-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Реставрация церковной утвари
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Апостол Варфоломей (Нафанаил)
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Варфоломей
Святой апостол Варфоломей (из числа 12-ти апостолов Христовых) был родом из Каны Галилейской. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда по приказу Астиага содрали с апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола Святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: "Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную". С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом ( Ин.1:45-51, 21:2 ).
7 сентября (25 августа ст.ст.) – перенесение мощей
Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491–518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.
Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в морской пучине, но совершили чудесное плавание по морям и достигли Италии. Ковчег с мощами апостола Варфоломея пристал к берегу у острова Липары, а остальные ковчеги продолжали свой путь и пристали к берегу в разных местах Италии. Ковчег с мощами мученика Папиана остановился в Сицилии, мученика Лукиана – в Мессине, мученика Григория – в Калабрии и мученика Акакия – в Аскулусе. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В церкви острова Липары святые мощи оставались до середины IХ века. Когда остров был захвачен язычниками, христианские купцы взяли святые мощи апостола Варфоломея и перевезли в город Беневент, где их приняли с великой честью и положили в главной церкви города.
Житие и страдания святого апостола Варфоломея
Память 11 июня
Святой апостол Варфоломей был один из числа двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков ( Деян.1:13, 2:1–4 ), святому Варфоломею выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились – то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в Иисуса Христа.
Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии 3825 . В это время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избиваемые камнями, но несмотря на все гонения, благодатью Божиею, оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой.
В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова, святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь 3826 , они проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна 3827 , для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.
В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное – от укушения змеи и душевное – от бесовского обольщения, ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахиев сжечь, – что и было исполнено. Собралось множество народа – и святых апостолов Филиппа, Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого, начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых: и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы, знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов!»
Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, – и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие.
Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступени ног его и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых – и верующие и язычники – пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его, и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с дерева тело его, и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа 3828 . Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его.
После погребения Апостола Филиппа, святой Варфоломей с блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь , а затем отправились каждый в свой путь. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и здесь, среди успешного благовествования слова Божия, мирно преставилась ко Господу 3829 . А святой Апостол Варфоломей отправился в Индийские страны, где и пробыл довольно продолжительное время, трудясь в благовестии Иисуса Христа, проходя по городам и селениям и исцеляя болящих Его именем. Посветив своей проповедью многих из язычников и устроив церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, которое носил с собой и передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке, которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном, философом христианским 3830 . Из Индии святой Варфоломей отправился в Великую Армению 3831 . При его появлении здесь идолы или, лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах, умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро изгонит. И действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись нечистые духи при одном уже приближении апостола; и ради этого многие обращались ко Христу.
У царя той страны Полимия была бесноватая дочь, устами которой бес взывал: «Варфоломей и отсюда гонишь ты нас!»
Царь, услышав об этом, приказал немедленно найти Варфоломея; и когда апостол Христов пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее, и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Апостол же, исполненный нищеты духовной (ср. Мф.5:3 ), ничего из присланного не оставил у себя, отослав все обратно к царю со словами: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом».
Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелевшейся дочерью своей и со множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение.
При виде этого идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезало, и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Альбане 3832 распял его на кресте головой вниз. Святой же апостол с радостью страдал за Христа и, вися на кресте, не переставал возвещать слово Божие; верующих он утверждал в вере, неверующих же увещевал познать истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову. Этого не мог слышать мучитель и велел с апостола содрать кожу, святой же, с великим терпением перенося эти мучения, не умолкал, поучая всех о Боге и вознося славословия Ему. Наконец, мучитель повелел вместе с кожей усечь и главу святого Варфоломея. Тогда умолкли его богоглаголивые уста, тело же, когда была отнята от него голова, осталось висеть на кресте, имея ноги, обращенные кверху, как бы показывая тем шествие апостола к небу. Так скончался апостол Христов Варфоломей, после многих болезней и трудов перейдя в безболезненный покой, в радость Господа своего 3833 . Бывшие при кончине святого апостола верующие, сняв с креста его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении * . И подавались от мощей апостольских чудесные исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обращались ко Христовой Церкви.
Спустя довольно продолжительное время жестокие гонители, овладевшие той страной, помраченные идолобесием, слыша от других и сами видя чудеса, совершавшиеся от мощей святого, не желая познать Божию силу, взяли те святые мощи в оловянной раке и ввергли их в море. Оловянная же рака, плывя по воде подобно легкой ладье, пристала к острову Липару. 3834 Тамошний епископ Агафон, узнав по откровению во сне о том, что к их острову приплыли святые мощи, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Увидав мощи святого апостола, епископ и все пришедшие сильно удивились, как оловянная рака не потонула в воде, но легче лодки проплыла столь далекий морской путь. И все прославили Бога, творящего столь дивные и чудные дела Свои. Взяв раку со святыми мощами, они с великой радостью перенесли ее с псалмопениями в свою церковь 3835 .
Не подобает умолчать и о следующем, находящемся в житии преподобного Иосифа Песнописца , сказании о святом апостоле Варфоломее.
Будучи однажды в Фессалии, преподобный Иосиф получил от одного известного ему добродетельного мужа часть мощей святого апостола Варфоломея. Принеся ее в свою обитель, находившуюся близ Константинополя и построив там особую церковь во имя святого Апостола Варфоломея, Иосиф с честью положил в ней часть святых мощей его. Питая великую любовь и веру к святому апостолу, он часто сподоблялся видеть его в сновидениях и желал посему украсить праздник святого апостола хвалебными песнопениями, однако, он не решался сделать этого, сомневаясь, будет ли угодно это дело святому апостолу, и усердно молил Бога и апостола Божия открыть ему это и даровать премудрость свыше для создания, достойных святого Варфоломея, хвалебных стихов. С постом и слезами молился преподобный Иосиф сорок дней, и когда приблизился день памяти апостола, в навечерие празднества увидел он, что в алтаре явился святой Варфоломей, облеченный в белые ризы, и открыл алтарную завесу, призывая его к себе. Когда же преподобный Иосиф подошел ближе, святой апостол взял с престола святое Евангелие и положил его на грудь Иосифу, со словами: «Да благословит тебя Десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную».
Так сказал святой Апостол Варфоломей и стал невидим, а преподобный Иосиф, ощутив в себе благодать премудрости, исполнился неизреченной радости и благодарения. С того времени начал он писать церковные гимны и каноны, которыми украсил праздник не только святого апостола Варфоломея, но и многих святых, по преимуществу же почтил он многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсил он святую Церковь песнопениями, за что и получил наименование песнописца. За все сие Христу Спасителю нашему слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Некоторые думают, что Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом, которого Филипп привел ко Христу ( Ин.1:45 ). Именно считают, что имя этого апостола Христова было Нафанаил, по прозванию же, или лучше сказать – по отцу, он назывался Варфоломей, то есть сын Фоломеев. Ибо слово «вар» с еврейского переводится сын, как и в другом месте Христос Господь сказал Апостолу Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин» ( Мф.16:17 ), то есть, сын Ионин. И слепец Иерихонский назывался Вартимей, то есть сын Тимеев. Так толкуют и о Варфоломее, что он по отцу назывался Варфоломей – сын Фоломеев; ибо Фоломей у евреев было имя древнее и часто употреблявшееся, настоящее же имя Варфоломея, полагают, было Нафанаил. Предполагают же это на таком основании. Прежде всего, в Евангелии нигде не говорится о призвании к апостольству Варфоломея, если только не считать вместо него имя Нафанаил. Затем, первые три евангелиста: Матфей, Марк и Лука, повествующие о Варфоломее, ничего не говорят о Нафанаиле, а евангелист Иоанн, повествующий о Нафанаиле, не говорит о Варфоломее и говоря о ловлении рыб при явлении воскресшего Спасителя называет Нафанаила в числе лиц, близких к апостолам, – именно, он говорит: «были вместе Симон Петр, и Фома, и Нафанаил, и сыновья Зеведеевы» ( Ин.21:2 ). Но иные толкователи с этим не согласны и, согласно с Прологом полагают, что Симон Зилот – одно лицо с Нафанаилом, а некоторые полагают, что Нафанаил – один из числа 70 учеников Христовых.
Кондак, глас 4:
Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающыя тя, Варфоломее Господень Апостоле.
* * *
Лидия и Мизия – северо-западные области Малой Азии.
Город Иераполь (с греч. священный город) – находился в малоазийской области Фригии. Иераполь некогда имел епископа, присутствовавшего на 1 Вселенском соборе в 325 г. В настоящее время здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.
Ехидна – ядовитая змея, величиною более сажени, уязвление ее очень опасно и в большинстве случаев оканчивается скорой смертью.
Память св. апостола Филиппа (из 12) празднуется 14 ноября
Память святой Мариамны празднуется 17 февраля
Пантен (жил во III веке) один из знаменитых учителей александрийской школы, в которой получили христианское просвещение многие из отцов Церкви.
Великая Армения – горная страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата, она называлась Великой Арменией в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 г. по Р, Х. – в состав Римской империи.
Альбан (или Албанополь, также Абарнополь) – город на западном берегу Каспийского моря – нынешний Баку.
Святой Апостол Варфоломей скончался в 71 г. по Р. Х.
В данном случае составитель жития свт. Димитрий Ростовский ошибочно помещает город Альбан на территорию Великой Армении. Альбан (современный Баку), где находится место мученической кончины апостола Варфоломея, исторически никогда не находился на территории, входящей в состав Великой Армении, а был городом Кавказской Албании, о чем говорит и само название. – Примечание «Азбуки веры».
Липара – один из золийских островов между Италией и Сицилией.
При императоре Анастасии, около 508 г., мощи св. Апостола Варфоломея перенесены были из Альбана в город Дары (в Месопотамии). Когда, в 574 г., персы овладели этим городом, то некоторые из дарских христиан взяли св. мощи апостола и удалились с ними к берегам Черного моря, где были застигнуты врагами, которые бросили честные мощи в море; но они не потонули, а приплыли чудесно на остров Липару. Впоследствии остров был взят арабами, которые рассеяли мощи Апостола Варфоломея, но они чудесным образом были собраны воедино; св. Варфоломей явился одному монаху и указал место, где найти их. После этого мощи св. апостола были перенесены в Неаполитанский город Беневент (в IX веке), откуда их перенесли (по крайней мере часть св. мощей) в X столетии в Рим. Перенесение мощей св. апостола на остров Липару вспоминается Церковью 25 августа
Перенесение честных мощей святого Апостола Варфоломея
Память 25 августа
После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея 5242 , которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане 5243 , верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской. Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской.
Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону.
Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал:
– Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень!
Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие.
Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов торжественно в церковь ; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным 5244 .
Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца 5245 . В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа 5246 .
Кондак, глас 4:
Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя, Варфоломее, Господень апостоле.
* * *
Память св. Ап. Варфоломея празднуется 11 июня
Ныне Баку.
Означенное событие произошло в конце VI века.
Император Феофил царствовал с 829 г. по 842 г.
Честные мощи святого Апостола Варфоломея были перенесены из Липары в город Беневент около 839 г.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов:
Память 30 июня
Петра (житие 29 июня Зеведеева (30 апреля Варфоломея (11 июня Иакова Алфеева (9 октября (10 мая
Праздник весьма древний. Свидетельства о нем встречаются уже в IV веке.
Купить иконы святого Апостола Варфоломея
Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)
Акафист святому апостолу Варфоломею
Кондак 1
Избранному от людей израилевых во Христова Апостола на уловление человеков, чудному Варфоломею, пения похвальная принесем, вернии, яко оставльшему дом свой, нищету Христову возлюбившему и Христово учение паче учения еврейских книжников избравшему. Ты же, святый Апостоле, всех нас, память твою честную празднующих, не остави своим предстательством и заступлением, да благодарными устнами вопием ти:
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Икос 1
Ангелов Господь и Спаситель всего рода человеча, провидев чистоту души твоея, святый Варфоломее, благоволи избрати тя во единаго от обоюнадесяте и нарещи Апостолом Своим. Мы же, дивящеся духовным дарованиям твоим, прославляем тя сице:
Радуйся, Варфоломее, великий Христов Апостоле.
Радуйся, учениче Христов усерднейший.
Радуйся, яко сердце свое непорочно имел еси.
Радуйся, яко лукавыя наставления старцев еврейских отвергл еси.
Радуйся, яко всем сердцем своим Христу прилепился еси.
Радуйся, яко вся мирския блага ни во чтоже вменил еси.
Радуйся, яко отца и матерь, братию и сестры своя ради Господа оставил еси.
Радуйся, яко во следовании за Христом истинное блаженство восприял еси.
Радуйся, учением Христовым пленивыйся.
Радуйся, в пути Христовом благо Царствия Небеснаго предвкусивый.
Радуйся, благогласнейший проповедниче Христова учения.
Радуйся, верный слуго Господень.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 2
Видя чудная дела Господа своего и Учителя и слыша из уст Его исходящее небесное учение, ясно уразумел еси, святый Варфоломее, со Апостолом Петром и прочими Апостолы вкупе, яко глаголы живота вечнаго Учитель ваш имать, и яко Он есть воистину Сын Бога Живаго, Емуже вся земля едиными усты взывати научается: Аллилуиа.
Икос 2
Разумному Солнцу Правды вседушевно восхотел еси, святый Апостоле Варфоломее, поработати и радостно приял еси заповедь Господа о проповеди овцам погибшим дому Израилева; сего ради потщался еси со всеми Апостолы по весям и градом Израилевым ходяще, болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти и всем проповедати и вещати, яко приблизися Царствие Небесное. Воспоминающе апостольския труды твоя, сия похвальная восписуем ти:
Радуйся, усердный заповедей Христовых исполнителю.
Радуйся, всего себе Господеви послушно поработивый.
Радуйся, яко не стяжал еси ни злата, ни сребра, ни меди при поясе своем.
Радуйся, яко ни пиры в путь, ни двою ризу, ни жезла с собою, по заповеди Христа, не брал еси.
Радуйся, яко мир Христов в домы вносил еси.
Радуйся, яко с добрыми добре пребывал еси.
Радуйся, яко от неприявших мира Христова паки себе мир приимал еси.
Радуйся, яко учение Господа своего усердно проповедал еси.
Радуйся, ты бо, по слову Христову, яко овча посреде волков с Евангелием шествовал еси.
Радуйся, яко болезни неисцельныя целил еси.
Радуйся, яко духов лукавых изгонял еси.
Радуйся, яко прокаженныя очищал еси и мертвыя воскрешал еси.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 3
Сила духовная Божественнаго учения всесовершенно плени тя, славный Варфоломее, сего ради никояже сладости мира сего восхотел еси вкушати, токмо единаго истиннаго блага желал еси присно наслаждатися, во еже слушати словеса Учителя своего, созерцати сладкий лик Господа своего, зрети дивное служение Его скорбящим и обремененным и во веки со всеми избранными Его взывати Ему ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 3
Имея богатство неизреченныя благости, Спас мира и Господь, ведый, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, тайноводствова Своя, сущия в мире, ученики, показуя им прежде Креста Своего путь добрейший смирения, начат умывати нозе другом Своим и отирати лентием; таже хлеб и вино благослови Господь и Таинство Причащения в Церкви Своей на веки утверди. Сия видев святый Варфоломей с прочими Апостолы, всем сердцем своим вожделе Учителю своему подражати и, в Его воспоминание, Святое Таинство Причащения присно совершати. За таковое твоего сердца благое изволение ублажаем тя, святый Апостоле, восхвалениями сими:
Радуйся, добрый и послушный Христов учениче.
Радуйся, благоговейный исполнителю Христовых заповедей.
Радуйся, яко сподобился еси прияти омовение ног своих от Господа твоего и Учителя.
Радуйся, яко на Тайной Вечери Тела и Крови Христовых приобщился еси.
Радуйся, Христову тайноводству научивыйся.
Радуйся, заповедь новую от Господа приявый, во еже душу свою положити за други своя.
Радуйся, смирения Христова истинный служителю.
Радуйся, словом Христовым очищенный.
Радуйся, за Господа и Христа жизнь свою положити обещавый.
Радуйся, любве Христовы проповедниче.
Радуйся, о всем мире теплый к Богу молитвенниче.
Радуйся, всех скорбящих и обремененных заступниче.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 4
Буря велиих смущений найде на тя, святый Апостоле, егда видел еси Господа своего и Учителя от предателя лестию лобзаннаго, в руце лютых и беззаконных судей преданнаго и на смерть позорную осужденнаго; егда же услышал еси святых жен мироносиц, радостную весть о Воскресении принесших, и егда своима очима сподобился еси зрети воскресшаго Господа, язвы Своя на пречистем теле Своем показующаго, тогда со всеми Апостолы, печаль свою на радость преложив, воззвал еси велегласно Господу Христу, из мертвых воскресшему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышал еси, славный Варфоломее, Божественныя глаголы Господа, по воскресении Своем отверзшаго Апостолом ум разумети Писания, яко тако подобаше пострадати Христу и воскреснути из мертвых в третий день; видел еси Господа своего с горы Елеонския во славе вознесшагося и с радостию велиею возвратился еси во Иерусалим, хваля и благословя Бога. За таковое твое радостное прославление Господа, паки во славе грядущаго судити живым и мертвым, воспеваем ти, святый Апостоле, похвалы сицевыя:
Радуйся, воскресшаго Господа видети сподобивыйся.
Радуйся, гвоздиным язвам на пречистем теле Его усердно поклонивыйся.
Радуйся, яко во Христовом воскресении уверился еси.
Радуйся, яко явлением Его всесладким мудрости и разума исполнился еси.
Радуйся, со Христом, по воскресении Его, общия трапезы насладивыйся.
Радуйся, от Него Писания пророческая разумети научивыйся.
Радуйся, на горе Елеонстей, яко в преддверии небеснем, со Учителем своим обретыйся.
Радуйся, благословение Господне получити сподобивыйся.
Радуйся, Божественнаго вознесения свидетелю.
Радуйся, светлых небожителей собеседниче.
Радуйся, великия благодатныя радости в день вознесения причастниче.
Радуйся, хвалы и прославления Господа светлый источниче.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 5
Богоглаголивый Лука явственно всей вселенней повествует, яко собранным во Иерусалиме всем учеником Христовым, внезапу бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже ученицы Его бяху седяще, и явишася им разделени языцы, яко огненнии, седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати. С прочими святыми Апостолы Христовыми в Сионстей горнице и ты был еси, блаженне Варфоломее, и дара языка сподобился еси получити, и с велиею радостию и крепким дерзновением, Духом Святым водимый, научился еси иными языки в Троице славимому Богу непрестанно взывати: Аллилуиа.
Икос 5
Увидел еси, святый Апостоле Варфоломее, в павшем ти жребии проповедати Христово Евангелие в Сирии, Асии и прочих соседних странах со Апостолом Филиппом вкупе, повеление Самаго Господа. Сего ради тягостных путей апостольских не убоялся еси, страданий за Господа Христа не устрашился еси и, купно с Филиппом, единаго Господа в сих странах проповедал еси; тогда и Лидийския и Мизийския грады и веси оглашени быша проповедию апостольскою. Дивящися сим благовестническим трудом твоим, сице радостно тебе глаголем:
Радуйся, неленостный исполнителю заветов Христовых.
Радуйся, безбоязненный проповедниче Христова Евангелия.
Радуйся, яко со Апостолом Филиппом и сестрою его Мариамною по градам и весям Асийским и Лидийским с благовестием шествовал еси.
Радуйся, яко со Апостолом Иоанном Богословом благодатными утешении наслаждался еси.
Радуйся, неустанный к Богу молитвенниче.
Радуйся, дара любве к Богу и людем усердный приумножителю.
Радуйся, покаяния учителю.
Радуйся, смирения наставниче.
Радуйся, идолов сокрушителю.
Радуйся, великих Таин Божиих провозвестниче.
Радуйся, огненными словесы своими слух языческих людей огласивый.
Радуйся, ко Христу детоводителю их прилежный.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 6
Проповедницы учения Христова усерднейшии явишася святии Варфоломей, Филипп и блаженная Мариамна, егда со Христовым Евангелием внидоша во град фригийский Иераполь, иже бе исполнен мерзких идолов, ослепленнии же людие его боготвориша змии и ехидны. Первее святии Апостоли, со Иоанном Богословом вкупе, велию ехидну молитвою своею победиша и копием умертвиша; послежде же день и нощь ко славе Божией труждающеся, научиша многия воспевати купно с ними песнь хвалебную Господеви: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия обильно свет учения Христова во граде Иераполе, егда святый Варфололей, с Филиппом и Мариамною вкупе, отверзоша очи некоему Стахию, четыредесят лет слепотствующему, жену Анфипата Иерапольскаго, змием угрызенную, от одра смертнаго воздвигоша, еще же и многи недужныя исцелиша и бесныя уврачеваша. Анфипат же злый, ярости исполнися, егда услыша, яко жена его веру Христову прият, повеле святых Апостолов лютым мукам предати. Мы же, воспоминая сия славныя страдания и подвиги во славу Христа, восхваляем святаго Апостола Варфоломея всеусердно:
Радуйся, Духа Святаго сосуде вседрагий.
Радуйся, велиих чудес совершителю.
Радуйся, слепым зрение даровавый.
Радуйся, хромым благошествие устроивый.
Радуйся, от укушения ядовитых змий целителю.
Радуйся, бесов прогонителю.
Радуйся, неустрашимый исповедниче всесладкаго имене Христова.
Радуйся, купно с Филиппом на смерть осужденный.
Радуйся, на стене идольскаго капища распятый.
Радуйся, силою Божиею невредим сохранивыйся.
Радуйся, чудесы своими многи ко Христу обративый.
Радуйся, Стахия во епископа Иерапольскаго поставивый.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 7
Хотя вси концы вселенныя учением Христовым огласити, святый Варфоломей, от лютых гонений Анфипата Иерапольскаго избавленный, с проповедию Христовою, Духа Святаго повелением, прииде во Индийския страны, идеже во славу Христову нимало времени потрудися, шествуя из града во град, из веси в весь, благосвествуя мир Христов, исцеляя болезни неисцельныя и научая люди стран Индийских оставити идолы безстудныя, единому же Богу, благодеющему всем, взывати: Аллилуиа.
Икос 7
Дивное благопопечение о людех стран Индийских явил еси, святый Апостоле, егда насельники стран сих просветив и Церковь тамо устроив, Евангелие от святаго Матфея, с собою носимое, на язык их преложи, и самое то Евангелие, от Матфея написанное, у нихже остави. Сего ради просвещеннии тобою людие стран Индийских благодарно воспеваху ти, святый Варфоломее, тако:
Радуйся, великий наш Апостоле.
Радуйся, во Христе отец наш чадолюбивый.
Радуйся, муками рождения о нас болезновавый.
Радуйся, Христа Господа в нас вообразивый.
Радуйся, идольскую лесть обличивый.
Радуйся, ко истинному свету вся ны наставивый.
Радуйся, словеса Евангелия Христова нам оставивый.
Радуйся, Церкве Божия устроителю.
Радуйся, неустанный о нас пред Престолом Божиим предстоятелю.
Радуйся, о всем мире теплый пред Богом ходатаю.
Радуйся, крепкое наше упование.
Радуйся, о нашем спасении изрядный попечителю.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 8
Странно есть неверующим слышати, како святый Апостол Варфоломей, светом истины Христовы осиявый страны Индийския, паки новую ниву, Христовым учением невозделанную, обрете, и на конец жития своего в Великую Армению устремися, да просветит и зде люди, во тьме и сени смертней седящия, и да научит их единому Творцу и Господу благодарными усты воспевати: Аллилуиа.
Икос 8
Весь духом горя о славе Господней, прииде святый Апостол Варфоломей в Великую Армению и усердно воззва в молитве своей ко Господу, да посрамлени будут беси, во идолех страны тоя обитавшия, и да будут ниспровергнуты бездушнии идоли; и не тща бе молитва святаго Апостола: беси умолкоша, идоли падоша, людие же сего бесовскаго мучительства и безумия избавльшеся, восхваляху святаго просветителя своего сицевыми радостными воззвании:
Радуйся, Апостоле, красными ногами своими землю нашу освятивый.
Радуйся, святую истинную веру всем нам возвестивый.
Радуйся, бесов изгонителю.
Радуйся, идолов сокрушителю.
Радуйся, в молитве и дерзновении пламенеющий.
Радуйся, во святем служении Господу добрый пример нам показующий.
Радуйся, дивный Христов благовестниче.
Радуйся, преславный чудотворче.
Радуйся, болезни наша врачующий.
Радуйся, скорби наша разгоняющий.
Радуйся, всех нас истинно возлюбивый.
Радуйся, всем нам путь ко спасению показавый.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 9
Вси людие Великия Армении зело удивляхуся, зряще чудеса и знамения тобою, святый Апостоле, совершаемая; егда же видеша идолы падшия, духи нечистыя изгонимыя, славляху Бога, дивнаго во святых Своих, и воспеваху Ему благодарными усты: Аллилуиа.
Икос 9
Витийствующий язык человеческий не возможет достойно восхвалити болезни и труды твоя, знамения и чудеса, святый Апостоле, в Велицей Армении бывшая; сила же знамений сих даже до царева дому достиже, егда из дщере царевой молитвою твоею бес изгнася. Егда же царь и вси людие твою во Христе нелицемерную нищету узревше, обратишася ко Христу, тогда вся Великая Армения от царева дому и до обиталища бедных огласися сицевыми радостными и хвалебными пении тебе, великому Апостолу и чудотворцу:
Радуйся, чудотворче предивный.
Радуйся, всех болящих врачу безмездный.
Радуйся, славу Христову паче земных сокровищ возлюбивый.
Радуйся, о спасении душ человеческих прилежавый.
Радуйся, царя Полимия, царицу и дщерь их ко Христу обративый.
Радуйся, и царедворцы знатныя, и от простых людей нимало святым Крещением просветивый.
Радуйся, нищету духовную и телесную возлюбивый.
Радуйся, славный безсребрениче.
Радуйся, Великия Армении просветителю.
Радуйся, отче наш чадолюбивый.
Радуйся, райския двери нам отверзающий.
Радуйся, от пути погибельнаго нас исхищающий.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 10
Спасению новых и новых людей работая, достигл еси, святый Апостоле Варфоломее, блаженнаго конца жития своего: жрецы бо идольстии в Велицей Армении видяще, яко препитания своего лишахуся, научиша царева брата, лютаго Астиага, да погубит тя, святый Апостоле. Сей же, неистовый, предав тебе во граде Альбане многим мукам, повеле на кресте стремглав распяти тя, да престанут уста твоя вещати учение Христа распятаго; ты же, Апостоле, и на кресте радостно взывал еси Господеви: Аллилуиа.
Икос 10
Царя и Господа не престал еси проповедати, святый Апостоле, усты своими и вися стремглав на кресте: учил бо еси собранныя на позор сей люди твердо за веру Христову стояти, согласно заповедем Евангельским жити и неверныя ко Христу привлекати. Мы же, дивящеся укрепляющей тя силе Божией и твоему, святый Апостоле, мужеству, в похвалу тебе сице глаголем:
Радуйся, славный Христов мучениче.
Радуйся, Христова учения исповедниче дерзновенный.
Радуйся, устами своими даже до смерти истину Божию проповедавый.
Радуйся, терпением своим всю вселенную удививый.
Радуйся, в смертный час твой тысящи людей ко Христу привлекий.
Радуйся, явный благодатныя силы Христовы свидетелю.
Радуйся, позор крестныя смерти, яко победный венец, радостно понесший.
Радуйся, в час смертных мучений своих с Господем в единении пребывый.
Радуйся, в смертном часе райския сладости на земли предвкусивый.
Радуйся, в сей райстей сладости Божественнаго естества истинный причастниче.
Радуйся, терпения усердный учителю.
Радуйся, всяких добродетелей вместилище.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим тебе, славный Апостоле Христов Варфоломее, смертный твой час на древе крестнем воспоминающе, дивимся твоему священному за Христа заколению, со слезами ублажаем твою кончину, егда мучитель лютый повеле и кожу с твоего честнаго тела содрати; ты же, святый Апостоле, не престал еси Господа восхваляти до того блаженнаго часа, егда с кожею твоею глава твоя, велением мучителя, усечена бысть, чистая же душа твоя, святый Апостоле, восхищена бысть на небеса воздавати славу Господеви и со светлыми небожители во веки взывати Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Свет велий во исцеление немощей человеческих возсия от честных мощей твоих, славный Апостоле, во граде Альбане, егда вернии, вземше по кончине твоей со креста честное тело твое, во оловянней раце благоговейно, вкупе с главою и кожею, положиша. Егда же невернии бесов служителие узреша, яко мнози в той стране от неверных ко Христовой Церкви прилагахуся, ввергоша в море честныя мощи твоя: тии же во оловянней раце, аки в легцей ладии, по водам понесошася, дондеже пристаху ко острову Липару, идеже епископ Агафон, по Божию откровению, с народом и клиром с радостию сия прият и во храме благоговейно постави, воспевая тебе сице:
Радуйся, славный Апостоле Христов.
Радуйся, верный самовидче Бога Слова и слуго Его.
Радуйся, мудрый Евангелия Христова проповедниче.
Радуйся, чудес неистощимый источниче.
Радуйся, яко мощи твоя от востока и до запада имя Господне восхвалиша.
Радуйся, яко шествием мощей твоих море освятися.
Радуйся, Сирии и Асии просветителю.
Радуйся, Иераполя фригийскаго Апостоле.
Радуйся, яко с проповедию Христовою даже до Индии дошел еси.
Радуйся, яко насельников брегов моря Хвалынскаго светом Христова учения просветил еси.
Радуйся, яко Великую Армению ко Христу привел еси.
Радуйся, яко и нас пришествием мощей твоих сладостно утешил еси.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 12
Благодать от Господа достойно подражати житию твоему и прославляти болезни и труды твоя, подаждь нам, святый Апостоле, якоже иногда Иосифу Песнописцу, егда в навечерие праздника твоего явился еси ему во олтари и святым Евангелием благословил еси его, да и мы молитвами твоими, благодатию Божиею озареннии, купно со всею вселенною Господеви со умилением взываем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое за Христом последование, восхваляем дивная апостольския труды твоя, благоговейно чтим двукратное твое за Христа распятие, ублажаем честныя твоея главы отсечение, славим неисчетная чудеса от честных мощей твоих и в похвалу велегласно тебе глаголем:
Радуйся, проповедию твоею многи концы вселенныя огласивый.
Радуйся, многия люди ко Христу приведый.
Радуйся, мудрый Евангелия Христова проповедниче.
Радуйся, Христовых заповедей твердый исполнителю.
Радуйся, яко жителие острова Липара и града Беневента, идеже мощи твоя почивают, яко своего Апостола тя почитают.
Радуйся, яко подвигам твоим вся вселенная дивится.
Радуйся, во Христе отец наш многопопечительный.
Радуйся, Апостоле, о нашем спасении зело рачительный.
Радуйся, яко в день Страшнаго Суда Христова возсядиши на единем от обоюнадесяте престолов, да судиши со Христом всю вселенную.
Радуйся, яко за праведников ходатаем пред единым Судиею и Господем в той час явишися.
Радуйся, славных дел Божиих возвестителю.
Радуйся, злых козней сатанинских сокрушителю.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 13
О святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее! Приими сие от нас, недостойных, приносимое тебе хвалебное пение, и якоже ты сам всем сердцем, душею и телом предал еси себе на служение Господеви своему и Учителю, тако и нас, молитвами твоими, сподоби жизнь свою во славу Господню устрояти, вся от Него посылаемая со благодарением приимати, и тако тебе подражающе, вечное Царствие наследовати и Господеви, Творцу нашему и Промыслителю, с тобою и всеми святыми во веки воспевати: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангелов Господь и Спаситель всего рода человеча, провидев чистоту души твоея, святый Варфоломее, благоволи избрати тя во единаго от обоюнадесяте и нарещи Апостолом Своим. Мы же, дивящеся духовным дарованиям твоим, прославляем тя сице:
Радуйся, Варфоломее, великий Христов Апостоле.
Радуйся, учениче Христов усерднейший.
Радуйся, яко сердце свое непорочно имел еси.
Радуйся, яко лукавыя наставления старцев еврейских отвергл еси.
Радуйся, яко всем сердцем своим Христу прилепился еси.
Радуйся, яко вся мирския блага ни во чтоже вменил еси.
Радуйся, яко отца и матерь, братию и сестры своя ради Господа оставил еси.
Радуйся, яко во следовании за Христом истинное блаженство восприял еси.
Радуйся, учением Христовым пленивыйся.
Радуйся, в пути Христовом благо Царствия Небеснаго предвкусивый.
Радуйся, благогласнейший проповедниче Христова учения.
Радуйся, верный слуго Господень.
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Кондак 1
Избранному от людей израилевых во Христова Апостола на уловление человеков, чудному Варфоломею, пения похвальная принесем, вернии, яко оставльшему дом свой, нищету Христову возлюбившему и Христово учение паче учения еврейских книжников избравшему. Ты же, святый Апостоле, всех нас, память твою честную празднующих, не остави своим предстательством и заступлением, да благодарными устнами вопием ти:
Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.
Молитва
О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.
Канон святому апостолу Варфоломею (Нафанаилу)
Минея, 11 Июня, Кано́н свята́го апо́стола Варфоломе́я
Глас 2
Песнь 1
Ирмос: Во глубине́ постла́ иногда́/ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла,/ вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный грех потреби́ло е́сть,/ препросла́вленный Госпо́дь сла́вно бо просла́вися.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Прове́дец всех и Бог, ума́ твоего́ богови́дно зря, избра́/ и тя сочета́ ли́ку апо́стольску, Варфоломе́е всехва́льне,/ благода́тию просвети́в се́рдце твое́.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Доброде́телей на высоту́ возше́д,/ язы́ком огнедохнове́нным огневи́дно разделе́нием обогати́лся еси́,/ я́ко Христо́в апо́стол, прише́ствием Уте́шителя, пребога́те,/ нече́стия хвра́стие пояда́я, и неразу́мия.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Све́тлая твоя́, прему́дре, жи́знь, пе́рвыя бла́гости/ и есте́ственнаго существа́ показа́ бо́га тя втора́го,/ е́же отту́ду ублажа́ема благода́тьми, сла́вне Варна́во,/ порожде́ние Боже́ственнаго утеше́ния.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Чи́стая, рцы, ка́ко дои́ши?/ Ка́ко же Ма́ти была́ еси́, де́вственными печа́тьми сия́ющи?/ Не пыта́й бе́здны, неприча́стна естество́м, испыта́яй еди́н всех Бог и Госпо́дь,/ Его́же и пло́тию роди́х.
Песнь 3
Ирмос: Процвела́ е́сть пусты́ня, я́ко крин, Го́споди,/ язы́ческая неплодя́щая, Це́рковь/ прише́ствием, Твои́м,/ в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко до́ждь небе́сный,/ изсо́хшую, прему́дре, вселе́нную всю тьмо́ю безбо́жия/ напои́л еси́, Богови́дче досточу́дне.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Исто́чник изы́де спаси́тельнаго пи́ва, Варфоломе́е всече́стне,/ и многосугу́б плод прине́сл еси́ язы́ком спасе́ния, досточу́дне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
О́блак во́льный, нам до́ждь нося́щий от исто́чника благода́ти,/ ви́ден был еси́, Варна́во сла́вне,/ и пи́щный пото́к напая́ющий.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Еди́ну Де́ву Тя и Ма́терь чтим,/ я́ко спасе́ния Хода́таицу бы́вшую нам, Непоро́чная,/ и мир избавля́ющую моли́твами Твои́ми.
Седален, глас 1
Лик духо́вный апо́стольский ми́ру посла́ся та́йно от Бо́га Вы́шняго,/ и нево́лею стра́ждущим вра́чеве яви́шася,/ Триипоста́снаго еди́нственне призыва́юще,/ Боже́ственное воплоще́ние Емману́ила Го́спода му́дре написа́ша.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Купину́ ю́же Моисе́й неопали́му ви́де, го́ру Бо́жию, святы́й о́блак,/ се́нь нескве́рную, Богоприя́тную трапе́зу, пала́ту высо́каго Царя́,/ всесве́тлую и непроходи́мую две́рь, Де́во, пое́м Тя.
Песнь 4
Ирмос: Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни А́нгел, но Сам, Го́споди, вопло́щся,/ и спасл еси́ всего́ мя, челове́ка,/ Тем зову́ Ти:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Упраздни́л еси́, кресто́м Госпо́дним огражда́емь,/ де́монское свере́пство, Варфоломе́е преизря́дне,/ сих душегуби́тельную пре́лесть отгна́л еси́ пропове́данием.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Свет ми́ра, сла́вы Боже́ственныя сия́ние/ Христо́с тя показа́, Варфоломе́е Богоприя́тне:/ всю бо просвети́л еси́ Богоразу́мием тва́рь, всеблаже́нне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Я́ко со́лнце, претека́я ми́ра концы́, Варна́во всече́стне,/ зарелу́чными сия́нии, Па́влу после́дуя,/ просвеща́вши сло́вом благода́ти.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Исцеля́я Е́вино ве́тхое преступле́ние,/ в Тя, непоро́чную, Пречи́стая, всели́ся,/ всего́ мя челове́ка обнови́ па́дшаго Пребоже́ственный.
Песнь 5
Ирмос: Хода́тай Бо́гу и челове́ком был еси́, Христе́ Бо́же:/ Тобо́ю бо, Влады́ко, к Светонача́льнику Отцу́ Твоему́/ от но́щи неве́дения/ приведе́ние и́мамы.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Несозда́нну Све́ту, нас ра́ди в зда́ниих я́вльшемуся Христу́,/ перводе́льно бесе́довал еси́, к Нему́ прише́д, апо́столе,/ и Боже́ственными заря́ми от Него́ просвеща́емь.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Несозда́нну Све́ту, нас ра́ди в зда́ниих я́вльшемуся Христу́,/ перводе́льно бесе́довал еси́, к Нему́ прише́д, апо́столе,/ и Боже́ственными заря́ми от Него́ просвеща́емь.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Зако́на се́нь преше́д и благода́тию сия́я,/ язы́ком исполне́ние благовеству́я,/ просвети́л еси́, Богому́дрый Варна́во, Христо́вым пропове́данием.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Глаго́лы Твоя́ по́мняще, Тя ны́не блажи́м:/ Тобо́ю бо, Непоро́чная, блаже́нство обрето́хом/ и жи́знию честно́ю и́стинною обогати́хомся.
Песнь 6
Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся,/ неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну:/ от тли, Бо́же, мя возведи́.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Чуде́с благода́ть прие́м/ и исцеле́ний обога́щся де́телию, Варфоломе́е всему́дре,/ язы́к ста́да улови́л еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
О́гненный твой язы́к, пресла́вне,/ вся́ку пре́лесть, я́ко се́но, попали́,/ ве́рных же просвети́ сердца́ Боже́ственным пропове́данием.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Возсия́в ми́ру, Христе́ Бо́же,/ Пра́вды Со́лнце, Влады́ко,/ я́коже лучи́ сия́ющия, Варна́ву и Па́вла возблиста́л еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Па́че естества́, Де́во, родила́ еси́ и ве́чнуеши Де́вою,/ явля́ющи и́стиннаго Божества́, Сы́на и Бо́га Твоего́, о́бразы.
Кондак, глас 3
Госпо́день был еси́ всеи́стинный служи́тель,/ апо́столов же яви́лся еси́ седми́десятих пе́рвый,/ озари́л еси́ и с Па́влом про́поведь твою́,/ всем возвеща́яй Христа́ Спа́са,/ сего́ ра́ди песнопе́нии Боже́ственную па́мять твою́, Варна́во, соверша́ем.
Икос
Госпо́день был еси́ всеи́стинный служи́тель,/ апо́столов же яви́лся еси́ седми́десятих пе́рвый,/ озари́л еси́ и с Па́влом про́поведь твою́,/ всем возвеща́яй Христа́ Спа́са,/ сего́ ра́ди песнопе́нии Боже́ственную па́мять твою́, Варна́во, соверша́ем.
Песнь 7
Ирмос: Богопроти́вное веле́ние/ беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть,/ Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную,/ Сый благослове́н и препросла́влен.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Вели́кое та́инство, Варфоломе́е, Боже́ственнаго воплоще́ния ми́ру яви́л еси́,/ е́же всем невмести́мое и непостижи́мое,/ еди́нем же вмести́мо ве́рным, несказа́емо и ве́руемо.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко ка́мень, пресвяты́й Варфоломе́е, чи́сте валя́яся,/ пре́лести утвержде́ние кре́пко опрове́ргл еси́,/ Це́ркви же необори́мое основа́ние я́влься,/ сохраня́еши сию́ непоколеби́му.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Лучи́, блиста́ющия Боже́ственное сия́ние,/ Варна́ва всечестны́й и Па́вел Богоприя́тный, я́ко свет, исхо́дят,/ просвеща́ющия сло́вом благода́ти язы́к всенасле́дие, христопропове́дницы.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Грозд созре́вший, Его́же невозде́ланно, Чи́стая, возрасти́ла еси́,/ на Дре́ве я́ко узре́вши пове́шена, вопия́ла еси́:/ Ча́до сла́дкое, мсто 28 иска́пи, и́мже страсте́й пия́нство оты́мется.
Песнь 8
Ирмос: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше,/ Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая,/ ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Ве́лие и ма́ло, мно́го же и ума́лено, Спа́сово Ева́нгелие прему́дро научи́л еси́./ Ве́лия и пресла́вная сложе́нными глаго́лы всем назна́менал еси́,/ Варфоломе́е Богому́дре.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Я́коже река́, от Сио́на исходя́, церко́вный со́нмы напоя́еши, пребога́те,/ и пото́к Боже́ственныя пи́щи испусти́л еси́ явле́ннейше, зовы́й:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Зе́млю всю уче́ньми просвети́в,/ е́же па́че ума́ блаже́нство досто́йно улучи́л еси́,/ в Небе́сных се́лех, Варна́во всече́стне, вене́ц благоле́пия от Влады́ки прие́м.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ум безстра́стен в ложесна́х Твои́х едини́тся челове́чу уму́, Всечи́стая,/ пло́ти же дебельство́м подле́тен быв, веко́в превы́шший./ Тем Тя, Богоро́дице, ве́рою и любо́вию сла́вим.
Песнь 9
Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сын, Бог и Госпо́дь,/ вопло́щся от Де́вы, нам яви́ся,/ омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная./ Тем всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Сло́ва быв самови́дец и служи́тель, учени́к же и пропове́дник богови́ден,/ иде́же ны́не е́сть Сло́во, ты жи́ти вои́стинну сподо́бился еси́,/ я́коже Сам обеща́ нело́жно Преблаги́й.
Припев: Святы́й апо́столе Вафоломéе, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко ны́не предстоя́ престо́лу Влады́ки твоего́/ и отону́дными заря́ми осия́емь, о Варфоломе́е Богому́дре,/ певцы́ твоя́ назира́я, страсте́й избавля́еши и разли́чных обстоя́ний.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Свет бы́вше доброде́телию, апо́столи, и Све́ту вели́кому ны́не предстоя́ще,/ ми́ру мир пода́ти и на́шу спасти́ Це́рковь, ю́же соста́висте,/ Влады́ку умоли́те.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Разуме́вше издале́ча прозорли́выма очи́ма, проро́цы/ Тя вси провозгласи́ша, хотя́щую Ма́терь бы́ти Вседе́теля и всех Влады́ки./ Тем Тя, Всепе́тую Богоро́дицу, возвеща́ем.
Светилен
Апо́столы Христо́вы прииди́те, лю́дие, воспои́м,/ Боже́ственнаго Варфоломе́я и Варна́ву му́драго, пропове́дники ве́ры,/ я́ко моля́щияся Христу́ о душа́х на́ших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Чи́стая Влады́чице Свята́я и еди́на Муженеиску́сная, спасе́ние и упова́ние Ты,/ моли́ из Тебе́ рожде́ннаго Изба́вителя на́шего/ спасти́ мир от ле́сти, бед и скорбе́й.
Вернуться к списку