- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Александр Ратьковский, пресвитер
Краткое житие священномученика Александра Ратьковского
Священномученик Александр родился в 1870 году в селе Опросьево Ново-Ржевского уезда Псковской губернии в семье диакона Матфея Ратьковского. В 1891 году он окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан диакона, а в 1897 году принял сан священника. В 1906 году о. Александр был назначен в один из храмов города Торопца, где прослужил всю жизнь до своей мученической кончины.
19 марта 1931 года о. Александр был арестован в числе других православных, среди которых были епископ Великолукский Тихон (Рождественский), священники, диаконы, монахи и православные миряне, которых власти объединили в организацию, дав ей название «Усиление христианского движения».
2 апреля следователь допросил священника. На его вопросы о. Александр ответил: «Родители мои были из духовных. Отец был диаконом в Ново-Ржевском уезде, где и умер. В Торопец я приехал в 1906 году, где и служу по настоящее время. Семья у меня — восемь человек. Три сына: Анатолий служит священником в погосте Севастьянове Торопецкого уезда, ныне выслан ОГПУ, Николай — в Кременчуге, но где работает, мне неизвестно, Владимир служит в совхозе в Боровичском уезде Новгородской губернии. Четыре дочери служат на советских работах.
Священнослужителей, а также монахинь города Торопца я знаю, они сейчас арестованы, но других назвать имена и фамилии затрудняюсь. Знакомства особенного ни с кем никогда не вел, так как живу на окраине города, но по делу ко мне все же приходили. Больше сказать ничего не могу».
Отец Александр был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, по окончании которой в 1934 году вернулся в Торопец и стал служить в той же церкви. С его возвращением в храм церковная жизнь оживилась. Прихожане видели в вернувшемся к ним священнике исповедника святой Православной веры. Отец Александр наладил в храме уставное богослужение, монахини пели на клиросе, одну из монахинь он назначил старостой. Этого было уже достаточно для ареста.
НКВД арестовал о. Александра 23 июля 1937 года и заключил в Торопецкую тюрьму; на следующий день следователь допросил его.
— Каковы ваши взаимоотношения с епископом Иоанном Троянским и другими священниками?
— Взаимоотношения у меня с епископом нормальные, он был у меня на квартире, был и я у него на квартире по вопросам религиозного характера.
— Вам известно, что епископ Троянский, находясь в церкви, где вы служите священником, раздавал детям конфеты с целью вербовки молящихся?
— Да, признаю, что в церкви, где я являюсь священником, епископ раздавал детям конфеты, но я... не считаю это ненормальным явлением...
— Произносил ли проповеди епископ Троянский, находясь в церкви, в которой вы состоите священником?
— Да, проповеди епископа были обычным явлением, какого они были содержания, я затрудняюсь сказать, так как я в это время потреблял Святые Дары.
31 августа Тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Ратьковский был расстрелян 4 сентября 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия". Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.
Источник: fond.ru
Полное житие священномученика Александра Ратьковского
Ратьковские – представители старинной фамилии священнослужителей. В XVIII–XX веках их имена можно обнаружить в церковной летописи почти всех уездов Псковской губернии. Род придерживался преемственности поколений, называя новорожденных детей именами в честь ближайших родственников.
Будущий священномученик Александр родился в 1870 году в многодетной семье диакона-псаломщика церкви Рождества Иоанна Крестителя погоста Опросьево (Апросьево) Новоржевского уезда Псковской губернии. Матфей Ратьковский служил здесь около 40 лет, 5 июня 1896 года он отчислен за штат, скончался 11 октября 1909 года. Вдове Евдокии определено ежегодное пособие 30 рублей в год.
По завершении обучения в Духовном училище Александр поступил и в 1891 году окончил Псковскую Духовную семинарию. Затем он был рукоположен в сан диакона, а 1 октября 1897 года «дьякон церкви Святой Троицы погоста Даньково Холмского уезда Александр Ратьковский рукоположен в сан священника и переведен в погост Задвинье Торопецкого уезда, Спасо-Преображенскую церковь». Погост находился в 56 верстах от Торопца и граничил с Тверской губернией.
Прихожан в храме было около 600 человек. Ко времени настоятельства отца Александра храм сильно обветшал и нуждался в ремонте. Антиминс к освящению новопостроенной церкви был выдан 17 марта 1699 года на приделы Преображения Господня и Михаила Архангела. Прихожане помогли в ремонте: 400 рублей пожертвовал житель села Железова Старицкой волости Родион Дмитриев. Ему было преподнесено архипастырское благословение с выдачей грамоты. Такую же сумму пожертвовал церковный староста, дворянин села Федяево М. В. Буйницкий. Активное участие принял в ремонте церкви псаломщик Иоанн Соколов. 9 ноября 1897 года отец Александр был утвержден в должности члена благочиннического совета III округа Торопецкого уезда.
Однако в ноябре 1901 года отец Александр оставляет погост Задвинье и перебирается поближе к престарелым родителям. Для этого он, по договоренности, поменялся со священником погоста Добровыч Новоржевского уезда Михаилом Галибицким, который прибыл в Задвинье 19 декабря 1901 года. Погост Добровыч известен среди любителей псковской старины. Как каменный, он был построен на пожертвования дворян Матвея Даниловича и Николая Матвеевича Чихачевых и освящен 6 августа 1807 года. Первый из них похоронен в семейном склепе, а второй – в храме под плитою. В полуверсте находилось село Маютино с часовней над захоронениями дворян Рокотовых. С 1878 года при доме священника Михаила Галибецкого существовала школа грамоты. С 1884 года она стала церковно-приходской. Отец Александр был назначен заведующим церковно-приходской школы и законоучителем в ней и в школе грамоты. 15 июня 1903 года награжден скуфьей за заслуги по духовному ведомству.
По неизвестным нам причинам 22 июня 1905 года отец Александр был перемещен священником в Богоявленскую церковь города Торопца, построенной в 1771 году. К этой церкви была приписана также Мироносицкая кладбищенская церковь.
Но и здесь отец Александр служил относительно недолго. 30 октября 1906 года скончался священник Рождества-Богородицкой церкви Александр Черновский. 29 декабря 1906 года отец Александр Ратьковский занял место настоятеля этого храма, к которому была приписана Всехсвятская кладбищенская церковь. Службу вел с псаломщиком Валентином Соловьевым. Церковными старостами состояли купец П. И. Поджаров и потомственный почетный гражданин М. А. Бобров.
В Торопце отец Александр проявил себя как подвижник. Много лет он состоял членом ревизионной комиссии Торопецкого училищного округа по проверке деятельности Торопецкого Духовного училища. Входил в состав педагогического совета Торопецкой женской гимназии. Его подпись была обязательной на выдаваемых гимназисткам удостоверениях об окончании этого учебного заведения.
В семье отца Александра было 8 детей. Доходы у него были ничтожны. «Жалования не получаю ни одной копейки, в прошлом году на долю вместе с процентами на причтовый капитал приходилось получать в месяц около 43 рублей, а теперь не имею посторонних доходов, платы за законоучительство не получаю, а жизнь в городе дорога» – писал отец Александр Преосвященному Арсению, епископу Псковскому и Порховскому.
Неоднократно отец Александр замещал в служении болящего настоятеля Рождества-Богородицкой церкви города Торопца священника Александра Черновского. С большой любовью к отцу Александру Ратьковскому относились прихожане. 30 октября 1906 года отец Александр Черновский скончался. По просьбе прихожан 29 декабря 1906 года на его место был назначен отец Александр Ратьковский. В прошении с 71 подписью к Псковскому владыке прихожане писали, что «именно такой батюшка будет заботится о религиозно-нравственных потребностях вверенной ему паствы».
В 1907 году отец Александр был награжден фиолетовой бархатною скуфьею. В 1909 году назначен законоучителем Николаевской железной дороги училища города Торопца. В 1913 году награжден набедренником, а 6 мая 1914 года – камилавкой. В мае 1917 года А. М. Ратьковский был делегирован в Псков на Епархиальный съезд духовенства, мирян, духовных учебных заведений и монастырей.
19 марта 1931 года отец Александр был арестован в числе других православных священнослужителей, среди которых были епископ Великолукский Тихон (Рождественский), священники, диаконы, монахи и православные миряне, которых власти объединили в организацию, дав ей название «Усиление христианского движения» [1] .
2 апреля следователь допросил священника. На его вопросы отец Александр ответил: «Родители мои были из духовных. Отец был диаконом в Ново-Ржевском уезде, где и умер. В Торопец я приехал в 1906 году, где и служу по настоящее время. Семья у меня – восемь человек. Три сына: Анатолий служит священником в погосте Севастьяново Торопецкого уезда, ныне выслан ОГПУ, Николай – в Кременчуге, но где работает, мне неизвестно, Владимир служит в совхозе в Боровичском уезде Новгородской губернии. Четыре дочери служат на советских работах, в т.ч. Анна (Миронова), 1902 года рождения, и Людмила, 1898 года рождения. Священнослужителей, а также монахинь города Торопца я знаю, они сейчас арестованы, но других назвать имена и фамилии затрудняюсь. Знакомства особенного ни с кем никогда не вел, так как живу на окраине города, но по делу ко мне все же приходили. Больше сказать ничего не могу».
Отец Александр был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, по окончании которой в 1934 году вернулся в Торопец и продолжил служение в Рождество-Богородицкой церкви.
Прихожане видели в вернувшемся к ним священнике исповедника святой православной веры. Отец Александр наладил в храме уставное богослужение, монахини пели на клиросе, одну из монахинь он назначил старостой. Этого было уже достаточно для ареста.
23 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Александра и заключили его в Торопецкую тюрьму; на следующий день следователь допросил его.
– Каковы ваши взаимоотношения с епископом Иоанном Троянским и другими священниками?
– Взаимоотношения у меня с епископом нормальные, он был у меня на квартире, был и я у него на квартире по вопросам религиозного характера.
– Вам известно, что епископ Троянский, находясь в церкви, где вы служите священником, раздавал детям конфеты с целью вербовки молящихся?
– Да, признаю, что в церкви, где я являюсь священником, епископ раздавал детям конфеты, но я… не считаю это ненормальным явлением…
– Произносил ли проповеди епископ Троянский, находясь в церкви, в которой вы состоите священником?
– Да, проповеди епископа были обычным явлением, какого они были содержания, я затрудняюсь сказать, так как я в это время потреблял Святые Дары.
31 августа Тройка УНКВД по Калининской области приговорила обвиненного в антисоветской агитации отца Александра к расстрелу. Священномученик Александр Ратьковский был расстрелян 4 сентября 1937 года.
Реабилитирован 31 июля 1989 года.
Священномученик Александр Ратьковский причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Примечание
[1] В конце 1930 года – начале 1931 года ОГПУ арестовало епископа Великолукского и Торопецкого Тихона (Рождественского) и вместе с ним духовенство Великих Лук, Торопца, Осташкова, насельников Ниловой пустыни, многих монахинь и послушниц, всего – сто девяносто одного человека: девяносто девять священноиноков и монахов, двадцать пять – белых священников и диаконов и шестьдесят семь мирян – из крестьян, офицеров царской армии и дворян. Арестованных обвиняли в том, что они, вопреки распоряжению советских властей, закрывших все монастыри в области, организовали нелегальный монастырь, который высоким идеалом христианского подвига стал привлекать многих мирян, а также и в том, что они организовали кружки для школьников для изучения Закона Божьего, создали сестричества, которые действовали в Великих Луках, Торопце и Осташкове, причем среди членов сестричеств широко распространялась богословская литература. Желая придать обвинениям политический характер, власти заявили, что их религиозная деятельность привела к развалу колхозов в этих районах. Было сфабриковано групповое дело о вымышленной органами ОГПУ «крупной к/р церковно-монархической организации «Усиление христианского движения» (УХД) епископа Тихона (Рождественского)» (дело № АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.). Группировка, якобы была организована и возглавлялась епископом Великолукским Тихоном (Рождественским). Остальные арестованные по делу обвинялись в участии в этой организации, которая якобы проводила к/р деятельность.
12 ноября 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вынесло приговор обвиняемым по стт. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Они были приговорены к разным срокам лишения свободы в концлагерях, высылкам в Северный край и Казахстан. Согласно приговору владыка Тихон получил 3 года лишения свободы в концлагере, на срок с 18 марта 1931 года по апрель 1934 года. Все проходившие по делу были реабилитированы 18 июля 1995 года.
Источники:
1. Архив УФСБ РФ по Псковской обл. Арх. № АА-7368. Т. 4, л. 44.
2. Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 24200-С. Л. 7.
3. Псковские епархиальные ведомости. 1896. № 11; 1897. № 20; 1903. № 13; 1905. № 9, №14; 1907. №2, №14; 1914. №9.
4. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. С.147-149, 590.
5. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Тверь, 1999. Т. I.
6. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 24200-С. Л. 1,2,4-6 об, 13–15.
7. Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 1. Псков, 1995. С. 330.
8. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
9. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т. 1. Тверь: «Альба», 2000. С. 362.
10. Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.
11. Архив УФСБ по Тверской области. Список репрессированных священников Тверской области
Вернуться к списку