-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Великая Пятница (Пяток). Распятие Господне. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
К IV веку относятся свидетельства о богослужении в Великую Пятницу в древнем Иерусалиме. В это время Иерусалим стал полностью христианским городом, здесь были построены храмы, отмечены места, связанные с земной жизнью Христа и сюда стекалось множество паломников. В ночь на Великую Пятницу здесь совершалось бдение, которое называется «стациональным богослужением» — то есть богослужение с остановками, своего рода продолжительный крестный ход со службами на отдельных местах. Христиане Иерусалима могли позволить себе «роскошь» совершать богослужения на местах самих евангельских событий: прощальную беседу Христа с учениками читали на Елеонской горе, фрагмент о молитве и взятии под стражу – в Гефсиманском саду, суд у Каиафы – на месте дома первосвященника и так далее; всего таких остановок было 7. Кроме ночного бдения, которое стало прообразом нашего «Последования Святых Страстей» (утрени Великой Пятницы), еще совершалась днем служба чтений (прообраз великих часов) и вечерня днем. Таким образом, наши 3 современные службы Великой Пятницы восходят к аналогичным службам в древнем Иерусалиме.
В Константинополе вместо 7 циклов чтений появляется утреня с чтением 11 Евангелий; впоследствии для более «круглого» числа было добавлено 12-е Евангелие. Также в афоно-италийской версии Студийского Устава и в Иерусалимском Уставе в XI – XII вв. появляются великие часы, которые в отличие от нынешнего чина совершались более торжественно (с ектениями). Также в Константинополе на великой вечерне читается составное Евангелие: за основу берется Мф., но добавляются фрагменты из Лк. (о покаянии благоразумного разбойника) и Ин. (о прободении ребра Спасителя). В целом уже в XII – XIII вв. богослужение во многих чертах соответствует нынешнему чину. В это же время появляется одна из наиболее известных особенностей Великой Пятницы – отмена любой литургии; до XII века в Великую Пятницу было принято совершать литургию Преждеосвященных Даров и только с распространением Иерусалимского Устава утвердилось правило отмены любой литургии.
Самой поздней по времени возникновения особенностью богослужения Великой Пятницы является вынос Плащаницы; до XV века Плащаницу в богослужении не использовали в принципе, в XVI – XVII вв. ее выносили в конце утрени Великой Субботы и только в XVIII веке сначала в Греции и Болгарии, потом уже на рубеже XVIII – XIX вв. и в Русской Церкви появляется практика выносить Святую Плащаницу в конце великой вечерни; при этом у греков принято выносить Плащаницу при пении стихир на стиховне, тогда как у нас – чуть позже при пении тропарей по «Ныне отпущаеши…».
* * *
Во святую и Великую Пятницу мы воспоминаем святые, спасительные и страшные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копье, и после всего этого Крест и смерть, — все это имело место в пятницу. После того как Иисус, проданный другом и учеником за тридцать сребреников, был взят, Его отвели сначала к первосвященнику Анне, который отослал Его к Каиафе, где Господь был оплеван, получал пощечины, вдобавок был унижен и осмеян, слыша: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мф.26:68). Туда же пришли и лжесвидетели, искажавшие Его слова: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин.2:19). А когда Он назвал Себя Сыном Божиим, то архиерей разодрал одежды свои (в знак того, что) не может терпеть богохульства.
При наступлении утра Иисуса отвели к Пилату; и иудеи не вошли в преторию, говорит (евангелист Иоанн), чтобы не оскверниться, но чтобы (можно было) есть пасху (Ин.18:28). Или здесь под пасхой он подразумевает весь (семидневный) праздник, или она и на этот раз была в положенное время (в пятницу вечером), но Христос совершил законную пасху на один день раньше, потому что в пятницу хотел быть закланным одновременно с (пасхальным агнцем).
Пилат, выйдя (к ним), спросил, в чем (они) обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний — снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его (ср.: Ин.18:31,19:6). Они отвечали ему: нам не позволено предавать смерти никого (Ин.18:31), побуждая Пилата распять (Его). Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но Вечным, говоря: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить им одного узника, — но они выбрали Варавву, а не Христа (см.: Ин.18:38-40).
Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см.: Ин.19:1-5; Мф.27:29; Мк.15:16-19). Однако, надругавшись так, чтобы утолить их гнев, Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти не нашел в Нем (Лк.23:22). Но они отвечали: Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин.19:7). Когда они так говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни Его! (Лк.23:21). Ибо через позорную смерть (какой предавали разбойников) иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: Царя ли вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин.19:15). Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин.19:12). Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф.27:19); и Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в (пролитии) крови Его (см.: Мф.27:24). Иудеи же кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф.27:25); если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин.19:12).
Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие (ср.: Мф.27:26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен. Увидев это, Иуда, бросив сребреники (в храме), вышел, пошел и удавился (см.: Мф.27:3-5), повесившись на дереве, а после, сильно вздувшись, лопнул. Воины же, насмеявшись над Иисусом и бив тростью по голове (Мф.27:27-30), возложили на Него крест; потом, захватив Симона Киринеянина, заставили нести крест Его (ср.: Мф.27:32; Лк.23:26; Ин.19:17).
Около третьего часа, придя на Лобное место, там распяли Иисуса и по обе стороны от Него двух разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям (ср.: Мк.15:27-28; Ис.53:12). Воины разделили одежды Его из-за бедности (их), бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему множество всяческих оскорблений — не только этим, но и издеваясь (над Ним), когда Он висел на кресте, говорили: э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. И еще: других спасал, а Себя не может спасти. И еще: если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него (Мк.15:29-31; Мф.27:40,42).
И если они действительно говорили правду, то подобало им без сомнений обратиться к Нему, — ведь открылось, что Он Царь не только Израиля, но и всего мира. Ибо для чего померкло солнце на три часа, да еще в полдень? — Чтобы все узнали о (Его) страданиях. Земля потряслась и камни расселись, — чтобы обнаружилось, что Он мог это сделать и с иудеями; многие тела (усопших) воскресли — в доказательство всеобщего воскресения и для явления силы Страдавшего. Завеса в храме разодралась (Мф.27:51), как будто храм гневался (разрывая свою одежду) за то, что страдает Прославляемый в нем, и всем открылось невидимое прежде (Святое Святых).
Итак, Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк (см.: Мк.15:25), от шестого же часа тьма была до часа девятого (Мф.27:45; ср.: Мк.15:33). Тогда и Лонгин сотник, видя солнце (померкшее) и другие знамения, (устрашился) весьма и сказал: воистину, Он был Сын Божий (Мф.27:54; ср.: Мк.15:39; Лк.23:47). Один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал его, решительно запрещая ему, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю (см.: Лк.23:39-43).
В довершение ко всем издевательствам, Пилат написал и надпись на кресте, гласившую: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин.19:19). Хотя (первосвященники) и не позволяли Пилату писать так, но что Он говорил: (Я Царь Иудейский), однако Пилат возразил: что я написал, то написал (см.: Ин.19:21-22). Потом Спаситель произнес: жажду, — и Ему дали иссоп с уксусом. Сказав: совершилось! — и преклонив главу, (Он) предал дух (см.: Ин.19:28-30).
Когда все разошлись, при Кресте стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, а также любимый ученик Господа Иоанн (см.: Ин.19:25-26). Обезумевшие же иудеи, которым недостаточно было видеть тело на кресте, просили Пилата, так как тогда была пятница и великий праздник Пасхи, (приказать) перебить у осужденных голени, чтобы скорее наступила смерть. И у двоих перебили голени, потому что они были еще живы. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов, по имени Лонгин, угождая безумным, поднял копье и пронзил Христу ребра с правой стороны, и тотчас истекла кровь и вода (см.: Ин.19:31-34).
Первое показывает, что Он человек, а второе — что Он выше человека. Или кровь — для Таинства Божественного причащения, а вода — для крещения, ибо те два источника поистине дают начало Таинствам. И Иоанн, видевший это, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин.19:35), ведь написал присутствовавший там и видевший все своими глазами.
После этих удивительных событий, как уже настал вечер, пришел Иосиф из Аримафеи — также ученик Иисуса, но тайный, осмелился войти к Пилату, будучи известен ему, и просил тела Иисусова (ср.: Мк.15:42-43; Ин.19:38); и Пилат позволил взять тело (Ин.19:38). Иосиф, сняв его с креста, положил со всяким благоговением. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде (к Иисусу) ночью, — и принес некий состав из смирны и алоэ, приготовленный в достаточном количестве (ср.: Ин.19:39). Обвив (тело) пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, они положили его поблизости, в гробе Иосифа, высеченном в скале, где еще никто не был положен (ср.: Лк.23:53; Ин.19:40). (Так устроилось для того), чтобы, когда Христос воскреснет, воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому (лежавшему вместе с Ним). Смесь же алоэ и смирны евангелист упомянул потому, что она очень клейкая, — чтобы мы, когда услышим о пеленах и головных повязках, оставленных во гробе (см.: Ин.20:6-7), не думали, будто тело Христово украдено: ибо как можно было, не имея достаточно времени, оторвать их, настолько сильно прилипшие к телу?
Все это чудесно совершилось в ту пятницу, и богоносные отцы повелели нам творить память обо всем этом с сокрушением сердца и умилением. Замечательно и то, что Господь распялся в шестой день седмицы — в пятницу, так же как и в начале в шестой день был создан человек. А в шестой час дня был повешен на кресте, как и Адам, говорят, в этот час простер руки, прикоснулся к запретному древу и умер, поскольку подобало ему снова воссоздаться в тот же час, в какой он пал. А в саду — как и Адам в раю. Горькое питие — по образу (Адамова) вкушения. Пощечины означали наше освобождение. Оплевание и позорное выведение в сопровождении воинов — почет для нас. Терновый венец — устранение нашего проклятия. Багряница — как кожаные одежды или наше царское убранство. Гвозди — окончательное умерщвление нашего греха. Крест — древо райское. Пронзенные ребра изображали Адамово ребро, из которого (произошла) Ева, от которой — преступление. Копье — устраняет от меня огненный меч (см.: Быт.3:24). Вода из ребер — образ крещения. Кровь и трость — ими Он, как Царь, подписал красными буквами (грамоту), даровав нам древнее отечество. Есть предание, что Адамова голова лежала там, где был распят Христос — Глава всех, и омылась истекшею кровью Христовой, — почему это место и именуется Лобным.
Тропарь и кондак на Великую Пятницу
Тропарь на Великую Пятницу, глас 4
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!
Кондак на Великую Пятницу, глас 8
Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.
Перевод: Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».
Канон Божественным Страстям Христовым
глас 6
Песнь 1
Ирмос: Волно́ю морско́ю Скры́вшего дре́вле гони́теля мучи́теля, под земле́ю скры́ша спасе́нных о́троцы: но мы я́ко отрокови́цы Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.
Припев: Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Приклони́л еси́ коле́не моля́ся, Ему́же покланя́ется вся́кое коле́но небе́сных, земны́х и преиспо́дних. Приклони́ся к моле́нию моему́ и услы́ши мя, я́коже Оте́ц моля́щася Тя услы́ша.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
О́тче, в моле́нии глаго́лал еси́, да Тебе́ и́стиннаго Сы́на пока́жеши, на ра́ны гото́в есмь, а́ще и еди́наго зла не сотвори́х: мене́, Иису́се мой, мно́га зла сотво́риша, мно́гих изба́ви муче́ний.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. В по́те лица́ твоего́ хлеб твой сне́си, рекл еси́ па́дшему челове́ку: те́мже, я́ко вторы́й Ада́м, егда́ моли́лся еси́, пот Кро́ве излива́шеся из Пречи́стаго Те́ла Твоего́: бра́шно бо Твое́ во́лю О́тчу твори́ти. Ни еди́ну у́бо за́поведь Твою́ сотво́ршаго, Иису́се Христе́, по́том Кро́ве Твоея́ ка́плющим омы́й мя.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Не ктому́ земля́ проклята́ есть, Кро́вию бо Сы́на Твоего́ благословля́ется: земле́ благослове́нная, Пречи́стая Де́во, воздвигни мя, прах и пе́пел, на славосло́вие Христа́, Бо́га на́шего.
Песнь 3
Ирмос: Тебе́ на вода́х пове́сившаго всю зе́млю неодержи́мо, тварь ви́девши на ло́бнем ви́сима, у́жасом мно́гим содрога́шеся, несть свят, ра́зве Тебе́, Го́споди, взыва́ющи.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Отягче́ни бы́ша сном Апо́столи, егда́ отше́л еси́ от о́чию их на моли́тву в вертогра́де Гефсима́нстем: лени́ваго мя и уны́лаго на Твое́ поклоне́ние воздви́гни.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Я́ко и́стинный Па́стырь, ви́дев во́лка Иу́ду гряду́ща, Аз есмь, дру́же, глаго́лал еси́ ученику́ лука́вому, к покая́нию наставля́я па́дшаго. Мене́, всегда́ согреша́юща и николи́же в чу́вство приходя́щаго, напра́ви, Го́споди мой, на путь пра́вый, и от че́люстей мы́сленнаго во́лка си́лою Твое́ю изба́ви.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Се ору́жием и дреко́льми я́ко на разбо́йника прихо́дят, Его́же я́ко же́ртву нескве́рну в це́ркви иска́ти подоба́ше: о мои́х гресе́х же́ртву приноси́мую Тебе́, Го́споди, не пре́зри.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Косну́вся у́ха усече́ннаго, изцели́ раба́ архиере́ова Сын Твой, Врач душ и теле́с: вся моя́ душе́вныя и теле́сныя, Де́во, изцели́ боле́зни, Цели́теля ро́ждшая.
Песнь 4
Ирмос: На кресте́ Твое́ Боже́ственное истоще́ние прови́дя Авваку́м, ужа́сся вопия́ше: Ты си́льных пресе́кл еси́ держа́ву, Бла́же, приобща́яся су́щим во а́де, я́ко Всеси́лен.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Не отвеща́л еси́ словесе́ безсту́дному И́родови, сы́нови поги́бели, усе́кнувшему уже́ Иоа́нна Предте́чу, и глас Твой: до́браго отве́та при кончи́не мое́й сподо́би мя, Христе́.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Зна́мения иска́ше И́род чуде́снаго, не разу́мея ве́лия чу́да, я́ко Бог тва́ри предстои́т: зна́менай мя све́том лица́ Твоего́, Христе́ мой, и даждь весе́лие се́рдцу моему́ боле́зненному.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Закрыва́ху лице́ Твое́ бию́ще, На́ньже Херуви́ми зре́ти не мо́гут, крила́ми закрыва́ющеся: покры́й мя Твои́м заступле́нием.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Измени́ся лице́ Твое́, Де́во, егда́ узре́ла еси́ Сы́на Твоего́ я́ко злоде́я ведо́ма от иуде́ев. Мно́гое вои́стинну долготерпе́ние Твое́, Сы́не и Бо́же Мой, – со воздыха́нием ре́кла еси́.
Песнь 5
Ирмос: К Тебе́ у́тренюю, милосе́рдия ра́ди Себе́ истощи́вшему непрело́жно и до страсте́й безстра́стно прекло́ншемуся, Сло́ве Бо́жий: мир пода́ждь ми, па́дшему, Человеколю́бче.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Земля́, подно́жие ног Твои́х, израсти́ на главу́ Твою́ те́рние, Иису́се мой. Изыди́те, дще́ри Иерусали́мския, и зри́те Царя́ сла́вы в венце́ терно́вом, и́мже венча́ Его́ неблагода́рный род евре́йский.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Лжи́ви сы́нове челове́честии в ме́рилех: Тебе́, всем вся су́щаго, три́десятию сре́бреников оцени́ша, и село́ кро́ве купи́ша, Кровь Твою́ излия́вше, Е́юже испери́ ри́зы моя́, я́же по креще́нии и обеща́нии покая́ния оскверни́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Повину́тися подоба́ше Бо́гу, а не иуде́ом, судие́ безу́мный, и не осужда́ти на смерть Влады́ку и Судию́ вся́ческих. Мене́, повину́вшася скве́рным страсте́м, к покая́нию наста́ви, Го́споди, да не в смерть осужде́н бу́ду.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Заклина́ете Бо́гом Живы́м Бо́га Жива́го, пребезу́мнии: но не́бо и земля́ отвеща́ют, я́ко Бог есть, сия́ пострада́вый, и Сын мой, – Де́ва ма́терски веща́ше.
Песнь 6
Ирмос: Ят бысть, но не удержа́н в пе́рсех ки́товых Ио́на: Твой бо о́браз нося́, страда́вшаго и погребе́нию да́вшагося, я́ко от черто́га, от зве́ря изы́де, приглаша́ше же кустоди́и, храня́щии су́етная и ло́жная. Ми́лость сию́ оста́вили есте́.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Изше́л еси́, Иису́се, нося́ крест Твой. Да я́коже А́вель от Ка́ина, от иуде́ев постра́ждеши, изы́ди и ны́не и взыщи́ мене́ заблу́ждшаго.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Гряде́ши я́коже Исаа́к и́стинный, на ра́мо Твое́ крест восприе́м. Да на нем же́ртву от мои́х гресе́х принесе́ши Отцу́, в воню́ благоуха́ния.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Ви́де Иа́ков ле́ствицу утвержде́ну до Небе́с: се есть Крест Твой, и́мже возведи́ ум мой от ни́жних к го́рним оби́телем.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Не пла́читеся Мене́, непови́нна, дще́ри Иерусали́мския, не пла́чи Мене́, Мари́е, Ма́ти Моя́: вско́ре бо возра́дуешися, егда́ воста́ну и просла́влюся.
Седален, глас 6‑й
Не отвеща́л еси́ ничто́же власть на Тебе́ мне́вшему име́ти, го́рдым противля́яйся: но мно́гою лже́ю безсту́дных утружде́н, молчи́ши, да мя многоглаго́лания изба́виши и вся терпе́ти научи́ши.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Богородичен: Премени́ скорбь мою́ на ра́дость, Де́во Богоро́дице, Я́же мно́ги ско́рби претерпе́ла еси́, зря́щи многостра́ждуща Сы́на Твоего́, мене́ ра́ди осужде́ннаго.
Песнь 7
Ирмос: Неизрече́нное чу́до: в пещи́ Изба́вивый преподо́бныя о́троки из пла́мене, во гро́бе мертв, бездыха́нен полага́ется, во спасе́ние нас, пою́щих: Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
И́стинный Ты еси́ Дави́д, восприя́в бо крест, я́ко псалти́рь красе́н, на го́ру Голго́фскую возше́л еси́, да гне́ва Бо́га Отца́ нас свободи́ши пою́щих: благослове́н еси́, А́гнче Бо́жий, во ве́ки, сотвори́вый ве́чное ми́рови избавле́ние.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Я́ко до́брый до́му Отца́ Твоего́ строи́тель, Христе́ Бо́же, све́щник Крест Твой всем, на нем Сам я́ко свети́ло возсия́л еси́ ми́рови, да пое́м Тебе́: благослове́н еси́, А́гнче Бо́жий, во ве́ки, сотвори́вый ве́чное ми́ру избавле́ние.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Я́ко кади́ло в воню́ благоуха́ния, от растерза́ния Пло́ти Твоея́, Кровь Бо́гу Отцу́ прине́сл еси́, да приведе́ши мене́ к Нему́ пою́ща: благослове́н еси́, А́гнче Бо́жий, во ве́ки, сотвори́вый ми́рови ве́чное избавле́ние.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Егда́ узре́ла еси́ на Кресте́ Христа́, Сы́на Твоего́, Его́же безсе́менно родила́ еси́, Чи́стая, удиви́лася еси́ неизрече́нному Его́ долготерпе́нию: те́мже Тя с Ним прославля́ем.
Песнь 8
Ирмос: Ужасни́ся боя́ся, не́бо, и да подви́жатся основа́ния земли́: се бо, в мертвеце́х вменя́ется в вы́шних Живы́й и во гроб мал странноприе́млется: Его́же, о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Се есть Сын Твой возлю́бленный, Бо́же О́тче, Его́же креща́ема от Иоа́нна и преобразу́ющася на Фаво́ре, послу́шайте, рекл еси́: послу́шай ны́не Его́ жа́ждуща моего́ спасе́ния, Ему́же, мене́ ра́ди уме́ршему, пою́: иску́пленнии кро́вию Его́ вси язы́цы и вся племена́, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Се есть Сын Твой, Бо́же О́тче, Его́же по́слана уничижи́ша, я́ко зе́млю жела́нную, не я́ша ве́ры словесе́м Его́, досажде́нием и му́кою испыта́ша, аз же зову́: ро́ди родо́в, иску́пленнии Кро́вию Его́, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Се есть Сын Твой, Бо́же О́тче, рожде́нный не име́ ме́ста во оби́тели, живу́щь на земли́, друг мытаре́м и гре́шником, и ху́льник нарече́ся, на смерть поно́сную осуди́ся, да мене́, грехо́вною тягото́ю обремене́нна, в небе́сных селе́ниих упоко́ит, пою́ща: вся вну́тренняя моя́, Го́спода по́йте и превозноси́те Его во ве́ки.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Се есть Соломо́н на Свое́м Престо́ле, се Архиере́й на Свое́м олтари́, се есть Вождь, дая́й ору́жие непобеди́мое, се есть Сын Твой, Де́во, и Сын Бо́жий. Его́же Отец мене́ ра́ди не пощаде́, но на смерть предаде́, да Ему покланя́яся пою́: вси от ве́ка пра́веднии и гре́шнии, иску́пленнии Кро́вию Его, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во веки.
Песнь 9
Ирмос: Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся и вознесу́ со сла́вою непреста́нно, я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Вем, кто вино́вен стра́сти Твоея́ на Голго́фе: аз, Го́споди, аз невоздержа́нием распя́х Тя, но не поста́ви мне греха́ сего́ ка́ющемуся.
Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди.
Не ктому́ Херуви́м храни́т врат Еде́мских, се бо, на дре́ве Живо́т мой Ты пове́шен еси́, Христе́. О, любве́ Твоея́ неизглаго́ланныя! Научи́ мя досто́йно благодари́ти Тя.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. И́маши надписа́ние, Христе́ мой: Иису́с Назаряни́н, Царь Иуде́йский. Свиде́тельство сие́ есть ко Отцу́, я́ко до́бре во́лю Его́ сотвори́л еси́: в кни́ги живо́тныя напиши́ мя, молю́ Ти ся.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Не оста́ви Мене́ еди́ну, печа́ли испо́лнену, но вско́ре уте́ши Мя, утеше́ние Мое́, – Де́ва рече́. Аз же что возда́м Тебе́, Иису́се мой́ Вни́ди в се́рдце мое́, да не ктому́ аз, но Ты во мне живе́ши, и аз в Тебе́.
Светилен
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, укра́шенный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Разбо́йника благоразу́мнаго во еди́нем часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди: и мене́ дре́вом кре́стным просвети́ и спаси́ мя.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Черто́же одушевле́нный, Де́во, несмь досто́ин черто́га небе́снаго, грехо́вныя ра́ди вины́, но молю́ Тя приле́жно, ра́ди обнаже́ннаго на кресте́ сладча́йшаго Твоего́ Сы́на и блага́го моего́ Го́спода, покры́й студ лица́ моего́ и спаси́ мя.
Молитва
На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неизчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, окаянный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умными очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой. Не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало.
Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма ногама Твоима от всякаго пути лукаваго возбрани ногам моим; прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением.
Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь ми Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себя изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моей понесу. Не даждь отселе, о Всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшаго во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюща, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь.
Справка:
В традиции Православной Церкви с древних времен в разные дни недели (седмицы) за богослужением воспоминаются те или иные события или святые – это называется «седмичным богослужебным кругом».
Со временем богослужебная традиция Церкви распространилась на домашние (келейные) молитвы.
- Богослужение понедельника содержит молитвословия Небесным Силам, вторника – Иоанну Предтече.
- В среду, пятницу и воскресенье Святая Церковь вспоминает Евангельские события предательства Спасителя, Его Крестной смерти и Воскресения, соответственно и богослужебные тесты посвящены Господу и Пресвятой Богородице.
- Суббота по традиции день поминовения усопших и особого моления всем святым от века Богу благоугодившим.
- В четверг совершается память святых апостолов и святителя Николая Чудотворца.
Вернуться к списку