- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Продолжение. Начало в № 47.
Храм сщмч. Климента уникален, он не типичен для Москвы – скорее это Петербург. Очень мощная восходящая линия, устремленные вверх башни здания – снаружи, высокий иконостас – внутри. Четверик построен в XVIII веке, а трапезная часть была возведена еще в XVI столетии. Царица Елисавета Петровна взошла на престол 8 декабря, в день святителя Климента, папы Римского, поэтому она благоволила строительству этого храма. Во время войны 1812 года храм по милости Божией не сгорел, хотя французы жгли в нем костры, заезжали на лошадях.
На хорах находятся приделы Вознесения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы; главный придел посвящен Преображению Господню, боковые в главном объеме – иконе Пресвятой Богородицы «Знамение» и свт. Николаю Чудотворцу. В трапезной части находятся приделы сщмч. Климента Римского и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
В советское время здесь было хранилище Государственной библиотеки им. Ленина. Стеллажи занимали все пространство – до самого купола. Иконостасы находились за ними, что позволило им сохраниться. Практически 80 лет храм сщмч. Климента был закрыт. Когда его возвратили Церкви, он был в ужасном запустении, но сейчас он – как младенец, только что родившийся, и наше дело – допеленать его, долюбить и представить во всей красе. Он удивительно красив. Это – яркий образец барокко, рококо. Православный храм во всей своей красе и величии!
Мы находимся на начальном этапе создания церковного убранства. Паникадила, утварь, размещение икон – наша задача. Храм большой, но много икон здесь не разместишь. Тут важно не перегрузить, не нарушить пространство, которое уже создано росписью и иконостасами. Иконы должны деликатно вписаться в него. Паникадила нетипичны – они не церковные, скорее дворцовые, по форме напоминают виноградные грозди. Благодаря этому они не перекрывают вид на иконостас, когда вы входите в храм. Архитектурно они очень хорошо вписались. Мы сделали подсветку сводов, купола – чтобы они не терялись и в темное время суток. Она включается во внебогослужебное время. Получается очень мягкое освещение. Иконостас надо подсвечивать не фронтально, а объемно, чтобы подчеркнуть его рельефность: глубину и тонкость резьбы, скульптуры.
В приделе «Неопалимой Купины» иконостас выкрашен в Богородичный голубой цвет, а в приделе сщмч. Климента – в красный, мученический. Точных доказательств, что так было и до разорения храма, у нас нет, но глядя на сохранившиеся черно-белые фотографии, замечаешь, что цвет иконостасов был различен. Эти иконостасы в советское время были уничтожены, теперь они воссозданы по фотографиям.
В архитектуре трапезной части есть момент, на наш взгляд, требующий доработки: у нее нет зрительного центра. Иконостасы приделов находятся по бокам, а в центре, прямо перед входящим с улицы – двери в основную часть храма. Мы хотим это исправить: обрамить двери яркой золотистой латунью и сделать их стеклянными, чтобы входящий сразу видел золотой центральный иконостас. По бокам будут стоять два чтимых образа: святитель Николай и икона Божией Матери «Млекопитательница».
Когда нет богослужения, мы включаем музыку – это и русские духовные песнопения, и классика, которая очень гармонично сочетается с этим храмом. Приходит много людей нецерковных – и музыка как бы задерживает их в храме, ведет к молитве. Музыка затрагивает внутренний мир человека, заставляет задуматься. Русская духовная музыка должна переходить в того же Баха очень гармонично, чтобы это не резало слух. Здесь звучат и наставления Оптинских старцев в музыкальном сопровождении.
Значимым иконам мы даем аннотацию. Музыка, пояснения о святынях храма – все это помогает ориентироваться в нем и чувствовать себя уютно и тем, кто нечасто заходит под церковные своды. В храме великолепная акустика, все прекрасно слышно. Во время богослужения не требуется никакого усиления звука, музыка звучит из двух колонок и наполняет собой храм.
Такого вы не увидите нигде: за светильниками расположены зеркала. Это отвечает стилю самого иконостаса, убранства храма. Зеркала отражают пространство, светильники бросают отблеск на иконостас... Человек никогда не увидит в этом зеркале себя. Вы идете по храму и видите отражения иконостаса в зеркалах.
В храме мы поместили и картину «Распятие» Нестеренко, подаренную автором. В храмовый интерьер XVIII века вписалась картина современного художника. Под ней мы поместим каменный ковчег с копией Туринской Плащаницы.
Центральный храм открыт в течение дня, с 11 до 19 часов (а также – в то время, когда в нем совершается богослужение). Когда идет служба в трапезной части – главный объем закрыт.
Русиздат - ORTOX