- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподаватель богослужебной риторики НиколоУгрешской и НиколоПерервинской духовных семинарий Николай Акимович Стрелецкий разработал пособие «Курс практических занятий по богослужебной риторике», помогающее освоить осмысленную манеру богослужебного чтения.
– Николай Акимович, Вы создали пособие по богослужебному чтению. Но, кажется, чтецы в храмах быстро осваивают церковную манеру чтения и без пособий?
– Практически все церковные чтецы используют богослужебную манеру чтения неточно, не попадая интонацией на смысловые акценты. Псаломщиков учат читать «ровненько, как ручеек», – но такое чтение не помогает молящимся уловить смысл произносимого. В семинариях богослужебную риторику тоже не преподают. Люди, как правило, вырабатывают свою манеру чтения – копируя других, и, по словам известного богослова ХIХ века протоиерея Евгения Попова, «сами поэтому служат ошибочно и неточно, как были научены, а вернее сказать – недоучены». При опросах прихожане множества храмов буквально в один голос говорят: «Слова службы я понимаю, а смысл все равно почемуто не улавливается». Народ не понимает службу не изза того, что ему непонятен церковнославянский язык, а потому, что не усваивается смысл чтения!
– Каким же должно быть богослужебное чтение?
– Чтение должно выражать в первую очередь мысль автора – святителя или преподобного, а через нее – наши молитвенные чувства. Святитель Феофан Затворник пишет, что молитва должна нести в себе наши чувства к Богу: благодарение, покаяние, прошение... Бытует мнение, что нельзя читать «страстно» – так обычно говорят со ссылкой на святителя Игнатия (Брянчанинова). Это очень правильно, но только нужно знать, что в понятие «страстно» святитель Игнатий вкладывал смысл, родственный смыслу «страстно» в толковом словаре своего современника В.И. Даля, в котором градация смысла слова «страстно» протягивается от понятия «сильно эмоционально» до понятия «безумно». Действительно, читать эмоционально – нельзя, а читать осмысленно – необходимо. Святые отцы как раз и учат нас молиться, «заключая ум в слова». Если чтец правильно акцентирует слова молитвы, это помогает сосредоточиться на них и ему, и слушателям. Акцентирование создает логическую канву, смысловой каркас текста, в который легко вписывается внимание молящихся. И это не связано с эмоциями чтеца: акценты делаются там, где этого требует сам текст. Когда закончилась фраза – завершена мысль, – чтец делает секундную паузу, помогая молящимся вникнуть в суть сказанного. При этом чтение традиционно совершается на одной ноте, как мы и привыкли слышать в храмах.
– Как понять, где именно нужно делать смысловое ударение?
– На главных словах. Есть такое понятие: целесообразность высказывания. Так вот, именно она подскажет нам течение мысли и нахождение главных слов. Перед нами молитва или псалом, например: «Господи, услыши правду мою и вонми молению моему». В чем смысл и целесообразность? В просьбе к Богу – услышать правду и быть внимательным к молению. Выделим ключевые слова, сделаем на них ударение. Чтобы найти их, произнесем фразу с «бытовой» интонацией, как если бы мы просто наедине говорили с Богом: «Господи (ударение), услыши (тоже ударное слово) правду мою и вонми (еще одно ключевое слово) молению моему». Вообще решение проблемы правильного, разумного чтения в храме, как показала длительная практика, заключается в последовательном выполнении трех простейших задач: 1) сначала мы с вами должны разобрать все тексты, употребляемые на службах, определяя в них движение авторской мысли посредством выделения главных слов (в конце этого курса дан материал с обиходом для священников, диаконов и чтецов, в котором подчеркнуты главные слова); 2) затем научиться произносить их на память, выражая в них авторскую мысль с помощью этих самых главных слов, но произносить их, используя исключительно жизненные, разговорные интонации, как в наших домашних молитвах, чтобы движение авторской мысли стало для нас очевиднее и нам легче было бы найти точные смысловые акценты. Это будет наша с вами предварительная, «базовая» подготовка к последнему, третьему шагу; 3) последний, заключительный шаг будет таким: мы с вами произнесем одну фразу молитвы или псалма нашими простыми, обиходными, жизненными интонациями. Повторим этот отрывок дватри раза, чтобы привыкнуть к высказыванию заложенной в ней мысли. А вот теперь снова повторим фразу, так же высказывая мысль, но уже не с бытовой, жизненной интонацией, а оставаясь голосом на одной и той же ноте! Еще и еще раз повторим это, теперь уже монотонное, высказывание – но теперь для того, чтобы услышать высказанную нами мысль в совершенно другом качестве, т.е. не с обычной игрой голоса, а в «монотонном» ее произношении. Зафиксируем и запомним на слух само своеобразие этого звучания. Теперь у нас получилась (если запишем себя на диктофон и послушаем, то заметим это) не мертвенная (произносимая монотонности ради), а достаточно живая, хотя и звучащая на одной и той же ноте, но подвижная и осмысленная человеческая речь. Эта речь способна сохранить в Евангелии, псалмах и молитвах и нужный тон просьбы, и убеждение, и всю сердечность благодарности, всю торжественность славословия, всю убедительность назидания и всю живость рассуждения. Это уже не будет обезличенный, лишенный всякого смысла «читок», который всегда, и в древности, и в более поздние времена, являлся лишь малой частью общей чтецкой палитры. В то же время никакой эмоциональности или чувственности, называемой обычно страстностью, быть здесь просто не может, т.к. само произношение на одной и той же ноте, лишенное голосовых интонаций, не дает к этому ни малейшего повода или возможности. Опыт такого произношения в разных храмах и монастырях показал, что прихожане тут же «включаются» и начинают внимательнейшим образом слушать службу и молиться. Но это чтение на одной ноте, если можно так выразиться, постовое. Есть и еще одна разновидность – распевное чтение. Не вокал, а распев, т.е. напевное произношение на нотах. Здесь речь становится еще более выразительной, так как чтец использует несколько нот. Святитель Иоанн Златоуст говорил о «тесных смысловых контактах между словом и мелодией». Опыт и практика показали, что святитель Иоанн имел в виду совмещение мелодических акцентов со смысловыми, т.е. с ударными слогами главных слов, раскрывающее смысл фразы. Именно это является главным условием для донесения смысла в распевном произношении, где простейшая мелодия состоит из трехчетырех звуков и вращается в пределах примы, секунды верхней, секунды нижней и терции нижней, считая от основного тона «до» (доредосиля). Звуков может быть меньше, но не больше. Таков неписаный закон православной псалмодии, закрепленный обычаем, именуемый в церковной практике «литургическипсалмодическим речитативом», который и наши опытные церковнослужители, и многие из молодых служащих знают, но правильно применить его редко кто может. Обычно акцентируют мелодией спонтанно, произвольно, «как пойдет», и поэтому смысл произносимого искажается. Но здесь нет ничего сложного. Нужно сначала выделить главные слова, а затем постараться подчеркнуть ударные слоги данных слов акцентами этой коротенькой мелодии, как это делали в древности наши предки. А они, по словам известного специалиста в области древнерусского пения и чтения профессора Т.Ф. Владышевской, импровизировали, приспосабливая мелодические акценты к смыслу текстов.
– Сюда примыкает древнее искусство чтения на погласицу, сохранившееся только у старообрядцев?
– Да, у старообрядцев сохранились погласицы, но связь слов с музыкой у них утеряна. Музыка сама по себе, а слова – сами по себе. А ведь о подчиненности мелодии слову как раз и говорит Т.Ф. Владышевская, упоминая древнее напевное чтение, импровизационно выражавшее мысли, содержащиеся в богослужебных текстах.
– Какими источниками Вы пользовались в своей работе?
– Источников, слава Богу, много. Среди них и книга «Богослужение в Православной Церкви», и материалы из многих православных сборников, журналов и изданий. Псалмопевцы, святые отцы – от Иоанна Кассиана Римлянина до праведного Иоанна Кронштадтского. Историки, знаменитые лингвисты, такие как Щерба, исследователи древнерусского чтения и пения – И.А. Гарднер, И.И. Вознесенский, Н.Д. Успенский, Т.Ф. Владышевская и другие. Кстати, с Татьяной Феодосьевной Владышевской я знаком лично, по ее приглашению делал доклад на Рождественских образовательных чтениях.
– Есть ли у Вас благословение на эту работу?
– На работу меня благословил мой духовник, игумен Валерий (Ларичев), духовник Московской областной епархии. Я занимаюсь изучением церковного чтения уже почти двадцать лет. Самочинно в этой сфере ничего делать нельзя – вопрос слишком серьезный. Это не отвлеченная научная область, где допустимы различные гипотезы. Моя метода обучения богослужебному чтению известна Священноначалию, одобрена многими архиереями. По приглашению Патриархии не так давно я делал доклад в ОВЦС, где слушателями были референты и секретари епархиальных архиереев. По окончании доклада сразу из нескольких епархий поступили приглашения сделать доклад на местных епархиальных собраниях и провести курс церковного чтения для духовенства и чтецов.
– Вы занимаетесь преподаванием?
– Я преподаю в НиколоУгрешской и НиколоПерервинской духовных семинариях, на высших богословских курсах при Московской духовной академии, преподавал в СвятоТихоновском гуманитарном университете и ИоанноБогословском православном институте; по приглашению настоятелей постоянно посещаю обители, обучая насельников правильному чтению. Одними из первых были Новоспасский монастырь (там, по благословению Председателя Синодальной комиссии по богослужению Русской Православной Церкви архиепископа Алексия, я преподавал братии еще лет десять тому назад), затем Оптина пустынь, Высокопетровский монастырь... Прошлым летом занимался с братией в АлександроСвирском монастыре. Приглашают меня для занятий с клиром и приходские священники – например, отец Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Москве, и другие. Правда, случается, что настоятельто приглашает, а из клира далеко не все готовы учиться. Также, судя по всему, уже не первым тиражом, вышел мой первый диск.
– Легко ли научить человека, уже много лет читающего, а то и служащего в храме, читать правильно?
– Некоторые воспринимают обучение тяжело. Приходится бороться со сложившейся привычкой, переубеждать людей. Священнослужителям бывает непросто довериться мирянину, признать, что он учит читать на богослужении лучше, нежели привыкли они, нежели читали их предшественники... Хотя, когда я прочел пятидесятый псалом перед настоятелем Оптиной пустыни игуменом (ныне – епископом) Венедиктом – он произнес: «Николай, так читали в Лавре, когда я был молодым монахом». То есть приходится, попросту говоря, возрождать традицию, ныне утерянную. Препятствием служит и равнодушие. Как сказал мне уже не один священник, воспринять осмысленную методу чтения может лишь тот, кто действительно любит богослужение. И все же желание возродить церковное чтение есть у значительной части и священства, и епископата.
– Что представляет собой Ваше пособие?
– Пособие, создание которого подходит к концу, состоит из разбора богослужебных текстов, конкретных упражнений по голосообразованию, дыханию, крупной артикуляции и нотных примеров. Также к брошюре прилагаются аудио и видеодиски. Я начитал голосом молитвы, ектеньи, часы из Часослова и др. Чуть позже начитаю требы для батюшек, их возгласы, ектенийные диаконские прошения. Тот, кому сложно вникать в теорию, сможет учиться, используя предлагаемый пример чтения. В видеоразделе я объясняю, как правильно ставить дыхание и т.п. Весь материал по богослужебному чтению для священства, диаконов и чтецов уже сейчас постепенно начинаю размещать на моем сайте в интернете: www.molitva.pro . Для тех, кому срочно нужна помощь в данном вопросе, на сайте есть номер моего сотового телефона.
Беседовала Алина Сергейчук
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» № 42,