- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский
Янис (Иоанн) Поммер родился 6 (19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша. Его родители были простые набожные и благочестивые христиане. Святое православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на сильное сопротивление и жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в этой семье начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. И вообще, в этой семье любили петь церковные песнопения. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно.
По Промыслу Божию бедному сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую духовную семинарию.
Все свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности и готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила его очередь читать на богослужении, Иоанн читал проникновенно и молитвенно.
В 1900 году Иоанн Поммер поступает в Киевскую духовную академию. Нет сомнения, что святыни Киева оказали благотворное влияние на благочестивого юношу.
В годы обучения в академии в нем укреплялась решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника Латвийской земли благословил великий молитвенник и чудотворец Русской земли св. праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903 году, в 27 лет, Иоанн Поммер принимает монашеский постриг, 23 сентября 1903 года рукополагается в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года — в сан иеромонаха.
В 1904 году оканчивает духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия. Учась в духовной академии, иеромонах Иоанн руководит пением академического хора.
Служение Богу в священном сане было для него постоянным исповедническим подвигом и следованием за пастыреначальником Христом, сказавшим о Своих пастырях: «...Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господина своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут; аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут... От сонмищ ижденут вы; но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу... В мире скорбни будете; но дерзайте, яко Аз победих мир» ( Ин.15,19-20, 16,2:33 ).
26 сентября 1907 года архиепископом Вологодским иеромонах Иоанн возводится в сан архимандрита, где он занимал должность инспектора, а уже в следующем году назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагает много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивает проповеди воспитанников, дает ценные указания и пояснения. Большое внимание уделяет благолепию храма и монастыря.
Архимандрит Иоанн совершает крестные ходы в сельские приходы с чудотворной иконой Божией Матери. В крестных ходах принимает участие огромное число молящихся. Истовые богослужения, молитвенное и внятное чтение, прекрасные проповеди глубоко проникают в души православного народа. В сердцах людей возгревается сила веры, надежды и любви.
Необыкновенно прост был архимандрит Иоанн в общении с людьми, и удивительно его сочувствие нуждам бедного народа: никто от него «тощ и неутешен не отыде». Архимандрит Иоанн, следуя за Христом, вмещал в своем сердце нужды угнетенных и обездоленных. Особенно любила его русская и белорусская беднота, получавшая через него работу, защиту и поддержку. В этом проявляется подлинная сущность христианского пастыря, не делающего разницы между рабом и свободным, эллином, иудеем или представителем любого народа.
11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре собором епископов во главе с Митрополитом Московским Владимиром и Митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен в город Слуцк викарием архиепископа Минского Михаила.
В 1912 году епископ Иоанн совершает епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского Димитрия в 1913 году назначается в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 годы).
Наступило время тяжких испытаний и трагических потрясений Первой мировой войны и лихолетья 1917 года.
Милосердная любовь владыки Иоанна простиралась не только на его паству, но и на страждущих вне ограды Православной Церкви. Сострадательная действенная помощь беженцам из Галиции не только облегчила их страдания, но и привлекла многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.
В результате революционного переворота 1917 года новые вожди воздвигли жесточайшее гонение на Церковь. Враг рода человеческого издревле особое гонение воздвигал на архипастырей и пастырей, надеясь, поразив пастырей, рассеять овец стада Христова.
7 (20) сентября 1917 года Святейший Патриарх Тихон назначает епископа Иоанна на служение в Тверскую епархию, где была нарушена мирная церковная жизнь. Споспешествуемый помощью Божией, мудрый архипастырь быстро налаживает церковную жизнь.
Видя в епископе Иоанне доброго и мудрого пастыря, Патриарх возводит его в сан архиепископа, назначает архиепископом Пензенским и Саранским и направляет на врачевание раскола и ереси. Епархия была в тяжелейшем положении. Местное духовенство, как стадо, не имущее пастыря, растерялось, а часть священников даже уклонилась в расколы. Еретичествующие раскольники захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы.
К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года и уже первые архиерейские службы привлекли к владыке сердца народа Божия.
Господь хранил праведника для дальнейшего исповедничества и руководства овцами Своего стада. А тяжкие испытания и исповеднический подвиг только укрепляли духовные силы владыки. В этом мы видим великий промысел Божий о православных людях Латвийской земли, которые перенесли немало страданий и преследований за веру православную.
Печально было состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время. Не признанная государством, она была отдана на разграбление. Паства была в рассеянии, а православие гонимо. Православию предрекали скорый конец.
За годы Первой мировой войны и революции в Латвии уничтожено православное духовное образование, отнята Рижская духовная семинария. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. После получения Латвией независимости остро встал вопрос о положении Православной Церкви в Латвии. Власть имущие не соглашались с положением епархии Русской Православной Церкви.
Печально было состояние храмов в стране. Разграбленные и опустошенные во время оккупации и гражданской войны, они были в запустении. Иконостасы были разгромлены, иконы поруганы, распятия выбрасывались в мусор, был разорен Рижский кафедральный собор. Жесть с куполов храмов снималась для ремонта учреждений... Ни один из православных храмов не избежал этих бед. Один за другим захватывались лучшие православные храмы. Под угрозой закрытия был и Рижский женский монастырь.
В Рижском православном кафедральном соборе Рождества Христова одни хотели устроить пантеон-усыпальницу национальных героев, другие думали снести его с лица земли.
Латвийское духовенство и миряне, как стадо, не имевшее пастыря, с глубокой скорбью переживали вдовство Рижской кафедры и неустроенность положения православия в государстве, но что может сделать церковный народ без своего архипастыря?
Благочестивые пастыри и миряне обратились к Святейшему Патриарху Тихону со смиренной просьбой благословить окормлять латвийскую паству архиепископа Иоанна (Поммера), стяжавшего любовь твердостью в вере и исповедническим подвигом.
Владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и Патриарх назначил его Рижским архиепископом и благословил на отъезд в Латвию, но пензенские клирики и миряне не хотели отпускать глубоко любимого владыку. И только ввиду неотступности просьб латвийской паствы Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных местах служения в России.
08 (21) июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон дарует права широкой автономии Православной Церкви в Латвии и своим указом назначает архиепископа Пензенского Иоанна (Поммера) архиепископом Рижским и Латвийским.
По воле Божией владыка возвращается в Латвию с богатым духовным и административным опытом, приобретенным на предшествовавших кафедрах. На всех этапах своего служения он руководствовался прежде всего идеей духовного возрождения церковной жизни, служения Богу и людям.
Годы служения Святой Церкви и стояния за веру обогатили святого мудростью и рассудительностью. Он вырос в духовном отношении в мужа совершенна, могущего и других наставлять на путь спасения, и явил собой редкий пример самоотречения и преданности воле Божией. В величайшем смирении проходя стезеи архипастырского служения, владыка Иоанн во всем полагался на Господа, ничего не приписывая лично себе, но во всем сообразовывался с волей Божией. Со смирением принял святитель латвийскую паству под свой омофор.
В Риге архиепископ был встречен своей новой паствой на вокзале и с крестным ходом проследовал в разгромленный кафедральный собор.
Окруженный любовью пасомых, владыка предпринял поездку по приходам, укрепляя веру и побуждая всех быть твердыми в вере.
Он испытывал притеснения властей, но это было ничто в сравнении с пережитым от большевиков в России.
Много сил и трудов потребовало утверждение прав Латвийской Православной Церкви в государстве. Только благодаря неустанным самоотверженным трудам архиепископа Иоанна удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица, и только сердцеведец Господь знает, сколько страданий пришлось пережить владыке, совершая это важнейшее дело. Для достижения этого архиепископу Иоанну пришлось выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Сейм*. Народ поддержал своего архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом парламента Латвии. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести владыке, будучи депутатом, за свидетельство об истине, но только таким путем он смог отстоять Церковь.
Так был положен конец уничтожению православия в Латвии.
Владыка Иоанн свято чтил каноны Святой Православной Церкви и считал важнейшим для самостоятельной Латвийской Православной Церкви духовно находиться в лоне Матери-Церкви Московского Патриархата. Он отвергал все потуги Константинопольского Патриархата и карловацких раскольников заставить Латвийскую Церковь порвать с Матерью-Церковью, единство с которой является для нас завещанием святого архипастыря.
Вся жизнь и подвижнические труды святителя Иоанна как архиепископа и депутата были направлены на служение Церкви, своей родине Латвии и простому народу. Он одинаково заботился как о русских, латышах, так и о людях других национальностей. Для него не было своих и чужих, все были братья.
Защитник и покровитель обездоленных и беднейших слоев населения, сам владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора с зарешеченным окошечком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости. Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких иностранных гостей. В подвале собора побывали эстонский, финский и английский епископы. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви». Обстановка в келье владыки была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом большой портрет Святейшего Патриарха Тихона. Нам неведомо, сколько слез было пролито здесь святым исповедником перед святыми иконами. Владыка любовно называл свой подвал «моя пещера» и на проявления сочувствия к своему положению только отшучивался. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым и доступным в общении.
Владыка очень любил детей, и дети любили его. Как часто с целой ватагой ребят являлся он в книжный магазин и покупал всем книжки, иногда на несколько десятков латов. И радостная толпа детей, часто забыв поблагодарить, рассыпалась по домам, а он с тихой радостью смотрел им вслед.
После Пасхальной заутрени, по древнему обычаю, архиепископ разговлялся с бедными. Здесь он чувствовал себя точно в родной семье. Он никогда не различал людей по социальному происхождению. Для него было все равно, кто перед ним: министр, генерал, аристократ, крестьянин или рабочий. Во всех видел он образ Божий. Нередко владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Владыка помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святым. Добрый к добрым и кающимся, архиепископ был строг к себе, противостоял упорствующим в заблуждении и врагам Церкви. Охраняя Церковь, он не щадил себя и поэтому пользовался всеобщей любовью ревнителей благочестия как в Латвии, так и далеко за ее пределами.
Однако здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера — место своей мученической кончины.
Полагаясь на Господа, владыка жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Он любил одиночество. Здесь отдыхала душа его от мирской суеты. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке, на котором мучители потом предали его страшным истязаниям.
О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года.
Никто не знает, кто владыку подверг мучениям. Но мучения эти были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.
На похороны архиепископа Иоанна кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести останки священномученика. Память о святом хранилась в сердцах православных, и ничто, даже страх преследований, не могло изгладить ее.
На протяжении долгих десятилетий на Покровском кладбище в Риге у усыпальницы священномученика свежие цветы, свечи, богомольцы. Известны факты исцеления и помощи Божией людям по молитвам святого предстателя земли Латвийской.
Часовня на Покровском кладбище в Риге, где под спудом покоились мощи архипастыря-мученика, стала местом паломничества многих православных, верно чтящих его память.
Использован материал ежемесячной газеты «Мир Православия» №11 (104) ноябрь 2006
Источник: pstgu.ru
Акафист священномученику Иоанну, архиепископу Рижскому и всей Латвии
Кондак 1
Избранный архиерею, предивный угодниче Христов, Церкви Православный крепкое ограждение, страны нашея ходатаю и заступниче, прославляя прославльшаго тя Господа, похвальное пение восписуем ти; яко же имеяй велие дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Икос 1
Ангелов Творче и Владыко всех, восхотев Церковь Латвийскую в годину гонений сохранити и людем страждущим утешение даровати, предъизбра, освяти и постави тя, святителю Иоанне, архипастыря и проповедника Правды отечеству твоему, мы же вопием ти:
Радуйся, земли Латвийския прозябение святое;
радуйся, родителей благочестивых отрасль пречестная.
Радуйся, добродетели родителей твоих унаследивый;
радуйся, послушанию и трудолюбию ими наученный.
Радуйся, от юности разум совершенный явивый;
радуйся, измлада Христа возлюбивый.
Радуйся, вся заповеди Господни непорочно сохранивый;
радуйся, велий плод духовный о Христе сотворивый.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 2
Виде суету мира сего тленнаго, всем сердцем возжелел еси, отче Иоанне, мир сей оставити и во иночестве Богу и Церкве послужити. Благословением же и молитвами святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго утвержденный, усердно восприял сие благое и легкое иго Христово, воспевая Творцу всех ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богопросвещенный твой виде, Владыка Господь благоволи поставити тя начальника в вертоградех духовных, да православныя отроки Богомудрию и христианскому благочестию научиши, соблазном же богоборчества колеблемых в разуме церковнем утвердиши. Мы же, от словес твоих и ныне вразумляеми, вопием ти сице:
Радуйся, светильниче всесветный;
радуйся, проповедниче изящный.
Радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю;
радуйся, юных добрый наказателю и попечителю.
Радуйся, страх Божий и начало премудрости в сердцах пасомых насадивый;
радуйся, праведныя жизни образ верным показавый.
Радуйся, яко твоим к Богу молением от врага оградивый;
радуйся, твоим предстательством на путь спасения возставляяй.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 3
Сила благодати Божия осени тя, отче Иоанне, егда святитель Михаил, болезнию отягчен, возжела имети тя помощника себе в трудех апостольских. Темже, собор святителей возведе тя, блаженне, в сан епископский в Лавре святаго благовернаго князя Невскаго Александра. Ты же жезл архипастырский, яко крест приял еси, к подвигу ради Христа себе уготовляя и поя избравшему тя Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея в сердце своем огнь любве Божественныя, спасения ради душ человеческих пастырски подвизался еси, святителю Иоанне, на кафедрах богоспасаемых градов Таганрога, Твери и Пензы. Егда же Божиим попущением прииде на Церковь гонение лютое, мужески противостал еси врагом Христовым, начало исповедничеству своему полагая. Сего ради песньми похвальными ублажаем тя сице:
Радуйся, Церкве Христовы избранный служителю;
радуйся, ересей, смут и неправды искоренителю.
Радуйся, апостолом поревновавый;
радуйся, сосуде Духа Святаго.
Радуйся, злострадания темничная за Христа претерпевый;
радуйся, о заблуждших от пути истиннаго много скорбевый.
Радуйся, милосердия и долготерпения учителю;
радуйся, сущим в бедах скорый помощниче.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 4
Буря гонений от богоборцев возшуме на тя, богомудре Иоанне. Ты же, слыша в сердце твоем глагол Господень: блажени есте, егда поносят вы и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради, в радости духа, пред судиями неправедными Христа мужески исповедал еси, и темничное заключение, уничижение и на смерть осуждение без ропота претерпел еси, жизни вечныя взыскуя. Ныне же со всеми святыми поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша о тебе, святителю Иоанне, православнии людие земли твоея отеческия и ведяще тя, яко святителя богоносна и пастыря премудра, просиша Первосвятителя Тихона отпустити тя на кафедру града Рижскаго, волнами нестроений обуреваемую, да идеже рожден еси плотию, тамо и духовную паству обрящеши от Пастыреначальника Христа. Мы же в сем волю Божию уразумевающе, вопием ти таковая:
Радуйся, утешение всех градов и весей, иже сподобишася тя видети и о тебе благословитися;
радуйся, всего себе принесша в жертву живу, святу и благоугодну Богови.
Радуйся, правды ревностный блюстителю;
радуйся, благолепия церковнаго усердный рачителю.
Радуйся, паству твою молитвенно назираяй;
радуйся, с верою к тебе притекающих прошения исполняяй.
Радуйся, пасомых хранителю неотступный;
радуйся, всея Латвийския земли предстателю, Богом данный.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 5
Боготечной звезде, возсиявшей на тверди церковней, подобен был еси, досточудне отче наш Иоанне, егда смотрением Божиим поставлен был еси на святительстем престоле Церкви, являя в себе образ мужа совершенна, дарами благодати Духа, добродетельми и исповедничеством украшена. Православнии же людие таковое о них Промышление Божие зряще, с радостию велиею сретаху тя, благодарно поюще: Аллилуиа.
Икос 5
Внегда поставлен был еси, богомудре отче Иоанне, на свещнице служения святительскаго земли отеческия, потщался Церковь православную, ветром гонений колеблемую, сохранити и утвердити; и востину не вотще подвизался еси, яко трудами твоими и ныне живем и движемся и есмы. Сего ради ублажаем тя, зовуще:
Радуйся, у кормила Церкве твердо стоявый;
радуйся, свет Христов верным возсиявый.
Радуйся, душетленному зверю стадо твое расхищати не попустивый;
радуйся, Церковь, в гонении сущую, верной Христу сохранивый.
Радуйся, иерарше мудрый и благодатный;
радуйся, правды Божия проповедниче велегласный.
Радуйся, делателю винограда Христова неленостный;
радуйся, молитвенниче о пастве твоей неусыпный.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 6
Проповедник словес Евангельских: еже не скрывати себе сокровищ на земли, не словом точию, но и делом явился еси, святителю отче наш Иоанне, егда в подклете каменнем соборнаго храма Рождества Христова, аки в пещере, в тесноте и скудости подвизался еси, смирением высокая стяжавый и нищету иноческую соблюдый. Ныне же в чертозех Небесных со Ангелы ликуеши, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия земле нашей всерадостный свет добродетелей твоих, святителю отче Иоанне; труды ко трудом прилагая, паству твою неленостно поучал еси в истинней вере пребывати и заповеди Господни хранити. И ныне светом богомудрых поучений твоих озаряеши души верных, вопиющих ти таковая:
Радуйся, светильниче Божественнаго света;
радуйся, молитвы благовонное кадило.
Радуйся, верных непреложное утверждение;
радуйся, неверных богомудрое обличение.
Радуйся, апостольских преданий верный хранителю;
радуйся, Тайн Божиих истинный строителю.
Радуйся, яко молитвами твоими козни вражия низлагаются;
радуйся, яко ходатайством твоим болящия исцеляются.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 7
Хотение едино имел еси, святителю Христов, яже Богу благоугождати и спасению людей твоих служити. Ты же, красоту церковную возлюбив, о устроении и обновлении храмов святых, безбожною властию разоренных, и о благочестии всеусердно прилежал еси. Подаждь и нам, святителю Божий, благодатныя силы неленостно Богу работати и Церкве Святей неустанно служити, да вкупе с тобою сподобимся пети Господу Сил: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго тя апостола и дивнаго строителя Церкве Латвийския вемы, святителю отче Иоанне, яко во дни смуты и разделений, благовествовал мир дальним и ближним: поучая, яко во Христе Иисусе несть иудей, ни еллин, но вси едино есте. Сего ради помози и нам, грешным, единство духа в союзе мира имети, да совокуплени любовию, тебе поем:
Радуйся, смятенных сердец умирителю;
радуйся, смирения и терпения учителю.
Радуйся, начальствующим правления мудраго образ;
радуйся, архиереев православных похвало.
Радуйся, любовию твоею разделенная примиряяй;
радуйся, незлобием твоим строптивыя сердца покоряяй.
Радуйся, отче благосердый, о спасении многих поревновавый;
радуйся, не своих си, но ближняго искавый.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 8
Велию ревность о святей правде имеяй, преблаженне, противостал врагом Христовым; огненная словеса испущаяй, хитросплетения богоборцев разрушил еси, заблудшия на путь истины наставил еси, Церковь Православную от клеветы и поношений оградил еси. Сего ради и мужем борьбы от Патриарха Тихона наречен был еси. Мы же, зряще таковые труды и подвиги твоя, со удивлением вопием о тебе: Аллилуиа.
Икос 8
Весь в Бозе быв, дар любве божественныя стяжал еси, в ней бо милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася, скорби же человечестии елеем милосердия твоего утолишася. Мы же, нерадивии, многим печалем и недугом достойни явихомся, ведуще тя помощника неусыпна, умиленно вопием ти:
Радуйся, всех скорбящих и обремененных заступниче;
радуйся, болящих и от нечистых духов страждущих благодатный врачевателю.
Радуйся, нищих кормителю и алчущих питателю;
радуйся, сирых защитниче и обидимых предстателю.
Радуйся, в море житейстем обуреваемых тихое пристанище;
радуйся, яко душевне и телесне изнемогающим о помощи к Богу ходатаю.
Радуйся, спасительных благ земных и небесных щедрый подателю;
радуйся, от враг видимых и невидимых надежный избавителю.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 9
Всем, в гонениих и напастех сущим, образ долготерпения и мужества явился еси, святителю отче наш Иоанне. Правду Божию защищая, столп злобы богопротивныя обличил еси, скорби и клеветы приемля: беззаконных соборище, не могуще заградити праведная уста твоя, тайно ковы деяху, погубити тя поучахуся. Ты же, на Господа упование возложив, вопиял: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи твоего к падшим милосердия, святителю Божий, ибо многажды от людей злых нападения и скорби претерпевая, не ожесточил еси сердце твое. Егда же неции от них впадаху в руце твоя, ибо крепостию телесною и велиею силою от Бога наделен быв еси, тыя спасительне наказуя и, кающияся, с любовию приимал еси. Поминающе убо таковое твое к согрешающим благоснизхождение, вопием ти сицевая:
Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый;
радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый.
Радуйся, крепкаго терпения адаманте;
радуйся, совершеннаго мужа образе.
Радуйся, воине Христов непоколебимый;
радуйся, Крест Христов во оружие победы приемый.
Радуйся, яко состраданием твоим скорби и печали наша утоляяй;
радуйся, яко молитвами твоими кающиеся грешницы Царствию Небесному приуготовляются.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 10
Спасительнаго твоего подвига скончание предзря, святителю Христов Иоанне, всего себе в руце Божий предал еси, надежду спасения своего на Него Единаго возлагая. Ибо умножившимся врагом твоим, ближнии твои отдалече тебе сташа. Ты же, блаженне, жертвенною любовию Подвигоположнику нашему Иисусу Христу последуя, возшел еси на голгофу страданий твоих, взывая победную песнь: Аллилуиа.
Икос 10
Стена тверда бысть вера и любы твоя ко Господу, богоносне отче наш Иоанне, в ней же утвердися сердце твое, егда людие нечестивии, разум помраченный неверием имеяху и злобою дышуще, нощию в дому твоем руце убийственная на тя возложивше, биением и ранами уязвляху и огнем опаляху многострадальное тело твое, яко не быти на нем места цела и неуязвлена; обаче мужества души твоея поколебати не возмогоша. Дивящеся убо величеству терпения твоего, зовем ти:
Радуйся, страданием исповедание совершивый;
радуйся, крове обагрением ризу твою святительскую украсивый.
Радуйся, со мученики в радость Господа твоего вшедый;
радуйся, имя Христово кончиною твоею прославивый.
Радуйся, за овцы твоя словесныя душу свою положивый;
радуйся, град наш Ригу излиянием крове Твоея освятивый.
Радуйся, и по смерти любящих и чтущих тя не оставивый;
радуйся, о спасении нашем Бога выну умоляяй.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 11
Пение Пресвятей Троице паче иных воздал еси, священномучениче Иоанне, не словом точию и умом, но живым всего себе в жертву принесением; подражая бо распятому за ны непорочному Агнцу Христу, положил еси душу за паству твою; огнем бо всесожжегся, во обители горняя душею возшед, со Ангелы поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарную свещу во мраце жития сущим, зрим тя, Богом прославление, отче наш Иоанне, ты бо победоносно путь страданий прошед, от Христа увенчался еси. И ныне на Небесех, у Престола Божия, в сонме святых о нас присно ходатайствуеши. Мы же, земнии, по достоянию прославити тя не могуще и недоумением объяти бывше, вопием ти:
Радуйся, о тебе же возрадовашеся Ангели;
радуйся, емуже удивишася человецы.
Радуйся, коварства вражия обличителю;
радуйся, слуг адовых посрамителю.
Радуйся, по Бозе и Пресвятей Богородице все наше упование;
радуйся, во юдоли сей земной наше утешение.
Радуйся, мученическаго пресветлаго собора сияющая звездо;
радуйся, Церкве Христовой дивное украшение.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 12
Благодать велию и щедрот обилие яви Человеколюбец Господь Святей Церкве нашей, яко дарова нам тебе, чудотворца новаго и молитвенника богоприятнаго, чудес благодать источающа и недуги наша врачующа. Темже благодарим тобою благодеющаго нам Господа и раку мощей твоих соборне обстояще, с любовию к ним притекающе и Христу зовуще: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще подвиги твоя, священномучениче Иоанне, и святых мощей твоих нетленных обретение, поминаем, яко еще ти живу сущу изрек еси желание: по кончине своей быти погребенным в убозей своей пещере в подклете соборнаго храма. Ныне же познахом, яко сими словесы предрекл еси славное свое прославление и в собор пренесение. Сего ради со умилением вопием ти:
Радуйся, Пресвятыя Троицы верный исповедниче;
радуйся, Пречистыя Богородицы достойный избранниче.
Радуйся, Ангельских воинств собеседниче;
радуйся, всех святых свойственниче.
Радуйся, жертва Богу благоуханная;
радуйся, со славою и честию во храме Божием положенный.
Радуйся, нетлением прославленный;
радуйся, за подвиги твоя на Небеси венчанный.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 13
О, великий угодниче Божий, священномучениче Христов Иоанне, Церкви Христовой пресветлый светильниче и теплый о нас к Богу молитвенниче! Приими сие хвалебное пение и умоли Христа Бога нашего Церковь Святую в мире и благочестии сохранити, нам же от всяких бед избавитися и Небеснаго Царствия сподобитися, да с тобою на земли живых воспоем Богу: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангелов Творче и Владыко всех, восхотев Церковь Латвийскую в годину гонений сохранити и людем страждущим утешение даровати, предъизбра, освяти и постави тя, святителю Иоанне, архипастыря и проповедника Правды отечеству твоему, мы же вопием ти:
Радуйся, земли Латвийския прозябение святое;
радуйся, родителей благочестивых отрасль пречестная.
Радуйся, добродетели родителей твоих унаследивый;
радуйся, послушанию и трудолюбию ими наученный.
Радуйся, от юности разум совершенный явивый;
радуйся, измлада Христа возлюбивый.
Радуйся, вся заповеди Господни непорочно сохранивый;
радуйся, велий плод духовный о Христе сотворивый.
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Кондак 1
Избранный архиерею, предивный угодниче Христов, Церкви Православный крепкое ограждение, страны нашея ходатаю и заступниче, прославляя прославльшаго тя Господа, похвальное пение восписуем ти; яко же имеяй велие дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:
Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.
Молитва
О, всеблаженне святый священномучениче святителю отче наш Иоанне, правды Божия поборниче и святыя православныя веры Христовой защитниче, хулителей Святыя Церкве обличителю, врагов прогонителю, обидимым покровителю и всех верных христиан теплый предстателю. Ты всею душею от юности заповеди Христовы возлюбил еси. И во дни гонения лютаго на веру Православную, яко истинный пастырь явился еси, крестный путь прошед: поругание, заточение, оклеветание претерпевый и тако мученический венец восприял еси, обретши благодать Господу молитися за ны. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Вседержителя, имаши велие дерзновение в молитвах пред Господем. И ныне смиренно припадаем и усердно молимся: о, скорый заступниче наш, святителю священномучениче отче Иоанне, услыши нас грешных и недостойных чад твоих: умоли Всемилостиваго Господа и Пречистую Его Матерь Пресвятую Богородицу веру православную соблюсти, Святую нашу Церковь укрепити в единстве мира и любви, отпадшия от Святыя Церкве паки возвратити, страну нашу Латвийскую в мире, христианских добродетелех и благоденствии сохранити. Помози нам и разум наш питати не суетною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божия. О, святый угодниче Божий, не презри нас молящихся тебе: не токмо от бед и скорбей избавления просим, но силы и твердости, великодушия и любве, дабы претерпети оныя напасти восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение до конца жития нашего, мир с Господем и грехов наших прощение. Ей, святый священномучениче, моли Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сына Божия избавитися нам от всякаго зла и сохранити храм сей, и град, и страну нашу, и люди благочестно чтущия тя от всякия напасти, от болезней, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от клеветы и всякаго злаго обстояния. Молитвами твоими святыми рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и всех нас с любовию почитающих тя утверди, да пребудем в любве друг ко другу, единомысленно исповедуя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, и тако да сподобимся Небеснаго Царствия, идеже славится Пречестное и Великолепое Имя Пресвятой и Живоначальной и Нераздельной Троицы. Аминь.
Вернуться к списку