- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобная Параскева-Петка Сербская
Петкана
Память святителя Евфимия Чудотворца, епископа Мадитского 75
Св. Евфимий родился в начале X в. во фракийской деревне на берегах Пропонтиды (Мраморного моря). Мать привела его в Константинопольский монастырь. Тридцать лет Евфимий сиял добродетелями в этой обители. Затем, пожелав вести безмолвную жизнь, он ушел в уединенное место за городом. Там святой четыре года подвизался в невидимой брани и наедине беседовал с Богом.
Епископ Перинфа 76 , увидев замечательные добродетели подвижника, рукоположил его против воли в диакона. Затем Евфимий был посвящен во епископа гор. Мадита на Геллеспонте.
На протяжении сорока лет он являл себя бдительным пастырем и верным хранителем благодати Божией. Епископ подарил многим христианам не только душевное здоровье своими наставлениями, но также и здоровье телесное своими чудесами. Во время страшного голода 989 г. святой, не щадя сил, собирал продовольствие, чтобы спасти верующих.
Его слава дошла до императора Василия II (976–1025). Когда правитель посетил епископа, Евфимий предсказал ему победу над Вардой Фокой, что и произошло в 989 г.
Несколько лет спустя святой почил в мире, окруженный духовными чадами. Впоследствии многие больные получили исцеление у его могилы, источающей душистый бальзам.
* * *
Св. Евфимий почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Иначе Ираклия Фракийская.
Житие преподобной Параскевы
Память 14 октября
Святая Параскева 6674 родилась в Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Епиват 6675 . Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и милостынями. Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда достаточно научен был Священному Писанию , с согласия родителей, принял пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите 6676 , где прославился добродетельною жизнью и при жизни и по смерти сотворил множество преславных чудес.
По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений. Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и порабощала его духу. Воспламеняясь Божественным желанием жить для Господа, Параскева не пожелала долго жить в многомятежном мире сем, но, покинув все мирское, скрылась от мира и, достигнув пустыни Иорданской 6677 , стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури» ( Пс.54:9 ). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» – говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя» ( Песн.1:6 ).Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти навстречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс.41:3 ) – непрестанно говорила святая.
Когда, таким образом, преподобная Параскева пребывала в пустыне, лукавый враг позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и призраками устрашить ее. Многократно превращаясь в различных зверей, он устремлялся на святую, дабы создать для нее препятствие на пути подвигов. Но добрая Христова невеста Параскева «Всевышнего избрал ты прибежищем твоим» ( Пс.90:9 ) и при Его помощи, – знамением святого креста Его, – отгоняла врагов и разрывала, как бы паутину, все козни диавола, и совершенно низложила его. Святая, при своей женской природе, имела поистине мужской разум и победила диавола, как Давид – Голиафа. Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческое слово: «И возжелает Царь красоты твоей» ( Пс.44:12 ). Итак, Сей Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней, как и в святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения, соделалась церковью Живого Бога.
Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал:
– Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу.
Преподобная, проникнув в смысл видения, уразумела, что в нем сказывается Божие повеление; она радовалась тому, что близко время разрешения ее от тела, но ей жаль было расставаться с пустынным уединением, – ибо ничто так не очищает души и не приближает ее к Первообразу, как пустыня и безмолвие. Однако, повинуясь воле небесной, преподобная оставила пустыню и отправилась в отечество.
Прибыв в царствующий град Константинополь, она вошла там в прекрасный храм Премудрости Божией, равно также побывала и во Влахернской церкви и, поклонившись пред чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину в Епиват, где прожила некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига, – поста и молитв. Когда же наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою блаженную душу. Тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, – как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она 6678 .
Бог, восхотевший прославить Свою угодницу, по прошествии многих лет, открыл мощи ее при следующих обстоятельствах.
Близ того места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе подвизался некий столпник. Случилось что туда же было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник, подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою:
– Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес.
С сими мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один из них, некто Георгий, человек благочестивый, молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящею на пресветлом престоле, а кругом нее стоит великое множество светлых воинов. Объятый страхом и, будучи не в силах взирать на сие царское величие и славу, Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов, взяв Георгия за руку, поднял его и сказал:
– Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою.
Также и та светлая царица сказала ему:
– Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете.
Тою же ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по имени Евфимии. По утру они оба рассказали всем о том, что увидели. Услышав сие, благочестивый народ отправился с возжженными свечами к мощам преподобной Параскевы и, с благоговением вынув их из земли, радовался как бы о некоем многоценном сокровище. Святые мощи с торжеством положены были в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей подавались многие исцеления болящим: слепые прозревали, хромые начинали ходить и все недужные и бесноватые получали здравие.
В 1238 году, во время владычества крестоносцев (католиков) в Царьграде, благочестивейший Иоанн Асень 6679 , король Болгарский и Сербский, получил известие о месте, где почивают святые мощи преподобной Параскевы. Тогда он поручил блаженному Марку, – бывшему тогда митрополитом Переяслава Болгарского, – со многими епископами и священниками, перенести те честные мощи в престольный город Болгарской земли – Тернов 6680 . Там св. мощи были с почетом положены в придворной церкви, где, нетленно почивая, источали различные исцеления всем, с верою к ним притекающим.
По прошествии значительного времени, по Божию попущению, мусульмане постепенно завоевали всю Греческую империю, а вместе с ней покорили и царства Болгарское и Сербское. Сие завоевание происходило, в XIV веке, во времена турецкого султана Баязета 6681 . Когда султан Баязет взял Болгарский город Тернов, то все церковные драгоценности и царские украшения были разграблены. Тогда святые мощи Параскевы, одетые в одно рубище, были перенесены в Валахию 6682 . По завоевании Турками и Валахии, в 1396 году, святые мощи, по ходатайству Сербской царицы Милицы пред султаном, перенесены в Сербию в Белград 6683 .
В 1521 году султан Сулейман II-й 6684 , взяв Белград, похитил оттуда также честные мощи преподобной Параскевы; привезя затем в Константинополь, он поставил их здесь в своих палатах. Но многоценное сие сокровище не затерялось и здесь, ибо многочисленные чудеса от мощей преподобной способствовали к прославлению ее не только у христиан, но даже и среди мусульман. Последние, смутившись сим обстоятельством и убоявшись, как бы вера в чудодейственную силу мощей святой Параскевы не распространилась еще шире, – а больше всего по усердию и заботливости христиан, – передали сии святые мощи Константинопольским христианам, а те с честью положили их в патриаршей церкви.
В 1641 году благочестивый Василий-Лупул 6685 , воевода и господарь Молдавский, получив известие о том, что в Константинопольской патриаршей церкви находятся мощи святой Параскевы, усердно желал, чтобы они были перенесены оттуда с честью в его славный господарский округ. Его желанию споспешествовал прославляемый во святых Своих Господь, желавший и в Молдавии прославить преподобную Параскеву. Тогда Константинопольский патриарх Парфений 6686 , с согласия всего своего освященного собора и соизволения иных честнейших патриархов, отправил честные мощи преподобной Параскевы благочестивому государю, воеводе Василию, в первопрестольный город его, Яссы 6687 . Здесь, в храме трех святителей, с великими почестями, при большом веселии и радости жителей всей Молдавии, святые мощи и были положены в 1641-м году по Рождестве Христовом, октября 14-го дня 6688 .
Тропарь, глас 4:
Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, и во след Христа Жениха твоего усердно потекши, и Того благое иго во юности твоей вземши, крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, постническими подвиги, постом и молитвами и слезными каплями, углие страстей угасила еси, достославная Параскево: и ныне в небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу, моли о нас, почитающих честную память твою.
Кондак, глас 6:
Святую вси заступницу сущым в бедах, благочестно воспоим Параскеву всечестную: та бо житие оставльши тленное, и нетлеемое прият во веки. Сего ради славу обрете, чудес благодать, Божиим велением.
* * *
Мирское имя Параскевы было – Петка. В Петке-Параскеве рано открылось пламенное желание жить для Господа. Слова Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Мк. 8:34 ), слышанные Параскевою в храме, как стрела пронзили ее сердце, и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Через несколько времени Параскева опять отдала свою одежду нищенке и потом не один раз повторяла то же самое. Ее бранили за это, но она отвечала, что иначе не может жить.
Епиват (Пиват, Турецкий Баядос) – местечко, на взморье, между Селимвриею и Константинополем.
Мадит – морская гавань в Херсонесе Фракийском.
По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, Параскева, прежде чем удалилась в Иорданскую пустыню, в Палестине, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету она поселилась в предместье Ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери, где провела в молитвах, посте и слезах пять лет. А затем, исполняя давнее желание свое, она отправилась в Палестину и, поклонившись св. местам, освященным жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне.
Это было в первой половине ХI-го столетия.
Иоанн Асан или Асень 2-й, сын Асеня 1-го (царствов. с 1221 по 1241 г.) – знаменитейший из государей Болгарского царства; он прославил и просветил Болгарское царство больше всех царей, прежде него бывших; построил много монастырей и украсил их золотом и драгоценными камнями; все церкви он одарил многими дарами, а духовенство их наградил великими почестями, Иоанн Асень был любим не только своими болгарами, но и греками.
Тернов – главный город Болгарии, на реке Етре или Янтре, впадающей в р. Дунай, – ныне Тырново.
Баязет I, турецкий султан, вступил на престол в 1389 году. Воспользовавшись раздорами между Византийским императором Иоанном, и сыном его Андроником, Баязет поставил Византийскую империю в полную от себя зависимость; он завоевал Болгарию, Македонию, Фессалию и многие другие земли. В 1402 г. Баязет был взят в плен монгольским завоевателем Тамерланом, где и умер в 1403 г.
Валахия – юго-западная часть нынешнего Румынского королевства.
Белград, главный город Сербского королевства, в месте соединения р. Дуная с р. Савою.
Царствование Сулеймана II-го заключает собою период расцвета турецкого могущества. Турки чтят в нем величайшего из своих государей.
Василий-Лупул – господарь (т.е. государь) молдавский, с 1634 по 1654 г.
Парфений I – патриарх Константинопольский, с 1639 по 1644 г.
Яссы – главный город Молдавии, одного из придунайских княжеств, составляющих в настоящее время вместе с Валахией королевство Румынию.
Там святые мощи пребывают и ныне.
Купить иконы святой Параскевы Сербской
Акафист преподобной Параскеве Сербской
Кондак 1
Избранная от Господа возсияти на тверди Церкве, преподобная мати Параскево, житием твоим ангелоподобным миру всему просияла еси яко солнце пресветлое, и духовне и телесне недугующым целительница явилася еси. Сего ради верою зовем ти: радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Икос 1
Ангельскую показавши ревность, удивления достойную, житие свое на земли добродетельми украсила еси и на небеси со Ангелы жити удостоила ся еси. Темже с ними усердно моли Человеколюбца Бога, да избавит от бед и обстояний вся, вопиющыя ти сице:
Радуйся, яко вольне прияла еси благое иго Христовых заповедей.
Радуйся, яко житием твоим суету мира сего обличила еси.
Радуйся, яко сердце свое от всех страстей соблюла еси.
Радуйся, яко творением заповедей любовь Божию снискала еси.
Радуйся, яко учиши нас креста ношением Христу следовати.
Радуйся, яко изнемогающым нам всегда помогаеши.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 2
Видящи земных вещей скорое изменение, мирский мятеж оставила еси и в пустыню вселилася еси, идеже многим пощением и молитвами, аки благодатною пищею, душу свою питала еси, благочестно зовущи: Аллилуиа!
Икос 2
Разум обретши, правую веру и любовь совершенную, богомудрая мати, воздержанием и смирением украсилася еси, сего ради храм Божий была еси и источник чудес обильный; темже благоговением поем тебе сице:
Радуйся, образе совершенный евангельскаго отречения себе.
Радуйся, яко долговременною нищетою богатство вечное и славу снискала еси.
Радуйся, яко обетом нищеты высоту духовную показала еси.
Радуйся, светлая высото смирения.
Радуйся, ибо подвигы твоими душетленную силу погубила еси.
Радуйся, ибо высотою подвига твоего всех удивила еси.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 3
Силою Духа Святаго укрепляема, мужески подвиг поста носила еси в терпении, преподобная, и слезами твоими гордаго врага победила еси, поющи благодарственне Богу: Аллилуиа!
Икос 3
Имущи всегда во уме образ грядущаго Суда Христова, и проливающи теплыя слезы, преблаженная, светильник души своея украсила еси, уготовавши его к сретению праведнейшаго Судии. И нас удостой деснаго стояния пред Ним, верою поющих ти сице:
Радуйся, чертоже одушевленный Пресвятаго Духа.
Радуйся, ибо вся дни живота твоего непрестанным призыванием имене Божия освящалася еси.
Радуйся, ибо в молитвеннем стоянии пред Богом уснула еси.
Радуйся, силою молитвы диавольская искушения победившая.
Радуйся, памятию смертною от греха себе сохраньшая.
Радуйся, яко Богу совершенне угодила еси.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 4
Бури живота нынешняго избежала еси, преподобная, волею нищету Христа ради приимши, великими добродетельми обогатилася еси и многих образом жития твоего к ревности подвигнула еси, научающи их Христу Богу взывати: Аллилуиа!
Икос 4
Услыша Господь молитвы и воздыхания твоя, в тайне творимая, блаженная мати, и яве на небеси пред Ангелы прослави труды твоя; ныне же в Божиим раи пребывающи, помяни и нас, зовущих ти сице:
Радуйся, Ангелов собеседнице достохвальная.
Радуйся, велие удобрение святых.
Радуйся, совершенная и высокая хвало преподобных.
Радуйся, украшение праведных и известнейшее правило постником.
Радуйся, славо и богосветлый венче девственников и монашествующих.
Радуйся, стено и твердое защищение христиан.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 5
В мире живот свой поживши, блаженная мати Параскево, нестяжанием благих земных украсилася еси и воздержанием просветилася еси, былием питавшися и умилением взывавши Владыце твоему: Аллилуиа!
Икос 5
Видя чистое житие твое и безмерное смирение твое, Дух Пресвятый показа тя, преблаженная, славну в чудесех. Сего ради, отшедшей ти от жития сего в горнее блаженство, со множеством преподобных предстательствуеши всем, умилением зовущым ти сице:
Радуйся, пустыни благоуханный цвете.
Радуйся, пустынное воспитание изряднейшее.
Радуйся, серпом молитв твоих терние страстей посекшая.
Радуйся, слез пролиянием огнь греха угасившая.
Радуйся, всякое вражеское возстание отгнавшая.
Радуйся, образом добродетельнаго жития твоего ленивая на покаяние воздвизающая.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 6
Правды проповеднику, достодивному Илию, уподобилася еси и покаяния светильнику Предтечи Иоанну, о, преподобная мати! Оставила бо еси попечения житейская, во еже безмолвствовати в горах, и всегда поучалася еси в помнении часа смертнаго, в бдениих поющи Богу: Аллилуиа!
Икос 6
Свет небесный озари тя, на всенощней молитве стоящей ти во мнозем умилении, и Ангел Господень тебе предста, Божие веление возвещая ти: да возвратишися во отечествие твое, яко тамо подобает ти отдати земли тело, духу же твоему преселитися в небесное жилище свое; сего ради поем тебе сице:
Радуйся, еще в жизни сей Ангела видети удостоившаяся.
Радуйся, благочестно заповеди Божия исполнившая.
Радуйся, яко во Влахернстей церкви тепле Матери Божией помолилася еси.
Радуйся, яко теплым Ея защищением себе предала еси.
Радуйся, яко пред исходом твоим прилежно о всем мире молилася еси.
Радуйся, яко по исходе от телесе живот вечный обрела еси.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 7
Хотящи преставитися от нынешняго века, аки звезда в захождении была еси, прехвальная, и в небесней жизни возсияла еси, яко зарю оставивши нам добродетели и исправления жития твоего, имиже и ныне озаряеши сердца всех, верою зовущих Богу: Аллилуиа!
Икос 7
Исполнивши закон новыя благодати, возшла еси на небо добродетельми, во еже радоватися вкупе с небесными чинми; темже с ними молися Спасителю Христу за вся, поющия ти сице:
Радуйся, яко к свету немерцающему преселилася еси.
Радуйся, яко палаты Христовых доброт удостоилася еси.
Радуйся, яко от Господа мзду многу за труды твоя восприяла еси.
Радуйся, яко венец нетленен с высоты стяжала еси.
Радуйся, яко несредственне Триипостаснаго Бога зриши.
Радуйся, яко со Ангелы на небеси пребываеши.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 8
Странное и дивное виде христолюбивый Георгий: царицу виде некую, седящую на пресветлем престоле и множество светлых воин окрест ея, и услыша словеса сия к нему реченная: Георгие, потщитеся изъяти мощи моя и положити я на честнем месте, поюще Богу: Аллилуиа!
Икос 8
Вси людие христианстии, услышавше словеса Георгия, скоро потекоша к мощем Параскевы преподобныя, и вземше я с великим усердием, радующеся яко о некоем сокровищи многоценнем, честно положиша я в церкви, любовию зовуще сице:
Радуйся, православных радостное слышание.
Радуйся, светлая звездо веры, Церковь озаряющая.
Радуйся, несокрушимый ковчеже дарований Божиих.
Радуйся, боготечный источниче, воды исцелений верным источаяй.
Радуйся, яко всех верных болезни благодатию Христовою исцеляеши.
Радуйся, яко в целомудрии и чистоте жити нам помогаеши.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 9
Велие усердие имяше к тебе благоверный Царь болгарский Иоанн Асен, иже приимь вест где лежат чудотворныя и святыя мощи твоя, преподобная Параскево, принести я в град свой Терново повеле и с честию великою положи я в церкви своей, идеже многая исцеления источаху всем верою притекающым и Богу поющым: Аллилуиа!
Икос 9
Отроча, иже лет девять от рождения своего в немоте бе, верою пришед в храм твой, абие исцеление прият и начат добре глаголати. Сего ради умильно тебе зовем:
Радуйся, мощная заступнице наша и от бед избавительнице.
Радуйся, скорая помощнице страждущым от духов злобы.
Радуйся, молитвами бо твоими слепии прозирают.
Радуйся, неплодным бо плод благословен от Бога подаеши.
Радуйся, яко разслабленныя от одра болезни воздвизаеши.
Радуйся, немолчная молитвеннице верою к тебе притекающих.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 10
Спасла еси от беснования жену, яже обещася заповеди Божия творити, но умедли и не исполняше обет свой: темже скоро наказала еси ю болезнию и смертию, да и инии поучатся не лгати Богу, но в истине пребывающе Богу да поют: Аллилуиа!
Икос 10
Стена еси и спасительное прибежище православным людем, в рабстве пребывающым, и в бедах своих к целительным и чудоточным мощем твоим притекающым, и всеумиленно тебе зовущым:
Радуйся, всем верным тихое пристанище.
Радуйся, теплая заступнице и покровительнице онеправдованным.
Радуйся, яко порабощенным и бедствующым утешение даруеши.
Радуйся, яко и агаряны чудесы страшиши и вразумляеши.
Радуйся, яко тобою Православие возвышается.
Радуйся, яко тобою неверие и зловерие посрамляются.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 11
Благоверная царица сербская Милица, приносящи песны и молитвы пред ракою мощей твоих чудоносных, с великим усердием пренесе я от царствия зловерных в престольный град свой, в защищении рода сербскаго, зовуща Богу: Аллилуиа!
Икос 11
Светлая и новоявленная звезда явилася еси Западу, многосветлыми лучами чудотворных мощей твоих сияющи всем верным, наипаче же любящыя тя привлекающи светозарным сиянием подвиг твоих, и избавляющи от бед и напастей нас, вопиющих ти таковая:
Радуйся, источниче исцелений многовидных.
Радуйся, люте страждущым помощнице.
Радуйся, яко мрак скорбей разгоняеши.
Радуйся, яко человеки от бездны грехов избавляеши.
Радуйся, яко тобою смеем призывати бездну милосердия Божия.
Радуйся, яко избавившеся от потопа гнева, тобою мир с Богом обретаем.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 12
Благодатию Христовою болезни и страсти исцеляеши, и духи лукавствия прогоняеши, преславная Параскево, и просвещаеши верныя блистанием чудес твоих; темже благодарственне зовем Богу о тебе: Аллилуиа!
Икос 12
Поюще прилежно изрядствия твоя, молим ти ся, преподобная наша мати Параскево, молися за Церковь Христову: испроси у Бога крепкостояния Вере Православней и на ереси победы, нам же спасения и мира, да любовию прославляем тя сице:
Радуйся, светлое украшение Христовы Церкве.
Радуйся, Веры Православныя поборнице.
Радуйся, стено и избавительнице отечествия нашего от зловерных.
Радуйся, покрове обителей и домов благоверных.
Радуйся, заступнице рода христианскаго.
Радуйся, скорая помощнице верою требующым защищения твоего.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 13
О, преподобная наша мати Параскево, утешение скорбящым и девам украшение, приими нынешнее песнословие от недостойных уст наших, и умоли Господа избавитися нам вечных мук, да с тобою в небеснем Отечествии нашем поем Ему: Аллилуиа!
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангельскую показавши ревность, удивления достойную, житие свое на земли добродетельми украсила еси и на небеси со Ангелы жити удостоила ся еси. Темже с ними усердно моли Человеколюбца Бога, да избавит от бед и обстояний вся, вопиющыя ти сице:
Радуйся, яко вольне прияла еси благое иго Христовых заповедей.
Радуйся, яко житием твоим суету мира сего обличила еси.
Радуйся, яко сердце свое от всех страстей соблюла еси.
Радуйся, яко творением заповедей любовь Божию снискала еси.
Радуйся, яко учиши нас креста ношением Христу следовати.
Радуйся, яко изнемогающым нам всегда помогаеши.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 1
Избранная от Господа возсияти на тверди Церкве, преподобная мати Параскево, житием твоим ангелоподобным миру всему просияла еси яко солнце пресветлое, и духовне и телесне недугующым целительница явилася еси. Сего ради верою зовем ти: радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Тропарь Параскеве Сербской
глас 4
Пусты́нное и безмо́лвное житие́ возлюби́вши,/ и во след Христа́, Жениха́ твоего́, усе́рдно поте́кши,/ и Того́ благо́е и́го во ю́ности твое́й взе́мши,/ Кре́стным зна́мением к мы́сленным враго́м му́жески вооружи́вшися,/ по́стническими по́двиги, посто́м, и моли́твами, и сле́зными ка́плями/ у́глие страсте́й угаси́ла еси́, достосла́вная Параске́во:/ и ны́не в Небе́снем черто́зе/ с му́дрыми де́вами предстоя́щи Христу́,// моли́ о нас почита́ющих честну́ю па́мять твою́.
Перевод: Пустынную и безмолвную жизнь возлюбив, и вослед Христа, Жениха твоего, усердно устремившись, и Его благое иго в юности твоей взяв, Крестным знамением на духовных врагов мужественно вооружившись, постническими подвигами, постом, молитвами и каплями слез ты погасила угли страстей, достойная славы Параскева, и сейчас в Небесном чертоге с мудрыми девами (Мф.25:1:13) предстоя Христу, моли о нас, почитающих святую память твою.
Вернуться к списку