Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
07.06.2024
Отзывы от покупателей
04.06.2024
Церковная мебель в Республике Коми
Стремление вглядеться в народный костюм, рассмотреть его детали и особенности и воплотить их в современной жизни родилось не сегодня. В конце XIX – начале XX – на стыке времен, между традиционным и новым, земледельческим и промышленным веками – нашлись люди, понимавшие, как важно оглянуться и запечатлеть то, что пришло из глубины веков.
Один из самых ярких примеров этого стремления – знаменитый бал, устроенный в честь 290-летия Дома Романовых при царском дворе в 1903 году. Подлинные старинные элементы одежды государя, царицы, бояр соседствовали с новыми, сшитыми по образцам XVII столетия. Тонкие, благородные лица представителей русской знати в древних одеяниях выглядели величественными и прекрасными. Что ни говори, а многое мы потеряли, когда император Петр I приказал своим подданным одеваться на западный манер… И еще большая, трагическая потеря произошла в ХХ столетии, когда была изведена под корень русская аристократия…
Русский сарафан, летник, душегрея – какой статной, плавной, пригожей делают они женщину. Мужской кафтан – разве сравнятся с ним камзолы, в некоторые эпохи делавшие фигуры своих носителей попросту комичными? Конечно, «на вкус и цвет господина нет», но все же мы можем руководствоваться некоторыми объективными критериями: влиянием одежды на здоровье, а, раз уж мы с вами общаемся на страницах православного журнала, – целомудрием облика. Вот и сравним старинный русский наряд с декольтированным и перетянутым жестким корсетом, платьем европейской дамы…
Рассматривая наряды старинных русских крестьянок, часто восхищаешься не меньше, чем при взгляде на уборы цариц и боярынь. Не перестаешь удивляться, какой тщательной, а зачастую – богатой была их отделка. Вышивка, над которой явно трудились много долгих вечеров, ручные кружева, жемчужное шитье… Эти вещи готовили для себя – и делали их на века, чтобы передавать из поколения в поколение. В их создании воплотился опыт поколений мастериц, ведь понятия моды в народном костюме практически не было – а значит, здесь не существовало конфликта поколений, стремления выразить себя «от противного», перечеркнув привычные эстетические воззрения. Народная одежда была гармоничной – как гармонична природа, среди которой жили ее создатели.
То, что сегодня мы можем увидеть фотографии жительниц разных губерний России в национальных костюмах, в значительной мере является заслугой дворянки Натальи Леонидовны Шабельской и ее дочерей, Натальи и Варвары, продолживших дело матери. Конец XIX столетия: эпоха модерна, неорусского стиля. В обществе растет интерес к родной старине. Ювелиры создают драгоценные изделия, стилизованные под старину; архитекторы начинают возводить храмы, напоминающие не европейские дворцы, а старинные русские церкви. Все это – с творческим подходом, на подъеме, без слепого копирования. В эти-то годы, подобные яркому солнечному дню в преддверии всесокрушающей бури, Наталья Шабельская, выпускница Харьковского женского института и супруга крупного землевладельца, увлеклась коллекционированием русских вышивок. Произошло это так. Любящая рукоделие молодая женщина устроила в своем имении Чупаховка на Харьковщине вышивальную мастерскую, где трудились четырнадцать умелиц. В поисках интересных образцов она ездила по стране, и, приобретя работы старинных вышивальщиц, так полюбила их, что решила и впредь собирать подобные вещицы, а в своей мастерской создавать изделия по старинным мотивам. Наталья Шабельская объехала множество городов и сел, побывала на Русском Севере и в южных губерниях, в Таврии (Крыму) и Поволжье. Куда не могла добраться сама – отправляла посыльных. Коллекция росла и уже включала в себя не только вышивки, но и целые костюмы, от рубахи до головного убора и даже сумочки: крестьянские, городские, купеческие. Вскоре собрание уже состояло из нескольких тысяч предметов и представляло серьезный научный интерес.
В 1890 году в Историческом музее прошла первая выставка, на которой экспонировалось 676 вещей, собранные в 21 губернии. В 1892 г. на новой экспозиции посетители увидели уже 4000 изделий, которые были четко классифицированы и описаны. В 1893 г. коллекция вышла на международную арену: ее представили на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 г. – в Брюсселе и Антверпене и, наконец, в 1900 году – на знаменитой Парижской выставке, где собрание Натальи Шабельской было отмечено бронзовой медалью. В Москве, в собственном особняке на углу Садовой и Бронной улиц, Шабельская открыла Музей старины. Ко времени кончины основательницы коллекции, последовавшей в 1904 году, собрание насчитывало более 20 000 предметов.
Помимо народных костюмов и образцов вышивки, в него входило множество образцов церковного шитья: иконы и оклады для них, пелены, покровцы и т. п. Богатые разделы составляли кружева и образцы тканей из разных стран мира. Помимо текстильных изделий, в коллекции была представлена старинная мебель, в том числе ларцы и сундуки, в которых русские красавицы хранили свои кокошники, сарафаны и ленты, домашняя утварь и даже изразцы. Наталья Леонидовна вела серьезную работу по увековечиванию экспонатов, состояла в переписке с учеными – например, с историком и археологом И.Е. Забелиным; коллекция документировалась, ее предметы запечатлевали на фотографиях – благо, это искусство в России того времени было весьма распространено и модно.
После кончины матери – дочери Натальи Леонидовны продолжили дело ее жизни. В 1910 году они издали книгу «Собрание русской старины», посвященную входившим в коллекцию кружевам.
Судьба предметов коллекции сложилась различно. Часть из них Наталья Шабельская передала в Исторический музей еще в 1892 году, часть в 1906 году подарили Этнографическому отделу Русского музея ее дочери. Еще 2596 ценных предметов выкупил у владелиц коллекции и поместил в Русский музей император Николай Александрович – известно, что государь любил отечественные древности и интересовался ими. После революции сестры Шабельские покинули Россию и жили во Франции. Оттуда часть их собрания попала в музей Метрополитен в США. Сегодня вещи из уникальной коллекции, собранной тремя увлеченными русскими женщинами, занимают видное место в перечисленных выше музеях, а также в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, музеях Архангельска, Ярославля, в частных коллекциях США и Франции.
Благодаря коллекции Шабельских мы можем оценить богатство и разнообразие русского национального костюма. Тот же кокошник мог иметь множество различных форм: от «коруны», напоминающей цветок с округлыми лепестками, – такие кокошники можно назвать классикой русского костюма, именно их обычно надевают участницы различных народных ансамблей, – до весьма экзотически выглядящего «рогатого» рязанского головного убора, дополнявшегося подвесками из гусиного пуха и бисера. А чего стоит кокошник, на оборотной стороне которого кропотливо вышит стилизованный герб Российской империи – двуглавый орел? Наши современники иногда печатают патриотическую символику на футболках – а кто-то из их «прапрабабушек» кропотливо вышивал ее тончайшими золотыми нитями по малиновому бархату, чтобы украсить таким венцом свою голову.
А чего стоят «накосники» – особые, также украшенные золотным шитьем, привески к главному украшению русской девушки – ее пышной косе! Нам думается, что создававшие их мастерицы не сдерживали полета своей фантазии: в этом убеждает хотя бы накосник, разительно напоминающий… орден. Вышитый золотом и обрамленный золотым же кружевом медальон крепится к сложенному из полосатой ленты банту… Так и представляешь себе: увидела девица награду у проезжего барина – да и смастерила себе нечто подобное, на зависть подругам.
Известно, что в каждой области был свой «извод» одеяния для девочек, девиц, женщин разного возраста и звания – но и внутри одной губернии разнообразие традиционных одеяний было велико. Сарафаны были распространены главным образом на севере России, юбки-поневы – на юге, впрочем, эти традиции потихоньку смешивались друг с другом. И тот, и другой комплект дополнялся вышитой рубахой. Сарафан мог быть глухим (цельным) или распашным – соединявшимся впереди; косоклинным или «круглым», такой сарафан называли еще московским. Косоклинный сарафан, как и следует из названия, шили из клиньев, а круглый – из прямоугольных полотнищ, собранных на сборку вверху. Поверх сарафанов носили короткие кофты разных фасонов: душегреи, епанечки, кафтаны, шугаи…
Рассказывать о русском народном костюме можно очень долго – ведь в праздничном женском уборе присутствовало до трех десятков предметов, а одних головных уборов на просторах Российской империи бытовало более сотни. Надеемся, что в следующих выпусках нашего журнала мы продолжим этот разговор.
Алина Сергейчук
Смотрите также
Храм – символ Царствия Божия, поэтому все в нем необычно, все помогает молящемуся забыть о будничной суете и земных заботах и обратиться душой к Горнему (Небесному) миру. Это относится и к облачениям священнослужителей. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Личными или индивидуальными святынями мы называем нательные кресты, а также все предметы со священными изображениями или надписями, которые носит с собой или на себе христианин: образки, ладанки, кольца и браслеты с молитвой. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Обустраивая или возрождая храм, важно знать обо всех технологиях, существующих на данном поприще, и об открываемых ими возможностях. Что дает церковным благоукрасителям гальванопластика? Какие элементы убранства можно создать или отреставрировать с ее помощью? Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Современные технологии "золота" Чтобы изделия из нержавеющей стали приобрели роскошный и эффектный внешний вид, применяется декоративное покрытие поверхности изделия. Одним из самых эффективных способов является напыление нитрида титана на металлическую поверхность. Напыление нитрида титана придаёт поверхности золотистый цвет, под «сусальное золото».
Подробнее