- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
В нашу редакцию поступил звонок с вопросом: может ли Чаша для Причастия – Потир – не иметь на себе священных изображений? Такие Потиры сегодня можно встретить в некоторых магазинах церковной утвари. Изучив вопрос, мы рады поделиться ответом с вами, дорогие читатели.
Согласно установлениям Церкви, Литургическая Чаша должна быть изготовлена из твердого, долговечного и не подверженного окислению материала. Как правило, это благородный металл. Во многих богатых храмах Таинство Евхаристии совершается с использованием утвари из серебра. На серебряный Потир священные изображения наносятся с помощью гравировки либо изготавливаются отдельно – в виде медальонов-дробниц и прикрепляются к Чаше. Помимо гравированных, эти иконы могут быть выполненными в технике литья или горячей эмали. Встречаются Потиры, украшенные каменьями, позолотой. Это оправдано: величайшей Святыне, которая только может быть на земле, подобает драгоценное вместилище. Но как быть бедным приходам?
Недорогие Потиры, как правило, выполняют из латуни. Внутри Чаши закрепляется вставка из нержавеющей стали – этот металл не окислится при соприкосновении с литургическим вином. У некоторых поставщиков евхаристический набор, выполненный в данной технике, может стоить 30 000 рублей и даже дешевле. Понятно, что такая Чаша уже не является произведением ювелирного искусства. Скорее всего – это тщательная, кропотливая работа ремесленника, состоящая в ручной гравировке, чеканке, травлении; затем могут выборочно накладываться эмали и позолота.
Возникает вопрос: как обеспечить благолепие священных изображений? Побеседовав с руководителем отдела по закупкам товаров одного из значимых поставщиков церковной утвари, мы получили следующий ответ. Ввиду того что сегодня появились производители церковной утвари, работающие в разных ценовых категориях и обладающие различным уровнем мастерства, многие архиереи благословляют небогатым храмам и монастырям приобретать евхаристическую утварь без священных изображений либо с изображением креста. Это намного лучше, чем употреблять в богослужении Потир с грубо сделанными или содержащими ошибки изображениями. Латунные Чаша и дискос, украшенные растительным орнаментом, вполне соответствует церковной традиции, выглядят празднично и благолепно и не вызывают нареканий.
Стоит уделять внимание и надписям на церковной утвари, если таковые имеются. Странно выглядит, например, ковчег-мощевик, на котором молитва угодникам Божиим начертана не на церковнославянском, а на современном русском языке. Еще хуже, когда в священных текстах допускают ошибки либо сокращают надписи, не учитывая правил, сформировавшихся в церковнославянской письменности. Во избежание таких ошибок и недоразумений допустимо использовать утварь, вовсе не несущую на себе надписей, – тем паче, что с литургической утварью соприкасаются главным образом священнослужители, которые отлично помнят такие тексты, как: «Тело Христово примиите, Источника бессмертного вкусите», – слова, чаще всего украшающие Потир.
Как изменялась форма Литургической Чаши?
Первая Евхаристическая Чаша – та самая, которую держал в руках Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам: «Пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя…» Как выглядел этот священный сосуд, доподлинно неизвестно. Поскольку Сионская горница, где была совершена Тайная Вечеря, находилась в богатом доме, многие исследователи предполагают, что Чаша была изготовлена из камня или серебра. Есть версия, что она представляла собой кубок на невысокой круглой подставке – то есть и формой своей послужила прототипом для большинства Потиров последующего времени.
Первые христиане стремились украсить богослужение драгоценными сосудами. В частности, их вырезали из ценных пород камня: мрамора, порфира, оникса. Во времена равноапостольного императора Константина Великого в богослужении стали широко использоваться кубки и тарели из драгоценных металлов, пожертвованные царем и вельможами. Эти предметы часто не несли на себе никаких сакральных изображений, так как были изготовлены для использования в быту и лишь потом принесены в храмы. Такая практика принималась Церковью: обычная вещь может быть освящена и сделаться святыней, а вот обратное использование: бывших предметов церковной утвари – в быту – недопустимо, как бы ни была изношена эта утварь.
Рассматривая изображения старинных Потиров, можно встретить предметы довольно неожиданного облика. Например, в Х-ХI веках в Византии использовались Чаши с двумя ручками по сторонам. Сам Потир при этом мог быть не только округлым, но и конусоидальным. Изображения и надписи на Литургических Чашах также бывали разными – а порой и вовсе отсутствовали.
Не может не вызвать изумления знаменитый потир «Яспис», в XIV столетии подаренный Ватопедскому монастырю на Святой Горе Афон императором Мануилом II Палеологом. Чаша Потира вырезана из красноватой яшмы и обрамлена золотом. Ножка и основание – золотые. На этом основании филигранно выполнены изображения святителей и нанесена монограмма дарителя. Потир имеет две ручки, выполненные в виде то ли змей, то ли драконов – весьма неожиданно для предмета храмовой утвари! Впрочем, у греческих церковных мастеров несколько иная ментальность, нежели у нас: драконы на священном изображении в их исполнении могут то ли напоминать об освобождении Крестной Жертвой Христа всей твари от владычества зла, то ли указывать на поражение древнего змия – диавола, в бессильной ярости стремящегося «ужалить в пяту» Спасителя, но попираемого Его Крестом.
Интересно, что правило, требующее использовать при совершении Божественной литургии лишь сосуды, изготовленные из прочных и неподверженных окислению материалов, соблюдалось далеко не всегда – а значит, не имело абсолютного авторитета. Констатация этого факта не является призывом к его нарушению, скорее – иллюстрирует мысль, что традиционные пожелания к облику богослужебной утвари почти никогда не воспринимались как незыблемые и единственно возможные – главным было соответствие духу православного богослужения. Многим памятен деревянный Потир, на котором совершал Божественную литургию в затерянной среди лесов Радонежья церквушке преподобный Сергий. Вероятно, именно в эту Чашу зримо сошел Святой Дух, что было явлено одному из учеников святого аввы. Деревянный, окрашенный красной краской Потир был в употреблении и у новомучеников, сосланных в один из лагерей и втайне от конвоиров совершавших Божественную службу. А на Санкт-Петербургском Императорском стекольном заводе в конце XVIII – начале XIX в. был создан Потир из стекла – частью прозрачного, частью – синего. Украшенный иконами, орнаментами и священными надписаниями, он представлял бы собой традиционную для времени своего изготовления (а также для нашего времени) Литургическую Чашу – если бы не материал – хрупкий и потому довольно рискованный для создания такого предмета. Хранится стеклянный Потир в ризнице Богоявленского кафедрального собора в Москве.
Помимо Потира для совершения Божественной литургии в храме необходима и другая евхаристическая утварь: дискос, звездица, лжица, копие. Каждый из этих предметов имеет свою символику. Особого внимания заслуживает история копия.
Копие стали использовать весьма давно: известно, что в Византии его применяли с начала VIII в. До этого времени Святой Хлеб преломляли.
В Проскомидии копие стало применяться одновременно с обычаем использования особой просфоры для вынимания Агнца: на одной охридской фреске ХI в. в сцене служения святителя Василия Великого запечатлено, что на дискосе лежит еще круглый хлеб, но на мозаике Киево-Софиевского собора, напротив, отлично видно изображение ножа (копия) в сцене Причащения.
Копие – напоминание о том копье, которым римский воин ударил в ребро распятого Спасителя. Согласно одной из версий, подлинное оружие, пронзившее ребро Христа, сохранилось до наших дней и находится в имперской сокровищнице Хофбургского замка в Вене.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания.
Как правило, прихожане, даже постоянные и многолетние, не догадываются обо всем разнообразии церковной утвари. Например, при слове «церковный подсвечник» перед мысленным взором большинства встает подставка для свечей, возжигаемых перед иконой. И только священнослужители и их помощники знают, что разновидности подсвечников в храме нельзя счесть по пальцам руки.