- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
На вопросы нашего корреспондента ответил протоиерей Леонтий Мостовой, настоятель храма Святителя Николая в селе Николо-Трестино, благочинный 3-го благочиннического округа Костромского района Костромской области.
– История вашего храма весьма интересна. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Храм Святителя и чудотворца Николая в местных исторических документах упоминается уже в начале XVI века («Акты феодального пользования»). Село и земли вокруг принадлежали митрополиту Московскому и Великому князю. В определении размеров собственности на землю упоминаются храмы Николая Угодника и Параскевы Пятницы. Оба были деревянными. Есть свидетельства, что эти храмы были построены московским Новинским Введенским монастырем. Упоминания об этом относятся к 1617 году. В начале XVII столетия в селе, которое называлось Поддубным, произошло чудо. Память о нем сохранили исторические документы. Близ села находилось обширное болото, собственно, оно и дало имя поселению (Трестино – от слова «трясина»). На дереве, росшем среди болота, удивительным образом явился образ святителя Николая. Икону увидел некий пожилой крестьянин, местный житель. Он позвал односельчан, священника, образ с благоговением взяли, а в честь этого явления решили строить храм. И людям была явлена воля Божия, что храм должен быть возведен точно на месте явления иконы. История хранит свидетельства, что болото было осушено с помощью святителя Николая, как именно – не уточняется. Но факт остается фактом: храм стоит на месте бывшей трясины. Люди начали строить свои дома рядом с храмом. До наших дней сохранилось два названия селения: Поддубное и Николо-Трестино. Они слились в одно село, и теперь никто не знает, где между ними граница. В конце 80-х годов XVIII столетия вместо деревянных церквей, видимо по причине их ветхости, был возведен каменный храм. Он пятиглавый, имеет три придела и шатровую колокольню, освящен в 1790 году. Летний храм – в честь святителя Николая, правый придел – во имя преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, и великомученицы Екатерины. Эти святые, видимо, были покровителями строителей храма. Левый придел посвящен великомученице Параскеве Пятнице.
– Сегодня заметно, что храм стоит на месте бывшего болота?
– В самом храме, к счастью, сырости нет. Но когда, еще в 90-е годы прошлого века, мы решили строить при церкви приходской дом, нам не выделили сухого места. Пришлось строить в пределах весьма сырого, болотистого участка у ограды, отводить воду. Строительство велось силами прихожан. Теперь в этом доме воскресная школа.
– А как удавалось в те непростые годы находить стройматериалы?
– Нам помогали руководители близлежащих совхозов: Караваево, Минское, Гридино и некоторые сильные предприятия города Костромы. К тому времени старая идеология доживала свое время. Многие люди начали ощущать свои православные корни и уже без былой вражды взирали на храмы. Нередко сами работники предприятий старались дать нам побольше необходимых для храма материалов. Говорили: «Ты не бойся, бери! На проходной пропустят – ты в рясе, они же видят, что ты поп!» Мы и сейчас творим посильную молитву за своих доброделателей, строителей, жертвователей и благоукрасителей.
– Как вышло, что храм не закрывался в советские годы?
– Практически весь ХХ век в храме Святителя Николая служили пастыри очень высокой жизни. Наверное, их молитвами и трудами, а также, конечно, молитвами паствы Господь уберег приход. Некоторые прихожане вспоминают, что во время войны самолеты противника часто летали бомбить соседний Ярославль. Над Костромой тоже пролетали, но ни одна бомба не была сброшена на нашу местность. Среди настоятелей особенно выделяются некоторые. Один из них, протоиерей Павел Федорович Острогский (1877–1937), был благочинным церквей Костромы. В годы гонений он бесстрашно совершал свое служение, был сомолитвенником священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского. Отец Павел и один из его сыновей претерпели мученическую кончину. Сейчас собираются материалы для канонизации отца Павла. Скажу еще об одном из череды настоятелей нашего храма – протоиерее Павле Тюрине. Он был духовником священства Костромы. Мы у него исповедовались. Отец Павел принял священный сан в годы лютых гонений. Семьи не заводил, был скромный, исполнительный, ревностный служитель церкви, настоящий церковный труженик. Неутомимо ездил по приходу, навещал недужных, исповедовал и причащал их. Он часто служил и приучал к этому своих прихожан. Отрадой для его души было паломничество. Его знали иноки Троице-Сергиевой Лавры, приглашали к себе, видя в нем своего по духу. Также бывал отец Павел в Псково-Печерской обители и даже в Почаевской Лавре. С ним всегда ездили некоторые прихожане. Этот батюшка похоронен рядом с другими около нашего храма, и к его могилке не зарастает народная тропа.
– Как вы оказались настоятелем этого храма?
– Сам я попал в Свято-Николаевский приход, потому что часто приезжал к отцу Павлу Тюрину, иногда служил здесь по его просьбе. И он мне предсказал, что я буду настоятелем после него. Сначала эта весть меня не порадовала, так как я служил в городе. Там, казалось, и жизнь легче, и школа для детей была рядом. Но когда после его кончины прихожане храма обратились ко мне с предложением перейти к ним служить, Владыка благословил. Приход порадовал меня. Люди, воспитанные отцом Павлом, были глубоко церковными по духу. Среди них не наблюдалось рвачества: должность занял – давай мне оклад большой, подмел в храме – заплати. Все трудились ради Господа, за спасение своей души. Храм никогда не считался богатым, но, может быть, благодаря такому настрою людей он совершает свою миссию и решает насущные вопросы. Среди наших прихожан есть монахиня Людмила (Высотская). Она дочь священника, служившего на нашем приходе отца Иоанна Высотского. Всю свою жизнь она ходит в наш храм, ей уже 84 года, но она старается быть на каждом богослужении. До сих пор она поет и читает на клиросе, можно сказать – украшает наш приход, является хранительницей традиций.
– Если сравнить людей, приходящих в храм сегодня, и тех, кто переступал церковный порог в 90-е годы, – есть разница?
– Да, сейчас народ изменился. Появилось много молодежи, мужчин. Раньше мужчины стеснялись заглянуть в храм, если приходили, например, на крещение или отпевание – боялись перекреститься, стояли сзади и не знали, куда себя деть. Теперь приходят и молодые мужчины, и зрелые, и женщины – молятся, исповедуются, причащаются. Раньше после крестного хода на Пасху храм пустел – теперь остаются до самого конца Божественной литургии. Люди стали образованнее в вопросах веры, причем интересуются ими достаточно глубоко. Наше время напоминает Византию времен святителя Василия Великого, когда проблемы веры обсуждали везде – и на базаре, и на улицах, и в бане. Русский человек во всем идет до конца. Если грешит – в такие дебри зайдет, откуда и выбраться-то сложно… Но если устремится к Богу – не остановится: ему интересно, куда эта тропинка его приведет. И я считаю, это хорошее свойство. Даже если такие люди попадают в секты, то видят, что там все мелко, раз-два – и секта выдохлась. А уж если человек приходит в Православие – он редко его покидает, потому что эту глубину не исчерпать.
– От отсутствия прихожан ваш храм не страдает?
– Божией милостью в храм приходит все больше людей, многие приезжают из соседних сел. Поэтому мы утеплили высокую летнюю часть храма, провели там отопление, чтобы все свободно помещались.
– Вы очень активно работаете с детьми и молодежью – с детского сада до вуза.
– В этом я вижу Промысл Божий. В 1992 году к нам обратились из детского садика, попросили рассказать детям о Рождестве. С тех пор и возникла добрая традиция – священник на Рождество и Пасху посещает детский сад, ребятишки поют праздничные песенки, проводится чаепитие. Так малыши знакомятся с православной верой и традициями. К нашему приходу относится Сельскохозяйственная академия, расположенная в поселке Караваево. В 1996 году ее проректор, а впоследствии ректор Анатолий Николаевич Волков предложил нам устроить домовый храм. Его освятили во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Академии работает факультатив православной культуры. Студенты – люди занятые, у них всегда множество дел, проблем. Чтобы они слушали, надо говорить интересно и жизненно. Обычно я начинаю не с теории или Священной истории, а с каких-то житейских моментов, случаев, которые произошли, например, у нас на приходе. Молодые люди узнают в этих рассказах себя, получают ответы на какие-то свои вопросы и вовлекаются в общение. Приходят в храм, подают записки, молятся о своих нуждах. Со студентами мы издаем газету «Православное слово» – часть материалов свои, часть находим в интернете, берем со ссылкой из других изданий. Первые студенты, ходившие на наши занятия, уже давно покинули Академию. Мне приходилось встречаться со многими из них: приходишь в какую-нибудь организацию по вопросу помощи в строительстве храма, и вдруг видишь знакомое лицо. Они всегда радуются встрече, помогают.
– Насколько я знаю, приход Никольского храма помогает возрождению еще нескольких святынь?
– Студенческий храм находится в стенах Академии, что накладывает некоторые ограничения, связанные с размерами храма, с совершением треб, и с тем, что вуз не работает в воскресные дни. Также помещение не позволяет иногда по уставу совершать праздничные службы. Давно назрела необходимость в новом храме. Два года назад там же, в Караваево, по просьбам жителей началось строительство еще одного храма – во имя преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. Сделали проект, фундамент. Теперь, конечно, вопрос упирается в средства. Жители поселка жертвуют, очень хотят, чтобы у них был свой храм. Также строим храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери в селе Минское. До революции здесь была церковь, построенная родом известной боярыни Морозовой, которому принадлежало Минское. Но в безбожную эпоху храм разрушили, на его месте построили дом культуры; на месте кладбища вырыли пруды. Сейчас строим на новом месте. Сделали фундамент, уже храм возведен выше окон. Проблем, конечно, немало: например, сейчас для нас актуален вопрос, где закупать кирпич и как найти на него средства. Заводов много, но далеко не все они предлагают продукцию высокого качества. Да и переплачивать нет возможности: строим на пожертвования, свободных средств нет. Работа, выполняемая на нашем сельском приходе, сейчас ведется по всей стране. Плоды этих трудов уже видны. Люди начинают задумываться о своей жизни. При совершении таинства Крещения мы произносим слова молитвы, где просим Господа, чтобы «тело новокрещенного служило разумной душе». Пока мы видим в наших согражданах обратное. Много людей стремятся угождать телу, грехолюбивой плоти и понуждают душу служить телу. Такой перекос не устранить без веры, без духовных усилий, и храм этим занимается. Хочется пожелать своим прихожанам и всем церковным труженикам увидеть плоды этих трудов. Храмы строились всем миром. Пользуясь возможностью, просим и мы милости и помощи в деле созидания наших храмов. Молитвами святителя Николая Господь да благословит все добрые начинания на ниве духовного просвещения.
Беседовала Алина Сергейчук
Тем, кто пожелает нам помочь, предоставляем наши реквизиты:
Местная православная религиозная организация прихода Святителя Николая
Адрес: Россия, 156530, Костромской район, п/о Караваево, с. Поддубное, д. 28 (церковь)
ИНН 4414006029 КПП 441401001
Р/с 40703810300040001038 филиал
ОАО Банк «РОСТ» в г. Костроме г.Кострома
К/с 30101810100000000752
БИК 043469752
ОКПО 41656113 ОКВЭД 91.31
ОГРН 1024400007213
ОКАТО 34214811001
Сайт храма Святителя Николая в селе Николо-Трестино: nikolo-trestino.prihod.ru