- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Облачения. Символика цвета
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее Сретение от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Цвет облачений в русской богослужебной традиции зависит от того, какой день богослужебного года отмечает Церковь. Эта традиция формировалась на протяжении столетий, и последние ее изменения произошли сравнительно недавно. Но – обо всем по порядку.
В большинство дней года службы совершаются в облачениях желтого (золотистого) цвета. Золото в храме – отнюдь не символ богатства земной Церкви. Это метафора богатства духовного – Божественной благодати, которую дает Бог верующим в Него.
Все меняется в дни Великого поста. Цвет облачений сменяется на глубокий фиолетовый. Он напоминает нам о молитвенной сосредоточенности, аскезе, покаянии.
Наступает Страстная Седмица, Церковь молитвенно предстоит Кресту Христову, вспоминая о том, как небо и земля ужасались, взирая на страждущего Творца. Облачения становятся траурными – черными.
В день Великой субботы Христос, умерший на Кресте, сходит во ад, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Утром в храмах совершается удивительное богослужение, во время которого черные ризы вдруг сменяются на белоснежные. Храм преображается. Многие из прихожанок по старинной традиции, придя на службу в черных платках, захватывают с собой радостные белые, чтобы во мгновение ока переодеть их. Это происходит в знак того, что хотя Пасха на Земле еще не наступила, хотя ученики еще не получили дивную весть о Воскресении Учителя – смерть уже побеждена, ад разрушен, чудо спасения человеческого рода свершилось.
Но вот приходит Пасха – «Праздников праздник и торжество из торжеств». Ближе к полуночи верующие собираются в храмы, где духовенство совершает Пасхальную полуночницу. На батюшках белые ризы. У Царских врат лежит плащаница Спасителя. Еще раз читается канон утрени Великой субботы – тот самый, который читали вечером Великой пятницы, оплакивая отдавшего жизнь за людей Бога. Этот момент символизирует состояние учеников Христовых перед самым Его воскресением. Вот-вот пойдут мироносицы ко Гробу. Вот-вот получат они от Ангела ошеломительно-радостную весть. Но пока – загадочная молитвенная тишина покрывает вселенную...
Наконец духовенство выходит на крестный ход – все еще в белых облачениях. Верующие обходят вокруг храма. Звучит сдержанно-торжественное: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Колеблются в ночном воздухе огоньки свечей. Молящиеся подходят к закрытым дверям храма – сейчас они символизируют Гроб Господень.
И вот звучит первое торжествующее: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Православные входят в храм. Поется канон Пасхи. На каждой его песни священники и диаконы обходят церковь, совершая каждение и многократно восклицая «Христос воскресе!» «Воистину воскресе» – многоголосо несется им в ответ. Какие же облачения на батюшках? Красные? – Вовсе нет! Они – разные! Один священник выходит в алой ризе, другой – в зеленой, третий – в голубой. Это напоминает о том, как Воскресший Спаситель являлся ученикам – каждый раз в новом виде, до времени оставаясь неузнанным ими.
Но вот Пасхальную Литургию духовенство будет совершать в красных облачениях. Этот цвет, сегодня считающийся цветом Воскресения Христова, будет господствовать в храмах еще 40 дней, до самого отдания Пасхи. Интересно, что такая традиция сложилась недавно: еще в XIX столетии пасхальные службы совершались в белых облачениях, такой порядок до сих пор сохранился в Русской Православной Церкви за рубежом. Дело в том, что белый цвет облачений символизирует Нетварный свет Божества, а потому именно в таких ризах совершаются службы в Господские (посвященные Христу) праздники. Красный же – цвет мученичества, крови. В таких ризах совершаются службы в дни памяти страдальцев за веру – таких, как великомученик Георгий Победоносец, мученица Татиана и другие. Пасха – день победы Христа над смертью, которая свершилась пролитием крови Богочеловека... Красный цвет риз в этот день становится символом пламенной любви Бога к людям.
Как и почему цвет пасхальных облачений сменился с белоснежного на красный – существуют различные догадки. Но в Церкви все промыслительно. И то, что русские верующие стали встречать Пасху, как и дни святых мучеников, в красных одеяниях именно в то столетие, когда Русская Церковь просияла сонмом Новомучеников – не может не быть примечательно.
Завершается Пасхальный период. На Вознесение служат в белых ризах – в честь Господского праздника. Наступает Троица. В этот день храмы встречают богомольцев жизнеутверждающим зеленым цветом. Зеленые облачения духовенства перекликаются с цветом молодой листвы березок, которыми украсили храм к празднику. В некоторых приходах полы устилают свежей травой. В это время все в природе цветет. Распустились листья на деревьях, благоухают цветы в садах и лугах. Зеленый – цвет жизни, радостной и мирной. Такую жизнь дает верующей душе Святой Дух, и в Церкви зеленый цвет указывает на Третье Лицо Святой Троицы. Именно поэтому служат в зеленом на Троицу, когда огненные языки Духа снизошли на апостолов. В таких же ризах службы совершаются и в дни преподобных – людей, всю жизнь положивших на стяжание Святого Духа и преуспевших в этом.
В дни, посвященные Пресвятой Богородице, храмы украшаются девственным голубым цветом, говорящим о непорочности Пречистой.
Но что же праздник Сретения, с которого мы начинали свой рассказ? Этот день можно назвать посвященным и Господу, и Пресвятой Богородице. Пречистая принесла в храм Своего Божественного Сына и услышала грозное проречение старца Симеона: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих... Тебе же Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34 – 35). Поэтому во многих храмах сретенские богослужения совершают в голубых ризах. В других же приходах и монастырях служат в этот день в белых облачениях – прославляя Самого Богомладенца Христа.
В православной символике есть несколько ключевых форм. Одна из них – округлая чаша, состоящая из двух почти симметричных частей: собственно емкости и основания.
Как правило, выбор кропила относится к тем вопросам, в которых нет четких канонов, и батюшки руководствуются только личными предпочтениями. Существуют ли какие-то практические моменты, на которые следует обратить внимание при выборе кисти для окропления Святой водой? ORTOX постарается раскрыть секреты.
Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.