- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Апостол Филипп
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Филипп
Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя ( Ин.1:43 ) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила ( Ин.1:46 ); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек ( Ин.6:7 ); он привел эллинов, желавших увидеть Христа ( Ин.12:21-22 ); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце ( Ин.14:8 ).
После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).
Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.
Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись, и многие приняли Святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.
Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа.
Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.
Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля). В настоящее время честная глава апостола Филиппа находится в Крестовоздвиженском соборе деревни Омодос на Кипре.
Житие святого Апостола Филиппа
Память 14 ноября
При озере Галилейском, близ Хоразина и Капернаума, находился город, называемый Вифсаида 7401 . В этом городе родились три апостола Христова из лика 12: Петр, Андрей и Филипп. Петр и Андрей были рыбарями и этим промыслом занимались до самого призвания их Христом; Филипп же с юношеских лет отдан был родителями книжному обучению. Усердно читая и изучая Священное Писание и пророчества о вожделенном Мессии, он воспылал горячею любовью к Нему и сильным желанием видеть Господа лицом к лицу, хотя еще и не знал, что уже пришел на землю Тот, видеть Которого столь многие желали, ожидая пришествия Его.
Но вот Христос пришел в пределы Галилейские и нашел там Филиппа, пылавшего такой любовью к Мессии. «Иди за мною», – сказал Иисус Филиппу ( Ин. 1:43 ).
Филипп, услышав призыв Господа, всем сердцем уверовал, что Он есть истинный Мессия, обетованный Богом через пророков, и последовал за Ним. Внимая пресвятой жизни Господа, Филипп старался подражать Ему и поучался от Него Божественной премудрости, силою которой впоследствии победил он безумие языческое. Радуясь обретению такого Сокровища, Которым весь мир имел быть искуплен, Филипп не хотел один только обогащаться от Него, но желал, чтобы и другие были участниками того же дара. Встретив своего друга Нафанаила, он с радостью возвестил ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки – Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».
Нафанаил, услыхав это и не веря, чтобы из небольшого города и из простого рода мог произойти Мессия, Царь Израильский, сказал: «Из Назарета может ли что быть доброе?»
Тогда Филипп, не говоря ничего, посоветовал ему только взглянуть на Него.
«Пойди, – сказал он, – и посмотри».
Он чувствовал, что как только Нафанаил увидит Иисуса и услышит спасительные слова Его, тотчас же поверит, что Он есть Мессия. Так это действительно и произошло. Когда Филипп шел с ним к Иисусу, то Господь, испытующий сердца и утробы и читающий сокровенные мысли и сердца людей, увидев Нафанаила, идущего к Нему, узнал его и сказал о нем: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства».
Услыхав эти слова, Нафанаил был сильно удивлен и сказал Ему: «Почему Ты знаешь меня?»
Господь ответил ему: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя».
Нафанаил же, когда был под смоковницей, размышлял о Божественном Мессии, в надежде на которого заключалась вся радость и веселье верных рабов Божиих; и даровал ему Бог в то время сокрушение сердечное и теплые слезы, которые он присоединял к своей усердной молитве, чтобы Господь исполнил обещанное от века отцам и послал на землю Спасителя миру. Всевидящее око Божие видело в то время Нафанаила, который пребывал в духе умиления; потому и сказал ему Господь, что, когда Нафанаил находился под смоковницей, Он видел его.
Нафанаил от этих слов пришел в еще большее изумление. Он вспомнил, о чем размышлял, находясь под смоковницей, и с каким умилением молил Бога о ниспослании Мессии; он знал, что там не было с ним ни одного человека, который бы его видел, и что мыслей его никто не мог прозреть, кроме Бога. Потому Нафанаил тотчас же уверовал, что Иисус есть Мессия, Которого Бог обещал послать для спасения рода человеческого, и признал в Иисусе Христе, провидевшем тайны его сердца, Божеское естество, а потому и воскликнул: «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» ( Ин. 1:45–49 )!
Сколько благодарных чувств питал впоследствии Нафанаил к Филиппу за то, что тот возвестил ему о пришедшем на землю Спасителе и привлек его к обетованному Мессии! И святой Филипп ликовал в сердце своем, что люди обрели Божественное Сокровище, сокрытое в глубине человеческого естества, и еще большею любовью горел он к своему Господу. Тем не менее, святой Филипп видел в Божественном Учителе своем только высокие совершенства человеческие, но не познавал еще в Нем Божества Его. И вот Христос захотел исправить его. Однажды Господь, идя по другую сторону моря Тивериадского 7402 с пятью тысячами народа и желая напитать чудесным образом такое множество своих слушателей, сказал Филиппу: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» ( Ин. 6:5–6 ).
Это сказал Он, испытывая его, ибо знал, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп. Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал: «Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: «Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» ( Пс. 103:28 ).
Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: «Им на двести динариев 7403 не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» ( Ин. 6:7 ).
Потом вместе с другими учениками добавил: «Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и купили себе пищи» ( Мк. 6:36 ).
Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа ( Лк. 9:16 ), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью.
Впоследствии Филипп был причтен Господом к лику двенадцати избранных апостолов, получил благодать от Него и удостоен был близкого с Ним общения. Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из эллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!»
Он же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании эллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти."Если, – сказал Он, – зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ).
Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня».
В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда молил Его о явлении им Отца, говоря: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас!» ( Ин. 14:8 ).
Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин. 14:9–11 ).
Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец.
После вольных страданий и воскресения Сына Божьего святой Филипп видел с прочими апостолами Господа своего уже в бессмертном и прославленном теле, принял от Него мир и благословение, видел также и вознесение Его.
После этого он сподобился благодати Святого Духа и стал проповедником Христовым среди язычников, ибо ему выпал жребий идти на проповедь в Малую Азию и Сирию. Сначала он проповедовал в Галилее. Здесь однажды встретила его некоторая женщина, несшая на руках своего умершего младенца и неутешно рыдавшая. Увидев ее, апостол Христов сжалился над ней и, простерши руку над умершим младенцем, сказал: «Встань! так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый».
И тотчас же младенец ожил. Мать, увидев воскрешенного сына своего живым и здоровым, в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына своего и прося от него крещения, ибо уверовала в проповедуемого им Христа Господа. Апостол, крестив мать и сына, отправился в языческие страны. Проповедуя Евангелие в Греции, он творил многие чудеса силой Христовою, исцелял болезни, воскресил одного мертвеца. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедуя имя Иисусово, которым изгоняет бесов и исцеляет всякие болезни и даже воскресил одного умершего тем же именем Иисусовым, и уже многие уверовали во Христа. Вскоре прибыл из Иерусалима в Грецию один архиерей с книжниками, озлобленный и раздраженный на Филиппа. Облекшись в свою архиерейскую одежду, он высокомерно и гордо воссел на судейское место в присутствии множества народа, как иудеев, так и язычников. Приведен был сюда и Апостол Филипп и поставлен среди собрания. Окинув его грозным взглядом, архиерей с гневом начал говорить: «Не довольно ли было с тебя Иудеи, Галилеи и Самарии, чтобы прельщать простых и неученых людей? Но ты и сюда пришел к мудрым еллинам, чтобы распространять соблазн, которому научился от Иисуса, противника закона Моисеева, за что Тот был осужден, распят на кресте и умер позорной смертью, и только ради бывшего в то время праздника Пасхи был погребен, а вы, ученики Его, украли Его тайно и для обольщения многих всюду разглашали, что Он Сам воскрес из мертвых».
Когда архиерей произнес эти слова, толпа закричала на Филиппа: «Что ответишь ты на это, Филипп?»
И произошел большой шум в народе: одни стояли за то, чтобы Филипп был тотчас же убит, а другие, чтобы он был отведен на казнь в Иерусалим. Тогда святой апостол отверз уста свои и сказал архиерею: «Напрасно возлюбил ты суету и говоришь ложь! Зачем сердце твое остается окаменелым, и ты не хочешь исповедать истины? Не вы ли приложили печать ко гробу и приставили стражу, и когда Господь наш воскрес, не разрушив гробовой печати, не вы ли тогда дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики Его? Как же ты теперь не стыдишься искажать истину? Самые печати гробовые послужат в день суда ясными обличителями вашей лжи, как свидетели истинного воскресения Христова».
На эти слова апостола архиерей разгневался еще более и в безумной злобе бросился на него, желая сам схватить и убить апостола, но в ту же минуту ослеп и весь почернел. Присутствующие, видя совершившееся, приписали это волхвованию и, бросившись на Филиппа, хотели погубить его, как волхва, но всех желавших схватить его постигло то же наказание, как и архиерея. При этом земля страшно поколебалась, и все затрепетали от страха и познали великую силу Христову. Апостол Филипп, видя их слепоту душевную и телесную, прослезился над ними и обратился с молитвой к Богу, прося просветить их. И вот, по молитве святого, свыше было послано исцеление всем пострадавшим. Это чудо заставило многих обратиться ко Христу и уверовать в Него. Но архиерей, все еще ослепленный злобой, не только не хотел после постигшего его наказания исправиться и познать истину, но вновь стал произносить многие хулы на Господа нашего Иисуса Христа. Тогда его поразила еще большая казнь. Внезапно земля, раскрыв свои недра, поглотила его, как некогда Дафана и Авирона 7404 .
После погибели архиерея святой Филипп многих крестил там и поставил им епископом одного почтенного и достойного мужа по имени Наркисса, сам же ушел в Парфию. Дорогой он просил у Бога помощи в трудах своих. И вот в то время, как он преклонил колена для молитвы, явилось ему с неба изображение орла с золотыми крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Укрепленный этим явлением, святой Филипп отправился опять на проповедь и, обошедши аравийские и кандакийские города, сел на корабль и поплыл морем к Сирийскому городу Азоту 7405 . Ночью поднялась сильная буря на море, и все уже отчаивались за жизнь свою. Тогда святой апостол встал на молитву, и тотчас же явилось на небе знамение светоносного креста, которое озарило мрак ночи, и море внезапно утихло, и волны его улеглись. Пристав к берегам Азота, Филипп высадился с корабля и был принят в дом одного страннолюбца по имени Никоклида, у которого была дочь Харитина, страдавшая болезнью одного глаза. Войдя в дом Никоклида, апостол начал проповедовать присутствовавшим слово Божие, и все с радостью слушали его. В числе слушающих присутствовала и Харитина; она объята была таким духовным восторгом от учения апостола, что забыла даже о болезни своей. Он же, видя такое усердие ее к слову Божьему, повелел ей призвать имя Иисуса Христа и приложить руку к болевшему глазу. Как только Харитина исполнила это, в ту же минуту исцелился глаз ее, и весь дом Никоклидов уверовал во Христа и принял святое крещение.
Из Азота Апостол Филипп направился в Иераполь Сирийский 7406 , где, проповедуя Христа, вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями. Но заступничество одного влиятельного гражданина по имени Ир спасло его от народного возмущения.
«Граждане! – обратился он к народу. – Послушайте совета моего, не делайте никакого зла этому чужестранцу до тех пор, пока не узнаем, истинно ли учение его, и если оно не окажется таковым, то погубим его».
Народ не осмелился противоречить Иру, который вслед затем привел Филиппа в дом свой. Апостол предложил у него обычную свою проповедь и обратил к святой вере Ира, весь дом его и соседей, просветив их таинством святого крещения. Граждане, узнав о том, что Ир принял крещение, собрались ночью и обступили дом его, намереваясь сжечь в нем Ира во время сна вместе с апостолом и со всеми его домашними. Открыв их замысел, апостол безбоязненно предстал перед ними; они же, как дикие звери, скрежеща зубами, схватили его и повели в свой совет. Начальник совета, имя которому было Аристарх, увидев апостола, протянул свою руку и схватил его за волосы, но в ту же минуту рука его иссохла и он лишился зрения и слуха. Тогда, в чувствах народа произошла перемена: гнев их, при виде этого чуда, сменился изумлением, и народ стал умолять апостола исцелить градоначальника их Аристарха. Филипп же сказал: «Если он не уверует в проповедуемого мной Бога, то не будет исцелен».
В это время вблизи них двигалось погребальное шествие, и народ, желая надругаться над апостолом, сказал: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в Бога твоего».
Апостол возвел очи свои на небо, долго молился и потом, обратившись к умершему, сказал кротким голосом: «Феофил!» И тотчас мертвец поднялся на носилках, сел и открыл глаза свои. Тогда вторично сказал ему Филипп: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!»
Умерший, встав с одра своего, припал к ногам апостола со словами: «Благодарю тебя, святой слуга Божий, что избавил меня в этот час от великого зла: два черных и зло-смрадных эфиопа повлекли меня, и если бы ты не предотвратил и не избавил меня от них, то я был бы низвергнут в мрачный тартар».
Тогда все видевшие это преславное чудо, единогласно прославили Единого Истинного Бога, проповедуемого Филиппом. Апостол сделал рукой знак народу, чтобы он умолк на некоторое время, и велел Иру положить своей рукой крестное знамение на поврежденные члены Аристарха. Как только Ир исполнил это, тотчас же иссохшая рука Аристарха исцелела, и он стал видеть и слышать и совершенно исцелился. Эти чудеса, творимые святым Филиппом силой Христовой, обратили ко Христу жителей Иераполя, и все ринулись разбивать идолов своих. Первым из уверовавших был родитель Феофила, который сокрушил двенадцать золотых идолов и раздал золото нищим. Апостол крестил всех и поставил им епископом Ира. Основав, таким образом, церковь в Иераполе и утвердив заново просвещенных в святой вере, святой Филипп отправился на проповедь в другие страны. Пройдя Сирию и нагорную Азию, он прибыл в Лидию и Мизию 7407 , и, проходя этими странами, обращал к Истинному Богу неверных язычников. Там к нему присоединился святой апостол Варфоломей , который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. За ним следовала еще и сестра Филиппа – девица Мариамна , и все они вместе стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя по Лидии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биения и скорби, были заключаемы в темницы, побиваемы камнями, но, несмотря на все гонения, благодатью Божьей оставались живы для предстоящих трудов по распространенно веры Христовой. В одном из Лидийских селений, они встретили возлюбленного ученика Христова святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь 7408 , они проповедали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между ложными божествами была еще одна ехидна, для которой был построен особый храм, куда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Св. Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой умертвили ее. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины, над чем они трудились день и ночь, уча неверных слову Божьему, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный. В городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Жена начальника того города по имени Никанора была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное – от укуса змеи и душевное – от бесовского обольщения, и, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научилась веровать во Христа. Придя в страшный гнев, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахия сжечь, что и было исполнено. Собралось множество народа, и святых апостолов Филиппа, Варфоломея и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, надругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых, и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились странники эти, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов».
Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, и верующие и язычники, пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять с креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять с креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь св. Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его 7409 .
Святой же Варфоломей с блаженной девой Мариамной, после погребения святого Филиппа, пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь , удалился оттуда в город Албан в великую Армению 7410 , где и был распят. Св. Мариамна направилась в Ликаонию 7411 и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась. За все это Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 3:
Благоукрашается вселенная, Ефиопия ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, богоглаголиве Филиппе: вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелия. Тем дерзновенно варит ефиопская рука к Богу, егоже моли даровати нам велию милость.
Кондак, глас 8:
Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, многомилостиве.
* * *
Вифсаида Галилейская находилась на северо-западной стороне Галилейского озера (в северной части Палестины), близ городов Капернаума и Хоразина.
Море Тивериадское – другое наименование того же Галилейского озера, усвоенное последнему по имени Тивериады – Галилейского города на юго-восточном берегу Галилейского моря.
Динарий – древняя еврейская монета, стоимостью около 21,5 копейки. 200 динариев, таким образом, равнялись приблизительно 43 рублям.
Дафан и Авирон рувимляне, сыновья Елиава были изменниками, составившими заговор против Моисея за то наказаны от Бога страшною казнью: земля разверзлась и поглотила их. ( Чис. 16:1–50 ).
Азот – с еврейского: укрепленное место, крепость – в глубокой древности богатый и укрепленный город Филистимский, находился на восточном берегу Средиземного моря. При Маккавеях он был сожжен и разрушен, потом восстановлен, но уже не имел прежней силы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд.
Иераполь – наименование нескольких городов древности. – Иераполь Сирийский, после у Греков Бамбика; со времен Константина Великого – главный город Евфратской провинции; теперь сохранились от него одни развалины у нынешнего Мембидж.
Лидия и Мизия – северо-западные области Малой Азии.
Иераполь Фригийский находился в южной части Фригии (в средней части Малой Азии), между реками Ликусом и Меандром, в древности довольно значительный город, особенно славившийся ломкою мрамора и теплыми источниками. Ныне носит турецкое название Памбук-Калеси (город хлопчатой бумаги) по сходству с кипами хлопчатой бумаги белых на вид скал, бугров, утесов, равнин, берегов реки и каналов от осадки воды с спускающихся с высоты гор ручьев. Ныне здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.
К сему сказанию о мученической кончине св. Апостола Филиппа древние повествования присоединяют еще, что за 7 дней до кончины он сам предсказал свою смерть. Апостол Филипп мученически скончался в царствование римского императора Домициана в 90 г. по Р. Хр., будучи 87 лет от роду. Мощи его около 560 г. были перенесены в Рим, где и ныне почивают в церкви 12 Апостолов. Одна рука св. Апостола хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдавал ее, в 1167 году, в замужество за Иерусалимского короля Амория. В 1204 году святыня сия перенесена была во Флоренцию.
В Азии, на границе с Кавказом.
Ликаония – одна из серединных областей Малой Азии, граничащая с Фригией.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов:
Память 30 июня
Петра (житие 29 июня Зеведеева (30 апреля Варфоломея (11 июня Иакова Алфеева (9 октября (10 мая
Праздник весьма древний. Свидетельства о нем встречаются уже в IV веке.
Канон святому апостолу Филиппу
Минея, 14 Ноября, Кано́н апо́стола
Глас 6
Песнь 1
Ирмос: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль/ по бе́здне стопа́ми,/ гони́теля фарао́на/ ви́дя потопля́ема,/ Бо́гу побе́дную песнь пои́м, вопия́ше.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Пресве́тлыми луча́ми Христо́вы Боже́ственныя све́тлости наслажда́яся я́сно,/ Богопропове́дниче Фили́ппе,/ твои́ми по прича́стию заря́ми нас просвети́.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
О́тчую тебе́ сла́ву собо́ю показа́вый, Фили́ппе,/ ли́ку ученико́в тя Христо́с вчини́,/ твою́ прове́дый доброде́тель, Богоблаже́нне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ны́не не в гада́ниих зри́ши, ниже́ се́нех,/ ниже́ зерца́лех, всему́дре, Исто́чника благи́х,/ жела́ний коне́чное, Христа́,/ но лице́м зри́ши я́вственно к лицу́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Оскуде́вшим нача́льником от коле́на Иу́дова, Пречи́стая,/ Сын Твой и Бог прише́д,/ вождь земли́ конце́м и́стинно ны́не воцари́ся.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят,/ я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой,/ вознесы́й рог ве́рных Твои́х, Бла́же,/ и утверди́вый нас на ка́мени/ испове́дания Твоего́.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Ты, испо́лнен све́та де́ятельнаго виде́ния,/ Све́ту вели́кому, бы́вшу с на́ми, сподо́бился еси́ Христу́ служи́ти,/ Фили́ппе Богоглаго́ливе.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Степе́нь догма́тов благочести́вых твое́ тайново́дствие благочести́во яви́ся,/ тем бо Сы́на позна́хом соесте́ственна/ и соедине́нна су́ща Роди́телю.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Све́щник был еси́ злат,/ сия́я челове́ком присносу́щный свет/ и просвеща́ющ им вселе́нную я́ве позна́нием,/ Фили́ппе всеизя́щнейше.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: На Тя, Пресвятая́ Чи́стая, наде́явся,/ да не отпаду́ Твоего́ ча́яния,/ но, я́ко Ма́ти ми́лостивная человеколюби́ваго Бо́га,/ сете́й мя врага́ изба́ви.
Седален, глас 1
Апо́столе Христо́в, и самови́дче,/ и му́чениче, Фили́ппе прему́дре,/ дру́же Бо́жий блаже́нне,/ и́же ве́рою пра́зднующия честну́ю твою́ па́мять/ свободи́ от обдержа́щих прегреше́ний моли́твами твои́ми/ и Небе́сное насле́дие получи́ти сподо́би.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Купину́, ю́же Моисе́й неопа́льно ви́де,/ го́ру Бо́жию, святы́й о́блак, сень нескве́рную,/ Богоприя́тную трапе́зу, пала́ту высоча́йшаго Царя́,/ всесве́тлую и непрохо́дную дверь, Де́во, пое́м Тя.
Песнь 4
Ирмос: Христо́с моя си́ла,/ Бог и Госпо́дь,/ честна́я Це́рковь/ Боголе́пно пое́т, взыва́ющи,/ от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Со́лнца селе́ние, Христа́, су́щаго Све́та,/ и храм показа́лся еси́ вмести́телен Того́ све́тлости,/ и Не́бо, сла́ву Бо́жию челове́ком пове́дая.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Во истле́вшее страстьми́ челове́чество ты вложе́н, Бо́жия соль, от Христа́,/ того́ изсуши́ гни́лость лю́тую,/ Боговеща́телю достосла́вне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Си́лою, Фили́ппе, Христо́вою укрепля́емь,/ де́монскаго полка́ и злове́рных яви́лся еси́ си́льнший,/ су́щим на земли́ вопия́ жи́зни Боже́ственныя благове́стие.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Приста́нище благоти́хое Христо́с яви́ ве́рою и любо́вию Тя,/ и́стинную Влады́чицу Всенепоро́чную,/ от со́вести чи́стыя Богоро́дицу пропове́дающим.
Песнь 5
Ирмос: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же,/ у́тренюющих Ти ду́ши любо́вию озари́, молю́ся,/ Тя ве́дети, Сло́ве Бо́жий,/ и́стиннаго Бо́га,/ от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Я́да душегуби́тельнаго вра́жия враче́бными твои́ми дла́ньми, Богоглаго́ливе, изсуши́в,/ смертоно́сною глубино́ю держи́мыя лю́тыя боле́зни избавля́я.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Огнедохнове́нен весь яви́лся еси́ Паракли́товым наше́ствием и благода́тию, Фили́ппе,/ иззя́бшия безбо́жия зимо́ю, теплото́ю ве́ры оживотвори́л еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Близ был еси́ Христа́,/ дае́мыя ти зари́ несре́дственно прие́мля,/ просвеща́я к тебе́ притека́ющия/ и приводя́ ты́я Соде́телю Твоему́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Сло́вом вся соде́тельствуя/ и му́дрым Про́мыслом окормля́я еди́н, я́ко хо́щет Госпо́дь,/ за благоутро́бие зи́ждется из Тебе́/ и плоть несказа́нно, Пречи́стая, быва́ет.
Песнь 6
Ирмос: Ят бысть,/ но не удержа́н в пе́рсех ки́товых Ио́на:/ Твой бо о́браз нося́,/ страда́вшаго и погребе́нию да́вшагося,/ я́ко от черто́га, от зве́ря изы́де,/ приглаша́ше же кусто́дии,/ храня́щии су́етная и ло́жная,/ ми́лость сию́ оста́вили есте́.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Одержа́щу и губи́щую зря пре́лесть вра́жию челове́ческий род,/ Твоя́ стре́лы, изощре́нныя апо́столы, напря́г, испусти́л еси́/ и разве́рзл еси́ бре́нная уста́ зми́ева,/ всех от того́ вре́да и тли, Спа́се, исцеля́я.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Вы́шним сия́нием блиста́я, яви́лся еси́,/ я́коже мо́лния, вселе́нней свети́,/ и я́ко гора́, сла́дость иска́пающая,/ я́ко роса́ Боже́ственная, с Небесе́ па́дающая,/ я́ко апо́стол избра́н, дванадесяточи́сленный полк исполня́я/ ученико́в Христо́вых, всеблаже́нне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Научи́вся Твоей та́йны глубине́,/ Боже́ственный учени́к, я́ко реку́ ми́ра, наводня́ющу сла́дости пото́к,/ я́ко потопля́ющую во́лну, сла́ву язы́ков, Тя пропове́да велегла́сно/ и Твое́ сла́вное истоща́ние, Бла́же,/ е́же о нас благовести́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Умерщвля́емыя и ги́бнущия вся сме́ртию челове́ки/ Ты, Христа́ ро́ждши – Нетле́нное Безсме́ртие,/ призва́ла еси к жи́зни ве́чней,/ и просвети́ла еси́ омраче́нныя, и свободи́ла еси́,/ разреши́вши у́зы отведе́ния на́шего, Всепе́тая.
Кондак, глас 8
Учени́к, и друг Твой, и подража́тель стра́сти Твоей/ вселе́нней Бо́га Тя пропове́да Богоглаго́ливый Фили́пп;/ того́ моли́твами от враго́в пребеззако́нных/ Це́рковь Твою́ и всяк град Твой/ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Икос
Струю́ сло́ва пода́ждь ми, Го́споди,/ водно́е естество́ соде́явый,/ се́рдце мое́ укрепи́, Благоутро́бне,/ и́же зе́млю утверди́вый сло́вом Твои́м,/ и просвети́ мое́ помышле́ние,/ све́том, я́ко ри́зою, одевя́яйся,/ да глаго́лю и пою́ подоба́ющая/ и досто́йно восхвалю́ Твоего́ уго́дника, Многоми́лостиве.
Песнь 7
Ирмос: О́троцы в Вавило́не/ пе́щнаго пла́мене не убоя́шася,/ но, посреде́ пла́мене вве́ржени, ороша́еми, поя́ху:/ благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Я́ко свет, посла́лся еси́ стрелы́ подо́бием, апо́столе,/ светоза́рными блиста́нии просвещя́я ве́рою зову́щия:/ благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Бога́тыми светоли́тии Боже́ственнаго, блаже́нне, пропове́дания сия́я све́тло,/ во тьме су́щия песнопе́ти просвети́л еси́:/ благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Вити́йская буесло́вия/ и слове́сную всю лю́тость кре́пким сло́вом ве́ры победи́в, пел еси́:/ благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: В естества́х пресу́щественно, Де́во, двух/ родила́ еси́ соедине́нных, Чи́стая, неслия́нно Христа́, Ему́же зове́м:/ благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Песнь 8
Ирмос: За зако́ны оте́ческия/ блаже́ннии в Вавило́не ю́ноши, предбе́дствующе,/ царю́ющаго оплева́ша повеле́ние безу́мное/ и, совоку́плени и́мже, не свари́шася огне́м,/ Держа́вствующему досто́йную воспева́ху песнь:/ Го́спода по́йте дела́/ и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Све́та тя ми́ра соверши́ Оте́чь Свет, Сло́во Ипоста́сное,/ избра́вый апо́стола от ми́ра, треблаже́нне,/ и, вооружи́в Боже́ственною си́лою Свое́ю,/ посла́, я́ко ору́жника непобеди́ма, вопию́ща:/ Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Си́лою Боже́ственною укрепля́емь, апо́столе,/ проти́вныя полки́ победи́л еси́,/ свире́пое ополче́ние тех разруши́в,/ мир бо неотъя́тный жре́бий взем,/ ми́рное устрое́ние насади́л еси́ ми́ру,/ Го́спода воспева́йте дела́, вопия́,/ и превозноси́те во вся ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Все́ю любо́вию прилепи́лся еси́ воплоще́нному Сло́ву Бо́жию, апо́столе,/ учени́к Того́ быв, и Бо́жий слуга́, и тайноглаго́льник,/ отону́дуже от Него́ по́слан во язы́ки,/ пропове́дал еси́ Его́ прише́ствие,/ Го́спода по́йте, вопия́,/ и превозноси́те во вся ве́ки.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Весь соедини́ся па́че ра́зума неизме́нно всему́ челове́честву/ Пребоже́ственный во утро́бе Твое́й, Всесвята́я Де́во./ Те́мже во дву естеству́ зна́ется Христо́с, еди́н сый обое́./ Ему́же, пою́ще, вопие́м:/ Го́спода по́йте дела́/ и превозноси́те во вся ве́ки.
Песнь 9
Ирмос: Бо́га/ челове́ком невозмо́жно ви́дети,/ на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти:/ Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком/ Сло́во воплоще́нно,/ Его́же велича́юще,/ с Небе́сными во́и/ Тя ублажа́ем.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Ны́не неизрече́нныя сла́вы и све́та невече́рняго сподо́бився,/ иде́же неизглаго́ланное есть весе́лие,/ иде́же ра́дость непреста́нная в Це́ркви перворожде́нных,/ иде́же пра́ведных селе́ния,/ за вся христиа́ны моли́ся, Фили́ппе, всему́дре.
Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.
Укра́шен добро́тою у́мнаго благоле́пия/ и ца́рствия венце́м обложе́н, Богому́дре,/ и бога́тыми светодая́нии, Фили́ппе, просвеща́емь пресу́щественнаго Све́та сия́ньми,/ ра́дуяся, Влады́ки твоего́ Престо́лу, блаже́нне, предстои́ши.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Со апо́столы все́ми честны́ми, и проро́ки, и страстоте́рпцы, Фили́ппе,/ преподо́бными, иера́рхи и пра́ведными,/ с Богоро́дицею моли́ разреше́ние грехо́в мно́гих и прегреше́ний да́ти очище́ние/ ве́рою светоно́сную и Боже́ственную па́мять соверша́ющим твою́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Воплоще́нно Сло́во, пре́жде безпло́тно су́що,/ Де́во Ма́ти, родила́ еси́./ Сего́ ра́ди Тя, госпо́дьственно Богоро́дицу, вси благоче́стно сла́вим,/ и́стиннейшее Тебе́ нарица́ние принося́ще, Чи́стая,/ Ты бо ве́рных спасе́ния ко́рень пребыва́еши.
Светилен
Тече́ние кра́сных твои́х ног, Фили́ппе, возврати́в,/ к ше́ствию Небе́сному возше́л еси́, ра́дуяся,/ и, Тро́ице предста́в, во Отце́ ви́диши Сы́на и Ду́ха Боже́ственнаго./ Сего́ ра́ди ве́рою всесвяще́нную твою́ и Боже́ственную пра́зднуем па́мять.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Стра́шнаго испыта́ния воспомина́ю час,/ мно́жество бо дел мои́х ужаса́ет и устраша́ет мя,/ но уще́дри, Пречи́стая, те́плою Твое́ю моли́твою/ и даждь ми спасе́ние:/ ели́ко бо хо́щеши, и твори́ши,/ я́ко Бо́га ро́ждши, благослове́нная Мари́е.
Вернуться к списку