Звук классического русского колокола имеет особую окраску, благодаря чему слушатель испытывает во время звона сильное психоэмоциональное впечатление. Особенности звучания русского колокола – это результат многовековой эволюции формы, поскольку именно геометрия, наряду со свойствами металла, определяет его акустические характеристики.
Колокольные мастера из века в век искали ту геометрию колокольного профиля, которая хорошо отражала бы эстетические и религиозные представления русского человека о богослужебном звоне. Если на европейском Западе колокола с чистыми гармоничными голосами повсеместно появились уже в XV в., то оригинальное звучание русского колокола оформилось в середине XVII века. Рассмотрим основные этапы становления русского колокольного профиля.
На заре русского христианства, как полагают исследователи, большинство колоколов приходило с Запада. Так было – в особенности с XI по XIII вв. При раскопках в Киеве и на древних городищах Западной Руси археологами было найдено несколько образцов, хорошо иллюстрирующих подобное состояние дел. Ярким примером может служить колокол XI-XII века из раскопа с Хоревой улицы в Киеве, имеющий классическую для своего времени, почти цилиндрическую форму «улей». Несколько более поздний, сохранившийся в Великом Новгороде Антониев колокол, датируется XII-XIII вв. и замечательно повторяет коническую форму «сахарная голова», входящую в популярность на тот момент в Западной Европе. Верхняя, крепежная часть таких колоколов, называемая короной, отливалась в виде больших тонких петель-ушей и центрального кольца.
[caption id="attachment_101083" align="aligncenter" width="260"]
"Никоновский" колокол, 1420 г.[/caption]
[caption id="attachment_101084" align="aligncenter" width="256"]
Псковский колокол, середина XVI в.[/caption]
[caption id="attachment_101085" align="aligncenter" width="259"]
Колокол Нестора Иванова, сер. XVI в.[/caption]
К XIII в. русские мастера уже самостоятельно отливали колокола. Об этом свидетельствуют славянские фрагменты надписи на осколках колоколов из археологических раскопок. Монгольское нашествие заморозило развитие колокольного дела на Руси, однако уже в 1340-х годах русский мастер Борис льет большие колокола для Москвы и Новгорода. Мы не сохранили образцы русских колоколов XIV в., но экземпляры, датированные XV в., хорошо демонстрируют тот скачок в технологии, который был проделан за эти годы. Колокола заметно поменялись и в размерах, и по форме. Кроме того, сопоставление с западными образцами позволяет говорить об отличительных чертах русских колоколов того времени. Им трудно найти прямой аналог на Западе. Форма русских колоколов того времени архаична, но не совпадает полностью ни с одним из аналогов иноземной работы. Пластичные изгибы колокольной формы и характерные декоративные элементы дополнялись короной с ушами, выполненными в виде острых угловатых петель. Если колокол Московской Руси начала XV в. звучит дисгармонично, то в конце XV в. некоторые экземпляры уже имели более стройную гармонию.
Следующий этап развития колокольного дела на Руси, связанный с эволюцией формы колокола, соотносится с зарождением и развитием Пушечного двора в Москве и охватывает конец XV–1-ю половину XVII в. Зарождение Пушечного двора связано с именем Аристотеля Фьораванти, который в 1475 г. по указанию царя Ивана III основывает пушечную избу в Кремле. Производство выдавало изделия двух родов: пушки и колокола. В XVI в. русские великие князья и цари для литья орудий на Пушечном дворе, нанимали различных заморских мастеров. В этот период московские мастера в некоторой степени перенимают у немцев новые приемы изготовления колоколов и принципы проектирования колокольного профиля. Однако, несмотря на заимствования, русские колокола и теперь сохраняют свою оригинальность. В сер. XVI в. начинает формироваться новый тип русского колокола, названный «ведро». Колокольный профиль проектировался достаточно строгими линиями, переходящими одна в другую при помощи углов или закруглений малого радиуса. Корона приобрела приземистый вид и 6 угловатых ушей в виде буквы «Г», прилитых к центральной серьге. Таковы колокола московских мастеров Нестора Иванова и Андрея Чохова. Второй из них, по-видимому, завершает формирование геометрии нового типа, и в начале XVII в. многочисленные сохранившиеся экземпляры имеют именно такую форму. Колокола Пушечного двора того времени отличались также грубоватой поверхностью и простыми орнаментами с крупной деталировкой.
Отдельная страница истории русских колоколов XVI в. связана с литьем мастеров Пскова и Новгорода. Там складывается свой тип формы и декоративного оформления. Например, псковские колокола были близки к типу «сахарная голова», имели зауженные плечи и вместе с тем достаточно угловатые переходы от вала к юбке и от плеча к сковороде, тогда как новгородские колокола того времени были более приземисты, характеризовались плавными изгибами и плечом вогнутой формы. Все они декорировались сложным мелким орнаментом растительного и анималистического характера.
Форма «ведро» была популярна до середины XVII в., но уже в 1630-х годах на Пушечном дворе начинается процесс внедрения нового профиля, и происходит он, очевидно, в условиях жесткой конкуренции русских мастеров и их западных коллег. Лидирующее положение в то время занимает Ганс Фальк — немецкий мастер, приглашенный царем для работы в Москву. Он приносит непривычные для русского литья стандарты проектирования и оформления колоколов, по которым уже давно живет Западная Европа. Изящество формы и пышность оформления в сочетании с красивым звучанием, очевидно, впечатляли сановитых русских заказчиков. Отечественным литейщикам пришлось срочно модернизировать производство, чтобы конкурировать с иноземцами. Перенимаются правила декорирования и новая геометрия профиля с плавными изгибами. Кроме того, на основе нового опыта была улучшена и технология формовки. В начале 1650-х годов мастер Емельян Данилов докладывает царю: «А в прежних де литьях в колоколах бывало у них (т. е. предшественников) негладко потому, что они в глине составу не знали и сусло и яиц в образец не клали, а ныне де они в глине состав узнали, как состав делает иноземец Иван Фалка, и впредь де учнут делать против его Ивана Фалка».
Лидерство иноземных мастеров на Пушечном дворе заканчивается во второй половине XVII в., после того, как русские мастера выигрывают важнейший этап конкурентной борьбы – тендер на отливку Царь-колокола в 1654 г. С этого времени столичное колокольное литье совершенствуется трудами плеяды замечательных мастеров: это Емельян Данилов, Александр Григорьев, Федор Моторин, братья Леонтьевы, Филипп Андреев, Михаил Лодыгин. Именно эти талантливые люди во второй половине XVII в. оттачивают тот тип колокольного профиля, который нынешние исследователи называют «русским». Правила проектирования, заданные иностранными мастерами, подвергаются коррекции, тогда как все лучшие их приемы сохраняются и закрепляются.
Таким образом, во второй половине XVII в. закрепляется новый тип колокола с плавными изгибами, хорошо выверенными пропорциями и пышной орнаментальной отделкой. Корона приобрела более выразительную форму, скругленные уши и центральную часть, действительно напоминающие теперь со стороны царский убор. Звук таких колоколов стал глубоким, певучим, многогранным по тембру и весьма гармоничным на слух. В народе обновленный колокольный голос стал отождествляться с гласом Божьим, тогда как прежде грубоватые гортанные звуки колоколов чаще воспринимались как труба Архангелова, внезапно обрывающая ход земной истории.
В XVIII–XIX вв. эталон «русского» колокола претерпел лишь незначительные изменения, не все из которых улучшили акустические характеристики. Поэтому исследователи называют период с сер. XVII в. по сер. XVIII в. «золотым веком» русского колокольного литья.
Окидывая взглядом этапы развития формы русского колокола, хочется отметить, что, несмотря на плотную связь с западноевропейским литьем, заимствование технологии изготовления и проектирования колоколов, русские мастера стремились найти и закрепить свой эталон формы и звучания колокола. Они добились замечательных успехов на этом поприще в XVII в. Благодаря подобной эволюции мы можем созерцать вдохновенную красоту звучания таких колоколов, как ансамбль Ростовской звонницы, колокола Московского Кремля или Данилова монастыря. В этих звучащих ликах не менее ярко, чем 300-400 лет назад, запечатлена та духовность, та эстетика и тот звукоидеал, которые воспроизвели в бронзе и через поколения передали нам древнерусские мастера-литейщики.
Иеродиакон Роман (Огрызков)