- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Облачения. Символика цвета
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее Сретение от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Цвет облачений в русской богослужебной традиции зависит от того, какой день богослужебного года отмечает Церковь. Эта традиция формировалась на протяжении столетий, и последние ее изменения произошли сравнительно недавно. Но – обо всем по порядку.
В большинство дней года службы совершаются в облачениях желтого (золотистого) цвета. Золото в храме – отнюдь не символ богатства земной Церкви. Это метафора богатства духовного – Божественной благодати, которую дает Бог верующим в Него.
Все меняется в дни Великого поста. Цвет облачений сменяется на глубокий фиолетовый. Он напоминает нам о молитвенной сосредоточенности, аскезе, покаянии.
Наступает Страстная Седмица, Церковь молитвенно предстоит Кресту Христову, вспоминая о том, как небо и земля ужасались, взирая на страждущего Творца. Облачения становятся траурными – черными.
В день Великой субботы Христос, умерший на Кресте, сходит во ад, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Утром в храмах совершается удивительное богослужение, во время которого черные ризы вдруг сменяются на белоснежные. Храм преображается. Многие из прихожанок по старинной традиции, придя на службу в черных платках, захватывают с собой радостные белые, чтобы во мгновение ока переодеть их. Это происходит в знак того, что хотя Пасха на Земле еще не наступила, хотя ученики еще не получили дивную весть о Воскресении Учителя – смерть уже побеждена, ад разрушен, чудо спасения человеческого рода свершилось.
Но вот приходит Пасха – «Праздников праздник и торжество из торжеств». Ближе к полуночи верующие собираются в храмы, где духовенство совершает Пасхальную полуночницу. На батюшках белые ризы. У Царских врат лежит плащаница Спасителя. Еще раз читается канон утрени Великой субботы – тот самый, который читали вечером Великой пятницы, оплакивая отдавшего жизнь за людей Бога. Этот момент символизирует состояние учеников Христовых перед самым Его воскресением. Вот-вот пойдут мироносицы ко Гробу. Вот-вот получат они от Ангела ошеломительно-радостную весть. Но пока – загадочная молитвенная тишина покрывает вселенную...
Наконец духовенство выходит на крестный ход – все еще в белых облачениях. Верующие обходят вокруг храма. Звучит сдержанно-торжественное: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Колеблются в ночном воздухе огоньки свечей. Молящиеся подходят к закрытым дверям храма – сейчас они символизируют Гроб Господень.
И вот звучит первое торжествующее: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Православные входят в храм. Поется канон Пасхи. На каждой его песни священники и диаконы обходят церковь, совершая каждение и многократно восклицая «Христос воскресе!» «Воистину воскресе» – многоголосо несется им в ответ. Какие же облачения на батюшках? Красные? – Вовсе нет! Они – разные! Один священник выходит в алой ризе, другой – в зеленой, третий – в голубой. Это напоминает о том, как Воскресший Спаситель являлся ученикам – каждый раз в новом виде, до времени оставаясь неузнанным ими.
Но вот Пасхальную Литургию духовенство будет совершать в красных облачениях. Этот цвет, сегодня считающийся цветом Воскресения Христова, будет господствовать в храмах еще 40 дней, до самого отдания Пасхи. Интересно, что такая традиция сложилась недавно: еще в XIX столетии пасхальные службы совершались в белых облачениях, такой порядок до сих пор сохранился в Русской Православной Церкви за рубежом. Дело в том, что белый цвет облачений символизирует Нетварный свет Божества, а потому именно в таких ризах совершаются службы в Господские (посвященные Христу) праздники. Красный же – цвет мученичества, крови. В таких ризах совершаются службы в дни памяти страдальцев за веру – таких, как великомученик Георгий Победоносец, мученица Татиана и другие. Пасха – день победы Христа над смертью, которая свершилась пролитием крови Богочеловека... Красный цвет риз в этот день становится символом пламенной любви Бога к людям.
Как и почему цвет пасхальных облачений сменился с белоснежного на красный – существуют различные догадки. Но в Церкви все промыслительно. И то, что русские верующие стали встречать Пасху, как и дни святых мучеников, в красных одеяниях именно в то столетие, когда Русская Церковь просияла сонмом Новомучеников – не может не быть примечательно.
Завершается Пасхальный период. На Вознесение служат в белых ризах – в честь Господского праздника. Наступает Троица. В этот день храмы встречают богомольцев жизнеутверждающим зеленым цветом. Зеленые облачения духовенства перекликаются с цветом молодой листвы березок, которыми украсили храм к празднику. В некоторых приходах полы устилают свежей травой. В это время все в природе цветет. Распустились листья на деревьях, благоухают цветы в садах и лугах. Зеленый – цвет жизни, радостной и мирной. Такую жизнь дает верующей душе Святой Дух, и в Церкви зеленый цвет указывает на Третье Лицо Святой Троицы. Именно поэтому служат в зеленом на Троицу, когда огненные языки Духа снизошли на апостолов. В таких же ризах службы совершаются и в дни преподобных – людей, всю жизнь положивших на стяжание Святого Духа и преуспевших в этом.
В дни, посвященные Пресвятой Богородице, храмы украшаются девственным голубым цветом, говорящим о непорочности Пречистой.
Но что же праздник Сретения, с которого мы начинали свой рассказ? Этот день можно назвать посвященным и Господу, и Пресвятой Богородице. Пречистая принесла в храм Своего Божественного Сына и услышала грозное проречение старца Симеона: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих... Тебе же Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34 – 35). Поэтому во многих храмах сретенские богослужения совершают в голубых ризах. В других же приходах и монастырях служат в этот день в белых облачениях – прославляя Самого Богомладенца Христа.