- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
– Люди всегда стремятся найти оптимальное сочетание между ценой и качеством...
– И это правильно. Все хотят получить максимум за те средства, которые у них есть. Однако важно не только услышать цену, но и понять, что именно в нее входит – окончательную стоимость вам озвучивают или промежуточную, призванную заинтересовать вас. Мало изготовить иконостас: его надо покрасить, отделать золотом, доставить, смонтировать, нужно написать иконы и т. п.
– Как вы ведете переговоры с заказчиком?
– Мы сразу озвучиваем конечную цену. В нее включено все: и проект, и материалы, и изготовление, и доставка, и гарантия качества. Это можно сравнить с покупкой мебели: вы приобретаете, например, кухню – а потом оказывается, что надо доплатить за фурнитуру, доставку, сборку – еще около 30%. У многих производителей иконостасов так же – и с первого взгляда кажется, что наша работа дороже. Но мы озвучиваем не некую привлекательную промежуточную цену, а честную и окончательную. Самый продуктивный подход – когда люди сразу говорят: «У нас есть такая-то сумма, что вы можете предложить нам?» И обозначают задачу: например, нужен иконостас в таком-то стиле с иконами. И начинается совместный творческий поиск оптимального решения.
– А если заказчик сам не знает, сколько у него в итоге наберется денег?
– Тогда задается другой вопрос: «Давайте помечтаем: что бы вы хотели видеть в храме»? Алтарные преграды, устанавливаемые в проем одного и того же размера, могут иметь разную площадь. Можно не закрывать всю стену, а выбрать одно- или двухъярусную алтарную преграду, либо иконостас с устремленным вверх центром и низкими боковыми частями. Мы работаем в разных стилистических традициях, так что выбор вариантов самый широкий.
– Как сравнивать цены разных производителей, чтобы не ошибиться?
– Сравнивать цены на изготовление иконостаса корректно только в том случае, если у вас имеется некий проект и четко известно, как, из каких материалов он должен быть выполнен. Например: иконостас из массива сосны, отделка – покраска, частичное золочение, ручная резьба, площадь такая-то, иконы в древнерусском стиле, доставка, установка. Если параметры, объем работ и материалы будут одинаковыми для всех – я подозреваю, что и цена у разных производителей окажется примерно одинаковой, может быть, с разницей в 5–10%.
– И на какой позиции в списке будет «Палехский Иконостас»: среди тех, у кого дороже или дешевле?
– По нашим оценкам, себестоимость у нас сегодня одна из самых низких по стране. Мы не платим за аренду, так как все помещения и оборудование – наша собственность. Находимся на периферии. Люди у нас получают достойную зарплату, но она ниже, чем в Москве и Петербурге. Материалы закупаем в столице – но логистика отлажена, расходы на доставку минимизированы. Пиломатериал приобретаем в Костромской, Вологодской областях, липу – в Нижегородской и южнее. Поэтому мы предлагаем невысокую цену на нашу продукцию при очень неординарных решениях, комплексном подходе и достойном качестве исполнения.
– Из чего складывается цена иконостаса?
– Конечно, прежде всего из стоимости материалов, от породы древесины для резьбы и «тела» иконостаса, из затраченных трудоресурсов. Каркас, как правило, выполняется из массива дерева, резьба бывает машинной или ручной, проект – индивидуальным либо типовым – или со значительной частью общих решений, переходящих от одной работы мастерской к другой. Влияет на стоимость и количество золота, и удаленность храма, и многое другое.
– Почему два иконостаса одной площади, из одних и тех же материалов, могут сильно отличаться по цене?
– Они могут иметь разную плотность и стилистику резьбы, различное количество икон. Важно, чем разделены иконы: колоннами или обычными рамками, какие декоративные элементы применены, сколько рядов в иконостасе. Например, есть ли праздничный ряд – там небольшие, но дорогие иконы: многофигурные, сложные. Влияет на стоимость стилистика иконостаса: тябловые, как правило, очень насыщены резьбой, в них много икон – фактически это стена из образов, разделенных резными планками. У барочного иконостаса резьба объемная и часто покрыта позолотой – здесь дорого обходится отделка. Недорогие решения – иконостасы в стиле классицизм: мало элементов резьбы, поверхности гладкие, выкрашенные эмалью или декорированы покраской под мрамор. Интересными получаются у нас иконостасы из дерева, спроектированные под камень, в византийском стиле. Экономичен и простой архаичный иконостас в древнерусском стиле, украшенный басмой. Хотя – басма тоже бывает разной. Например, в XV столетии алтарные преграды вместо басмы обивали металлом с небольшими поясками чеканки – и это смотрелось интересно.
– Отделка иконостаса может быть различной?
– Вариантов масса – сплошное золочение или фрагментарное, покраска эмалью, лак. Все зависит от вкуса и возможностей заказчиков. Можно очень интересно поработать с цветом, покрасить детали иконостаса в два-три цвета, применить частичное золочение – сегодня это востребовано: смотрится богато и получается доступнее, чем сплошная позолота. Важно, чтобы заказчик, с одной стороны, доверял опыту и возможностям мастерской, а с другой – принимал участие в разработке проекта. Это взаимодействие и есть то малое горчичное семя, из которого произрастает большое «древо» креативных решений убранства храма. Это толчок, дальше – творчество и воплощение идей, претворение земного в небесное.
– Какой срок службы у иконостасов, которые сегодня создаются?
– Деревянный иконостас может простоять и четыреста лет – известны такие примеры; его можно ремонтировать. Мы иконостасов из фанеры не делаем – работаем с массивом: это может быть сосна, бук, дуб, красное дерево и т. п. Если основа иконостаса выполнена из фанеры – предполагаю, что этот срок – лет пятьдесят, может быть чуть больше, в зависимости от влажности и температурного режима в помещении. Фанера – это слои шпона, склеенные между собой, так что вопрос в длительности службы клея.
– Дерево необходимо защитить от гнили, жучка – обеспечить его долговечность...
– Современные материалы защищают дерево от гниения, влаги, жучка и т. п. Мы обрабатываем иконостас со всех сторон: красим, покрываем пропиткой, грунтовкой. В наше время большинство храмов, в которых устанавливают иконостасы, в холодное время года постоянно отапливается, так что убранство от влажности не страдает. Скорее, наоборот – из-за избыточного отопления воздух в помещении становится слишком жарким и сухим, вентиляцию предусматривают далеко не везде – и дерево может растрескаться. Надо соблюдать оптимальный режим температуры и влажности в храме – 16–18 градусов. Жара вредна и для росписей, и для икон. Раньше вентилирование происходило хотя бы через окна – а сегодня их часто делают герметичными. Когда мы выступаем в качестве генподрядчиков, мы все это учитываем.
– А вы делаете церковные интерьеры под ключ?
– Да. Можем выполнить весь интерьер храма – включая полы, витражи, светильники, роспись стен и т. п. Кстати, при заказе комплекса работ мы предоставляем скидки. Приступая к созданию иконостаса, в любом случае желательно сразу проектировать все убранство храма – хотя бы в общих чертах: как будет располагаться стенопись, где встанут киоты с иконами, скамьи, аналои. Воплощать этот проект в жизнь можно и не сразу, поэтапно, но при создании алтарной преграды лучше уже иметь все это в виду, чтобы в итоге интерьер получился гармоничным.
– Можете ли вы назвать приблизительные цены на создание иконостаса вместе с иконами?
– Как на самый экономичный вариант можно ориентироваться на 100–110 тыс. руб. за м2 – в это входит весь комплекс работ под ключ, включая проектные работы, изготовление, иконопись, монтаж, с доставкой в пределах 1000 км от мастерской. А самые дорогие иконостасы, которые нам доводилось делать – двести с небольшим тысяч за метр: богатая вызолоченная барочная резьба, основа из массива красного дерева, украшенные чеканкой иконы фряжского письма. Ну а средняя цена – тысяч 150. Это иконостас из массива, тябловый или барочный, с достаточно богатой резьбой, иконами палехского письма. Говоря о стоимости наших работ, мне хочется добавить, что по давно заведенной нами традиции при окончании выполнения работ мастерская жертвует храму какой-нибудь необходимый предмет богослужения: престол, жертвенник, аналой или киот для горнего места.
– Сколько времени уходит на создание иконостас с нуля?
– Возьмем для примера площадь 150 м2. Проектные работы займут 2-3 месяца. На изготовление уйдет еще от 4 до 6 месяцев, в зависимости от отделки. Иконы будут написаны одновременно с самим иконостасом. Монтаж производится за 3–5 дней. Итого: в среднем – месяцев семь или восемь. Конечно, если необходимо быстрее, то мы справимся. Но придется работать в авральном режиме, что не желательно для качества работ.
– Подведем итог: что получает заказчик, обратившись в «Палехский Иконостас»?
– Уникальный, не повторяющийся иконостас по средней цене, качественно и быстро выполненный из натуральных материалов. Наши мощности и двадцатилетний опыт работы позволяют выполнять работы любой сложности, учитывая любые стилистические и финансовые пожелания наших заказчиков и их благодетелей.
Мастерская "Палехский Иконостас"
Нательный крест – неразлучный спутник каждого верного чада Русской Православной Церкви. Традиция ношения таких крестов сложилась еще в глубокой древности и прочно укоренилась в нашей стране.