- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Консультацию по данному вопросу нашим читателям предложил Олег Юрьевич Миллер, руководитель мастерской «Галтех», вот уже 12 лет работающей в этой технике.
– Как ваше искусство помогает в благоукрашении храмов?
– Гальванопластика – это технология, позволяющая наносить металл, в частности медь, на любые формы. С ее помощью можно создавать объемные элементы, а также наносить покрытия. Это дает широкие возможности, в том числе и для храма: можно создавать поверхности, подобные басме, резьбе, чеканке, лепке и т.п. При этом изделия, выполненные методом гальванопластики, как правило, создаются быстрее и обходятся дешевле сопоставимых по качеству аналогов, сделанных другими методами. В технике гальванопластики мастерская «Галтех» создает убранства для иконостасов, оклады для икон, а также колонны, престолы, обложки богослужебных Евангелий, раки для святых мощей и т.п. – все, что можно украсить накладным металлом. Мы создаем любые орнаменты, разрабатываем их сами или выполняем по эскизам заказчика. Ценно, что наша технология позволяет в точности повторить любой элемент – например, перенести на «тело» иконостаса какой-то мотив из орнамента росписи храма. Хорошо, когда в разных предметах церковной утвари – иконостасе, киотах, раке для святых мощей, облачении престола – использованы одни и те же декоративные элементы. Это делает интерьер храма цельным и гармоничным. Такая технология позволяет выполнить повторяющиеся элементы на самом высоком уровне.
– Почему вы работаете именно с медью?
– Это натуральный материал, прочный, не подверженный коррозии. Сейчас многое делают из полиэфирной смолы, которую потом металлизируют, но такие изделия не могут сравниться по качеству с созданными из меди. Свои работы мы при необходимости покрываем золотом, серебром, бронзой, придаем им любой цвет.
– Занимаетесь ли вы реставрацией?
– Да. Например, какой-то элемент, предположим, резная колонна иконостаса, в одном месте сохранился, а в другом был утерян. Мы снимаем слепок с сохранившейся колонны и создаем ее копию. Затем покрываем весь иконостас, скажем, позолотой – и невооруженным глазом уже невозможно отличить воссозданные элементы от старинных. Воссоздавая облик храма или возводя новое церковное здание, важно обращать внимание на детали. Например, двери храма, а особенно святые врата монастыря имеют большое символическое значение, поэтому их издревле богато украшали. Это граница между миром и духовным, священным. Нам довелось выполнить двери для храма Преподобного Серафима Саровского, который был построен на территории Экспоцентра в Москве. Главные двери этой церкви – настоящее произведение искусства, за образец были взяты старинные церковные двери Суздаля. Работа над ними была непроста и очень интересна. Декоративное покрытие состоит из четырех слоев. Медный подслой мы покрыли золотом, затем выполнили прорезной кружевной орнамент, поверх него положили еще один тонкий слой меди, на него нанесли еще более тонкий узор. Нами были выполнены и все остальные двери для храма Преподобного Серафима Саровского. Причем даже самым простым дверям, почти лишенным декоративной отделки, гальваническая технология придает особый колорит и, я бы сказал, аутентичность – то есть соответствие старинной церковной архитектуре. Двери получились массивные, с тяжелыми металлическими кольцами-ручками, заклепками, переплетами. Кажется, что они дошли до нас из XVII столетия. Еще одну интересную дверь довелось делать для часовни Казанской иконы Божией Матери на улице Житной. Дверное полотно выполнено из дерева, а вот филенки созданы нашими мастерами из металла и украшены сложной объемной сюжетной композицией.
– Среди создаваемых вами декоративных элементов храма есть и непопулярные
в наше время фризы.
– Фриз, то есть пояс-надпись из позолоченных церковнославянских букв, прообразом для которого стал фриз колокольни Ивана Великого, мы выполнили для храма Преподобного Серафима Саровского в Экспоцентре. Фриз расположен под самым куполом, гармонирует с ним по цвету. Надпись гласит: «Русь Святая, храни веру Православную». Фриз-надпись – интересное, но почему-то не слишком часто встречающееся в наши дни украшение храма, достаточно лаконичное и в то же время привлекающее к себе внимание. Такие детали дарят зданию индивидуальность.
– Еще один фриз вы делали для храма Мученика Уара поселка Вешки?
– Этот фриз состоит из 93 икон. По периметру под самой крышей идет ряд ниш, высота каждой из которых равна
– Правда ли, что рака для мощей преподобного Амвросия Оптинского, находящаяся в Оптиной пустыни, – ваша работа?
– Да. Мы выполнили ее в 2008 году. Крупный производитель, к которому сначала обратился монастырь, брался выполнить эту работу за четыре года. У нас на нее потребовалось восемь месяцев, и стоимость оказалась в несколько раз ниже. Рака выполнена из меди, покрыта серебром.
– Достаточно необычная ваша работа – облачение объемной иконы святителя Николая. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Это старинный резной образ святителя Николая, копия еще одного образа, очень почитаемого. Он находится в храме Пятницкого монастыря села Лузгарино Шатурского района Подмосковья. Образ – полускульптура: вырезанная из дерева фигура святителя стоит на фоне резных же расходящихся лучей, покрытых позолотой. Это иконография Николы Можайского, такие иконы-статуи были распространены на Руси. В одной руке святитель держит храм, в другой – меч. Исторически иконы-статуи нередко наряжали в шитые одежды. Когда приход обратился к нам, образ находился не в лучшем состоянии: краски облачения потемнели, облупились. Наш художник спроектировал для святителя облачение, проработал все детали: узоры, образок Спасителя на митре. Все это было выполнено из меди, покрыто золотом и серебром. Риза получилась богатая, праздничная.
– Над чем вы работаете сейчас?
– Как вы знаете, у нас есть не только церковное, но и светское направление: мы создаем камины, скульптуры, лестничные ограждения, геральдические изделия. В данный момент мы ведем переговоры об участии в благоукрашении храма Благоверного князя Александра Невского на Стрелке в Нижнем Новгороде – это очень большой и интересный объект, предстоит выполнить немало работ. Также разработали красивое облачение для престола, запустили его в тиражное производство, благодаря чему оно будет стоить не так дорого. Открыли еще одно направление: выполняем небольшие иконы для дома – венчальные пары, образа Спасителя, Богоматери, чтимых святых, автомобильные иконы. Лики писаные, а ризы выполнены методом гальванопластики. Такие иконы мы обрамляем киотными рамками, защищаем стеклом. Они пользуются большим спросом в церковных лавках. А для обустройства самих храмов наиболее востребованы оклады икон, облачения на престол, раки для святых мощей и – все чаще заказывают двери.
Беседовала Елена Вишковская.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №37,