- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобномученица Ольга Жильцова, послушница
Преподобномученицы Евдокия Архипова и Ольга Жильцова и мученик Василий Архипов
Преподобномученица Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. В 1902 году она поступила послушницей в старинный Казанский монастырь в городе Рязани, где в то время было более трехсот пятидесяти насельниц. В 1909 году она была облечена в рясофор. В 1919 году обитель была закрыта безбожниками, и Евдокия вернулась домой и стала жить с родителями и племянниками в селе Горетове. В 1935 году она была избрана церковной старостой. В это время председатель сельсовета уведомил верующих, что они должны отремонтировать храм, иначе он будет закрыт. В 1936 году в доме старосты состоялось собрание членов церковного совета, на котором было решено собрать средства на ремонт храма, и Евдокия всем, кто приходил в храм купить свечи или взять просфоры, стала говорить, что нужно собрать денег, чтобы отремонтировать храм. Люди давали кто сколько мог, сообщали другим, и так понемногу собралась сумма в четыре тысячи рублей — и храм был отремонтирован.
Преподобномученица Ольга родилась в 1887 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Егора Жильцова. Восемнадцати лет Ольга поступила послушницей в Казанский монастырь в городе Рязани. После закрытия обители она вернулась домой и стала жить вдвоем с матерью. Когда нависла угроза закрытия храма, Ольга пошла к некоторым верующим уговаривать их, чтобы они не забывали храм Божий и оказали посильную помощь в ремонте храма, а иначе его могут закрыть и негде тогда будет молиться.
Мученик Василий родился 26 июля 1876 года в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Максима Архипова. Василий окончил церковноприходскую школу; во время войны в 1916–1917 годах служил в армии рядовым. Вернувшись в село, он крестьянствовал, а когда началась коллективизация, записался в колхоз. В храме Василий Максимович пел несколько лет на клиросе и в 1937 году стал исполнять обязанности псаломщика.
Осенью 1937 года в село Горетово к секретарю местной комсомольской организации приехал сотрудник НКВД; вызвав старосту Евдокию Архипову, он потребовал от нее список, кто является священником храма, кто псаломщиком, кто членом церковного совета.Взяв список, он уехал. Через некоторое время после его отъезда начальнику Луховицкого районного отдела НКВД поступил донос, будто в селе Горетово у Евдокии Архиповой состоялось «конспиративное совещание служителей культа... Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри и занавешены окна» [1] .
15 февраля 1938 года сотрудники НКВД попросили соседа Евдокии, чтобы тот постучался к ней в дом; он согласился: Евдокия открыла ему дверь как соседу и была арестована.
26 февраля были арестованы Ольга Жильцова и Василий Архипов и заключены в тюрьму в Коломне.
— Почему вы ругаете колхоз и уговариваете, чтобы вам пожертвовали на церковь, а на заем не подписывались? — спросил следователь старосту.
— Я колхоз не ругала и не говорила, что колхозу долго не существовать, и против займа я ничего не говорила, и виновной себя в этом не признаю. Я признаю только то, что собирала деньги на ремонт церкви.
Вызвав на допрос послушницу Ольгу, следователь спросил ее:
— Вы в селе Горетово вели агитацию по вовлечению в группу верующих колхозников? Собирали деньги для попа? Вели агитацию против государственного займа и антисоветскую работу? Признаете себя в этом виновной?
— Виновной себя ни в чем не признаю. И агитацией не занималась, и колхозников в группу верующих не вовлекала, и против государственных займов не агитировала, и деньги не собирала — и про это я ничего не знаю, — ответила послушница, и на том ее допросы закончились.
— Вы, как псаломщик, — заявил Василию Максимовичу следователь, — вели агитацию среди населения за вовлечение колхозников в группу верующих, а также говорили колхозникам, что советская власть дана нам в наказание; вели агитацию против конституции, что, мол, имеется конституция, а на деле ведется гонение на Православную Церковь. Признаете себя в этом виновным?
— Нет, агитацией я не занимался, против конституции борьбы не вел и агитации против советской власти не вел. Виновным себя в этом не признаю, — ответил Василий Максимович.
Вызванный в качестве лжесвидетеля секретарь районного комитета комсомола Скотников показал, что «22 ноября на квартире монашки Архиповой происходило нелегальное собрание попов и монашек села Горетово... Вся эта поповская свора среди колхозников села Горетово ведет антисоветскую контрреволюционную деятельность, в результате чего в колхозе плохая дисциплина, в дни религиозных праздников агитируют не работать в колхозе, а ходить в церковь. Свою контрреволюционную деятельность они ведут открыто. Так например, бывшая монашка — ныне церковная староста Евдокия Архипова — под руководством попа производила среди населения незаконные сборы денег на капитальный ремонт церкви... и в настоящее время церковь капитально отремонтирована» [2] .
В этот же день, 26 февраля 1938 года, следствие было закончено, и 8 марта тройка НКВД приговорила послушниц Евдокию Архипову и Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова к расстрелу. После приговора все они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве, где 13 марта тюремный фотограф сфотографировал их, чтобы при множестве людей, приговоренных к смерти, можно было сравнить, тех ли выводят на казнь. Послушницы Евдокия Архипова и Ольга Жильцова и псаломщик Василий Архипов были расстреляны 14 марта 1938 года и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март».
Тверь. 2006. С. 24-29
Преподобномученицы Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова) и мученик Василий (Архипов)
Марта 1 (14)
Преподобномученица Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе.
Десять лет до революции 1917 года Евдокия Сергеевна была послушницей Казанского Явленского монастыря в городе Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. Монастырем управляла игуменья, в подчинении у которой находилось без малого 400 сестер.
Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Новая безбожная власть начала гонение на Русскую Православную Церковь . Сразу после революции монастырь был закрыт. Послушница Евдокия уехала в родное село Горетово, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 году была избрана старостой этого храма.
Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 года получил донесение от неких двух местных жителей (один из них был заведующим Луховицким районным финансовым отделением), в котором говорилось, что «22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа... Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна...»
Власти приступили к опросу свидетелей. Послушница Евдокия была арестована 16 февраля 1938 года и в тот же день допрошена.
– 22 ноября 1937 года какое собрание у вас было в квартире?.. – спросил следователь.
– Во время престольного праздника у меня на квартире после обедни был чай... собрания не было и никаких вопросов не разбирали.
– Каким порядком вы собирали деньги с населения на ремонт церкви? Кто руководил сбором денег и кто непосредственно ходил по селу?
– Деньги собирала я, как староста церкви. Граждане давали свои пожертвования в церкви, по домам колхозников я не ходила. На ремонт церкви я собрала примерно 300 или 400 рублей, а всего на ремонт церкви затрачено около 3000 рублей. Эти деньги все церковные, собирались с 1935 года. По колхозникам ходить собирать деньги я никому не поручала, допускаю возможность, может быть, ходили старушки, между собой собирали деньги, но я не знаю.
– Когда вы на собрании обсуждали вопрос о производстве ремонта церкви, кто персонально этот вопрос поднял: вы или священник – и кто из вас предложил собирать средства с населения?
– В 1936 году у меня в доме была проверка ревизионной комиссией церковного совета. В этот раз мы – все члены ревизионной комиссии и церковного совета – решили отремонтировать церковь , так как еще ранее нас понуждал это делать председатель сельсовета. Мы решили обратиться с просьбой к верующим о денежной помощи на ремонт церкви. Так и сделали. Верующие в церкви нам давали кто сколько может. Оповещение верующих о пожертвовании происходило в одиночку: кто подойдет брать свечку, ему скажут. А после уже знали один от другого.
– Почему вы ругаете колхозы и уговариваете, чтобы вам пожертвовали на церковь , а на заем не подписывались?
– Сама я по домам собирать деньги не ходила и колхоз не ругала, и не говорила, что колхозу долго не существовать. И против займа я тоже не говорила. Виновной себя в этом не признаю. Признаю себя виновной только в том, что собирала деньги на нужды церкви.
26 февраля 1938 года власти арестовали послушницу Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова, о которых, как и о послушнице Евдокии Архиповой, власти собрали показания лжесвидетелей еще в ноябре 1937 года.
Преподобномученица Ольга родилась в 1887 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Георгия Жильцова. Образование получила, проучившись две зимы в сельской школе.
В 18 лет она ушла послушницей в Казанский Явленский монастырь в городе Рязани. После революции монастырь стали занимать под квартиры. Послушница Ольга выехала на родину в село Горетово, где проживала вместе со старушкой матерью.
– Сколько вы набрали денег вместе со старостой церкви Архиповой и попом на ремонт церкви и как вы собирали, расскажите, – потребовал следователь.
– Я денег на церковь не собирала, членом церковного совета я не состояла и ничего про собирание денег не знаю. На какие деньги произведен ремонт церкви, я не знаю, и не слышала, как священник говорил с амвона верующим, чтобы ему помогли деньгами заплатить налог.
– Вы в селе вели агитацию по вовлечению в группу верующих колхозников, собирали деньги для попа, вели агитацию против государственного займа и вели антисоветскую работу. Признаете себя виновной в этом?
– Виновной себя ни в чем не признаю. Агитацией я не занималась, колхозников в группу верующих не вовлекала, против государственного займа не агитировала, деньги для священника не собирала и про это ничего не знаю.
Мученик Василий родился 26 июля 1876 года в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Максима Архипова. Вместе с отцом он занимался сельским хозяйством. С 1916 по 1917 год Василий Архипов служил солдатом в армии.
После смерти отца в 1921 году братья разделили имущество. Василий Максимович до 1932 года трудился в своем хозяйстве, а затем вступил в колхоз.
От природы он имел хороший голос и пел в церкви на клиросе. В 1937 году настоятель храма предложил ему официально занять должность псаломщика в Пятницкой церкви в родном селе. С поручительной запиской Василий Максимович ездил в Московскую Патриархию на прием к архиерею, чтобы получить благословение на занятие штатной должности псаломщика. Владыка выслушал его, благословил трудиться в храме, пообещав через благочинного выслать специальное распоряжение о его назначении. Однако начавшаяся волна гонений помешала это сделать.
В день ареста Василий Максимович был допрошен. Следователь, расспросив его о сборе денег на ремонт церкви, сказал:
– Вы, как псаломщик, вели агитацию среди населения за вовлечение колхозников в группу верующих, а также говорили колхозникам, что советская власть дана нам в наказание. Вели агитацию против конституции, говоря: имеется конституция, а на деле гонение на Православную Церковь . Признаете вы себя виновным в том, что вели антисоветскую агитацию?
– Нет, агитацией я не занимался, колхозников по вовлечению в группу верующих не агитировал, против конституции борьбы не вел, и агитацию против советской власти я не вел, виновным себя в этом не признаю.
После допроса в тот же, то есть в день ареста обвиняемых, следователь закончил дело и составил обвинительное заключение. 27 февраля некто из начальников рассмотрел материалы дела и на обложке написал: «Доследовать. Надо следствием установить контрреволюционную деятельность каждого обвиняемого. По делу не видно, в чем заключается антисоветская деятельность Жильцовой. По вопросу о нелегальном собрании обвиняемые не допрошены. Не надо заострять вопросы только на сборе денег для ремонта церкви. Несомненно, у этой группы была организованная деятельность».
Однако найти других свидетелей не удалось. Дело было направлено на рассмотрение тройки НКВД, которая 8 марта 1938 года приговорила их к расстрелу.
Послушницы Казанского Явленского Рязанского женского монастыря Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова) и псаломщик Василий Архипов были расстреляны 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестной общей могиле.
ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-55103.
Православные монастыри России. Справочник. Новосибирск, 2000. С. 160.
Вернуться к списку