- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Собор новомучеников и исповедников земли Карельской
12 марта 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл установил отдельный день празднования памяти новомучеников и исповедников земли Карельской.
Днем памяти Собора карельских новомучеников определено первое воскресенье ноября.
Ранее, 5 декабря 2019 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил уточненный список Собора Карельских святых, содержащий имена 33 особо почитаемых святых со всех уголков нашего края, среди которых и имена первых карельских новомучеников.
Впервые память карельских новомучеников была совершена 1 ноября 2020 года. Установление торжества карельских новомучеников, в этом году особо знаменательно, так как в 2020 году епархию ожидают две памятные даты, связанные с подвигом новомучеников - 90 лет со дня мученической кончины священномученика Василия Надеждина, 80 лет со дня мученической кончины мученицы Веры Самсоновой.
Со времени крещения Руси Русская Православная Церковь не знала массовых гонений, которые давали бы основание к масштабным канонизациям святых. За девять веков к лику святых было причислено около 380 подвижников. XX век стал временем, когда тысячи архиереев, священнослужителей и верующих прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах и ссылках . В последние годы в епархиях Русской Православной Церкви проводится большая работа по просмотру т.н. «церковных» следственных дел, пока нельзя говорить о ее завершении ни в одной из них. В Петрозаводске Комиссия по сбору материалов к прославлению православных подвижников Петрозаводской и Карельской епархии работает с февраля 2001 г. Как и по всей России, в Карелии в годы гонений множество духовенства и мирян подверглось гонениям за веру.
Борьба в СССР с Церковью началась в 1917 г., приняв массовый характер уже в 1918 г., после выхода декрета «Об отделении Церкви от государства», и продолжалась в различных формах на протяжении всего периода существования советской власти. В 1937-1938 гг. по стране прошла волна массовых репрессий, в том числе, против духовенства и верующих. Жизнь в тот период контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомителями НКВД. По любому доносу священнослужители подвергались аресту. Обвинение, как правило, предъявлялось по «политической» 58-й статье – в антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности и пр.
«Репрессии в Карелии, – пишет известный исследователь этой темы И. Чухин, – проходили по общим планам Центра, на основе решений ЦК ВКП (б) и приказов НКВД СССР». Как и всем республикам и областям СССР, республике сверху был отпущен свой специальный «лимит», который было необходимо выполнить. И. Чухин в своей книге называет следующие цифры: в 1937 г. «лимит» в общей сложности предполагал репрессировать 3700 человек (2800 – I категория, расстрел; 900 – II категория, лишение свободы).
Огромные масштабы репрессий в Карелии родились, по данным И. Чухина, из двух агентурных разработок, заведенных районными отделениями НКВД еще в 1936 г. Эти разработки получили названия «Повстанцы» и «Диверсанты». Реализация первого началась в июне 1937 г. Все районные отделения НКВД включились в соревнование по борьбе с «повстанцами». В рамках этого дела арестовывались различные категории «контрреволюционеров»: троцкисты, эсеры, меньшевики, в их числе оказалось и духовенство. Самое большое число священнослужителей, по сведениям И. Чухина, было репрессировано в Заонежском, Пудожском, Кемском, Олонецком районах. Всего в ходе этой операции было арестовано: священников, диаконов, монахов – 63 человека, «церковников» – 124 человека, сектантов – 28 человек.
Самым «передовым» в борьбе с врагами народа оказался Заонежский райотдел (РО) НКВД: на территории Заонежского района находилось большее, по сравнению с другими районами республики, количество духовенства и действующих храмов. В этом райотделе еще с 1927 г. существовала агентурная разработка «Чудотворцы», которая спустя десять лет (в рамках разработки «Повстанцы») была реализована под названием «Церковники» (в результате было репрессировано 60 человек из более, чем 500 репрессированных жителей района).
Аресты производились сотрудниками Заонежского РО НКВД без предъявления обвинительных материалов, лишь на основании справок местных сельсоветов. Справки-характеристики на тех, кого планировалось арестовать, председатели сельсоветов писали под диктовку начальника райотдела милиции, в его кабинете. Согласно установившейся практике, арестованным не давали читать протоколы допросов. В них оперативными работниками вносились показания, «изобличавшие» обвиняемых, с признаниями собственной вины и именами «сообщников». В результате круг лиц, подлежавших аресту, расширялся. Для того, чтобы получить подпись под документом, следователи зачитывали лишь подлинные показания, опуская сфальсифицированные. Зачастую начальник Заонежского отделения НКВД заранее писал протоколы допросов, содержащие признания во всех предъявляемых обвинениях от имени тех арестованных, которые еще ни разу не были на допросе. Следственная практика в Карелии те годы ничем не отличалась от общепринятой. Генеральным прокурором СССР А. Вышинским был сформулирован тезис о том, что признание обвиняемым своей вины является главным доказательством. Именно на этом – на «выбивании» признаний – строилось все «следствие» 1937 г. В работе с арестованными применялись избиения, угрозы, издевательство, допрос «стойка», непрерывный допрос, фальсификация материалов. Следствие велось далекими от уголовного права методами: помимо «выбивания» показаний от измученных бессонницей арестованных, «корректировки» протоколов, широко использовались показания умственно отсталых людей.
Аресты заонежского духовенства начались в июле 1937 г.. По версии, сфабрикованнной в РО НКВД, в районе существовала «контрреволюционная повстанческая организация, подготовлявшая вооруженное восстание в целях свержения советской власти и реставрации капитализма в СССР». Организатором ее был «назначен» епископ Трофим (Якобчук), который в 1926 г. был выслан из Москвы за «религиозную деятельность» и отбывал долгую ссылку в Карелии. На момент ареста он жил в д. Масельская Гора Толвуйского сельсовета. Епископа Трофима, которому в мае 1937 г. исполнилось шестьдесят восемь лет, обвинили в руководстве повстанческой организацией, якобы созданной им и действовавшей с 1927 г. Он был арестован 27 июля 1937 г. Вслед за ним арестовали еще двух человек, священника Петра Смирнова и жену высланного священника, служившую сторожем при храме, Лидию Шежемскую. Они обвинялись в руководстве контрреволюционными повстанческими группами на территории тех сельсоветов, где жили. На основании сфальсифицированных протоколов допросов этих первых трех человек, обвиненных в руководстве и активном участии в повстанческой организации, начались массовые аресты духовенства, церковнослужителей и мирян по всему Заонежью, которые продолжались на протяжении осени и зимы 1937-1938 гг. В дополнение к этому, тех, кто в годы гражданской войны оказался в Финляндии или в приграничных с ней районах, обвиняли в шпионаже и связях с иностранной разведкой. Некогда многолюдный Заонежский район пустел на глазах.
Во всех следственных делах, без исключения, на первом допросе арестованные отказывались признать предъявленные обвинения. Но в процессе «расследования», после применения следователями запрещенных методов воздействия на заключенных, характер их показаний меняется. Протоколы допросов, составленные в Заонежском райотделе НКВД, заранее отпечатанные на машинке, почти не отличаются друг от друга. Написанные казенным, канцелярским языком советского судопроизводства, с традиционными языковыми штампами того времени, все они содержат признания в собственной вине и списки лиц, причастных к «преступной деятельности». Как правило, «правдивые» показания начинаются со слов: «Я убедился в том, что следствию все известно, а поэтому решил говорить только правду. Признаюсь в том, что до дня моего ареста я являлся активным участником контрреволюционной организации».
Таким образом, после получения многочисленных «признаний», выявления так называемых сообщников, а также выяснения обстоятельств дела была реализована разработка органов НКВД под названием «Церковники». В результате все арестованные священнослужители Заонежского района обвинялись по различным пунктам 58-й статьи УК РСФСР, согласно которой были приговорены к расстрелу. Расстрелы начались в конце октября и продолжались до марта 1938 г. Всего за шесть месяцев 1937 г. в районе не осталось не только духовенства, но и многих верующих, членов церковных советов. С этим связано и относительно большое число арестованных в районе женщин (21 человек). К духовной оппозиции властям была отнесена и большая группа учителей.
В большинстве дел, заведенных в ходе этой операции, содержатся лишь необходимые судебно-следственные документы, без приобщения других материалов, которые бы выступали в качестве доказательств (проповеди, речи, переписка, личные, финансовые и имущественные документы и т.п.). Единственным исключением является содержащаяся в материалах уголовного дела на кижского священника отца Алексея Петухова его проповедь, сказанная в последний, перед арестом настоятеля и закрытием церкви, престольный праздник Преображения – 19 августа 1937 г. Это были дни тяжелых испытаний для пастыря, который боролся с превращением храма в светский музей. Когда после закрытия в 1936 г. Преображенской кижской церкви никто из верующих не надеялся больше в Светлое Христово Воскресение переступить порог этого храма, отец Алексей, вопреки всем светским решениям, провел в нем пасхальную службу. И все лето 1937 г. священник, как это было на протяжении двухсот лет и до него, встречал прихожан в древнем храме, бесстрашно исповедуя свою веру. В проповеди в день Преображения Господня 1937 г. отец Алексей обратился к своей пастве с такими словами: «Сегодня мы, дорогие слушатели, вспоминаем и празднуем Славное Преображение Пречистаго Тела Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло во время Его земной жизни на горе Фаворе в присутствии трех любимейших учеников. В память этого события ваши прадеды выстроили и освятили сей великолепный храм, а ваши отцы и деды богато и художественно его украсили. Свыше двух столетий храм этот служит украшением вашей местности, а сейчас пользуется вниманием со стороны верующих и неверующих. В день храмового праздника позвольте поздравить Вас с двойным праздником и побеседовать вообще о Церкви и также о вере православной. Церковь Христова в Слове Божием часто сравнивается с кораблем. Плывет этот корабль Христов по житейскому морю, на нем есть кормчие и матросы, на нем есть также и пассажиры – это сыны Церкви. Все ждут тихой пристани и приятного путешествия. Корабль Христов – Церковь Православная, теперь переносит страшную бурю и находится в страшной опасности. За 1000 лет существования Православной Церкви на Руси никогда она не была в столь тяжелом положении, как сейчас. С одной стороны, религиозное невежество самих христиан, религиозное равнодушие, ненависть к вере, а с другой стороны – современное безбожие, неверие и распри в самой Церкви, все это вместе подняло страшную бурю, все устремились на Церковь, чтобы обессилить ее, вконец разбить ее. Враги христианства не дремлют, враги напрягают все силы, чтобы утопить священный корабль Христов и уничтожить веру православную. Но мы знаем, что на корме корабля церковного стоит невидимо Небесный Кормчий – Господь наш Иисус Христос. Мы знаем из Священного Писания, что даже врата адова не одолеют Церковь, мы знаем, что этот корабль не погибнет до конца мира, и что рано или поздно он придет к тихому и верному пристанищу. Но мы и то знаем и видим, что в эту безбожную бурю многие из плывущих на корабле гибнут, гибнут и по чужой, и по собственной вине. Жаль их, и к ним всегда применим голос Кормчего, Спасителя: «Бодрствуйте, будьте готовы!»
Итак, ревет буря, тьма безбожная вокруг, волны заливают корабль, а мы на корабле спим непробудным сном! Довольно спать! Нужно работать, нужно употреблять все законные меры, способы и все усилия, чтобы довести корабль до тихой пристани, и на нем самим спастись. Поэтому в первую очередь мы должны: усилить хождение в храм в праздничные дни к богослужениям, изучать Закон веры православной, дать детям религиозное воспитание, теснее сомкнуться около Церкви, открыто показать врагам веры, что мы Церковь нашу любим, любим Ея учение, богослужение и Ея влияние на жизнь. Если Церковь Христова жила во времена гнета языческого, во времена господства всяких нечестий и лжеучений, то и теперь, что бы не случилось, какие законы бы не были изданы, какая-либо безбожная проповедь не раздавалась, Церковь устоит, и православная вера не погибнет, лишь бы мы не спали, были ревностны для веры, и помогли бы общему делу спасения.
Итак, долой уныние и сон смертельный, который ведет к вечной погибели. Будем все трудиться для Христа, для Его Церкви и Его Евангелия. И через общие наши усилия, с помощью Божией доведем корабль – Церковь Христову до тихой пристани, и с нею сами спасемся. Аминь». Безусловно, каждое слово этой проповеди в 1937 г. могло стоить жизни. Так и случилось: в конце октября того же года отец Алексей был арестован, а 20 ноября расстрелян.
Массовые аресты, проходившие по всей Карелии, не могли не затронуть и петрозаводское духовенство. В столице республики к концу 1930-х гг. осталось всего две действующие кладбищенские церкви. В одной из них, во имя св. вмц. Екатерины, служили тихоновцы, в другой, Крестовоздвиженской – обновленцы. Репрессии коснулись и тех и других. Дело, заведенное на священнослужителей Екатерининской церкви, содержащее в числе прочих материалы на протоиерея Николая Богословского, дало основание к канонизации этого пастыря в сонме новомучеников и исповедников Российских. К сожалению, сведения о нем очень скупы и в основном почерпнуты из анкеты, находящейся в деле.
Священномученик Николай Петрозаводский (Николай Иванович Богословский) родился 3 мая 1875 г. в деревне Паяницы Петрозаводского уезда (впоследствии — Заонежского района) Олонецкой губернии в семье священника. После окончания Казанской духовной семинарии в 1897 г. он был рукоположен в сан священника, после чего продолжил свое образование в Казанской духовной академии, которую к тому времени, несмотря на начавшиеся гонения, сумел сохранить ее ректор, епископ Анатолий (Грисюк)[13]. Спустя три года отец Николай окончил академию, но служить в храме стал только с 1925 г. – сверхштатным священником Святодуховского кафедрального собора в Петрозаводске. Через год он был возведен в сан протоиерея, а 30 октября 1929 г. утвержден штатным соборным священником. В конце того же года храм закрыли, и его причт и община перешли служить в кладбищенскую церковь во имя св. вмц. Екатерины (после ухода оттуда обновленцев). Отец Николай жил в Петрозаводске со своей матушкой, Александрой Георгиевной, детей у них не было. В течение семи лет, до дня своего ареста, священник служил в Екатерининской церкви. В июле-сентябре 1937 г. было арестовано все духовенство этого храма по обвинению в создании «контрреволюционной организации церковников». В ходе непродолжительного «следствия» велись допросы, которые начались сразу же после ареста и продолжались в течение двух месяцев. Только одному Богу ведомо, что пришлось пережить в условиях неволи и мучений отцу Николаю, которому к тому времени было уже шестьдесят два года. Но он не подписал ни одного из тех протоколов, в которых от него требовалось признать выдвинутые против него обвинения в «контрреволюционной деятельности». 2 ноября 1937 г. тройка НКВД Карельской АССР приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г., в день Казанской иконы Божией Матери. 25 марта 2004 г. на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от Петрозаводской и Карельской епархии в Собор новомучеников и исповедников Российских XX в. был включен священномученик Николай.
Каковы были последствия репрессий духовенства для епархии? Характеризуя ситуацию, И. Чухин приводит в своей книге выдержку из доклада наркома внутренних дел КАССР С.Т. Матузенко на XIV областной партконференции: «Сегодня на территории Карелии остался один поп, да и то только потому, что болен подагрой и не может ходить. Со всеми остальными попами дело покончено. (Смех в зале)». Такая политика государства привела к тому, что в 1940-е гг. Олонецкая епархия перестала существовать как самоуправляющаяся: были разрушены или закрыты практически все храмы, уничтожено духовенство.
«Последствия этих гонений, – по словам игумена Дамаскина (Орловского),– сказываются и по сию пору. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложения…». Осуществленные за последний период в епархиях канонизации святых новомучеников являются свидетельством возрождения прерванной на многие десятилетия традиции прославления подвижников веры и благочестия.
Список святых Собора
- Мученик Иоанн Чернов
- Мученик Петр Троицкий
- Мученица Вера Самсонова, ктитор
- Священномученик Василий Надеждин, пресвитер
- Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский
- Священномученик Димитрий Благовещенский, пресвитер
- Священномученик Михаил Зеленцовский, пресвитер
- Священномученик Михаил Никологорский, пресвитер
- Священномученик Николай Богословский, пресвитер
- Священномученик Сергий Воскресенский, пресвитер
- Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
Акафист священномученику Дамиану, архиепископу Курскому
Кондак 1
Духа Святаго носителю избранный, исповедниче Церкви Православныя, адаманте твердейший, похвальная вопием ти, святый священномучениче Дамиане с сонмом новомучеников – Ревнителей Церкви, кровию своею всю Россию освятивших, приносим похвалы своя. И, взирая на благие страдания твоя, зовем ти:
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Икос 1
Ангелы и Боголюбивые людие Христу приносят благодарение, от рода священническаго для пастырскаго служения тя избравшего, святителю Богомудре Дамиане. Во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Курскую не оставил, но душу свою за спасение ея положил. О сем похвальная вопием ти:
Радуйся, рода иерейскаго Богоугодной молитвы рождение;
радуйся, земли Курения благоуханное цветение.
Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный.
Радуйся, воплощение доброты и богомудрия;
Радуйся, Святой Руси Божие предначертание.
Радуйся, веры нерушимое основание.
Радуйся, пламенный ревнителю апостольских преданий.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 2
Провидев щедролюбивый Господь, яко верным чада Православныя Церкви многими соблазнами обуреваемы быти, Ангела – Провозвестника Евангельския истины, глашатая неустрашима в земле нашей воздвиже тя Господь, пастыря добра, яко душу свою за овцы полагающа. Мы же, благодаряще Бога, пастыря верна и стража прилежна даровавшего нам, зовем Ему: Аллилуйя.
Икос 2
От юности твоея, Богомудре Дамиане, орлу уподобился еси, к высоте небесней возлете, да постигнеши Богословскую премудрость в свете истиннаго благочестия просветившеея. Мы же, наставляеми тобою, поклонимся Богу, во Троице Святей славимому, вопия ти похвалы сия:
Радуйся, паству Христову паче благ мира сего возлюбивый;
Радуйся, делателю винограда Христова избранный.
Радуйся, твоими молитвами гнев Божий утоляется.
Радуйся, святителем Владимирские земли поставленный.
Радуйся, нашего упования не посрамляющий;
Радуйся, разума Апостольския Церкви хранителю.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 3
Сила Вышняго яве показа тя, священнопроповедниче Дамиане, в трудах крестоношення суща, егда всеоружием Божией благодати козни тьмочисленных враг Православный веры разрушал еси, Богу поя: Аллилуйя.
Икос 3
Имея веру несомненную и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, Дамиане Богоблаженне. И в чине святительстем Господеви послужил еси. Тем же благостию украшенный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим ти:
Радуйся, Единаго Христа всем сердцем возлюбивый;
Радуйся, дарованный талант приумноживый.
Радуйся, яко угождал еси Богу всяческим служением;
Радуйся, правды и истины всегда искавый;
Радуйся, истину дерзновенно вещавый.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 4
Бурю страстей внутрь имея, помышлениями суетными обуреваеми, не возможем, Дамиане всемудре, величия мученичества твоего проповедати, обаче твоими молитвами ко Господу в правоверии и благочестии укрепляемы, воспеваем Ему: Аллилуйя.
Икос 4
Слышавше и видевша людие православныя равноангельское стояние твое, на страже апостольской чистоты веры и единства Церкви Христовой, достоблаженне Дамиане, веру непорочно соблюдше и Имя Христово прославивше. Мы же, видя величие подвига твоего, зовем к тебе прилежно:
Радуйся, Христа возлюбивый, с ним же за мир сораспеншийся;
Радуйся, теплотою Божественной любви души наша согревающий;
Радуйся, стада Христова пастырь верный;
Радуйся, молитвенник за народ наш неутомимый.
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
Радуйся, заблудших благостный наставник.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 5
Боготечную звезду яви тя Господь, досточудне отче наш Дамиане; зане паству твою добре осиял еси светом Евангельской истины, правы стези указуя к Царствию Христову и научая присно взывати к Богу: Аллилуйя.
Икос 5
Видевше гонители здочестивые, яка твердо упование твое на Господа и любовь к Нему, злобою дышащие людие страдания измышляху; ссылкой изнурения веру твою попрати и тя посмеянием диаволу явити. Ты же вся козни бесовские попрал еси. О сем мы приносим тебе похвалы таковыя:
Радуйся, у кормила правления епархией твердо стоявый;
Радуйся, свет Христов верным возсиявый.
Радуйся, яко тобою ревности по Бозе исполняемся.
Радуйся, нужды духовно окрадуемых предваряли;
Радуйся, народу православному похваление.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 6
Проповедник благочестия явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово Истины, священномучениче Дамиане, яко добрый воин Христов ограждая паству свою в годину искушений и соблазнов и подвизаясь взывати истинному Богу: Аллилуйя.
Икос 6
Возсиял еси во граде Полтаве» яко звезда лучезарная, блистанием твоим озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия, ныне плодами сеяния насыщавши вся, мы же с любовию взываем к ти сице:
Радуйся, на престол святительский промыслом Божиим восшедый;
Радуйся, крестный путь с паствой своей прошедый;
Радуйся, яко овец заблудших и обреченных на заклание не оставил еси.
Радуйся, даже едину овцу заблудшую отыскавый.
Радуйся, для народа русского сокровище драгоценное – Церковь сохранивый;
Радуйся, от распрей церковных много скорбевый.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 7
Желая невозбранно пастырем добрым быти, Богоносне отче Дамиане, на пользу чад своих, да вси взыщут истиннаго Бога. Мы же, уповая на преславное ходатайство твое, со дерзновением воспеваем; Аллилуйя.
Икос 7
Перваго и дивнаго святителя по патриаршему благословению Церкви Российския вемы тя, святителю Дамиане, понеже во исповедании не устрашился еси человеческих прельщений и святоотеческия заветы соблюл еси. Сего ради и крепость духовную подаде ти Глава Церкви – Христос; мы же, недостойнии, приносим ти сицевая;
Радуйся, самоотвержение всецело показавши;
Радуйся, спасение многих взыскавый.
Радуйся, промысла Божия о людех провозвестниче;
Радуйся, дивное нравов очищение.
Радуйся, послушание патриаршему Местоблюстителю явивый;
Радуйся, сокровищ Православной веры усердный хранителю.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 8
Странное и преславное чудо есть маловерным и малодушным зрети тя, святителю Дамиане, како во дни гонений на Курскую кафедру пришел еси, Православную веру утвердил еси, мудростию словес своих научил еси стадо твое Богоугодно воспевати: Аллилуйя.
Икос 8
Весь исполнь любве Христовы, паству свою не оставил еси, молитвы Всевышнему о нас возсылая; мы же, чтуще светлую память твою, благодарственное пение приносим ти:
Радуйся, обилием любви твоея мир удививый;
Радуйся, славу предоброго и преблагаго пастыря снискавый;
Радуйся, апостольских преданий ревнителю;
Радуйся, вокруг себя верных собравши;
Радуйся, верность Царю святому Николаю сохранивый;
Радуйся, архиереев соседних епархий объединивый;
Радуйся, яке Божественнаго священства правило был еси;
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 9
Вси людие паствы курския, видевше тя, архипастыря своего, обличившего опустошителей храмов Божиих, яко пророк Илия лжепророков Иезавелиных, ты же любовию к людям исполнен сый, слезныя молитвы Богу вознося, взывал Ему: Аллилуйя.
Икос 9
Ветии многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, священномучениче Дамиане; мы же, к покаянию тобою подвигаемии, благосердию твоему подражати хотяще, песньми похвальными тя ублажаем сице:
Радуйся, добрый наставниче и мудрый правителю;
Радуйся, колеблющихся в вере твердый оградителю.
Радуйся, яко тобою Святое Православие ревностно охраняется;
Радуйся, во мраце нечестия правую веру утверждали;
Радуйся, славу Царю Небесному мужественно снискавши;
Радуйся, гнев Божий на милость к нам, грешным, преложивый,
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 10
Спасти хотя Церковь Русскую, преславне отче наш Дамиане, ревнителей веры отеческой совокупил еси, богоборческим козням противился еси. Мы же, почитающе всечестныя страдания твоя, вопием прославльшему тя Богу; Аллилуйя.
Икос 10
Матерь Божия, Стена необоримая, Небеси и земли, Владычице пречистая, град Курск ограждающая, строителя тайн Божиих и стража верна Церкви Сына своего и Бога нашего избрав тя, отче Дамиане; ныне же ты у престола Царя Славы на Небесех со всеми святыми и Ангелами Небесными, молишься о нас. Мы же, радостию исполненнии, вопием ти:
Радуйся, Покровом Пречистыя Богородицы осеняемый.
Радуйся, Эдема Небесного сопричастниче.
Радуйся, Ангелам собеседниче, святым соучастниче.
Радуйся, в невечернии дни Райских блаженств наслаждаешися.
Радуйся, изможденных горестями житейскими укрепляющий.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, священномучениче Христов, сияеши бо ныне на небеси, яко верен Святитель правдою одеялся ecи и в рай сладости вкушаеши; о песнословящих Тя Христа прилежно моли, вопиющих Ему: Аллилуйя.
Икос 11
Светозарного светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвиже тя Господь, священномучениче Дамиане, Богохранимей земле Курския. Мы же, видем тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству нашему мира и благоденствия просящего, с упованием веры, зовем ти:
Радуйся, на земле преподобного Феодосия родившийся,
Радуйся, святителя Иоасафа славный преемниче,
Радуйся, Иоанна Затворника достойный продолжателю,
Радуйся, преподобного Серафима во образ себе избравший,
Радуйся, преподобного Исаакия в пример вменивший,
Радуйся, святому Онуфрию путь уготовлявший.
Радуйся, Собора Курских святых преславное украшение.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 12
Благодати Святаго Духа испроси народам православным, преблагий пастырю стада Христова Дамиане пречудный. Ты же, молитвенниче всеусердный, ублажи Пречистую Матерь и всех Святых, во еже спастися нам. Силою благодати укрепит и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуйя.
Икос 12
Поюще много страда льны я подвиги твоя, святителю Христов Дамиане, и ублажаем мученическую кончину твою, ибо тобою в Троице славимый Бог наш славно прославися. Сего ради приносим ти похваления сицевыя:
Радуйся, труд крестоношения Богоугодно подъявый;
Радуйся, сосуде Духа Святаго исполненный;
Радуйся, вечное приемый от Бога благословение;
Радуйся, за веру и благочестие заточения и смерть приявый;
Радуйся, славы Божией велий ревнителю;
Радуйся, паствы твоея присное радование.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 13
О, преславный исповедниче Христов Дамиане! Прийми от нас, любящих тя чад твоих, приносимое тебе малое моление наше и теплым ходатайством твоим ко Господу огради Церковь Православную и Боголюбивый народ наш, от междоусобиц братских, расколов и еретических смятений, да в покаянии сокрушенном избавимся праведнаго гнева Божия, бед и грядущия вечныя муки и сподобимся с тобою, яко чада со отцем, во веки воспевати Богу; Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангелы и Боголюбивые людие Христу приносят благодарение, от рода священническаго для пастырскаго служения тя избравшего, святителю Богомудре Дамиане. Во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Курскую не оставил, но душу свою за спасение ея положил. О сем похвальная вопием ти:
Радуйся, рода иерейскаго Богоугодной молитвы рождение;
радуйся, земли Курения благоуханное цветение.
Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный.
Радуйся, воплощение доброты и богомудрия;
Радуйся, Святой Руси Божие предначертание.
Радуйся, веры нерушимое основание.
Радуйся, пламенный ревнителю апостольских преданий.
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Кондак 1
Духа Святаго носителю избранный, исповедниче Церкви Православныя, адаманте твердейший, похвальная вопием ти, святый священномучениче Дамиане с сонмом новомучеников – Ревнителей Церкви, кровию своею всю Россию освятивших, приносим похвалы своя. И, взирая на благие страдания твоя, зовем ти:
Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.
Молитва священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому
Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошед и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.
Вернуться к списку