-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Требные чемоданы и сумки
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Эта икона известна во всем мире. Она стала образцом для множества других. Это символ русской иконописи, русского Православия. «Если есть «Троица» Рублева – значит, есть Бог» – написал священник и философ Павел Флоренский в своей книге «Иконостас». В чем же секрет этого образа?

Конец XIV столетия. Недавно упокоился в Боге Игумен земли Русской – преподобный Сергий Радонежский. Чуть ранее отгремела Куликовская битва. Татаро-монгольское иго еще гнетет Русь, но народ уже вздохнул свободнее. Люди поверили в себя и в своих князей, которые научились давать отпор супостатам. В разных уголках страны: и в городах, и в дальних, недавно еще совсем безлюдных лесах, прирастают братией новые монастыри. Их основали чада преподобного Сергия – монахи, которые начали духовный путь в его обители, а затем, окрепнув духом, сами стали настоятелями. В будущей Троице-Сергиевой Лавре, а пока – Троицком Сергиевом монастыре игумен Никон – ученик и наследник преподобного Сергия – возводит первый каменный собор – Троицкий. Над его росписью вместе с прочими трудится изограф монах Андрей по прозванию Рублев. Он же пишет иконы в иконостас. Знает ли он, что одна из них – образ Пресвятой Троицы – станет знаменем Руси?..
Составленное в конце XVII века «Сказание о святых иконописцах» сообщает, что преподобный Андрей Рублев написал «Троицу» «в похвалу преподобному Сергию» по благословению преподобного Никона Радонежского. Соответственно, образ этот был духовно связан со святым Сергием и выражал что-то очень важное. Радонежский подвижник не случайно посвятил основанную им обитель именно Пресвятой Троице. Это посвящение, ныне столь распространенное, в то время было редкостью: монастыри чаще посвящали Успению Богоматери, Преображению Господню или, к примеру, Архангелу Михаилу.

Так почему же именно Троица? Этот сюжет несет в себе две главных мысли: о Боге и человеке. О непостижимой тайне Единого в трех Лицах Божества – и о духовной любви, к которой призывает людей Создатель. Столетия спустя, в 1892 году, митрополит Антоний (Храповицкий) в своей речи в Московской Духовной Академии скажет, что образ «Троицы» дарован нам: «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».
Победа над рознью и была сутью подвига прп. Сергия Радонежского. Он помог Руси объединиться – и этим положил начало ее освобождению от татаро-монгольского ига и будущему могуществу. Пользуясь непререкаемым авторитетом, Троицкий игумен убеждал русских князей не враждовать между собой и действовать сообща, и даже налагал строгие духовные прещения на несогласных. Он благословил князя Димитрия Донского объединить под своими знаменами представителей разных русских земель. Он учил братию своей обители и всех, кто просил его наставлений, любить друг друга – как объединены любовью и согласием три Лица Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Выражением этой мысли и стала икона «Троицы».
Андрей Рублев был не только гениальным иконописцем, но и монахом, подвижником. Безусловно, он
усвоил дух преподобного Сергия – если не непосредственно через его наставления, то из уст его учеников. Эта духовная высота отразилась в написанной им иконе. Что же изображено на ней? – Исторически – один из ключевых сюжетов Ветхого Завета: явление древнему праотцу Аврааму трех Ангелов. Они возвестят ему о том, что будет разрушен соседний город Содом, погрязший во грехе. Что у самого Авраама родится сын, и через него он сделается пращуром великого народа.
Этот сюжет имеет второе имя: «Гостеприимство Авраама» и изобретен отнюдь не Андреем Рублевым. Но именно у преподобного Андрея он обретает второй смысл – духовный – и становится прорывом в величайшую Тайну: Предвечный Совет Живоначальной Троицы. Готовясь создать человека, Отец, Сын и Святой Дух совещаются – ведая, что последует за этим. Что Адам падет, и для того, чтобы спасти его и потомков, Сыну Божию придется сойти на землю и принять Крест. И вот – Отец (первый Ангел) благословляет Сына на подвиг, Сын (центральный Ангел) приемлет это, и Святой Дух запечатлевает общее решение. Перед нами образ величайшего единства и жертвенности. Образ смирения Божества перед Своим творением, созданным по непостижимой Любви. Справедливости ради отметим, что некоторые искусствоведы иначе соотносят изображенных на иконе Ангелов с Лицами Пресвятой Троицы, но суть композиции в целом от этого не меняется. В пользу же нашей версии свидетельствует тот факт, что именно у центрального Ангела хитон украшает клав – широкая золотая лента, спускающаяся с плеча, – именно ею иконописцы традиционно отмечают образ Спасителя. Более того, исследования показали, что раньше на нимбе центрального Ангела было изображено перекрестие – атрибут лика Христа.
Каковы же художественные особенности «Троицы» письма преподобного Андрея Рублева, которые позволили ей стать выражением недосягаемой духовной высоты? – Во-первых, гениальный изограф отказался от лишних деталей. В отличие от других иконописцев, он не изобразил ни Авраама, ни его жену Сарру, ни даже яства на столе – кроме чаши с лежащей в ней головой тельца. Полностью убрал земное измерение, чтобы подчеркнуть духовное. Кстати, эту лаконичность не смогли понять даже те, кто впоследствии, в XVII столетии, по приказу царя Бориса Годунова создавал драгоценный оклад для «Троицы»: на нем стол украшает и пышная гроздь винограда, и тарелочки со снедями, нарушающие изначальную симметрию. А у святого Андрея – практически пустой стол. И чаша на нем является уже не обеденной утварью, а Потиром, сосудом для Святой Евхаристии. Голова тельца в ней – символ Жертвы Христа, Бога Сына, Который сидит за этим столом – и соглашается пойти на заклание. Если всмотреться, силуэт чаши на иконе повторяется трижды. Его образуют фигуры двух крайних Ангелов – причем и внешними, и внутренними своими очертаниями. В эту двойную чашу оказывается заключен центральный Ангел – Тот, Кто некогда протянет ученикам сосуд с вином и произнесет святые слова: «Пейте от нее все, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов».
Икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева – это не только великое произведение искусства, но и одна из главных святынь России, да и мира в целом. Мы можем лишь благодарить Бога за то, что она вновь находится на своем историческом месте, для которого и была создана, – в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, близ мощей ее основателя, преподобного Сергия Радонежского.
Автор статьи Алина Сергейчук







