- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученики Димитрий (Добросердов), архиепископ , Иоанн Хренов, диакон, преподобномученики Амвросий (Астахов), архимандрит, Пахомий (Туркевич), игумен
Священномученик Димитрий (Добросердов), преподобномученики Амвросий (Астахов), Пахомий (Туркевич) и Варлаам (Ефимов), священномученик Иоанн Хренов, преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученик Николай Рейн, мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич
Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.
Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем. 6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награжден наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.
В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 году его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения. В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.
18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии и назначен настоятелем Савино-Сторожевского монастыря. С того же года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве. Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно-иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.
В 1921 году преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским. Обновленцы в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин этого было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны в 1918-1921 годах. Под натиском обновленцев епископ Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.
В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную борьбу с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь, расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет города Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея.
26 сентября 1923 года преосвященный Димитрий был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда преосвященного Димитрия в город обновленцы принесли покаяние и все храмы за исключением одного перешли к православным. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных все более возрастала.
Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: «Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента. Епископ Димитрий очень хитро проводит политику назначения своих попов на места, занятые попами-обновленцами, то есть попу, обращающемуся к нему за назначением, он предлагает идти в село и достать от группы верующих протокольное постановление о желании иметь посланного епископом Димитрием попа в приходе; конечно, при таком подходе к делу посланному попу ничего не остается делать, как вести агитацию против находящегося в приходе попа, обвиняя его в еретичестве, коммунизме и тому подобном. Со времени упразднения Епархиального управления вся полнота власти перешла в руки епископа Димитрия... которому... подчиняются попы, так как иначе неподчиняющийся при помощи агитации посланных Димитрием попов рискует потерять место и превратиться в еретика. Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи, назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он ни при чем, так как монахи опять-таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности авторитет епископа Димитрия... А всего духовенства, последователей бывшего Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%. В области работы среди духовенства нами приняты следующие меры: производится... срочный учет всего духовенства, принимаются меры к расторжению договоров групп тихоновского толка в пользу обновленцев... Предполагается создание Епархиального управления с равным процентом тихоновцев и обновленцев...»
Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет для лечения. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад, чтобы попрощаться с Александром Дмитриевичем Самариным, бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода, с которым владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден. В Козлове его арестовали и препроводили в Тамбов. В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы и уехал в Москву, где ему довелось на всенощной накануне празднования памяти великомученицы Екатерины сослужить Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру. Для Местоблюстителя это была последняя служба, через три дня он был арестован.
В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Перед отъездом епископ Димитрий пошел к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), который, ввиду чрезвычайных обстоятельств по управлению Церковью в условиях беспрестанных гонений, разделил Ставропольскую епархию на две и поручил епископу Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией.
Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Рябова Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом, неподалеку от Пантелеимоновской церкви, в которой он часто служил.
14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа. 23 марта 1934 года назначен архиепископом Можайским, викарием Московской епархии.
В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста.
Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом.
Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого‑либо оговорить.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих заявляли о том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство. Вы это подтверждаете? – спросил следователь.
– Я это не подтверждаю, и об этом я никому не заявлял, – ответил архиепископ.
– Следствию известно о том, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что якобы митрополит Петр расстрелян советской властью. Откуда вам это известно?
– Мне известно от митрополита Сергия (Страгородского) о том, что митрополит Петр в декабре 1936 года умер в ссылке, а о расстреле его я ни от кого не слышал и таких слухов не распространял.
Вместе с архиепископом Димитрием были арестованы архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, монах Варлаам (Ефимов), инокиня Татьяна (Бесфамильная), миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич.
Преподобномученик Амвросий (в миру Алексей Аникеевич Астахов) родился в 1860 году в селе Борисовка Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. До 1925 года он жил в монастыре, а после его закрытия – в разных селах Московской области, в частности в селе Аксиньино Красногорского района, и духовно окормлял монахинь и послушниц Головинского монастыря.
– Кто и в каких целях вас посещал на квартире? – спросил следователь.
– Меня посещали мои почитатели, которые обращались ко мне за различными советами, – ответил архимандрит Амвросий.
– Какие советы вы давали своим почитателям?
– Я давал советы только по вопросам семейной жизни.
– Следствие располагает данными, что вы своих почитателей обрабатывали в антисоветском духе. Вы это подтверждаете?
– Да, я действительно говорил, что советская власть на религию и духовенство устраивает гонения, говорил, что советская власть есть власть антихриста, посланная в наказание народу за грехи.
– Изложите ваши взгляды на советскую власть.
– К советской власти я отношусь враждебно, считаю, что советская власть разрушает храмы, ссылает совершенно безвинное духовенство и верующих. По своим убеждениям я являюсь монархистом, а советскую власть я рассматриваю как временное явление... Люди в России, которые по своей глупости свергли царя, сейчас в этом раскаиваются, потому что видят очень много несправедливости от советской власти, чего не было при царе.
Преподобномученик Пахомий (в миру Павел Акимович Туркевич) родился в 1864 году в местечке Миляновичи Ковельского уезда Волынской губернии в семье кузнеца. Подвизался в Златоустовском монастыре до его закрытия в 1923 году. В конце двадцатых – начале тридцатых годов, будучи в преклонных летах, жил в Москве у своих духовных детей.
– Ваше отношение к советской власти, – спросил следователь игумена Пахомия во время допроса.
– Я советскую власть считаю властью антихриста, которая послана Богом народу в наказание.
Священномученик Иоанн родился 3 сентября 1888 года в городе Москве в семье служащего Таганской тюрьмы Семена Хренова. Семья была очень религиозная и благочестивая. Иван с раннего детства ходил молиться в Новоспасский монастырь, расположенный неподалеку от дома, где они жили. Со временем он стал петь на клиросе вместе с монахами и на некоторых богослужениях был чтецом. В 1907 году Иван Семенович окончил педагогический институт, но учителем не стал; он не почувствовал в себе призвания к этой профессии и увидел, что сталкивается с большими трудностями в объяснении детям учебного материала. Он сначала устроился бухгалтером в Таганскую тюрьму, а затем иеросхимонах Аристоклий, с которым Иван Семенович был хорошо знаком, помог ему устроиться бухгалтером в Московский купеческий банк. В 1911 году Иван Семенович женился на девице Евдокии. Она была из благочестивой семьи и прихожанкой Новоспасского монастыря, где они познакомились.
После национализации в 1917 году банков Иван Семенович стал работать бухгалтером в государственных учреждениях города Москвы. После закрытия Новоспасского монастыря он, как и все прихожане монастыря, начал ходить в расположенный рядом с обителью храм Сорока мучеников; там ему предложили принять сан диакона. Выбор был очень серьезным, и Иван Семенович отправился в храм святителя Николая на Маросейке к протоиерею Алексию Мечеву, чтобы посоветоваться с ним и взять благословение. Отец Алексий благословил, и в 1921 году епископ Верейский Иларион (Троицкий) рукоположил его в сан диакона ко храму Сорока мучеников. При храме тогда еще существовала воскресная школа, которой диакон Иоанн стал руководить. Прослужил он здесь около года; в храме в это время начались распри, и он ушел из него. Затем служил некоторое время в Троицком храме в Котельниках. Во время служения в храме Сорока мучеников и в Троицком храме диакон Иоанн продолжал работать бухгалтером. Семья отца Иоанна, состоявшая из супруги и дочери, была дружной; все свободное время в будни они посвящали чтению духовных книг, и в особенности житий святых, читая жития на каждый день. В воскресные дни и в праздники и при любой возможности они шли в храм. В начале 1930 годов отца Иоанна вызвали в ОГПУ и сказали ему:
– Вы хороший работник, мы проверили вас, мы предлагаем вам работать у нас агентом, сообщать нам обо всех, кто с вами работает.
Отец Иоанн ответил на это:
– Я не могу этого делать, потому что на мне сан диакона.
– А вы снимите с себя сан диакона.
– Бог дал, Бог с меня снимет, – ответил отец Иоанн.
Сотрудники ОГПУ не стали более настаивать, и один из них сказал:
– Нам бы побольше таких стойких людей.
В 1937 году на диакона Иоанна донесли, что его квартиру посещает много духовенства, и к нему пришли сделать обыск и арестовать. Во время обыска у него нашли справку, что он рукоположен в сан диакона. «Ну, вот еще одно дело», – удовлетворенно сказал один из обыскивавших. На допросах отец Иоанн подтвердил, что он до сего времени носит сан диакона и не желает с себя снимать сан. А что касается обвинений в контрреволюционной деятельности, то в этом он виновным себя не признает.
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Севастьянович Ефимов) родился 12 апреля 1903 года в семье благочестивых московских жителей Севастьяна и Мавры Ефимовых. Работал курьером в 33-м отделении милиции. В 1935 году он тайно принял монашеский постриг с именем Варлаам. Он был арестован 29 сентября 1937 года. Его обвинили в том, что он, «будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию. Свою квартиру он предоставил для совершения тайных богослужений и ночлега возвратившемуся из ссылки духовенству. В 1935 году он принял пострижение в тайное монашество, к чему склонял и других своих единомышленников».
Следователь спросил его, как в его квартиру попало священническое облачение. Василий Севастьянович ответил, что оно оставлено иеросхимонахом Аристоклием, которого глубоко почитала вся его семья и который несколько раз совершал молебны в их квартире. Но «в данное время его нет в живых, так как он умер лет пять тому назад», – пояснил Василий Севастьянович. Виновным он себя ни в чем не признал. 17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила монаха Варлаама (Ефимова) к десяти годам заключения, и он был отправлен в Локчимлаг в Коми область, где вскоре скончался.
Преподобномученица Татиана (Татьяна Николаевна Бесфамильная) родилась 10 января 1866 года в Москве. В возрасте пяти лет она была отдана матерью в приют Рождественского монастыря, где прожила до самого его закрытия в 1923 году, не выходя все это время за пределы обители. Подвизаясь на различных послушаниях, она окончила в монастыре церковноприходскую школу. В 1920 году Татьяна приняла иноческий постриг. После закрытия обители и до самого своего ареста она жила в квартире неподалеку от монастыря, продолжая совершать свой иноческий подвиг, зарабатывая на жизнь рукоделием и шитьем. Будучи арестованной, виновной себя не признала.
Мученик Николай родился 21 января 1892 года в селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье потомственного почетного гражданина Александра Рейна. По рождению Александр Рейн был прусским подданным, приехавшим в Россию в качестве управляющего имением, но в 1903 году он принял русское подданство. В 1911 году Николай Александрович окончил гимназию Креймана, а в 1918 году – сельскохозяйственный институт. С 1920 по 1930 год он работал научным сотрудником Тимирязевской академии в Москве, а затем, по день своего ареста, – в институте овощного хозяйства. Во время гонений на Церковь от безбожной власти он приютил в своем доме афонского иеромонаха Илариона (Громова) и оказывал ему материальную помощь.
– Следствие располагает данными, что вы среди верующих распространяли провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию. Вы это подтверждаете?
– Я не отрицаю, что говорить о существующем гонении на религию мог, но провокационных слухов среди верующих не распространял, – ответил Николай Александрович.
– Следствие располагает данными, что на квартире у вас и знакомых вам прихожан производилось тайное богослужение. Подтверждаете ли это?
– Тайного богослужения ни у меня, ни у близких священника Илариона не было. Я не отрицаю, что богослужения на квартире у меня и знакомых проводились, но это было связано с выполнением ряда религиозных обрядов (похорон, праздничных молебнов и прочего).
– Ваши убеждения и взгляды на советскую власть.
– Советскую власть я считаю законной властью, но она не считается с мировоззрением верующих, она борется с религией и Церковью как с контрреволюционными организациями...
Мученица Мария (Мария Николаевна Волнухина) родилась 3 марта 1876 года в Москве в семье торговца. Она вышла замуж за фабриканта Ивана Герасимовича Волнухина. Оба были глубоко верующими людьми, для которых вера была главной ценностью и содержанием жизни. Вскоре после революции Мария Николаевна потеряла мужа. В 1927 году все ее имущество было национализировано. В 1932 году Мария Николаевна была приговорена к трем годам ссылки в Северный край, в город Котлас, но вскоре оттуда уехала и с этого времени начала странствовать, не имея определенного места жительства. Среди верующих почиталась за подвижническую жизнь и прозорливость. Будучи арестованной, она не признала себя виновной.
– На какие же средства вы существовали? – спросил ее следователь.
– Я существовала на средства, которые получала от нищенства.
– Где вы проживали после вашего возвращения из ссылки?
– Определенного места жительства я не имела, проживала у своих знакомых, назвать которых я отказываюсь.
Мученица Надежда родилась в 1877 году в деревне Головенщицы Сверженской волости Минской губернии в семье крестьянина Григория Ажгеревича. Она была глубоко верующим человеком, имела благословение на принятие монашества, но принять постриг не успела. Дома своего не имела и жила у монахинь закрытых монастырей в Москве и Московской области. Будучи арестованной, виновной себя не признала.
– Чем вы занимались и на какие средства существовали? – спросил следователь.
– Я нахожусь без определенных занятий, бродяжничаю и занимаюсь нищенством.
– Следствие располагает данными, что вы среди верующих производили денежные сборы для оказания материальной помощи высланным за контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете?
– Я не отрицаю того, что оказывала материальную помощь арестованным из тех средств, кои мне удавалось собрать.
– Вы распространяли слухи о якобы имеющемся в СССР голоде?
– Я этого не говорила, без меня все видели, как у церквей сидели голодные, приехавшие с Украины, которые просили себе на пропитание.
– Вы распространяли провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство?
– Да, я говорила, что советская власть арестовывает безвинных людей, бесчинствует и расстреливает безвинный народ.
– Назовите своих почитателей, которые вам предоставляли ночлег.
– Ночлег я получала от своих почитателей, но их фамилии и адреса мне неизвестны.
17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу.
21 октября архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татиана (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич
были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь». Тверь, 2003 год, стр. 129-149.
Библиография
ГАРФ. Ф. 10035, д. 20816.
РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 320.
ГАТО. Ф. Р518, оп. 1, д. 230.
Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год. Козлов, 1893.
Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной иерархии на 1917 год. Петроград, 1917.
Московский журнал. 1991, № 12.
За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Кн. 1. М., 1997.
Артамонов В.Б. Архиепископ Димитрий (Добросердов, 1864-1937): материалы к жизнеописанию. Рукопись. 1998.
Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 5. Тверь, 2001.
Источник: fond.ru
Акафист святому новомученику Николаю Рейну
Кондак 1
Избранный страстотерпче и угодниче Божий, оросивый землю Российскую честною своею кровию, во дни гонения безбожнаго душу твою за веру во Христа положивый и венцем нетленныя славы от Негоже украшенный, восхваляем подвиги и страдания твоя, с любовию воспевающе ти сице:
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Икос 1
Ангелов Творец и Господь во дни мятежа и нестроений велиих, охвативших Отечество наше, яви святых мучеников Своих, яко твердых адамантов во исповедании веры Христовой, иже за Него потекоша на страдальческий подвиг. В их сонме велием прослави Господь тя, всехвальный Николае, яко верного служителя Своего и стратотерпца добропобеднаго, лживым речениям лжепророков рая земнаго невнявшего и до смерти лютей токмо единому Христу, Пути, Истине и Жизни последовавшего. Сего ради приими убо от нас хвалебное пение сие:
Радуйся, во дни гонения безбожнаго твердое исповедние веры явивый;
Радуйся, благая мира сего ни во что же вменивый;
Радуйся, крест свой до конца понесший;
Радуйся, муками и страданиями любовь ко Христу показавый;
Радуйся, кровь свою за Него пролиявый;
Радуйся, от Христа венцем нетленным украшенный;
Радуйся, на земли в сонме святых прославленный;
Радуйся, на небеси с Ангелами Трисвятую песнь воспевающий;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 2
Видяще любовь твою к молитве и попечение, како угодити Богу, отец и мати и сродники твоя не прещаху, но паче споспешествоваху ти возрастати в разуме Божии и добродетели и научении книжнем. И промышлением Божиим тако совершися, яко егда в стране Российстей времена тяжкая для веры Православныя насташа, преславный поборник Тоя явился еси, да вси вернии воспоют Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богомудрый имея, яко Соломон, всем сердцем возлюбил еси, блаженне, премудрость Божию, юже и поискал еси прилежно от юности твоея; темже от Бога дарование прием, преуспел еси в научении книжнем и в благочестии возрастал еси, не одесную, ни ошую от веры праотеческия не отходяще. Мы, сия ныне поминающе, величаем тя сице:
Радуйся, не токмо классы полевыя, но и пшеницу духовную в души твоей возрастивый;
Радуйся, плевелы прелести и заблуждения духовнаго огнем премудрости твоея попаливый;
Радуйся, благоукрасный цветник добродетелей богоугодных Христу принесый;
Радуйся, во дни испытания духовнаго все упование твое на Предвечнего Бога возложивый;
Радуйся, и нас угождати Спасителю научающий;
Радуйся, в уповании на милосердие Божие нас утверждающий;
Радуйся, дела наша к славе Божией исправляющий,
Радуйся, к доброделанию всех призывающий;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 3
Силою благодати Божественныя укрепленный, прехвальный Николае, нашествия помыслов сопротивных не убоялся, несумнено и крепко держался еси веры истинней, сего же ради доблественне душу свою положи, да прославится Отец Небесный жертвою твоею. Сего ради, благодаряще о богоприятнем исповедании твоем, вопием Богу укрепившему тя: Аллилуиа.
Икос 3
Имея душу боголюбиву и сердце милостиво, надежду несумненную, любовь истинную к Распятому за ны Христу Богу нашему стяжал еси, всехвальне Николае, во время воздвигнутых богоборческой властию гонений на Церковь Божию, не убоялся еси веру истинную исповедати и ради спасения гибнущих от атеистическаго злосмрадия проповедал еси Евангелие среди колеблющихся и сомневающихся. Таковыя ради твоея ревности о Господе Вседержителе, вопием ти, святе Николае, сице:
Радуйся, поборниче Христов, в мужестве неодоленный.
Радуйся, советом нечестивых не покоривыйся.
Радуйся, непоколебимый столпе Церкве Христовы.
Радуйся, щите веры, притупивый стрелы лукавых.
Радуйся, звездо, путь ко Христу показующая.
Радуйся, святителей и священников любителю и богомудрых иноков собеседниче;
Радуйся, отроком и юношам чистым житием твоим благочестия и целомудрия учителю;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 4
Буря ярости и гонений, обрушившаяся на Церковь Русскую, поглоти в пучину лютыя скорби верныя люди Божия: мнози бо архиереи и священницы в заточении томяхуся, ты же, о тех печаляся, любвеобильный Николае, со духовными чады твоими, христианския любве исполненными, втайне приношения собираяй, в темницу посылал еси. Мы же, истинное твое братолюбие ублажающе, взываем Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша о храмов закрытии и видя святынь поругание, о сохрании веры и и преумножении ревности по Бозе поревновал еси, богомудрый Николае, и яко светильник на свещнице поставлен был еси промышлением Божиим во граде Москве. Ту вскоре начала приходите к тебе ближняя и дальняя, яко да в дому твоем Иллариона, священноинока афонскаго и других служителей Божиих принимал еси, дабы ближних твоих в благочестии и терпении утвердити. Сия же убо поминающе взываем ти сице:
Радуйся, правды Христовой ревнителю,
Радуйся, спасения ближних твоих взыскавый,
Радуйся, вся любовию сердечною объявый;
Радуйся, Отечества земнаго верный сыне;
Радуйся, Небеснаго Иерусалима преславный гражданине.
Радуйся, Распятаго Спасителя последователю всеусердный;
Радуйся, Небеснаго Домовладыки слуго благий и верный.
Радуйся, жатвы Господней делателю неленостный;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 5
Боготочную кровь Господа нашего Иисуса Христа, за нас грешных, пролиянную, созерцал еси духовными очесема своима, святый Николае, и благодатию укрепляемый не убоялся еси, егда безбожными мучители, по неправосудному наущению в темницу тя ввергоша, идеже насмеяния и уничижения претерпел еси, не переставая и там пети Богу: Аллилуйя.
Икос 5
Видевши, яко блага мира сего преходяща и тленна суть, потщился еси, да взыскал еси нетленное претерпение мук лютых за веру православную, зане сподоби тя Господь Вседержитель предстояти в славе вечней вкупе со ангелы и всеми святыми у Престола Своего. Не остави и нас, святый мучениче, память твою совершающих и вопиющих ти сице:
Радуйся, единовременно во узы темничные заключенный;
Радуйся, купно и с иными страстотерпцы муки велия приявый;
Радуйся, хулы и поношения богоотрекшейся толпы кротко несший;
Радуйся, бесовскою злобою гонителей веры Христовой опаленный;
Радуйся, на твердом камени заповедей Христовых утвердившийся;
Радуйся, верностию воле Божией мучителей удививый;
Радуйся, злословящих тя благословивый;
Радуйся, на Христа, яко на Помощника и Защитника непрестанно уповавый;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 6
Проповедник благочестия явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово Истины, святый мучениче Николае, яко добрый воин Христов ограждая ближних твоих в годину искушений и соблазнов и подвизаясь взывати истинному Богу: Аллилуйя.
Икос 6
Возсиял еси богоугодным житием твоим, богоносный Николае, все упование свое на Господа, вся во благо устрояющаго, возлагая. Мы же, восхваляя подвиги твоя, глаголем сице:
Радуйся, яко в житии твоем добродетельми просиявый.
Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый.
Радуйся, в покои Господа Иисуса Христа вшедый;
Радуйся, срашныя страдания до конца претерпевый;
Радуйся, не убоявыйся убивающих тело, душу же свою не погубивый;
Радуйся, пренесением мук лютых тленная на нетленная пременивый;
Радуйся, истину Божию безбоязненно пред мучительми вещавый;
Радуйся, крест Христов всем сердцем и всею душею приявый;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 7
Хотевый подражати Агнцу Божию, вся скорби и страдания безропотно претерпел еси, святый мучениче Николае и, принимавый мученичестии страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа, воспевая ему: Аллилуйя.
Икос 7
Новую благость дарует Господь страждущему народу нашему, в горниле испытаний лютых смертельно изнемогшему, да уразумеем яко благ Господь, наказует, но не умерщвляет, показуя на избранных Своих, вчера униженных и обесславленных, ныне их Церковь святая к лику святых воздвизает. С ними же тя, святый новомучениче Николае, в чертог Свой приемлет молитися за ны. Сего ради радующеся, вопием Ти:
Радуйся, любовь ко Господу кровию своею запечатлевший;
Радуйся, никаких мук за Христа не убоявыйся;
Радуйся, доблий воине Христов, верность ко Владыце до смерти сохранивый;
Радуйся, хулителей имени Господня твердостию веры удививый;
Радуйся, на Бога, яко на Помощника и Защитника уповавый;
Радуйся, временною смертию в жизнь вечную пришедый;
Радуйся, победную песнь на Небеси воспевающий;
Радуйся, ангелами пресветлыми присно торжествующий;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 8
Странен быв на земли, к горнему отечеству добре шествовал, еси, Христов угодниче Николае, Господа бо всем сердцем и всею душею измлада возлюбив, скорби многообразныя Его же ради добропобедно претерпел еси, егда воздвиже враг спасения брань лютую, дабы отлучися тя от Христа Спасителя. Ты же, презревше вся скорогибнущая мира сего претерпе до конца страдания, и в небесный вертоград вшел еси, и до днесь радостно поюще: Аллилуйя.
Икос 8
Всего себе Господеви предал еси, святый новомучениче Николае, егда потщался еси войти тесным и прискорбным путем в жизнь вечную, презревый вся злопыхания богопротивная с кротостью и смирением своих мучителей взыде на заклание, благодатию Христовою укрепляемый. Мы же, тобою ко духовному подвигу наставляеми, ублажаем тя:
Радуйся, в мучениих дух терпения стяжавый;
Радуйся, ни скорбию, ни муками, ни страданием от Христа не отлучивыйся;
Радуйся, ни во что же злобу мучителей вменивый;
Радуйся, их же злопыхания отвергнувый;
Радуйся, именем Христовым лютость мучителей победивый;
Радуйся, молитвы ко Господу и в заключении творивый;
Радуйся, волю свою воле Отца Небеснаго покоривый;
Радуйся, мученической кончиною своею торжество веры возвеличивый;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 9
Вся помыслы своя к Богу возвел еси, святый Николае, странником и пришельцем в жизни сей себя помышлявший, не хотел, святый новомучениче Николае, от истинной веры отступити и земная, паче небеснаго возлюбити. Убо и страдания лютая за Христа претерпел еси, на Небесех Отечество себе взыскал еси, и ныне тамо победную песнь Богу радостно воспеваеши: Аллилуйя.
Икос 9
Ветии многовещавшие не возмогли быша воспети достойно подвизи и мучения твоя, святый Николае, яко во время суровых испытаний веры православной душею твердее адаманта явился еси. Мы же, ублажая доблести твоя, умиленно вопием:
Радуйся, в годину безбожных гонений воином веры православныя явившийся;
Радуйся, муками своими миродержателя века сего победивший;
Радуйся, прелесть бесовскую обличивший;
Радуйся, хулителей Имени Господня посрамивший;
Радуйся, на себе изображение страстей Христовых явивший;
Радуйся, лютых мучителей свирепства неубоявшийся;
Радуйся, на небеса со славою возшедый;
Радуйся, благодать велию от Господа получивый;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 10
Спасения и вечного покоя достигл еси, святый Николае, егда претерпел еси за верность Богу мучения страшная. Мы же, чтя святую память твою, молим, да избави нас от бед лютых, напастей, искушений и скорбей, да поем с тобою купно Богу во веки: Аллилуйя.
Икос 10
Стеною твердою явился еси, святый Николае, егда беззаконные мучители глаголаша о казни твоей грядущей. Ты же купно со страстотерпцы святыми: святителем Димитрием, преподобными Амвросием, Пахомием, Татианою, диаконом Иоанном и жены благочестивыми Мариею и Надеждою живот свой за Христа положил еси, безбоязненно прешедше ко венцу земнаго бытия твоего. Мы же, поминающе и ублажающе страдания твоя, просим тя: подвигни на молитвы с тобою купно пострадавших страстотерпец святых и милостиво приими похвалы сия:
Радуйся, неправедный приговор с кротостию приявый;
Радуйся, во узилище смрад и тесноту претерпевый;
Радуйся, муки душевныя пред казнию мужественно пренесый;
Радуйся, обреченных с вами на казнь словесы своими ободрявый,
Радуйся, во страдании твоем диадиму нетленную стяжавый;
Радуйся, аки агнец кровию своею землю Бутовстию омочивый;
Радуйся, мощи твоя на мощи других новомучеников положивый;
Радуйся, страх смертный упованием на Христа-Жизнодавца низложивый!
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 11
Пение хвалебное приносим дивному во святых Своих Богу нашему, даровавшаго Церкви Своей и граду Москве усерднаго молитвенника, всехвальнаго новомученика Николая, иже и поныне не престает молитися за ны и научая пети всех: Аллилуиа.
Икос 11
Светолепною ризою спасения и одеждою нетления облече тя Христос Спас и Владыка, и венцем небесным увенча главу твою и лику избранных причте; темже в славе Царствия Небеснаго слышиши похвалы сия:
Радуйся, в сонме мучеников Христовых вечный покой и блаженство стяжавый;
Радуйся, града нашего молитвенный пред Богом предстателю;
Радуйся, промыслом Божиим к небесней славе представленный;
Радуйся, избрание твое подвигом мученическим оправдавый;
Радуйся, от земных скорбей пришедый к покою небесному;
Радуйся, обетованнаго Искупителя лицем к лицу узревый;
Радуйся, Его во житии и страданиях своих возвеличивый;
Радуйся, к Царству Небесному узким путем восшествовавый;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 12
Благодать дана еси тебе свыше, святый мучениче, направи ко спасению и сохрани от бед чтущих память твою и прибегающих к предстательству твоему. Сего ради святыми молитвами огради от всякаго зла, верных христиан сохрани, да воспоим все Богу: Аллилуйя.
Икос 12
Поюще прославление твое, всехвальный и благопобедный Николае, ублажаем мученическую кончину, восхваляем священную память твою, благодарим Господа всех, яко дарова нам многомощнаго ходатая и молитвенника о душах наших, и с любовию возглашаем сице:
Радуйся, усердных своих почитателей от бед и напастей отводящий;
Радуйся, жития нашего многогрешнаго исправителю;
Радуйся, от заблуждений духовных целителю;
Радуйся, страстями века сего души израненныя омывающий;
Радуйся, житию богоугодному и благочестию нас научающий;
Радуйся, во трудах благолепия церковнаго нам споспешествуяй;
Радуйся, в благочестии и трезвомыслии нас утвердждаяй;
Радуйся, мрак уныния нашего светом радости о Бозе разгоняяй;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 13
О, предивный мучениче Христов Николае! Приими от чтущих тя и призывающих имя твое святое малое акафистное пение сие, избави нас своим предстательством пред престолом Вседержителя от всех скорбных обстояний, недугов душевных и телесных, лукавых искушений, вечныя изми муки и наследниками Царствия Небеснаго соделай, да во веки поем Богу: Аллилуйя.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангелов Творец и Господь во дни мятежа и нестроений велиих, охвативших Отечество наше, яви святых мучеников Своих, яко твердых адамантов во исповедании веры Христовой, иже за Него потекоша на страдальческий подвиг. В их сонме велием прослави Господь тя, всехвальный Николае, яко верного служителя Своего и стратотерпца добропобеднаго, лживым речениям лжепророков рая земнаго невнявшего и до смерти лютей токмо единому Христу, Пути, Истине и Жизни последовавшего. Сего ради приими убо от нас хвалебное пение сие:
Радуйся, во дни гонения безбожнаго твердое исповедние веры явивый;
Радуйся, благая мира сего ни во что же вменивый;
Радуйся, крест свой до конца понесший;
Радуйся, муками и страданиями любовь ко Христу показавый;
Радуйся, кровь свою за Него пролиявый;
Радуйся, от Христа венцем нетленным украшенный;
Радуйся, на земли в сонме святых прославленный;
Радуйся, на небеси с Ангелами Трисвятую песнь воспевающий;
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Кондак 1
Избранный страстотерпче и угодниче Божий, оросивый землю Российскую честною своею кровию, во дни гонения безбожнаго душу твою за веру во Христа положивый и венцем нетленныя славы от Негоже украшенный, восхваляем подвиги и страдания твоя, с любовию воспевающе ти сице:
Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!
Вернуться к списку