- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
В нашу редакцию поступил звонок с вопросом: может ли Чаша для Причастия – Потир – не иметь на себе священных изображений? Такие Потиры сегодня можно встретить в некоторых магазинах церковной утвари. Изучив вопрос, мы рады поделиться ответом с вами, дорогие читатели.
Согласно установлениям Церкви, Литургическая Чаша должна быть изготовлена из твердого, долговечного и не подверженного окислению материала. Как правило, это благородный металл. Во многих богатых храмах Таинство Евхаристии совершается с использованием утвари из серебра. На серебряный Потир священные изображения наносятся с помощью гравировки либо изготавливаются отдельно – в виде медальонов-дробниц и прикрепляются к Чаше. Помимо гравированных, эти иконы могут быть выполненными в технике литья или горячей эмали. Встречаются Потиры, украшенные каменьями, позолотой. Это оправдано: величайшей Святыне, которая только может быть на земле, подобает драгоценное вместилище. Но как быть бедным приходам?
Недорогие Потиры, как правило, выполняют из латуни. Внутри Чаши закрепляется вставка из нержавеющей стали – этот металл не окислится при соприкосновении с литургическим вином. У некоторых поставщиков евхаристический набор, выполненный в данной технике, может стоить 30 000 рублей и даже дешевле. Понятно, что такая Чаша уже не является произведением ювелирного искусства. Скорее всего – это тщательная, кропотливая работа ремесленника, состоящая в ручной гравировке, чеканке, травлении; затем могут выборочно накладываться эмали и позолота.
Возникает вопрос: как обеспечить благолепие священных изображений? Побеседовав с руководителем отдела по закупкам товаров одного из значимых поставщиков церковной утвари, мы получили следующий ответ. Ввиду того что сегодня появились производители церковной утвари, работающие в разных ценовых категориях и обладающие различным уровнем мастерства, многие архиереи благословляют небогатым храмам и монастырям приобретать евхаристическую утварь без священных изображений либо с изображением креста. Это намного лучше, чем употреблять в богослужении Потир с грубо сделанными или содержащими ошибки изображениями. Латунные Чаша и дискос, украшенные растительным орнаментом, вполне соответствует церковной традиции, выглядят празднично и благолепно и не вызывают нареканий.
Стоит уделять внимание и надписям на церковной утвари, если таковые имеются. Странно выглядит, например, ковчег-мощевик, на котором молитва угодникам Божиим начертана не на церковнославянском, а на современном русском языке. Еще хуже, когда в священных текстах допускают ошибки либо сокращают надписи, не учитывая правил, сформировавшихся в церковнославянской письменности. Во избежание таких ошибок и недоразумений допустимо использовать утварь, вовсе не несущую на себе надписей, – тем паче, что с литургической утварью соприкасаются главным образом священнослужители, которые отлично помнят такие тексты, как: «Тело Христово примиите, Источника бессмертного вкусите», – слова, чаще всего украшающие Потир.
Как изменялась форма Литургической Чаши?
Первая Евхаристическая Чаша – та самая, которую держал в руках Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам: «Пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя…» Как выглядел этот священный сосуд, доподлинно неизвестно. Поскольку Сионская горница, где была совершена Тайная Вечеря, находилась в богатом доме, многие исследователи предполагают, что Чаша была изготовлена из камня или серебра. Есть версия, что она представляла собой кубок на невысокой круглой подставке – то есть и формой своей послужила прототипом для большинства Потиров последующего времени.
Первые христиане стремились украсить богослужение драгоценными сосудами. В частности, их вырезали из ценных пород камня: мрамора, порфира, оникса. Во времена равноапостольного императора Константина Великого в богослужении стали широко использоваться кубки и тарели из драгоценных металлов, пожертвованные царем и вельможами. Эти предметы часто не несли на себе никаких сакральных изображений, так как были изготовлены для использования в быту и лишь потом принесены в храмы. Такая практика принималась Церковью: обычная вещь может быть освящена и сделаться святыней, а вот обратное использование: бывших предметов церковной утвари – в быту – недопустимо, как бы ни была изношена эта утварь.
Рассматривая изображения старинных Потиров, можно встретить предметы довольно неожиданного облика. Например, в Х-ХI веках в Византии использовались Чаши с двумя ручками по сторонам. Сам Потир при этом мог быть не только округлым, но и конусоидальным. Изображения и надписи на Литургических Чашах также бывали разными – а порой и вовсе отсутствовали.
Не может не вызвать изумления знаменитый потир «Яспис», в XIV столетии подаренный Ватопедскому монастырю на Святой Горе Афон императором Мануилом II Палеологом. Чаша Потира вырезана из красноватой яшмы и обрамлена золотом. Ножка и основание – золотые. На этом основании филигранно выполнены изображения святителей и нанесена монограмма дарителя. Потир имеет две ручки, выполненные в виде то ли змей, то ли драконов – весьма неожиданно для предмета храмовой утвари! Впрочем, у греческих церковных мастеров несколько иная ментальность, нежели у нас: драконы на священном изображении в их исполнении могут то ли напоминать об освобождении Крестной Жертвой Христа всей твари от владычества зла, то ли указывать на поражение древнего змия – диавола, в бессильной ярости стремящегося «ужалить в пяту» Спасителя, но попираемого Его Крестом.
Интересно, что правило, требующее использовать при совершении Божественной литургии лишь сосуды, изготовленные из прочных и неподверженных окислению материалов, соблюдалось далеко не всегда – а значит, не имело абсолютного авторитета. Констатация этого факта не является призывом к его нарушению, скорее – иллюстрирует мысль, что традиционные пожелания к облику богослужебной утвари почти никогда не воспринимались как незыблемые и единственно возможные – главным было соответствие духу православного богослужения. Многим памятен деревянный Потир, на котором совершал Божественную литургию в затерянной среди лесов Радонежья церквушке преподобный Сергий. Вероятно, именно в эту Чашу зримо сошел Святой Дух, что было явлено одному из учеников святого аввы. Деревянный, окрашенный красной краской Потир был в употреблении и у новомучеников, сосланных в один из лагерей и втайне от конвоиров совершавших Божественную службу. А на Санкт-Петербургском Императорском стекольном заводе в конце XVIII – начале XIX в. был создан Потир из стекла – частью прозрачного, частью – синего. Украшенный иконами, орнаментами и священными надписаниями, он представлял бы собой традиционную для времени своего изготовления (а также для нашего времени) Литургическую Чашу – если бы не материал – хрупкий и потому довольно рискованный для создания такого предмета. Хранится стеклянный Потир в ризнице Богоявленского кафедрального собора в Москве.
Помимо Потира для совершения Божественной литургии в храме необходима и другая евхаристическая утварь: дискос, звездица, лжица, копие. Каждый из этих предметов имеет свою символику. Особого внимания заслуживает история копия.
Копие стали использовать весьма давно: известно, что в Византии его применяли с начала VIII в. До этого времени Святой Хлеб преломляли.
В Проскомидии копие стало применяться одновременно с обычаем использования особой просфоры для вынимания Агнца: на одной охридской фреске ХI в. в сцене служения святителя Василия Великого запечатлено, что на дискосе лежит еще круглый хлеб, но на мозаике Киево-Софиевского собора, напротив, отлично видно изображение ножа (копия) в сцене Причащения.
Копие – напоминание о том копье, которым римский воин ударил в ребро распятого Спасителя. Согласно одной из версий, подлинное оружие, пронзившее ребро Христа, сохранилось до наших дней и находится в имперской сокровищнице Хофбургского замка в Вене.
В православной символике есть несколько ключевых форм. Одна из них – округлая чаша, состоящая из двух почти симметричных частей: собственно емкости и основания.
Как правило, выбор кропила относится к тем вопросам, в которых нет четких канонов, и батюшки руководствуются только личными предпочтениями. Существуют ли какие-то практические моменты, на которые следует обратить внимание при выборе кисти для окропления Святой водой? ORTOX постарается раскрыть секреты.
Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.