой над собой. Советуя как-то брату во всем беспрекословно слушаться настоятеля, отец Моисей ссылался на себя: «Возьми в пример собственное мое искусство: в каких я бедствиях был, следуя своей воле! Когда же ты чего прилежно сам искать будешь или отрекаться, то поверь, во всю свою жизнь горько сожалеть будешь. Я тебе сие не от разума, но от опыта, и опыта примерного пишу, как другу любезному».
Поскольку архимандрит Моисей был очень прост в обращении со всеми, это располагало братию при любых недоумениях в отношении его слов и дел, обидах или недовольствах, безо всякой боязни обращаться к нему. Вот какой случай сохранился в воспоминаниях: «Одному монаху из оптинских старожилов некоторые распоряжения настоятеля показались неосновательными; долго он боролся с самим собою, желая объяснить это настоятелю, но боялся его расстроить; наконец решился высказать свои мысли. "А там, – подумал он, – пусть уж будет что будет!" Пришел к отцу архимандриту и сказал ему: "Батюшка, меня один помысл очень беспокоит" – "Что же тебе, брат, помысл говорит?" – "А вот, батюшка, помысл мне говорит, что вы не так делаете то и то", – и высказал все, что было у него на уме. Отец архимандрит выслушал все молча и внимательно, а потом тихо, с улыбкою, отвечал: "Скажи, брат, твоему помыслу, что это не его дело". С тем и отпустил этого монаха, так что он, обезоруженный кротостью настоятеля, удалился совершенно успокоенный и после сам смеялся над собою, как просто разрешились все его мысленные колебания».
Старая братия Оптиной не сразу, как уже рассказывалось, приняла настоятеля, особенно пожилые монахи высказывали недовольство его деятельностью. Был среди них и отец Вассиан, по годам и времени пребывания в обители считавший себя старше настоятеля и вправе советовать ему. Он часто приходил к отцу Моисею с критикой его действий: «Бывало и соберется, придет из скита в монастырь и, с свойственной ему простотой, начнет выговаривать отцу архимандриту и делать ему замечания. Тот принимал его всегда с обычной своей любовью, молча выслушивал его, давал ему наговориться вдоволь, и потом, уходя в свою келлию, возвращался оттуда со связкой баранок или чем-нибудь подобным и, благодаря своего обличителя, отдавал ему гостинец, приговаривая: "Ну, отец Вассиан, спаси тебя Господи, что потрудился посетить меня грешного, вот тебе за это и гостинец". Бывало, братия увидят, что схимник возвращается в скит со связкой баранок и, улыбаясь, догадывались, что он приходил учить или обличать архимандрита».
Это благодушие было неизменным свойством архимандрита Моисея. Располагало оно к настоятелю и сердца богомольцев, число которых значительно возросло при отце Моисее. Служение миру он считал неотъемлемой обязанностью монастыря. Паломники находили здесь всё то, за чем и отправляются люди из далеких мест в святые обители: возможность помолиться, получить духовное окормление, разрешить духовные нужды и недоумения. В монастыре и скиту специально были созданы условия, чтобы, не нарушая порядок и не мешая инокам, богомольцы могли обратиться к старцам. И хотя это всё же имело некоторые неудобства – поток людей возрастал, отец Моисей считал, что важней претерпеть эти неудобства, но дать людям ту духовную помощь, которую они ждут от монастыря. Иначе зачем же все иноческие труды и подвиги, какой в них смысл без любви к людям?
В гостинице не была установлена плата за проживание, стояла лишь кружка для пожертвований – кто сколько сможет. Один богатый купец поинтересовался, не боится ли настоятель, что все будут жить бесплатно. «Девяносто девять не заплатят – Бог пошлет сотого, который за всех заплатит», – не смущаясь, ответил преподобный.
Архимандрит Моисей ввел в Оптиной традиции широкой благотворительности. В обители поддерживали нищих и бедняков, давая им пищу, кров. Большое строительство, которое велось в монастыре, как уже рассказывалось, имело целью еще и дать работу, а значит – и пропитание нуждающимся.
Близко к сердцу принял он народное бедствие – разразившийся в один из неурожайных годов голод. Когда братия упрекала его, что самим монахам есть нечего, он взывал к их человеколюбию со слезами: «На что же мы образ Ангельский носим? Для того ли, чтоб мы великое Его слово о любви к ближним только устами повторяли? Что же народу-то, с голоду, что ли, умирать?» Братия, пристыженная отцом Моисеем, смягчилась. Он не уволил в тот год ни одного работника, продолжая всех кормить.
А скольким преподобный помог лично! Но он всегда скрывал свои благодеяния, что даже тот, кому он их оказывал, не сразу это понимал. Помогал тайно, иногда прикрывая свои благодеяния – часто покупал у бедняков совершенно ненужные вещи за большую цену. Свидетель такого случая с удивлением спросил, зачем он это сделал, отец Моисей воскликнул: «У него же пятеро детей, которых кормить нечем!» Приобретал он и плохие продукты, потом сам употреблял их в пищу. Держал на жаловании сирот, когда у него спросили, в чем их работа, оказалось: одни – для отпугивания ворон, другие – для ловли кротов...
Нередко настоятелю приходилось выслушивать замечания, зачем он принимает в монастырь так много народу, тем более – больных и старых, от которых никакой пользы. Он всегда убежденно отвечал, что они – молитвенники за обитель, а это и есть самая главная польза. Для поступления в Оптину не требовалось делать взнос, принимали всех, но учитывалось искреннее желание посвятить свою жизнь Богу.
Обитель при отце Моисее выполняла и апостольское служение – несла в народ свет Христовой истины. Когда было налажено книгоиздательство, настоятель во множестве рассылал книги в обители, библиотеки, частным лицам, раздавал книги богомольцам. Из числа оптинской братии, воспитанной архимандритом Моисеем, вышли настоятели многих обителей, где они, в свою очередь, насаждали традиции старчества.
Очевидное бескорыстие и нестяжательность настоятеля привлекали в Оптину многочисленных благотворителей. Оказывая им должное уважение, архимандрит Моисей никогда не имел лицемерия или человекоугодия. Одно семейство, много жертвовавшее Оптиной, как-то предъявило жалобы на гостинника, упомянув свои благодеяния. На этот старец ответил: «Мы думали, что вы благотворите ради Бога и от Него ждете награды, а мы, убогие и несправные, чем воздадим?» И хотя в последние годы жизни архимандрита Моисея за обителью числился довольно большой долг (он со временем был уплачен), при налаженном хозяйстве, обширных угодьях и множестве благотворителей это уже была совсем другая ситуация, по сравнению с тем, что было в Оптиной, когда отец Моисей принял ее под свое управление. Благодаря его трудам Оптина пустынь к середине XIX столетия стала крупнейшим монастырем, духовным центром России.
Архимандрит Моисей исполнил слово владыки Филарета, основателя Предтеченского скита и духовного благодетеля Оптиной пустыни, сказанное ему при братии еще в 1842 году: «Отец Моисей! Веди всех их в Царство Небесное, ни одного не оставляй». Преподобного Моисея можно назвать образцовым настоятелем или «образом настоятеля», среди самых больших забот не забывавшего «единого на потребу».
Кончина праведника
Так в трудах и многочисленных попечениях проходила жизнь подвижника. Весной 1862 года он заболел – на спине образовался карбункул, доставлявший много страданий старцу. Это время было омрачено еще и доносом на него, поступившим от некоторых братий. Узнал он об этом в мае, во время последней поездки в Калугу для поздравления преосвященного владыки Григория, уже будучи болен. Это горькое известие повлияло на состояние старца.
В конце мая болезнь усилилась, к ней добавилась водянка. Отец Моисей каждый день приобщался Святых Тайн. Состояние становилось всё более тяжелым, но и тогда настоятель старался по мере сил заниматься делами обители.
6 июня архимандрита Моисея постригли в схиму с сохранением прежнего имени. Весть о пострижении в схиму и о приближающейся кончине отца Моисея собрала к одру старца великое множество людей – монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее благословение.
14 июня отец Моисей попросил вынести из келлии все вещи и поставить перед ним большой образ святителя Тихона Задонского , который так и находился перед ним до самой кончины, последовавшей в день тезоименитства святителя. 15-го старец с трудом сделал благословляющий жест ослабевшей рукой. В это время одному из духовных чад во сне было видение, в котором отец Моисей благословлял всех членов его семьи.
По воспоминаниям, в эти последние дни «открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: больной старец, подозвал к себе келейника и сказал: "Спроси, что это за женщина? Зачем она меня беспокоит?" Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред. Но потом оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно, долго стояла женщина, которая, получив образок для себя, не хотела удалиться и настоятельно просила, чтобы ей дали образок и для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднес его старцу для благословения. Старец благословил его и промолвил: "Вот теперь я спокоен", – и келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке. Другому же посетителю, к немалому его удивлению, преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, преподобный Моисей прибавил: "Служить нельзя, но быть можно". Слова эти сбылись в точности – в воскресенье гроб почившего о Господе старца был перенесен в церковь».
16 июня, в десятом часу утра, когда читались слова Евангелия от Матфея: «Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его» ( Мф.16, 27 ), отец Моисей тихо отошел ко Господу.
Обитель, многочисленные богомольцы прощались с настоятелем. 19 июня, после Божественной литургии, при большом стечении народа состоялся чин отпевания, а затем погребение архимандрита Моисея. Его похоронили в Казанском соборе.
Жизнь настоятеля архимандрита Моисея была ежедневным подвигом, это было очевидно уже для его современников, как ни старался он скрывать свои добродетели. В жизнеописании, составленном после кончины старца братией, говорится: «Всю жизнь отца архимандрита можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Как ни высоко это слово, для него оно было и делом. Во всем – в попечениях об устройстве и содержании обители, в управлении братством и нравственной его поддержке, во всех своих благонамеренных предприятиях, во всем возлагался он на Господа с полною верою и упованием, все случавшееся с ним принимал как от Господа: скорбное – как посланное для пользы душевной, утешительное – как знак Отеческого милостивого промышления. „От Него, Создателя, – говорил он, – бытие наше, Им живем и движемся, и от Него всякое благо и всякий дар"». Эти слова старца – его живой завет и всем нам.
Служба преподобному Моисею Оптинскому
Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвaх: стихиры на 8, глас 8:
Что тя наречем, Моисее отче преподобне?/ Обители благопоспешна строителя,/ жительства скитскаго основателя,/ благодатнаго старчества покровителя,/ духовнаго делания искусна подвижника,/ отеческаго учения мудра наставника,/ закон любве Христовы потщавшагося исполнити!/ Ты бо еси светило великое/ на небеси духовнем Оптины благословенныя.
Кто возможет воспети достойно/ Моисея, устроителя премудраго,/ пустынь Оптину возвеличившаго/ и основание старчеству в ней положившаго?/ Наставника кроткаго и пастыря добраго,/ брата попечительнаго и отца любвеобильнаго,/ иночествующих собрание добре упасшаго!/ Того молитвами всех благ Податель/ да дарует нам мир и велию милость.
Измлада Христа всем сердцем возлюбивый/ и монашескому житию прилежавый,/ призванный смотрением Божиим/ из лесов Рославльских в пустынь Оптину,/ затворниче смиренный,/ жребием Божиим во игумена обители поставленный,/ украшение и похвало Церкве Русския,/ дивный старче Моисее,/ не остави ныне чад своих.
От юности благочестию родительми научаемь,/ чтению душеполезному прилежал еси,/ богомудре отче Моисее,/ и, любовь Христову познав,/ иноческий путь избрал еси,/ таже и братию искусно наставлял еси/ на путь спасения непрелестный,/ износя из сокровища сердца своего/ премудрость сокровенную.
Яко елень желает на источники водныя,/ сице душа твоя, отче Моисее,/ уединения молитвеннаго взыска,/ обаче, произволению Божию повинуяся,/ воли своея отверглся еси/ и настоятельский жезл обители Введенския со смирением приял еси/ и, не озираяся вспять,/ управлен был еси в Царствие Небесное.
Слава, глaс 3:
Како по достоянию восхвалим тя, преподобне,/ подвиги своими страсти умертвившаго/ и деланием добродетелей душу свою украсившаго!/ Кто не удивится твоему великому терпению,/ снизхождению к ближнему,/ кротости и незлобию,/ нищелюбию и купли духовней!/ Ныне же в невечернем дни Царствия Божия/ с праведными наслаждаяся, отче Моисее,/ моли о почитающих память твою.
И ныне, Богородичен, глас тойже: Како не дивимся:
Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая.
На литии стихира храма.
И преподобному стихиры, глас 5:
Любовию Христовою уязвився/ и Тому послужити пламенне вожделев,/ мира удалился еси, отче Моисее,/ образ быв добродетелей евангельских./ Ныне же, во Свете неприступнем со всеми старцы Оптинскими/ предстоя Престолу Владычню,/ со дерзновением молися земли Русской богоугодней быти/ и сыновом ея спастися.
Се, что добро или что красно,/ но еже жити братии вкупе!/ Сего ради, преподобне отче Моисее,/ смотрением Божиим во обитель Оптину поставлен бысть,/ пасти словесныя овцы Христова стада/ и наставляти их трезвению духовному,/ да будут вси едини,/ единеми усты и единем сердцем/ славословяще Всесвятую Троицу.
Слава, глaс 3:
Аще и взыска Моисей, угодник Твой, Господи,/ служити Тебе в сокровении пустыннем,/ поставил еси его/ во главу славныя обители Оптинския,/ аще же восхоте сокрыти своя добродетели,/ известна светильника его воздвигл еси./ Темже со умилением вопием Ти, Человеколюбче:/ непрестанными молитвами преподобнаго/ щедроты Твоя подаждь нам и душам нашим велию милость.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Яко Нива неоранная,/ возрастила еси нам Хлеб Жизни,/ от Негоже вси питаемся, вернии,/ сего ради достойно хвалим Тя,/ яко Пресвятую Деву Богородицу,/ жизни нашея Питательницу.
На стиховне стихиры, глас 6:
От юности познав благость Божию, отче преподобне Моисее,/ вся прелести мира сего во уметы вменил еси/ и, плоть свою духови покорив,/ подвигом монашеским вдался еси,/ темже и, Богови усердне послужив,/ дар безценный любве совершенныя от Него приял еси.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Безмолвие пустынное возлюбив,/ преподобне отче Моисее,/ посреде молвы житейских попечений/ безмятежие ума сохранил еси,/ в трудех же непрестанных пребывая,/ денно и нощно имя Сладчайшаго Иисуса призывал еси,/ темже и заповеди Его животворныя соблюл еси.
Стих: Священницы Твои облекутся в правду, / и преподобнии Твои возрадуются.
Смирение Христово всем сердцем возлюбив,/ пред братиею твоею себе умалил еси/ и, начальник рачительный быв,/ не пренебрегл еси труды немощных и убогих,/ вся к пользе обители устрояя,/ темже Господь прослави тя, отче Моисее,/ Егоже моли о душах наших.
Слава, глaс тойже:
Монахов множество собрав,/ добродетельным нравом тех оградил еси,/ преподобне отче Моисее,/ и деннонощными молитвами мысленных волков от стада твоего отгнал еси,/ темже и явился еси ко Христу ходатай непостыден./ И ныне убо молися Ему прилежно,/ обители твоей даровати утверждение/ и душам нашим велию милость.
И ныне, Богородичен: Творец и Избавитель:
Тропaрь, глaс 3:
Вертограда духовнаго благопоспешный насадитель/ и скитскаго жительства устроитель,/ древних монашеских уставов ревнитель/ и в делании умнем премудрый наставник,/ яко восходящее светило/ славы Оптинския явился еси,/ преподобне отче Моисее,/ моли спастися душам нашим.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 3:
Сосуд божественный воздержания, богатство некрадомо благочестия показался еси, Моисее богоблаженне, ты бо, безстрастием уяснив житие твое, требующыя милостынею обогатил еси. Темже, отче преподобне, моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Слава, и ныне, Богородичен:
Не здравии требуют врача, но болящии, - сице рекл еси, Господи. Сего ради прибегаю к Тебе, Врачу душ и телес: исцели душу мою, немощствующую многими грехми, и предстательством Пречистыя Твоея Матери и всех преподобных отцев Оптинских молитвами даруй ми велию милость.
По 2-м стихословии седален, глас 8:
Многосветлая звезда иноком и образ разумнаго воздержания, милости богатая сокровищница и пресветлое зерцало разсуждения показался еси, преподобне отче Моисее. Ныне на Небеси, предстоя Богови, испроси даровати прощение прегрешений светло совершающым память твою.
Слава, и ныне, Богородичен:
За нечестие сердца моего страстьми лютыми одержимь сый, от нечистых устен моих мольбу приношу Тебе, Пренепорочная, ущедри мя Твоими молитвами, Прибежише грешных и Божие Жилище.
Полиелей, и величание преподобному.
По полиелеи седален, глас 8:
Труды и подвиги твоя кто исповесть, блаженне Моисее? Верен бо раб своему Господину быв и усердно Тому послужив, умножил еси талант, тебе Господем вверенный, и с делатели благими жизнь вечную, яко мзду приял еси. Темже, яко имея дерзновение, моли Христа Бога, даровати согрешений оставление чтущим любовию память твою.
Слава, и ныне, Богородичен:
Оружие, Дево, по глаголу пророка сердце Твое прошедше, Крест Господень явися, иже, Сына Твоего страстию страсти убив, во оружие мира претворися, христианом победа непобедимая.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Богатая дарования от Бога приемь,/ Моисее преподобне,/ добре в подвизех преуспел еси/ и, зарями Пресвятаго Духа озарився,/ вертоград духовный и старчества плод благочестивый,/ яко дар Владыце Христу принесл еси,/ Иже, той паче всесожжения приемь,/ душу твою украси красотою/ и прослави тя славою нетленною.
Канон Богородицы с ирмосом на 6, и преподобному на 8.
Канон святаго, глас 1.
Песнь 1
Ирмос: Поим песнь новую Богу,/ от работы фараоновы/ избавльшему сыны израилевы,/ и в пустыни тыя препитавшему,/ яко славно прославися.
От юности чтению душеполезному прилежал еси, отче Моисее, сердечный сосуд наполняя мудростию отеческою, и, яко мудр книжник, Царствию Небесному научивыйся, уподобился еси человеку, износящу от сокровища сердца своего благое и чистое.
В ризу добродетелей облечен, труды и милостыни истканную, добропобедный воин Христов явился еси, преподобне отче Моисее. Ныне, радуяся, престолу Царя Славы предстоиши, Егоже моли о воспевающих тя.
Приклонися к молитвам притекающих к тебе, преподобне отче Моисее, и вознеси умы и сердца наша ко Господу, бремя страданий наших облегчи, да, спасаеми от бед, воспоем тебе песнь хвалебную.
Богородичен: Радуйся, Дево, Мати Христа, Сыном бо Твоим Божественным смерть умертвися, диавол поражен бысть и вси, верно восхваляющии Тя, обретают жизнь вечную.
Песнь 3
Ирмос: Не мудростию и богатством да хвалится смертный своим,/ но верою Господнею,/ православно взывая Христу Богу,/ и поя присно:/ на камени Твоих заповедей утверди мя, Владыко.
Древним уставом иноческим поревновав, начало старчеству во обители Оптинстей положил еси, в нейже возсия собор преподобных отцев, наставивших множество верных на истинный путь спасения.
Подвизаяся взыти на высоту добродетелей, отче преподобне, на предлежащий тебе подвиг терпением востекл еси и трезвенным бдением страсти душетленныя умертвил еси. Сего ради присно тя почитаем.
Непрестанною молитвою и трудами постническими чистоту сердца стяжал еси, преподобне отче Моисее, сего ради лицем к лицу зриши Пресвятую Троицу, Юже моли о спасении душ наших.
Богородичен: Собрати расточенныя и воскресити умершыя Бог, преклонив небеса, сниде Тобою к нам, Богородице, и, соединив Божество с человечеством, радости всяческая исполни.
Седален, глас 4.
Подобен: Скоро предвари:
В болезнех благодушествуя, в пощениих долготерпя, и в молитвах подвизаяся, образ богомудраго пастыря стаду твоему показался еси, преподобне. Темже, яко теплаго предстателя ведуще, молим тя, Моисее отче наш: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Слава, и ныне, Богородичен:
В день смерти моея, Непорочная Дево, избави мя от мрачных мытарств, осияй Твоим светом душу мою грешную, даруй Твоими молитвами грехов прощение и сподоби со Христом вселитися во обители Небесныя.
Песнь 4
Ирмос: Велия тайна/ Твоего, Христе, смотрения:/ сию бо свыше провидя Богозрительно Аввакум,/ изшел еси, вопияше Тебе,/ во спасение людей Твоих, Человеколюбче.
Смиренномудрою любовию брат твой по плоти Антоний, яко отца тя почиташе, обаче и ты ему вседушне повинулся еси, Моисее, образ стаду твоему преподав богоблаженнаго смирения.
Искусен быв зело и сугубую благодать стяжав, пустынь Оптину премудре устроил еси, темже и наша сердца, преподобне, сотвори во обители Духа Всесвятаго молитвами твоими.
Умом непрестанно Богу предстоя и в напастех непоколебимь пребывая, якоже новый Моисей, выну зря Невидимаго, неврежденно море страстей прешел еси, путеводя монашеское сословие.
Богородичен: Ныне в чертозех Небесных со всеми святыми молиши Сына Твоего и Бога нашего, Пречистая, и предстательствуеши за нас, в обстояниих сущих, от немощей и страданий избавляющи, Богородице, Тебе поющих.
Песнь 5
Ирмос: Просветивый сиянием пришествия Твоего, Христе,/ и осветивый Крестом Твоим мира концы,/ сердца просвети светом Твоего Богоразумия/ православно поющих Тя.
Образ покаяния и Царства Божия провозвестник показался еси, отче Моисее, скитское житие твоим попечением устрояя, во еже братии благочестне спасатися, темже и нас посети святыми твоими молитвами.
На божественней стражи бодренно стояй, преподобне Моисее, братию трезвению духовному наставлял еси, да отсечением помыслов душевредных в чистоту сердечную облекутся.
От сердца милующаго подавал еси потребное бедствующим, сего ради обогати и нас, тя воспевающих, теплотою благодати Божественныя, радость духовную даруя.
Богородичен: Како на руку Твоею носиши вся рукою Держащаго и млеком питаеши вся дланию Питающаго? Како без семени раждаеши и по Рождестве Дева пребываеши? Сия суть бездна богатства и разума Божия.
Песнь 6
Ирмос: Обыде нас последняя бездна,/ несть избавляяй,/ вменихомся яко овцы заколения./ Спаси люди Твоя, Боже наш,/ Ты бо крепость немощствующих и исправление.
Кто возможет достойно восхвалити сладчайший цвет пустынный, посреде терния попечений земных процветший и плод красный принесший, присно Духом благоухающий?
Обитель Оптинскую устрояя, отче богомудре, и Архипастырю Небесному подобяся кротостию и сердечным незлобием, мысленныя волки от стада Христова отгнал еси и овцы Его на пажити отеческих писаний упасл еси.
Болезни наша душевныя и телесныя исцелити Господа умоли, отче Моисее, не остави нас, чтущих тя и милости просящих, посети ны молитвами твоими и к Царствию Небесному путеводи.
Богородичен: Слово Божие плоть бысть, во утробе Твоей, Пречистая, и, егда в Тя вселися, с человеки поживе, от сего исполнения спасение вси вернии прияша.
Кондак, глас 3:
Подобен: Дева днесь:
Непрестанныя молитвы вознося, всю надежду на Христа возложил еси, темже исходатайствовал еси благодать ко просвещению души своея и вся потребная ко спасению братии Оптинския, ныне Богу в Раи сладости предстоя, Моисее преподобне: Того моли даровати нам велию милость
Икос:
Кто не удивится во плоти зря ангела, и не почудится кто, видя во множестве народа пустыннолюбца, незлобием побеждающаго озлобленныя враги, и нищим благотворяща, ничтоже имуща? Се праведный и незлобивый отец наш, богомудрый Моисей, во Христа облекийся воистинну, и демоны прогнавый непрестанною молитвою, выну предстательствует о своей обители, и молит Господа добре утвердити ю, и даровати нам велию милость.
Песнь 7
Ирмос: Авраамстии отроцы/ в пещи Троицу прообразивше,/ огненный пламень на росу преложиша,/ и поюще вопияху:/ благословен еси, Боже отец наших.
От юности книжную премудрость возлюбив, учение святых отцев добре познал еси и научил еси множество христолюбцев деланию духовному; темже прославляешися в Царствии Бога отцев наших.
Милостивым твоим сердцем, преподобне, всех вместил еси, по слову апостольскому, и примиритель враждующих быв, образ любве Христовы братии показал еси, во еже единодушно вопити: отцев Боже, благословен еси.
В неисчетных скорбех на Бога все упование свое возложил еси, присно в молитвах Господеви предстоя, Иже воздает за веру боящимся Его избавление от скорби, сего ради в радость общения со святыми вшел еси, во еже пети: отцев Боже, благословен еси.
Богородичен: Величаем Тя, милостивая Госпоже, присная Благодетельнице наша, возвеличившую род наш, и святый покров Твой хвалим и благословим, яко Тобою научихомся пети: отцев Боже, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Трисветлое существо, и трисолнечная слава/ сниде отроком посреде огня,/ сия невредимы соблюдающи,/ и Воскресение нам предвозвещающи/ Христа Бога нашего,/ Егоже поют ангели и множества, яко Победителя смерти во веки.
Блажен еси, отче Моисее, яко претерпев многоразличная искушения, преуспел еси в художестве духовнем, еже искушаемым помощь подавати; сего ради приял еси венец жизни, обещанный всем любящим Господа, Победителя смерти во веки.
Пребывая во обителех небесных, взираеши на ищущих помощи от тебе, отче Моисее, скоро низпосли крепкую помощь нам, воздевая руце твои в молитвах за бедствующих чад твоих.
Благослови обитель твою, отче Моисее, идеже имя твое почитается, да устрояются стены ея духовныя, укрепляеми твоими мольбами, и вси обитающии зде благочестно да будут храмы Духа Святаго, в добродетели и совершенстве.
Богородичен: Имея Тя крепкую поборницу и дивное заступление, Пречистая Мати Божия, во свете разума утверждаемся и от бед избавляемся, и от всея злобы диавольския и от всех наветов вражиих, прославляюще Рождшагося от Тебе.
Песнь 9
Ирмос: Тя, Юже виде Моисей неопалимую купину,/ и лествицу одушевленную,/ Юже Иаков виде,/ и дверь небесную, Еюже пройде Христос Бог наш,/ песньми, Мати Чистая, величаем.
Словеса твоя быша всем соль спасительная, украси бо вся разумения твоя дар божественнаго разсуждения; темже обличения во время потребно употреблял еси, и к немощным снизходил еси. Сице и нас руководи ко спасению тя величающих.
Кто ныне, преподобне, разлучит тя от любве Божия? Ты бо, в жизни временней вседушно прилепився Господу, на одре болезни предсмертныя утешения духовнаго от Него сподобился еси. Темже светом богоразумия просвети нас, тя величающих.
Имея душу милостивну и о нищих и убогих попечение, отче Моисее, добродетельми обогатил еси ближняя твоя, сотвори ныне сие на нас, вопиющих в нищете душевней, ничтоже бо доброе имамы, во еже явити пред Богом, но мольбами твоими нашу нищету благоукраси, да тя величаем.
Богородичен: Увы, како низвержеся образ Твоего создания, Господи, прежде светлосияяй царским достоинством Твоего подобия, ныне же сокрушен и омрачен! Но всеспасительным промышлением, чрез Деву отроковицу соделанным, возстави мя падшаго, и спаси мя святыми молитвами Твоея Матере Пречистыя.
Светилен:
В пустыннем безмолвии укрепився духовно, Моисей богомудрый поставляется, яко светильник горяй и светяй, на свещник игуменства во обитель Введенскую, к пользе изрядней зде окормляющихся.
Слава, и ныне, Богородичен:
Свет рождшая, Всепетая, око сердца моего ослепшее просвети, да прославлю Тя, иже Тебе ради спасаемь.
На хвалитех стихиры, глас 8.
Подобен: О преславнаго чудесе:
О преславнаго чудесе!/ Посреде терний житейских/ крин дивный процвете,/ Моисей преподобный,/ благоухая молитвою умною,/ яже далече прогоняет демоны,/ удивляя красотою добродетелей,/ и предстательствуя выну о всех,/ любовию чтущих память его.
О преславнаго чудесе!/ Кротости Божественныя избранный сосуде,/ молитвы присногорящая лампадо,/ разсуждения светильниче,/ милости преизливаемый поточе,/ любве Христовы обиталище,/ Того моли, блаженне Моисее,/ даровати прегрешений прощение/ любовию чтущим память твою.
О преславнаго чудесе!/ Двоица боголюбивых отцев,/ Моисей и Антоний, голуби кротцыи,/ устроивше пустынный скит,/ на высоту созерцания от деяний востекше,/ крилами молитв покрывают ныне чад своих,/ и ходатайствуют у престола Всевышняго,/ еже в день судный улучити милость/ любовию чтущим память их.
Послушания рачителю и трудолюбия правило,/ молитвы светильниче негасимый,/ нищих изрядный попечителю,/ сосуде Божественныя милости,/ оптинскаго старчества благий кореню,/ Моисее преподобне отче наш!/ Плоды целомудрия вкусити сподоби,/ совершающих священную память твою.
Слава, глас 6:
Благочестивых собрание,/ в веселии духовнем лик составите/ и песньми Божественными прославите/ подвигоначальника оптинских отцев,/ Моисея богомудраго!/ Той бо жезлом молитвенным разделив море страстей/ и потопив мысленнаго фараона полки,/ в землю безстрастия введе избранныя люди/ и, поприще совершив,/ безсмертным венцем увенчася./ Ныне же, престолу Вседержителя предстоя,/ молится со дерзновением о душах наших.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Удивися Иаков иногда,/ видя в видении Тебе, Дево,/ яко лествицу Небесную, Еюже сниде Бог,/ и от сна восстав, возопи в себе:/ Сия есть дом Божий и Врата Небесная.
Славословие великое и отпуст.
На Литургии служба преподобническая.
Вернуться к списку