-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Святитель Евфимий, патриарх Тырновский
Источником сведений о жизни Евфимия [*] является Похвальное слово, которое составил его ученик митрополит Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, около 1415–1418 гг., с целью инициировать его канонизацию [1] .
В молодом возрасте Евфимий стал послушником, а затем монахом Килифаревского монастыря, основанного около 1350 г. прп. Феодосием Тырновским. Через некоторое время прп. Феодосий передал Евфимию руководство обителью. В начале 60-х годов XIV века монастырь разорили турки, и Феодосий вместе с Евфимием и несколькими учениками (среди них, весьма вероятно, был и будущий митрополит Московский и всея Руси Киприан) уехал в Константинополь и поселился в обители во имя св. Маманта. После смерти прп. Феодосия (1363) Евфимий жил в Студийском монастыре в Константинополе, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болгарского монастыря Зограф.
Около 1370 года, как противник унии с Римом, навязываемой византийским императором Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом Константинопольским Филофеем Коккином, Евфимий был подвергнут краткому заточению на острове Лемнос. Вероятно, в 1371 году вернулся в Болгарию и возглавил монастырь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром православной духовной и книжной деятельности в Центральной и Юго-Восточной Европе, здесь переводились с греческого на славянский язык библейские, литургические и другие книги. Ученики Евфимия, по словам митрополита Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», так как распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Великом Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Евфимия помимо митрополита Григория были будущий митрополит Московский и всея Руси Киприан, митрополит Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос), игумен Тисманского монастыря прп. Никодим Румынский и другие.
В 1375 году на Соборе болгарского духовенства Евфимий был избран Тырновским патриархом. Управляя Болгарской Церковью, Евфимий следовал за церковной политикой Константинопольских патриархов-исихастов Каллиста I и Филофея Коккина, строго следил за чистотой православия и вел борьбу с разными ересями, в том числе и с поздними формами богомильства. Евфимий заботился о нравственном состоянии паствы, запретил 4-й брак, осуждал неблагочестивые обычаи населения. Православные славяне и румыны уважали Евфимия и обращались к нему за разъяснением церковных канонов и правил.
В 1393 году в отсутствие болгарского царя Иоанна Шишмана он разделил с паствой тяготы осады и падения болгарской столицы, репрессии и выселение захватчиками. Григорий Цамблак намекает на какое-то противодействие туркам знатных граждан города, за что все 110 человек, в том числе и Евфимий, были приговорены к казни. Как описано в Похвальном слове, когда Евфимий, ожидая казни, положил голову на плаху, внезапно рука палача онемела. Турецкие власти испугались и заменили казнь ссылкой в так называемую Македонию – топоним, который в XIV в. воспринимался весьма широко и иногда охватывал и Фракию. По всем данным Евфимий был сослан в Бачковский монастырь. В монастыре он продолжил книжную деятельность. Евфимий был известен красноречием, его современник митрополит Бдинский Иоасаф писал в 1396 году, что «тогда… говорили многие: «Лучше бы солнце угасло, но не замолкал бы Евфимиев язык!»»
Точных сведений о времени и месте смерти Евфимия не сохранилось. Возможно, он скончался 10 января, как указано в заглавии единственного молдавского списка Похвального слова Григория Цамблака. 20 января как день его памяти появился в русских списках в XVI и XVII вв. по аналогии с днем памяти прп. Евфимия Великого. Многочисленные легенды о последних годах его жизни были собраны в конце XV–XVI в. в «Ловчанском сборнике». Одна из приписок к сборнику сообщает о тайном погребении Евфимия (здесь он уже назван святым, что указывает на его почитание) в Богородицкой церкви Бачковского монастыря, которая в момент составления сборника уже была разрушена. Это свидетельствует о том, что в конце XV в. место захоронения Евфимия было неизвестно. В настоящее время могила Евфимия считается утраченной.
В начале ХХ века в монастыре были открыты гробницы: близ западного входа в главную церковь (XVII в.) и под сводами церкви Архангела Михаила (XI в.), в одной из которых, возможно, был погребен Евфимий, но исследователи считают эти могилы «благочестивой фальсификацией». Наиболее вероятно, что Евфимий был похоронен в одной из 17 гробниц, которые находились в притворе старого кафоликона (XI в.), разобранного при строительстве нового в 1604 году [2] .
Примечания
[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[1] Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168.
[2] Чешмеджиев Д. Бачковският манастир и гробът на Патриарх Евтимий // Црквене студиjе. Ниш, 2005. № 2. С. 169-195.
Вернуться к списку