- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Гавриил, Архангел
Архангел Гавриил – посланник Божий
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
Святой Архистратиг Гавриил – служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа ( Дан.8:16 ; Дан.9:21-24 ); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия" ( Лк.22:43 ). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
Собор святого архангела Гавриила 2122
Память 26 марта
На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» ( Лк.1:19 ), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов.
Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов – Михаила, но второго за ним Гавриила, – тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник Тайн Божьих; Рафаил – врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил – прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.
Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению – извещать таинства Божии. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», также «муж-Бог». Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным человеком, – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска» ( Ис.8:3–4 ). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Преобразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж – Бог, Крепкий Бог. И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл , патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:
– Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж – Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж – Бог. Издревле еще предвозвестил сие Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» ( Иер.31:22 ). Итак, высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
Церковные учители, особенно Дионисий Ареопагит 2123 , согласно говорят о тех семи высших ангелах, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией, и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?» ( Евр.1:14 ). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, недоведомого, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божья, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.
Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит святой Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и есть чиноначальник среднего чина между началами и ангелами, т.е. архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают частью потому, что он называется архангелом, частью потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы, на то приставленные. Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и не посылается в менее важных действиях воли Божией, но посылается для возвещения только величайших тайн Божиих, какова была тайна воплощения Божия, и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве, и коим он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как о сем воспевает святой Дамаскин : едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость тебе принесе 2124 . А что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, – узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией, по неложному свидетельству святого Дионисия. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу, как говорит о сем Исаия: «Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг него стояли серафимы, у каждого из них по шести крыл» ( Ис.6:1–2 ).
А как святой Гавриил есть один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в сем чине».
Открывается сие еще и из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет о сем святой Григорий Двоеслов 2125 «Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».
Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему Миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!
О семи упомянутых здесь высших ангелах должно заметить, что только имена четырех из них означены в Священном Писании . Так, в книге Данииловой пишется, что святой Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога ( Дан.10:13 ); в послании Апостола Иуды говорится, что он, споря о теле Моисея с диаволом, сказал ему: «Да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ); Иоанн же Богослов, в своем откровении пишет, что он сражался со змием. О святом Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку, в будущем, сокровеннейшие тайны Божии ( Дан.8:16 ), и в Евангелии святого Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи (Господня), а Пречистой Деве Марии – о воплощении Бога-Слова ( Лк.1 ). О святом Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту ( Тов.12:15 ). О святом Урииле пишется в третьей книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить «тяжесть огня» ( 3Ездр. 4:5 ).
О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Священном Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толковников Божественного Писания, можно думать, что Салавиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: «Услышал Бог голос отрока ( Быт.21:17 ) и смиренную твою молитву». Имя Иегудиила усвояют тому ангелу, которого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем награду хранящим заповеди Божии во славу Господа ( Исх.23:22–23 ). О Варахииле думают, что он был в числе тех трех ангелов, которые явились Аврааму у дуба Мамврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа ( Быт.18 ).
Сии святые, высшие семь ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, издревле были, по благочестивому разумению святой Церкви, изображаемы на иконах и почитаемы созиданием во имя их храмов. О сем церковная история повествует следующее:
Нечестивый император Диоклетиан 2126 , жестокий гонитель христианства, строя для себя в Древнем Риме каменные термы 2127 , повелел взять множество христиан и посылал их на ту работу, под строгою и немилосердою стражею, которая мучила и удручала святых. Там можно было видеть по несколько тысяч святых страдальцев, кои работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Таким образом, посредством сего тяжкого труда создалось здание столь огромное и прекрасное, как бы царские палаты. Когда же, по прошествии многих лет, эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство, со вступлением на престол царей христианских, восторжествовало по всей вселенной – тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклетиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя семи главных небесных духов, архангелов и архистратигов ангельских сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.
Риму стали подражать и другие города, как-то: Неаполь в Кампании 2128 и Палермо в Сицилии 2129 , где также созданы были каменные церкви во имя сих семи начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаическою работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными чертами, таинственно изображавшими их невидимое служение. Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера 2130 и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом 2131 ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами 2132 . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу 2133 . Святой Уриил изображен держащим против груди, в правой руке, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз, – пламень огненный 2134 . Святой Селафиил изображен с лицом и очами, склоненными вниз, и с руками, прижатыми к груди, как то бывает у человека, умиленно молящегося. Святой Иегудиил изображен держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами 2135 . Святой Варахиил изображен несущим на груди своей на одежде белые розы 2136 .
Тропарь, глас 4:
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кондак, глас 8:
Пресветлыя и честныя, и вседетельныя, пренеизчетныя и страшныя Троицы, ты еси Архистратиже славный служителю, и молитвенниче: ныне непрестанно моли, избавитися нам от всяих бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим.
* * *
день празднования в честь архангела Гавриила назван днем «собора» потому, что христиане в этот день собираются вместе славить священными песнями святого архангела Гавриила.
Дионисий Ареопагит – знатный афинянин, член афинского ареопага, обращенный в христианство проповедью св. апостола Павла. Из сочинений Дионисия Ареопагия особенно замечательны: «Περι της ουρανιας ιεραρχιας» «О небесной иерархии») и «Περι της εκκλησιατικης ιεραρχιας...» («О церковной иерархии»).
Седален 3 гласа. (по 1-й кафисме 15 декабря и в Неделю о расслабленном. – Редакция «Азбуки Веры»)
Святой Григорий Двоеслов , папа римский, жил в VI в. Самое замечательное из его сочинений «Regula pastoralis» («Правило пастырское»), трактующее о том, каков должен быть пастырь и как он должен исполнять свои обязанности. Наименование «Двоеслов» усвоено ему за его сочинение «Диалог о жизни итальянских отцов», где рассказ ведется как бы двумя лицами.
Диоклетиан, римский император, царствовал с 284 по 305 г. и управлял восточною половиною Римской империи, западною же половиною управлял друг его Максимиан.
Термы – общественные бани, которые в Риме устраивались с особенным великолепием. При банях были места и для гимнастических упражнений.
Кампания – провинция в южной Италии. Эта провинция замечательна тем, что здесь впервые были отлиты колокола для церковного употребления, почему они и называются в церковном Уставе «кампанами» (по имени провинции).
Сицилия – один из больших островов Средиземного моря.
Люцифер (Lucifer) – «светоносец», денница, утренняя звезда. В переносном смысле это название усвояется первому падшему ангелу – диаволу.
Белая хоругвь, украшающая копье св. архангела Михаила, обозначает его святость и чистоту, а крест знаменует, что бесплотные силы ведут борьбу с царством мрака и тьмы во имя креста и имени Христовых.
Зерцало обозначает, что св. архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого, фонарь же со свечою знаменует, что судьбы Божие бывают сокрыты до времени исполнения их и по самом исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.
Св. Рафаил, по верованию Церкви, испрашивает у Бога помощь и исцеление всем страждущим.
Это знаменует особенно сильную ревность по Боге сего архангела.
Этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.
Св. Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира в царствии небесном.
Собор святого Архангела Гавриила
Память 13 июля
Благовестника нашего спасения, великого слугу Божьего и радостного посланника к Пречистой Деве Марии ( Лк.1:26 ), Архангела Гавриила мы восхваляем в песнопениях, составляя ему второй раз праздничный собор. Первый его собор празднуется на другой день после Благовещения Пресвятой Богородицы, 26 марта, теперь же снова этот собор празднуется в святой церкви и снова его чудесные по Божьему повелению явления воспоминаются и прославляются. Он Моисея, избежавшего руки фараона, научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах, – о потопе и разделении языков; объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости. Он пророку Даниилу объяснил чудесные видения о царях и царствах, имеющих быть впоследствии и изображенных ему в виде разных зверей: сообщил ему о времени освобождения людей Божиих из плена Вавилонского, а также и о времени первого пришествия в мир Христа чрез воплощение от Пресвятой Девы ( Дан. 8:1–27, 9:1–27 ). Он явился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о своем неплодии и со слезами молилась Богу, и сказал ей:
– Анна, Анна! твоя молитва услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные, Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии.
Также святой Гавриил явился и праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил ему тоже, что и святой Анне, что они будут иметь дочь, от века избранную Матерью Мессии, грядущего для спасения рода человеческого. Сей великий Архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу. Он же явился святому священнику Захарии, стоящему на правой стороне алтаря кадильного, возвестил ему разрешение от неплодства престарелой жены его Елисаветы и рождение святого Иоанна Предтечи Господня, и, когда он не поверил, связал язык его немотой до дня исполнения слов его ( Лк.1:25 ). Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святого. Также явился он во сне и Иосифу, объяснивши ему, что отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в ней от Духа Святого ( Мф.1:18–21 ). А когда Господь наш родился в Вифлееме, сей Ангел Господень Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью стада свои, и сказал:
– Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.
А затем тотчас со множеством небесных воинов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк.2:10–14 ).
Полагают, что этот Ангел явился с неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Он молился в саду, ибо имя Гавриил значит крепость Божия. Явившийся Гавриил укреплял Его, так как между другими служениями имел и это – укрепление в подвигах, а Господь наш тогда подвизался в усердной молитве ( Лк.22:43 ; Евр.5:7 ). Сей же ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба, возвещая им о воскресении Господнем ( Мф. 28:1–20 ; Мк. 16:1–20 ; Лк. 24:1–53 ; Иоан. 20:1–31 ): таким образом, будучи благовестником зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его воскресения. Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестил Ей приближение Ее честного успения и от земли на небо переселения, и дал Ей светлую райскую ветвь. Святая Церковь , воспоминая его многократные явления в Ветхом и Новом Завете и зная его постоянное ходатайство пред Богом о роде христианском, ныне совершает ему соборное празднование, чтоб люди Божии с усердием всегда и горячо прибегали к заступничеству и помощи этого ходатая и благодетеля рода человеческого, и его молитвами получали оставление грехов от Христа Господа Спасителя нашего 4662 .
Тропарь, глас 4:
Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кондак, глас 2:
На небесех зря Божию славу, и на земли с высоты подая благодать, начальниче ангелов мудре Гаврииле, Божия славы служителю, и мира божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющыя ти: сам буди помощник, и никтоже на ны.
Ин кондак, глас 2:
Архистратиже Божий, служителю божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко безплотных архистратиг.
* * *
Настоящий праздник появился не позднее IX века; поводом к его установлению послужило, вероятно, освящение храма в Царьграде, созданного в честь Архангела Гавриила.
Собор Архангела Гавриила, служителя невыразимого, сверхъестественного и Божественного таинства Воплощения Господа нашего Иисуса Христа 288
Архангел Гавриил. Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. XIII в.
В следующий за двунадесятым праздником день принято вспоминать тех, через кого совершилась воля Божия. Потому после Благовещения мы празднуем память Архангела Гавриила, который был отправлен Богом к Пресвятой Деве, дабы стать посланником Благой Вести.
С самого начала и на протяжении всей истории нашего спасения Князь бесплотных Сил был для нас, людей, Ангелом милосердия и благоволения Божия. Огненное существо, свободное от всякой изменчивости и постоянно погруженное в созерцание Божией Славы, Архангел Гавриил был назначен Господом служебным духом, посылаемым на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). Согласно св. Проклу Константинопольскому , его имя, которое может быть переведено как «человек и Бог» 289 , обязывало его возвещать все таинства, которые содействовали приуготовлению к Воплощению Господа нашего Иисуса Христа.
Итак, вершиной и исполнением служения Гавриила стало «радуйся!», которое он возвестил Божией Матери. Этим словом отныне выражают хвалу и благодарность все те, кто с его помощью унаследовал Спасение и пытается на земле подражать образу жизни Ангелов.
* * *
Кроме Собора Небесных Сил бесплотных, которому мы посвятили обширную статью [8 нояб.], память Архангела Гавриила празднуется также 13 июля и 11 июня (Собор в честь иконы «Достойно есть»).
Св. Прокл. Гомилия первая о Пресвятой Деве Богородице. 5 / АСОI, i, 1. P. 104. По-еврейски «гевер» означает «человек крепкий, воин», а «Эль» – «Бог». Гавриил, следовательно, может означать «человек Божий» или «человек и Бог». В иудейской традиции он считается «Ангелом присутствия», который стоит перед Богом и ходатайствует за людей. Именно он был послан к пророку Даниилу, дабы сообщить толкование его видения ( Дан. 8 ).
Акафист святому Архангелу Гавриилу
Конда́к 1
Избра́нный Бо́гом от все́х Небе́сных Си́л послужи́ти предве́чной та́йне спасе́ния ро́да челове́ческаго, ди́вный предстоя́телю Престо́лу Святы́я Тро́ицы, носи́телю та́йн и чуде́с Бо́жиих, Арха́нгеле Гаврии́ле, к тебе́ припа́даем и умиле́нно воспева́ем ти́:
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
И́кос 1
А́нгелов Творе́ц и вся́ческих избра́ тя́, тайнови́дче Гаврии́ле, в пречу́днем Сове́те Святы́я Тро́ицы, да послу́жиши та́йне Боговоплоще́ния, и повеле́ бы́ти тебе́ носи́телем си́лы и чуде́с Бо́жиих. Сего́ ра́ди вопие́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, Гаврии́ле, избра́нный Творцо́м служи́телю;
Ра́дуйся, Гаврии́ле, Промышле́ния Бо́жия носи́телю.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю хва́лятся Си́лы Небе́сныя;
Ра́дуйся, я́ко тебе́ сла́вят сердца́ земноро́дных.
Ра́дуйся, ве́рно послужи́вый Престо́лу Святы́я Тро́ицы;
Ра́дуйся, со дру́ги свои́ми сокруши́вый и изри́нувый денни́цу.
Ра́дуйся, обличи́вый заблужде́ния того́;
Ра́дуйся, из пе́рвых пе́снь Трисвяту́ю воспе́вый.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 2
Ви́дя Творе́ц тя́ усе́рднаго и ве́рнаго служи́теля Своего́, возлюби́ тя́ и вознесе́ пред А́нгельскими чи́нми, и укрепле́нный благода́тию Его́ в свои́х вели́цех до́блестех, ты́ воспева́еши с ли́ки А́нгельскими усе́рдно Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 2
Ра́зумом смиренному́дренно прекло́ньшеся пред та́йною непостижи́мою единосу́щности Святы́я Тро́ицы, ты́ благода́тных открове́ний прия́л еси́ неистощи́мый исто́чник благогове́йнаго тре́пета, любви́ к Творцу́, и ра́дости испо́лненный сия́еши, Арха́нгеле, пред Престо́лом Всевы́шняго, я́ко свети́льник пла́менный. О се́м благогове́йно воспева́ти дерза́ем:
Ра́дуйся, лампа́до неугаси́мая седмисве́щника вели́каго;
Ра́дуйся, звездо́ светоза́рная небосво́да духо́внаго.
Ра́дуйся, первоприе́мниче Боже́ственных сия́ний;
Ра́дуйся, сокро́вище Боже́ственных веле́ний.
Ра́дуйся, кла́дезь смире́ния неисчерпа́емый;
Ра́дуйся, реко́, послуша́ния испо́лненная.
Ра́дуйся, я́ко ты́ у Престо́ла вы́ну пребыва́еши;
Ра́дуйся, я́ко ты́ ве́лие дерзнове́ние к Бо́гу и́маши.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 3
Си́лы Небе́сныя ра́дуются о тебе́, Арха́нгеле, и защище́нныя не́когда от зловре́дных заблужде́ний денни́цы, в го́рдости возста́вшаго проти́в Творца́ своего́, с весе́лием взыва́ют непреста́нно Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 3
Иму́ще ве́лие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, ве́лию благода́ть прие́млеши от Бо́га непреста́нно, и я́ко лу́ч Боже́ственнаго Трисия́тельнаго Со́лнца, повсю́ду разлива́еши све́т веле́ний Бо́жиих, да сла́вится спаси́тельное и́мя Бо́жие сердца́ми земноро́дных, тебе́ пою́щих:
Ра́дуйся, Небе́сных Си́л Нача́льниче;
Ра́дуйся, Пра́вды ве́чныя побо́рниче.
Ра́дуйся, твоя́ кре́пкая пре́данность Бо́гу чи́ны А́нгельския укрепи́;
Ра́дуйся, чрез тебе́ Госпо́дня благода́ть и́х сугу́бо просвети́.
Ра́дуйся, и земле́ ты́ благода́ть от Бо́га прино́сиши;
Ра́дуйся, ты́ о́гнь небе́сный в сердца́ челове́ков низво́диши.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 4
Бу́ря злочести́вых за́мыслов врага́ Бо́жия разбия́ о скалу́ ве́рности слу́г Госпо́дних, и победи́вши свои́м смире́нием горды́ню того́, воспе́ли Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 4
Слы́ша Госпо́дь испове́дования тобо́ю вели́каго И́мени Его́, Арха́нгеле, испо́лнися благоволе́ния, и озари́в тя́ Свое́ю благода́тию, вся́ просвети́ воспе́ти ти́:
Ра́дуйся, адама́нте небе́сный;
Ра́дуйся, сто́лпе Це́ркви Вселе́нский.
Ра́дуйся, рая́ Госпо́дня храни́телю;
Ра́дуйся, цве́те благоче́стия.
Ра́дуйся, лучу́ престо́ла Бо́жия;
Ра́дуйся, украше́ние порфи́ры Царя́ Христа́.
Ра́дуйся, знамено́сче Бо́жий;
Ра́дуйся, украше́ние военача́льничей Небе́сных Си́л.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 5
Богото́чною звездо́ю те́кл от высо́т надзве́здных, Гаврии́ле, да возвести́ши земны́м ра́дость бли́зкаго спасе́ния, предста́л еси́ пра́ведным Иоаки́му и А́нне и провеща́л еси́ и́м ми́лость Бо́жию, и ра́дуяся с ни́ми ку́пно, воспе́л Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 5
Ви́девши тя́ единовре́менно роди́тели Богоотрокови́цы, су́щии в страна́х разли́чных, сше́дшихся у двере́й хра́ма по твоему́ глаго́лу, диви́шася и в ра́дости взыва́ху ти́:
Ра́дуйся, служи́телю Святы́я Тро́ицы;
Ра́дуйся, ди́вный благове́стниче.
Ра́дуйся, Бо́жий избра́нниче;
Ра́дуйся, Госпо́дней во́ли провозве́стниче.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю ра́дость лю́дям прино́сится;
Ра́дуйся, я́ко тебе́ хвала́ во сла́ву Бо́жию земноро́дными пое́тся.
Ра́дуйся, пла́нов Тво́рческих исполни́телю; Ра́дуйся щедро́т Бо́жиих раздая́телю.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 6
Пропове́дником Бо́жия милосе́рдия ты́, Гаврии́ле, яви́лся Заха́рии, веща́я ему́ Боже́ственныя глаго́лы и науча́я его́ пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 6
Возсия́в благода́тию Бо́жиею пред очи́ма Заха́рии, ужаси́л еси́ его́, и вла́стию ти́ Бо́гом да́нною смири́л еси́ его́, да не де́рзнет сомне́нием ума́лити си́лу Бо́жию. И умудре́нный свы́ше Заха́рия безмо́лвным у́мным гла́сом воспе́л ти́ такова́я:
Ра́дуйся, досто́инств Бо́жиих храни́телю;
Ра́дуйся, вели́кий в ли́ке А́нгельском.
Ра́дуйся, прекра́сное творе́ние Творца́;
Ра́дуйся, та́йн сокрове́нных ми́ру открове́ние.
Ра́дуйся, вели́ких обе́тов Бо́жиих соверше́ние;
Ра́дуйся, пра́вды Бо́жией испо́лненный.
Ра́дуйся, благода́тию Бо́жией осия́нный.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 7
Хотя́щу Бо́гу воплоти́тися и на земли́ яви́тися челове́ком, предста́л еси́, служи́телю, провозве́стником ко избра́нней от ве́ка Де́ве и откры́л еси́ Е́й во́лю созда́вшего Ю́, воспева́я Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 7
Но́вую и непостижи́мую та́йну Боговоплоще́ния откры́л еси́ Богоотрокови́це, Гаврии́ле сла́вне, не постига́я и са́м се́й вели́кой та́йны, дивя́ся безпреде́льной любви́ и милосе́рдию Бо́жию к лю́дям. О се́м и мы́, земноро́днии, со стра́хом и ра́достию диви́мся и вопие́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, Сове́та предве́чнаго служи́телю;
Ра́дуйся, к Богоневе́сте Бо́гом ниспо́сланный.
Ра́дуйся, Пречи́стыя Де́вы небе́сный храни́телю;
Ра́дуйся, Ма́тери Бо́жией ди́вный служи́телю.
Ра́дуйся, Боже́ственной Отрокови́цы учи́телю;
Ра́дуйся, Ея́ хле́бом небе́сным пита́телю.
Ра́дуйся, во Свята́я Святы́х с Не́ю глаго́лавый;
Ра́дуйся, глубины́ Бо́жия Про́мысла Е́й откры́вый.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 8
Стра́нно челове́ком зре́ти ли́к А́нгельский, стра́нно и глаго́лы небе́сныя слы́шати, но умудре́нная Боже́ственною му́дростию Присноде́ва, не устраши́лась зра́ка твоего́ и вознесла́ к Творцу́ и Бо́гу пе́снь: Аллилу́иа.
И́кос 8
Ве́сь бе́ в ни́жних, узре́л еси́ Богоотрокови́цу вы́сшую чино́в А́нгельских, Гаврии́ле, и трепе́ща откры́л еси́ Е́й во́лю Влады́ки, и ужаса́ясь та́йне Боговоплоще́ния, испо́лнися благогове́ния к Богоизбра́нной Де́ве. Ви́дяще вели́кое твое́ служе́ние Престо́лу и зря́ще неизглаго́ланное смире́ние твое́ пред Де́вою, пое́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, первоприе́мниче сия́ний Тро́ических;
Ра́дуйся, сия́ниями те́ми осия́нный.
Ра́дуйся, благода́ти испо́лненный;
Ра́дуйся, Присноде́ве Благода́ть прине́сший.
Ра́дуйся, в ли́ке А́нгелов вы́сших;
Ра́дуйся, пред Де́вою Мари́ею коле́на склони́вший.
Ра́дуйся, избра́нней ра́дость возвести́вый;
Ра́дуйся, и са́м се́й ра́дости возра́довавыйся.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 9
Вся́кий чи́н А́нгельский превосходя́, ты́ пред Боже́ственною земноро́дною Богоотрокови́цею смире́нно предстои́ши, взыва́я ра́достию Творцу́ Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 9
Вити́йства многовеща́нныя все́х вити́й челове́ческих ничто́ су́ть пред безгла́сною ве́твью ра́йскою, тобо́ю принесе́нною, егда́ воспе́л еси́ Святу́ю Де́ву, благовеству́я Е́й избра́ние Ея́ бы́ти Богома́терию и па́ки возвеща́я спаси́тельное успе́ние Ея́. Твое́й вели́кой му́дрости удиви́шася земля́ и возопи́:
Ра́дуйся, смире́ния учи́телю;
Ра́дуйся, вели́ких та́йн Боготво́рческих зри́телю.
Ра́дуйся, ве́твью чистоту́ Матереде́вства Пречи́стыя знамена́вый;
Ра́дуйся, благоуха́нием кри́на ра́йскаго благоуха́ние души́ чисте́йшия показа́вый.
Ра́дуйся, неувяда́нием Цве́та небе́снаго неувяда́емость жи́зни Богома́тери предвеща́вый;
Ра́дуйся, смире́нной ве́твью смире́ние ве́тви ца́рственней восхвали́вый.
Ра́дуйся, красото́ю Цве́та небе́снаго духо́вную красоту́ Присноде́вы воспе́вый;
Ра́дуйся, всю́ сла́ву Де́вы Мари́и си́м изобрази́вый.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 10
Спасе́ние ду́ш челове́ческих предвозвеща́я, Арха́нгеле Бо́жий, научи́л еси́ на́с воспева́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 10
Стена́ грехо́вная между́ не́бом и земле́ю не загради́ла пу́ть тебе́, Арха́нгеле, но я́ко ды́м и мра́к разсе́ялась пред свя́тостию твое́ю и ты́ предста́л еси́ Пречи́стей Де́ве благове́стником небе́сным в Назаре́те, веща́я: «Ра́дуйся», — прине́сл еси́ Е́й, си́м ра́дость Воскресе́ния Христо́ва возвеща́я, и ра́ди ра́дости возвеще́нной тобо́ю Де́ве, и чрез Де́ву ми́ру, ми́р принести́ тебе́ дерза́ет:
Ра́дуйся, ра́дости ми́ру веща́ние;
Ра́дуйся, Бо́жиих даро́в раздая́ние.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, свети́льниче светоза́рный;
Ра́дуйся, дру́г и сослужи́тель вели́каго Архистрати́га Михаи́ла.
Ра́дуйся, звездо́, явле́ние со́лнца Христа́ возвести́вый;
Ра́дуйся, мно́гажды Боже́ственней Ма́тери Его́ послужи́вый.
Ра́дуйся, вели́ких обетова́ний Бо́жиих соверши́телю;
Ра́дуйся, я́ко ты́ при гро́бе: «Воскре́се Христо́с, не́сть зде́», — мироно́сицам возвести́.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 11
Пе́снь лико́в А́нгельских прине́сл еси́ земле́ ты́, Арха́нгеле, и веща́ти благогове́йное «Досто́йно» Афо́нския го́ры и́нока научи́л еси́, и науче́ннии тобо́ю чрез того́ лю́дие благода́рно о се́м воспе́ша Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 11
Светоза́рный ли́к сво́й сокры́л еси́ ты́, Гаврии́ле, обле́кшися оде́ждою и́ноческою, дабы́ не ужасну́лся сме́ртный боголе́пнаго зра́ка твоего́, но умудри́лся бы пости́гнути и уясни́ти себе́ песнопе́ние небе́сное, и да не мни́тся пре́лестию лука́ваго и́ноку смире́нному явле́ние чинонача́льника Си́л Вы́шних бы́ти, удостове́рить и́стину явле́ния твоего́ возжела́л еси́. Сего́ ра́ди, ка́мень ве́лий взе́мше, на не́м пе́рстом безпло́тным, я́ко по во́ску, начерта́л еси́ Небе́сное: «Досто́йно», уви́дев чу́до сие́ ве́лие, вси́ и́ноцы Афо́нския горы́ воспе́ша ти́ согла́сно:
Ра́дуйся, Бо́жий служи́телю;
Ра́дуйся, Боже́ственный Арха́нгеле.
Ра́дуйся, благове́стниче преди́вный;
Ра́дуйся, Богоотрокови́цы храни́телю.
Ра́дуйся, земноро́дных пе́сне Небе́сней научи́вый;
Ра́дуйся, са́м пре́жде пе́снь сию́ ди́вную пред и́ноком воспе́вый.
Ра́дуйся, Боже́ственныя слова́ чу́дно на ка́мени начерта́вый;
Ра́дуйся, се́й ка́мень в зало́г и́стиннаго зна́мения твоего́ горе́ Афо́нстей да́вый.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 12
Благода́тныя твоя́ явле́ния воспомина́я, благодаре́ние прино́сим Творцу́ и Бо́гу, спаса́ющему ро́д челове́ческий, и пое́м Бо́гу усе́рдно: Аллилу́иа.
И́кос 12
Пою́ще все́ на́м ве́домыя, Гаврии́ле, до́блести твоя́, неве́домыя же ча́ем за предста́тельство твое́ о на́с уве́дети в Небе́сном Ца́рствии. Ны́не же по си́ле на́шей дерза́ем ти́ воспе́ти:
Ра́дуйся, Сове́та преве́чнаго Святы́я Тро́ицы предначерта́ния прия́вший;
Ра́дуйся, домострои́тельства Бо́жия все́ пла́ны охраня́вый.
Ра́дуйся, охране́нием о́ных Творцу́ служи́вый;
Ра́дуйся, ми́ру спасе́ние возвести́вый.
Ра́дуйся, Ма́тери Бо́жией храни́телю;
Ра́дуйся, Це́ркви Христо́вой блюсти́телю.
Ра́дуйся, и Втора́го прише́ствия Христо́ва на зе́млю возвести́телю;
Ра́дуйся, я́ко ты́ предъи́деши Си́лам Небе́сным с вели́ким тру́бным гла́сом в де́нь Стра́шнаго Суда́ Бо́жия.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 13
О ди́вный тайнови́дче и пресла́вный Арха́нгеле, вели́ко дерзнове́ние твое́ пред Го́сподом и си́льна моли́тва твоя́. Припа́даем к тебе́ и мо́лим, Гаврии́ле пречу́дне, приими́ на́с немощны́х под кро́в кри́л твои́х и защити́ от ко́зней враго́в ви́димых и неви́димых. Помяни́ на́с недосто́йных в твое́м предста́тельстве пред Престо́лом Всевы́шняго, да воспое́м Ему́ по неизрече́нному милосе́рдию Его́ в Ца́рстве Сла́вы с лико́м А́нгелов и все́ми святы́ми: Аллилу́иа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
И́кос 1
А́нгелов Творе́ц и вся́ческих избра́ тя́, тайнови́дче Гаврии́ле, в пречу́днем Сове́те Святы́я Тро́ицы, да послу́жиши та́йне Боговоплоще́ния, и повеле́ бы́ти тебе́ носи́телем си́лы и чуде́с Бо́жиих. Сего́ ра́ди вопие́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, Гаврии́ле, избра́нный Творцо́м служи́телю;
Ра́дуйся, Гаврии́ле, Промышле́ния Бо́жия носи́телю.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю хва́лятся Си́лы Небе́сныя;
Ра́дуйся, я́ко тебе́ сла́вят сердца́ земноро́дных.
Ра́дуйся, ве́рно послужи́вый Престо́лу Святы́я Тро́ицы;
Ра́дуйся, со дру́ги свои́ми сокруши́вый и изри́нувый денни́цу.
Ра́дуйся, обличи́вый заблужде́ния того́;
Ра́дуйся, из пе́рвых пе́снь Трисвяту́ю воспе́вый.
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Конда́к 1
Избра́нный Бо́гом от все́х Небе́сных Си́л послужи́ти предве́чной та́йне спасе́ния ро́да челове́ческаго, ди́вный предстоя́телю Престо́лу Святы́я Тро́ицы, носи́телю та́йн и чуде́с Бо́жиих, Арха́нгеле Гаврии́ле, к тебе́ припа́даем и умиле́нно воспева́ем ти́:
Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.
Моли́тва
О, святы́й вели́кий Арха́нгеле Гаврии́ле, Бо́жию Престо́лу предстоя́й и озаре́нием от Боже́ственнаго све́та осия́нный, ве́дением же непостижи́мых та́йн о преве́чней Прему́дрости Его́ просвеще́нный! Всеусе́рдно молю́ тя́, наста́ви мя́ к покая́нию от злы́х де́л и ко утвержде́нию в ве́ре мое́й, укрепи́ и огради́ ду́шу мою́ от искуше́ний прельсти́тельных и умоли́ Созда́теля на́шего о отпуще́нии грехо́в мои́х. О, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгеле! Не пре́зри мене́ гре́шнаго моля́щаго тебя́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це се́м и в бу́дущем, но при́сно помо́щник мне́ яви́ся, да непреста́нно сла́влю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь
Вернуться к списку