- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Святитель Евстафий I, архиепископ Сербский
Святитель Евстафий, архиепископ Сербский, жил во второй половине XIII века, при короле Сербском Стефане Уроше II Милутине, правившем Сербией с 1262 по 1320 год.
Родился он в Будимильской области в благочестивой христианской семье, где и получил духовное воспитание. Отличаясь незаурядными способностями, юный Евстафий был отдан родителями на обучение «книжной премудрости». Особенно прилежно он изучал Священное Писание, совершенствуясь в благочестии и добродетели.
Пострижение и иноческий чин он принял в монастыре Архангела Михаила, который находится в области Зетской в Черногории. Вел строгую подвижническую жизнь. От урочной своей монастырской доли в пище и одежде благотворил нищим.
Оттуда он предпринял путешествие в Иерусалим для поклонения святому Гробу Господню. На обратном пути он посетил Святую Гору Афон и поселился там в сербском монастыре Пресвятой Богородицы Хиландарском, построенном святым Симеоном, в мире – великим Сербским жупаном Стефаном Неманей, и сыном его святителем Саввой..
Преподобный Евстафий приобрел всеобщую известность и любовь как строгий подвижник и добрый учитель и был возведен в сан игумена монастыря.
Через несколько лет его рукоположили во епископа Зетской епархии. Тогда святитель и вернулся на родину. Богатый духовный опыт и иноческая жизнь снискали ему любовь соотечественников, и святитель Евстафий был избран на престол архиепископов Сербских, преемников святого Саввы. Семь лет святитель Евстафий управлял Сербской Церковью и мирно скончался около 1285 года. Тело его было погребено в монастыре Жидоча, позднее оно было перенесено в Пеши (Печ) и положено в кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла.
Житие святого Евстафия, архиепископа Сербского 245
Память 4 января
Святой Евстафий жил и подвизался во второй половине тринадцатого столетия, в дни благочестивого сербского короля Стефана Уроша II Милутина, правившего Сербией с 1262 года по 1320. Родился он в области Будимльской 246 от благочестивых родителей. Горячо любя своих родителей, он с раннего детства укреплялся в любви к Богу: избегая суетных забав, он старался усваивать добрые нравы, постоянно ходил в церковь и с наслаждением внимал божественному пению и чтению, запоминал слышанное, и старался уразуметь смысл оного. Раз он приходит к своим родителям и говорит:
– У меня возгорелось сильное желание учиться, отдайте меня на изучение словес книжных.
Родители, слыша такие слова, возрадовались, возблагодарили Бога, внушившего такое благое желание их детищу, подыскали учителя, отдали ему своего сына на обучение книжной мудрости. Споспешествуемый благодатью Святого Духа, он вскоре выучился так, что, будучи молодым учеником, он являлся сведущее многомудрых учителей. Юноша нисколько не думал и не заботился о еде, питье, одежде, мало думал даже о родителях, но всецело направив ум свой на божественное учение, всю свою сердечную любовь и упованье возложил на Господа. Достигнув же большей зрелости и строго размыслив о своем призвании, он решил оставить родительский дом и идти в путь Господень. Он отправился в область Зетскую 247 , в монастырь архангела Михаила, где находилась Зетская епископская кафедра. Здесь от епископа Неофита он принял пострижение в иноческий чин и начал жизнь подвижническую, строго выполняя монашеские обеты. Отличаясь воздержанием, чистотою жизни, изнуряя себя постом и бдением, он неукоснительно спешил в церковь на дневные и ночные службы, строго соблюдал келейное молитвенное правило, а в остальное время предавался богомыслию и умной молитве. Не имея никакой собственности, он старался сберегать от урочной своей монастырской доли в пище и одежде для раздачи нищим.
Подвизаясь в монастырской тишине с полным смирением, он скоро, однако, сделался известным по всей той стране, как великий подвижник, подражавший древним отцам.
Не довольствуясь иноческим подвижничеством в своем монастыре, Евстафий горел желанием посетить святой град Иерусалим, чтобы поклониться гробу Господню и прочим святыням на месте страстей Господних. Не открывая никому своего намерения, он обратился с горячею молитвою к Господу Иисусу Христу, чтобы Он сподобил его благополучно совершить путь во святой град и видеть то место, где Он пролил Свою кровь за спасение рода человеческого и где сотворил великие чудеса. Молитва угодника была услышана. Когда он размышлял о том, где бы обрести ему богобоязненных спутников, являются к нему, как бы посланные Самим Господом два инока и сообщают в беседе, что они идут в Иерусалим поклониться гробу Господню и честным страстям Христовым. Возблагодарив Господа Бога и поклонившись пречистому Его образу и образу архистратига Михаила, с радостью и весельем в сердце он пустился в давно желанный путь.
При помощи Божьей он легко и благополучно совершил путь и достиг Иерусалима. Здесь он с благоговением поклонился гробу Господню и всем святыням на месте страстей Господних; не спеша, обходил он все святые места и насладился их созерцанием. Посетил он и все окрестности Иерусалима, где жительствовали преподобные и богобоязненные мужи-подвижники, наблюдал и усваивал их правила жизни и подвигов.
Пробыв долгое время в Святой земле, он отправился в обратный путь, но не прямо на родину, а на святую гору Афонскую, желая видеть тамошнюю иноческую жизнь и насладиться душеполезными беседами относительно подвижничества и чистоты душевной и телесной.
Придя на святую гору, преподобный Евстафий поселился в Сербском монастыре Пресвятой Богородицы Хиландарском, построенном святым Симеоном, в мире – великим Сербским жупаном Стефаном Неманей, и сыном его Саввой, первым архиепископом Сербским. Здесь он с великим усердием предался подвигам монашеским, со смирением и покорностью исполняя всякую работу, которая ему назначалась в послушание, неопустительно посещая все церковные службы и предаваясь наедине ночной молитве и богомыслию. Так провел он много лет и сделался известным среди всех афонских подвижников. Многие древние старцы, а не только более молодые иноки, почасту приходили к Евстафию и вели с любовью и духовным утешеньем душеспасительные беседы.
После нескольких лет такой подвижнической жизни, общим советом и убеждением собора всей святой горы Евстафий возведен был в сан игумена Хиландарского монастыря. Став правителем монастыря, Евстафий еще усерднее стал подвизаться, подавал пример во всяком труде и добродетели, уча словом и делом. Заняв такое видное место и ведя добродетельную жизнь, преподобный Евстафий приобрел большую известность и всеобщую любовь не только у афонских подвижников, но и у мирян, не только у простых людей, но и у вельмож и царей. Все спешили оказать Евстафию честь и давали щедрые дары. Но эти дары он не для себя собирал, а щедрою рукою раздавал бедным, вдовам, сиротам, неимущим пропитания и крова.
Неудивительно, что при таких достоинствах и добродетелях преподобный Евстафий был избран и рукоположен в епископа Зетской епархии, в которой он принял пострижение. Став владыкой, опытный в духовной жизни и в делах церковных, Евстафий с великим успехом отправлял свои пастырские обязанности, стал самым выдающимся сербским епископом, и когда скончался сербский архиепископ Иоанникий, благочестивый король сербский Стефан Урош Милутин созвал собор епископов игуменов и бояр, и этот собор единогласно избрал на сербский архиепископский престол св. Саввы сего благочестивого Зетского епископа Евстафия. Преподобный Евстафий по своему смирению пытался было отказываться от столь высокого сана, соединенного и с великою ответственностью, но его слов не послушали, и он вскоре торжественно при всем соборе возведен был на архиепископский престол. Св. Евстафий покорился промыслу Божью и возблагодарил Господа Бога в горячей молитве за его великие милости, которых он считал себя недостойным.
Неослабно трудясь на спасение своей души, святой Евстафий приложил горячие заботы о благе вверенной ему сербской церкви. Архиепископская сербская кафедра тогда уже обладала большими богатствами, и святой Евстафий приложил все старания к тому, чтобы ни одна церковь его области не испытывала недостатка в насущных потребностях, щедро уделяя из сбережений своей кафедры на нужды церквей бедных.
Немного лет правил святой Евстафий сербскою церковью: чрез семь лет после своего вступления на высокую кафедру он впал в болезнь и увидел приближение своей кончины. Находясь в предсмертной болезни, он не роптал, но с радостью ждал исхода из сего земного мира в обители небесные. Находясь тогда в своей архиепископии, в Жиче 248 , он усердно готовился и молил Господа о даровании ему мирной кончины. Вокруг постели больного собрался весь церковный Сербский собор: окрестные епископы, игумены монастырей и чернецы, и весь причт церковный; все плакали, видя приближение кончины своего учителя и архипастыря. Но больной, привстав с постели, обратился к плачущим:
– Оставьте таковую жалость, «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе» ( Пс.33:4 ).
Все присутствовавшие от плача обратились к молитве и песнопениям на исход души. Затем святой Евстафий приобщился Святых Таин и после некоторого отдохновения обратился к окружающим:
– Идите, возлюбленные, воздадим взаимно последнее целование, ибо я уже разлучаюсь с вами.
Много рыданий вызвало это прощание у духовных чад святого Евстафия. Наконец, воздев руки к небу, он произнес:
– Ведающий кончину жизни каждого, Боже богов и Господь господней, в руки Твои предаю дух мой!
Так благолепно и славно преставился святой Евстафий, радуясь о Господе.
Собравшиеся при гробе духовные лица, совокупно с мирянами, совершили торжественное погребение в Жиче, в храме Спасителя, положив тело в мраморной раке, которую ранее приготовил себе сам Евстафий.
Вскоре после погребения, внутри помянутого храма Спасителя, стали совершаться при раке почившего знамения и чудеса. Иногда видели у раки как будто горящие свечи, иногда ночью ясно слышали у гроба какие-то речи, говор, как будто тут собралось много тысяч людей. Один человек, служивший при храме Спасителя, страдал болезнью носа. Много испробовал он средств и много истратил денег на излечение, но пользы не было. Потеряв надежду на земные средства, больной обратился с горячей молитвой к Господу Богу и Пречистой его Матери в храме Спаса, стоя неустанно за всяким богослужением у раки преподобного Евстафия. В одну ночь больной видит во сне, что он стоит, как по обычаю и наяву, подле раки Евстафия; к нему является благолепный муж в святительской одежде и спрашивает, в чем он нуждается. Больной рассказал все по порядку. Тогда пришедший муж говорит:
– Меня Господь послал исцелить тебя, только не согрешай более, чтобы не пострадать хуже.
С этими словами он перекрестил больного и коснулся его раны. Больной спросил:
– Кто ты такой, владыка святой?
Пришедший отвечал:
– Я – раб Христов, инок по имени Евстафий, лежащий в сем месте.
Больной проснулся и ужаснулся; с трепетом он поспешил к тогдашнему архиепископу Иакову и сообщил ему и всему собору об этом чудесном видении. Больной тогда же совершенно исцелился, и все прославили Господа и его святого Евстафия. Чудеса при гробе Евстафия стали умножаться. Однажды нашли три цветка дивной красоты, выросшие на его мраморной раке, хотя она представляла совершенно сухой камень, – ни земли, ни даже никакой влаги не было на ней. Это чудесное знамение навело всех на мысль, что Бог прославляет Своего угодника и обновляет тело его нетлением. Тогда же одному из иноков того монастыря, экклисиарху, в ночном видении является некий страшный юноша с пламенным оружием в руках и с гневом говорит:
– Почему вы нерадите, видя таковые знамения? Или не разумеете, что телу усопшего не предназначено видеть истления, но оно должно быть изъято из земли?
О всех сих чудесах возвещено было благочестивому королю Урошу Милутину, который, по совещании с архиепископом, повелел торжественно открыть раку, в которой и обретено было тело святителя Евстафия нетленным и положено открыто в новой раке. Спустя некоторое время, ввиду опасности от неприятельских нашествий, мощи святого Евстафия старанием архиепископа Иакова перенесены были из Жичи в Ипек (или Печь) 249 и поставлены в тамошнем архиепископском кафедральном храме святых апостолов Петра и Павла.
* * *
Житие святого Евстафия написано его младшим современником, святым Даниилом II, архиепископом Сербским , и вошло в состав его «Родослова» или «Цароставника». Лучшее издание в книге: «Жизни короля и архиепископа сербского», изданной Даничичем в 1866 г. (стр. 292–319). Житие св. Даниила см. под 20 декабря
Будимльская область, или «жупа», находилась там, где теперь в северо-восточной Черногории живет сербское племя Васоевичи. Ныне существует там село Будимль. В древности Будимльская епархия имела кафедру в монастыре св. Георгия, который и теперь существует в полуразвалинах к северу от городка Гусинье в селе Беране.
Область Зетская, Зета, или в древности Диоклея, ныне Черногория. Монастырь св. Михаила находился на восточном берегу Которского залива, недалеко на юге от города Котора.
Монастырь Жича (Житьча, Жидьча), существующий до настоящего времени, находится на правом берегу реки Ибра, недалеко от впадения ее в Сербскую Мораву, в пределах теперешнего Сербского королевства.
Ипек, Пешть, Печь – второе место пребывания Сербских архиепископов; город с монастырем существует и теперь и находится в Старой Сербии (принадлежащей Турции) на речке Быстрице, впадающей в Белый Дрин в его верховьях.
4 ч. Преставление Св. Евстафия, архиепископа сербского
В месяцеслове евангелия, писанного в 1329 г. показана под 4 января «память св. Евстафия архиепискoпa сербскаго» 1 . Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме печской архиепископии 2 . Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в зетской Михайловской обители от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам, и возвращаясь оттуда, поступил в афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена 3 , в каковом звании видим его с 1263 г 4 . Потом посвящён был в епископа зетского, туда, где принял он монашество 5 . Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда кор. Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь , уважавшая блаж. Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Кор. Драгутин должен был исполнить желание Сербии. Когда открыли гроб блаж. Иоанникия, тело его оказалось нетленным и его с почестию положили в Сопочанском монастыре, вблизи тела Урошева. Тогда-то приступили к избранию нового первосвятителя и избран был блаж. Евстафий.– Высокие добродетели Евстафия доставили ему уважение и нового короля Милютина. В звании архиепископа всей Сербии он с 12 епископами присутствовал на соборе, на котором краль Милютин утвердил за Хиландарским монастырём земли и угодья сербской страны 6 . Когда спустя 7 лет правления своего блаж. Евстафий почувствовал близость кончины своей, то, призвав ближних епископов и игуменов, простился со всеми, приобщился св. таин и с весёлым лицом сказав: «в руки Твои, Господи, предаю дух мой», мирно скончался 7 .
Сербская церковь поёт св. Евстафию: «на него же уповал еси, святителю, из млада возраста, радуяся же яко елень востекл еси на гору святую, земная вся оставил еси, прилепився закону Творца и Владыки исполнением заповедей».
«Очистив душу и тело от скверны, праведно-преподобна и незлоблива учителя себе показал еси, отче блаженне: сирых питатель, обидимых помощник и странноприимен был еси: темже со дерзновением вопиеши: Тебе люблю, Иисусе Боже мой, света невечерняго и миром владычествующа» 8 .
Тропарь Евстафию I, архиеп. Сербскому
глас 4
Избра́н от Бо́га, возлю́блен от люде́й,/ архиере́ов Боже́ственная красото́,/ о́тче Евста́фие, А́нгелов сослужи́телю,/ та́ин же Боже́ственных пропове́датель был еси́,/ те́мже моли́ Христа́ Бо́га со все́ми святы́ми/ изба́витися от вся́ких зол/ моли́твами твои́ми, блаже́нне,/ и спасти́ся нам,// чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою.
Перевод: Избранный Богом и возлюбленный людьми, архиереев священное украшение, отче Евстафий, сослужитель Ангелов, ты был проповедником тайн Божественных, потому моли Христа Бога со всеми святыми об избавлении от всякого зла по молитвам твоим, блаженный, и о спасении нас, почитающих с любовью святую память твою.
Канон святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому
Минея, 4 Января, Канон
Глас 3
Песнь 1
Ирмос: Су́шу глубороди́тельную зе́млю со́лнце наше́ствова иногда́: я́ко стена́ бо, огусте́ обапо́лы вода́ лю́дем пешомореходя́щим и богоуго́дно пою́щим: пои́м Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Прему́дрость Бо́жия Всемо́щная, все́льшися в тя́, о́тче, от пеле́н назна́мена тя́ благода́тию духо́вною и наставля́я, те́мже все́х исправля́еши и науча́еши пе́ти си́це: пои́м Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Крепи́теся и мужа́йтеся проти́ву неви́димых бра́ней вра́жиих, Госпо́днею по́мощию утвержда́яся и глаго́ля: Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ра́зум восприе́мше небе́сный, весели́теся, земноро́днии, процвете́ бо цве́т от земна́го ко́рене, светя́щу Богосия́нному све́ту, и, богоуго́дно взыва́юще, рце́м: пои́м Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Из чре́ва пре́жде денни́цы рожде́нное от Отца́ Преве́чное Сло́во Бо́жие возсия́ на́м из Тебе́, Браконеиску́сная, и роди́ся, Богоро́дице, науча́я святы́я Своя́ воспева́ти: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Песнь 3
Ирмос: Утвержде́ние на Тя́ наде́ющихся, утверди́, Го́споди, Це́рковь, Ю́же стяжа́л еси́ честно́ю Твое́ю кро́вию.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Пе́рвенца показа́ тя́ Госпо́дь ста́ду Своему́ пе́рвенствовати, преосвяще́нна архиере́я, е́же стяжа́ Свое́ю Кро́вию.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Малоу́мным па́ки возвраща́я зе́льныя по́мыслы, ко исправле́нию яви́ тя́ Госпо́дь, преосвяще́нне о́тче Евста́фие.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Земли́ ве́рных Свои́х яви́ тя́ Бо́г Сло́во ко исправле́нию благоче́стных дея́ний, святи́телю преблаже́нне.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Из Деви́ческаго чре́ва яви́лся еси́, Со́лнце Пра́ведное, озаря́яй земны́х чу́вствия и наставля́яй вои́стинну к позна́нию Своего́ Божества́.
Седален, глас 8
Повеле́нное та́йне, Боже́ственная прие́мь в ра́зуме свое́м, покро́в возжеле́л еси́ небе́снаго жития́, ско́ро прии́де, взе́мый кре́ст на ра́мо, глаго́лал еси́ непреста́нно все́м: Преклони́вый схожде́нием небеса́ и пло́ть взе́мь от Де́вы, все́х велегла́сно зове́т спасти́ся, вопи́ти же и глаго́лати: сла́ва неизрече́нней Твое́й ми́лости, Еди́не Преми́лостиве.
Песнь 4
Ирмос: Покры́ла е́сть небеса́ доброде́тель Твоя́, Христе́, из Киво́та бо проше́д святы́ни, Твоея́ Нетле́нныя Ма́тере, в хра́ме Сла́вы Твоея́ яви́лся еси́, я́ко Младе́нец руконоси́мь, и испо́лнишася вся́ Твоего́ хвале́ния.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Покры́ла е́сть небеса́ доброде́тель Твоя́, Христе́, из Киво́та бо проше́д святы́ни, Твоея́ Нетле́нныя Ма́тере, в хра́ме Сла́вы Твоея́ яви́лся еси́, я́ко Младе́нец руконоси́мь, и испо́лнишася вся́ Твоего́ хвале́ния.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
На Него́ же упова́л еси́, святи́телю, из мла́да бо во́зраста, ра́дуяся же, я́ко еле́нь, восте́кл еси́ на го́ру святу́ю, земна́я вся́ в ми́ре оста́вил еси́, прилепи́вся зако́ну Творца́ и Влады́ки исполне́нием за́поведи Боже́ственнаго хоте́ния, Ему́же, святи́телю, ра́достно вопие́ши: испо́лнишася вся́ Твоего́ хвале́ния.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ви́дел еси́, святи́телю, Сло́во Безнача́льное, пло́тию к на́м прише́дшее и вся́ челове́ки спа́сшее, са́м бо вся́ мирска́я ни во что́же вмени́л еси́, усе́рдно вопия́ ко Го́споду: испо́лнишася вся́ Твоего́ хвале́ния.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ви́дети херуви́мом и серафи́мом невозмо́жно от Деви́ческия кро́ве пло́ть Заи́мствовавшаго и к на́м Прише́дшаго, научи́ все́х с любо́вию вопи́ти Ему́: Свя́т еси́, Го́споди.
Песнь 5
Ирмос: Я́ко ви́де Иса́ия обра́зно на престо́ле превознесе́на Бо́га, от а́нгел сла́вы дориноси́ма, — о, окая́нный, — вопия́ше, — а́з! Прови́дех бо воплоща́ема Бо́га, Све́та невече́рня, и ми́ром влады́чествующа.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Свяще́нный смы́сл изуча́я, пло́ти уго́дия и похоте́ния удали́л еси́ непреста́нным ру́к твои́х воздея́нием и ча́стым коле́н преклоне́нием, о́тче богому́дре, с ра́достию воспева́еши си́це: Тебе́ люблю́, Иису́се Бо́же мо́й, Све́та Невече́рняго и ми́ром влады́чествующаго.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Прему́дрость Бо́жия, избра́вшая гони́теля Па́вла в сосу́да Себе́, изыма́ющая от земли́ убо́га и посажда́я на престо́ле бога́тем, прови́дя и тебе́, святы́й архиере́ю Бо́жий Евста́фие, избра́л[а] е́сть в па́стыря и наста́вника все́м лю́бящим Христа́, Све́та Невече́рняго и ми́ром влады́чествующа.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Очи́стив ду́шу и те́ло от скве́рны, преподо́бна, пра́ведна и незло́бива учи́теля себе́ показа́л еси́, о́тче блаже́нне, си́рых пита́тель, оби́димых помо́щник и странноприи́мец бы́л еси́, те́мже со дерзнове́нием вопие́ши: Тебе́ люблю́, Иису́се Бо́же мо́й, Све́та Невече́рняго и ми́ром влады́чествующа.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Безле́тнаго в ле́то родила́ еси́, Браконеиску́сная, де́вство и рождество́ сопря́гши па́че ума́, да челове́ка обожи́ши, па́че естества́ и ра́зума, Све́та Невече́рняго и ми́ром влады́чествующа.
Песнь 6
Ирмос: Возопи́ к Тебе́, ви́дев ста́рец очи́ма спасе́ние, е́же лю́дем прии́де от Бо́га: Христе́, Ты́ — Бо́г мо́й.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Сио́на доше́л еси́, блаже́нне, и, гро́б Госпо́день усе́рдною любо́вию облобыза́в, о ка́мень претыка́ния ника́коже потка́лся еси́, благода́тию Бо́жиею сохраня́емь.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Сы́ны челове́ческия сотворя́я сына́ми Бо́жиими, потща́лся еси́, блаже́нне, покланя́тися Святе́й Тро́ице во Еди́ном Существе́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Бра́нь и бу́ря от вселука́ваго врага́ воздвиза́ется на ны́, ча́д твои́х, но я́ко име́я ко Христу́ дерзнове́ние, пода́ждь ста́ду твоему́ благостоя́ние, я́ко тезоимени́т.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Безле́тнаго во чре́ве прие́мши, Богоро́дице, неизрече́нно Сы́на — Емману́ила, чу́дно воздои́ла еси́ от сосе́ц Твои́х во спасе́ние все́м ве́рным.
Кондак, глас 6
Свы́ше благода́ть прие́мь от Бо́га, во святи́тельское подо́бие обле́клся еси́ и от у́ст твои́х благоче́стно все́х научи́л еси́ покланя́тися Тро́ице Единосу́щней. Те́мже па́мять твою́ чту́ще, прославля́ем Бо́га, просла́вльшаго тя́.
Икос
На престо́ле сла́вы седя́щаго Бо́га возжеле́в всеусе́рдно, к Нему́ приве́л еси́ ве́рное ста́до твое́ и процве́л еси́ в дому́ Госпо́дни, я́ко фи́никс, умножа́я и возвыша́я, я́коже ке́др, ча́да твоя́, кро́тостию и смире́нием научи́в и́х воспева́ти и сла́вити Бо́га, просла́вльшаго тя́.
Песнь 7
Ирмос: Тебе́ во огни́ ороси́вшаго о́троки богосло́вившия, и в Де́ву нетле́нну все́льшагося Бо́га Сло́ва пои́м, благоче́стно пою́ще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Авраа́мли же́ртвы подража́в, о́тче Евста́фие, я́коже о́н Исаа́ка, та́ко ты́ твою́ ду́шу прине́сл еси́ Христу́ в же́ртву чи́сту и непоро́чну, благоче́стно воспева́я: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Ро́да зе́мна изба́вити, грехи́ сластолюби́вых очища́я воздея́нием ру́к, всено́щным бде́нием, слеза́ми мно́гими, церко́вною слу́жбою и ча́стым воздыха́нием прося́ о ни́х Го́спода, Ему́же благоче́стно воспева́еши: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Гро́б тво́й нетле́нна тя́ соблю́л е́сть Бо́жиим манове́нием, ра́ди утвержде́ния в ве́ре ста́да твоего́, те́мже, ра́ку твою́ целу́юще, зове́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: О́тчею во́лею, осене́нием Ду́ха Свята́го прия́ла еси́ Сы́на Бо́жия, Пречи́стая, неизрече́нно поне́сши Его́, родила́ еси́, Ему́же ве́рно вопие́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Песнь 8
Ирмос: Нестерпи́мому огню́ соедини́вшеся, богоче́стия предстоя́ще, ю́ноши, пла́менем же неврежде́ни, Боже́ственную пе́снь поя́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Лю́дие твои́, предзря́ще тя́ свяще́нна, возлюби́ша твоего́ уста́ва смире́ние и кро́тость, испо́лненную Боже́ственнаго уче́ния, от медото́чных усте́н пе́сненно вопию́т: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Се́ Жи́знь и Све́т все́м Христо́с прибли́жися, воздая́ кому́ждо по дело́м: нечести́вым осужде́ние, благочести́вым благода́ть и сла́ву, велегла́сно вопию́щим Ему́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
По успе́нии твое́м, свяще́нне о́тче Евста́фие, пресели́лся еси́ в го́рний Иерусали́м, на́м же оста́вль мо́щи своя́, те́мже вопие́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Се́ Де́ва, я́коже проро́к глаго́лаше, во чре́ве прия́ и роди́ Сы́на Емману́ила, е́же е́сть с на́ми Бо́г, на земли́ яви́ся и с челове́ки поживе́, Ему́же, ве́рнии, вопие́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Песнь 9
Ирмос: В зако́не се́ни и писа́ний о́браз ви́дим, ве́рнии: вся́к му́жеский по́л, ложесна́ разверза́я, свя́т Бо́гу. Те́м перворожде́нное Сло́во Отца́ Безнача́льна, Сы́на, первородя́щася Ма́терию неискусому́жно, велича́ем.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Дре́вле разумева́емей Же́ртве, зако́ном принося́щейся, ю́же Бо́жий архиере́й прино́сит, Госпо́дня преда́ния па́мятствуя, возно́сит хле́б и вино́ во оставле́ние грехо́в, все́м я́сно сказу́ет испове́дание ве́ры во Христа́ Го́спода.
Припев: Святи́телю, о́тче Евста́фие, моли́ Бо́га о на́с.
Возда́ждь ми́, — Бо́гу вопия́ше святи́тель, — прича́стия да́ра, е́же вопи́ти Тебе́ во Ца́рствии Твое́м и испо́лнитися ми́ Твоего́ весе́лия и в Тебе́ пребыва́ти; те́мже, хва́ляще, велича́ем Го́спода.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Свяще́ннаго пропове́дателя вои́стинну и Бо́жия рачи́теля, гряди́те, обстоя́ще честну́ю ра́ку на́шего учи́теля, усе́рдно воспои́м благода́ть Бо́жию, я́же в не́м пребыва́ет, велича́юще Го́спода.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Превы́ше обы́чая, неизрече́нно, Де́во Богоро́дице, Христа́ родила́ еси́, Его́же ны́не умоли́ изба́витися на́м от нахожде́ния пога́ных ага́рян и от вся́каго вре́да и междоусо́бныя бра́ни, да Тя́ непреста́нно, и́стинную Богома́терь, велича́ем.
Светилен
Свяще́нная и светоно́сная, па́че ума́ светле́йшая, о́тче Евста́фие, па́мять твоего́ успе́ния, ю́же све́тло пра́зднуем, возсия́ на́м дне́сь: сего́ ра́ди сла́вим просла́вльшаго тя́ Го́спода, да́вшаго ти́ благода́ть такову́ю, е́юже огражда́еши ста́до твое́.
Вернуться к списку