- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Что такое облачение для клира
Что такое облачение для клира
Облачение – одежда церковного клира (духовенства) и монашества, которая используется во время Богослужений и в повседневной жизни. Повседневное облачение духовенства состоит из подрясника, рясы (для диаконов и иереев), а также подрясника, рясы, мантии, клобука (для архиереев).
Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян.
Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может.
Богослужебным облачением являются:
церковнослужителя – стихарь;
диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь;
священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;
архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра.
Каждое одеяние священно и для церковнослужителя имеет свое особое назначение и символическое значение.
История
До сих пор нет единого мнения о том, было ли особое облачение в первые времена христианства или нет. Поскольку в те времена были жестокие гонения на христиан, некоторые литургисты предполагают, что службы совершались в обычных одеждах. По свидетельству Евсевия Кесарийского в 4 веке облачения для служения уже существовали. Также предполагают, что клирики 4-6 веков при богослужении облачались в одежды новые и лучшие, хоть и имеющие общий крой с мирскими. С 4 века явное отличие богослужебной одежды стало состоять в том, что она была белого цвета. С течением времени происходили изменения в богослужебных одеждах и появились облачения нескольких цветов, а также образовались несколько одежд для клира. Так появился стихарь, который надевали диаконы и священники, но стихарь священника был более широким, чем диаконский. Сейчас стихарь также является общей для всех степеней клира одеждой. Фелонь по свидетельствам историков была общей зимней одеждой, которая надевалась во время холодов, посещения театров. С какого именно времени фелонь стала литургической одеждой – не выяснено доподлинно. На западе она была известна с 5-6 веков как одежда священников, в ней на фресках изображены апостолы Петр и Павел. Сегодня форма фелони в России немного видоизменена: из передней ее половины значительная часть вырезается, и она не простирается ниже пояса, для более свободных действий руками. Саккос, верхнее облачение архиерея, восходит к римской верхней одежде — далматику. Далматик представлял собой длинную одежду, облегающую тело кругом, с широкими рукавами до локтей белого цвета, украшенная нашивками.
Плат священнослужители обычно имели при себе для обтирания пота. Изначально плат не относился к одежде священнослужителя, но с 6 века его стали носить как знак почетного отличия в левой руке римляне, затем с 9 века он становится общей принадлежностью всех священнослужителей западной церкви.
Символика и назначение
Так, одеяние диакона для богослужения состоит из стихаря, ораря, поручей.
Стихарь — длинная просторная верхняя одежда из плотной ткани с широкими рукавами и разрезами по бокам. Может быть изготовлена в форме креста, символизируя страдание Христа, а также спасение и справедливость.
Орарь – длинная узкая лента, носимая диаконом на левом плече. Без ораря диакон не может принимать участие в церковной службе. На ораре обычно вышиваются кресты, и изготавливается он из той же ткани, что и стихарь. Считается, что орарь – знамение ангельских крыл, поскольку диаконы олицетворяют образ ангельского служения.
Поручи – короткие нарукавники для стягивания рукавов одежды священнослужителей, является неотъемлемой частью архиерейского, иерейского и диаконского облачений. Ношение поручей означает, что это не просто человеческие руки, а сам Господь через них вершит Тайны.
Облачение священника состоит из большего количества предметов, чем диаконское.
Помимо подризника ( у диакона – стихарь) и поручей, в облачение входят: епитрахиль, пояс, набедренник, филонь и палица.
Подризник – это нижняя богослужебная одежда священника белого цвета, шьется из тонкой ткани, имеет узкие рукава со шнурками на концах для плотного завязывания на запястье. Белый цвет подризника обозначает чистоту души и белые ризы Преображенного Иисуса Христа.
Епитрахиль представляет собой двойной диаконский орарь, охватывает шею с двух сторон и спускается вниз. Без епитрахили священник не может приступать к службе. Священническая епитрахиль имеет двойную благодать – дает право священнику не только служить службу, но и совершать таинства.
Пояс — это короткая и широкая лента, которой опоясывается подризник. Пояс символизирует пояс, которым препоясывался Спаситель перед Тайной Вечерей и означает данную священнослужителям священную силу.
Набедренник – это четырехугольный плат на длинной ленте, украшенный крестом и носимый священником на боку справа. Набедренник – это первая награда священнослужителя, обозначающая «духовный меч» — Слово Божие, воплощенное в Евангелии.
Еще одна деталь наградного священнического облачения – палица. Палица – это четырехугольный плат, привешиваемый на правом бедре. Ромбовидная форма палицы также является символичным значением Евангелия, как орудия Божьего Слова.
Фелонь, иначе риза, является верхней священнической одеждой формы широкой, длинной, круглой, без рукавов и с отверстием для головы, с большим вырезом сзади для свободного движения священника. На спине в верхней части фелони, как и на стихаре, помещается крест. Ниже нашивается всегда восьмиконечная звезда в обозначение наступления Царствия Небесного, нового неба и новой земли. То есть крест и восьмиконечная звезда – суть образы начала и конца спасения человеческого во Христе.
Фелонь символизирует багряницу, в которую одели Христа во время суда у Понтия Пилата. Вместе с тем, фелонь обозначает и божественную славу и крепость, силу Божественного Света, в которую облекаются священнослужители. Фелони принято выполнять из золотой или серебряной парчи, что символизирует сияние Славы Господней.
Архиерейское облачение самое богатое. Архиерею, кроме привычных священнических одежд: подризника, епитрахили, пояса и поручей, положено надевать саккос, омофор, палицу и мантию.
Саккос внешне напоминает укороченный диаконский стихарь, с более короткими рукавами.
Омофор представляет собой широкую длинную полосу материи с изображением крестов. Омофор надевается на плечи архиерея таким образом, что огибает плечи и одним концом спускается с левого плеча спереди, а другим – сзади.
Мантия является той торжественной одеждой, в которой архиерей входит в храм. Обычно она фиолетового цвета и по покрою напоминает монашескую мантию, только гораздо шире последней.
Также есть особые монашеские облачения, среди которых аналав, параман и куколь.
Так, аналав представляет собой четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Крест на аналаве символизирует тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем. Аналав надевается на плечи, спину и грудь. Это принадлежность великосхимнического облачения, а для схимников характерен параман — также небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и Адамовой головы.
По краям парамана имеется надпись, выполненная на церковнославянском языке: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на теле моемъ ношу» (Гал.6:17). Носится на теле под одеждой на четырёх шнурах, пришитых по углам, таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а шнуры образуют на груди крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом.
Куколь представляет собой верхнее облачение монаха великой схимы в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Обычно куколь черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого (молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй мя»). Куколь надевается поверх мантии. Является символом беззлобия, спасительного упования.
Помимо этого, куколь белого цвета с сионами (серафимами) носит Патриарх Московский и всея Руси.
Глубокое символическое значение имеет и цвет облачений.
Принято в дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей надевать облачение желтое, золотистое. Кроме того, в желтом (золотистом) одеянии служат и воскресные службы, если нет особого праздника. Золотистый цвет – это царский цвет, подчеркивающий богатство и великолепие одежд, присущее царям.
Белые ризы надеваются на праздники Господни – Рождества, Богоявления, Сретения, Преображения, Вознесения, а также на праздники ангельских бесплотных сил, в начале пасхального богослужения. Также, поскольку белый цвет символизирует божественный Свет, в белых ризах принято венчать, крестить и отпевать, в белых ризах над священником проводят и таинство посвящения в священники.
Голубой цвет облачений свидетельствует о праздниках Богородицы — Благовещении, Ризоположении, Успении, Рождестве, Покрове, Введении, днях памяти особо чтимых Богородичных икон. Голубой цвет является признаком высшей чистоты, непорочности, поэтому выбран для празднования Богородичных праздников, чтобы подчеркнуть непорочность.
На праздники Животворящего Креста Господня принято надевать облачение фиолетового или темно-красного цветов. Эти цвета подчеркивают крестные страдания Христа.
Красный цвет облачений характерен для Пасхи – Христова Воскресения и дней памяти мучеников. В случае празднования Пасхи, красный цвет символизирует радость Воскресения Христова, а в дни памяти мучеников, пострадавших за веру во Христа красный символизирует цвет мученической крови, страданий.
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник Входа Господня в Иерусалим, День Святой Троицы принято встречать в зеленых облачениях, ведь этот цвет – цвет вечной жизни и обновления.
Облачения, в которые облачаются священнослужители во время Великого поста может быть темно-синим, фиолетовым, темно-зеленым, темно-красным или черным. Темный цвет облачений свидетельствует о покаянии и стремлении к послушанию в посту.
Иногда шьется и особое бордовое или багряное облачение для проведения службы в Великий Четверг, когда вспоминается Кровь Христа, данная Им апостолам в Чаше на Тайной Вечере.
Материалы, виды отделки и вставки
Все облачения для богослужений шьются из особый церковных тканей. Для пошива церковных облачений используются материалы, которые больше всего отвечают строгим церковным канонам. Такими материалами могут быть бархат, вискоза, китайский шелк, лен, парча, хлопок, шелк, шерсть, также атлас, как материал для праздничных церковных облачений. Церковные ткани ткутся с изображением христианской символики (кресты, виноградная лоза и пр.), в большинстве однотонной расцветки, поскольку пошитые из таких тканей ризы должны вносить в богослуженья строгий литургический характер. Ткани, которые используются в церковной вышивке, должны быть преимущественно натуральными. Они дольше сохраняют изначальные свойства (прочность, внешний вид), а вещь, украшенная драгоценной ручной вышивкой, предполагает длительный срок эксплуатации. Вышивка всегда выполняется на двух тканях. Фоном вышивки чаще всего служат однотонные ткани, гладкие или фактурные. Они обычно дублируются вспомогательной тканью (холст различной толщины, бортовка, тик и т.п.). Кроме того, ризы могут быть украшены вышивкой из бисера, позумента, иногда и драгоценных камней.