Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
07.06.2024
Отзывы от покупателей
04.06.2024
Церковная мебель в Республике Коми
Уже первые христиане стремились украсить места своих молитвенных собраний и погребения усопших священными изображениями. Главным образом это были росписи; мозаика встречалась реже – ввиду сложности и дороговизны – но те ее образцы, что сохранились до наших дней, заслуживают внимательного рассмотрения.
Христос-Солнце
Изучая работы первохристианских мозаичистов, стоит обратить внимание на образ Христа, представленного в виде «Всесильного Солнца», датируемый началом IV столетия по Р.Х., находящийся в гробнице Юлиев, расположенной под базиликой святого Петра. Очевидна преемственность этого изображения с языческим античным искусством: непосвященный, увидев его, счел бы, что перед ним – Гелиос, объезжающий землю на своей огненной колеснице. Возможно, авторы произведения и стремились к такому его восприятию сторонним взглядом – во избежание раскрытия мест их тайных собраний и осквернения самого священного изображения. Христиане же, взирая на панно, возводили свой ум к «Солнцу Правды», как именуется в богослужебных текстах Христос. Как известно, символ обретает свое значение в контексте...
И все же – дело не только в конспирации. Говоря о связи между христианским и древним языческим искусством, следует помнить о Промысле Божием, желающем спасения всем людям и ведущем народы к познанию Истины. Античное искусство и философия в лучшей своей части были предтечами христианства, готовили своих последователей к принятию Евангелия – почти так же, как Ветхий Завет готовил иудеев к принятию Завета Нового. Об этом знали и этому веровали авторы средневековых фресок, на которых, наряду с ветхозаветными пророками, изображались Платон и Аристотель.
Образ Христа на рассматриваемой нами мозаике обрамлен виноградными лозами: Спаситель, как Солнце, посылает тепло и свет Своей Благодати Винограднику-Церкви. Мотив «солнечного» нимба Господа напоминает о сохранившейся до наших дней традиции изображать Его с крестчатым нимбом – вероятно, здесь имеется преемственность.
760 метров первохристианских символов
Еще одна интереснейшая мозаика, созданная в начале IV века, находится в базилике епископа Феодора в Аквилее. Было бы справедливо назвать ее энциклопедией символики первых христиан. Расположена она на полу – тогда еще не было запрета на подобное размещение священных изображений. Площадь мозаики поистине уникальна – около 760 метров! На ней мы видим множество изображений.
Наименее символичное из них – иллюстрация истории пророка Ионы, проглоченного китом и по прошествии трех дней живым и невредимым извергнутого им на сушу. Впрочем, сама эта история, изложенная в Ветхом Завете, прообразует Христа, Который три дня пробыл мертвым «во чреве земли», а затем воскрес. Остальные изображения еще более зашифрованы. Среди них – евхаристический символ: Агнец, означающий приносящего Себя в Жертву за спасение человечества Иисуса Христа. Интересны сцены рыбной ловли, напоминающие о Евангельской проповеди, которую Спаситель уподобил труду рыбаков. Кстати, ловцам в их труде помогают походящие на античных амуров Ангелы – свидетельство о содействии Небесных сил тем, кто несет людям Благую Весть. Еще один образ, берущий свое начало из Евангелия: коза и овечка – напоминание о Страшном Суде. А вот – «Пастырь добрый», несущий на плечах заблудившуюся и спасенную им овцу – один из известнейших образов раннехристианского искусства. Рядом с пастырем мы видим и еще одну овечку, доверчиво взирающую на него – очевидно, что это образ добрых христиан, следующих учению Спасителя. Мужчина в тоге и четыре женщины – символы времен года, по -видимому, указывающие на созданный и освященный Творцом круг бытия. Корзины с фруктами – вероятно, образ духовных плодов. Видимо, о том же говорит и Ангел, держащий в одной руке венец, а в другой – пальмовую ветвь, символ победы. Райские птицы на прекрасных цветущих ветвях.
В аквилейской мозаике есть и символы, которые в наши дни практически не употребляются: например, черепаха и петух. Мало кто знает, что у первых христиан петух считался символом Света, олицетворял победу над тьмой (поскольку его крик знаменует собой окончание ночи), а значит – этот образ также указывал на Христа. Память об этом знаке можно увидеть в народном поверии, что с пением петуха кончается власть темных сил, нападающих на людей под покровом ночи (вспомним гоголевского «Вия»). Черепаха же – образ тьмы – быть может, потому, что она живет в мутной воде, питается всякой гнилью, да и, в восприятии классического искусства, не отличается красотой. На мозаичном панно мы видим яркого, красивого петуха, грозно наступающего на темную небольшую черепаху, которая в страхе пятится от него.
Изображения людей и животных перемежаются орнаментами, среди которых многие составлены из крестов, различным образом декорированных: составленных из листьев, плетенок и т.п. Привлекают внимание соседствующие с крестами шестиконечные то ли цветы, то ли звезды, напоминающие хризму – монограмму имени Спасителя.
Санта Мария Маджоре: христианская мозаика в античной эстетике
С принятием императором Константином Великим христианской веры и изданием им Миланского эдикта, положившего конец гонениям, мозаика стала распространяться все шире, а сюжеты ее постепенно сделались более явными. Изменился адресат христианского искусства: если раньше оно было обращено лишь к верным и зашифровано от непосвященных, то теперь его целью стало донести истины веры до максимально широкого круга людей. Так, на мозаиках Санта Мария Маджоре в Риме, созданных в середине V в., мы видим яркие, живые иллюстрации сюжетов из Евангелия и Ветхого Завета: историю Авраама, Иакова, Моисея, сцены Благовещения, избиения младенцев Иродом, поклонения волхвов.
Сюжетные композиции динамичны, в них явно прослеживается влияние античного искусства. Лики и фигуры индивидуальны, у каждого изображенного – свой характер. Римские тоги, плащи, фибулы, скрупулезно проработанные детали, богатые изображениями фоны – все это делает мозаики Санта Мария Маджоре интереснейшим материалом для изучения и художественным произведением, которое можно рассматривать часами. Изображения располагаются ярусами – эта традиция будет заимствована, в частности, древнерусским искусством.
Есть здесь и символы – например белоснежный Агнец с крестчатым нимбом, стоящий на престоле и держащий Евангелие, а также символы четырех евангелистов. Исследователи (в частности, В.Н. Лазарев) полагают, что авторы мозаик ставили своей целью зримо опровергнуть ересь Нестория, который не признавал Пречистую Деву Марию Богородицей и считал, что Христос стал Богом уже в зрелом возрасте. В противовес этому Богомладенец и Его Пречистая Матерь изображены в сиянии Божественной славы, которая показана в духе античной эстетики: так, Пресвятая Богородица представлена сидящей на царском престоле в одеянии знатной римлянки с диадемой на голове.
Для современного восприятия необычны некоторые детали мозаики: например, нечестивый царь Ирод, повелевающий убивать младенцев, чтобы вместе с ними погубить и Помазанника Божия, изображен... с нимбом на голове. Здесь просматривается преемственность античной традиции: нимб изобретен не в христианском искусстве, а гораздо раньше, причем изначально он мог быть символом императорской власти и славы. В таком значении его иногда использовали и первохристианские художники, хотя позднее он стал означать лишь духовную славу, принадлежащую Небесному Царю и даруемую Им Своим угодникам.
А вот – образ Христа Пантократора, торжественно восседающего с раскрытым Евангелием в руках – данная иконография широко распространена и сегодня. Образ Спасителя, восседающего на престоле, заключен в мандорлу (круг), поддержииваемую четырьмя Ангелами.
Христос-Солнце
Изучая работы первохристианских мозаичистов, стоит обратить внимание на образ Христа, представленного в виде «Всесильного Солнца», датируемый началом IV столетия по Р.Х., находящийся в гробнице Юлиев, расположенной под базиликой святого Петра. Очевидна преемственность этого изображения с языческим античным искусством: непосвященный, увидев его, счел бы, что перед ним – Гелиос, объезжающий землю на своей огненной колеснице. Возможно, авторы произведения и стремились к такому его восприятию сторонним взглядом – во избежание раскрытия мест их тайных собраний и осквернения самого священного изображения. Христиане же, взирая на панно, возводили свой ум к «Солнцу Правды», как именуется в богослужебных текстах Христос. Как известно, символ обретает свое значение в контексте...
И все же – дело не только в конспирации. Говоря о связи между христианским и древним языческим искусством, следует помнить о Промысле Божием, желающем спасения всем людям и ведущем народы к познанию Истины. Античное искусство и философия в лучшей своей части были предтечами христианства, готовили своих последователей к принятию Евангелия – почти так же, как Ветхий Завет готовил иудеев к принятию Завета Нового. Об этом знали и этому веровали авторы средневековых фресок, на которых, наряду с ветхозаветными пророками, изображались Платон и Аристотель.
Образ Христа на рассматриваемой нами мозаике обрамлен виноградными лозами: Спаситель, как Солнце, посылает тепло и свет Своей Благодати Винограднику-Церкви. Мотив «солнечного» нимба Господа напоминает о сохранившейся до наших дней традиции изображать Его с крестчатым нимбом – вероятно, здесь имеется преемственность.
760 метров первохристианских символов
Еще одна интереснейшая мозаика, созданная в начале IV века, находится в базилике епископа Феодора в Аквилее. Было бы справедливо назвать ее энциклопедией символики первых христиан. Расположена она на полу – тогда еще не было запрета на подобное размещение священных изображений. Площадь мозаики поистине уникальна – около 760 метров! На ней мы видим множество изображений.
Наименее символичное из них – иллюстрация истории пророка Ионы, проглоченного китом и по прошествии трех дней живым и невредимым извергнутого им на сушу. Впрочем, сама эта история, изложенная в Ветхом Завете, прообразует Христа, Который три дня пробыл мертвым «во чреве земли», а затем воскрес. Остальные изображения еще более зашифрованы. Среди них – евхаристический символ: Агнец, означающий приносящего Себя в Жертву за спасение человечества Иисуса Христа. Интересны сцены рыбной ловли, напоминающие о Евангельской проповеди, которую Спаситель уподобил труду рыбаков. Кстати, ловцам в их труде помогают походящие на античных амуров Ангелы – свидетельство о содействии Небесных сил тем, кто несет людям Благую Весть. Еще один образ, берущий свое начало из Евангелия: коза и овечка – напоминание о Страшном Суде. А вот – «Пастырь добрый», несущий на плечах заблудившуюся и спасенную им овцу – один из известнейших образов раннехристианского искусства. Рядом с пастырем мы видим и еще одну овечку, доверчиво взирающую на него – очевидно, что это образ добрых христиан, следующих учению Спасителя. Мужчина в тоге и четыре женщины – символы времен года, по -видимому, указывающие на созданный и освященный Творцом круг бытия. Корзины с фруктами – вероятно, образ духовных плодов. Видимо, о том же говорит и Ангел, держащий в одной руке венец, а в другой – пальмовую ветвь, символ победы. Райские птицы на прекрасных цветущих ветвях.
В аквилейской мозаике есть и символы, которые в наши дни практически не употребляются: например, черепаха и петух. Мало кто знает, что у первых христиан петух считался символом Света, олицетворял победу над тьмой (поскольку его крик знаменует собой окончание ночи), а значит – этот образ также указывал на Христа. Память об этом знаке можно увидеть в народном поверии, что с пением петуха кончается власть темных сил, нападающих на людей под покровом ночи (вспомним гоголевского «Вия»). Черепаха же – образ тьмы – быть может, потому, что она живет в мутной воде, питается всякой гнилью, да и, в восприятии классического искусства, не отличается красотой. На мозаичном панно мы видим яркого, красивого петуха, грозно наступающего на темную небольшую черепаху, которая в страхе пятится от него.
Изображения людей и животных перемежаются орнаментами, среди которых многие составлены из крестов, различным образом декорированных: составленных из листьев, плетенок и т.п. Привлекают внимание соседствующие с крестами шестиконечные то ли цветы, то ли звезды, напоминающие хризму – монограмму имени Спасителя.
Санта Мария Маджоре: христианская мозаика в античной эстетике
С принятием императором Константином Великим христианской веры и изданием им Миланского эдикта, положившего конец гонениям, мозаика стала распространяться все шире, а сюжеты ее постепенно сделались более явными. Изменился адресат христианского искусства: если раньше оно было обращено лишь к верным и зашифровано от непосвященных, то теперь его целью стало донести истины веры до максимально широкого круга людей. Так, на мозаиках Санта Мария Маджоре в Риме, созданных в середине V в., мы видим яркие, живые иллюстрации сюжетов из Евангелия и Ветхого Завета: историю Авраама, Иакова, Моисея, сцены Благовещения, избиения младенцев Иродом, поклонения волхвов.
Сюжетные композиции динамичны, в них явно прослеживается влияние античного искусства. Лики и фигуры индивидуальны, у каждого изображенного – свой характер. Римские тоги, плащи, фибулы, скрупулезно проработанные детали, богатые изображениями фоны – все это делает мозаики Санта Мария Маджоре интереснейшим материалом для изучения и художественным произведением, которое можно рассматривать часами. Изображения располагаются ярусами – эта традиция будет заимствована, в частности, древнерусским искусством.
Есть здесь и символы – например белоснежный Агнец с крестчатым нимбом, стоящий на престоле и держащий Евангелие, а также символы четырех евангелистов. Исследователи (в частности, В.Н. Лазарев) полагают, что авторы мозаик ставили своей целью зримо опровергнуть ересь Нестория, который не признавал Пречистую Деву Марию Богородицей и считал, что Христос стал Богом уже в зрелом возрасте. В противовес этому Богомладенец и Его Пречистая Матерь изображены в сиянии Божественной славы, которая показана в духе античной эстетики: так, Пресвятая Богородица представлена сидящей на царском престоле в одеянии знатной римлянки с диадемой на голове.
Для современного восприятия необычны некоторые детали мозаики: например, нечестивый царь Ирод, повелевающий убивать младенцев, чтобы вместе с ними погубить и Помазанника Божия, изображен... с нимбом на голове. Здесь просматривается преемственность античной традиции: нимб изобретен не в христианском искусстве, а гораздо раньше, причем изначально он мог быть символом императорской власти и славы. В таком значении его иногда использовали и первохристианские художники, хотя позднее он стал означать лишь духовную славу, принадлежащую Небесному Царю и даруемую Им Своим угодникам.
А вот – образ Христа Пантократора, торжественно восседающего с раскрытым Евангелием в руках – данная иконография широко распространена и сегодня. Образ Спасителя, восседающего на престоле, заключен в мандорлу (круг), поддержииваемую четырьмя Ангелами.
Смотрите также