- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Мученик Андрей Стратилат, Таврийский
Жития мученика Андрея Стратилата и дружины его
Мученик Андрей Стратилат был римским военачальником при императоре Максимиане. Во время войны с Сирией святому Андрею дали титул «стратилат», то есть главнокомандующий. Выбрав небольшой отряд, св. Андрей выступил против противника. Его воины были язычниками, и сам он еще не принял Крещение, но уверовал во Христа. Перед сражением святой Андрей убеждал воинов, что языческие боги – бесы, и проповедовал им истинного Бога. С верою в помощь Божию небольшой отряд воинов обратил в бегство многочисленное войско персов.
Когда св. Андрей вернулся из похода с победой, то многие стали завидовать его славе и донесли правителю Антиоху, что святой – христианин, обративший ко Христу подчиненных воинов. Святой, вызванный на суд, исповедовал Христа, за что был подвергнут пыткам. Воинов, бывших с ним, распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа.
Тогда император, боясь возмущения войска, отпустил св. Андрея и его дружину, но тайно приказал под каким-либо предлогом казнить порознь каждого. Освободившись, святой вместе со своими воинами пришел в г. Тарс, там они приняли Крещение, а затем были умерщвлены в ущелье Тавра. Перед смертью святой Андрей молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы мученики были усечены мечом. И в тот же миг из земли истек источник.
Епископы Петр и Нон, которые крестили воинов, вместе с клириком погребли тела мучеников. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника и сразу получил исцеление. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и по молитвам св. Андрея и 2593-х мучеников получали благодатную помощь от Бога.
Мученическая кончина святых последовала около 302 г.
Страдание святого мученика Андрея Стратилата
Память 19 августа
Нечестивый Максимиан 5141 , управляя восточною частью римской империи, воздвиг повсеместное гонение на христиан. В это время в Сирии находился один военачальник, по имени Антиох, человек жестокого характера и ревностнейший служитель идолов, дышавший угрозами и казнями на верующих во Христа. Ему поручена была императором власть над всею Сириею и дано было повеление подвергать пыткам и казням христиан, для чего предоставлено было в его распоряжение значительное число тысяченачальников с подчиненными им римскими войсками. В числе других тысяченачальников, как благоухающий цветок лилии среди терновника, под властью Антиоха был последователь Христа Андрей, который содержал первоначально святую веру во Христа втайне, а потом, когда наступило время, явил и ее всему миру, открыто пред всеми исповедав имя Христово. Хотя он и не был еще крещен, но с твердою верою питал в сердце своем и горячую любовь ко Христу, уклоняясь от всякого дела, неугодного Богу, и ревностно совершая дела, согласные с волею Божиею. За такое благочестие Бог даровал ему необыкновенное мужество и храбрость в битвах, так что по храбрости и мужеству не было равного ему во всем римском войске. Не раз он одерживал блестящие победы над врагами и пользовался среди воинов большею славою и почетом, чем прочие полководцы.
Однажды значительные силы персидского войска, возбуждая против Антиоха войну, сделали внезапное нападение на Сирию. Вследствие неожиданности нападения персов Антиох был в большой тревоге. Но вспомнив о доблестном тысяченачальнике Андрее, он поспешно призвал его к себе, поручил ему вместо себя главное начальство над войском и, наименовав его Стратилатом, то есть старшим начальником над военачальниками, повелел выступить с войсками против напавших на страну врагов и остановить их движение, причем сказал ему:
– Твое мужество и храбрость твоя на войне известны не только мне, но о них хорошо знает и сам император; вот почему я и почтил тебя таким высоким званием. Итак, я поручаю тебе эту неожиданно возникшую войну. Возьми войско, начальствуй над ним вместо меня и постарайся еще больше увеличить ту славу, которую имеешь.
Приняв такое поручение, воин Христов святой Андрей не ради своей личной славы, но ради славы имени Иисуса Христа желал выступить против врагов с подобающею доблестью, но, уподобляясь древнему Гедеону ( Суд.7:1 ) из многочисленного римского войска он выбрал себе для войны только небольшое число воинов, хорошо зная изречение святого царя Давида, что Господь «не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). Выбор святого Андрея пал на тех, коих указала ему благодать Божия таинственным действием вдохновения на сердце его, и выступил с ними против врагов. Увидев весьма значительные силы противников, которые, как саранча, напали на сирийскую область, святой Андрей стал укреплять своих воинов для мужественной борьбы, чтобы они при малочисленности своей не устрашились многочисленного персидского войска, и так как все воины его поклонялись идолам и ни один из них не был еще христианином, то он предложил им познать единого, всемогущего и в войнах страшного Бога, оказывающего всесильную помощь верующим в Него. Он сказал им:
– Братья и друзья мои! теперь вы на деле можете убедиться, что языческие боги – бесы. Будучи сами бессильными, они никому и помочь не в состоянии, но есть единый истинный Бог, Которому я служу, Который сотворил небо и землю. Он – всемогущ, и всем, кто призывает Его, Он посылает скорую помощь: делает таких сильными на войне и врагов обращает пред ними в бегство. Вот, как вы и видите, против нас идут многочисленные полки врагов, которые по своей многочисленности гораздо сильнее нас, но если вы отвергнете ваших суетных богов и вместе со мною призовете единого истинного Бога, то вы тотчас же увидите, что враги исчезнут пред вами подобно тому, как исчезает какой-нибудь дым или пыль.
Когда святой сказал это, все бывшие с ним воины поверили словам его и, призвав на помощь Христа Бога, смело бросились на врагов. Произошла жаркая битва, и воины святого Андрея одержали блестящую победу, так как по вере и молитвам святого в помощь им явилась свыше невидимая сила, которая навела страх на войска персов и привела их в расстройство, и они, отступив, обратились в бегство, а войско римское, предводительствуемое святым Андреем, преследуя их, мечами своими посекало головы персов, как посекают серпом колосья. Таким образом и произошла при помощи силы Христовой славная победа римлян над персами. Когда враги были прогнаны, то все воины, бывшие с святым Андреем, при виде такой неожиданной победы, одержанной при помощи Христа, уверовали в Него, а святой Андрей стал, насколько мог, утверждать их в вере, разъясняя им правые пути, приводящие ко спасению. Торжественно возвратясь с войны, святой Андрей и его воины, увенчанные славою, вступили в город Антиохию.
Между тем некоторые из завистливых военачальников, завидуя доблести и славе святого Андрея, донесли на него Антиоху, сообщив ему, что стратилат Андрей чтит распятого Бога. Услышав это, Антиох пришел в сильный гнев и послал к нему некоторых начальствующих мужей из военного звания узнать от него, справедливо ли то, что о нем говорят. Узнавши, что всё это действительно справедливо, Антиох отправил снова послов к Андрею отчасти с увещаниями, а отчасти с угрозами и напоминанием ему о своей нетерпимости к христианам и, наконец, велел посланным сказать ему:
– Ты хорошо знаешь, какой мучительной казни я предал сына Полиевктова, Евфимия, и вместе с ним многих других последователей христианской веры. Никого из них я не пощадил. На что же после этого рассчитываешь ты и на что надеешься, воздавая божеское почитание Человеку, Который был распят на кресте?
Когда посланные от Антиоха пришли с таким поручением к святому и передали ему эти слова, то он сказал им в ответ:
– Слова Антиоха более ободряют меня нежели устрашают: ибо если те, о которых он напоминает мне, будучи преданы жестоким мучениям, стали его победителями и в венцах мучеников предстали Христу Богу, то почему же и мне не быть верным рабом моего Иисуса Христа, чтобы вместе с ними, пострадавшими за Него прежде меня, удостоиться наследия в царстве Его?
После того как посланные сообщили Антиоху этот ответ святого Андрея он исполнился ярости и послал к святому воинов с приказанием связать и привести его к себе. Севши на судейское место, он велел святому Андрею открыто пред всеми объявить, желает ли он подчиниться царскому повелению или намерен служить своему Богу. Тогда святой, стоя на этом нечестивом судилище, пред лицом ангелов и людей громким голосом смело исповедал Христа истинным Богом, а себя рабом Его. После этого мучитель немедленно приказал принести медное ложе и сильно раскалить его, дабы жечь на нем Христова воина. Когда ложе было раскалено до того, что от него отскакивали искры, то Антиох сказал мученику:
– Андрей, ты много потрудился на воинской службе, посему следует тебе после стольких трудов отдохнуть на этом ложе.
Святой мученик, не ожидая пока палачи возьмут его, немедленно же сам снял с себя одежды, поспешно взошел на ложе и, легши протянулся на нем, как бы на мягкой постели, мужественно перенося жжение своего тела. Ощущая сначала боль, он стал молиться Христу Богу, чтобы Он ниспослал ему скорую помощь, и действительно огонь, по повелению Божию, немедленно потерял свою силу и не мог вредить телу мученика. В то же время Антиох повелел схватить и некоторых других мужей из числа воинов Андрея и, приказав прибить гвоздями руки их крестообразно к деревам, состоящим из четырех частей, с насмешкой спрашивал их, приятно ли им это? Считая такое страдание за Христа весьма приятным для себя, они сказали:
– О если бы мы удостоились быть подражателями Христа, нашего Господа, распятого на древе крестном!
После этого мучитель снова обратился к святому Андрею и спросил его, достаточно ли он наказан огненным жжением и не желает ли отречься от Христа и обратиться к почитанию богов. На это мученик ответил, что желает терпеть до конца, потому что конец венчает всякое начатое дело; ибо от Христа Бога получает награду не тот, кто хорошо начал свой подвиг, но тот, кто хорошо окончил его. Посему мучитель Антиох повелел снять святого Андрея с медного ложа, а его товарищей освободить от дерев и бросить в темницу, как бы для того, чтобы дать им время на размышление, пока не согласятся обратиться к богам, а на самом деле для того, чтобы сообщить о них императору, так как он не решался без ведома и согласия последнего предать казни такого доблестного и сановного мужа, как Андрей, и его товарищей. Император Максимиан, получив и прочитав донесение Антиоха, нашел небезопасным открыто казнить смертью такого знаменитого воина и вместе с ним других воинов, оказавших такое необыкновенное мужество: не произошло бы от этого волнения и мятежа в войске и не возникла бы из-за них новая война. В ответ он написал Антиоху письмо, в котором повелел отпустить Андрея и его дружину, освободив их от заключения и казни, но в то же время дал Антиоху тайное повеление, чтобы он после освобождения Андрея и его товарищей, подождав немного времени, искусно нашел за ними какое-нибудь другое преступление и казнил их смертью, если они упорно останутся христианами, как бы не за веру, и притом, чтобы брал их для казни по одному. Получив от императора такое повеление, Антиох немедленно же освободил святого Андрея и его товарищей от оков и темниц и отпустил их на свободу, причем повелел им оставаться в том же звании, в каком они были и прежде.
Между тем воин Христов, святой Андрей, узнав по откровению Божию о таком коварном замысле нечестивцев, тайно от Антиоха вместе со всеми воинами, уверовавшими во Христа (а их было 2593 человека) ушел в Киликийский город Тарс 5142 к епископу этого города Петру для принятия от него святого крещения, так как никто из воинов его и сам он не был еще крещен. Спустя несколько времени Антиох, узнав об уходе святого Андрея и его дружины в Киликийскую область, исполнился страшной ярости и гнева и, посоветовавшись с близкими к себе лицами, послал правителю Киликии Селевку письмо, в котором писал:
– Я знаю, что ты слышал об Андрее, который был тысяченачальником в императорских войсках. Ныне он не только сам впал в безумие, не повинуясь повелениям императора, но и многих из воинов обратил к тому же безумию и, как мы слышали, бежал со своими единомышленниками в Киликийскую область. Почему, во исполнение повеления императора, прикажи схватить Андрея и всех, кто находится с ним, и, связав, пришли их к нам. Если же они вздумают оказать сопротивление или бежать, то прикажи вооруженным воинам избить их.
Селевк, получив от Антиоха такое письмо, немедленно разослал во все местности Киликии послов разведать об Андрее и находящихся с ним воинах и, узнав, что он находится в Тарсе, сам с войском отправился туда. В это время святой Андрей, провидя духом, что волки идут уже на стадо Христово, просил тарсийского епископа, блаженного Петра и другого епископа из города Вереи, по имени Нона, случайно находившегося тогда в Тарсе, немедленно же совершить над ним и его воинами святое крещение, и епископы тотчас же крестили святого Андрея и всю дружину его.
Приняв святое крещение, святой Андрей со своими сподвижниками ушел из Тарса в местность, называемую Таксаниты не потому, что боялся смерти, которой, напротив, очень желал ради Христа, но исполняя повеление Господа своего, выраженное в словах: «когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 ). Вскоре после этого Селевк с вооруженными как на войну воинами прибыл в Тарс. Не найдя там Андрея с его дружиною, он встревожился и даже изменился от гнева в лице, а потом, исполнившись страшной ярости, отправился в погоню за стадом Христовым. Между тем святые из вышесказанного места пошли в пределы Армении в горы, называемые Таврос 5143 , а Селевк повсюду гнался за ними вслед, стараясь настигнуть их, чтобы предать избиению. Проходя на этих горах различные местности, святые пришли в одно тесное место, со всех сторон окруженное отвесными подобно стенам скалами, на которое можно было войти чрез единственный проход, как чрез ворота в город. Здесь святой Андрей остановился со своею дружиною и стал ожидать своих убийц, так как это именно место было предуказано ему Богом для мученической кончины его и его сподвижников. Святой Андрей обратился тут к своей дружине с такими словами:
– Друзья, братья и дети мои, «ныне время благоприятное, ныне день спасения» ( 2Кор.6:2 ; Ис.49:8 ); будем же единодушно и твердо стоять в любви Божией, как повелел наш Господь, и не станем поднимать рук наших на преследующих нас, но поднимем их к Богу с молитвою благодарения за то, что Он дал нам дожить до сего времени, когда мы получим наследие со всеми святыми, пострадавшими за Него. Итак, будем молиться Ему, как молился святой первомученик Стефан, когда иудеи побивали его камнями, говоря: «Господи Иисусе Христе, приими ( Деян.7:59 ) души рабов Твоих, которые мы предаем в руки Твои».
Сказав такие слова дружине своей, святой Андрей, став посреди нее и, подняв руки и обратив взор свой к небу, начал молиться, говоря:
– Господи, Господи, великий и всесильный! услышь молитву грешного и недостойного раба Твоего и всех, находящихся со мною, непорочно сохранивших святую веру в Тебя, приими с миром наши души, покрой их Твоим милосердием и удостой райских обителей. Владыко! молимся Тебе еще и о тех, которые будут почитать нашу память. Исполняй все приводящие ко спасению прошения их и ради молитвы нашей будь им помощником во всех их нуждах. А на месте сем, где будет пролита за Тебя наша смиренная кровь, пусть будут источник, подающий исцеления и прогоняющий нечистых духов. Всех же тех, кто будет приходить сюда, сохраняй от всяких бедствий и подавай им душевное и телесное здравие, чтобы на месте сем прославлялось пресвятое Твое имя, Отца и Сына и Святого Духа.
В то время как святой Андрей и бывшие с ним молились так Богу, их настиг Селевк со своими воинами. Обнажив мечи и заскрежетав зубами, они как звери бросились на стадо Христово. Святые же воины Христовы, хотя как храбрые и опытные в бою и могли бы защитить себя, в этом тесном месте с одним только проходом, от рук убийц, но, подражая Господу своему, как незлобивые агнцы отдались убийцам своим на заклание. Преклонив колена, они протянули выи свои под мечи, и воины Селевка, без милосердия посекая их, в короткое время всех перебили. И пролилась кровь святых, как вода, ручьем текущая из этого места, души же их с торжеством вошли в радость Господа своего.
Святые пострадали в 19 день месяца августа, в воскресный день во втором часу дня и на том месте, где пролилась их мученическая кровь, немедленно вытек источник ключевой и целебной воды.
Избиение святых видели скрывавшиеся на одной скале вышеупомянутые епископы, Петр из Тарса Киликийского и Нон из города Вереи, ибо они со своими клириками издали следовали за ними, желая видеть их кончину. Когда Селевк после избиения святых мучеников пошел со своими воинами обратно домой, эти епископы с клириками своими подошли к телам мучеников и плакали над ними, а потом, приготовив их к погребению, с честью похоронили на том же месте. Видели они и источник, вытекший по молитве святых мучеников и, попивши из него воды, узнали о целебности ее, ибо один из клириков, бывший с епископами, долгое время страдал от нечистого духа, но когда напился из этого источника, то нечистый дух немедленно оставил его. После погребения святых епископ Петр не возвратился в Тарс, так как Селевк стал искать его, чтобы предать смерти, но со всеми бывшими с ним пошел в Исаврию.
Между тем окрестные жители, узнав о целебном источнике, стали приходить к нему и приносили своих больных. Они пили воду, мылись ею и получали исцеление от всяких болезней по молитвам святого страстотерпца Андрея и пострадавших с ним святых мучеников и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцом и Святым Духом да будет честь и слава ныне, всегда и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 5:
Земнаго сана славу оставив, и Небесное Царство наследовал еси, кровными каплями, яко пречудным камением нетленныя венцы украсил еси, и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго солнца Христа обрел еси, святе Андрее Стратилате: егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша.
Кондак, глас 2:
В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий, и желаемое сокровище Царствия узрел еси, радости неизреченныя исполняяся, безсмертному Царю в безконечныя веки, от ангел безпрестани хвалимому поеши, Андрее Стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас.
* * *
Здесь разумеется не соправитель Диоклетиана Максимиан Геркул, а Максимиан Галерий, зять Диоклетиана и соправитель его на востоке римской империи. Он внушил Диоклетиану мысль издать общий закон против христиан, вследствие которого и началось повсеместное преследование их.
Киликия – римская провинция; находилась в юго-восточной части малоазийского полуострова, на берегу Средиземного моря, на северо-восток от Сирии и граничила с последней с востока. Город Тарс был родиной св. Ап. Павла.
Ныне Тавр – горная цепь, тянущаяся по южному берегу сканадийского полуострова и потом поднимающаяся к северу и идущая на восток. На восточной части своей она называется Антитавр. Из ледников Антитавра берет свое начало известная река Тигр.
Тропарь Андрею Стратилату
глас 5
Земна́го са́на сла́ву оста́вив,/ Небе́сное Ца́рство насле́довал еси́,/ кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́мением,/ нетле́нныя венцы́ украси́л еси́/ и ко Христу́ приве́л еси́ собо́р страстоте́рпец./ С ли́ки а́нгельскими в невече́рнем све́те/ незаходи́маго Со́лнца Христа́ обре́л еси́,/ свя́те Андре́е Стратила́те,/ Его́же моли́ с пострада́вшими с тобо́ю при́сно,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Земного служения славу оставив, ты наследовал Небесное Царство, каплями крови, как удивительными драгоценными камнями, свой нетленный венец ты украсил и ко Христу привел ты собрание мучеников. С чинами ангельскими в невечернем свете незаходимое Солнце Христа ты обрел, святой Андрей Стратилат, Его же всегда моли вместе с претерпевшими с тобой мученичество о спасении душ наших.
Кондак, глас 2
В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже звезда́ со́лнцу предтеки́й,/ и жела́емое сокро́вище Ца́рствия узре́л еси́,/ ра́дости неизрече́нныя исполня́яся./ Безсме́ртному Царю́ в бесконе́чныя ве́ки,/ от А́нгел безпреста́ни хвали́мому, пое́ши, Андре́е Стратила́те.// С ни́миже моли́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: В молитвах Господу предстоя, как звезда идущая впереди Солнца, ты увидел желаемое сокровище Царствия, наполняясь неизреченной радостью, Бессмертному Царю, Ангелами беспрестанно восхваляемому, в бесконечные века ты воспеваешь молитвы, Андрей Стратилат. С ними же молись непрестанно обо всех нас.
Канон святому мученику Андрею Стратилату, Таврийскому, и дружине его
Минея, 19 Августа, Канон святаго
Глас 4
Песнь 1
Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну/ невла́жными стопа́ми/ дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль,/ крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма/ Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Пе́ти свяще́нное твое́ торжество́ усе́рдствующаго,/ све́тлыми Ду́ха заря́ми ду́шу мою́ озари́/ и мглу отжени́ неве́дения, му́чениче сла́вне.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Му́ченик бога́тно све́тлостьми, блаже́нне, обога́тился еси́,/ мужему́дренно си́лою Боже́ственною попра́л еси́ льсти́ваго/ и победи́тель быв, му́чениче великоимени́те Андре́е.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Умертви́в я́же на земли́ мудрова́ния, му́чениче многострада́льне,/ умертви́вшемуся Сло́ву тебе́ ра́ди му́жески после́довал еси́/ и к жи́зни неги́бнущей сме́ртию премину́л еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: И́же в пло́ть за премно́гую бла́гость из Тебе́, Всенепоро́чная,/ на спасе́ние всем челове́ком вои́стинну обле́кся, Бог вку́пе и Челове́к,/ сугу́б естество́м познава́ется.
Песнь 3
Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи:/ Ты моя́ кре́пость, Го́споди,/ и прибе́жище, и утвержде́ние.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Ве́трилом Креста́ напа́сти препла́вая пучи́ну,/ враги́, сла́вне, струя́ми твои́х крове́й погрузи́л еси́.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Собла́зн лука́ваго и того́ хи́тростей превы́ше,/ я́ко победи́тель изря́ден, му́чениче, быв,/ просла́вился еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Украша́емь благоле́пия венце́м, му́чениче Христо́в,/ всегда́ со избра́нными му́ченики в ра́дости предстои́ши.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Избавля́ющаго челове́ки от мучи́тельства вра́жия,/ родила́ еси́ всех Го́спода,/ Влады́чице, Де́во Всенепоро́чная.
Седален, глас 1
Му́жеством ду́шу укрепля́я, му́чениче,/ потреби́л еси́ вра́жие кре́пкое суровство́,/ и, ра́дуяся, пострада́л еси́, и Бо́гу угоди́л еси́./ Те́мже вси пресвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем весе́лием се́рдца,/ Андре́е пребога́те.
Песнь 4
Ирмос: Вознесе́на Тя ви́девши Це́рковь на Кресте́,/ Со́лнце Пра́ведное,/ ста в чи́не свое́м,/ досто́йно взыва́ющи:/ Сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко сте́ну кре́пку, тя Це́рковь стяжа́вши, прему́дре,/ вра́жиими сопроти́вными прило́ги непреклони́ма явля́ется, зову́щи:/ Сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Боже́ственными уче́нии укрепи́в му́ченический полк, я́коже воево́да,/ те́лу я́ко растли́тися, сла́вне, хотя́щу/ пощади́тися ника́коже повину́л еси́.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко ору́жием, вооружи́вся му́жеством,/ и, я́коже мече́м обоюдуо́стрым, Андре́е преблаже́нне,/ Кресто́м Честны́м враги́ потреби́л еси́,/ я́коже воево́да до́блественнейший.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тя, побо́рника ве́ры, восхваля́ем,/ я́ко страда́льца непобеди́ма, и небе́сныя све́тлости прича́стника,/ и исто́чника, источа́юща во́ды чуде́с тре́бующим.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Восхваля́ем Тя,/ похвало́ му́чеников и ве́рных спасе́ние, вси челове́честии ро́ди, Пренепоро́чная:/ Бо́га бо родила́ еси́, пребы́вши Де́ва нетле́нна.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Го́споди, мой Свет,/ в мир прише́л еси́,/ Свет Святы́й, обраща́ли из мра́чна неве́дения/ ве́рою воспева́ющия Тя.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Му́жества и́стиннаго быв тезоимени́т,/ отгна́л еси́ враги́ твоя́/ и до конца́, Андре́е всеблаже́нне, потреби́л еси́.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Во́ды ве́рным исцеле́ний всегда́, прехва́льне, источа́еши,/ спаси́тельною благода́тию обогати́вся духо́вною.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Протече́ во всю зе́млю вои́стинну, Богодухнове́нне,/ хвала́ твои́х чуде́с и честна́го муче́ния,/ сия́ние Боже́ственныя благода́ти.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ору́жия врага́ ны́не до конца́ оскуде́ша,/ ро́ждши Тебе́, Богоро́дице, копие́м Уя́звеннаго и мир Обно́вльша.
Песнь 6
Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди,/ Це́рковь вопие́т Ти,/ от бесо́вския кро́ве очи́щшися/ ра́ди ми́лости от ребр Твои́х/ исте́кшею Кро́вию.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Притупи́л еси́ лука́ваго жа́ла боле́зньми твои́ми/ и к неболе́зненней сла́ве преста́вился еси́, ра́дуяся, му́чениче Андре́е,/ Стратила́те му́ченических честны́х полко́в.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Кровьми́ ма́лыми измени́л еси́ све́тлость ве́чнующия сла́вы,/ и ра́дость, никогда́же престаю́щую,/ и венцы́ Небе́сныя, и сия́ние невече́рнее.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Во́инство многочи́сленное, му́чениче, собра́в,/ и ли́ком а́нгельским приче́л еси́, блаже́нне, с тобо́ю страда́вшее,/ ра́достно Влады́це всех предстоите́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ходи́ла еси́ неизглаго́ланно Отцу́ Собезнача́льнаго,/ уподо́бльшася челове́ком, па́че ума́ и сло́ва, Богороди́тельнице:/ Его́же моли́ изба́витися от бед рабо́м Твои́м.
Кондак, глас 4
В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже звезда́ со́лнцу предтеки́й,/ и жела́емое сокро́вище Ца́рствия узре́л еси́,/ ра́дости неизрече́нныя исполня́яся./ Безсме́ртному Царю́ в безконе́чныя ве́ки,/ от А́нгел безпреста́ни хвали́мому, пое́ши, Андре́е Стратила́те./ С ни́миже моли́ся непреста́нно о всех нас.
Песнь 7
Ирмос: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы переси́дстей,/ любо́вию благоче́стия па́че,/ не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Струя́ми кро́вными исто́чник истещи́ сотвори́л еси́,/ вся́ческих неду́г, му́чениче, я́ко вои́стинну боле́знь исцеля́ющ,/ приступа́ющим к тебе́ несумне́нною ве́рою, богодохнове́нне.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Святы́х собо́р Пресвято́му Сло́ву, му́дре му́чениче, приве́л еси́ кро́вию,/ жи́знь нестаре́емую насле́довал еси́,/ с ни́миже моли́ о нас Христа́ Человеколю́бца.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Боже́ственною ре́вностию твои́ми кровьми́ багряни́цу себе́, му́чениче, обагри́в/ и в сию́ оде́явся, все́ми Ца́рствующему сца́рствуеши ны́не,/ побе́дным венце́м украша́емь.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Я́же челове́ки па́че естества́ Боже́ственным Рождество́м Твои́м, Де́во, проявле́нно обожи́вши,/ я́ко Бо́га неизрече́нно вопло́щши,/ благослове́на Ты в жена́х еси́, Пренепоро́чная Влады́чице.
Песнь 8
Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л/ льво́в зия́ния в ро́ве затче́;/ о́гненную же си́лу угаси́ша,/ доброде́телию препоя́савшеся,/ благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Льво́в ди́виих стремле́ния удержа́л еси́, сла́вне, тве́рдыми по́двиги твои́ми,/ мучи́телей безбо́жных шата́ния Боже́ственною си́лою смири́л еси́/ и победи́тель к Небесе́м, вопия́, восте́кл еси́:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Святы́х све́тлости ви́дети и жи́ти в ра́дости, му́чениче, сподо́бился еси́,/ подви́гся, до́блественне, и сконча́в по́двиг твой ме́чным усекнове́нием./ И ны́не вопие́ши с весе́лием:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
К Боже́ственному притека́юще хра́му, Боже́ственнаго му́ченика свет прии́мем/ и, ра́це прикаса́ющеся всегда́ моще́й сего́, ра́дующеся,/ свяще́ние пода́тельно благода́ти прии́мше, вопие́м:/ вся дела́, благослови́те, Госпо́дня, Го́спода.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Свята́я Де́во, И́же Бо́га Пресвята́го свя́то порождали,/ Его́же вси святи́и му́ченицы на суди́щи испове́даша,/ освяще́ние и просвеще́ние нам низпосли́, вопию́щим:/ вся дела́, благослови́те, Госпо́дня, Го́спода.
Песнь 9
Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный/ от несеко́мыя го́ры, Тебе́, Де́во,/ краеуго́льный отсече́ся,/ Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́./ Тем, веселя́щеся, Тя, Богоро́дице, велича́ем.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Се светоза́рна страстоте́рпца па́мять просия́ светоно́сно,/ тьму́ де́монскую отгоня́щи, ве́рныя же вся просвеща́ющи,/ сию́ све́тло соверша́ем, сего́ досто́йно велича́юще.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Яви́лся еси́, я́ко со́лнце ве́лие, посреди́, Андре́е, стра́ждущих с тобо́ю,/ сих к невече́рнему сия́нию Небе́сныя све́тлости наставля́я словесы́ твои́ми,/ с ни́миже тя ве́рою ублажа́ем.
Припев: Святы́й му́чениче Андре́е, моли́ Бо́га о на́с.
Тя, све́тлостию чуде́с всю просвеща́ющаго тва́рь,/ тя, неукло́нным муче́нием Це́ркви столпа́ бы́вша/ и ве́рным утвержде́ние, му́чениче Андре́е, велича́ем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Процве́л еси́ посреди́ рая́ страда́лец, я́коже ши́пок,/ нося́ та́йно благово́ние, и обвеселя́ ве́рных исполне́ние,/ и смрад, всему́дре, пре́лести отгоня́ Боже́ственною благода́тию.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Нося́щи Христа́ на руку́, ма́нием нося́щаго вся,/ сего́ моли́ руки́ мя чужда́го изба́вити, Влады́чице,/ правосла́вною ве́рою Тя непреста́нно велича́юща.
Светилен
Апо́столи, от коне́ц совоку́пльшеся зде,/ в Гефсима́нийстей ве́си погреби́те те́ло Мое́,/ и Ты, Сы́не и Бо́же Мой, приими́ дух Мой.
Вернуться к списку