- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Иоасаф Метеорский
Житие преподобного Иоасафа Метеорского
Преподобный Иоасаф Сербский, Метеорский (Метеорит), в миру Иоанн Урош Палеолог-Неманич [1] (ок. 1350 - 1422/1423), царь Фессалии, игумен и ктитор монастыря Великая Метеора. Родился у правителя Эпира и Фессалии царя Симеона-Синиши Уроша Палеолога и сестры Эпирского правителя Никофора II Фомаиды около 1350 года. По отцу происходил из сербского рода Неманичей, а по матери – из восточно-римской императорской фамилии Палеологов. Его отец был правителем богобоязненным, и воспитываясь в его доме Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты. Часто и подолгу посещал церковные богослужения и монастыри. Особенно он полюбил Святую Гору Афон и ее подвижников, а позднее стал навещать и монастыри на Метеорских скалах под Каламбакой.
Около 1369 года Симеон-Синиша скончался, оставив свой престол сыну. Известие о том, что он стал царем застало Иоанна на Святой Горе. Он прибыл в свою столицу Трикалу, но больше заботился о том, как освободиться от царской порфиры, ибо эта власть и слава не занимали его. В это время он уже был знаком с преподобным Афанасием Метеорским, который стал для него его духовным отцом и наставником на пути ко спасению. Вскоре Иоанн передал правление своей страной своему родственнику Алексею Ангелу Филантропину, а сам удалился в Преображенский монастырь Великая Метеора к преподобному Афанасию. Здесь он облекся в монашескую ризу, получив при постриге имя Иоасаф.
Несмотря на свое царское достоинство, во всем смиренно и кротко подчинялся своему наставнику и всей монастырской братии, проводя строгую общежительную жизнь, по уставу игумена Афанасия. В монашеской жизни, богоугодных подвигах и добродетелях он усовершенствовался настолько, что преподобный Афанасий перед своим упокоением поставил его своим наследником и игуменом монастыря. Преподобный Иоасаф вместе со святым Афанасием воздвиг и украсил храмы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Иоасаф также расширил и украсил святыми иконами и необходимыми сосудами построенную святым Афанасием небольшую церковь Преображения Господня. Преподобный столько помогал монастырю Великая Метеора своими дарами и пожертвованиями, что вместе со святым Афанасием был зачислен в ктиторы этой обители, о чем свидетельствуют монастырские грамоты и святые иконы и фрески. Помимо этого монастыря, преподобный помогал и всем другим Метеорским обителям. Защищал права монастырей царскими грамотами, помогал им дарами и многообразным попечением.
При мудром игумене Иоасафе Метеорские монастыри процветали как никогда. В попечении о монастырях ему много помогала его родная сестра Мария Ангелина, правительница Эпира, оставившая большую часть своего имения в управление и распоряжение брата. На эти средства преподобный построил в своём монастыре множество келий, монастырскую больницу, резервуары для воды и другие необходимые постройки.
В 1394 году, когда турки захватили Фессалию, преподобный Иоасаф был вынужден на некоторое время удалиться на Афон, где провел несколько лет в монастыре Ватопед. Около 1401 года он снова вернулся на Метеору и продолжил там свои подвиги, живя в непрестанных молитвах в небольшой келии. В 1422-1423 годах, после 40 лет монашеского жития, великий подвижник отошел ко Господу.
Его святые мощи были положены в Метеорском монастыре Преображения Господня, вместе с мощами преподобного Афанасия Метеорского. Там же они пребывали на начало XXI века.
Преподобным Иоасафом завершился славный и богатый святыми род Неманичей. Почитание святого Иоасафа рано распространилось в Метеорских и Святогорских монастырях. Его лик сохранился на фреске Лозы Неманичей в славонском монастыре Ораховице, а в Кркском монастыре хранится его икона работы Спиридона Рома XVI века, на которой преподобный Иоасаф изображен со святыми Феодосием и Афанасием.
Иное жизнеописание преподобного Иоасафа Метеорского
Преемником отца Афанасия Метеорского, почитающимся наравне с ним как сооснователь монастыря, был его духовный сын, монах Иоасаф. Он сменил отца Афанасия после смерти последнего вследствие "единодушного желания всех отцов и братий". Иоасаф хорошо подходил для исполнения возложенных на него обязанностей. По происхождению он был царского рода — Иоанн Уресис Ангелос Комнин Палеолог, сын Симеона, сербско-греческого царя Фессалии и Эпира. Его мать происходила из династии правителей Эпира, отец был потомком Византийских Императоров, а брат – Сербским правителем (Душан Властитель). В возрасте десяти лет сам он был официально признан соправителем своего отца. В 1371 году, после смерти отца, юный Принц остался один на Троне, однако его правление продлилось недолго. В 1372 году, в возрасте двадцати двух лет, он отрекся от Престола, сменив царскую багряницу на монашеское одеяние и приняв имя Иоасаф. После смерти преподобного Афанасия полностью принял на себя руководство братством Великой Метеоры. С тех пор он только один раз надолго покидал монастырь, когда в 1393 году Фессалию захватили турки, что для бывшего Царя, в случае его обнаружения, было равносильно смертному приговору. Ему пришлось уехать из Метеоры и отправиться на Святую Гору в Ватопедский монастырь. Там он прожил два года.
Согласно монастырским хроникам, Иоасаф расширил и перестроил храм, возведенный преподобным Афанасием. Эта новая церковь стала впоследствии алтарем того храма, что стоит на этом месте в наши дни.
Период наивысшего расцвета монастыря пришелся на шестнадцатое столетие и начался после посещения Патриарха Константинопольского Иеремии, предоставившего Великой Метеоре привилегии и автономию по образцу афонской Лавры. Примерно в это же время Великая Метеора и ее настоятель получили негласную духовную власть над остальными монастырями Метеоры. Тогда же был построен и расписан нынешний католикон (главный храм, собор), большая трапезная и кухня, лазарет и дом для престарелых монахов. В последующие века к монастырскому комплексу добавились два небольших храма – святого Иоанна Предтечи и святых Константина и Елены. В бывшей трапезной теперь разместился прекрасный музей со множеством древних икон и церковных сокровищ. Монастырская кухня, лебедка и сеть для подъема людей на вершину остались в том же виде, что и в прежние века. Паломник может также посетить усыпальницу, в которой покоятся кости почивших насельников монастыря.
В Национальной библиотеке в Афинах хранится Евангелие в серебряной обложке, принадлежавшее преподобному Иоасафу. Оно написано на пергаменте, а внутри на обложке имеется подпись преподобного Иоасафа.
Один молодой инок, подвизающийся в монастыре, имея особую любовь к преподобному Иоасафу, попросил постричь его с именем Иоасаф. Преподобный Иоасаф менее известен, чем преподобный Афанасий, и за последние шестьсот лет это оказался лишь второй случай присвоения его имени иноку Великой Метеоры. Во время пострижения глава преподобного Иоасафа замироточила.
"Иоасаф, вечнозеленое, изобилующее листвой древо, согревающее всех – святой, кроткий, тихий, искусный, прекрасный росток царского древа".
Так писал митрополит Лариссы Иоасаф в 1422 году. А спустя столетия анонимный гимнограф пел, славя основателей монастыря: "Взойдя на вершину скалы, о, святый Иоасафе и мудрый Афанасие, вы вознеслись к вершинам добродетели, а оттуда – к высоте Небес".
Примечание
[1] Память 3 мая (греч.). Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Тропарь Иоасафу Метеорскому
глас 3
Се́рдцем и душе́ю возлюби́в Христа́ Го́спода,/ вся кра́сная ми́ра сего́ оста́вил еси́,/ изво́лил же еси́ па́че в смире́нии и послуша́нии Бо́гу служи́ти,/ не́жели на престо́ле ца́рстем владе́ти./ Сего́ ра́ди благоче́стно восхваля́ем тя/ и, святу́ю па́мять твою́ соверша́юще, вопие́м ти:/ о́тче Иоаса́фе Богоблаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га о спасе́нии ро́да на́шего христиа́нскаго.
Вернуться к списку