- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Повседневные облачения священнослужителя, ряса и подрясник
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания.
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания. Они не похожи на одежду обычного человека, и тем самым выделяют духовное лицо из среды мирян - даже самые невоцерковленные люди без труда отличат одеяние батюшки от обычной повседневной одежды современного человека. Это имеет свой смысл и историю, подчеркивает, что Церковь - вне мирского, сиюминутного, вне течения времени и требований моды, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, какое высочайшее служение на них возложено Богом.
От качества и удобства церковных облачений во многом зависит самочувствие и комфорт священнослужителей. При всей традиционности церковных облачений, полностью изолироваться от новых реалий швейного производства – невозможно. Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? Как они реализуются с помощью современных технологий?
В этой статье мы остановимся на повседневном одеянии священнослужителей – рясе и подряснике.
Общее символическое значение подрясника и рясы - это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса - это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.
Подрясник - это нижнее одеяние священнослужителя. Его цвет свидетельствует о том, к какому духовенству - черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) принадлежит тот, кто его носит. К монашествующим священникам требования более жесткие - подрясник у них может быть только черного цвета. Белому духовенству в этом отношении дается послабление, и кроме черного они могут выбрать темно-синий, коричневый, серый и белый цвет одеяния. В современном швейном производстве для подрясников также используются меланжевые ткани – комбинация волокон разного оттенка (например, бело-голубых нитей), что при различном освещении выделяет тот или иной тон.
Материалом для изготовления подрясников обычно служит сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк. Современные технологии могут предложить священнослужителям для пошива подрясников так называемый «мокрый» шелк – изделия из такой ткани очень мягкие и приятные на ощупь, устойчивы к заминанию и при этом сохраняют струящуюся фактуру шелка. Летние подрясники в наше время чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясники могут быть украшены вышивкой по воротнику или по бортам. При этом для орнамента берутся нити в тон подряснику, что придает ему сдержанную красоту, или контрастные по цвету, что делает подрясник ярче и наряднее.
Ряса (греч. «то росон» - рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) - верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих). Для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке.
Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.
Особенности кроя. В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий. Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя Церковная дисциплина требует, чтобы одеяния были достаточно длинными и находили на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.
Русский крой
Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы. Кстати, известно, что любовь русского духовного сословия к одеяниям ярких цветов сохранялась вплоть до самой революции, например, хорошо носились малиновые одежды.
Русские ряса и подрясник застегивается «с заходом» (на манер русской косоворотки), имеют приталенный фасон. Есть две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков и оставляющая спину прямой, и русская – приталенная со всех сторон.
У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу.
Русский крой подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.
Греческий крой
Греческие ряса и подрясник пришли на Русь еще в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить их. И ряса, и подрясник имеют воротник-стойку. Они намного шире русских, не приталены. У подрясника на спине есть «кулиска», которая позволяет регулировать ширину, а на груди устроены карманы.
Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. Удобны такие одеяния и тем батюшкам, чей вес постоянно колеблется.
В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. А вот эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Болгарский подрясник. Подрясник, именуемый болгарским – своеобразный гибрид русского и греческого кроя. Он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «внахлест», как у русского подрясника.
Выбор одеяний – дело вкуса и личного удобства священнослужителей. Многообразие современных тканей, а также различные преимущества того или иного фасона позволяют подобрать вариант, наиболее комфортный для каждого.
Вот мнение одного из наших российских батюшек: «Русская ряса мне нравится, в ней есть что-то родное. А греческая – хороший выход в летнюю жару. Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурой, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть».
Торгово-производственное предприятие ORTOX предлагает подрясники русского и греческого кроя из льна, хлопка, габардина, мокрого шелка, меланжа, вискозы, полушерсти, кашемира. Цвета и вышивка – в ассортименте.
Изделия отшиваются под заказ в течение недели. Для оформления заказа необходимы ваши размеры и рост. Низ по вашему пожеланию может быть подшит и ли оставлен неподрубленным.
Оформить заказ можно на сайте или в наших группах в социальных сетях https://vk.com/ortox, https://www.facebook.com/ortox.ru/, https://www.instagram.com/ortoxru/
Для уточнений вопросов обращайтесь по контактам, указанным на сайте
В православной символике есть несколько ключевых форм. Одна из них – округлая чаша, состоящая из двух почти симметричных частей: собственно емкости и основания.
Как правило, выбор кропила относится к тем вопросам, в которых нет четких канонов, и батюшки руководствуются только личными предпочтениями. Существуют ли какие-то практические моменты, на которые следует обратить внимание при выборе кисти для окропления Святой водой? ORTOX постарается раскрыть секреты.
Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.