- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Мученик Гавриил Белостокский, Слуцкий, младенец
Краткое житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого
Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки Белостокского уезда Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.
Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.
Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.
Полное житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого
В сонме исчислимых лишь только Господом святых православной церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (
Ин.14,6
), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (
Мф.5,13-14
).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он – отроча чистейшее (как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте, и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник Святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особым образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31 мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик
Иоанн Восторгов
, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29 июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть, и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943–1944 годах и введен в церковное употребление.
9–10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21–22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г. Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2–3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
Память мученика младенца Гавриила отмечается: 20 апреля/3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице (собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9/22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в День Святого Духа.
Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
Тропарь, глас 5*
Святы́й младе́нче Гаврии́ле,/ ты за Прободе́ннаго нас ра́ди от иуде́й/ лю́те от о́нехже в ре́бра прободе́н был еси́/ и за Истощи́вшаго кровь Свою́ за нас/ все те́ло твое́ на истоще́ние кро́ве/ в лю́тыя я́звы пре́дал еси́,/ ны́не же во сла́ве ве́чней с Ним всели́лся еси́./ Тем помяни́ и нас, мо́лим, зде чту́щих па́мять твою́,/ прося́ нам здра́вие телеси́// и спасе́ние душа́м на́шим.
Перевод: Святой младенец Гавриил, ты за Пронзенного за нас иудеями жестоко от них же в ребра был пронзен и за Источившего кровь Свою за нас все тело свое ты отдал на источение крови из жестоких ран, сейчас же во славе вечной с Ним поселился. Потому помяни и нас, молим, почитающих здесь память твою, прося нам здоровья телесного и спасения нашим душам.
Кондак, глас 6*
Оте́чество твое́ Зверки́ бысть,/ му́чениче Христо́в Гаврии́ле,/ иде́же от и́стых звере́й – иуде́ев восхище́н:/ а́бие роди́телей лише́н еси́,/ та́же вся поря́ду лю́те претерпе́в,/ в оте́чество Небе́сное пресели́лся еси́./ Восхища́й и нас зде от вся́ких напа́стей и скорбе́й/ и умоли́, мо́лим тя,// улучи́ти ве́чное насле́дие твое́.
Перевод: Отечество твое было деревня Зверки, мученик Христов Гавриил, где ты настоящими зверями – иудеями был похищен: сначала лишен родителей, потом претерпев жестокие зверства, в отечество Небесное ты переселился. Оберегай и нас здесь от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тебя, достичь вечного наследства твоего.
Молитва*
Младе́нческаго незло́бия храни́телю и му́ченическаго му́жества носи́телю, Гаврии́ле блаже́нне, страны́ на́шея адама́нте драгоце́нный и иуде́йскаго нече́стия обличи́телю! К тебе́ мы, гре́шнии, моли́твенно прибега́ем и, о гресе́х свои́х сокруша́ющее, малоду́шия же своего́ стыдя́щеся, любо́вию зове́м ти: на́ших скверн не возгнуша́йся, чистоты́ сый сокро́вище, на́шего малоду́шия не омерзи́, долготерпе́ния учи́телю, но па́че сих, не́мощи на́ша от Небе́с ви́дя, тех исцеле́ния нам твое́ю пода́ждь моли́твою и твоея́ Христу́ ве́рности подража́тели нас бы́ти научи́. А́ще ли терпели́вно крест искуше́ний и злострада́нии понести́ не возмо́жем, оба́че и тогда́ ми́лостивыя твоея́ по́мощи не лиши́ нас, уго́дниче Бо́жий, но свобо́ду и осла́бу нам у Го́спода испроси́. Та́же и моля́щияся о ча́дех свои́х ма́тери услы́ши, здра́вию и спасе́нию младе́нцем от Го́спода пода́тися умоля́яй. Не́сть такова́го жесто́каго се́рдца, е́же слы́шанием о му́ках твои́х, святы́й младе́нче, не умили́тся, и а́ще кроме́ сего́ умиле́ннаго воздыха́ния никоего́же блага́го деяния принести́ возмо́жем, но и таковы́м умиле́нным по́мыслом на́ши умы́ и се́рдце, блаже́нне, просвети́в, на исправле́ние жития́ на́шего благода́тию Бо́жиею нас наста́ви. Вложи́ в нас о спасе́нии души́ и о сла́ве Бо́жией ре́вность неуста́нную и о часе́ сме́ртнем па́мять неусы́пную храни́ти помози́ нам. Наипа́че же в сме́ртнем успе́нии на́шем терза́ния де́монская и по́мыслы отча́яния от душ на́ших предста́тельством твои́м отжени́ и сия́ упова́нием Боже́ственнаго проще́ния испо́лни, во е́же и тогда́ и ны́не сла́вити нам милосе́рдие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ кре́пкое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
* Минея. 20‑е апреля.Акафист святому мученику младенцу Гавриилу Заблудовскому, Белостокскому чудотворцу
Конда́к 1.
Избра́нный младе́нче Христо́в Гаврии́ле, велича́ем просла́вльшаго тя́ Го́спода, восхваля́ем тя́ любо́вию, твое́ де́тское незло́бие и стра́сти честны́я воспева́ем. Ты́ же, я́ко птене́ц непоро́чен, от чре́ва ма́тере Бо́гом предуста́вленный и го́рнему зва́нию сопричте́нный, на небесе́х предстоя́, за на́с моли́ся, да зове́м ти́:
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
И́кос 1.
А́нгел све́тел на земли́ яви́лся еси́, Гаврии́ле, я́ко младе́нец бы́в, ничто́же скве́рно соверши́вый. Те́мже Христо́с, от земли́ восприе́мый, небе́сная врата́ тебе́ отве́рзе, избра́нным сочетава́я, с ни́миже непреста́нно восхваля́еши Пресвяту́ю Тро́ицу. Того́ ра́ди услы́ши на́с, пою́щих тебе́ на земли́ сицева́я:
Ра́дуйся, благово́нный сосу́де а́нгельския чистоты́; ра́дуйся, благочести́вых роди́телей твои́х Петра́ и Анастаси́и о́трасле пречу́дная.
Ра́дуйся, младе́нствующих красото́; ра́дуйся, я́ко житие́ твое́ безгре́шно.
Ра́дуйся, я́ко честна́ сме́рть твоя́ пред Бо́гом; ра́дуйся, в младе́нчестве кре́ст Христо́в возлюби́в, понесы́й.
Ра́дуйся, неизрече́нную сла́ву Бо́жию на небеси́ зре́ти сподо́бивыйся; [ра́дуйся, я́ко со все́ми святы́ми во сла́ве Бо́жией пребыва́еши].
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 2.
Ви́дя Христо́с при́сное на́нь возста́ние жестокосе́рдных люде́й, нарече́ тя, Гаврии́ле, младе́нца соверше́нна, во́ина небе́снаго добропобе́днаго, и та́ко струя́ми крове́й твои́х чисте́йших нече́стие богобо́рцев посече́ и те́х посрами́, да тобо́ю ви́дяще вели́чия Бо́жия и вели́чия Це́ркве на́шея, ле́потно пое́м в Тро́ице сла́вимому Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 2.
Ра́зум христоуби́йством неду́гующий име́я мучи́тель, роди́телем твои́м на ма́ло вре́мя из до́му изше́дшим, ле́стию я́т тя́, Гаврии́ле, и во гра́д Белосто́к увезе́, от чи́стыя твоея́ кро́ве а́ки зве́рь хи́щный жа́ждай наслади́тися. Егда́ же безкро́вен и ме́ртв бы́л еси́, мучи́телие низри́нувше тя́ на ни́ву жи́тню зеле́ну, бли́з ве́си Зверки́ те́ло твое́ верго́ша. Таково́му у́бо по́двигу во страда́нии твое́м дивя́щеся, вопие́м ти́:
Ра́дуйся, та́йных уби́йц же́ртво кро́ткая; ра́дуйся, претерпе́вый стра́шная муче́ния.
Ра́дуйся, явле́й на себе́ Христо́вых страсте́й изображе́ние; ра́дуйся, по́сланный от Го́спода обличи́ти заблужде́ния.
Ра́дуйся, утвержде́ние ве́ры; ра́дуйся, Це́ркве свети́льниче немерца́яй.
Ра́дуйся, я́ко сопричте́н еси́ лико́м му́чеников; ра́дуйся, я́ко муче́ньми твои́ми просла́вися Оте́ц Небе́сный.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 3.
Си́лою Всевы́шняго укрепля́емь на кресте́, просте́рт бы́в, му́чениче чисте́йший, почи́л еси́ в ски́ниях небе́сных, зверообра́зное кровопроли́тие обличи́в и я́ростное нече́стие уязви́в. Ра́дуйся же, воспе́вый со все́ми страстоте́рпцы побе́дную пе́снь Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 3.
Имы́й, му́чениче Бо́жий, не́бо покро́вом и ни́ву зеле́ну одро́м упокое́ния, трие́ дни́ безве́стне непогребе́н пребы́л еси́. Тмы́ пти́ц хи́щных, с ни́миже псо́в а́лчных мно́жество, непоро́чное те́ло твое́ окружа́ху, оба́че прикосну́тися ему́ ника́ко дерза́юще: пси́ бо му́дрии те́лу твоему́ от пти́ц хи́щных стра́жею бы́ша. О се́м зна́мение Бо́жие разуме́юще, глаго́лем:
Ра́дуйся, боголюбе́зное ча́до Христо́во; ра́дуйся, ди́внаго смотре́ния Бо́жия исполне́ние.
Ра́дуйся, Сы́ну Бо́жию вожделе́нный; ра́дуйся, пра́ведником святы́м единонра́вниче.
Ра́дуйся, пте́нче чи́стый, в гне́зда небе́сная прия́тый; ра́дуйся, ра́йскаго дре́ва ве́тве млада́я.
Ра́дуйся, небе́сных све́тлостей сия́ние; ра́дуйся, све́тлая звездо́, на тве́рди небе́сней блиста́ющая.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 4.
Бу́ря волне́ния одержи́т ны́, страстоте́рпче млады́й, егда́ лю́тую сме́рть твою́ помышля́ем и чу́до преесте́ственное зри́м на тебе́ явле́нное, я́ко бо младе́нец бы́в те́лом, му́ж соверше́н терпе́нием в страда́нии твое́м яви́лся еси́. Те́м у́бо по́двиг тво́й стра́стный умо́м созерца́юще, воспева́ем Да́вшему ти́ кре́пость: Аллилу́ия.
И́кос 4.
Слы́шавше роди́телие твоя́ от насе́льников ве́си Зверко́вския, я́ко ча́до и́х на ме́сте пу́сте от трие́х дни́й бездыха́нно обрета́ется, приидо́ша и кончи́ну твою́ безвре́менну опла́кавше, честно́е те́ло твое́ на церко́вный пого́ст принесо́ша и бли́з це́ркве ве́си тоя́ Зверки́ погребо́ша, безчелове́чному жидо́в злодея́нию ку́пно со все́ми единове́рными ужаса́хуся. Мы́ же, дивя́щеся твоему́ терпе́нию, восхваля́ем стра́сти твоя́ и умиле́нно взыва́ем:
Ра́дуйся, млада́я ве́тве, иску́са мирски́х сласте́й не вкуси́вшая; ра́дуйся, земны́х бла́г лише́нный, да небе́сных прича́стник яви́шися.
Ра́дуйся, шести́ ле́т от жидо́в погубле́нный; ра́дуйся, в ве́чное Ца́рство всели́выйся.
Ра́дуйся, безвре́менным преставле́нием свои́м утро́бы отца́ и ма́тере твои́х смути́вый; ра́дуйся, я́ко ско́рбь и́х в ра́дость ве́лию премени́ся.
Ра́дуйся, я́ко пра́ведник яви́лся еси́ Влады́це; ра́дуйся, подража́телю страсте́й Христо́вых.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 5.
Богото́чною звездо́ю бы́л еси́ в ми́ре, ча́до блаже́нное Гаврии́ле, блиста́я а́нгельскою чистото́ю, те́мже ны́не сия́еши на небесе́х сла́вою ве́чною с ли́ки пра́ведник, с ни́миже непреста́нно взыва́ем Царю́ сла́вы Христу́: Аллилу́ия.
И́кос 5.
Ви́дя равноа́нгельскую чистоту́ се́рдца твоего́, кро́тость и незло́бие, в ни́хже му́ченически преста́вился еси́, Гаврии́ле, просла́ви тя́ во святы́х Свои́х Бо́г; вои́стинну бо чу́до пресла́вно: по три́десятех ле́тех те́ло твое́ нетле́нно обре́теся, исто́чник исцеле́ний все́м с ве́рою к тебе́ притека́ющим явля́ши. Приими́ у́бо от на́с похвалу́ сию́:
Ра́дуйся, прия́телище благода́ти; ра́дуйся, нетле́нием моще́й твои́х велича́йшия ра́дости на́с испо́лнивый.
Ра́дуйся, исто́чниче чуде́сных исцеле́ний; ра́дуйся, я́ко Госпо́дь си́л на тебе́ ди́вная яви́л е́сть.
Ра́дуйся, неве́рие жидо́в низложи́вый; ра́дуйся, кро́вию свое́ю правове́рие утверди́вый.
Ра́дуйся, в ра́дость Го́спода на́шего вше́дый; ра́дуйся, моли́твенниче на́ш пред Бо́гом.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 6.
Правосла́вная Це́рковь Христо́ва прославля́ет твоя́, младе́нче Гаврии́ле, стра́сти, ра́ны и му́ки, о Бо́зе тобо́ю подъя́тыя, и́хже ра́ди ди́вно просла́ви тя́ Госпо́дь и те́ло твое́ нетле́нно земли́ Белосто́кстей яви́, да с умиле́нием зове́м: Аллилу́ия.
И́кос 6.
Возсия́ на́м но́вое чу́до, промышле́ния Боже́ственнаго та́йну явля́я, егда́ це́рковь Зверко́вская в пла́мени огня́ поги́бе, оба́че мо́щи твоя́ святы́я под спу́дом ея́ храня́щияся, неврежде́нны обрето́шася. О се́м дивя́щеся, ве́рою с чи́стым се́рдцем возглаша́ем ти́, просла́вленный младе́нче Гаврии́ле:
Ра́дуйся, испо́лнивый на себе́ сло́во Бо́жие, я́ко храни́т Госпо́дь ко́сти пра́ведных; ра́дуйся, утверди́вый сло́во Христа́ Бо́га, я́ко вла́с главы́ ва́шея не поги́бнет.
Ра́дуйся, сокро́вище духо́вное, ве́рных богатя́щее; ра́дуйся, отра́дным упова́нием на спаси́тельная обетова́ния на́с веселя́й.
Ра́дуйся, на небеси́ и на земли́ а́нгелы и челове́ки досто́йно возлю́бленный; ра́дуйся, моли́твами твои́ми Созда́теля умилостивля́яй.
Ра́дуйся, избра́нниче Бо́жий; ра́дуйся, псалти́рю, сла́ву Творца́ возвеща́яй.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 7.
Хотя́й Человеколю́бец Госпо́дь яви́ти в тебе́ о́браз назида́ния челове́ком, показа́ тя, Гаврии́ле, сугу́ба страстоте́рпца, стремле́ния богоху́льник сокруша́юща, да и мы́ доброде́телем твои́м, в ни́хже блиста́еши, поревну́ем и Ца́рствие небе́сное насле́дим, ди́вному в Свое́м промышле́нии Бо́гу воспева́юще: Аллилу́ия.
И́кос 7.
Но́вый свети́льник пресве́тлый, не под спу́дом сокрыва́емый, но на све́щнице Це́ркве Христо́вы поста́вленный и от Бо́га просла́вленный яви́лся еси́, свя́те Гаврии́ле, тму́ разсеява́яй и Христу́ проти́вящияся богобо́рцы кре́пко побежда́яй, того́ ра́ди песносло́вим тя́ си́це:
Ра́дуйся, мно́ги ско́рби от жидо́в претерпе́вый; ра́дуйся, те́х зло́бу и кова́рство победи́вый.
Ра́дуйся, пра́вую ве́ру во и́стиннаго в Тро́ице прославля́емаго Бо́га храни́ти на́с науча́яй; ра́дуйся, стопы́ на́ша на пу́ть спасе́ния направля́яй.
Ра́дуйся, за прободе́ннаго Христа́ Бо́га мно́жество ра́н прие́мый; ра́дуйся, я́ко о Не́м на небеси́ прославля́ешися.
Ра́дуйся, сла́во правосла́вных люде́й честна́я; ра́дуйся, тобо́ю бо посети́ Госпо́дь зе́млю на́шу.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 8.
Стра́нное и пресла́вное зна́мение благоволе́ния Бо́жия ви́дится на тебе́, все́м притека́ющим к тебе́, Гаврии́ле: да́нною бо тебе́ благода́тию с ве́рою прося́щих от вся́ких напа́стей охраня́еши, от скорбе́й свобожда́еши и вся́ко проше́ние с ве́рою приноси́мое исполня́еши, науча́я ди́вному в чудесе́х Свои́х Бо́гу пе́ти: Аллилу́ия.
И́кос 8.
Ве́сь в я́звах, искла́н, избоде́н и обезкро́влен бы́в, Гаврии́ле, пре́дал еси́ пра́ведный ду́х тво́й в ру́це Бо́жии, от страда́ний упокоева́яся, жите́йских зо́л и печа́лей земны́х неприча́стен бы́в. О се́м пра́ведном в Бо́зе упокое́нии со умиле́нием воспомина́юще, сия́ прино́сим тебе́ глаго́лы:
Ра́дуйся, непоро́чный во успе́нии твое́м; ра́дуйся, на ло́но Авраа́ма а́нгелы вознесе́нный.
Ра́дуйся, во оби́тели ра́йския со сла́вою восприя́тый; ра́дуйся, венце́м безсме́ртия от Го́спода увенча́нный.
Ра́дуйся, Христа́ Бо́га благи́й после́дователю; ра́дуйся, я́ко насле́дие твоего́ младе́нства е́сть Ца́рствие небе́сное.
Ра́дуйся, я́ко все́м ве́рным воспомина́ние твое́ пресла́дко; [ра́дуйся, я́ко воспомина́нием му́к твои́х ве́рнии на пу́ть пра́вый направля́ются].
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 9.
Вся́к земноро́дный слы́шанием о му́ках твои́х, кро́ткий младе́нче, умиля́ется и стра́сти твоя́ почита́ет; Це́рковь же Правосла́вная му́ченическую кончи́ну твою́ прославля́ет и о и́мени твое́м свято́м ликовству́ет, ра́достно пою́щи: Аллилу́ия.
И́кос 9.
Вети́и многоглаго́ливии, очи́ма плотска́го ра́зума смотря́щии [и суеглаго́ливыми усты́ изъясня́ющии] прему́дрость Тво́рческую устрое́ния вселе́нныя, недоумева́ют, чесо́ ра́ди страда́ния непоро́чных младе́нцев быва́ют. Мы́ же, та́инству сему́ дивя́щеся, возглаша́ем ти́, Гаврии́ле свя́те, зову́ще:
Ра́дуйся, я́ко страда́ния твоя́ страда́нием про́чих пра́ведник равноче́стны; ра́дуйся, я́ко во страда́нии те́ла за ны́ Страда́вшему сораспя́лся еси́.
Ра́дуйся, сия́ние Тво́рческия Прему́дрости; ра́дуйся, Боже́ственное о земноро́дных произволе́ние.
Ра́дуйся, гла́с небе́сный, на по́двиг спасе́ния все́х призыва́яй; ра́дуйся, пе́рсте Бо́жий, го́рняя на́м указу́яй.
Ра́дуйся, я́ко Христу́ Царю́ моли́твы о на́с прино́сиши; [ра́дуйся, я́ко моли́твами твои́ми ве́рнии бла́г ве́чных сподобля́ются].
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 10.
Спасти́ся хотя́щим, святы́й му́чениче, страда́нии свои́ми о́браз явля́еши пра́ваго ше́ствия к Бо́гу, доброде́тели и плодо́в приноше́ния. Наслажда́яся же ны́не небе́сных бла́г неизрече́нных, помяни́ и на́с, зде́ на земли́ страда́ния твоя́ восхваля́ющия и Бо́гу пою́щия: Аллилу́ия.
И́кос 10.
Стена́ несокруши́ма еси́, Гаврии́ле, все́м скорбя́щим и напа́ствуемым, призыва́ющим же тебе́, младе́нче, в боле́зни су́щим и ма́терем, о ча́дех свои́х скорбя́щим, осла́бу и утеше́ние предста́тельством твои́м подае́ши. Те́мже за вся́ благодея́ния, тобо́ю на́м явля́емая, благода́рственно восклица́ем:
Ра́дуйся, храни́телю на́ш кре́пкий; ра́дуйся, засту́пниче на́ш усе́рдный.
Ра́дуйся, младе́нцев небе́сный покрови́телю; ра́дуйся, боля́щих и неду́жных ча́д благи́й цели́телю.
Ра́дуйся, ма́терем, и́щущим утоле́ния ско́рби о ча́дех отше́дших, ско́рый уте́шителю; ра́дуйся, мяту́щихся по́мыслами умири́телю.
Ра́дуйся, чистоты́ душе́вныя назида́телю; ра́дуйся, уго́дниче Бо́жий.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 11.
Пе́ние, е́же прино́сим ти́, Гаврии́ле, не́сть дово́льно к похвале́нию пресла́вных во страда́нии по́двигов твои́х, оба́че зря́ усе́рдное на́ше произволе́ние, приноси́мое на́ми пе́ние ми́лостивно приими́, на́с же от грехо́в и напа́стей свободи́, да чи́стым се́рдцем зове́м Созда́телю на́шему: Аллилу́ия.
И́кос 11.
Све́том благода́ти Бо́жия от утро́бы ма́тере озаре́нный, нетле́нен возше́л еси́ к Триипоста́сному Све́ту, пред Ни́м же хода́тайствуй о на́шем просвеще́нии, о не́мже моля́ще уми́льно вопие́м ти́:
Ра́дуйся, све́тлый луче́ Трисо́лнечнаго Све́та, оживотворя́ющаго ми́р; ра́дуйся, теплото́ духо́вная, на́шу хла́дность согрева́ющая.
Ра́дуйся, свети́льниче, на́шу темноту́ просвеща́яй; ра́дуйся, пла́меню, на́с возгрева́яй в ве́ре, любви́ и наде́жде.
Ра́дуйся, и́щущим предста́тельства твоего́ пред Бо́гом благи́й споспе́шниче; ра́дуйся, я́ко мно́го мо́жет моли́тва твоя́ пред лице́м Его́.
Ра́дуйся, го́рняго ми́ра украше́ние; ра́дуйся, до́льняго ми́ра похвало́.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 12.
Благода́ть Боже́ственную, никогда́же оскудева́ющую, но всегда́ врачу́ющую, испроси́ на́м, святы́й уго́дниче Бо́жий, да научи́т ны́ подража́ти тебе́ в чистоте́ а́нгельстей и незло́бии, да напра́вит сердца́ на́ша к пла́менней моли́тве и покая́нию, да сохрани́т неврежде́нны все́х, с любо́вию храня́щих за́поведи Христо́вы, да да́рует на́м христиа́нскую кончи́ну, да сподо́бит на небесе́х узре́ти сла́ву Бо́жию и вы́ну пе́ти Пресвяте́й Тро́ице: Аллилу́ия.
И́кос 12.
Пое́м стра́сти твоя́, Гаврии́ле, сла́вим твое́ в младе́нчестем телеси́ незло́бивое му́жество, ублажа́ем па́мять твою́, на тебе́ бо яви́ся сла́ва Христо́ва, сла́ва Це́ркве Правосла́вныя. Те́мже любо́вию вопие́м ти́:
Ра́дуйся, же́ртво чи́стая, закла́нная Влады́це о на́с, земноро́дных; ра́дуйся, просла́вивый Го́спода страда́ньми свои́ми.
Ра́дуйся, бла́г ве́чных насле́дниче; ра́дуйся, гро́зде виногра́да Христо́ва.
Ра́дуйся, от вра́г вся́ческих кре́пкий на́ш засту́пниче; ра́дуйся, сла́вы на́м ве́чныя хода́таю.
Ра́дуйся, во́ине Христо́в добропобе́дный; ра́дуйся, младе́нцев верхо́вниче и храни́телю.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 13
О, непоро́чный му́чениче Христо́в Гаврии́ле, младе́нческаго незло́бия и кро́тости о́бразе пречу́дный! Ма́лаго труда́ сего́ досто́йное пе́ние прие́м, бу́ди на́м те́плый моли́твенник пред Го́сподем, да во дни́ на́ша лука́выя, малове́рием, гне́вом и братоненавиде́нием обурева́емии, в ве́ре, терпе́нии и любви́ свя́то пребу́дем. И та́ко все́ житие́ на́ше преше́дше, ве́чнаго муче́ния изба́вимся, и при́сно воспое́м Бо́гу: Аллилу́ия.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
И́кос 1.
А́нгел све́тел на земли́ яви́лся еси́, Гаврии́ле, я́ко младе́нец бы́в, ничто́же скве́рно соверши́вый. Те́мже Христо́с, от земли́ восприе́мый, небе́сная врата́ тебе́ отве́рзе, избра́нным сочетава́я, с ни́миже непреста́нно восхваля́еши Пресвяту́ю Тро́ицу. Того́ ра́ди услы́ши на́с, пою́щих тебе́ на земли́ сицева́я:
Ра́дуйся, благово́нный сосу́де а́нгельския чистоты́; ра́дуйся, благочести́вых роди́телей твои́х Петра́ и Анастаси́и о́трасле пречу́дная.
Ра́дуйся, младе́нствующих красото́; ра́дуйся, я́ко житие́ твое́ безгре́шно.
Ра́дуйся, я́ко честна́ сме́рть твоя́ пред Бо́гом; ра́дуйся, в младе́нчестве кре́ст Христо́в возлюби́в, понесы́й.
Ра́дуйся, неизрече́нную сла́ву Бо́жию на небеси́ зре́ти сподо́бивыйся; [ра́дуйся, я́ко со все́ми святы́ми во сла́ве Бо́жией пребыва́еши].
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Конда́к 1.
Избра́нный младе́нче Христо́в Гаврии́ле, велича́ем просла́вльшаго тя́ Го́спода, восхваля́ем тя́ любо́вию, твое́ де́тское незло́бие и стра́сти честны́я воспева́ем. Ты́ же, я́ко птене́ц непоро́чен, от чре́ва ма́тере Бо́гом предуста́вленный и го́рнему зва́нию сопричте́нный, на небесе́х предстоя́, за на́с моли́ся, да зове́м ти́:
Ра́дуйся, Гаврии́ле, му́чениче Христо́в и отроча́ чисте́йшее.
Моли́тва.
Младе́нческаго незло́бия храни́телю и му́ченическаго му́жества носи́телю, Гаврии́ле блаже́нне, страны́ на́шея адама́нте драгоце́нный и иуде́йскаго нече́стия обличи́телю! К тебе́ мы́, гре́шнии, моли́твенно прибега́ем, и о гресе́х свои́х сокруша́ющеся, малоду́шия же своего́ стыдя́щеся, любо́вию зове́м ти́: на́ших скве́рн не возгнуша́йся, чистоты́ сы́й сокро́вище, на́шего малоду́шия не омерзи́, долготерпе́ния учи́телю, но па́че си́х, не́мощи на́ша от небе́с ви́дя, те́х исцеле́ние на́м твое́ю пода́ждь моли́твою, и твоея́ Христу́ ве́рности подража́тели на́с бы́ти научи́. А́ще ли терпели́вно кре́ст искуше́ний и злострада́ний понести́ не возмо́жем, оба́че и тогда́ ми́лостивыя твоея́ по́мощи не лиши́ на́с, уго́дниче Бо́жий, но свобо́ду и осла́бу на́м у Го́спода испроси́. Та́же и моля́щияся о ча́дех свои́х ма́тери услы́ши, здра́вию и спасе́нию младе́нцем от Го́спода пода́тися умоля́яй. Не́сть такова́го жесто́каго се́рдца, е́же слы́шанием о му́ках твои́х, святы́й младе́нче, не умили́тся, и а́ще кроме́ сего́ умиле́ннаго воздыха́ния никоего́же блага́го дея́ния принести́ возмо́жем, но и таковы́м умиле́нным по́мыслом на́ши умы́ и се́рдце, блаже́нне, просвети́в на исправле́ние жития́ на́шего, благода́тию Бо́жиею на́с наста́ви. Вложи́ в на́с о спасе́нии души́ и о сла́ве Бо́жией ре́вность неуста́нную и о часе́ сме́ртнем па́мять неусы́пную храни́ти помози́ на́м. Наипа́че же в сме́ртнем успе́нии на́шем терза́ния де́монская и по́мыслы отча́яния от ду́ш на́ших предста́тельством твои́м отжени́ и сия́ упова́нием Боже́ственнаго проще́ния испо́лни, во е́же и тогда́ и ны́не сла́вити на́м милосе́рдие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ кре́пкое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь Гавриилу Белостокскому, младенцу
глас 5
Святы́й младе́нче Гаврии́ле,/ ты за Прободе́ннаго нас ра́ди от иуде́й/ лю́те от о́нехже в ре́бра прободе́н был еси́/ и за Истощи́вшаго кровь Свою́ за нас/ все те́ло твое́ на истоще́ние кро́ве/ в лю́тыя я́звы пре́дал еси́,/ ны́не же во сла́ве ве́чней с Ним всели́лся еси́./ Тем помяни́ и нас, мо́лим, зде чту́щих па́мять твою́,/ прося́ нам здра́вие телеси́// и спасе́ние душа́м на́шим.
Перевод: Святой младенец Гавриил, ты за Пронзенного за нас иудеями жестоко от них же в ребра был пронзен и за Источившего кровь Свою за нас все тело свое ты отдал на источение крови из жестоких ран, сейчас же во славе вечной с Ним поселился. Потому помяни и нас, молим, почитающих здесь память твою, прося нам здоровья телесного и спасения нашим душам.
Вернуться к списку