- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Иосиф Заоникиевский (Вологодский), Христа ради юродивый
Краткое житие преподобного Иосифа Заоникиевского, Христа ради юродивого
Преподобный Иосиф Заоникиевский, в миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в своей часовне, в жестокие морозы ходил босой.
Преподобный Иосиф преставился 21 сентября 1612 года, в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.
Полное житие преподобного Иосифа Заоникиевского, Христа ради юродивого
Преподобный Иосиф, по мирскому имени Иларион, происходил из крестьян деревни Обухово Кубенской волости (Волгодской губернии) и родился около 1530 г. В обычных заботах житейских и в земледельческих трудах проходила жизнь крестьянина Илариона. Прожив так полвека, он не скопил богатства, зато не испытывал и бедности. И, вероятно, безвестным крестьянином Иларион кончил бы дни свои, если бы Промысл Божий не указал ему иного пути жизни.
Различными способами призывает Господь ко спасению избранников Своих: одних обилием милости, других – и это случается чаще – привлекает под свое благое иго скорбями, испытаниями и несчастиями, показывающими верующему всю тщету и суетность мирской жизни. Такое испытание послал Господь Илариону. Неожиданно и без видимой причины заболели у него глаза. Много стараний и средств употребил Иларион, чтобы избавиться от своей болезни, но ничто не помогало: лекари и знахари оказались бессильны бороться с Божиим попущением. Болезнь все усиливалась и усиливалась, и в конце концов Иларион ослеп. Положение его сделалось весьма тяжелым: работать он не мог, а скопленные ранее средства были истощены на лечение. Страшная нищета и полная беспомощность грозили теперь Илариону. Но он не отчаялся, не пал духом перед таким испытанием Божиим и не пожелал примириться с своей горькой участью, как советовали ему это родные и знакомые, потерявшие всякую надежду на возвращение его зрения. Все упование свое возложил Иларион на милосердие Божие. Вспомнив евангельское повествование об исцелении слепорожденного, он увидел в своей болезни руку Божественного Промысла, испытующего его для откровения славы Божией. «Да явятся дела Божии на нем» – такой смысл узрел он в своем несчастии. У Илариона родилась надежда на исцеление. Он думал, что если Господь наказал его по Своей благой воле, то эта же благая воля может и исцелить его. И вот, оставив врачей земных, он стал ожидать себе избавления от Небесного Врача, к Которому обратился с горячей молитвой об исцелении.
Прежде всего Иларион дал обет каждый воскресный и праздничный день ходить по церквам соседних селений и отправлять в них молебные пения, чаще всего он молился Заступнице рода человеческого Божией Матери и взывал к бессребреникам и целителям Косме и Дамиану. И по мере того, как усиливалась его молитва, в нем укреплялась надежда на исцеление и мятущаяся душа его успокаивалась.
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете, – сказал Господь ( Мф.7,7 ). Чего просил и искал Иларион с верою и молитвою, то и получил. Исполняя свой обет, в один из воскресных дней был он за литургией в церкви во имя Василия Великого, что на Едке, и с пламенной молитвой просил Господа об исцелении. Вдруг предстал пред ним муж в белой одежде. Устрашился Иларион небесного видения, но явившийся ободрил его и сказал: «Не ужасайся, Иларион, я раб Иисуса Христа, Косма бессребреник». Затем св. Косма снял нательный крест Илариона, благословил им страдальца и, надев снова, сказал ему: «Отныне ты победишь диавола и будешь видеть свет».
Глубокого благоговения исполнилось сердце Илариона от духовного восторга; он стоял безгласен, только слезы умиления и благодарности струились по его лицу. Между тем чудное видение продолжалось. Св. Косма сопутствовал Илариону и по пути из храма. Когда, возвращаясь домой, усталый и от службы, и от душевных волнений, он остановился отдохнуть в тени под деревом (время было летнее), чудесный спутник удерживал его, говоря: «Сие место не угодно, пойдем на другое; есть место, угодное Божией Матери».
Так они миновали селение Обухово, где был дом Илариона, и подходили к деревне Лусниково. Здесь на сырой лесной поляне св. Косма сказал Илариону, что на этом месте он узрит славу Божию и ему откроется тайна. Затем, повелев ему придти сюда на другой день, небесный спутник стал невидим. Со страхом и трепетом возвратился Иларион домой; весь остаток дня он провел в молитве и размышлении о дивных делах Божиих, с радостью ожидая явление славы Божией. Когда на другой день он пришел на указанное место, то услышал голоса, воспевающие хвалебные песни Богоматери, и увидел двух мужей, которые ему сказали: «Раб Божий Иларион, иди с нами. Мы – бессребреники Косма и Дамиан и посланы к тебе Божией Матерью, Которая за многие твои слезы и молитвы хочет даровать тебе исцеление». Внезапно явилась пред Иларионом икона Богоматери, сияющая солнечными лучами. Святые бессребреники подвели его к иконе и велели взять и облобызать ее.
С величайшим благоговением повергся Иларион пред святой иконой и, прикоснувшись к ней своими устами, тотчас прозрел, как будто никогда и не болел глазами. Затем голос, исходящий от святой иконы, повелел ему сказать окрестным жителям, чтобы они очистили место ее явления, водрузили на нем святой крест и поставили возле креста явившуюся святыню. Место требовало очищения и устройства, потому что представляло топкую поляну, заросшую мелким лесом. Святые бессребреники открыли Илариону, что на этом месте впредь будут источаться исцеления для всех, с верою приходящих к иконе Божией Матери. Необыкновенное благоухание разлилось по всей местности. Объятый трепетом от всего происходящего, Иларион едва мог придти в себя и увериться в действительности случившегося. Возблагодарив Господа и Матерь Божию за исцеление и за дивное явление славы Божией, он поспешил сообщить окрестным жителям о всем виденном и слышанном и передать им повеление от святой иконы. Собрались крестьяне и расчистили место; были приглашены из ближайших селений священники, которые совершали молебны пред иконою Богоматери. На месте явления Иларион водрузил святой крест. Подле него поставил новоявленную икону, а над ними устроил из мелких деревьев часовню. Явление чудотворной иконы Богоматери произошло 23 июня 1588 г.
Не захотел Иларион оставлять святое место и возвращаться в мир. Проникнутый благодарностью к Господу и в случившемся видя перст Божий, указующий ему иной путь жизни, Иларион решил остаться на месте своего исцеления и предаться духовным подвигам. Слава о новоявленной иконе быстро распространилась. Страждущие и скорбящие, как весенние воды, стекались к чудодейственной святыни и получали от нее исцеление и утешение. Место, дотоле пустынное и дикое, обитаемое некогда разбойниками, превратилось в место Божия славословия.
Когда весть о новоявленной чудотворной иконе дошла до епископа Вологодского, он послал игумена Песочного монастыря Пимена и соборного ключаря священника Иоанна Емельяновского удостовериться в подлинности чудес, исходящих от святой иконы. И оказалось, что рассказы о чудесах истинны, и даже в присутствии названных лиц и других свидетелей совершилось чудо – прозрел слепой, семь лет не видевший света. После того епископ повелел воздвигнуть в Заоникиевской пустыне храм в честь Божией Матери и святого Алексия, человека Божия, и при храме устроить монастырь. С великой радостью принял преподобный святительское благословение. Его усердием и трудами окрестных жителей храм был скоро сооружен. В день его освящения Иларион был пострижен в иночество с именем Иосифа. В новоучрежденном монастыре прп. Иосиф явился первым иноком. Скоро пришли к нему сподвижники, обитель наполнилась братиями, и нужно было выбрать игумена монастыря. Естественно, что прп. Иосифу как основателю обители было предложено взять на себя начальство в ней и духовное руководство братией. Но велико было смирение преподобного! Он отклонил от себя эту честь и просил избрать в игумены другого. Был избран Силуан (1589–1605), а прп. Иосиф до самой кончины своей остался рядовым иноком обители. Над братией монастыря возвышали его лишь великие подвиги. Когда братия и приходящие богомольцы начали почитать и прославлять прп. Иосифа, он принял на себя подвиг юродства: носил в пазухе камни, песок и землю. Удручая тело свое постом, он проводил холодные ночи даже зимой в часовне за непрестанной молитвой пред иконой Богоматери. Тайно от братии он надел на голое тело власяницу и не снимая носил ее. Власяница была грубая и жестокая; как иголками, колола она тело святого, и кровь непрестанно струилась по его ногам. Игумен и братия видели это, но не догадывались, от чего это происходит. В монастыре начали считать подвижника скудоумным и в неразумии своем нередко обижали его и оскорбляли.
Много огорчений и обид пришлось перенести подвижнику и от мирян. Жители ближайшей к обители деревни Лусникова боялись того, что монастырь овладеет их лугами и полями, и потому стремились прогнать из своего соседства монахов, всячески вредили им, например, не позволяли ни самим инокам, ни монастырскому скоту проходить свою землю и даже угрожали смертью. Крестьяне похвалялись: «Здесь не жить монахам и не бывать». Игумен принужден был просить от них защиты у самого государя. Тяжело было видеть преподобному такое озлобление на его обитель, но он терпеливо переносил все обиды, отвечая на них кротостью и всепрощением, и только молился за оскорбителей.
Так дожил прп. Иосиф до глубокой старости. Праведна была его жизнь, непостыдна и мирна его кончина. Как бы предчувствуя ее, прп. Иосиф в воскресенье 20 сентября 1612 г. причастился Святых Таин, а по причащении начал веселиться и радоваться, вспоминая великие благодеяния Божии, явленные ему: явление бессребреников и святой иконы, свое исцеление от слепоты – весь тот дивный путь, каким вел его Господь ко спасению. На другой день, в понедельник, 21 сентября, прп. Иосиф призвал одного из братий и послал его к игумену Феодосию (1605–1612) с просьбой похоронить его тело на месте явления славы Божией и своего исцеления – в сооруженной им часовне. Высказав это заветное желание, по выходе брата из келлии престарелый подвижник мирно и тихо отошел ко Господу. Это случилось 21 сентября/4 октября 1612 г. 83 года прожил прп. Иосиф; из них около 25 лет провел в подвигах иночества.
Со слезами скорби и вместе радости игумен и братия встретили весть о кончине преподобного. Тяжело им было расставаться со своим наставником, но радостно было знать, что они имеют теперь своего ходатая пред Богом, радостно было видеть блаженное упокоение, которого сподобил Господь преподобного за его святое житие. Игумен и братия торжественно погребли тело прп. Иосифа на указанном им месте, в часовне: могилу покрыли пеленой и оградили решеткой. Быстро распространилась слава о подвижнической жизни прп. Иосифа, и множество народа стекалось к его могиле. Над гробом святого пелись панихиды, происходили исцеления больных.
Так продолжалось более 50 лет по смерти прп. Иосифа. Но вот в правление Вологодского епископа Симона (1664–1684) по наветам приближенных к нему и, по-видимому, по его распоряжению, часовня преподобного была разобрана, могила его лишена украшений и благолепия, и долгое время место погребения святого было в запустении. Многие из почитателей прп. Иосифа скорбели о том. Нашелся один инок, который из уважения к его памяти собрал и восстановил часовню, но, опасаясь клевет и укоризн, оставил ее без крыши и дверей и даже не посмел украсить гроб преподобного. Вскоре совершилось явное чудо. В монастыре произошел пожар: сгорели храмы с утварью, а никем не берегомая часовня сохранилась целой и невредимой и не обуглилась, хотя пламя огненное, как вода, затопляло ее. После пожара в часовне нашли чудотворный образ Божией Матери, перед тем стоявший в одной из монастырских церквей, теперь сгоревших. Но и это чудо не послужило началом чествования святого. Первоначально оно оставалось даже не записанным.
Неуважение к святому месту было так велико, что когда стали возить лес для постройки новой церкви, то будто бы ввиду тесноты разломали чудесно сохранившуюся от огня часовню, бревна ее сложили в груду, и снова могила преподобного много лет была в небрежении, мочимая дождем и снегом. Затем усердием казначея Пахомия часовня была восстановлена в том виде, в каком существовала раньше. Нравы монахов Заоникиевского монастыря были тогда невысоки. Когда между братий произошли распри, часовня была разрушена и разметана, некоторые бревна ее сожжены; решетка же, окружавшая могилу святого, брошена была под трапезу. Прошло некоторое время, часовню восстановили в третий раз, но в худшем виде: кое-как, из старого леса, без окон и дверей, более низкую – «не яко молитвенный дом, но яко непотребную хлевину». Могила же преподобного по-прежнему находилась в совершенном запустении. И опять совершилось чудо. Когда во время одного праздника в обитель собралось много народа, некоторые богомольцы за неимением места в монастыре ночевали в часовне. Случилось, что одна женщина, спавшая на самой могиле святого, вдруг неистово закричала: «Оставь меня, отче, не бей, ибо в неведении я легла на твою ногу». Спавшие богомольцы вскочили и стали женщину спрашивать, что с ней случилось, и она отвечала: «Этот монах бьет меня жезлом, так как я легла на его ноги». Слышавшие недоумевали, ибо никого не видели. «И сие чудо не памятно паки положиша» – оно не вразумило иноков, не внушило им почтения к святому месту, хотя об этом чуде много говорили в городе Вологде. Наконец епископ Вологодский Павел (1716–1725), вологодский уроженец, бывший до святительства священником в Вологде и потому много слышавший о чудесах от святой иконы и о богоугодной жизни прп. Иосифа, установил ему местное празднование. Он благословил служить прп. Иосифу молебны, составить ему службу, которая и написана была по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому (память 24 сентября/7 октября). В Заоникиевскую пустынь епископ Павел послал в 1717 г. строителем иеромонаха Анастасия. Исполняя святительскую волю, Анастасий поставил над гробом преподобного новую и хорошую часовню, украсил могилу пеленою и стал совершать прп. Иосифу молебны. Верующие устремились в Заоникиевскую обитель ко гробу новопрославленного угодника Божия. На их приношения украшена икона Божией Матери, а на гробницу преподобного положена новая пелена, шелковая с золотыми украшениями. Вскоре решено было построить над гробом прп. Иосифа храм вместо часовни и начать сбор пожертвований. В том же 1717 г. одному из братий Заоникиевской обители таинственный голос повелел отыскать и положить при гробе власяницу преподобного. Ее нашли и положили, и с того времени она стала служить источником исцелений для верующих. Так Господь возвеличил и прославил Своего угодника.
Много чудес совершилось и совершается при гробе прп. Иосифа по вере притекающих к нему.
В 1717 г. в Вологодском крае случилась засуха. Жителям угрожал голод, болезни, смертность, разорение. Однако заступлением прп. Иосифа народ был спасен от этого бедствия. Святитель Павел, прибывший помолиться у гроба преподобного, простер руки и со слезами молился: «О, преподобне Иосифе, если имеешь благодать пред Богом, упроси, да снидет дождь, ибо земля не дает плода своего, а человеки и скоты жаждою погибают». И тотчас пошел дождь, который напоил землю. После этого епископ повелел написать на холсте образ преподобного и положил при гробе.
В Вологде была девица Ирина, 13 лет страдавшая головной и глазной болезнью. Никакие усилия и средства не могли избавить ее от тяжкого недуга. Лечение невежественными врачами привело лишь к тому, что девица совсем ослепла. Когда же привезли больную в монастырь (3 июля 1718 г.) и она приложила власяницу чудотворца к глазам своим, то почувствовала, «яко мраз некий начал отходить от главы ея». После этого она заснула. Проснувшись, Ирина стала ясно видеть: и болезнь глаз, и головные боли исчезли.
В часовне преподобного получил исцеление расслабленный Давид, не владевший ни руками, ни ногами. Он был оставлен на ночь при гробе преподобного и, когда начал засыпать, вдруг услышал голос: «Встань, Давид, и молись о том, за чем пришел». Расслабленный вскочил на ноги и, когда опомнился, почувствовал себя совершенно здоровым. Во время благовеста к утрени Давид, выйдя из часовни, пришел в церковь и тем привел в изумление всех его знавших. В благодарность за исцеление он дал обещание навсегда остаться в Заоникиевой обители.
Оказывая скорую помощь всем с верою приходящим к нему, преподобный строго наказывал тех, которые, не веря в его чудодейственную помощь, старались колебать эту веру у других.
Вологодский священник Василий сомневался в святости прп. Иосифа, повествования о чудесах его считал вымыслом и сказками; этого мало, он запрещал прихожанам своим ходить ко гробу угодника Божия. Видя, что его словам народ не внимает, священник выходил из себя и порой резко, грубо и непристойно отзывался о преподобном и о чудесах его. За это он был наказан. Когда однажды Василий обратился к прихожанам своим, шедшим в Заоникиеву пустынь, с обычными кощунственными речами, он вдруг был поражен слепотой. Но наказанный священник тотчас же образумился: исповедал Богу согрешения свои, просил прощения Его угодника, обещая не произносить хулы на святого, и получил исцеление.
Велики снисхождение и любовь прп. Иосифа к людям. Не только тот, кто обращается к нему с верою и молитвою, получал от него скорое исцеление, но даже и тем, кто не обращался к нему и вовсе не слышал о нем, он подавал скорую помощь.
У одной женщины, по имени Екатерина, мужа взяли в солдаты и был тяжело болен сын. Горько плакала бедная женщина о своих несчастьях. И вот однажды ночью она увидела во сне монаха, который сказал ей: «Не скорби, Екатерина, твой муж служит за христианскую веру и великого государя, а сын твой Иоанн вскоре будет здрав. Сходи с ним в Заоникиеву пустынь помолиться перед образом Божией Матери; я житель той пустыни, старец Иосиф». Когда Екатерина пробудилась от сна, то нашла сына своего совершенно здоровым.
Крестьянка Евдокия более двух лет находилась в расслабленном состоянии, не владея ни руками, ни ногами. Однажды ночью, лежа на постели, она увидела монаха высокого роста с длинной бородой, в куколе и мантии и с жезлом в руке. Монах подошел к ней, взял ее за плечо и сказал: «Встань и с верою призови на помощь Богоматерь и обещайся сходить в Заоникиеву пустынь к чудотворной иконе и исцелеешь». Когда Евдокия ответила ему, что она не может ходить, не слышит и не знает, где находится Заоникиева пустынь и как найти образ, то старец сказал: «Пустынь – недалеко от города Вологды и хорошо известна по совершающимся в ней чудесам, а я – монах той пустыни Иосиф. Советую тебе не отчаиваться, но иметь веру, и получишь милость».
Сказавши это, старец стал невидим. Больная поражена была видением и от страха начала креститься, хотя раньше не могла поднять руки. Утром она была уже совершенно здорова. Немедленно отправилась она в Заоникиеву пустынь, где и поведала о чудесном исцелении своем.
Жена сельского булочника Мария Зайцева три года болела глазами. Помогать мужу своему она не могла и подвергалась его упрекам и брани. Однажды она подошла к столу, за которым работал ее муж, желая в чем-нибудь помочь ему, и в это время увидела, как отворилась дверь и в комнату вошел монах, держа на груди образ Богоматери. Вследствие сильного сияния, исходившего от иконы, Мария не могла рассмотреть лицо монаха; последний же, обратившись к ней, сказал: «Женщина, имей веру и обещайся сходить к сему образу Богоматери в Заоникиеву пустыню и исцелеешь». После того, как видение исчезло, больная тотчас почувствовала облегчение. Когда после этого она вышла в поле, чтобы помочь мужу в уборке хлеба, и во время отдыха размышляла о чудесном видении, вдруг ей представился монастырь, полный народа по случаю праздника, и будто сама она находится в этом монастыре. Кто-то подошел к ней и спросил, кого она ищет — не того ли, кто приносил образ и даровал ей облегчение от болезни? Когда она отвечала, что ищет именно этого монаха, собеседник, указывая перстом, сказал ей: «Смотри, вот он». И Мария увидела монаха высокого роста с седой бородой, с тростью, в мантии и клобуке. Он шел к дверям часовни, где покоились мощи прп. Иосифа. Едва она встала, чтобы поклониться ему, как видение исчезло. После этого второго видения болезнь ее более облегчилась. Вскоре Мария пришла в Заоникиевскую обитель, помолилась пред образом Божией Матери, у гроба прп. Иосифа и прозрела совершенно.
Святые мощи прп. Иосифа почивали под спудом в теплом каменном храме монастыря, в приделе его имени, подле левого клироса.
Память преподобного празднуется местно дважды в год: в день кончины – 21 сентября/4 октября и в день явления Заоникиевской Богоматери – 23 июня/6 июля.
Тропарь Иосифу Заоникиевскому
глас 4
Испе́рва житие́ твое́, преподо́бне,/ хи́тростию благоюро́дства от челове́к утае́но на Небесе́х пред А́нгелы явле́нно бысть:/ и а́ще на земли́ тьмо́ю оче́с претыка́яся хожда́ше,/ но мы́сленными кри́лы на высоту́ возше́д,/ присносу́щным све́том облиста́емь,/ во Оте́чествии насле́довал еси́;/ и земны́х мня́щихся кра́сных хра́мов не тре́бовав,/ но в Небе́сных се́лех пресве́тлыя оби́тели стяжа́л еси́;/ ни ри́зами мя́гкими оде́яся,/ но па́че власяни́цу возлюби́в/ и сего́ ра́ди па́че всех име́ний земны́х Небе́сная сокро́вища приобре́л еси́;/ и на земли́ пло́тян сый со безпло́тными совокупля́яся,/ Небе́сней Цари́це служа́ и Той приноси́мых а́нгельских пе́сней наслади́лся еси́,/ и́хже мно́зи лю́дие, жела́юще, наслади́тися не мо́гут./ Сего́ ра́ди Всевы́шний Творе́ц о́браз Свой/ и Ро́ждшия Его́ Богома́тере/ с высоты́ возду́ха на ру́це твоя́,/ я́ко на херуви́мская носи́ла дарова́ тебе́,/ от него́же присносу́щным све́том о́чи твои́ уясни́,/ и, я́ко росоточа́щий о́блак моли́твами твои́ми весь мир ми́лованный напои́,/ и ны́не в после́дняя времена́ святу́ю персть твою́, я́ко Еде́мский исто́чник во исцеле́ние неду́гов устро́и,/ Его́же моли́, наста́вниче наш, чудоно́сче Ио́сифе,// дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.
Перевод: С самого начала святое житие твое, преподобный, мудростью юродства от людей утаенное, было известно ангелам на Небесах, и хотя на земле ты жил в беспомощности из-за болезни глаз, но на духовных крыльях ты взлетел на высоту, осиянный вечным светом, получив Небесное Отечество в наследство. В земных, считающихся красивыми домах ты не нуждался, но в Небесных селениях светлое жилище ты обрел. Ты не одевался в мягкие одежды, но больше полюбил власяницу и потому обрел ты не земные блага, а Небесные сокровища. Живя во плоти на земле, ты был един с бесплотными ангелами, служа Небесной Царице и наслаждаясь воспеваемыми для Нее ангельскими песнопениями, которые многие люди хотели бы услышать, но не могут насладиться ими. Поэтому Всевышний Творец образ Свой и родившей Его Богоматери с высоты небесной в руки твои, как на крылья херувимов, передал, и от этого образа вечным светом просветил твои глаза, и, как из облака дождевого, молитвами твоими весь мир напоил и сейчас, в последние времена, святые мощи твои, как Эдемский источник, для исцеления болезней нам устроил. Его же моли, наставник наш, чудотворец Иосиф, даровать нам мир и великую милость.
Канон преподобному Иосифу Заоникиевскому, Вологодскому чудотворцу
Глас 8
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Припе́в: Преподо́бне о́тче Иóсифе, моли́ Бо́га о на́с.
Земна́я и мимотеку́щая я́ко уме́ты вмени́в, Христа́ Еди́наго приобре́л еси́, Его́же любо́вию уязви́в ду́шу свою́, Ио́сифе преподо́бне, моли́ся ко Го́споду на́с просвети́ти.
Воше́д в це́рковь Вели́каго Васи́лия, сла́дкаго све́та ви́дети сподо́бився, вопия́л еси́: Изба́вителю Бо́гу на́шему пои́м.
Навожде́ния вра́жия и по́мыслы лука́выя отри́нув и святы́я безме́здники ви́дети сподо́бився, вопия́л еси́: Изба́вителю Бо́гу на́шему пои́м.
Богоро́дичен: Прему́дрость Бо́жию вои́стину, Сло́во о́тчее несказа́нно ро́ждшая, души́ моея́ лю́тую я́зву исцели́ и серде́чную боле́знь, Ма́ти Бо́жия, и укрепи́.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
Попали́л еси́ у́глием воздержа́ния страсте́й те́рние, преподо́бне, и, прогоня́я ду́хи, богоблаже́нне, я́ко свети́льник, свою́ ду́шу сле́зными пото́ки украси́л еси́.
В пу́ть, ра́дуяся, со святы́ми Космо́ю и Дамиа́ном ше́ствуя, ве́село Го́сподеви вопия́л еси́: Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
Стра́сти душетле́нныя успи́л еси́ бо́дренными моли́твами и бде́нием, всеблаже́нне, те́мже в Небе́сный черто́г вше́л еси́, ра́дуяся.
Богоро́дичен: Уста́ви неуста́вное помышле́нием мои́м, Чи́стая, бесо́в смуще́ние, Ма́ти Бо́жия, я́же к Сы́ну Твоему́ направля́ющи моя́ движе́ния.
Седа́лен, гла́с 8.
Красоты́ мирски́я от млады́х ногте́й возненави́дев, Христа́ Еди́наго возлюби́л еси́, ху́дость ри́зную носи́ти изво́лил еси́, кро́вными ка́плями диа́вола потопи́л еси́, по сме́рти свое́й Небе́сное бога́тство и сла́ву ве́чную восприя́л еси́, да́льным я́ко бли́з явля́ешися, повелева́я ско́ро тещи́ к пречу́дному о́бразу Бо́жия Ма́тере. Те́мже почита́ем твое́ успе́ние и, в не́м торжеству́юще, вопие́м ти́: богоно́се о́тче на́ш Ио́сифе, моли́ Христа́ Бо́га победи́тельная правосла́вным Христиа́ном на супоста́ты дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́.
Во оте́чествии благово́нно юро́дство прие́м воздержа́нием, от челове́к поноше́ние по наве́ту зми́я прия́л еси́, Го́сподеви вопия́: разуме́х дела́ Твоя́, Го́споди, и просла́вих Твое́ Божество́.
Челове́ческия мирски́я любве́ отве́ргся, дости́гл еси́ го́рняго Иерусали́ма, иде́же Христо́с со Отце́м и Ду́хом, от Него́же све́т тебе́ дарова́, и а́нгельския гла́сы слы́шал еси́, прославля́ющих Неразде́льное Божество́.
Законополо́жника воздержа́нию и́ноком и пра́вило кро́тости, дру́га и́скренняго святы́м безме́здником Космо́ и Дамиа́ну бы́вша приими́, Бо́же, моли́тву, с ни́мже прославля́ем Твое́ Божество́.
Богоро́дичен: Очище́ние на́шим неве́дением да́руй, я́ко Ты́ еси́ Еди́н безгре́шен, и умири́ ми́р Сво́й, Бо́же, моли́твами Ро́ждшия Тя́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Страсте́й мглу́, преподо́бне, заря́ми освети́л еси́, о́тче, по́двиг твои́х, просвеще́ние Ду́ха в се́рдцы восприи́м, Ио́сифе, И́мже попали́л еси́ вся́ бесо́вская ополче́ния и лико́м по́стническим причте́ся, пути́ моя́ напра́ви, молю́тися.
Угаси́в стра́сти росо́ю воздержа́ния, о́тче блаже́нне Ио́сифе, вже́гл еси́ о́гнь любве́, ве́ры, наде́жды, поще́нием же, я́ко свети́льник, просвеща́яся, и безсме́ртию Госпо́дню сы́н, о́тче, бы́л еси́.
Удобри́в свяще́нную свою́ ду́шу, всеблаже́нне, изволе́нием юро́дство и ху́дость ри́зную име́л еси́, Небе́сней Цари́це служа́, те́мже укра́шен доброде́тельми показа́лся еси́ чту́щим всечестну́ю па́мять твою́.
Богоро́дичен: Еди́на ро́ждши Де́вою и еди́на муженеиску́сная яви́вшися, Всенепоро́чная, во утро́бе бо Сло́во о́тчее прия́ла еси́ безнача́льное, и млеко́м дои́ши, Деви́це, чу́до стра́шно! и, де́вствующи, зако́ны обновля́еши естества́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
Собра́л еси́ в души́ свое́й Боже́ственныя плоды́ Ду́ха: непоро́чную моли́тву, чистоту́ кра́сную и бде́ние тве́рдое, воздержа́ния боле́зни, и́миже хра́м показа́лся еси́ Бо́гу Вседержи́телю.
Душе́вный ра́зум впери́в святы́м благоче́стием, су́щим на земли́ возвеща́л еси́ о Небе́сней Цари́це: о́бразу Ея́ моле́ние да да́стся ва́м, те́мже и телеси́ здра́вие, оче́с прозре́ние, и душа́м к Небеси́ восхожде́ние.
Земны́х веще́й ху́дость мимоте́кл еси́, посто́м и моли́твою на Небеса́ возлете́в, и вы́шняго прия́тия яви́лся еси́ насле́дник жития́ соверше́нием.
Богоро́дичен: Прия́ла еси́ вои́стину Боже́ственное Сло́во в ложесна́ Твоя́ и Сего́ па́че естества́, Пречи́стая, родила́ еси́, Его́же моли́твами Твои́ми умоли́ от бе́дствия изба́вити рабы́ Твоя́.
Конда́к, гла́с 8:
От ю́ности Бо́га возлюби́в, просты́нею безгла́сие стяжа́л еси́, преподо́бне. Сего́ ра́ди и с Небе́с сла́дкий све́т о́чию получи́л еси́, и росоточа́щий ми́лости пресве́тлый о́браз Богома́тере с высоты́ возду́ха чрез святы́х безме́здников во объя́тия прия́л еси́, и Е́й богоуго́дно послужи́л еси́. И оби́тель соста́вил еси́, власяны́ми вери́гами те́ло свое́ удручи́л еси́, от него́же ка́плями кро́вными диа́вола потопи́л еси́. Сего́ ра́ди и в после́дняя времена́ гро́б тво́й от Влады́ки на́шего Христа́ точе́нием чуде́с обогати́ся, те́м и мы́, ча́да твоя́, любо́вию притека́юще к тебе́, уми́льно глаго́лем: ра́дуйся, наста́вниче на́шего спасе́ния, ра́дуйся, исцеле́ний пода́телю, ра́дуйся, о́тче на́ш Ио́сифе, мона́хом удобре́ние.
И́н конда́к, гла́с 8:
Вы́шних бла́г жела́яй, преоби́дел еси́ до́лу влеку́щая мудрова́ния, и́бо трудолюби́вое свое́ те́ло о́стрым власяны́м плете́нием сте́рл еси́, и бы́сть благоуго́ден служи́тель Богома́тери. Стра́ждущим в неду́зех явля́лся, ско́ро помога́еши, с ве́рою притека́ющим к тебе́ неоску́дное здра́вие подая́, сего́ ра́ди зове́м ти́: разреши́ на́ша боле́зни душе́вныя и теле́сныя, и́же к Бо́гу моли́твами твои́ми, началообра́зный смире́нию наста́вниче, о́тче на́ш богому́дре Ио́сифе, мона́хом удобре́ние.
И́кос:
Ева́нгельский гла́с, о́тче, услы́шав, вся́ оста́вил еси́ плотска́я мудрова́ния, ху́дость ри́зную, пе́рсть и ка́мение в па́зусе прии́м, я́ко юро́дно с пло́тию подвиза́лся еси́, и, безпло́тных ликостоя́нием чистото́ю уподо́бився, ра́зума дарова́ние от Бо́га прия́т. Те́мже пода́ждь ми́ по́мощь, да воспою́ в пе́снех си́це: ра́дуйся, богонасажде́нный но́вый виногра́де Госпо́день, Свята́я Це́ркве, я́же изнесе́ся из еги́петския идолослуже́ния рабо́ты и насади́ся во все́й вселе́нней и в богопокори́вей земли́ Росси́йстей десни́цею Вы́шняго Бо́га; ра́дуйся, святи́тельское сосло́вие, и́ноцы же и прости́и; ра́дуйся и ты́, гра́де на́ш Во́логдо, прии́мый в себе́ Оте́честву хода́тая вели́ка; ра́дуйся, я́ко моли́твою того́ отве́рзеся на́м Ду́ха Свята́го прекра́сное оби́телище; ра́дуйся, я́ко простре́ся сла́ва его́ по вселе́нней; ра́дуйся, я́ко моли́твами преподо́бнаго пусты́ня сия́ тве́рдым опло́том огради́ся и ми́лостию Бо́жия Ма́тере покры́ся; ра́дуйся, я́ко и́менем Небе́сныя Цари́цы вся́кая стра́сть и я́зва от стра́ждущих отгна́ся; ра́дуйтеся, правосла́внии па́стыри с про́чими де́латели виногра́да Христо́ва; ра́дуйся, на́ш па́стырю Ио́сифе преподо́бне, Небе́сный челове́че и земны́й А́нгеле, и́же по достоя́нию обогати́ся благода́тию Свята́го Ду́ха, Его́же дарова́нием пода́ждь на́м, ча́дом твои́м, ми́лость, да зове́м ти́: ра́дуйся, преподо́бне Ио́сифе, о́тче на́ш, мона́хом удобре́ние.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Усе́рдно отлучи́лся еси́ сою́за ве́щи те́мнаго, о всеблаже́нне, я́ко Бо́жий предста́тель, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Зе́льным поще́нием, я́ко благово́нною пи́щею, пита́я ду́шу свою́, преподо́бне Ио́сифе, те́мже Трисо́лнечному Божеству́ предста́ти сподо́бился еси́, со А́нгелы поя́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
В приста́нище ти́хое вше́д, богому́дре, жите́йских пла́ваний отбе́гл еси́, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: Изба́вихомся вси́ от страсте́й и бе́д, обстоя́ний и неду́г многообра́зных моли́твами Твои́ми, Богома́ти, Сы́ну Твоему́ зову́ще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.
В поще́ниих кре́пкое, в моли́твах неле́ностное терпе́ние восприя́л еси́, и поноше́ния от челове́к укори́зну прие́мля, и превозноси́ Го́спода во ве́ки.
Уязви́вся боже́ственным жела́нием, всеблаже́нне, непоро́чно и пра́ведно житие́ препроводи́л еси́, до́ндеже дости́гл еси́ поклони́тися Престо́лу Госпо́дню, со А́нгелы поя́: хвали́те и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Укра́шен доброде́тельми и ху́достию ри́з, во мра́з зи́мный босы́ма нога́ма ходи́в и в нощи́ предстоя́ о́бразу Небе́сныя Цари́цы, моли́твы принося́, я́ко А́нгел показа́лся еси́, и ны́не во ве́ки неизрече́нныя сла́вы наслажда́ешися, пе́снь воспева́я Христу́ Бо́гу: хвали́те, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Воплоще́ннаго из Тебе́ неизрече́нно моли́ поми́ловати мя́, одержи́маго боле́зньми и грехми́, и па́дшаго возста́ви, Богома́ти, я́ко да сла́влю Тя́ во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.
Душе́вныя стра́сти победи́в па́стырски, всечу́дне, созыва́л еси́ ко ико́не Бо́жия Ма́тере, Я́же подае́т все́м неду́гом исцеле́ние и от бесо́в свобожде́ние.
У́зкий и приско́рбный ше́ствовав пу́ть, о́тче Ио́сифе, теле́сне у́бо преста́вился еси́, ду́хом же жи́в Бо́гови предстои́ши, но, я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу, моли́ спасти́ся на́м.
Преде́л неукло́нный твоея́ к Бо́гу ве́ры и воздержа́нию о́браз о́страго одея́ния, и сокруше́ния те́ла, и трудо́в поще́ния, преподо́бне, никто́же мо́жет исчи́слити, вои́стину Зижди́теля все́х Бо́га пе́сньми велича́ем.
Богоро́дичен: В Тя́ всели́ся, Всенепоро́чная, и́же человекоуби́йцу низло́ж зми́я, пе́рвее родонача́льных злообра́зно запе́ншаго, и, Роди́выйся из Тебе́, вся́ ны́ спа́сл е́сть.
Свети́лен:
Мирска́го пристра́стия я́ко от скве́рны уклони́лся еси́ и а́лчбою пло́ть свою́ увяди́л еси́, о́тче, и Небе́сною сла́вою обогати́лся еси́, те́мже непреста́нно моли́ Христа́ Бо́га, преподо́бне Ио́сифе.
Вернуться к списку