- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Евфимий Архангелоградский, игумен
Сведений о жизни преподобного Евфимия [1] почти не сохранилось. Известно только, что родом он из Вознесения, и с 1569 по 1585 гг. (по другим данным, он преставился в 1523 г.) был игуменом Михайлово-Архангельского монастыря. Об его сокровенном подвижническом житии не осталось воспоминаний современников и очевидцев. Но несомненно, что оно было именно таким, как о нем говорится в каноне преподобному: «жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрования смирив крепостию Божественнаго Духа».
И свидетельством неложности этих слов могут послужить сказания об обретении его мощей и о многочисленных чудесах, совершившихся от них.
В старинном повествовании так говорится об обретении мощей преподобного Евфимия. 7 июля 1647 г. кузнец Евстафий Трофимов рыл на дворе у архангельского воеводы, боярина Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, яму для установки кузнечного горна. Неожиданно из-под земли показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что нашел сундук с кладом.
Однако, к его разочарованию, вместо этого он выкопал старинный гроб. «Вот-те и барыш!» – только и вымолвил Евстафий. Раздосадованный, он стал насмехаться над неизвестным усопшим: «вставай, помогай копать!» и руку свою под гробовую доску совал, но рука в гроб не вошла, и он ничего не ощупал». За этот кощунственный поступок Евстафия внезапно начало трясти, как в сильной лихорадке, а от резкой слабости он не мог даже пошевелиться. Тогда-то он понял, что заболел из-за непочтительного отношения к неведомому подвижнику, что лежал в найденном им старинном гробу, и принялся оплакивать свой грех.
Но исцелился Евстафий только после того, как по повелению боярина Юрия Буйносова-Ростовского, узнавшего о причине болезни своего слуги, была совершена панихида по новоявленному угоднику Божию.
Таково было первое из чудес преподобного Евфимия Архангелогородского.
Стараниями воеводы Буйносова-Ростовского гроб с телом преподобного был перенесен в находившуюся недалеко от места его обретения деревянную церковь в честь Праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня. Тогда же его мощи переложили из старого гроба в новую деревянную раку. При этом также совершилось несколько знаменательных чудес.
Некий Максим Медведкин, скептически отнесшийся к почитанию новоявленного угодника, потерял рассудок и излечился от страхований лишь после слезного молитвенного обращения к тому, над кем он прежде недоверчиво посмеивался.
А страдавший десять лет неизлечимой болезнью ног вдовый священник Воскресенской церкви Димитрий Козьмин по вере своей в помощь преподобного получил исцеление после того, как отстоял обедню у его гроба.
Несмотря на множество чудес, совершившихся у гробницы преподобного, имя его около двух лет оставалось неизвестным. Пока сам он в 1649 г. не открыл его в сонном видении послушнику Михайло-Архангельского монастыря Косме Игнатьеву. Тот, в числе других братий, был отправлен на рыбный промысел, но внезапно так тяжело заболел, что лежал в беспамятстве, близкий к смерти, без всякой на надежды на человеческую помощь. И тогда-то, как вспоминал позже сам Косма, «вниде старец ко мне – брада седа вполовину. И рече ми: «тяжко болиши, молися Богу и призови на помощь лежащего во гробе у Происхождения Честнаго Креста Господня». И аз рех: «Господи, не ведаю имени его». Он же рече: «имя мне Евфимие, а родом из Вознесения». И невидим бысть».
Помолившись преподобному Евфимию, Косма поправился. А о происшедшем с ним чуде рассказал, вернувшись в монастырь, игумену Антонию. Благодаря этому и стало известно имя угодника Божия Евфимия. А повесть об исцелении послушника Космы сохранилась до наших дней как свидетельство действенности молитвенного обращения к преподобному.
«Евфимием из града Архангельского» назвал он себя, явившись и некоторым другим людям, например, жительнице Емецкого погоста Ксении, которая долгое время страдала от лихорадки и, «призвав святаго с верою об избавлении от недуга, исцеление получи».
О том, как выглядел преподобный Евфимий, также известно по рассказам излеченных им людей. Они описывали его как «человека, светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же», или как старца «с постным лицом, брада в просед невелика, в багряной ряске».
В 1644 г. монахом Михайло-Архангельского монастыря Иосифом были собраны свидетельства о многочисленных исцелениях, совершившихся от гробницы преподобного Евфимия. А в 1650 г., по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего патриарха), игумен Антоние-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование его мощей. При этом «были найдены кости, а расследование чудотворений убедило в святости преподобного, который признан за игумена Михайло-Архангельского Евфимия». Тогда же была составлена служба преподобному и написана его икона.
Так в сонме святых, в земле Российской просиявших, появилось имя преподобного Евфимия Архангелогородского. Это стало знаменательным событием для истории Архангельска, который «дарований чудес обогатился еси обильно, древних отец чести сподобися» обретением мощей новоявленного угодника Божия.
До начала 18 века мощи преподобного Евфимия находились в храме Происхождения Честных Древ Креста Господня. Впоследствии на его месте была построена другая церковь – в честь Архистратига Михаила, где под спудом положены мощи преподобного.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Тропарь Евфимию Архангелогородскому
глас 4
Я́ко сокро́вище многоце́нно/ и исто́чник, излива́ющ то́ки исцеле́ний,/ подаде́ нам Христо́с честны́я мо́щи твоя́,/ преподо́бне Евфи́мие,/ боле́зни у́бо отъе́млющия страсте́й разли́чных,/ благода́ть же душа́м точа́щия непреста́нно,// Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Вернуться к списку