- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Мученик Хрисанф и мученица Дария, мученики Клавдий, Илария, Иасон, Мавр, Диодор, пресвитер и Мариан, диакон
Жития мучеников Хрисанфа и Дарии и с ними мучеников Клавдия, Иларии, Иасона и Мавра, Диодора пресвитера и Мариана диакона
Святой Хрисанф происходил из языческой семьи; получил хорошее образование. Среди книг ему попадались такие, в которых язычники рассуждали о христианстве. Но юноша захотел прочитать книги, написанные самими христианами. Юноше довелось найти книги Нового Завета. Священное Писание просветило душу разумного юноши. Он нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора и принял от него Святое Крещение. После этого он начал открыто проповедовать Евангелие. Отец юноши всячески старался отвратить сына от христианства и женил его на красавице Дарии, жрице Афины Паллады. Однако святой Хрисанф сумел обратить свою жену ко Христу, и молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. После смерти отца они стали жить в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал вокруг себя нескольких обращенных ко Христу юношей, а вокруг святой Дарии собрались благочестивые женщины.
Горожане пожаловались епарху Келерипу, что святые Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие. Святой Хрисанф был отдан на мучения трибуну Клавдию.
Однако пытки не смогли поколебать мужество молодого мученика, ибо сила Божия явно помогала ему. Пораженный этим, трибун Клавдий уверовал во Христа и принял Святое Крещение вместе с женой Иларией, с сыновьями Иасоном и Мавром и со всеми домашними и воинами. Когда весть об этом дошла до императора Нумериана (283–284), то он приказал всех их казнить. Мученик трибун Клавдий был утоплен в море, а его сыновья и воины были обезглавлены. Христиане похоронили тела святых мучеников неподалеку в пещере, и святая Илария стала постоянно ходить туда, чтобы молиться. Однажды ее выследили и привели на мучения. Святая попросила дать ей несколько минут для молитвы, закончив которую, скончалась. Служанка похоронила святую в пещере рядом с сыновьями.
Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения.
Святого Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекали все нечистоты города. Но ему воссиял Небесный Свет, а вместо смрада яма наполнилась благоуханием.
Тогда император Нумериан велел отдать святых Хрисанфа и Дарию в руки палачей. После истязаний мученики были живыми зарыты в землю.
В пещере, расположенной неподалеку от места казни, стали собираться христиане, празднуя день мученической кончины святых. Они совершали богослужения и причащались Святых Таин. Узнав об этом, языческие власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися.
Так в муках погибло множество христиан, из которых двое известны по именам: мученики пресвитер Диодор и диакон Мариан.
Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии
Память 19 марта
Некто Полемий, муж знатного происхождения, вместе с сыном своим Хрисанфом переселился из Александрии 2024 в Рим 2025 . Здесь он был принят с честью и удостоен императором сенаторского сана. Желая дать образование Хрисанфу, Полемий отдал его в философскую школу. Любознательный и весьма разумный юноша Хрисанф, с ревностью изучая различные науки, случайно нашел книги Нового Завета; внимательно прочитывая и углубляясь в их смысл, Хрисанф так размышлял:
– До тех пор тебе подобало, Хрисанф, изучать языческие писания, полные тьмы, пока ты не познал истинного света, которого одного и держись. Ибо не разумно было бы возвращаться от света к тьме. Ты погубишь труды учения, если отвергнешь плоды этих трудов. Плоды же трудов подаются от Бога ищущим их. Ибо так повелевает Сам Бог, как ты и читал в книгах Нового Завета: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Лук.11:9 ), Если же захочешь оставить то, что искал и нашел, то ты будешь подобен несмысленным и безумным людям. Итак, твёрдо держись того, чего подобает держаться всем умом, дабы не лишиться добровольно с таким трудом приобретенного блага: ты нашел золото и серебро, нашел драгоценной камень. Ибо ты искал с тем, чтобы найти и для того нашел, чтобы воспользоваться приобретенным: итак, смотри. чтобы у тебя не было отнято приобретенное тобой сокровище.
Размышляя таким образом, Хрисанф искал, кто бы научил его Божественному Писанию. И как вначале был слышателем премудрости риторской и философской и ученик учителей премудрейших, так теперь желал найти учителей некнижных, каковы были некогда Апостолы Христовы, некнижные рыбари, приведшие, однако, в познание Христово весь мир. «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом» ( Деян. 4:13 ); Таких учителей и искал прилежно премудрой юноша Хрисанф, ибо читал у Апостола, которой говорит: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости» ( 1Кор.1:20–21 ; срав. Ис. 33:18 ).
Так в себе размышляя и разыскивая христианского учителя, Хрисанф узнал про одного христианина, по имени Карпофора, что он весьма сведущ в Божественном Писании; этот Карпофор жил, или лучше сказать скрывался из-за гонения – в некоей пещере, на одном никому неизвестном месте. Услыхав об этом христианине, благочестивой юноша весьма обрадовался и усердно умолял сообщившего ему об этом христианине, чтобы он показал ему то место, где живет тот человек Божий.
Узнав об его местожительстве, Хрисанф пришел к Карпофору, саном пресвитеру и был научен им Божественному Писанию и вере христианской; часто к нему приходя, он получал от него наставление на путь спасения. Наставляемый пресвитером Карпофором, Хрисанф в несколько месяцев постиг тайны Божественного Писания и затем принял от него святое крещение. И настолько утвердился Хрисанф в христианской вере и утвердился в любви ко Христу, что по истечении семи дней от крещения своего, открыто начал проповедовать в народе Христа Сына Божия. Услыхав об этом, некоторые из знатных родственников Хрисанфа сказали отцу его:
– Смотри, на тебе будет вина и с тебя взыщется за то, что дерзает делать твой сын, ибо он злословит богов, некоего же Христа признает истинным Богом; и если слух об этом дойдет до царя, то из-за него ни тебе, ни нам – родственникам его – не будет это прощено, и мы все лишимся царской милости. Ибо кто смеет говорить такие хульные речи на богов, тот тем самым является противником царских законов.
Разгневавшись на Хрисанфа, Полемий затворил сына в мрачной и смрадной темнице и морил его голодом, только вечером выдавая ему небольшое количество пищи. Блаженной же Хрисанф считал для себя ту темницу и голод не как наказание, но как обучение в посте, безмолвии и скромности христианского жития и радовался своему тёмному и тесному жилищу более, чем просторным и светлым палатам.
Узнав об этом, домашние и родственники дали такой совет Полемию:
– Если ты хочешь отвратить сына от христианской веры, то сделай так, чтобы он пребывал на свободе и пользовался удовольствиями. Найди ему красивую и умную девицу и сочетай его с ней браком, и он тогда позабудет о христианстве. Темницу же, узы и голод, которыми ты мучишь Хрисанфа, христиане вменяют себе в славу и честь, более чем в мучение.
Слыша это, Полемий приказал приготовить роскошную палату, украсить в ней стены дорогими обоями, поставить в ней драгоценную постель и приготовить там всё для веселья и удовольствий. Выведя затем сына из его темного затвора и облекши его в дорогие одежды, Полемий привел его в ту палату. Избрав затем из своих рабынь самых красивых девиц и одев их в роскошные одежды, Полемий затворил их в той палате с своим сыном, строго наказав при этом девицам, чтобы они всячески старались прельстить Хрисанфа на плотскую сладострастную любовь, от Христа же отвратить его. И подавались в ту палату в изобилии всякая пища и наилучшее вино, – а девицы те пели перед святым Хрисанфом любодейные песни, плясали перед ним, говорили бесстыдные слова, всеми способами стараясь уловить в любодеяние и плотские удовольствия душу блаженного юноши.
Юноша же Хрисанф не как юноша, но как испытанной муж относился к играм и соблазнам тех девиц и, находясь среди сетей, оставался неуловляем. В этой борьбе он показал себя непобедимым воином Христовым, отказавшись совершенно от вкусных кушаний и сладких напитков; на девиц же тех смотрел как на аспидов, избегая прикосновение к ним, как к змеям, и пребывал все время в молитве. Когда же ему было необходимо подкрепить себя сном, то он ложился на земле без постели, а соблазнительные и бесстыдные слова девиц считал как бы стрелами и щитом веры отражал их от себя, взывая к Богу:
«Возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» ( Пс. 34:2–3 ). Кто борьбу эту, которую воздвиг на меня диавол, возможет одолеть, если только не одолеет и не победит Твоя десница. Прельщается тот, кто думает своею собственною силою одолеть плотскую страсть и соблюсти целомудрие, если только пламень плоти не будет погашен дождем Твоего милосердия. Не может душа достигнуть Твоих селений, если Ты Сам не доведешь ее туда, ибо плотская страсть как бы некоторой пронырливой зверь, скрывающийся в пустыне житейской суеты на погибель душ человеческих, и если кто убежит зубов его, то должен воздавать от всей души благодарение Богу своему Спасителю, ибо чрез Тебя мы избавляемся от таковой пагубы. Так и целомудренной Иосиф избежал Твоею помощью рук блудницы, как бы зубов неукротимого зверя, – тот Иосиф, о коем отец плача говорил: «Лютый зверь съел сына моего» ( Быт.37:33 ). Ибо воистину жена Пентефриева, как лютый зверь, напала на него и как бы львица некая терзала ногтями незлобивого агнца Иосифа, увлекая его на беззаконие ( Быт.39:12 ). Да и какой может быть лютее зверь, как не диавол и женщина? Естественное плотское похотение возбуждало юношу Иосифа, а женщина еще более увлекала его игрой глаз, драгоценными одеждами, красотою лица, богатством, властью и льстивыми словами увлекала целомудренного юношу в пагубу и смерть. И дивно, что он избег лукавого уловления зверя! Не напрасно отец его сказал: «Благо мне, если сын мой жив есть» ( Быт.45:28 ), ибо великой и неминуемой избежал он смерти и более лютой, чем когда его хотели убить братья; избежал же он этой смерти Твоею всесильною помощью, о Всесильной Боже! ибо Ты был с ним тогда. И ныне я, Господи, смиренно умоляю Тебя, дай мне помощь на этих зверей и змей, с которыми меня в одном месте заключил отец. И как спят заколдованные змеи, так да спят во время молитвы моей эти нечестивые девицы, чтобы не могли возбудить в моем юном теле плотского похотения. Помоги мне, Спаситель мой, ибо Тебя Единого знаю истинного Бога, спасающего верующих в Тебя и подающего им Свою непобедимую помощь».
После этой молитвы девицы, запертые вместе с Хрисанфом, впали в такой глубокий сон, что не могли не сами проснуться, ни быть разбужены кем-либо, пока не были вынесены из той палаты. Когда же были унесены оттуда, то тотчас же проснулись; вкусив затем пищи, они опять вошли в палату к святому Хрисанфу, и снова впали в тот же тяжелой сон. И так продолжалось каждый день. Когда об этом рассказали Полемию, отцу Хрисанфа, то он стал рыдать о нем, как о мертвом. Тогда некоторые из друзей сказали Полемию:
– Твой сын научился волшебству от христиан и легко усыпил тех девиц. Но обручи с ним и жени его на образованной и умной девице, и она, хотя бы он и не желал жениться, живя с ним постоянно, приведет его к плотскому совокуплению с собою и отвратит от христианства.
Полемий сказал на это:
– Где же мы найдем столь умную девицу, которая бы могла умягчить сердце ожесточенного Хрисанфа, подействовать на него увещанием и обратить к нашим законам?
На это родственники сказали ему:
– Среди девиц, служащих при храме богини Афины 2026 , есть одна отроковица, по имени Дария; она очень красива лицом, умна, и изучила все книги и всю мудрость риторскую; она уже находится в предбрачном возрасте. Итак, поспеши обручить ее своему сыну, пока кто-нибудь другой не взял ее.
Послушавшись этого совета, Полемий просил своих родственников, чтобы они пошли к той девице и, рассказав ей об отроке Хрисанфе и о совращении его в христианскую веру, упросили бы девицу ту прельстить его к брачному сожительству с собою и отвратить от христианства. Девица та согласилась на супружество с Хрисанфом и приготовилась к тому, чтобы соблазнительными речами приклонить к плотской любви своего жениха и привести к поклонению богам римским.
Вслед за этим девица та была с честью приведена в дом Полемия и при естественной своей красоте, будучи украшена драгоценными одеждами и убранствами, была введена в спальню к святому. Оставшись там с ним наедине, она всевозможными любезными словами, и различными прельщениями, привлекала к любодеянию целомудренного юношу. Воин же Христов Хрисанф пребывал твёрд как адамант 2027 , непоколебим как столп и как гора неподвижим, побеждая любовью к Богу любовь плотскую и знамением креста отражая от себя пущенные на него стрелы диавола. Вздохнув глубоко от сердца к Богу и Святого Духа призвав в помощь себе, Хрисанф так сказал девице:
– Прекрасная девица! Если ты только ради кратковременного сочетания со мной – смертным человеком, так оделась и украсилась и столь сладкие произносишь слова, чтобы отвратить меня от добровольно избранного мной жития, развратить душу мою и отклонить все мысли мои, иною любовью одержимого, то насколько больше тебе подобает заботиться, чтобы у бессмертного Царя Сына Божия ты могла снискать любовь; и это для тебя удобоисполнимо, если ты сама того захочешь. Если ты свою душу вместе с телом твоим сохранишь в непорочности и как теперь ты украсила тело твое драгоценными нарядами, так и сердце твое украсишь добрыми нравами, то Ангелы тебе будут друзьями, Апостолы – приятелями, мученики – ближними; по их ходатайству Сам Христос тебе будет женихом, и Он приготовит тебе на небе нетленной чертог несравненно прекраснее и светлее земного, и даст тебе райское вечное веселие, юность твою сделает бессмертной и назначит тебе приданое в книгах вечной жизни.
Слыша такие слова святого юноши, Дария умилилась и сказала:
– Не плотская какая-либо похоть привела меня к тебе сюда в этом богатом наряде, но любовь к тебе и слёзы и просьбы родителя твоего, чтобы я привела тебя к служению нашим богам.
Святой Хрисанф ответил на это:
– Если имеешь на сие какие-либо доводы и ясные указания, посредством коих ты могла бы доказать истинность приносимой вами службы богам, то я послушаю тебя и изменю мои мысли. Для общей нашей пользы побеседуем об этом.
– Нет ничего полезнее и потребнее для людей, – сказала Дария, – как почитать богов и наблюдать внимательно, чтобы не разгневать их, но следует угождать им жертвами, дабы они были нам хранителями.
– О мудрая дева! – ответил ей святой – как могут быть нашими хранителями те боги, которые сами требуют охранения себя, и их охраняют ночью привязанные к ним псы, чтобы они не были украдены ворами? Для сего они и прибиваются железными гвоздями и припаиваются оловом, чтобы, быв кем-либо опрокинуты, не упали на землю и не разбились.
– Если бы невежественной народ мог почитать богов без изваянных кумиров, – сказала Дария – то не следовало бы их изваивать и поставлять. Отливаются же они из золота, серебра и меди и делаются из мрамора и дерева, чтобы люди, видя их очами, знали, кого им надо представлять в уме, почитать и бояться.
– Рассмотрим и рассудим – ответил святой Хрисанф – кого изображают сделанные идолы и достойны ли Божественной чести те, идолы которых поставляются? Не может быть назван Богом тот, кто не имеет всей святости и праведности и Божественной славы. Какую же имеет святость и праведность и божеетвенную славу ваш серпоносец Крон, которой поедал своих же детей, как о том писали его же почитатели 2028 ? Или что ты найдешь достойного похвалы и в самом Зевсе 2029 , которой сколько дней прожил, столько и беззаконий, прелюбодейств и убийств совершил: гонитель своего отца, губитель своих детей, прелюбодействовавший с чужими женами, бывший мужем своей сестры, мучитель царства, изобретатель волшебства, посредник смертей и виновный в стольких беззакониях и сквернах, о которых и слышать невозможно, – настолько были бесстыдны и нечисты дела его. Неужели ты веруешь, что такой нечестивый человек может быть богом? А что он был именно таков, то об этом свидетельствуют ваши же писатели, которые писали, что нечестивые люди богами называли храбрых на войне царей, в свое время умерших. Скажи мне, какая была добродетель в вашем боге Зевсе, которой до самой смерти своей был врагом всякой чистоты и честности, ибо и сам чрез похищение отрока Ганимида 2030 осквернил воздух, а также и землю осквернил, насиловав сестер своих. И в Эрмее 2031 вашем что находишь Божественного, голова которого подобна некоему крылатому чудовищу. Он посредством волшебства находил скрытое в земле золото, колдовством же и жезлом волшебным обезвреживал яд змииный; делал же он это при помощи бесов, которым он ежедневно приносил в жертву кабана или петуха. Какая же была святость и в Геркулесе 2032 , которой утомился, убивая своих соседей и сам – по Божию мановению – ввергся в огонь и сгорел окаянный вместе с палкой, которую носил и с кожею? Что доброго найдешь и в Аполлоне 2033 , или в тайных жертвоприношениях Бахуса 2034 , в пьянствах и невоздержании? Вспомним и богиню Иру, сестру и жену Зевса, безумную Палладу 2035 , бесстыдную Венеру 2036 , ссорящихся между собою, ревнующие одну к другой, гневающихся одна на другую, спорящих каждая о своей красоте и требующих суда пастушьего. Всех этих, не имевших ни Божественности, ни святости и праведности, кто сочтет достойными Божественной чести? А о прочих меньших богах и говорить не подобает, ибо главные боги как голова, за которой должны последовать прочие члены. И которой из них должен быть почитаем за бога или богиню, когда Крон, Зевс и Венера, которые считаются нечестивыми людьми за больших из богов, не суть на самом деле боги? Итак, если ваши боги презренны и суетны, то тем более достойны презрения те, кто почитает их за богов.
Дария, внимательно выслушав слова Хрисанфа, сказала:
– Если сказания наших поэтов безрассудны, то обратимся к философам, которые поучают отрекаться от всякого злонравия и держаться добродетели. Они, рассказывая в своих сочинениях об образовании мира, объясняют следующим образом имена богов. Под Кроном они разумеют время, всё поедающее и в ничто обращающее, под Зевсом же – зной, под Ирою – воздух, под Афродитою – огонь, под Посейдоном – море, под Церерой – землю, а под другими божескими именами – остальные стихии.
На это Хрисанф сказал:
– Обыкновенно делают подобие того, что не всегда может быть, но что исчезает со временем; земля же всегда существует, а равно и море и огонь всегда существуют и всеми наблюдаются, также и воздух. И зачем узаконено эти стихии почитать как богов в идолах, имеющих подобие людей, и сотворенных руками человеческими – я не знаю и не понимаю? И зачем символы стихий вы почитаете в человекоподобных изваяниях, а не почитаете самые те стихии? Почему вы не поклоняетесь земле, воздуху и морю? Найдется ли такой князь или царь, которой бы велел себя презирать, а подобию его, сделанному кем-либо, поклоняться? А так как нет такого царя или князя, то следует сказать, поистине, что вы под теми образами изображаете не стихии и не богов, но смертных людей.
Дария сказала:
– Твои доказательства, Хрисанф, подтверждают мою мысль: изваянных идолов почитают люди простые, невежды, мы же почитаем те самые вещи, изображение которых поставлены.
– Если ты свое учение хочешь утверждать нашими доказательствами, – сказал на это Хрисанф, – то приведем в пример всех людей, почитающих стихии: если они почитают землю, то пусть почитают ее достойно, как свою богиню, а бесчестие не должны ей наносить, пусть не пашут ее, не копают и не обрабатывают ее другим каким-либо образом; пусть земля будет свободна от возделывание и обработки. Кто же не исповедует землю богиней, тот – если он земледелец – пусть возделывает ее плугом и заступом, не воздавая ей никакой Божественной чести. И посмотри, у кого плодоноснее поле и сады? кто не возделывает земли и не копает её и почитает ее как богиню? или кто без всякого почитания возделывает ее и обрабатывает? Если же земля поистине – как вы говорите – есть богиня, то она должна вам, как поклонникам своим, подавать всякие плоды без вашего труда, не будучи вспахиваема, обрабатываема и засеваема. Также, если море есть бог, то плавай по нему без весла, пусть оно доставит тебя, куда ты хочешь; точно так же, если ты желаешь иметь рыб, то не лови их и не трудись, но поклоняйся морю, как богу, и молитвою испрашивай их у него. И об остальных стихиях ты должна разуметь, что они не знают своих поклонников, ибо не имеют ни души, ни разума, но по Божию повелению служат для нужд человека; и земля по повелению Создателя своего, будучи напояема и лучами солнечными согреваема, прозябает семена, произрастает насаждение и в свое время дает плоды. Посему подобает почитать Единого Бога Творца, все это создавшего, устроившего и подавшего нам для жизни, а не те сотворенные им стихии. Ведь и учащиеся в школах дети воздают честь не книжкам, дощечкам и хартиям, но учителям своим; точно так же и больной, будучи вылечен и сделан здоровым, воздает благодарность за свое исцеление не лекарству, но врачу, которой сделал его здоровым. После того как Хрисанф сказал это и многое другое, Дария уверовала во Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и тогда они оба согласились с Хрисанфом жить в безбрачии, под видом супружества, сохраняя в непорочности свое девство и пребывая в страхе Господнем. С этого времени Полемий, отец Хрисанфа, предоставил ему полную свободу ради мнимого его супружества, ибо он был очень рад женитьбе сына, так как не знал сохраняемой между новобрачными тайны. Точно так же он предоставил сыну в его владение всё свое имущество, как своему единственному наследнику. В скором времени Полемий умер, ибо Бог так устроил, чтобы святая двоица – Хрисанф и Дария, проводящие в девстве свое супружество, могли свободнее Ему служить.
Когда, таким образом, Хрисанф стал вполне свободен в своей жизни, то он крестил свою супругу, деву Дарию, и она вскоре изучила всё Божественное Писание и все книги христианские, и стала святою по своей жизни и совершенной рабой и невестой Христовой. И не только о своем спасении заботились Хрисанф и Дария, но и о спасении других, ибо он обращал ко Христу многих мужей, и увещевал юношей к провождению девственного жития, а она уневестила Христу множество жен и дев. И живя каждый в особо устроенных наподобие монастырей домах, они имели каждый свое собрание девственников: Хрисанф – юношей, презревших все удовольствие сего мира и обещавших чистое житие Богу, а Дария – девиц, уневестившихся Христу.
По прошествии нескольких лет, когда собрания Хрисанфа и Дарии весьма увеличились в Риме, внезапно поднялся мятеж и волнение в городе. Народ, пришедши к епарху 2037 Келерину, клеветал на святых Хрисанфа и Дарию. Мужья кричали:
– Мы потеряли жен наших!
А юноши взывали:
– Мы потеряли из-за Дарии обрученных нам невест!
Также и жены кричали:
– Мы лишились наших мужей!
Девицы же взывали:
– Мы лишились обрученных нам женихов из-за Хрисанфа!
Весь же народ взывал, говоря:
– Как будут рождаться дети, если отвергается супружество? Прекратится род человеческий, если, следуя учению Хрисанфа и Дарии и волшебной их хитрости, мужчины будут удаляться от женщин.
Тогда епарх повелел взять Хрисанфа и Дарию и предать их различным мучениям, если они не принесут богам жертвы. Хрисанфа он отдал некоему трибуну 2038 , по имени Клавдию, а трибун передал его своим воинам, сказав им при этом:
– Ведите его за город к капищу Зевса и если он там не захочет поклониться непобедимому Геркулесу, то мучьте его различно, до тех пор, пока он не покорится и не принесет жертвы.
Воины, взяв Хрисанфа, связали его без милосердия крепкими воловьими жилами, и затянули их так сильно, что они касались костей мученика, однако, узы эти тотчас разорвались и при этом столь внезапно, что нельзя было и глазом этого усмотреть; всё это сделалось скорее, чем можно было бы произнести слово. Долго трудились воины, связывая Хрисанфа; ничего не достигнув, они пришли в ярость и посадили его в тёмную и смрадную пещеру; наложивши оковы на него и заковавши в железные цепи, они ругались над ним и подвергали его различным укоризнам; но оковы те, как прах, рассыпались. Кроме этого они поливали также его различными нечистотами, говоря:
– Твои волшебства и чародеяния не помогут тебе здесь!
Но внезапно смрад от этих нечистот превратился в благовоние. Вслед за этим воины закололи телёнка, содрали с него кожу и этой еще сырой кожей обернули мученика по голому телу и поставили его на солнечный зной; но и от этого мучения святой не испытал никакого зла. После этого его снова заковали в железные вериги и ввергли в темницу, но и вериги те внезапно сломались, а в темнице воссиял свет, как бы от многих горящих свечей. Обо всем происшедшем воины рассказали своему трибуну Клавдию. Клавдий, пришел к темнице и увидев там свет, повелел привести к себе святого мученика Хрисанфа и сказал ему:
– Какою волшебною силою ты производишь такие чудеса? Многих волхвов и чародеев я усмирил и не нашел в них такой силы. А так как я вижу, что ты муж славный и мудрый, то я ничего иного от тебя не требую, как только того, чтобы ты оставил дерзновенное христианское учение, из-за которого происходят в римском народе смуты и волнение; итак, поступи; как приличествует твоему происхождению и принеси всемогущим богам достойные жертвы.
Святой Хрисанф ответил ему:
– Если бы в тебе была хотя малая искра премудрости, то ты легко познал, что не волшебная хитрость, но Божественная сила помогает мне и укрепляет меня. Но ты смотришь на меня одинаково, как и на твоих богов, очами, помраченными неразумием.
Ибо если бы глаза твои смотрели правильно, то ты увидел бы, что твои боги не видят; и если бы твои уши услышали истину, то ты узнал бы, что твои боги не слышат голоса взывающих к ним; и если бы ты обладал здравым разумом, то ты уразумел бы, что твои боги ничего внутри себя не имеют, кроме праха, персти и олова.
Тогда Клавдий трибун повелел привязать мученика к дереву и бить его суковатой палкой; но в руках бивших мученика палки были твёрды и тяжелы, а на теле святого мягки, как прутья; видя это, трибун повелел прекратить бить Хрисанфа и, отвязав от дерева, надел на него одежды его и, обратившись к воинам, сказал:
– Поистине, здесь действует не человеческая какая-либо волшебная хитрость, но Сама Божественная сила. Ибо и крепкие узы от воловьих жил сами распались, и сломились оковы, а дерево на ногах его сделалось как пыль; и сырая кожа, надетая на нем, будучи весь день на солнце, не высохла и тяжкие оковы разрешились невидимой силой и сломались, и мрачная темница осветилась великим светом и палка тяжелая прикасаясь к его телу, делается мягкою, как прут. Итак, видя в нем явно действующую Божественную силу, припадем все к ногам сего человека Божия, и испросим прощение во всех злобах и мучениях, нанесенных ему нами. Будем умолять его, чтобы он примирил нас с своим всесильным Богом, Которой творит такие чудеса, Который делает Своих рабов столь сильными и непобедимыми во всяких напастях, – как мы и сами видим: ибо вот этот страдалец, раб Его, как нас победил, так победит и наших князей и царей и посрамит непреодолимою в нем силою небесного Бога.
Сказав это, Клавдий со всеми воинами припал к ногам святого Хрисанфа и сказал:
– «Поистине мы познали, что твой Бог есть истинный Бог; посему мы умоляем тебя, чтобы ты обратил нас к Нему и сделал нас рабами Его».
Святой же сказал им на это:
– Если вы хотите прийти к моему Богу, то не ногами, а сердцем приходите к Нему, ибо Бог бывает близок к тому, кто ищет Его сердцем и верою.
И долго затем святой Хрисанф беседовал с ними об истинном Боге; после этой беседы трибун Клавдий и жена его Илария и два сына его Иасон и Мавр уверовали в Бога; уверовали также и все сродники, друзья и весь дом их; уверовали и все воины со всеми домашними своими, – и все вместе приняли святое крещение. И все они поучались непрестанно у Хрисанфа, слушая усердно его речи о Господе Иисусе Христе и все за Него желали пострадать.
В то время в Риме царствовал Нумериан 2039 . Когда до него дошел слух об обращении ко Христу трибуна Клавдия и его крещении со всем своим семейством и с воинами, то он повелел утопить в море Клавдия, привязавши ему на шею камень; а всех воинов и обоих сыновей Клавдия повелел усекнуть мечом. На месте кончины святых Христовых мучеников находилась заброшенная пещера, где прежде погребали умерших; очистив эту пещеру, христиане взяли ночью тела святых мучеников и положили в той пещере. К этой пещере, к мощам святых мучеников часто приходила жена Клавдиева Илария и молилась там на месте усечения своих сыновей. Однажды, когда она молилась на том месте, то была захвачена язычниками, которые повлекли и ее на истязание. Она же умоляла их, говоря:
– Оставьте меня докончить мою молитву, а потом ведите, куда знаете.
Когда воины затем немного освободили Иларию, она преклонила колена на землю, воздела руки горе 2040 , глаза возвела на небо и сказала:
– Владыка, Господи Иисусе Христе, Которого я исповедую от всего сердца моего! Всели меня вместе с сыновьями моими, которых Ты позвал на страдальческий подвиг за Тебя, и они положили свои души за Тебя, своего Господа.
Так помолившись, она предала дух свой Богу. воины, взявшие Иларию, видя, что она умерла, умилились сердцем и оставив около неё двух её рабынь, бывших с нею, ушли. Рабыни же, взявши тело своей госпожи, погребли его с честью при той ветхой пещере, в которой были положены святые мученики.
Святых же Хрисанфа и Дарию Нумериан царь повелел предать различным, мукам. И вот Хрисанфа заключили в оковы и бросили в глубокую смрадную яму, куда стекали все нечистоты из города, а Дарию отвели в блудилище. Бог же помогал обоим мученикам, являя в них Свою всемогущественную силу, ибо Хрисанфу святому в его мрачной и смрадной темнице воссиял свет небесный и вместо смрада было благоухание великое; а к святой Дарии послан был лев, которой, выбежав из своего заключения, пришел к её комнате, где святая, распростершись ниц 2041 , молилась, – и стал стеречь ее. А граждане, не зная об этом, послали некоего бесстыдного юношу к Дарии с тем, чтобы он осквернил ее. Когда же он вошел в комнату к святой, то его тотчас же схватил лев и, повалив, стал топтать ногами; и смотря на святую Дарию, как бы некий разумный раб, он ждал повеление госпожи своей, что она велит сделать с тем бесстыдным юношей: убить ли его, или отпустить живым. Святая же Дария, поняв это, сказала льву:
– Заклинаю тебя Сыном Божиим, оставь сего юношу, чтобы он мог услышать от меня слово Божие.
Лев, оставив юношу, вышел вон и лёг при дверях, не допуская никого к комнате святой Дарии. И сказала Дария тому юноше:
– Вот львиная ярость при одном имени Христа укротилась, и зверь, как смысленный человек, знает истинного Бога, боится Его и почитает. Ты же, нечестивец, будучи смысленным человеком, не боишься Бога, пребывая в таких злобах и сквернах. И чего тебе следовало стыдиться и в чем каяться, ты тем хвалишься.
Юноша упал перед Дарией и начал кричать, говоря:
– Повели мне, раба Христова, уйти отсюда без вреда, – и я всем поведаю, что Христос, Которому ты служишь, есть истинный Бог и нет другого, кроме Него.
И велела Дария льву дать юноше свободный выход из её комнаты. И пошел юноша по всему городу, громко взывая:
– Знайте, все римляне, что Дария – богиня!
И вот к дому Дарии прибежали цирковые борцы 2042 и со свойственною им смелостью хотели вывести льва из комнаты Дарии. Лев же, укрепляемый Богом, схватывая каждого из них, ударял о землю и уложив их всех около святой Дарии, сторожил их около её ног, не убивая их и не принося им никакого вреда, но ждал повеления Дарии. И сказала святая тем мужам:
– Если вы уверуете во Христа, то можете уйти отсюда без всякого вреда; если же не уверуете, то пусть избавят вас от смерти ваши боги.
Они же все единогласно воскликнули:
– Кто не верует, что Христос есть истинный Бог, тот да не выйдет живым отсюда!
Когда они так воззвали, то Дария повелела льву отпустить тех мужей без всякого вреда. И они, выйдя оттуда, громким голосом взывали:
– Веруйте, народы римские, что нет иного бога, кроме Христа, проповедуемого Дарией!
Когда узнал об этом епарх Келерин, то велел развести сильный огонь у дверей того дома, где находилась Дария со львом и сжечь их. Увидя это, лев от страха поднял сильный рёв. Святая же сказала ему:
– Не бойся: ты не будешь ни сожжен, ни взят кем-либо, ни убит, но умрешь своею смертью в известное время; посему выйди отсюда без всякого страха и иди в пустыню. Тот, Которого ты почтил во мне, защитит тебя.
И лев, наклонив голову, вышел и пройдя чрез весь город, никого не тронул, но убежал в пустыню; все же избавившиеся ото льва, приняли святое крещение.
Когда обо всем этом возвестили царю Нумериану, то он повелел Хрисанфа и Дарию предать лютым мучениям. Хрисанфа повесили на дереве и принесли зажженные свечи, чтобы опалять его тело, но тотчас же и дерево сломалось и веревки оборвались и свечи потухли. Кто же хотел прикоснуться к святой Дарии, у тех тотчас корчились руки, всё их тело терзалось и они сильно кричали от сильной боли. Видя это, епарх устрашился и поспешил возвестить обо всем этом царю. Тот же, приписав эти чудеса не силе Божией, но волшебной хитрости, повелел обоих мучеников – Хрисанфа и Дарию вывести за город и на дороге, называемой «Саларие» 2043 , выкопать глубокий ров, ввергнуть туда их и засыпать живыми камнями и землей. Туда и были приведены святые мученики Хрисанф и Дария и они с пением и молитвой сошли в ров и приняли вместе мученическую кончину, будучи засыпаны, по повелению мучителя, землёю и камнями. И таким образом, как при жизни имели общее духовное супружество, так и скончались оба вместе, будучи приняты Богом, как жертва живая и благоугодная, и получили венцы бессмертного воздаяния 2044 .
На месте же кончины святых мучеников Хрисанфа и Дарии, после того как там совершилось много чудес и исцелений, множество христиан – мужей, жен и детей, собравшись в близ расположенной пещере радостно праздновали день мученической их памяти и причащались Божественных таинств. Об этом узнал мучитель и повелел завалить землею вход в ту пещеру, где и скончались мученически множество христиан, между которыми были: Диодор пресвитер и Мариан диакон и многие клирики, – и нет возможности перечислить имена всех скончавшихся там, ибо их весьма много.
Обо всем этом я Уарин и Армений – братья написали по повелению святейшего папы римского Стефана и послали во все города, чтобы знали все, что святые Хрисанф и Дария в небесном Царстве приняли мученические венцы от Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава ныне и всегда и во все веки. Аминь.
* * *
Александрия – знаменитый город, основанный Александром Македонским в IV веке до Рождества Христова на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия после Рима была первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства – рассадником христианского просвещения. Христианство было принесено сюда, по преданию, святым Евангелистом Марком около 60 года.
Рим – главной город римского государства – лежит в средней части Италии, по обеим сторонам реки Тибра, при впадении его в море. В Риме скончались мученически при Нероне святые Апостолы Петр и Павел.
Афина (также-Паллада или Минерва) – греческая богиня, дочь верховного бога Зевса, родившаяся без матери из его головы. Афина у греков была вообще олицетворенным разумом Зевса: разум и сила – главные черты этой богини. Сохранительница города – Афина поощряет всё, что содействует благосостоянию граждан, земледелие и ремесла; её ум изобрёл многие полезные вещи; она занимается и учит всякому женскому ремеслу; она – богиня всех художеств и ремесел, всякой мудрости и науки. Она блюдет за применением права и закона, за судами и народными собраниями. В то же время она – богиня войны, и изображалась иногда в военных доспехах.
Адамант (алмаз) – камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившимся твердостью своей веры и характера.
Крон или Кронос (или Хронос, – время)-бог времени, сын Урана (небо); он пожирал собственных детей, но супруга его Рея спасла Зевса и спрятала его в камышах острова Делоса, где он, был вскормлен козою.
Зевс (или Юпитер) – греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.
Ганимид (или Ганимед) – сын царя Троя, прекраснейший из смертных, которого боги похитили на небо, чтобы он там вечно жил и наполнял Зевсу кубок. (По мифологии, Зевс унес его или через своего орла, или сам в виде орла). Впоследствии Ганимид делается виночерпием богов и особенно Зевса, становясь любимцем последнего.
Эрмий (Гермес) или Меркурий считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов и был одним из популярнейших языческих богов. (Так невежественное народонаселение городов Листры и Ликаонии было настолько поражено чудесами Апостолов Павла и Варнавы, что назвало Варнаву Зевсом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. – Деян.14:12 ).
Геркулес, (Геракл или Ираклий) был сын царицы Алкмены и бога Зевса. Он служил высшим идеалом греческой богатырской силы; был национальным героем греков.
Аполлон (или Феб) – сын Зевса и Латоны, один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего.
Бахус (Дионис) – сын Зевса и Семелы, бог винограда и виноделия, даром вина радующий сердце людей и разгоняющий печаль и заботы. Празднества в честь Бахуса сопровождались сильною разнузданностью.
Паллада см. выше под словом Афина.
Венера – греко-римская богиня любви, красоты, сладострастия и нечистых похотей.
Епарх – правитель города или области.
Тривун (трибун) – нечто вроде полковника или ротного командира.
Император Нумериан царствовал с 283 по 284 г.
Горе – кверху, т. е. к небу.
Ниц – лицом, вниз, на лице свое.
Эти борцы в римских цирках известны под именем гладиаторов.
На этом месте был древний водопровод, приспособленный христианами к погребению усопших.
Кончина святых мучеников Хрисанфа и Дарии последовала в 283 году. (Некоторыми же кончина святых мучеников относится к 256 году, ко времени царствования императора Валериана).
Акафист святым мученикам Хрисанфу и Дарии
Кондак 1
Избраннии Христови мучениколюбцы Хрисанфе и Дарие, венцами славы Божественныя украшеннии и к жизни немятежней чрез веру и страдания ко Христу пришедшия, приимите моления наша недостойныя во славу Божию и похвалы вам приносимыя, избавляя нас от искушений и бед всяческих с любовию и радостию вам поюще:
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Икос 1
Ангельскою чистотою облистающии, святии мученицы Христове Хрисанфе и Дарие. Вы бо прелести безбожныя уклонилися есте, наслаждаемии несравненною Божественною добротою, поюще хвалу Владыце всех преблаженнии. Тем же удивляющиеся подвиги вашими, радующиеся взываем вам со умилением сице:
Радуйтесь, дивныя исповедницы, истину божественную возлюбившия;
радуйтесь, вражия прелести и сласти разжения от себя отгнавшии.
Радуйтесь, в вере Христовой добре себе укрепившии;
радуйтесь, сладости мира сего ни во чтоже вменившия.
Радуйтесь, прелести идольския дерзновенно обличившия;
радуйтесь, словесы вашими многи неверныя к Богу обратившия.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 2
Видя вражия прелести и сладости разжжения, Хрисанфе достоблаженне, верою вооружися, низложил еси многокозненнаго змия, благоволения разумного исполняяся, и яко невестокраситель всеизряднейший, Дарию, невесту непорочну привел еси ко Христу, воспевая с нею похвальная пения Богу: Аллилуия.
Икос 2
Разумом истины озаренныя, Божественнаго благовония исполнилися есте, мученицы всехвальнии. Доблестию Христовой сердца ваша украшаше во исповедании веры Бога Истиннаго. За таковое дерзновение прославляя подвиги ваша, примите похвалы сия:
Радуйтесь, истину веры Божественныя возлюбившии;
радуйтесь, верныя к православию Бога истиннаго воздвигающии.
Радуйтесь, заповеди Христови в чистоте соблюдшии;
радуйтесь, Богу целомудренным житием угодившии.
Радуйтесь, любовию Христовою души свои украсившии;
радуйтесь, прелести мира сего и тщету презревшия.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 3
Сила божественная осени вас, страдальцы Христови, во мрачнем затворе бывшия. Стоясте бо среди смрада прескверная, сиянием благодати Господней озареннии, страдая за веру Христову, непрестанными гласы поя: Аллилуия.
Икос 3
Имеяше превелие желание украситеся венцами мученичества за Христа, вы святии страстотерпцы Хрисанфе и Дарие, неустанно проповедали веру Божию, обличая безумное шатание вражия идолослужения, укрепляя верныя в вере Бога истиннаго и наставляя на пути спасения. Тем же и мы зряще таковую ревность вашу по Бозе, дерзновенно вопием вам:
Радуйтесь, истиннии исповедницы, не устрашившиеся грядущих мучений;
радуйтесь, научающии всех не боятися человеческих прещений.
Радуйтесь, во всем надежды своя и упования на Бога возложившии;
радуйтесь, всех верующих в Промысл Божий веровати учившии.
Радуйтесь, коварства сатаны безбоязненно посрамившии;
радуйтесь, все время свое в молитвенных подвигах проводившии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 4
Буря ярости и лютых напастей гонителей не возможе поколебати веры вашея во Христа, всеблаженнии страдальцы. Вы бо Духа Святаго исполнении мужественно пред всеми Творцу воспевали: Аллилуия.
Икос 4
Слыша слова Священнаго Писания, яко Бог любовь есть, блаженне Хрисанфе, возлюби душа твоя веру в Бога истиннаго. Пресвитером Карпофором наставляем, утвердися в вере и ею же Дарию, жрицу храма Минервы привел еси ко Христу, да прославися добротою несравнительною любовь Царя Небеснаго, в ней же пребывающе и мы, прославим вас воззваниями сими:
Радуйтесь, яко огнь любве к Богу в сердцах ваших до конца жизни вашея в чистоте сохранившии;
радуйтесь, яко истинным богословием души своя укрепившии.
Радуйтесь, яко Церкви Христовой защитницы славнии;
радуйтесь, верных наставницы и заступницы дивнии.
Радуйтесь, и нас исполняти заповеди Божественныя научающии;
радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 5
Богоявленныя звезды небесныя явистеся, Хрисанфе и Дарие, егда в добровольнем согласии восхотесте вы жити в безбрачном супружестве. В замене бо жизни временныя и плотския любови, вы украсили души свою Христовой любовию. Божественною благодатию сия еси Владыце Небу и Земли воспевали песнь: Аллилуия.
Икос 5
Видяще житие ваше богоугодное, украшенное доброхотным согласием Господеви служити, неустанно проповедали веру Христову, призывая вся мужественно от веры Христовой никако отступати, мрак идолослужения обличая, и вся к небесному блаженству направляя. Воспоминая благочестивое ваше житие вопием с любовию сицевая:
Радуйтесь, образ истиннаго супружества христианского показавшии;
радуйтесь, Духа Святаго жилища своя наполнившия.
Радуйтесь, правоверия Божия дерзновеннии ревнителя;
радуйтесь, светильницы светлии любовию Христовой горящии.
Радуйтесь, Славы божественныя неустрашимии проповедницы;
радуйтесь, муки душевныя вкупе с телесными за Христа претерпевшия.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 6
Проповедником велегласным бысть глаголы твоя, мучениче Хрисанфе. Призывая верныя отвергати соблазны мира сего, якоже и подобаше ищущим спасения и горняя мыслите. Исполняше сие, блаженне, привел еси и Дарию ко Христу, с нею же укрепляшеся в вере, дерзновенно воспеваше Богу: Аллилуия.
Икос 6
Возсия в сердцах ваших яко солнце, свет славы небесныя, истиннии страдальцы Христови. Вси бо зряще благочестие жизни вашея и веру во единаго Бога Отца Вседержителя, прихождаху к вам. Дом бо ваш бысть, яко монастырь святый, в нем же многи верныя обретаху спасение. Удивляшеся таковому житию вашему, вернии воспеваше вам:
Радуйтесь, звезды на тверди небесней духовно сияющии;
радуйтесь, молитвами вашими дверь Царства Христова многим открывшии.
Радуйтесь, честных обителей усердныя устроители;
радуйтесь, сосуды избраннии благодати божественней.
Радуйтесь, честнаго супружества небеснии покровители;
радуйтесь, чистотою душ ваших себе украсившии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 7
Хотяше отвратити вас веры Христовой и мерзким идолам жертвы приносити, градоправитель Калерин веле пытати вас, страстотерпцы святии. Вы же многая претерпеша страдания, со дерзновением и верою мужественно воспевали Богу: Аллилуия.
Икос 7
Новую показа ярость безчеловечный мучитель Калерин, яко не возможе отвратити вас от истины христовой. Дивяся убо величеству терпения вашего и веры, мысляще о некоем волшебстве, повеле вас предати тягчайшим пыткам. Но ничтоже успе и не возможе противостати вам, яко ни кия пытки ни ухищрения поколебати веры не можаше. Вернии же видеша страдания ваша взываху вам сице:
Радуйтесь, светильницы Христови, во тьме нечестия сияющии;
радуйтесь, зловерие идолопоклонников обличающии.
Радуйтесь, веры христианския небоязненныя защитницы;
радуйтесь, ранами своими любовь ко Христу усугубившии.
Радуйтесь, поругания и досождения за Христа терпевшие;
радуйтесь, во исповедании Христове добре пребывшии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 8
Странное чудо бысть, егда Клавдий трибун позна истину Божию, видя страдания ваша, мученицы святии, рече бо, яко и чародей не можаше претерпети таковыя мучения, яже вы претерпесте. Повеле прекратити мучения ваша, и нача сам исповедати веру Христову, поя с вами Богу: Аллилуия.
Икос 8
Всем сердцем и любовию Христовою возрадовались вы, святии мученицы Хрисанфе и Дарие, видя обращение к вере Христовой не токмо Клавдия трибуна, но и вся домашния его: Иларию супружницу и чада Иасона и Мавра, и воины мучащия их, прося Крещение Господне прияти. Тии бо уверовавше во Христа, начаше прославляти Бога и с верными в духовном веселии взывати вам:
Радуйтесь, благодати Христовой души ваши преисполненныя;
радуйтесь, светом божественным многия осиявающия.
Радуйтесь, яко беззаконных мучителей мужеством удивляющии;
радуйтесь, на подвиги страданий за Христа небоязненно шествовавшии.
Радуйтесь, своими страданиями многия мучители ко Христу призвавшии;
радуйтесь, яко с терпением и преданностью крест Христов понесшии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 9
Все естество ангельское возрадовася зело, святии мученицы, видя, яко собор страдальцев привели еси вы ко Христу. Божественными словесы наставляя всех и путь спасения указуя, верным безбоязненно терпети мучения, восхваляя Бога, дивнаго во святых Своих, песнею: Аллилуия.
Икос 9
Витийство человеческое не возможе противостати вам, страдальцы Христови Хрисанфе и Дарие. Кто возможе изрещи страдания ваша, или кто изречет подвиги за Христа Бога нашего? Пренебрегши бо славу земную и величия временныя жизни, положиша вы души ваша за веру Божию. Восхваляя толикия деяния ваша, с любовию взываем вам:
Радуйтесь, веры Христовой усердныя насадители;
радуйтесь, идолам поклонения дерзновенныя противники.
Радуйтесь, верныя из тьмы идолопоклонства к свету Христову ведущии;
радуйтесь, премногими чудесы мучители удивившии.
Радуйтесь, биения лютыя за Христа претерпевшии;
радуйтесь, страдании вашими мучителя Нумериана посрамившии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 10
Спасти хотя души верных, святии мученицы, вы бо премудростию украшены Христовою, обуили немудрых шатания, чистыя сосуды Вседержителя явистеся, призывая вся в безмерной славе Божией пребывати и пети Творцу: Аллилуия
Икос 10
Стены твердее каменныя явися новый мучитель христиан Нумериан, егда в безумии своем веле предати вас иным мучениям. Тя бо, Хрисанфе веле погрузити в клоаку нечистот, и Дарию отдати на поругание в дом публичный. Но сила Божия сохрани вас невредимы, и свет небесный осия вас. Видя токовое, величати похвалы сицевыми:
Радуйтесь, столпи непоколебимии, в вере Христовой твердо стоящии;
радуйтесь, зловония нечистот за Христа претерпевшия.
Радуйтесь, поругания и страдания без боязни понесши;
радуйтесь, светом Небесным в мучениях своих озаренныя.
Радуйтесь, ярость Нумериана ни во что вменившии;
радуйтесь, твердее камене в мучениях ваших явившиися.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 11
Пение благоприятное приносим вам, чуднии мученицы Христови. Вы бо прославили подвиги вашими Подвигоположника Христа, Спасителя нашего, и крепостию веры своея посрамили мучителя ваша. Мы же, благодаря о сем Господа, с благоговением и любовию поем Ему: Аллилуия.
Икос 11
Светозарное Солнце Правды озари сердца верных, егда видеша преславныя чудеса Божии. Чудный свет Божественный осия вас, страстотерпцы святии Хрисанфе и Дарие, егда ведени быша на страдания и смерть за имя Христово. Вы бо вернии супружницы до конца пребывшии в твердей вере противу всяческих искушений вражиих. Благоговейно убо воспоминая подвиги и страдания ваша блажим вас похвалами сими:
Радуйтесь, светильницы Христови, во тьме нечестия сияющии;
радуйтесь, зловерие идолопоклонников обличающии.
Радуйтесь, веры христианския небоязненныя защитницы;
радуйтесь, ранами своими любовь ко Христу усугубившии.
Радуйтесь, поругания и досождения за Христа терпевшие;
радуйтесь, во исповедании Христове добре пребывшии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 12
Благодати преисполненнии от Господа, всехвальнии Хрисанфе и Дарие, в радосте память ваша верными прославляется, и теплыми молитвами к вам, величается. Вы бо страдания тяжкая претерпевшии, за веру Христову смерти приявшии души ваша, сподобилися есте в райских селениях со Ангелы воспевати Богу: Аллилуия.
Икос 12
Поюще славную кончину вашу, мученицы святии, еюже прославили веру Божию истиннии страдальцы вы явистеся посреде зверей, якоже агнцы, воплощение Божественное проповедующе, излиявшегося даже и до плоти, и болезньми неболезненную Божественне наследовасте. Сие убо воспоминая, умиленно восклицаем вам:
Радуйтесь, яко за веру Христову заживо в глубоком рове засыпанныя;
радуйтесь, многими знамениями милости Божией прославленныя.
Радуйтесь, яко память ваша богослужениями и молитвами верных соблюдается;
радуйтесь, яко во свете неприступном на небесах пред Богом души ваша преставшии.
Радуйтесь, от Триипостаснаго Божества венцами Небеснаго Царствия увенчаннии;
радуйтесь, Хрисанфе и Дарие, со всеми мученики за веру Христову пострадавшими.
Кондак 13
О, преславнии и многострадальнии мученицы святии, Хрисанфе и Дарие! Примите пение сие похвальное от нас, недостойных, со умилением вам молящихся. Вознесите теплыя молитвы ваша, о всех память вашу прославляющих, и ходатайством вашим у Престола Божия, избавите нас от бед, скорбей и болезней и вечнаго мучения, да сподобимся в Небесных селениих воспевати Богу: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангельскою чистотою облистающии, святии мученицы Христове Хрисанфе и Дарие. Вы бо прелести безбожныя уклонилися есте, наслаждаемии несравненною Божественною добротою, поюще хвалу Владыце всех преблаженнии. Тем же удивляющиеся подвиги вашими, радующиеся взываем вам со умилением сице:
Радуйтесь, дивныя исповедницы, истину божественную возлюбившия;
радуйтесь, вражия прелести и сласти разжения от себя отгнавшии.
Радуйтесь, в вере Христовой добре себе укрепившии;
радуйтесь, сладости мира сего ни во чтоже вменившия.
Радуйтесь, прелести идольския дерзновенно обличившия;
радуйтесь, словесы вашими многи неверныя к Богу обратившия.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Кондак 1
Избраннии Христови мучениколюбцы Хрисанфе и Дарие, венцами славы Божественныя украшеннии и к жизни немятежней чрез веру и страдания ко Христу пришедшия, приимите моления наша недостойныя во славу Божию и похвалы вам приносимыя, избавляя нас от искушений и бед всяческих с любовию и радостию вам поюще:
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.
Молитва
О, святии и преблаженнии страстотерпцы, мученицы Христови Хрисанфе и Дарие! К вам у престола Божия предстоящим и молитвенникам нашим теплым, скорым помощникам мы, недостойнии, прибегаем. Услышите ныне сие моление наше и умолите возлюбленного вами Господа нашего Иисуса Христа, Его же вы исповедали в тяжких мучениях своих пред безумными мучители и гонители святой веры Христовой, о нас недостойных грешных. Вы убо ради веры Христовой многи мучения претерпели и умерщвлены быша, Церковь Христову украсисте и венцами безсмертныя славы увенчании, в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениях водворяетеся. Божественным светом облестаемии. Явити и нам многомощное заступление: веру Христову в чистоте сохранити, в злостраданиях и искушениях мужество проявити, в житейских потребах довольство, в молитвах постоянство и любовь к Богу и ближним всегда имети. Наставите нас, святии мученицы, молитвами вашими на путь спасения, укрепите стопы наша твердо и непоколеблемо ходити путем заповедей Господних, вразумляя заблудшия, даруя недугующим исцеление, бедствующим избавление, в супружестве живущим покровительство, всем же нам вся ко спасению полезная. Яко да вашими молитвами наставляемии и предстательством укрепляемии, прославим Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Канон святым мученикам Хрисанфу и Дарии
Минея, 19 Марта, Канон мучеников
Глас 4
Песнь 1
Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну/ невла́жными стопа́ми/ дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль,/ крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма/ Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Венце́м, па́че зла́та сия́ющим, му́чениче, украша́емь/ и муче́ния сия́я добро́тами, Влады́це предстои́ши,/ о нас моля́ся, тя чту́щих, досточу́дне.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Уязви́лся еси́ сла́дким жела́нием, му́чениче, Зижди́теля твоего́/ и, кра́сная ми́ра презре́в, си́лу всю по́дал еси́ твоего́ се́рдца, Хриса́нфе,/ к Жела́емому ти усе́рдно.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ве́рою воору́жся, низложи́л еси́ многоко́зненнаго,/ тебе́ прило́жшаго, му́чениче, же́нскою сла́стию прельсти́ти,/ и чистоты́ че́стен сосу́д, Хриса́нфе, был еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Естество́м Боже́ственным непристу́пный,/ присту́пен мне яви́ся, от Тебе́, Де́во, пло́ть прие́мь,/ Его́же Да́рия жела́ющи, терпели́вно пострада́/ и неве́стнически Тому́ приведе́ся.
Песнь 3
Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи:/ Ты моя́ кре́пость, Го́споди,/ и прибе́жище, и утвержде́ние.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи:/ Ты моя́ кре́пость, Го́споди,/ и прибе́жище, и утвержде́ние.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Ри́торов оста́вль глумле́ние,/ плени́цами улови́лся еси́ ученико́в, Хриса́нфе,/ прея́сне тебе́ умудри́вшаго.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Повину́лася еси́ рачи́телю, невестоводя́щему тя Христу́, всему́драя,/ честны́я ра́ди ве́ры рачи́теля плотска́го оста́вльши.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Пло́тию ро́ждься из утро́бы Твоея́, Де́во, Иису́с, Чи́стая,/ неве́сту чи́сту, му́ченицу Себе́ Да́рию обруча́ет.
Седален, глас 3
Красне́йшую добро́ту возжеле́л еси́, и ви́димыя добро́ты прете́кл еси́,/ и приве́л еси́ Христу́ златы́ми вои́стинну словесы́ твои́ми,/ Хриса́нфе блаже́нне, Да́рию сла́вную,/ страда́ния претерпе́вшую и томи́теля посра́мльшую./ С не́юже вся ны помина́й, ве́рою соверша́ющия па́мять ва́шу.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Недомы́сленно и непостижи́мо е́сть, Влады́чице Богора́дованная,/ е́же соде́ланное о Тебе́ стра́шное Бо́жие та́инство:/ и́бо Необыме́ннаго, заче́нши, родила́ еси́,/ пло́тию обложе́на от пречи́стых крове́й Твои́х,/ Его́же всегда́, Чи́стая, я́ко Сы́на Твоего́, моли́/ спасти́ся душа́м на́шим.
Песнь 4
Ирмос: Вознесе́на Тя ви́девши Це́рковь на Кресте́,/ Со́лнце пра́ведное,/ ста в чи́не свое́м,/ досто́йно взыва́ющи:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Ду́ха облиста́ющия зари́ чи́стое се́рдце твое́/ всего́ светоза́рна тя, му́чениче, соде́лаша, усе́рдно зову́ща:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Истка́нную тя Боже́ственныя благода́ти свы́ше, Творе́ц облече́ нетле́нною ри́зою,/ непоро́чно соблю́дша те́ло, блаже́нне,/ и я́ко победи́теля венча́.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
До́блестию се́рдца оттря́сл еси́ сла́сти теле́сныя,/ добро́тою несравни́тельною Боже́ственною наслажда́емь,/ и, ра́дуяся, соверши́л еси́ муче́ния твоего́ по́двиг.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Обожи́лася еси́ по прича́стию, страстоно́сице, Боготво́рнаго соедине́ния/ и в Небе́сныя всели́лася еси́ черто́ги, ра́дующися,/ я́ко непоро́чная неве́ста Влады́ки тва́ри.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Соблю́д Тя Де́ву, я́ко пре́жде рождества́,/ по рождестве́, Пречи́стая, из Тебе́ воплоти́ся недомы́сленный,/ Да́рию му́ченицу неве́сту Себе́ приводя́.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Го́споди, мой свет,/ в мир прише́л еси́,/ Свет Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения/ ве́рою воспева́ющия Тя.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Восхище́н ум от ве́щных творя́,/ вя́жемь, зло́бу вра́жию, страстоно́сче, разори́л еси́, блаже́нне.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Чистоты́ рачи́тель быв свяще́ннейший,/ претвори́л еси́ де́вы огнепа́льную любо́вь ко Го́споду, прехва́льне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Пове́ржена зря и нога́ми спопира́ема мучи́теля,/ ра́дованною мы́слию Влады́ку, преблаже́нне, велича́л еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Кто мо́жет Твое́ сказа́ти та́инство, о Всечи́стая!/ Бо́га Сло́ва, па́че ума́ бо и сло́ва, сугу́ба естество́м, родила́ еси́.
Песнь 6
Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди,/ Це́рковь вопие́т Ти,/ от бесо́вския кро́ве очи́щшися/ ра́ди ми́лости от ребр Твои́х/ исте́кшею Кро́вию.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Пою́ща Влады́ку всех, приснопа́мятне,/ свет с Небесе́, всю́ду тя окружи́в, просвети́,/ заключе́на в те́мнейшей хра́мине, Хриса́нфе.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Рим тя, муче́нием честны́м сла́вимаго, златови́дну я́коже звезду́, стяжа́в, му́чениче,/ украша́ется по́двиги и Боже́ственными твои́ми, Хриса́нфе, чудесы́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Красна́, преудо́брена же и пресла́вна, му́ченице Да́рия де́ва,/ показа́вшися Сло́ву красне́йшему,/ уневе́стилася еси́ боле́зньми вся́кими теле́сными.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Мла́да Тя я́ко Де́тища Де́ва ро́ди, Преве́чнаго Сло́ва,/ Его́же жела́юще, отрокови́цы/ Се́ю в след Тебе́, всех Царю́, неве́стнически приведо́шася.
Песнь 7
Ирмос: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей/ любо́вию благоче́стия па́че,/ не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Цвет му́чеников златови́ден ты был еси́,/ собо́р же страда́льцев приве́л еси́ Христу́/ Боже́ственными словесы́ твои́ми и чудесы́, му́чениче Богоприя́тне,/ с ни́миже ве́рно тя ны́не ублажа́ем.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
В хлеви́не скве́рней затворе́на, на́га тя, блаже́нне,/ Боже́ственными благово́нии, сла́вою светови́дною Иису́с просвеща́ет,/ Его́же чи́стою мы́слию, всему́дре, возлюби́л еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Зве́ря храни́теля тебе́ де́вства Христо́с посла́,/ па́губу нечести́вых отгоня́ща я́ве, песнопою́щей тебе́, всехва́льная:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: По существу́ Боже́ственному Сый неопи́сан,/ в не́дрех Твои́х, Де́во, бы́сть по нам пло́тию опису́емь./ Благослове́на Ты в жена́х еси́, Пренепоро́чная Влады́чице.
Песнь 8
Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л/ льво́в зия́ния в ро́ве затче́,/ о́гненную же си́лу угаси́ша,/ доброде́телию препоя́савшеся,/ благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Тве́рдым, блаже́нне, по́мыслом проти́вяся суему́дренному,/ строга́ния претерпе́л еси́ теле́сная/ и, свеща́ми опаля́емь, неопали́мь пребы́л еси́, со о́троки воспева́я, Хриса́нфе:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Прему́дростию укра́шен Христо́вою, обуи́л еси́ нему́дрых шата́ние,/ и ум льсти́ваго посрами́л еси́, Е́ву прельсти́вшаго,/ плени́в благоче́стно сего́ ору́жие, му́дре,/ и приве́л еси́ неве́сту Бо́гу, избра́нну ве́ры ра́ди.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Едине́нием души́ плотска́го избежа́сте совокупле́ния,/ чи́стыя сосу́ды Вседержи́теля яви́стеся/ и в храм принесо́стеся Небе́сный, страда́льцы, вопию́ще Христу́:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Во́лею Бо́жиею плотски́я стра́сти удержа́вше,/ о́гнь испепели́ша мук Хриса́нф и Да́рия росо́ю Ду́ха/ и венце́в жи́зни улучи́ша, пою́ще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Я́ко ши́пок посреди́ те́рния жите́йскаго, Пречи́стая,/ Бог обре́т Тя, нескве́рную,/ всели́ся во утро́бу Твою́ чи́стую/ и благово́ния та́инственнаго мир испо́лни, взыва́ющий:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Песнь 9
Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный/ от несеко́мыя го́ры Тебе́, Де́во,/ краеуго́льный отсече́ся,/ Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́,/ тем, веселя́щеся, Тя, Богоро́дице, велича́ем.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Священносло́вящу Боже́ственная,/ Боже́ственное во́инство тебе́ приложи́ся, ле́сти скве́рныя изба́влься,/ и мече́м непоро́чныя же́ртвы нас ра́ди, я́ко овча́ти,/ му́ченицы Поже́ршемуся принесо́шася.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Яви́стеся посреди́ звере́й, я́коже а́гнцы, страстоте́рпцы,/ воплоще́ние пропове́дающе Боже́ственное Излия́вшагося да́же и до пло́ти,/ и боле́зньми неболе́зненную кончи́ну Боже́ственне насле́довасте.
Припев: Святи́и му́ченицы Хриса́нфе и Да́рие, моли́те Бо́га о на́с.
Яви́стеся посреди́ звере́й, я́коже а́гнцы, страстоте́рпцы,/ воплоще́ние пропове́дающе Боже́ственное Излия́вшагося да́же и до пло́ти,/ и боле́зньми неболе́зненную кончи́ну Боже́ственне насле́довасте.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Взя́ти бы́сте к безме́рней сла́ве, Хриса́нфе му́чениче и Да́рие,/ и вседержи́тельному Сло́ву, венцено́сцы, вку́пе предстоите́, о нас моля́щеся,/ блажа́щих вас всегда́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Трепе́щет по́мысл и се́рдце, помышля́юще Твое́ рождество́ недомы́слимое, Отрокови́це:/ Бо́га бо Сло́ва чревоноси́ла еси́,/ избавля́ющего Тобо́ю вся́кия ну́жды чту́щия Тя.
Вернуться к списку